При представлении концертной программы на фестивале-конкурсе молодой руководитель должен помнить, что в этот момент должны господствовать только положительные эмоции от совместной деятельности. Дирижер на сцене не присутствует, что типично для ансамблей народной песни, поэтому, с одной стороны, участникам дается некоторая творческая свобода, но, с другой стороны, присутствует внимание, сосредоточенность на исполнительстве.
Процесс выступления необходимо запечатлеть на видеокамеру для последующего просмотра и конструктивного обсуждения «дома», а также сохранения записи (как и фотографий) в портфолио коллектива.
По окончании выступления нелишним будет остаться ансамблю в качестве зрителя, чтобы просмотреть выступления других коллективов. Это даст общее представление о том, кто приехал на фестиваль-конкурс, окунуться в их культуру. После церемонии награждения делаются яркие фото коллектива на фоне банне-ра с логотипом конкурса, а также с другими коллективами, отдельными участниками, представителями жюри.
Библиографический список
Время, оставшееся до отъезда, можно уделить экскурсии, отдыху, прогулке - в зависимости от интересов каждого. Главное - договориться о месте и времени сбора.
Вернувшись с конкурса, на одной из репетиций желательно просмотреть видеозапись выступления и провести рефлексию за круглым столом, где каждый может выразить свое мнение, отметить, что удалось, на что следует обратить внимание, и что он получил для себя от поездки на конкурс. Такой разговор способствует повышению качества участия коллектива в фестивалях-конкурсах. Наградные документы, если таковые имеются, необходимо разместить на сайте Дома культуры и передать в творческий отдел.
Мы осознаем, что нам не удалось описать все особенности, связанные с участием взрослого коллектива в выездных фестивалях-конкурсах, так как каждый коллектив уникален, имеет свои условия для творчества, цели, задачи деятельности и т.п. Вместе с этим мы надеемся, что данная статья поможет молодому руководителю ансамбля народной песни в подготовке своего коллектива к фестивалю-конкурсу.
1. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (редакция от 18.07.2019). Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_1870/
2. Из прошлого в будущее. Теория и практика вокально-хорового образования. Избранные статьи. Составители Е.Д. Критская, А.Б. Критский. Москва: Экон-Информ, 2017.
3. Положение о присвоении (подтверждении) звания «Народный», «Образцовый» любительским творческим коллективам, постоянно действующим в муниципальных культурно-досуговых организациях Московской области, а также в иных организациях культуры Московской области иной формы собственности. Утверждено распоряжением Министерства культуры Московской области от 26.12.2018. № 15PB—143.
4. Энциклопедический музыкальный словарь. Составители Б.С. Штейнпресс, И.М. Ямпольский. Ответственный редактор ГВ. Келдыш. Москва: Большая советская энциклопедия, 1956.
5. Руднева А.В. Состояние и пути дальнейшего развития русских народных хоров. Сборник статей по вопросам работы хоров художественной самодеятельности. Ответственный за выпуск А.И. Големба. Москва: Всесоюзный дом народного творчества имени Н.К. Крупской, 1957: 28 - 64.
6. Специфика учебно-воспитательной работы в фольклорных певческих коллективах: методическое пособие. Москва: ВНМЦ НТ и КПР 1984.
7. Малые жанры русского фольклора = Пословицы, поговорки, загадки. Хрестоматия для филологических специальностей университетов и педагогических институтов. Составитель В.Н. Морохин. Москва: Высшая школа, 1979.
References
1. Osnovy zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii o kul'ture (utv. VS RF 09.10.1992 N 3612-1) (redakciya ot 18.07.2019). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_1870/
2. Iz proshlogo v buduschee. Teoriya iprakiika vokal'no-horovogo obrazovaniya. Izbrannye stat'i. Sostaviteli E.D. Kritskaya, A.B. Kritskij. Moskva: 'Ekon-Inform, 2017.
3. Polozhenie o prisvoenii (podtverzhdenii) zvaniya «Narodnyj», «Obrazcovyj» lyubitel'skim tvorcheskim kollekiivam, postoyanno dejstvuyuschim v municipal'nyh kul'turno-dosugovyh organizaciyah Moskovskoj oblasti, a takzhe v inyh organizaciyah kultury Moskovskoj oblasti inoj formy sobstvennosti. Utverzhdeno rasporyazheniem Ministerstva kul'tury Moskovskoj oblasti ot 26.12.2018. № 15PB-143.
4. 'Enciklopedicheskijmuzykal'nyjslovar'. Sostaviteli B.S. Shtejnpress, I.M. Yampol'skij. Otvetstvennyj redaktor G.V. Keldysh. Moskva: Bol'shaya sovetskaya 'enciklopediya, 1956.
5. Rudneva A.V. Sostoyanie i puti dal'nejshego razvitiya russkih narodnyh horov. Sbornik statej po voprosam raboty horov hudozhestvennoj samodeyatel'nosti. Otvetstvennyj za vypusk A.I. Golemba. Moskva: Vsesoyuznyj dom narodnogo tvorchestva imeni N.K. Krupskoj, 1957: 28 - 64.
6. Specifika uchebno-vospitatel'nojraboty v fol'klornyh pevcheskih kollektivah: metodicheskoe posobie. Moskva: VNMC NT i KPR, 1984.
7. Malye zhanry russkogo fol'klora = Poslovicy, pogovorki, zagadki. Hrestomatiya dlya filologicheskih special'nostej universitetov i pedagogicheskih institutov. Sostavitel' V.N. Morohin. Moskva: Vysshaya shkola, 1979.
Статья поступила в редакцию 10.02.20
УДК 37.035.6
Fomina A.S., postgraduate, Department of Cultural and Leisure Activities, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES AS ONE OF THE MAIN TOOLS FOR IMPLEMENTING THE PATRIOTIC EDUCATION OF ADOLESCENTS. The article deals with a problem of patriotic education of teenagers in modern Russia. The author analyzes the state of patriotic education during the existence of the USSR and after its break up. The work appeals to the state program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation" and serves the main purpose of patriotic education of the adolescent, describes the leisure and cultural activity as a means of interaction between participants of the process of patriotic education of the younger generation, describes the levels of patriotic education of teenagers, development of which promotes the use of technology of cultural and leisure activities, indicates the tasks of patriotic education.
Key words: patriotic education, adolescents, patriotism, cultural and leisure activities.
А.С. Фомина, аспирант, Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: [email protected]
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ
В статье рассматривается проблема патриотического воспитания подростков в современной России. Автор анализирует состояние патриотического воспитания во время существования СССР и после его распада. Обращается к Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обозначает основную цель патриотического воспитания подростков, характеризует культурно-досуговую деятельность как средство взаимодействия между участниками процесса патриотического воспитания подрастающего поколения, описывает уровни патриотического воспитания подростков, развитию которых способствует использование технологий культурно-досуговой деятельности, обозначает задачи патриотического воспитания.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, подростки, патриотизм, культурно-досуговая деятельность.
В период существования Союза Советских Социалистических республик в патриотическом воспитании граждан партия следовала указаниям В.И. Ленина, считавшего, что победа в любой войне может быть определена состоянием духа
тех воинов, которые непосредственно участвуют в военных действиях на поле боя. Слова В.И. Ленина послужили целью для воспитания своих граждан в духе патриотизма, готовности самопожертвования за Отечество, отваги и героизма.
В наши дни понятие «патриот» можно определить следующим образом: патриот - гражданин, испытывающий чувства любви и преданности к своей Родине и своему народу, готовый на подвиги и лишения во имя своей Отчизны.
В Советском Союзе в основе патриотического воспитания подростков лежала широкая пропаганда героических подвигов советского народа путем издания периодической и художественной литературы, выпуска в прокат фильмов о быте и подвигах героев. Наглядные примеры вызывали у подрастающего поколения стремление к бесстрашию, героизму и отваге.
Помимо широкой пропаганды героизма советского народа проводилась широкая работа против поверхностного отношения к историческому прошлому страны. К патриотическому воспитанию подрастающего поколения применялась практика преподавания правильной истории, одобренной резолюциями Центрального комитета.
После распада СССР в нашей стране на фоне изменений, которые проявлялись в политической, экономической и социальной сферах жизни общества, начали происходить процессы разрушения духовно-нравственных ориентиров и ценностей, которые весомо отразились на общественном сознании подрастающего поколения.
Резкое социальное расслоение постсоветского общества привело к образованию кризиса воспитания подрастающего поколения. Социально-политические процессы в стране повлекли за собой понижение роли искусства и культуры в целом. Как следствие, произошел упадок формирования и развития патриотизма у подростков.
Современную жизнь сложно представить без современных решений. Так, в XXI в., в эпоху информационных технологий функционирует единое мировое информационное пространство, благодаря которому осуществляется сбор, анализ, хранение, потребление, обмен сведений различного уровня, как между простыми обывателями, так и между организациями или целыми государствами.
Учитывая возросшую роль информации в современных условиях, необходимо обеспечить достойное формирование патриотической идеологии у подрастающего поколения, которая будет выполнять функцию некого стренера, позволяя гармонично развиваться личности подростка, не подвергая ее разрушительным действиям «информационного оружия».
Первый заместитель председателя Ассамблеи народов России, заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН Владимир Зорин отметил: «Главная цель национальной политики в многоэтничном государстве - это формирование гражданского единства и межнационального согласия, воспитание патриотизма, любви к общей Родине и своей малой Родине» [1].
Более 10 лет в России действует Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», направленная на достижение результата в патриотическом воспитании подростков путем деятельного межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства, основанных на совершенствовании и развитии имеющегося опыта работы в данном направлении, учитывая активно изменяющуюся ситуацию и психологические возрастные особенности граждан [2].
Должно отметить, что данная Государственная программа находит положительный ответ Несколько последних лет отчетливо проявляется стремление подростков в познании прошлого нашей Отчизны. Подрастающее поколение все больше интересуют традиции и обычаи России, героические события истории страны.
Повышенный интерес подрастающего поколения к страницам своей истории указывает на необходимость поиска духовно-нравственных ориентиров подростками. Межведомственное и межотраслевое взаимодействие, участие специалистов в области культуры и досуга, а также родителей, являющихся главными идеологами в патриотическом воспитании подростков, способствует становлению у подрастающего поколения результативного отклика на динамичные изменения современной социокультурной ситуации, восприятию инновационных веяний в молодежной политике, а также способности грамотного использования полученных данных.
Говоря о развитии подростка, следует обратиться к понятию «личность» и процессам, связанным с ее формированием и становлением. Личность - основное понятие в психологии, социологии и философии. Оно традиционно выбрано для обозначения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности [3].
Однако, по мнению автора, личность следует также понимать как целостность всех характеристик, свойственных конкретному индивиду. Каждый индивид, каждая личность является уникальной системой, которая постоянно претерпевает изменения, адаптируясь в динамичной среде.
Раскрытие личностного потенциала подростка и его личностное становление неразрывно связано с процессом познания окружающего мира и достижения поставленных им целей.
Самое ценное достижение для личности подростка - это чувство собственного достоинства и необходимости обществу, вера в себя, вера в свои знания и умения. Эти качества способны сформироваться в процессе патриотического воспитания. Через любовь к себе, своей семье у подростков формируется чувство любви к своей стране.
Автор статьи согласен с мнением Лучкова Н.А. и Калугина РА., считающих, что доминирующей способностью, которой обладает человек от природы, является разум, однако важно и воздействие общества на человека - воспитание. Воспитывать современных молодых людей следует на трудолюбии, мужестве, благородстве жизненных целей, гуманизме, четкой нравственной гражданской позиции, формируя объективную оценку происходящих в мире событий [4].
Основная цель патриотического воспитания подростков - вырастить поколение благородных, убежденных людей, готовых к героическим поступкам, которых можно было бы с честью назвать словом «патриот».
В связи с тем, что досуговая деятельность обладает огромными возможностями в удовлетворении потребности в новых впечатлениях и развитии индивидуальных творческих способностей личности, в жизни современных подростков она приобретает все большее значение [5].
По мнению А.Д. Жаркова, культуру досуга следует понимать как многомерное социальное явление, как систему по созданию, хранению, распространению и потреблению духовных ценностей, норм, знаний, а также значений и символов [6].
Представители социологических наук, как правило, рассматривают досу-говую деятельность в качестве элемента свободного времени, которое человек посвящает удовлетворению своих социальных, духовных и физических потребностей. Уже из своих потребностей или интересов индивид на досуге может отдавать предпочтение занятиям спортом, развитию физических навыков, посещению театров, выставок и т.д.
Виды досуговой деятельности настолько разнообразны, насколько развиты досуговые интересы и потребности каждой отдельной личности. Среди разнообразных социальных характеристик досуга А.Д. Жарков выделяет две, по его мнению, наиболее значимые:
- досуговая деятельность является, как правило, непроизводственной деятельностью;
- досуговые виды деятельности выбираются самостоятельно, по собственной инициативе [6].
Использование культурно-досуговой деятельности как средства взаимодействия между участниками процесса патриотического воспитания подрастающего поколения позволяет достигнуть включения подростков в различные процессы, простимулировать их инициативность, привить чувство любви и гордости за прошлое и настоящее своей Отчизны, укрепить интерес к будущему своей страны, а также развить желание защищать и отстаивать интересы Родины.
Культурно-досуговая деятельность способна обеспечить передачу основных социокультурных ценностей общества, сформировать духовные идеалы и нравственные нормы поведения подростка, которые смогут отвечать принципам патриотического воспитания и самоопределения личности подростка в социуме.
Следует отметить, что свободный досуг подростков может быть противоречивым и наполненным сложностями. Это связано с психологическими возрастными особенностями подростков. Они уже не дети и вправе самостоятельно наполнять свой досуг различной деятельностью, удовлетворяя свои потребности и интересы. Но не всегда подростки способны выбрать тот вид деятельности, который будет положительно влиять на полноценное формирование и становление их личности.
При этом, казалось бы, свободный досуг подростка может быть органичен выбором взрослых, что не всегда достигает положительного результата и может не соответствовать уровню физического и нравственного развития подростка.
При правильной организации досуга подростки способны анализировать свои поступки и действия, при этом стараются придерживаться социально принятых норм и традиций, эталонов общества, так как самосознание является социальным по своему содержанию и невозможно вне процесса межличностной коммуникации. Таким образом, именно досуг формирует некий микросоциум, дающий детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных ролях, ребенок учится, принимает определенные правила и нормы, тем самым облегчая процесс адаптации и социализации [7].
Использование технологий культурно-досуговой деятельности способствует развитию следующих уровней структуры патриотического воспитания подростков:
- когнитивного (познавательного). Преумножение знаний подростка об истории своей Родины и народа формирует почтительное отношение к ее прошлому;
- мотивационного. Стимулирование подростка к активному включению в социальные процессы страны, формирование интересов, определяющих стремление личности к познанию неизведанного;
- эмоционального. Активизация внимания подростков на положительном образе Родины путем личного эмоционального восприятия, ощущение причастности к героическим событиям на эмоциональном уровне;
- творческого. Становление у подростка готовности вершить историю здесь и сейчас в нравственно одобряемом и социально приемлемом ключе [8].
Таким образом, опыт включения подростков в культурно-досуговую деятельность является особенно ценным. Связано это с тем, что культурно-досуго-вая деятельность стимулирует активность подростков и положительно влияет на развитие их моральных качеств.
Успешность использования культурно-досуговой деятельности в воспитании подростков обусловлена тем, что досуг основывается на принципе абсолютной добровольности, удовольствия, на эмоционально-чувственном восприятии.
Немаловажен факт того, что культурно-досуговая деятельность является одним из основных постулатом воплощения принципатов демократии: свобода слова, гласность, раскрепощенное сознание. Многообразие идей и здоровая конкуренция в культурно-досуговой деятельности позволяет утолить любые запросы подрастающего поколения. Подростки способны реализоваться и проявить себя в условиях досуга как практически, так и духовно.
Исходя из вышеизложенного, отметим, что культурно-досуговая деятельность является одним из основных инструментов реализации патриотического воспитания подростков.
Перед специалистами культурно-досуговой деятельности встает необходимость решения следующих задач, неразрывно связанных с патриотическим воспитанием подростков:
- направление подростков на гуманизм и общечеловеческие жизненные ценности, постановку сверхзадач и объективную самооценку результатов собственной деятельности;
- становление нравственно ориентированного сознания и духовных потребностей индивида, чувства внутренней свободы и самоуважения, филантропии и сострадания;
- формирование чувств гражданственности и патриотизма, развития национального сознания и культуры;
Библиографический список
- воспитание у подростков чувства потребности в приобщении к общечеловеческим и культурным ценностям, формирование общеэстетического вкуса и художественных ценностей, желания накопления и развития духовно-нравственных ценностей, приобщение к культуре своей Родины;
- знакомство подростков с общепринятыми нормами нравственности, формирование чувства уважения к национальным традициям, развитие уровня законопослушности, профессиональной этики;
- выявление и развитие индивидуальных личностных задатков на базе характерных особенностей конкретного индивида, развитие творческих способностей и стремления к саморазвитию;
- ориентирование подростков на ведение здорового образа жизни, желание создать семью и воспитать следующее поколение в духовно-нравственном ключе.
Патриотическое воспитание, являющееся одним из приоритетных направлений государства, должно быть постоянным и системным.
Создание системы патриотического воспитания посредством культурно-до-суговой деятельности предполагает консолидацию учреждений культуры с общественными и образовательными организациями.
При создании условий для удовлетворения потребностей подрастающего поколения, таких как общение со сверстниками, чередование видов деятельности, развитие творческих способностей, повышение уровня своей нравственности, формирование толерантности и солидарности, взаимодействие учреждений культуры с общественными и образовательными организациями, позволит комплексно решить проблему патриотического воспитания подростков.
1. Зорин В.Ю. Выступление на совместном расширенном заседании совета Ассамблеи народов России и координационного совета Молодежной ассамблеи народов России «Мы - россияне» 31.12.2019 г. Available at: https://www.oprf.ru/press/news/2019/newsitem/48068
2. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493. Available at: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf
3. Абушенко В.Л. Личность. Новейший философский словарь. Составитель А.А. Грицанов. Минск: Издательство В.М. Скакун, 1998.
4. Лучков Н.А., Калугин РА. Трансформация государственно-патриотической идеологии на постсоветском пространстве. Вестник ПАГС. 2014; № 3 (42). Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/transformatsiya-gosudarstvenno-patrioticheskoy-ideologii-na-postsovetskom-prostranstve
5. Шульга И.И. Педагогическая анимация: учебное пособие для академического бакалавриата. Москва: Юрайт, 2019.
6. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Москва: Издательство Московского государственного университета культуры, 2007.
7. Андреева А.А. Особенности организации досуговой деятельности подростков. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Международной научной конференции. Пермь: Меркурий, 2015.
8. Гладких В.В. Досуговая деятельность высших учебных заведений как основа реализации гражданско-патриотического воспитания молодежи. Вестник ТГУ. 2011. № 7. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/dosugovaya-deyatelnost-vysshih-uchebnyh-zavedeniy-kak-osnova-realizatsii-grazhdansko-patrioticheskogo-vospitaniya-molodezhi
References
1. Zorin V.Yu. Vystuplenie na sovmestnom rasshirennom zasedanii soveta Assamblei narodov Rossii i koordinacionnogo soveta Molodezhnoj assamblei narodov Rossii «My -rossiyane» 31.12.2019 g. Available at: https://www.oprf.ru/press/news/2019/newsitem/48068
2. O gosudarstvennoj programme «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016 - 2020 gody. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2015 № 1493. Available at: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf
3. Abushenko V.L. Lichnost'. Novejshij filosofskijslovar'. Sostavitel' A.A. Gricanov. Minsk: Izdatel'stvo V.M. Skakun, 1998.
4. Luchkov N.A., Kalugin R.A. Transformaciya gosudarstvenno-patrioticheskoj ideologii na postsovetskom prostranstve. Vestnik PAGS. 2014; № 3 (42). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-gosudarstvenno-patrioticheskoy-ideologii-na-postsovetskom-prostranstve
5. Shul'ga I.I. Pedagogicheskaya animaciya: uchebnoe posobie dlya akademicheskogo bakalavriata. Moskva: Yurajt, 2019.
6. Zharkov A.D. Tehnologiya kul'turno-dosugovojdeyatel'nosti. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury, 2007.
7. Andreeva A.A. Osobennosti organizacii dosugovoj deyatel'nosti podrostkov. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Perm': Merkurij, 2015.
8. Gladkih V.V. Dosugovaya deyatel'nost' vysshih uchebnyh zavedenij kak osnova realizacii grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya molodezhi. Vestnik TGU. 2011. № 7. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/dosugovaya-deyatelnost-vysshih-uchebnyh-zavedeniy-kak-osnova-realizatsii-grazhdansko-patrioticheskogo-vospitaniya-molodezhi
Статья поступила в редакцию 10.02.20
УДК 37.05
Shokorova L.V., Cand. of Art Criticism, senior lecturer, Department of History of Russian and Foreign Art, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Mamyrina N.S., Cand. of Art Criticism, V.M. Shukshin Altai State Humanitarian-Pedagogical University (Biysk, Russia), E-mail: [email protected]
PROBLEMS AND PROSPECTS OF PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELOR STUDENTS MAJORING IN DESIGN IN CONDITIONS OF ACADEMIC MOBILITY. The article considers issues of improving the quality of training of design students at universities in conditions of internationalization of education and developing academic mobility. Problems of modern education in design are analyzed, its essential aspects are identified, which require reflection and improvement taking into account international and regional requirements, requests and needs of society. The authors emphasize the special role in the creation of a holistic educational space based on the deep development of national cultures, taking into account the regional component. In this context, the authors emphasize the importance of learning the experience of social communications, acquiring the experience of visual and technical activities and as the ability to transform artistic ideas in accordance with the requirements of social order. The article proposes a set of special provisions on successful entry of both Russian and foreign students into the world cultural and artistic process of design.
Key words: higher art education, design, academic mobility, national-regional component.
Л.В. Шокорова, канд. искусствоведения, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Н.С. Мамырина, канд. искусствоведения, доц., Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина,
г. Бийск, E-mail: [email protected]