Научная статья на тему 'Управление процессом формирования досуговых потребностей подростков в условиях Центра социальной помощи семье и детям'

Управление процессом формирования досуговых потребностей подростков в условиях Центра социальной помощи семье и детям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
600
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕНТРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ / ВНЕШКОЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПОТРЕБНОСТИ ПОДРОСТКОВ / LEISURE ACTIVITIES / CENTERS OF SOCIAL ASSISTANCE TO FAMILY AND CHILDREN / EXTRACURRICULAR EDUCATIONAL WORK / NEEDS OF ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенникова Вероника Михайловна, Никитина Наталья Ивановна, Гребенников Олег Владимирович

Проблема организации социально полезной досуговой деятельности подростков является важной и актуальной для любой страны мира, в которой думают о будущем подрастающего поколения. На современном этапе развития социальной педагогики, различных отраслей психологии проблематика поиска и реализации разных вариантов организации социально полезной досуговой деятельности подростков приобрела новое звучание, поскольку уже накоплены определенные научные исследования, осмыслен имеющийся опыт по разнообразным формам, методам поиска и реализации различных вариантов организации социально полезной досуговой деятельности подростков. Проблема разработки содержания, методов, технологий реализации вариантов формирования досуговых потребностей подростков в условиях Центра социальной помощи семье и детям (ЦСПСиД), территориальных центров социального обслуживания населения (ТЦСО) является междисциплинарной. К ее разрешению должны быть привлечены специалисты многих научных отраслей (педагоги, психологи, юристы, медики, социологи и др.). При организации вариативных форм досуговой деятельности подростков следует опираться на следующие приоритетные принципы: а) свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; б) ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; в) возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка в досуговой деятельности. Культурно-досуговая деятельность выступает в качестве средства социально-педагогической коррекции нежелательных отклонений в поведении подростков. В условиях ТЦСО, ЦСПСиД целесообразно подбирать средства досуга, вызывающие интерес и желание подростка участвовать в их реализации. Активность подростка в культурно-досуговой деятельности обеспечивается учетом его желаний, благоприятной атмосферой самореализации, учетом его целесообразных устремлений. Комплексный подход в организации процесса культурно-досуговой деятельности позволяет подросткам не только свободно выбрать, в каком из занятий участвовать, но и создает условия для определенных эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гребенникова Вероника Михайловна, Никитина Наталья Ивановна, Гребенников Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of the process of formation of leisure needs of adolescents in the conditions of the center of social assistance to family and children

He problem of organizing socially useful leisure activities of adolescents is important and relevant for any country in the world, which think about the future of the younger generation. At the present stage of development of social pedagogy, the different branches of psychology to the problems of finding and implementing different variants of organization of socially useful leisure activities of teenagers have acquired a new meaning, because there is already some research, realized by the existing experience of the different forms, methods of finding and implementing different variants of organization of socially useful leisure activities of adolescents. The problem of developing the content, methods, technology implementation options for the formation and leisure needs of adolescents in terms of the social assistance Centre for families and children (Cspsid), in terms of territorial centers of social services (TCSO) is interdisciplinary. Specialists of various scientific branches (teachers, psychologists, lawyers, doctors, sociologists, etc.) should be involved in its resolution. When organizing variable forms of leisure activities of adolescents should be based on the following priority principles: a) the child's free choice of types and areas of activity; b) orientation on personal interests, needs, abilities of the child; C) possibility of free self-determination and self-realization of the child in leisure activity. Cultural and leisure activities act as a means of socio-pedagogical correction of undesirable deviations in the behavior of adolescents. In the conditions of TSSO, Tsspsid it is expedient to select the means of leisure causing interest and desire of the teenager to participate in their realization. Activity of the teenager in cultural and leisure activity is provided taking into account his desires, the favorable atmosphere of self-realization, taking into account his expedient aspirations. An integrated approach to the organization of the process of cultural and leisure activities allows adolescents not only to freely choose in which of the classes to participate, but also creates conditions for certain emotional-volitional and moral-behavioral qualities, the implementation of generally accepted requirements, compliance with the norms of interpersonal relations.

Текст научной работы на тему «Управление процессом формирования досуговых потребностей подростков в условиях Центра социальной помощи семье и детям»

Общая педагогика, история педагогики и образования General Pedagogy, History of Pedagogy and Education

DOI: 10.17748/2075-9908-2019-11-6-175-189

УДК 374

ГРЕБЕННИКОВА Вероника Михайловна

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия vmgrebennikova@mail.ru

НИКИТИНА Наталья Ивановна

Российский государственный социальный университет г. Москва, Россия nn0803@mail.ru

ГРЕБЕННИКОВ Олег Владимирович

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия vmgrebennikova@mail.ru

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСУГОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ

Аннотация: Проблема организации социально полезной досуговой деятельности подростков является важной и актуальной для любой страны мира, в которой думают о будущем подрастающего поколения. На современном этапе развития социальной педагогики, различных отраслей психологии проблематика поиска и реализации разных вариантов организации социально полезной досуговой деятельности подростков приобрела новое звучание, поскольку уже накоплены определенные научные исследования, осмыслен имеющийся опыт по разнообразным формам, методам поиска и реализации различных вариантов организации социально полезной досуговой деятельности подростков. Проблема разработки содержания, методов, технологий реализации вариантов формирования досуговых потребностей подростков в условиях Центра социальной помощи семье и детям (ЦСПСиД), территориальных центров социального обслуживания населения (ТЦСО) является междисциплинарной. К ее разрешению должны быть привлечены специалисты многих научных отраслей (педагоги, психологи, юристы, медики, социологи и др.). При организации вариативных форм досуговой деятельности подростков следует опираться на следующие приоритетные принципы: а) свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; б) ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; в) возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка в досуговой деятельности. Культурно-досуговая деятельность выступает в качестве средства социально-педагогической коррекции нежелательных отклонений в поведении подростков. В условиях ТЦСО, ЦСПСиД целесообразно подбирать средства досуга, вызываю-

щие интерес и желание подростка участвовать в их реализации. Активность подростка в культурно-досуговой деятельности обеспечивается учетом его желаний, благоприятной атмосферой самореализации, учетом его целесообразных устремлений. Комплексный подход в организации процесса культурно-досуговой деятельности позволяет подросткам не только свободно выбрать, в каком из занятий участвовать, но и создает условия для определенных эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.

Ключевые слова: досуговая деятельность, Центры социальной помощи семье и детям, внешкольная воспитательная работа, потребности подростков

Для цитирования: Гребенникова В.М., Никитина Н.И., Гребенников О.В. Управление процессом формирования досуговых потребностей подростков в условиях Центра социальной помощи семье и детям. Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. Том. 11. № 6. с. 175-189. DOI: 10.17748/2075-9908-2019-11-6-175-189.

Veronica M. GREBENNIKOVA

Kuban State University Krasnodar, Russia vmgrebennikova@mail.ru

Natalya I. NIKITINA

Russian State Social University Moscow, Russia

Oleg V. GREBENNIKOV

Kuban State University Krasnodar, Russia vmgrebennikova@mail.ru

MANAGEMENT OF THE PROCESS OF FORMATION OF LEISURE NEEDS OF ADOLESCENTS IN THE CONDITIONS OF THE CENTER OF SOCIAL ASSISTANCE

TO FAMILY AND CHILDREN

Annotation: The problem of organizing socially useful leisure activities of adolescents is important and relevant for any country in the world, which think about the future of the younger generation. At the present stage of development of social pedagogy, the different branches of psychology to the problems of finding and implementing different variants of organization of socially useful leisure activities of teenagers have acquired a new meaning, because there is already some research, realized by the existing experience of the different forms, methods of finding and implementing different variants of organization of socially useful leisure activities of adolescents. The problem of developing the content, methods, technology implementation options for the formation and leisure needs of adolescents in terms of the social assistance Centre for families and children (Cspsid), in terms of territorial centers of social services (TCSO) is interdisciplinary. Specialists of various scientific branches (teachers, psychologists, lawyers, doctors, sociologists, etc.) should be involved in its resolution. When organizing variable forms of lei-

sure activities of adolescents should be based on the following priority principles: a) the child's free choice of types and areas of activity; b) orientation on personal interests, needs, abilities of the child; C) possibility of free self-determination and self-realization of the child in leisure activity. Cultural and leisure activities act as a means of socio-pedagogical correction of undesirable deviations in the behavior of adolescents. In the conditions of TSSO, Tsspsid it is expedient to select the means of leisure causing interest and desire of the teenager to participate in their realization. Activity of the teenager in cultural and leisure activity is provided taking into account his desires, the favorable atmosphere of self-realization, taking into account his expedient aspirations. An integrated approach to the organization of the process of cultural and leisure activities allows adolescents not only to freely choose in which of the classes to participate, but also creates conditions for certain emotional-volitional and moral-behavioral qualities, the implementation of generally accepted requirements, compliance with the norms of interpersonal relations.

Keywords: leisure activities, centers of social assistance to family and children, extracurricular educational work, needs of adolescents

For citation: Grebennikova V.M., Nikitina N.I., Grebennikov O.V. Management of the process of formation of leisure needs of adolescents in the conditions of the center of social assistance to family and children. Historical and Social-Pedagogical Studies. 2019. Vol. 11. No.6. PP. 175-189.

DOI: 10.17748/2075-9908-2019-11-6-175-189. (In Russ., abstract in Eng.).

Благодарность:Статья подготовлена в рамках государственного задания

Минобрнауки РФ № 1.9328.2017/БЧ.

Acknowledgement: The article was prepared in the framework of the state task of the Ministry of education and science of the Russian Federation No. 1.9328.2017/ BCh.

В настоящее время в обществе возрастает потребность в людях инициативных, творческих, находящихся в состоянии готовности к преобразованию действительности, в людях, которые будут привносить что-то новое в решение жизненно необходимых социально-экономических, культурных задач, будут полезными для общества. В этой связи особую актуальность приобретает сегодня проблема развития творческого потенциала личности.

Актуальность рассматриваемой темы данной статьи связана с необходимостью совершенствования работы по эффективной организации досуговой деятельности молодежи, так как существующие учреждения по работе с молодыми людьми еще недостаточно оснащены программными установками и опытом эффективной организации свободного времени.

Культурно-просветительская и интеллектуально-досуговая деятельности как социокультурные феномены имеют отношение ко многим сферам и системам жизнедеятельности современного человека: и к системе образования, и к экономической системе, и даже к общественно-политической системе, и к системе национальных отношений. Сегодня с учетом уровня развития современного постиндустриального техно-информационного общества как никогда ранее необходим поиск новых способов изучения многообразных компонентов данной деятельности на базе интеграции различных психолого-педагогических, культурологических, философских и социологических дисциплин. Действительно, от организации досу-- 177

га населения в значительной степени зависит морально-психологический климат в обществе, его культурный уровень, физическое и нравственное здоровье трудовых ресурсов и подрастающего поколения [2; 3; 8].

Проблема организации социально полезной досуговой деятельности подростков является важной и актуальной для любой страны мира, в которой думают о будущем подрастающего поколения. Подростковый возраст является важным этапом в процессе личностного развития человека. Именно в этот возрастной период активно (сверхдинамично) развиваются коммуникативные, гендер-ные, эмоционально-волевые, психосоциальные, поведенческие, интеллектуальные сферы личности подрастающего человека. Личность подростка имеет социально-психологические особенности: желание любой ценой удовлетворить свои потребности; мода, то есть приверженность ко всякого рода знакам, отличающихся от обыденных; расхождение реальных поступков и знаний норм, ценностей. Для многих подростков характерна конфликтность, агрессивность, внушаемость, несформированность эмоциональной и волевой сферы личности. По мнению практически всех ведущих специалистов в области возрастной психологии, педагогической психологии, психологии развития, дифференциальной психологии, педагогической антропологии, подростковый возраст можно с уверенностью считать наиболее благоприятным (сенситивным) периодом в социально-коммуникативном, гендерном, саморегулятивном, эмоционально-волевом развитии подрастающего человека [13; 15].

В современной России из позитивных моментов последнего десятилетия (в сфере развития государственных форм социально-педагогической поддержки, реабилитации, социально-педагогической адаптации несовершеннолетних) можно указать создание и развитие сети специализированных Центров поддержки семьи и детства (ЦПСиД), Центров социальной помощи семье и детям (ЦСПСиД), территориальных центров социального обслуживания населения (ТЦСО). Данные Центры ориентированы на временное пребывание ребенка в условиях отделений дневного пребывания несовершеннолетних.

Проблему поиска и реализации различных вариантов организации социально полезной досуговой деятельности подростков нельзя считать относительно новой. Эта проблема, пожалуй, была одной из центральных проблем с момента возникновения социальной педагогики как научной отрасли и профессиональной деятельности [5; 7; 11].

На современном этапе развития социальной педагогики, семейной педагогики, ювенологии, семейного права, девиантологии, виктимологии, различных отраслей психологии проблематика поиска и реализации различных вариантов организации социально полезной досуговой деятельности подростков приобрела новое звучание, поскольку уже накоплены определенные научные исследования, осмыслен имеющийся опыт по различным формам, методам поиска и реализации многообразных вариантов организации социально полезной досуговой деятельности подростков.

Социальные педагоги неоднократно обращали свое внимание на феномен досуга, подчеркивая его высокую значимость в общем процессе становления личности человека. Они изучали закономерности физического и ценностного становления человека в контексте культурно-досуговой деятельности, разрабатывали методы, методики и инструментарий, позволяющие в педагогическом отношении эффективнее использовать дарованное человеку досуговое время.

Внеурочная (досуговая) деятельность подростков имеет много видов, направлений и форм. Приведем здесь сначала виды: познавательная; игровая; ху-

дожественное творчество; проблемно-ценностное общение; развлекательная, социально-творческая (социально значимая волонтерская деятельность); трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность.

Формы внеурочной (досуговой) деятельности подростков можно представить по группам:

- социальная группа состоит из бесед, целевых прогулок и экскурсий, ролевых и деловых игр, наблюдения, опытов, также она может включать практикумы, конкурсы, акции;

- общеинтеллектуальная группа форм содержит в себе тематические недели, конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры;

- спортивно-оздоровительная группа включает в себя организацию походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Веселых стартов», спортивных соревнований, проведение бесед по охране здоровья;

- духовно-нравственная группа охватывает организацию экскурсий, дней театра и музея, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся, проведение тематических встреч и бесед [12; 18].

Очевидно, многие формы внеурочной (досуговой) деятельности подразумевают большое количество общения детей между собой и с взрослыми. Это общение может быть обусловлено рамками и правилами, которые подразумевает форма беседы или конференции, а может быть достаточно свободным. К примеру, на экскурсии дети могут спокойно обсуждать между собой получаемую ими информацию, делиться впечатлениями и эмоциями. Определенно, это положительно сказывается на развитии коммуникативных навыков в любом возрасте.

Такое разнообразие форм говорит о том, что реализовывать внеурочную (досуговую) деятельность подростков могут работники различных категорий: педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, психологи, аниматоры и т.д. В связи с этим процесс разработки программ внеурочной деятельности становится актуальным для руководителей образовательных и досуговых детских учреждений.

Следует заметить, что проблема разработки содержания, методов, технологий реализации вариантов формирования досуговых потребностей подростков в условиях Центра социальной помощи семье и детям (ЦСПСиД), территориальных центров социального обслуживания населения (ТЦСО) является междисциплинарной. К ее разрешению должны быть привлечены специалисты различных научных отраслей (педагоги, психологи, юристы, медики, социологи и др.). Однако в настоящее время использование технологии культурно-досуговой деятельности в социальной работе сведено на нет в связи с тем, что теоретиками и практиками социальной работы мало внимания уделяется данной технологии. Именно поэтому существует необходимость изучения этой технологии.

Проблемой формирования у детей школьного возраста основ культуры досуговой деятельности занимаются многие отечественные исследователи (А.С. Белкин, В.М. Журавский, П.Ф. Курбушко, В.С. Леднев, А.К. Маркова, Л.В. Моисеева, Г.М. Романцева, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.). Досуг, процесс досуговой деятельности (как объект и предмет исследования) находился в центре внимания многих ученых из различных научных отраслей: К.А. Абульхановой-Славской, Б.Т. Ананьева, В.И. Андреева, А.Г. Асмолова, H.A. Бердяева, Б.М. Бим-Бада, В.В. Давыдова, И.И. Ильясовой, М.С. Кагана, Л.А. Першиной, И.Н. Петровой, В.И. Слободчикова и др. Исследованием различных аспектов культуры досуговой деятельности как междисциплинарной теоретической и прикладной проблемы занимались И.М. Бакштановский, Э. Берн, B.C. Библер, А.Б. Бобрович, Л.И. Божович,

В.В. Виноградов, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, В. Зигерт, Д. Карнеги, Я.Л. Коломин-ский, Л.А. Петровская, А.В. Петровский, А.А. Реан, Р. Фишер, В.М. Шепель и др. В трудах М.В. Фирсова и Е.Г. Студеновой рассматриваются вопросы, затрагивающие исследования различных аспектов культурно-досуговой деятельности как ресурса социальной работы. Теоретические основы процесса развития культуры досуговой деятельности школьников, процесса профилактики девиантного поведения детей средствами досуга достаточно широко представлены в целом ряде исследований (Т.А. Василькова и Ю.В. Василькова, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, Ф.А. Мустаева, Н.И. Никитина, Р.В. Овчарова и др.). Однако в современной научной и методической литературе недостаточно раскрыты методика и технология менеджмента формирования досуговых потребностей подростков в условиях ТЦСО, ЦСПСиД.

Методологической основой исследования, результаты которого представлены в данной статье, являлись: личностно-ориентированный и системно-комплексный подходы к воспитанию, обучению, образованию детей школьного возраста (И.А. Зимняя, В.И. Слободчиков, В.А. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.); концепции развития личности в школьном возрасте (Л.С. Выготский, В.И. Гарбу-зов, И.В. Дубровина, Т.С. Комарова, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.); междисциплинарный подход к исследованию культуры досуга как многоаспектной проблемы (психологической, социально-педагогической, медицинской, демографической, социологической, культурологической, антропологической, валеологиче-ской, этической и др.); концепции гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.); теории социализации личности и социального воспитания (Г.М. Андреева, И.Д. Демакова, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, Н.Л. Селиванова и др.); концептуальные идеи, базовые положения педагогики сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, О.С. Газман, А.М. Егорычев, Б.Т. Лихачев, Л.В. Мардахаев и др.). Теоретической основой выполнения данной работы являлись: теория развития личности школьника в досуговой деятельности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, В.С. Мухина, А.Г. Рузская и М.И. Лисина, В.И. Слободчиков и др.); теория воспитания игрой (Н.П. Аникеева, Т.И. Бабаева, М.А. Бесова, Л.С. Выготский, Л.В. Мардахаев, П.И. Пидкасистый, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин и др.); теория развития коммуникативных навыков (навыков общения) школьников (С.С. Бычкова, Н.В. Клюева, Л.М. Шипицына и др.); теория развития коммуникативных способностей школьников (Н.Г. Богуславская, И.В. Дубровина и др.); теория развития в игре умений и навыков школьников в сфере общения со взрослым (Н.А. Абрамова, Л.С. Выготский, Л.В. Мардахаев, Ж. Пиаже и др.); теория воспитания подрастающего поколения средствами досуга (В.А. Александров, А.Е. Добраш и др.); теории развития личности ребенка в процессе социального воспитания (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, А.А. Реан и Я.Л. Коломинский, В.И. Слободчиков, Л.М. Фридман, Д.Б. Эльконин и др.); теории взаимодействия специалистов образовательных организаций с родителями, членами семей школьников (Л.В. Мардахаев, Н.И. Никитина, Е.И. Рогов, Р.В. Овчарова и др.), теория влияния культуры педагога на развитие культуры досуга детей (В.В. Давыдов, А.Б. Добрович, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик и др.).

В конце ХХ в. в учебных пособиях по педагогике «досуг» нередко определяли как «развлечение». К сожалению, до сих пор в школе можно встретить представление о досуге как о чем-то «несерьезном», «второстепенном», «маловажном» (в противоположность учению, общественной работе, труду). Между тем Сталь Шмаков определяет досуг ребенка как «мост в большой мир», а путь по этому мо-

сту обеспечивает дополнительное образование, личностное развитие и даже самовоспитание личности молодого человека. Правильно организованный детский досуг пронизан многоликими образами жизни, а суть досуга состоит в реальной поддержке личностного роста ребенка как деятеля, «преобразователя» и самого себя, и порой окружающей действительности. Досуговая деятельность детей отличается абсолютной добровольностью. Заставить детей заниматься досугом невозможно. Возможно приохотить к нему [17; 18]. Досуг опирается на принцип удовольствия, на чувственную основу приятных ощущений, переживаний, мыслей. В своей досуговой деятельности детям свойственно все опробовать: компьютерные игры, спорт, мир музыки, коллекционирование, техническое творчество, туризм, художественное творчество и др. Следует помнить, что в сфере детского досуга постоянно изменяется иерархия и целевая направленность интересов ребят. От этого зависит выбор досуговой деятельности ребенка [10; 20].

Досуг детей может быть: организованным (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийным (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени); контролируемым и неконтролируемым; коллективным и индивидуальным, подражательным и творческим; нормативным (традиционно сложившиеся модели досуга) и инновационным (перспективная научно-исследовательская, изыскательская деятельность, например в сфере робототехники). Одной из распространенных форм организации досуга детей является клубная деятельность. В клубе в атмосфере заботы, игры и радости, общины и позитивной молодежной субкультуры человеку легче обрести веру в себя, поддержку в принятии норм и правил социального мира взрослых. Основное содержание клубной работы - это самодеятельная и целостная реализация базовых потребностей детей, подростков и молодых людей в социокультурной адаптации, поиск новых форм коллективности, поддержки и взаимопомощи детей и взрослых. Влияние клубных объединений на социализацию детей многообразно. Главное же в том, что клубная жизнедеятельность является реальной возможностью проявления и развития индивидуальных способностей каждого, дополнительным шансом реализовать себя в разновозрастном коллективе и микросоциуме [1; 6; 12].

Развитие в современных условиях педагогики досуга детей и подростков предполагает решение следующих задач: изучение интересов и потребностей воспитанников, их родителей в сфере интеллектуально-развивающих и культурно-просветительских видов досуга; определение содержания, форм и методов досуговой работы с несовершеннолетними с учетом их возраста; формирование условий для создания единого досугового интеллектуально-развивающего пространства в системе «семья - школа - учреждения дополнительного образования детей -клубные детско-юношеские объединения - учреждения культуры»; расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам; создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста; создание максимальных условий для освоения детьми и подростками в досуговой деятельности духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов; обращение в процессе реализации различных форм и видов досуговой деятельности к личностным проблемам несовершеннолетних, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.

В условиях досуговой деятельности ребенок имеет реальную возможность

выбора своего индивидуального пути личностно-творческого развития. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.

Внимание педагогической науки к сфере досуга сконцентрировано на поиске педагогических условий и средств превращения свободного времени человеческого капитала в зону активного отдыха, а также в сферу духовно-нравственного, интеллектуального, эмоционально-волевого, физического развития личности (особенно личности несовершеннолетнего) [14; 16].

Для подрастающего поколения Российской Федерации наличие в нашей стране многообразия учреждений дополнительного образования детей, учреждений социальной сферы (ТЦСО, ЦСПСиД) являет собой прекрасную возможность выбрать и реализовать индивидуальный вариант личностного (а порой и будущего профессионального) саморазвития. В организации различных видов и форм культурно-просветительской досуговой деятельности подростков велика роль социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, социальных работников ТЦСО, ЦСПСиД. Данным специалистам очень важно правильно подобрать для подростков соответствующие их возрастным особенностям виды и формы досуговой деятельности: кружки, студии, клубы по интересам; мастер-классы; творческие лаборатории; посещение музеев, театров.

Разнообразные средства досуговой деятельности и дополнительного образования подростков содействуют активизации художественного, научно-технического и прикладного творчества, развивают социально-творческую активность детей. Клубный коллектив в условиях ТЦСО, ЦСПСиД оказывается не только средством разностороннего развития личности подростка, ее духовного обогащения, но и способом включения подростка в разностороннюю общественно полезную деятельность.

Для формирования и развития культуры досуговой деятельности подростков в условиях ТЦСО, ЦСПСиД есть все необходимые предпосылки, обусловленные психовозрастными особенностями школьников: особая эмоциональная восприимчивость и интерес к общению, многообразие коммуникативных действий, эмоциональная насыщенность контактов.

При организации вариативных форм досуговой деятельности подростков следует опираться на следующие приоритетные принципы: а) свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; б) ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; в) возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка в досуговой деятельности [3; 12].

Культурно-досуговая деятельность выступает в качестве средства социально-педагогической коррекции нежелательных отклонений в поведении подростков. Она несет в себе развивающий и коррекционный социально-педагогический потенциал, позволяющий использовать ее в работе с агрессивными подростками. Технология использования культурно-досуговой деятельности в коррекции агрессивного поведения подростков включает подбор игр и других культурно-досуговых мероприятий, направленных на социально-педагогическую коррекцию агрессивности [14; 19]. Различные виды досуга обладают своими возможностями. Игра оказывает сильное влияние на развитие личности подростка. Театрально-игровая деятельность способствует обогащению эмоционально-чувственной сферы, повышению коммуникативной активности, а также дает возможность под-182 -

росткам общаться не только между собой, но и с педагогами и родителями, что позволяет повысить уровень коммуникативных навыков подростка.

В условиях ТЦСО, ЦСПСиД целесообразно подбирать средства досуга, вызывающие интерес и желание подростка участвовать в их реализации. Активность подростка в культурно-досуговой деятельности обеспечивается учетом его желаний, благоприятной атмосферой самореализации, учетом его целесообразных устремлений. Комплексный подход в организации процесса культурно-досуговой деятельности позволяет подросткам не только свободно выбрать, в каком из занятий участвовать, но и создает условия для определенных эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.

Технология социально-педагогического сопровождения менеджмента формирования досуговых потребностей подростков в условиях ТЦСО, ЦСПСиД состоит из этапов: 1) диагностический этап (определяется, диагностируется суть проблемы сопровождения менеджмента формирования досуговых потребностей подростков в условиях ТЦСО, ЦСПСиД, возможные пути решения и др.); 2) проективный этап (предполагает обсуждение возможных вариантов решения проблемы социально-педагогического сопровождения менеджмента формирования до-суговых потребностей подростков в условиях ТЦСО, ЦСПСиД всеми заинтересованными сторонами, прогноз эффективности взаимодействия специалистов Центра, родителей в сфере формирования досуговых потребностей подростков, стимулирования активности родителей и самих детей в сфере выбора различных форм досуга и др.); 3) деятельностный этап (достижение желаемого результата взаимодействия специалистов Центра, родителей в сфере формирования досуговых потребностей подростков); 4) рефлексивный этап (оценка, анализ эффективности проведенной работы в области взаимодействия специалистов Центра, родителей в сфере формирования досуговых потребностей подростков).

Технология социально-педагогического сопровождения менеджмента формирования досуговых потребностей подростков в условиях ТЦСО, ЦСПСиД - это целенаправленный и организованный социально-педагогический процесс воздействий и взаимодействий педагогов, родителей и детей, направленный на преодоление трудности ребенка в каком-либо отношении в досуговой сфере, в том или ином аспекте его жизнедеятельности, в области общения, коммуникативной культуры детей школьного возраста. Одним из средств формирования основ досуговой культуры подростков является игра. В процессе игровой деятельности формируются ценностные ориентации, модели поведения в сфере коммуникаций (общения), которые функционируют в обществе [14; 17].

Культура самоорганизации досуговой деятельности подростка включает в себя: а) готовность и способность вступить в контакт, вести диалог; б) умения и навыки использования различных (доступных возрасту) языковых средств; в) элементарные знания этикета, умения и навыки соблюдения элементарных норм вежливости в сфере общения; г) умения слушать, слышать, понимать собеседника (с учетом возрастной временной и содержательной нормы концентрации внимания); д) умения проявлять доброжелательность в процессе диалога (по отношению к собеседнику); е) навыки правильно вести себя в затруднительных сложных (коммуникативных) ситуациях (ссора, конфликт, обида, извинение и др.); ж) умения (навыки) соблюдать правила вежливости, навыки соблюдения элементарных правил этикета.

Исследование проводилось на базе ряда центров социальной помощи семье - 183

и детям, территориальных центров социального обслуживания населения, центров детско-юношеского творчества (далее «Центр»), в частности ТЦСО «Зеленоградский», ЦСПСиД «Кунцево», ЦСПСиД «Кутузовский», ЦДЮТ «Донской» и др. Практически все Центры включают в себя: психологическую службу, социально-педагогическую службу, несколько клубных объединений (в том числе танцевальный клуб, клубы семейного досуга, клуб любителей туризма, клуб почемучек, клуб любителей психологии, родительский клуб и др.). В Центрах есть студии бальных танцев, изостудия, театральная студия и др.). В Центрах работают высококвалифицированные сотрудники - специалисты-профессионалы различного профиля (педагоги дополнительного образования, психологи, социальные педагоги, логопеды, дефектологи, медики, специалисты по ЛФК и др.) - все специалисты, искренне любящие свое непростое дело, постоянно повышающие свою квалификацию.

В исследовании принимали участие 126 подростков (в возрасте от 11 до 13 лет), 38 специалистов Центров различного профиля, 64 родителя.

Экспериментальная работа проводилась в три этапа: 1) констатирующий этап экспериментальной работы (определение исходного уровня культуры досуга подростков путем подбора диагностических методик, проведения констатирующего эксперимента, анализ данных, систематизация эмпирического материала констатирующего этапа экспериментальной работы, подведение его итогов); 2) формирующий этап экспериментальной работы (реализация комплекса специализированных технологий (игровых, обучающих, развивающих), направленных на коррекцию форм проявления культуры досуга подростков, девиантности поведения подростков, распространение среди педагогов и родителей практических рекомендаций по использованию комплекса технологий, направленных на коррекцию форм проявления девиантности поведения подростков в периоды, когда ребенок не находится в образовательной организации); 3) контрольный этап экспериментальной работы (завершение работы, систематизация эмпирического материала, применение математических методов и методов математической статистики для обработки имеющихся данных, итоговый анализ полученных результатов).

В ходе опытно-экспериментальной работы (ОЭР) на констатирующем этапе удалось провести психолого-педагогическую диагностику воспитанников Центров по методикам: «Тест склонности к девиантному поведению» (А.Н. Данилин); «Методика диагностики склонности к аддиктивному поведению» (В.В. Бойко), «Социально-психологическая адаптация личности» (К. Роджерс); «Методика Басса - Дарки», «Методика выявления акцентуаций характера в юношеском возрасте» (В.И. Личко) [9], «Методика выявления акцентуаций характера» (авторы: Леонгард - Шмишек). По итогам реализации методики получены следующие результаты.

Методика «Социально-психологическая адаптация личности» (К. Роджерс): у 20% респондентов - высокий уровень социальной адаптивности; у 45% - средний уровень адаптивности; 35% респондентов относятся к низкому уровню социальной адаптивности. «Методика диагностики склонности к аддиктивному поведению» (В.В. Бойко): 13% респондентов относятся к высокому уровню склонности к аддиктивному поведению; 42% - к среднему уровню склонности к аддиктивному поведению; 45% - к низкому уровню склонности к аддиктивному поведению.

«Методика выявления акцентуаций характера в юношеском возрасте» (В.И. Личко), «Методика выявления акцентуаций характера» (авторы: Леонгард -184 -

Шмишек): 28% респондентов имеют акцентуации характера, которые могут способствовать развитию склонности к девиантному поведению. «Тест склонности к девиантному поведению» (А.Н. Данилин): 25% респондентов относятся к высокому уровню склонности к девиантному поведению; 65% - к среднему уровню склонности к девиантному поведению; 10% - к низкому уровню склонности к девиантному поведению.

Специалисты Центров оказывают содействие формированию здорового образа жизни подростка, развитию его индивидуальности; развитию психических функций.

В течение многих лет Центры в период каникул реализуют программу «Веселые каникулы». Содержательный досуг и учебные занятия для всей семьи - это приобщение детей к семейным ценностям, а родителей - к культуре совместного с детьми отдыха.

На контрольном этапе ОЭР, чтобы выявить эффективность реализованного комплекса мер, проводится вторичная диагностика, которая выявляет уровень культуры досуга подростков по выведенным критериям. Для определения уровня сформированности (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий) культуры досуга (культуры самоорганизации досуговой деятельности подростка) были определены следующие критерии: а) мотивационный; б) когнитивный; в) деятельностный.

При сопоставлении данных (2016 г. и 2019 г.) по уровням сформированности (развитости) социально важных качеств, коммуникативных навыков у подростков по Т-критерию Вилкоксона были выявлены достоверные сдвиги в сторону повышения уровня социально важных качеств, коммуникативных качеств личности, общительности, а также снижения количества подростков с низким уровнем самооценки (Т=88; а<0,05). Анализ полученных значений уровня значимости при расчетах помощи U-критерия Манна-Уитни показал, что существуют достоверные различия двух выборок (2016 г. и 2019 г.) по показателям позитивных межличностных отношений в группах подростков (с вероятностью большей, чем 0,95), т.е. на протяжении срока проведения эксперимента с учетом выбранного уровня значимости различия выборок статистически достоверны.

Итогом проделанной работы (табл. 1 и 2) следует считать: повышение уровня развитости (сформированности) культуры досуговой деятельности подростков, повышение уровня развитости (сформированности) социально важных качеств, коммуникативных навыков у подростков, положительные отзывы специалистов Центров и членов семей подростков о благотворном влиянии на развитие детей различных форм досуговой деятельности.

Таблица 1. Уровень сформированности навыков саморегуляции поведения подростков (на основе методики наблюдений и проектных методик) (в %)

Дата диагностики Уровень сформированности навыков саморегуляции поведения младших подростков

Очень низкий Низкий Средний Высокий

2016 г. 54% 26% 15% 5%

2019 г. 30% 40% 21% 9%

Таблица 2. Уровень сформированности культуры досуговой деятельности подростков(в %)

Время диагностики Низкий уровень Уровень ниже среднего Средний уровень Уровень выше среднего Высокий уровень

2016 г. 15 35 20 9 21

2019 г. 5 22 28 15 35

В целом же педагогически целесообразная организация досуговой деятельности несовершеннолетних позволяет обеспечить включение детей и подростков в такую деятельность, которая, с одной стороны, лежит в сфере интересов взрослых (в данном случае педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, организаторов работы с молодежью), а с другой - создает возможности для подрастающего поколения реализовать и утвердить себя на уровне взрослых, соблюдая принципы общественной оценки, преемственности, четкого построения этой деятельности.

Эффективность менеджмента формирования досуговых потребностей подростков в условиях ТЦСО, ЦСПСиД возрастает, если обеспечивается реализация следующих условий: а) учет индивидуального своеобразия каждого ребенка, его «семейной истории», досуговых предпочтений и интересов подростка; б) профессиональная подготовленность специалистов ТЦСО, ЦСПСиД к реализации задач социально-педагогического сопровождения менеджмента формирования досуго-вых потребностей подростков в условиях Центра; специалисты ТЦСО, ЦСПСиД обладают навыками разработки и реализации социально-педагогических технологий, программ и методик работы с разными типами девиантного поведения подростков; в) систематический мониторинг промежуточных результатов процесса формирования досуговых потребностей подростков в условиях Центра (при необходимости корректировка первоначального плана/проекта выбранного индивидуального/оптимального варианта социально-педагогического сопровождения менеджмента формирования досуговых потребностей подростков в условиях Центра); г) взаимодействие родителей подростков и специалистов ТЦСО, ЦСПСиД в сфере формирования досуговых потребностей подростков в условиях Центра; д) систематическое развитие материально-технической базы ТЦСО, ЦСПСиД как учреждений досуга в соответствии с требованиями саморазвития личности молодого человека; е) создание в ТЦСО, ЦСПСиД комфортной культурно-досуговой среды; ж) комплекс мер, направленных на формирование культуры досуга подростков реализуется поэтапно, носит дифференцированный характер и строится с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности; з) организаторы социально-досуговой работы выступают примером досуговой культуры и обеспечивают мотивированность и активность подростков в проведении досуга.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: Учеб. пособ. - М.: Аспект Пресс, 2006.

2. Васильева Г.А. Социально-культурная деятельность. - Ярославль: МИР-Знание, 2005.

3. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. - М.: Флинта, 2006.

4. Гребенников О.В., Никитина Н.И. Социально-педагогическая коррекция поведения подростков "группы риска" средствами культурно-досуговой деятельности // В сб.: Наука, образование и инновации / Сб. ст. межд. науч.-пр. конф. - Уфа, 2016. - С. 123-128.

5. Гребенников О.В., Гребенникова В.М., Никитина Н.И. Управление педагогическими системами. - Краснодар, 2014.

6. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. - М.: МГУКИ, 2004.

7. Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М.: Гардарики, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Липский И.А. [и др.} Социальная педагогика. - М.: Дашков и К, 2014.

9. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. - М.: ЭКСМО - Пресс, 1999.

10. Морисе Д.С. Психология досуга. - СПб.: Питер, 2013.

11. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. - М.: Академ. Проект, 2003.

12. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Владос, 2005.

13. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2012.

14. Рожков М.И., Куприянов Б.В., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: взрослые игры для детей. - М.: Владос, 2011.

15. Цукерман А.Г., Слободчиков В. И. [и др.] Психология развития человека. - М.: Генезис, 2013.

16. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной и театрально-игровой деятельности школьников. - М.: Сфера, 2011.

17. Шмаков С.А. Ее величество - игра. - М.: Новая Школа, 1993.

18. Шмаков С.А. Уроки детского досуга. - М.: КЛАСС, 2002.

19. Grebennikov O.V., Spulber D., Nikitina N.I., Padylin N.Yu. About prevention of the use by pupils of boarding schools of psychoactive substances // Вестник научных конференций. - 2018. - № 7-1 (35). - С. 25-28.

20. Grebennikova V.M., Nikitina N.I., Povetkin S.A. The development of communicative culture among senior pupils by means of game technologies // Журнал Министерства народного просвещения. - 2016. - № 4 (10). - С. 172-180.

REFERENCES

1. Avanesova G. A. Cultural and leisure activities: theory and practice of organization: Studies. textbook. Moscow: Aspect Press, 2006.

2. Vasilyeva G. A. Social and cultural activity. Yaroslavl: MIR-Znanie, 2005.

3. Volovik A. F., Volovik V. A. pedagogy of leisure. Moscow: Flint, 2006.

4. Grebennikov O. V., Nikitina N. I. Social and pedagogical correction of behavior of teenagers of "risk group" by means of cultural and leisure activity. in collection: Science, education and innovations. Collection of articles of the international scientific and practical conference. Ufa, 2016. Pp. 123-128.

5. Grebennikov O. V., Grebennikova V. M., Nikitina N. I. Management of pedagogical systems. Krasnodar, 2014.

6. Kiseleva T. G., Krasilnikov Yu. D. Social and cultural activity. M.: Moscow state University, 2004.

7. Kodzhaspirova G. M. Pedagogy. M.: Gardariki, 2004.

8. Lipsky I. A. [et al.] Social pedagogy. Moscow: Dashkov and K, 2014.

9. Lichko A. E. Types of character accentuations and psychopathies in adolescents. Moscow: EKSMO-Press, 1999.

10. Maurice D. S. psychology of leisure. - SPb.: Peter, 2013.

11. Mustaeva F. A. Fundamentals of social pedagogy. M.: Academ. Project, 2003.

12. Nikitina N. I. Methodology and technology of social pedagogue. Moscow: Vlados, 2005.

13. Rean A. A., Kolominsky Y. L. Social pedagogical psychology. SPb.: Peter, 2012.

14. Rozhkov M. I., Kupriyanov B. V., Frishman I. I. Organization and methodology of games with teenagers: adult games for children. Moscow: Vlados, 2011.

15. Zuckerman A. G., Slobodchikov V. I. [et al.] Psychology of human development. Moscow: Genesis, 2013.

16. Churilova E. G. Methodology and organization of theatrical and theatrical-game activity of schoolchildren. Moscow: Sphere, 2011.

17. Shmakov S. A. Her Majesty-game. Moscow: New School, 1993.

18. Shmakov S. A. Lessons of children's leisure. Moscow: KLASS, 2002.

19. Grebennikov O. V., Spulber D., Nikitina N. I., Padylin N. Yu. About prevention of the use by pupils of boarding schools of psychoactive substances. Bulletin of scientific conferences. - 2018. No. 7-1 (35). Pp. 25-28.

20. Grebennikova V. M., Nikitina N. I., Povetkin S. A. The development of communicative culture among senior pupils by means of game technologies. Journal of the Ministry of national education. 2016. No. 4 (10). Pp. 172-180.

Информация об авторах: Гребенникова Вероника Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета психологии, педагогики и коммуникативистики, заведующая кафедрой психологии и педагогики, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия vmgrebennikova@mail.ru

Никитина Наталья Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный социальный университет (РГСУ) г. Москва, Россия nn0803@mail.ru

Гребенников Олег Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент факультета психологии, педагогики и коммуникативистики, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия vmgrebennikova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.12.2019 После доработки: 10.12.2019 Принята к публикации: 23.12.2019

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Information about the authors: Veronica M. Grebennikova, Doctor of Education, Professor, Kuban State University, Krasnodar, Russia vmgrebennikova@mail.ru

Natalya I. Nikitina, Doctor of pedagogical Sciences, Professor, Russian State Social University Moscow, Russia

Oleg V. Grebennikov, Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the faculty of psychology, pedagogy and communication studies, Kuban State University, Krasnodar, Russia vmgrebennikova@mail.ru

Received: 01.12.2019

Received after reworking: 10.12.2019

Accepted for publication : 23.12.2019

The authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.