Научная статья на тему 'Роль культурно-досуговой деятельности в патриотическом воспитании подростков'

Роль культурно-досуговой деятельности в патриотическом воспитании подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1415
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОДРОСТКИ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PATRIOTIC EDUCATION / TEENAGERS / CULTURAL AND RECREATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомина А. С.

В статье рассматривается роль культурно-досуговой деятельности в патриотическом воспитании подростков, обосновывается актуальность патриотического воспитания подростков в современной России. Осмысливаются понятия «патриотическое воспитание», «культурно-досуговая деятельность». Использование культурно-досуговой деятельности наиболее рационально в патриотическом воспитании подростков, учитывая их физиологическое и психоэмоциональное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фомина А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of cultural and leisure activities in the Patriotic education of adolescents

The article considers the role of cultural and leisure activities in the Patriotic education of adolescents, substantiates the relevance of Patriotic education of adolescents in modern Russia. The article considers the role of cultural and leisure activities in the modern world. The concept of "Patriotic education", "cultural and leisure activities." The use of cultural and leisure activities is the most rational in the Patriotic education of adolescents, taking into account their physiological and psycho-emotional development.

Текст научной работы на тему «Роль культурно-досуговой деятельности в патриотическом воспитании подростков»

Humanity space International almanac VOL. 8, No 7, 2019: 906-911

Роль культурно-досуговой деятельности в патриотическом воспитании подростков

А.С. Фомина

Московский государственный институт культуры 141406, Московская обл., г. Химки, Библиотечная ул., д.7 Moscow State Institute of Culture Bibliotechnaya, 7, Khimki, Moscow region 141406 Russia e-mail: [email protected]

Ключевые слова: патриотическое воспитание, подростки, культурно-досуговая деятельность.

Key words: patriotic education, teenagers, cultural and recreational activities. Резюме: В статье рассматривается роль культурно-досуговой деятельности в патриотическом воспитании подростков, обосновывается актуальность патриотического воспитания подростков в современной России. Осмысливаются понятия «патриотическое воспитание», «культурно-досуговая деятельность». Использование культурно-досуговой деятельности наиболее рационально в патриотическом воспитании подростков, учитывая их физиологическое и психоэмоциональное развитие.

Abstract: The article considers the role of cultural and leisure activities in the Patriotic education of adolescents, substantiates the relevance of Patriotic education of adolescents in modern Russia. The article considers the role of cultural and leisure activities in the modern world. The concept of "Patriotic education", "cultural and leisure activities." The use of cultural and leisure activities is the most rational in the Patriotic education of adolescents, taking into account their physiological and psycho-emotional development.

[Fomina A.S. The role of cultural and leisure activities in the Patriotic education of adolescents]

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

События, которые в настоящее время происходят в современной России, наглядно демонстрируют нам, что обесценивание духовных и моральных ценностей, явное социальное разделение общества, а также экономическая нестабильность пагубно влияют на общественное сознание

различных социальных и возрастных групп населения и, особенно, на подрастающее поколение. Стоит отметить, что патриотическое воспитание подростков имеет большое значение для дальнейшего развития общества и страны в целом, ведь если его недооценить роль патриотического воспитания, это может привести к резкому ослаблению социально-экономических, культурных и морально-духовных основ общества и государства.

Начиная с конца 90-х годов XX века в России начинается период идеологического кризиса, т.к. в период реформирования страны были утрачены идеологические основы патриотического воспитания. В тоже время начинает проявляться неоднозначное толкование исторических событий из жизни нашей страны, вследствие чего образуется дефицит положительных образов и суждений.

Как следствие данных процессов резко снижается воспитательное и созидательное воздействие российского образования, культуры и искусства - как ведущих факторов формирования патриотизма.

На государственном уровне возникает потребность активизации работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Так, в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», основными исполнителями которой являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации и Федеральное агентство по делам молодежи, отмечается, что залогом результативного патриотического воспитания подростков является совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан и необходимости активного межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства.

Сейчас, когда повсеместно распространены равнодушие и цинизм, беспричинная враждебность, неуважительное отношение к государству, радикальный национализм и

экстремизм, всё более становится очевидной постепенная потеря нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, и уже недостаточно предлагать детям и подросткам только знания, ведь российские подростки взрослеют в период, когда статус военной и государственной службы имеет тенденцию снижения.

Начиная с конца 90-х годов и по настоящий день в результате реального информационного хаоса в России появляется литература, совершенного искажающая факты и представляющая историю нашей страны и русскую культуру в неприглядном свете. Мало бороться с повсеместной вседозволенностью, безнаказанностью и свободным безответственным поведение подростков, необходимо заниматься профилактикой такого поведения. Такой профилактикой и является патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения, отвечающее настоящему запросу общества, использующее современные и инновационные технологии, способно предотвратить развитие антироссийских настроений в последующие годы.

С огромным сожалением следует отметить, что сейчас, подвергаясь влиянию западной культуры, подростки перестают любить и ценить свою Родину, стремятся как можно скорее ее покинуть. И это лишний раз напоминает нам о том, что на данный момент патриотическое воспитание подростков является одним из наиболее острых вопросов в современной России.

Актуальность данной темы в нашей стране подтверждают слова президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и

просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе».

Стоит помнить, что подросток - это сложный синтез ребенка и взрослого одновременно. Физиологическое развитие происходит крайне быстро и достаточно скачкообразно. Координация достаточно угловата и порывиста. Однако психологическое развитие и развитие самосознания устремляет подростка к самостоятельности, независимости, самоутверждению. Подростку важно доказать окружающим и себе, что он «что-то значит». В этом возрасте человек может проявить себя самым неожиданным образом, любой ценой пытаясь обратить на себя внимание. Подростки часто испытывают душевные переживания, имеют богатую фантазию и могут крайне самоуверенно себя вести.

Именно подростковый возраст крайне благоприятен для стимулирования и развития самосознания, самовоспитания. Подростки склонны к творчеству, имеют богатое воображение и фантазии, испытывают повышенный интерес к любимым занятиям.

Однако подростковый возраст таит за собой и массу проблем. Многие из них связаны с инфантилизмом, безразличием ко всему, что предлагается учителями или родителями.

Как мы помним, система патриотического воспитания предусматривает не только чувство любви к семье и Родине, но и формирование и развитие социльно-значимых качеств личности, гражданственности и патриотизма.

Учитывая психофизические особенности развития подростков, говоря об их патриотическом воспитании, необходимо обратить внимание на то, что наиболее рационально было бы использовать потенциал культурно-досуговой деятельности.

Культурно-досуговая деятельность - это определенный способ выявления общественных отношений, форма функционирования и развития общества, способа жизнедеятельности самого человека, его индивидуального самоутверждения и общения, осмысления своего бытия во временном континууме - прошлом, настоящем и будущем.

Подросток, включенный в конкретный вид досугового занятия, мероприятия или игры, через призму переживай, впечатлений и состояний, которые он способен испытать в процессе, удовлетворяет свои психоэмоциональные потребности. Внимание подростка оказывается сосредоточено на той информации, художественном образе, событии, предложенными непосредственно здесь и сейчас.

Формы культурно-досуговой деятельности позволяют активизировать внимание подростков на героическом прошлом России через призму их личного эмоционального восприятия. Визуализация исторического прошлого, наглядная демонстрация бессмертного подвига народа нашей страны, позволяет подростку почувствовать себя причастным к данным событиям на эмоциональном уровне.

Таким образом, отметим, что формы и методы культурно-досуговой деятельности специфически направлены на заполнение «вакуума» в сфере культурного досуга подростка, что положительно влияет на повышение уровня его патриотического воспитания, устраняет проблему духовного роста, эмоционального и эстетического развития его личности. Благодаря участию в культурно-досуговой деятельности подростки «уходят с улицы» и ее отрицательного влияния.

Практика показывает, что культурно-досуговая деятельность является одной из наиболее действенных форм патриотического воспитания подростков. Именно культурно-досуговая деятельность позволяет безоговорочно совместить образовательный и воспитательный процессы, и поскольку в данном виде деятельности воспитание подростков зачастую происходит в игровой форме, оно проходит интересно и не навязчиво.

ЛИТЕРАТУРЫ

Бутинов К.В. 2016. Роль культурно-досуговой деятельности в развитии гражданско-патриотических качеств офицера полиции: проблема поиска инновационных форм. - Вестник КазГУКИ. № 3: 144-146. Горбачева Е.В. 2018. Проблемы патриотического воспитания молодёжи в учреждениях образования и культуры. - Молодой ученый. № 44: 266268.

Встреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи. - URL: Kremlin.ru.

Пузанова Ж.В., Ларина Т.И. 2017. Патриотическое воспитание молодежи в России: проблемы, мнения, экспертные оценки. - Вестник РУДН. Серия: Политология. 19 (1): 25- 37.

Гулянова Л.П., Непша О.В. 2014. Инновационные подходы в патриотическом воспитании. - Высшее образование в России. № 12: 114-118.

Дударь О.Г., Дударь А.И., Хусяинов Т.М. 2014. Значение патриотического воспитания в системе современного среднего общего образования. -Педагогика и просвещение. № 3: 50-65.

Постановление Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. №1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». М.

Получена /Received: 27.06.2019 Принята /Accepted: 04.07.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.