Humanity space International almanac VOL. 4, No 5, 2015: 785-794
Влияние культурно-досуговой среды на патриотическое воспитание молодежи в учреждениях культуры и туризма
И.В. Кузьмина
Московский Государственный Университет Культуры 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная д.7 Moscow State University of Culture Library str. 7 , Khimki, Moscow Region 141406 Russia e-mail: [email protected]
Ключевые слова: влияние, культурно-досуговая среда, патриотическое воспитание молодежи, учреждения культуры и туризма.
Key words: impact, cultural and recreational environment patriotic education of youth, cultural institutions and tourism.
Резюме: В статье рассматривается влияние культурно-досуговой среды на патриотическое воспитание молодежи в учреждениях культуры и туризма. Патриотическое воспитание молодежи является одной из основных проблем в культурно-досуговой деятельности. Патриотизм воспитывается под воздействием объективных и субъективных процессов, поэтому актуальным становится соотношение влияния этих процессов на молодежь. В этом смысле истинное значение имеет соотношение субъекта и объекта в патриотическом воспитании молодежи.
Abstract: The article discusses the impact of cultural and leisure environment on patriotic education of youth in institutions of culture and tourism. Patriotic education of young people is one of the main problems in the cultural and leisure activities. Patriotism is brought up under the influence of objective and subjective process, so relevant is the ratio of these processes influence on young people. In this sense, the true value is the ratio of subject and object in the patriotic education of youth. [Kuzmina IV. The impact of cultural and leisure environment on patriotic education of youth in institutions of culture and tourism]
Культурно-досуговая среда является важнейшим фактором патриотического воспитания молодежи. Именно здесь обитание молодого человека обеспечивается соответствующими формами общения и деятельности по освоению ценностей, отвечающих его потребностям. Речь идет о типе межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизнедеятельности молодежи.
Культурно-досуговая среда - это и психологическое состояние организаторов и всех присутствующих. Ценности, нормы, смыслы содержат все составляющие общественной жизни: социально-политическую, социально-экономическую и
социально-культурную, то есть ее нерв чувствуется в воздухе.
Культурно-досуговая среда по своему характеру в масштабах региона представлена на трех уровнях. Это предметное состояние исторических памятников и культурных артефактов, привлекающих влияние посетителей.
Отсюда одной из ведущих составляющих культурно-досуговой среды является информация о ценностной и смысловой нагрузке.
Соотношение вышеперечисленных составляющих и определяет специфику и потенциал культурно-досуговой среды. Основной сферой расходования своих жизненных ресурсов молодежи является производственная сфера, определяющая материальный уровень жизни. А культурно-досуговая среда предоставляет для молодежи широкий выбор видов деятельности, в том числе и туристической, позволяющих молодому человеку развить его физические и психические способности; высокий уровень информированности.
Поэтому функционирование учреждений культуры и туризма относится к определяющему фактору патриотического воспитания молодежи.
Прав Гребенников Р.В., что «Выбор и оценка молодёжью тех или иных полей жизнедеятельности (элементов среды) и сфер жизнедеятельности, устойчивое распределение своего времени и энергии между, ними и определяет образ жизни, понимаемый как совокупность типичных видов и способов деятельности человека (социальной группы, общества), определяемая системой его ценностей и условиями жизни (Гребенников, 1992: 60).
Взаимодействие учреждений культуры и туристических организаций в культурно-досуговой среде по патриотическому воспитанию молодежи обеспечивает гармонизацию и оптимизацию общественной жизни.
В Брянской области высокий уровень: увековечения памяти воинов, погибших при защите Отечества; готовности к выполнению задач способствующих защите Отечества; обеспечению взаимодействия деятельности учреждений культуры и туризма.
Повышение качества функционирования всех элементов
культурно-досуговой среды по патриотическому воспитанию среды, так и всей системы в целом во многом зависит от проведения экспертизы состояния среды. Далее стоит определить: как будет протекать, в каких условиях и в каких направлениях будет проходить этот процесс. Это прежде всего: повышение престижа военной службы; физическая и психологическая подготовка молодежи; позиционирование военно-прикладных, спортивно-технических видов спорта; повышение информационного уровня призывников; обучение молодежи начальной военной подготовке.
Важнейшим направлением в деятельности учреждений культуры по патриотическому воспитанию является разработка системы патриотического воспитания молодежи исходя из состояния культурно-досуговой среды.
Актуально и возрождение и создание в учреждениях культуры и туризма методических центров по патриотическому воспитанию молодежи в Брянской области.
Это позволит моделировать координации деятельности учреждений культуры и туризма по патриотическому воспитанию молодежи. Это требует в свою очередь создания условий для участия туристических организаций в патриотическом воспитании молодежи.
Каждая координация предполагает информационное обеспечение в патриотическом воспитании молодежи.
Патриотическое воспитание молодежи является одной из основных проблем в культурно-досуговой деятельности. Понятие патриотическое воспитание молодежи средствами культурно-досуговой деятельности определяется мотивацией различных слоев молодежи.
Патриотизм - психическое состояние молодого человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира, положения дел в собственной стране и личной жизни. Патриотизм включает мысли о Родине, отношение к ней, к своему народу, своему краю. Иногда оно выступает как тип ментального состояния, а процесс восприятия зависит от совокупности отношений молодого человека к миру, стране, социуму, семье, друзьям и себе.
Жарков А.Д. считает, что «Сущность патриотического
воспитания в учреждениях культуры была и остается в сознании людей как любовь к Родине, Отчизне, своему краю, городу, своей деревне, родной природе. И здесь влияние социума и деятельности учреждений культуры чрезвычайно велико. В учреждениях культуры участники социально-культурных проектов и программ постепенно прикасаются к духовному опыту своей Родины, познают жизнь своего народа, свою связанность с ним, формируется общность «мы». На этой основе происходит свободное самоопределение личности» (Жарков, 2012).
Патриотизм воспитывается под воздействием объективных и субъективных процессов, поэтому актуальным становится соотношение влияния этих процессов на молодежь. В этом смысле истинное значение имеет соотношение субъекта и объекта в патриотическом воспитании молодежи.
О многомерности этого процесса свидетельствует «Я» мышлениями чувства. Но само сознание есть не только мышление, сознание включает в себя мышление как неотъемлемую часть.
Выделяют следующие формы патриотического сознания: самосознание как сознание сознанием самого себя, рассудок как мыслящее сознание, то есть постигающее мир в понятиях (категориях рассудка), разум как самосознающий рассудок и дух как высшую форму сознания, включающую в себя все другие формы. Различие рассудка и разума состоит в том, что рассудок соотносит свои понятия с миром и поэтому его критерием истинности является непротиворечивость. Разум как самосознающий рассудок поднимается до диалектического удержания противоречий, поскольку соотносит не только свои понятия с миром, но и самого себя со своими понятиями.
Патриотическое сознание - способность адекватно воспринимать историю и окружающую реальности, где можно вывести основные его функции:
- отражательное: сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память;
- оценочное сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне
сознания оценивает большинство событии и самого себя;
- преобразующее сознание определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями;
- времяобразующее сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.
Свойства сознания человека: сознание человека обладает рядом свойств, благодаря которым отражение человеком окружающего мира носит субъективный характер.
По мнению В.И. Каширина, «Самосознание - это сторона, момент в пространственно-временном развитии сознания, осознание субъектом своего места и роли в истории, это определенное состояние сознание личности. Культура самосознания - есть реальность самосознания в его развитии, некоторый уровень проявления датегративной и опережающей функций самосознания, его двойной рефлексии и полирефлексии»(Каширин, 1996: 63).
Специфика становления самосознания в социально-культурном пространстве-времени отчетливо обнаруживается в ходе распада традиционного кода общественного бытия. В этой ситуации выявляется специфический механизм самосознания -его, особая рефлексия, двойное отражение окружающей действительности, не присущее сознанию. Сознание - это простое отражение, данное знание реальности. Знание субъектом себя также кажется непосредственным образом, данным индивиду. В условиях крупных переломов молодежь утрачивает привычные ориентации и стремится выработать и усвоить новые.
При этом он не только фиксирует реальность, но оценивает ее с точки зрения возможностей своей исторической судьбы и сохранения своей идентичности, своей подлинной сущности.
В зависимости от того, как определяет себя молодой
человек, или он принимает социальную реальность, или нет. Самоопределение обретает здесь ценностный приоритет перед реальностью. Так возникает рефлексия самосознания как отражения реальности через призму ценностного понимания субъектом самого себя. В рефлексии самосознания реальность интерпретируется через призму приоритета бытия субъекта перед бытием иных реалий окружающего мира.
Поэтому вместо «культурно-досугового пространства» можно говорить о культурно-досуговой среде. Тогда в процессе патриотического воспитания молодежи «»Мышление в таком пространстве-времени событийно - и «подключение» к нему, т.е, овладение, навыками самостоятельного мышления происходит за счет участия в подобных событиях. Для этого индивидуальные программы организуются как прохождение определенных цепочек ситуаций, что требует методологической организации образовательного пространства»( Марача, 2000).
Влияние культурно-досуговой среды на патриотическое воспитание строится посредством создания условий для широкого участия туристических организаций по патриотическому воспитанию молодежи.
Для чего требуется повседневное расширение патриотической тематики в учреждениях культуры и туризма.
Успешная реализация деятельности по сохранению культурного и исторического наследия и создания условий для улучшения доступа граждан Брянской области к информации и знаниям позволяет создать новую культурно-досуговую среду.
В 2014 году количество культурно-досуговых сред в Брянской области в ходе проводимого автором статьи эксперимента увеличилась на 25%. Был создан «Мемориальный комплекс «Хацунь» государственного бюджетного учреждения культуры «Брянский государственный краеведческий музей» преобразован в филиал «Мемориальный комплекс «Хацунь». В структуре Брянского государственного краеведческого музея организован отдел - «Базовая стоянка партизанского отряда А.И. Виноградова «Озеро Круглое».
В рамках реализации государственной программы «Развитие культуры и туризма в Брянской области» (2012-1015
годы) в 2014 году достигнуты высокие результаты по исполнению показателя «посещаемость музейных учреждений на 1 жителя в год». Эффективному исполнению этого показателя способствовала активная работа государственных и муниципальных учреждений культуры региона по вовлечению молодежи во исполнение «дорожной карты», утвержденной Указом Губернатора Брянской области от 21 февраля 2013 года № 154, государственными и муниципальными заданиями.
Количество посетителей в государственных и муниципальных учреждениях культуры в 2014 году составило 923,9 тысяч человек, что превышает показатели предыдущего года на 11% процентов. Плановый показатель на 2013 год был определен исходя из динамики роста посетителей - 0,72 посещения на 1 жителя в, год, фактически показатель по итогам года составил 0,74 посетителя на 1 жителя в год.
Посещаемость в музеях Брянской области является самой высокой среди аналогичных регионов Центрального федерального округа. Сравнительный анализ показал, что посещаемость музеев в регионах ЦФО составляет от 0,2 до 0,63 посетителей на 1 жителя в год (за исключением г. Москвы, Владимирской и Ярославской областей, входящих в кольцевые туристические маршруты ЦФО и имеющих несравнимый с Брянской областью приток туристов).
Динамика роста посетителей в государственных и муниципальных учреждений культуры и туризма положительная и к 2018 году количество посетителей на 1 жителя в год предположительно составит 0,77.
Наиболее интересными и значимыми, на наш взгляд, стали культурно-досуговые программы, организованные в учреждениях культуры и туризма в рамках проводимого научного эксперимента. Это патриотические акции: «И помнит мир спасенный» к Дню Победы, «И сосны слышали окрест» к Дню партизан и подпольщиков, «Сердца людские памятью сильны» к Дню освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков», «И сыновья уходят в бой», «От Ордена Святого Гебргия до медали «Золотая звезда» Героя Российской Федерации»; лекции: «Вооружение славян накануне образования Древнерусского государства», «Древний Брянск»,
«Особенности старопечатных книг», «Редкие старопечатные издания из собрания Брянского краеведческого музея»; внемузейные экскурсии «Брянщина партизанская», «Путешествие в палеолит» и др.
В условиях мемориального комплекса «Партизанская поляна» регулярно проходят уроки мужества и классные часы в средних общеобразовательных школах; занятия по патриотическому воспитанию в детских садах; занятия на привале и в землянке для воспитанников детских оздоровительных лагерей.
Для молодежи акция «Зажги свечу Памяти» в День памяти и скорби. Особое значение имеют программы посвященные 70-летию освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков. Это и историко-краеведческая программа «Партизанское движение на Брянщине в годы ВОВ»; познавательно-интерактивные программы: «Олимпийские игры»; интерактивно-игровые: «Русский солдат умом и силой богат»; круглый стол «Послевоенная застройка и формирование жизненной среды г. Брянска во 2-й пол. XX - нач. XXI веков» в рамках выставки «Творцы послевоенного Брянска. Зодчие 4050-х годов XX века»; музыкальные программы: «Когда мы были молоды», «Небо сквозь ветви»; фотоклуб «Брянская улица».
Все большой популярностью стали пользоваться культурно-досуговые программы: «Историческое прошлое Брянского партизанского края», «Оккупационная политика на захваченных территориях», «Из истории партизанского движения в крае», «Герои Советского Союза - наши земляки»; благотворительная акция «Твори добро»; мероприятия для молодежи по экологическому воспитанию: «Красная книга рассказывает», «Брось природе спасательный круг», «Покормите птиц», «Солнце на лето - зима на мороз»; лекции и экскурсии по темам: «Трубчевск и «Слово о полку Игореве», «Трубчевск - город воинской славы», «Подесенье в эпоху древности», «Трубчевск в годы Великой Отечественной войны», «Охраняемая территория Трубчевского района»; «Игрицкое -столица партизанская» в день открытия месячника оборонно-массовой работы; видео-слайд экскурсии «Служили Отечеству», «Юные герои Брянщины», «Шумел сурово Брянский лес»,
лекции, викторины, презентации, уроки истории к дням воинской славы и праздничным датам.
Все это позволило раскрыть воспитательный потенциал культурно-досуговой среды позволяет изменить отношения молодежи как к деятельности самих учреждений культуры и туризма, так к общественной жизни, что в корне может изменить качественные параметры патриотического воспитания в целом.
Совершенствование процесса патриотического воспитания молодежи в культурно-досуговой среде определяется: содержанием, развитием форм и методов деятельности учреждений культуры и туризма.
В Брасовском историко-краеведческом музее были проведены экскурсии, приуроченные к знаменательным и памятным датам; уроки мужества «Героев звезды светят нам», «Герой с Хотеевской земли В.А. Мордин», «Герой Советского Союза В.Т. Сенющенков», «Герои воздушных боев» - летчики Орловско-Курской земли».
В государственных и муниципальных учреждениях культуры и туризма проводится активная научно-исследовательская работа. Главным направлением научных изысканий всех сотрудников было 70-летие освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков. Всего по разным темам подготовлено 49 публикаций в научных сборниках и книгах. Суражском и Почепском районах проведены научные конференции: «Суражане на фронтах Великой Отечественной войны» и «Почепчане - участники решающих битв Великой Отечественной войны и освобождение г. Почепа».
Заслуживает внимание и проведение круглого стола «Проблемы культурного туризма» (Санкт-Петербург, Эрмитаж, апрель 2013г.); международная конференция «Пикаловские чтения 2013: Реставрация памятников ландшафтной архитектуры» (Санкт-Петербург, ГРМ, июнь 2013 г.).
Первоочередными задачами на предстоящий период на мемориальном комплексе «Партизанская поляна» стало создание Аллеи Героев. По проекту скульптора и художника Александра Ромашевского на мемориальном комплексе
установлено 14 бронзовых бюстов - партизан Великой Отечественной войны, получивших звание Героев Советского Союза и Героев России. Аллея Героев размещаться у Вечного огня в центральной части комплекса.
ЛИТЕРАТУРА
Гребенников Р.В. 1992. Проблемы взаимосвязи потребностей личности с
социокультурной средой и системой управления. Минск. Жарков А.Д. 2012. Теория, методика и организация социально-культурной
деятельности: Учебник. М.: МГУКИ. 456 с. Каширин В.И. 1996. Очерки философии планетарного самосознания. -
Ставрополь: Изд-во СГУ. Лазарев М.А. 2013. К вопросу о соотношении философского и образного познания мира. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. Т. 2. №. 4: 666-674. Жарков А.Д. 2015. Влияние пространства-времени на функционирование социально-культурной деятельности. Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том 4. № 3: 282-287. Жарков А.Д. 2015. Власть культуры, культура власти актуальная планетарная проблема в современном мире. Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том 4. № 3: 288-297. Жарков А.Д. 2015. Социально-культурная деятельность как специализированная область общественной практики. Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том 4. № 3: 298-304 Жарков А.Д. 2015. Воспитание общепланитарного сознания личности в условиях социально-культурной деятельности. Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том 4. № 3: 305-309 Жарков А.Д. 2015. Развитие теории социально-культурной деятельности -важнейшая задача вузов культуры и искусств. Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том 4. № 3: 310-318 Лазарев М.А. 2012. Формирование художественной культуры будущего
учителя. - Инициативы XXI века. № 1: 79-81. Марача В.Г. 2000. Образовательное пространство-время, освоение
интеллектуальных функций и образовательные институты в контексте индивидуализации. - В сб. Школа и открытое образование: концепции и практики индивидуализации. Сборник научных трудов по материалам IV Всероссийской научной тьюторской конференции. Томск: Пилад: 61-70.
Получена / Received: 17.09.2015 Принята/Accepted: 25.10.2015