УДК 378
Bagretsov D.N., Cand. of Sciences (Philology), Director of Ural Agricultural Publishing House, Ural State Agricultural University (Yekaterinburg, Russia), E-mail: [email protected]
Khomutnikova E.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Management of Youth Outreach Department, Kurgan State University (Kurgan, Russia), E-mail: [email protected]
Korytkov V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Ural State Agricultural University (Yekaterinburg, Russia), E-mail: [email protected]
Kapitsky V.N., Senior Lecturer, Ural State University of Agriculture, Faculty of Agrotechnology and Land Management, Deputy Dean for Educational Work, Ural State Agricultural University (Yekaterinburg, Russia), E-mail: [email protected] Luneva E.V., Cand. of Sciences (Biology), Head of Management of Youth Outreach Department, Kurgan State University (Kurgan), E-mail: [email protected]
ECOTOURISM AS A MEANS OF PATRIOTISM INSTILLATION AMONG STUDENTS. The article views ecotourism as a means of patriotic upbringing based on state programs in this field. The ecotourism development is analyzed through the patriotic upbringing. It should be notes that ecotourism, as a popular, relevant, attractive and thus efficient tool, takes a special place among various tools patriotic upbringing. Ecotourism combines several leisure and educational activities - active leisure, wellness, historical insights, regional studies. All these components help to promote patriotism, according to the authors. Researchers describe major types of tourism which help to contribute to patriotic upbringing. Key words: ecotourism, patriotic upbringing, students.
Д.Н. Багрецов, канд. филол. наук, директор Уральского аграрного издательства, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург, E-mail: [email protected]
Е.А. Хомутникова, канд. филол. наук, доц. каф. «Организация работы с молодёжью», Курганский государственный университет, г. Курган, E-mail: [email protected]
В.А. Корытков, канд. пед. наук, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург, E-mail: [email protected]
В.Н. Капицкий, ст. преп., заместитель декана по воспитательной работе факультета агротехнологий и землеустройства, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург, E-mail: [email protected] Е.В. Лунева, канд. биол. наук, зав. каф. «Организация работы с молодёжью», Курганский государственный университет, г. Курган, E-mail: [email protected]
ЭКОТУРИЗМ КАК АКТУАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
В статье рассматриваются: экотуризм как средство воспитания патриотизма студенческой молодёжи, способы воспитания патриотизма молодёжи с опорой на государственные программы в этой области. В работе анализируется развитие экотуризма молодёжи в свете патриотического воспитания. Отмечается, что особое место среди способов формирования патриотизма может занять экотуризм - актуальный, востребованный, привлекательный для молодёжи, а значит, эффективный способ организации досуга. Экотуризм сочетает в себе сразу несколько досуговых и образовательных программ - активный отдых и оздоровление, изучение истории, краеведение, что в свою очередь, по мнению авторов работы, позволяет воспитывать патриотизм. Исследователи описывают основные направления туризма, которые способствуют патриотическому воспитанию студенческой молодёжи.
Ключевые слова: экотуризм, патриотическое воспитание, студенческая молодёжь.
Проблема патриотического воспитания молодёжи в настоящее время особенно актуальна. Этой теме посвящены работы таких исследователей, как И.А. Верховых [1], Т.Р. Лыковой [2], А.Н. Петрушкова [3], А.Н. Симонович [4], Г.А. Быковская, А.Н. Злобин, И.В. Иноземцев [5] и др.
В отечественных энциклопедиях и словарях патриотизм понимается как нравственный принцип, нравственная норма, фундаментом которой является любовь к Родине и готовность встать на защиту родной земли и своего народа. Также в понятие патриотизма входят чувства любви и уважения к своей культуре, языку, традициям, знание истории и желание изучать страницы прошлого, активная гражданская позиция и готовность отстаивать интересы своего народа и страны. Суммируя разные определения, можно сделать вывод, что под патриотизмом понимается комплекс чувств и эмоций, неотъемлемо связанных с идентификацией себя как сына своей Родины - ответственного, любящего, готового встать на защиту Отчизны. Патриотизм коррелирует с такими понятиями, как гражданский и нравственный долг, социальная идентичность, знание своей истории, любовь и уважение к родной стране, осознание себя как части пространственно-временного континуума, как сына своей страны и своего народа. Социальная идентичность выполняет важную роль в выработке стратегии поведения молодого человека, формировании его ценностно-мотивационной сферы, проявлении индивидуально-личностных и эмоционально-волевых особенностей, стабилизации его социально-психологического состояния [4, с. 97]. Исторические и социальные изменения в стране и мире привели к необходимости новых подходов к проблеме воспитания молодого поколения. Прежняя концепция формирования па-
триотизма, безусловно, актуальна и ценна, но новому времени нужны новые форматы работы, более понятные и близкие современной молодёжи. Пропаганда бездуховности и потребления как единственной ценности - главная преграда на пути формирования патриотической и гражданско-нравственной позиции. По мнению Е.А. Коршковой, на молодёжь активно влияют средства массовой информации. Это ведет к тому, что молодые люди некритично впитывают всю информацию, которая идёт в СМИ, рекламе, в интернете [6].
В Государственной Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» отражена логичная концепция гражданско-патриотического воспитания. Стратегия Программы отвечает цели государственной политики - создать максимум условий для повышения гражданской ответственности за страну и её судьбу и в целом для роста степени консолидации и сплоченности российского общества. Достижение цели будет способствовать повышению уровня национальной безопасности, а также поступательному и стабильному развитию Российской Федерации [7]. Успешное патриотическое воспитание будет формировать у молодых людей такие качества, как чувство гражданского долга и ответственности перед потомками, знание истории и места родной страны в мировой истории, память о предках, ощущение преемственности поколений, а также любовь к Родине, желание защитить свою семью и родную землю, а также способность занять активную гражданскую позицию при необходимости отстаивания своих духовных и гражданских ценностей. Государственная Программа Патриотического воспитания предусматривает и средства достижения поставленных целей. Рассматривается совокупность информа-
ционных, психологических, социальных способов влияния на разные категории населения. Однако, в первую очередь, целевой аудиторией данной Программы является молодёжь - школьники подросткового возраста, студенты, молодые люди. Как отмечает Лунева Л.В., одно из главных средств воспитательной работы с молодёжью - это средства массовой информации и интернет [8]. Важно задействовать все каналы для продвижения четкой, стройной концепции гражданско-патриотического воспитания. Познавательные передачи, интервью со знаковыми людьми, круглые столы и т. п. - все возможные форматы подачи информации должны в содержательной части отвечать государственной установке на развитие патриотических и духовно-нравственных качеств. То же касается литературы и публицистики, а также различных форм культуры и искусства. Значимой становится работа по организации досуговой деятельности подростков и молодёжи, в частности, создание кружков, секций и других форм дополнительного образования, концепция и направленность которых будет учитывать задачи и цели патриотического воспитания.
Особое место среди способов формирования патриотизма может занять экотуризм - актуальный, востребованный, очень привлекательный для молодёжи, а значит, эффективный способ организации досуга. Экотуризм как средство патриотического воспитания имеет целый ряд преимуществ. Экотуризм сочетает в себе сразу несколько досуговых и образовательных программ -активный отдых и оздоровление, изучение истории, краеведение и природоведение. Экотуризм представляется достойным воспитательным средством.
Экотуризм имеет следующие направления как средство патриотического воспитания студенческой молодёжи.
Первое направление - это историко-патриотический туризм. Акцент в этом направлении сделан на изучение истории родной страны в процессе походов и туристических выездов [1, с. 13]. Историко-патриотическое направление воспитания ставит не только образовательные цели - ознакомление с историей родного края, но и формирование ценностной и гражданской позиции, а также формирование самоопределения, идентичности и обнаружение своего места в истории родной страны. Формат историко-патриотического туристического направления может быть разным: походы по местам боевой славы, посещение памятников и мемориалов, поездки к достопримечательностям, организация праздников, памятных мероприятий и студенческих слетов, посвященных историческим датам и событиям, встречи с ветеранами, с героями боевых действий, с участниками значимых экспедиций, с представителями исторических движений. Организаторам подобных мероприятий важно продумывать их реализацию и стремиться избегать формальной подачи. Только искреннее участие взрослого, его вдохновение и собственная гражданско-нравственная позиция позволят увлечь молодых людей идеями историко-патриотических мероприятий и будут способствовать формированию патриотизма у молодёжи. Также важна эмоциональная составляющая, которая вместе с познавательной стороной мероприятия окажет комплексное глубокое воздействие на участников.
Второе направление - экологический туризм, который нацелен на развитие у студентов любви к родной природе, к род-
Библиографический список
ному краю, а также на изучение природных и культурных достопримечательностей [3, с. 54]. Экотуризм предполагает активное участие студентов в сбережении и приумножении природных богатств родного края. В рамках экотуризма возможна организация мероприятий по уходу за родной природой - очистка водоёма, уборка мусора в лесу, посадка леса. Также к экотуризму относятся научно-познавательные походы, благодаря которым студенты делают открытия в самых разных областях - в сферах экологии, географии, археологии, этнографии. В рамках экологического туризма возможна организация походов со «спартанскими», экстремальными условиями - сложные сплавы, покорение горных вершин, уроки выживания в лесу и т. п. Любые форматы экологического туризма способствуют формированию искренних и глубоких чувств любви и уважения к родному краю, а также прививают чувство долга и ответственности перед родной землей, страной, народом.
Третье направление туризма - это военно-патриотический туризм, который также отвечает задачам формирования граж-данско-нравственного воспитания и развития патриотизма. Это направление принимает разные формы - поисковые отряды, походы по местам боевой славы, участие в митингах и памятных мероприятиях, а также военные игры, зарницы, походы с элементами уроков выживания и ориентирования в сложных условиях, военно-спортивные походы, и др. Армия должна стать привлекательной для юношей. Нам необходимо всеми способами популяризировать службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. Для молодого человека должно стать постыдным увиливание от выполнения гражданского долга по защите священных рубежей своей страны [9, с. 56]. Военно-патриотический туризм способствует воспитанию взрослого, ответственного отношения молодёжи к своей стране, развитию смелости, решительности, умения слаженно работать в коллективе, формированию психологической готовности встать на защиту Отчизны. Это направление туризма имеет и познавательную функцию: молодые люди знакомятся с историей Родины, с военными и героическими страницами истории.
Четвёртое направление - культурно-познавательный экоту-ризм, целью которого является ознакомление молодых людей с культурными ценностями и богатствами нашей Родины, а также с традициями и особенностями культуры и менталитета разных народностей Российской Федерации. Это направление туризма позволяет сформировать чувство гордости за культуру своей страны, чувство причастности к своему народу и ко всем культурным и историческим ценностям, а также сформировать толерантность к разным национальным особенностям. Культурно-познавательный туризм имеет образовательные и воспитательные функциии может быть представлен в формате экскурсий, посещения театров и музеев, туров выходного дня, посещения храмов разных религий, этнических путешествий.
Экотуризм - перспективное и пока еще мало освоенное средство образования и воспитания молодёжи, которое позволяет формировать патриотизм и гражданско-нравственные качества современных студентов. Потенциал экотуризма и возможности его реализации значительны и полностью отвечают задачам патриотического воспитания студенческой молодёжи.
1. Верховых И.А. Историко-патриотическое воспитание учащихся средствами самодеятельного туризма. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2012.
2. Лыкова Т.Р. Патриотическое воспитание в процессе культурно-познавательного туризма. Культура и образование. 2014; 10.
3. Петрушков А.Н. Организационно-педагогические основы патриотического воспитания молодёжи средствами экологического туризма. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2009.
4. Симонович Н.Е. Социальное самочувствие людей и технологии его исследования в современной России. Диссертация ... доктора психологических наук. Москва, 2003.
5. Быковская Г.А., Злобин А.Н., Иноземцев И.В. Патриотическое воспитание студентов высших учебных заведений: психолого-педагогический опыт: монография. Воронеж, 2009.
6. Коршкова Е.А. Влияние массовых коммуникаций на языковую личность современной молодёжи. Актуальные вопросы подготовки специалистов молодёжной сферы в условиях трансформации социально-значимых характеристик современной молодёжи. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск: Издательство НГПУ, 2007: 34 - 44.
7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493. Available at: http://m.government.ru/docs/21341
8. Лунева Е.В. Информационное обеспечение молодёжной политики. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2016.
9. Симонович Н.Е., Киселёва И.А. Экономическая и социально-психологическая безопасность современного общества. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013; 45: 53 - 57.
References
1. Verhovyh I.A. Istoriko-patrioticheskoe vospitanie uchaschihsya sredstvami samodeyatel'nogo turizma. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2012.
2. Lykova T.R. Patrioticheskoe vospitanie v processe kul'turno-poznavatel'nogo turizma. Kul'tura i obrazovanie. 2014; 10.
3. Petrushkov A.N. Organizacionno-pedagogicheskie osnovy patrioticheskogo vospitaniya molodezhi sredstvami 'ekologicheskogo turizma. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.
4. Simonovich N.E. Social'noesamochuvstvielyudejitehnologiiegoissledovaniya vsovremennoj Rossii. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 2003.
5. Bykovskaya G.A., Zlobin A.N., Inozemcev I.V. Patrioticheskoe vospitanie studentov vysshih uchebnyh zavedenij: psihologo-pedagogicheskij opyt: monografiya. Voronezh, 2009.
6. Korshkova E.A. Vliyanie massovyh kommunikacij na yazykovuyu lichnost' sovremennoj molodezhi. Aktual'nye voprosypodgotovkispecialistov molodezhnoj sfery v usloviyah transformacii social'no-znachimyh harakteristik sovremennoj molodezhi. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: Izdatel'stvo NGPU, 2007: 34 - 44.
7. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan RossijskojFederaciina 2016-2020 gody». Utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30 dekabrya 2015 g. № 1493. Available at: http://m.government.ru/docs/21341
8. Luneva E.V. Informacionnoe obespechenie molodezhnojpolitiki. Kurgan: Izd-vo Kurganskogo gos. un-ta, 2016.
9. Simonovich N.E., Kiseleva I.A. 'Ekonomicheskaya i social'no-psihologicheskaya bezopasnost' sovremennogo obschestva. Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2013; 45: 53 - 57.
Статья поступила в редакцию 21.09.18
УДК 371
Barahoeva Zh.M., Cand. of Sciences (Philology), Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: [email protected]
THE PROBLEM OF FORMING SKILLS OF PUNCTUATION IN YOUNG BILINGUAL SCHOOLCHILDREN. A problem of how to form punctuation skills in schoolchildren, especially among young schoolchildren, for whom the Russian language is not native, is becoming increasingly relevant. The author considers the features of the formation of this skill in bilingual students, represents a selection of exercises that promote the development of attention to punctuation marks. The work presents a fragment of experimental training, which confirms the assumption that the systematic application of a certain set of exercises, contributes to the formation of a punctuation skill in the above category of primary school students, and, consequently, increases their literacy, which is determined by the following criteria: improving the effectiveness of training activities; activization of cognitive activity of students; enthusiasm of students in research activities.
Key words: punctuation, punctuation skill, punctuation marks, spelling, bilinguals.
Ж.М. Барахоева, канд. филол. наук, Ингушский государственный университет, г. Магас,
E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПУНКТУАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ-БИЛИНГВОВ
Проблема формирования пунктуационного навыка у школьников, особенно у школьников, для которых русский язык не является родным, приобретает всё большую актуальность. Автор рассматривает особенности формирования данного навыка у учащихся-билингвов, представляет подборку упражнений, способствующих развитию внимания к знакам препинания. Также автором представлен фрагмент опытно-экспериментального обучения, подтверждающий предположение о том, что систематическое применение определенного комплекса упражнений, способствует формированию пунктуационного навыка у указанной выше категории учащихся начальной школы, а следовательно, повышает их грамотность, которая определяется следующими критериями: повышение эффективности учебной деятельности; активизация познавательной деятельности учащихся; увлечение учащихся исследовательской деятельностью.
Ключевые слова: пунтуация, пунктуационный навык, пунктуационные знаки, орфография, билингвы.
Билингвизм понимается как владение двумя языками и использование каждого из них в зависимости от условий общения. Сбалансированное двуязычие встречается редко. Изучение русского языка изначально вызывает сложности, если владение им ограничено. Стоит отметить, что отрицательным моментом в обучении учащихся, для которых русский язык не является родным, выступает отсутствие педагогических программ, направленных на формирование и развитие коммуникативно-речевой компетентности двуязычных детей в процессе их адаптации и социализации. Особенно актуальна эта проблема в сельской местности. В связи с этим возрастают требования к личности и профессиональной компетентности педагогов, работающих в школе. «Социальный заказ общества ориентирован на учителя, владеющего широким спектром фундаментальных знаний, компетентного в осуществлении профессиональной педагогической деятельности в школе, готового к педагогическим инновациям и способного к использованию инновационных подходов к проектированию учебной деятельности учащихся на уроках» [1, с. 3].
Из множества задач, стоящих перед общеобразовательной школой, особое значение отводится умениям и навыкам четкого и ясного изложения мыслей, как в устной, так и в письменной форме [2].
М.Р. Львов отмечает, что формирование у учащихся навыков осознанного использования предложения предполагает обучение видеть границы структурно-смысловых единиц, акцентировать внимание на объекте речи, структурно и интонационно оформлять мысль, соединяя слова в предложения [3].
Начальная школа - период, когда закладываются основы образования, следовательно, в этот период учащиеся должны
получить прочную базу знаний, на которой в дальнейшем будет строиться весь учебный процесс. Однако в младших классах большее значение придается изучению именно орфографического письма, нежели изучению пунктуации. В такой ситуации не только учащиеся-билингвы, но и носители русского языка сталкиваются с трудностями в процессе овладения навыками пунктуации. Формирование же умения правильной расстановки знаков препинания выступает залогом успешного письменного и устного общения.
Термин «пунктуация» трактуется по-разному: как комплекс знаков препинания, как расстановка знаков препинания, как раздел языкознания, изучающий законы пунктуации, как стилистическое средство письменной речи...[4; 5; 6; 7].
Для того чтобы овладение пунктуационным навыком не вызывало у учащихся затруднений, необходимо уже в начальных классах познакомить их с простейшими пунктограммами, формировать на практическом уровне элементарные пунктуационные умения [8].
Повысить грамотность учащихся-билингвов возможно, если в процессе проведения уроков русского языка, литературного чтения, систематически использовать пунктуационные упражнения, с учетом контингента детей. Для подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено экспериментальное обучение среди учащихся 3-го класса. Основное внимание в этот период было уделено вопросам развития пунктуационного навыка младших школьников. Активная работа по предупреждению и исправлению пунктуационных ошибок учащихся проводилась на уроках русского языка и литературного чтения.
Эксперимент проводился в три этапа. Участники эксперимента учащиеся-билингвы.