Научная статья на тему 'Туристско-рекреационная сфера как среда формирования патриотизма молодежи'

Туристско-рекреационная сфера как среда формирования патриотизма молодежи Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
287
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВО / ПАТРИОТИЗМ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ СФЕРА / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ СРЕДА / HOMELAND / PATRIOTISM / TOURISM AND RECREATION SPHERE / PATRIOTIC EDUCATION / CULTURAL AND RECREATIONAL TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Курмаев Т. Э.

В статье говориться о формирования патриотизма у молодежи. Описываются основные характеристики патриотизма. Рассматривается понятие «культурно-досуговая среда». Также поднимается вопрос об основных действенных формах и пути решения основных задач при формировании патриотического воспитания молодежи. Вдобавок рассматриваются труды российских ученых поднимающие вопросы развития туризма и патриотизма. Обсуждаются принципы по формированию патриотизма молодежи в условиях туристско-рекреаци-онной деятельности. Дается обзор туристско-рекреационной сферы в Республике Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM AND RECREATIONAL SPHERE AS AN ENVIRONMENT FOR YOUTH PATRIOTISM FORMATION

This article is devoted to the development of youth patriotism. The concept of "cultural and recreational environment" is studied, and an overview of the tourist and recreational sector in the Republic of Tatarstan is observed

Текст научной работы на тему «Туристско-рекреационная сфера как среда формирования патриотизма молодежи»

УДК 37.013

Т.Э.Курмаев

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ СФЕРА КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА МОЛОДЕЖИ

В статье говориться о формирования патриотизма у молодежи. Описываются основные характеристики патриотизма. Рассматривается понятие «культурно-досуговая среда». Также поднимается вопрос об основных действенных формах и пути решения основных задач при формировании патриотического воспитания молодежи. Вдобавок рассматриваются труды российских ученых поднимающие вопросы развития туризма и патриотизма. Обсуждаются принципы по формированию патриотизма молодежи в условиях туристско-рекреаци-онной деятельности. Дается обзор туристско-рекреационной сферы в Республике Татарстан.

Ключевые слова: Отечество, патриотизм, туристско-рекреационная сфера, патриотическое воспитание, культурно-досуговая среда.

Kurmaev Teymur Eldarovich TOURISM AND RECREATIONAL SPHERE AS AN ENVIRONMENT FOR YOUTH PATRIOTISM FORMATION

This article is devoted to the development of youth patriotism. The concept of "cultural and recreational environment" is studied, and an overview of the tourist and recreational sector in the Republic of Tatarstan is observed.

Keywords: Homeland, patriotism, tourism and recreation sphere, patriotic education, cultural and recreational transportation.

Под формированием патриотизма молодежи понимается постепенное и неуклонное форми-рование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.

Патриотизм и гражданская позиция, прежде всего, связываются с тем местом, где человек родился, где проходит его сознательная жизнь. Чем полнее и содержательнее знания о родном крае, его людях, его прошлом и настоящем, тем более эффективно будет решаться одна из главных задач - воспитание гражданина, который уважает и почитает традиции своего народа, гордится его материальной и духовной культурой [1].

Ключевым фактором построения сильной и процветающей России, обеспечения националь-ной безопасности страны является моральный дух народа. Поэтому так важно воспитать у каждого человека и, прежде всего, у каждого юного гражданина любовь к своему Отечеству, готовность в любую минуту прийти на защиту его суверенитета и независимости[2].

Научные исследования в области теории и практики развития туризма нашли отражение во многих публикациях.

Особый вклад в изучение туризма внесли работы таких авторов как М.Б.Биржаков, Е.В.Богин-ская, ГА.Бондаренко, М.А.Жукова, А.П.Дубрович, А.С.Кусков, Н.И.Кабушкин, Н.Г.Можаева, А.Д.Чуднов-ский и др. Среди отечественных мыслителей, раскрывающих проблему патриотизма как важнейшей основы жизни российского общества, - А.С.Хомяков, Н.М.Карамзин, Ф.И.Тютчев, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, В.С.Соловьев, Н.Ф.Федоров, Л.Н.Толстой, Г.П.Федотов, Н.О.Лосский, С.Л.Франк, Г.В. Плеханов, П.Б.Струве, В.В.Розанов, С.Н.Булгаков и др. Патриотизм рассматривается в педагогических исследованиях как сложное личностное образование, в обобщенной форме выражающее любовь к своему Отечеству. Содержательные характеристики патриотизма включают знания об истории, культуре, традициях своего Отечества; проявление познавательного интереса к его прошлому и настоящему, потребность в прогрессивном развитии своего государства, чувство национального достоинства, гордость за принадлежность к своей культуре; активную творческую деятельность на благо Отечества. Любовь к Отечеству начинается с любви к своей «малой родине»: городу, селу, лесу, речушке. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности[3].

Участвуя в туристско-рекреационных мероприятиях, молодежь восстанавливает свои силы, укрепляет физическое и психическое здоровье. Оздоровительной составляющей здесь принадлежит особая роль. Сегодня учащиеся значительную часть времени проводят в закрытых помещениях, поэтому даже однодневный туристский поход является эффективным средством оздоровления и профилактики заболеваний. Свежий воздух, двигательная активность, умеренные физические нагрузки - все это способствует укреплению здоровья юных туристов. Однодневные походы и экскурсии могут выполняться недалеко от учебного заведения, ведь в

каждом уголке Татарстана, в каждом городе, поселке, деревне есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует у молодого поколения интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность.

Одной из наиболее действенных форм патриотического воспитания является проведение походов по местам боевой славы народа, во время которых можно возложить цветы и привести в порядок памятники, познакомиться с историческими местами и мемориальными комплексами, провести соревнования. В отличие от пассивных форм воспитательной работы (встреч с интересными людьми, бесед, утренников, уроков мужества) туристические походы позволяют поставить каждого участника, в уникальные, с точки зрения воспитания, условия, когда абстрактные идеи приобретают конкретную реальность.

Следуя совету писателя Сергея Смирнова: "Мир надо познавать крыльями, страну -колесами, город - ногами", путешествуя по Республике Татарстан, молодежь имеет возможность отправляться в поход пешком. Путешествуя пешком можно видеть ту часть окружающего нас мира, которая может открыться только неспешному взгляду любителя путешествий, истинного, неутомимого охотника за впечатлениями. Пешком можно двигаться везде, при этом преодолевать различные препятствия и проверить себя, свои силы, свои умения и навыки. Ещё А.С.Пушкин писал, что «уважение к минувшему - та черта, которая отличает образованность от дикости». И потому в наше время особенно актуально возрождение исторического и духовного наследия нашего народа, тем самым формируя патриотизм современной молодёжи. В решении этой задачи важную роль играет туристско-рекреа-ционная деятельность, ибо каждый человек гордится своей «малой родиной». Участие в туристско-рекреационной деятельности воспитывает чувство сопричастности к делам предков, национальное самосознание, заставляет задуматься о своих корнях, делах минувших и настоящих в их сопряжении, неразрывности и преемственности в длинной череде поколений не в виде готовых истин и формул, а в непрерывном поиске, исследовании, изучении. Это является важным средством в процессе формирования патриотизма молодежи и одновременно является мощным средством развития когнитивных и креативных способностей современного молодого человека.

В условиях туристско-рекреационной деятельности патриотизм формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции нашего народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны.

Путешествия по родному краю помогают современной молодежи обогатиться новыми знаниями, глубже ощутить радость познания, полнее понять исторические и природные явления.

А.Д.Жарков, В.М.Чижиков отмечают, что культурно-досуговая среда объектов культуры -это предметно-пространственное окружение человека, способствующее формированию и развитию его культуры и поведения. По их мнению, культурно-досуговая среда представляет собой не набор худо-жественно-ценностных элементов, способствующих средообразованию и функционированию иных предметно-пространственных систем, а самостоятельную, самоценную культурно-досуговую систе-му, имеющую собственную базу, цели, задачи, формы существования и деятельности. Культурно-до-суговая среда рассматривается данными авторами с позиции пространственного окружения, вводя-щего человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и отношений, обеспечи-вающих культурно-формирующие условия его развития [4].

А.Д.Жарков, В.М.Чижиков считают, что «культурно-досуговая среда существует в качестве подсистемы в среде бытовой, производственной и др., где каждый предмет становится носителем культурно-эстетических отношений, надстраивающихся над прагматическим бытием, поскольку культурно-досуговая среда охватывает не только материальные элементы и их пространственные связи, но и осуществляемые с их помощью поведенческие акты. Деятельное освоение человеком различных культурно-пространственных ситуаций и влияние этих ситуаций на его поведение и деятельность является, пожалуй, центральной проблемой отношения к культурно-досуговой среде» [4].

В Республике Татарстан разработан ряд туристско-рекреационных кластеров, способных при-нять тысячи туристов, особенно много молодежи, посещающей маршруты, связанные с культурой, традициями родного края.

Сегодня в Татарстане постоянно разрабатываются и открываются новые туристские маршруты патриотической направленности, такие как экскурсионные туры в г. Чистополь.

Чистополь интересен со многих точек зрения. Это - географический центр Татарстана. Здесь представлено богатое культурное наследие не только татарской, но и русской культуры. Чистополь интересен тем, что в этом городе в годы войны два года квартировал Союз писателей СССР, то есть вся литературная элита Советского Союза: Пастернак, Цветаева, Твардовский и многие другие. «Чистополь стал неотъемлемой частью истории советской литературы», - рассказала заместитель министра культуры РТ Ираида Аюпова. По ее словам, туристы, приезжающие в Татарстан, должны посещать не только музеи Казани, Болгар и Свияжск, но и уникальные города республики, такие как Елабуга и Чистополь. По ее словам, туристы, приезжающие в Татарстан, должны посещать не только музеи Казани, Болгар и Свияжск, но и уникальные города республики, такие как Елабуга и Чистополь. Сегодня Министерство культуры РФ много внимания уделяет созданию историко-культурных центров для развития въездного туризма, потому что это является неотъемлемой частью патриотического воспитания подрастающего поколения. У Чистополя есть потенциал для создания такого историко-культурного центра, который мог бы достойно представить интересные факты с точки краеведения и развития литературы[5].

Современная туристско-рекреационная деятельность (в рамках туристической среды РТ) способна решить ряд важных задач по формированию патриотизма молодежи, среди которых:

- использование имеющегося природного потенциала региона для наглядного ознакомления молодежи с культурой и традициями родного края;

- приоритетное развитие внутреннего туризма, как фактора формирования гордости за Отчизну, ее возможности;

- создание и развитие высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса на территории региона, как экономического стимула, для включения молодежи в работу на данном направлении;

- демонстрация исторического, культурного и духовного наследия народов России для всего мира, молодежь чувствуя себя причастной к данному историческому и культурному полю априори прививается чувство патриотизма и гордости за родной край;

- поддержка развития различных видов предпринимательства (среднего и малого)

- разработка маркетинговой стратегии продвижения туристических продуктов и создание благоприятного имиджа региона и страны в целом.

Главную направленность целей по формированию патриотизма молодежи в условиях туристско-рекреационной деятельности осуществляют основополагающие принципы:

1. взаимопонимание и готовность к сотрудничеству всех участников процесса;

2. равноправие и паритетность всех участников туристско-рекреационной деятельности;

3.добровольность выбора форм сотрудничества;

4.взаимное информирование и выполнение принятых на себя обязательств согласно постав-ленным целям и задачам.

Говоря о культурно-досуговой среде туристско-рекреационных кластеров, хотелось бы привести яркий пример. Объекты, входящие в МТРК «Берега Елабуги», являются доказательством того, что культурно-досуговая среда туристско-рекреационных кластеров несет на себе основную смысловую нагрузку.

Примером может послужить комплекс этнических деревень.

Культура марийского народа. Единственная деревня на территорииЕлабужского муниципального района, в которой проживают марийцы, - деревня Куклюк. Жители деревни раскроют секреты марийского гостеприимства, познакомят с бытом, национальными танцами и обрядами, которые сохранились с языческих времён. Туристам будут предложены блюда марийской кухни. Незабываемыми станут катание на санях, «лошамобиле» (изобретение местного умельца).

Знакомство с кряшенами. Деревня Шурняк - место проживания кряшен. Здесь бережно хранятся традиции и обычаи этого народа. Туристы побывают в типичном для кряшен доме, увидят и сами поучаствуют в таких обрядах как «Проводы в армию», «Кряшенская свадьба», попробуют традиционные кряшенские блюда.

Татарская деревня. Знакомство с татарским этносом будет проходить на базе трёх деревень: Морты, Юраши, Альметьево.

Остановка у села Морты окунёт гостей в атмосферу праздника, здесь будут показаны элементы традиционного праздника «Сабантуй», в котором смогут поучаствовать и туристы. В деревне Юраши гости будут иметь возможность посетить музей, где туристы познакомятся с историей деревни и бытом местных жителей. Незабываемые татарские обряды («Каз эмэсе», «Кичке утыру»), татарские мелодии и танцы, мастер-класс по вязанию разноцветных ковриков - всё

это будет входить в программу пребывания. Посещение деревни Альметьево познакомит туристов с мусульманской религией.

Российская глубинка. На базе деревни Большое Елово предполагается создание атмосферы российской глубинки: история мещанства, возрождающаяся религия, отголоски гражданской войны, рыболовство как дополнительный источник пищи в сочетании с необъятными просторами, где не видны признаки цивилизации (заводы, трассы и т.д.).

В каждом населенном пункте будут созданы «этнические» гостевые дома для принятия многодневных туристов с целью более глубокого изучения этноса и «погружения» в сельскую жизнь.

Содержание проекта создания многофункционального туристско-рекреационного комплекса «Берега Елабуги» свидетельствует о том, что культурно-досуговая среда обладает богатым педагогическим потенциалом, на который возможно опираться при практической работе с молодежью.

Как уже было сказано, развитие у современной молодежи интереса к истории родной деревни, воспитание любви и уважения к своей «малой» родине как части огромной России остается главной задачей. В современной туристско-рекреационной деятельности используются такие формы как экскурсии по улицам деревни, к краеведческим объектам, на природу, занятия в краеведческом музее, викторины, творческо-поисковая, исследовательская деятельность молодежи, заочные путешествия.

Ряд маршрутов включает в себя места боевой славы, памятные места, интерактивные площадки и выставки. Велика значимость исторических событий, происходивших на территории маршрута, памятных знаков, территорий военно-исторических реконструкций, мемориальных мест, полей воинской славы, исторических поселений, археологических раскопок, реконструированных бытовых и этнографических парков [6]. Такая туристско-рекреационная среда является важным средством формирования патриотизма молодежи. Молодежь не только получает информацию о памятниках культуры в существующих туристских центрах, но и учится оценивать культурные ресурсы того или иного региона применительно к исторической памяти.

Литература

1. Абрамов, А.В. Становление и развитие современного российского патриотизма как явление полити-ческого сознания [Текст] :автореф. дис...канд. полит. наук. - М., 2001. - 18 с.

2. Азаров, Ю. Как взрастить патриота? [Текст] // Библ. Столи Валеев, Р.М Историко-культурное наследие Республики Татарстан [Текст]. - Казань : Изд-во «Идель Пресс», 2007. - 319 с.

3. Валеев, Р.М. Некоторые проблемы изучения и сохранения памятников истории и культуры Татарстана и татарского народа и опыт их решения [Текст] // Интеграция археологических и этнографических исследований. - Омск - Ханты-Мансийск, 2002. - С. 209-212

4. Doob L.W. Patriotism and Nationalism: Their Psychological Foundations. Yale University, Press. New Haven, CT. 1964.

5. Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: уч.пос. [Текст] - М., 1998340 с.

6. «Татар-информ»//В Чистополе пройдет конференция по созданию нового туристического маршрута. - 2014. - 09 октября [Электронный ресурс]. URL:http://www.tatar-inform.ru/news/2014/10/09/425930/ (дата обращения 12.08.2015)

7. Шамсутдинова, Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга [Текст] : монография. - Казань: КГУ, 2001. - 256 с.

1. Abramov, A.V. Stanovlenie i razvitie sovremennogo rossijskogo patriotizma kak javlenie politi-cheskogo soznanija [Tekst] :avtoref. dis...kand. polit. nauk. - M., 2001. - 18 s.

2. Azarov, Ju. Kak vzrastit' patriota? [Tekst] // Bibl. Stoli Valeev, R.M Istoriko-kul'turnoe nasledie Respubliki Tatarstan [Tekst]. - Kazan' : Izd-vo «Idel' Press», 2007. - 319 s.

3. Valeev, R.M. Nekotorye problemy izuchenija i sohranenija pamjatnikov istorii i kul'tury Tatarstana i tatarskogo naroda i opyt ih reshenija [Tekst] // Integracija arheologicheskih i jetnograficheskih issledovanij. - Omsk - Hanty-Mansijsk, 2002. - S. 209212

4. Doob L.W. Patriotism and Nationalism: Their Psychological Foundations. Yale University, Press. New Haven, CT. 1964.

5. Zharkov A.D., Chizhikov V.M. Kul'turno-dosugovaja dejatel'nost': uch.pos. [Tekst] - M., 1998340 s.

6. «Tatar-inform»//V Chistopole projdet konferencija po sozdaniju novogo turisticheskogo marshruta. - 2014. - 09 oktjabrja [Jelektronnyj resurs]. URL:http://www.tatar-

inform.ru/news/2014/10/09/425930/ (data obrashhenija 12.08.2015)

7. Shamsutdinova, D.V. Social'no-kul'turnaja integracija lichnosti v sfere dosuga [Tekst] : monografija. - Kazan': KGU, 2001. - 256 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.