Научная статья на тему 'Туристическая деятельность - важнейший фактор патриотического воспитания молодежи'

Туристическая деятельность - важнейший фактор патриотического воспитания молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВА: ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TOURIST ACTIVITY / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина И.В.

В статье рассматривается туристическая деятельность как важнейший фактор патриотического воспитания молодежи. Исследуя туристическую деятельность как фактор патриотического воспитания, автор статьи определяет культурно-досуговую программу как важнейший структурный элемент, который способствует мобилизации личностных ресурсов участников независимо от их самосознания, расширяет их кругозор, укрепляет патриотические позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism - a key factor of patriotic education of youth

The article deals with tourist activity as the most important factor of patriotic education of youth. Exploring the tourist activity as the factor of patriotic education, the author defines the cultural and leisure program as an important structural element that contributes to the mobilization of personal resources of the participants, regardless of their identity, expanding their horizons, strengthen patriotic position.

Текст научной работы на тему «Туристическая деятельность - важнейший фактор патриотического воспитания молодежи»

Humanity space International almanac VOL. 4, No 5, 2015: 712-717

Туристическая деятельность - важнейший фактор патриотического воспитания молодежи

И.В. Кузьмина

Московский Государственный Университет Культуры 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная д.7 Moscow State University of Culture Library str. 7 , Khimki, Moscow Region 141406 Russia e-mail: mgukidissov@mail.ru

Ключевые слова: слова: туристическая деятельность, патриотическое воспитание, молодежь.

Key words: tourist activity, the patriotic education of youth.

Резюме: В статье рассматривается туристическая деятельность как важнейший фактор патриотического воспитания молодежи. Исследуя туристическую деятельность как фактор патриотического воспитания, автор статьи определяет культурно-досуговую программу как важнейший структурный элемент, который способствует мобилизации личностных ресурсов участников независимо от их самосознания, расширяет их кругозор, укрепляет патриотические позиции.

Abstract: The article deals with tourist activity as the most important factor of patriotic education of youth. Exploring the tourist activity as the factor of patriotic education, the author defines the cultural and leisure program as an important structural element that contributes to the mobilization of personal resources of the participants, regardless of their identity, expanding their horizons, strengthen patriotic position.

[Kuzmina I.V. Tourism - a key factor of patriotic education of youth]

Одним из принципиальных подходов является построение различных моделей культурно-досуговых программ по патриотическому воспитанию требует различных технологических подходов. При этом плодотворным может оказаться подход, базирующийся на принципах декомпозиции (расчленения) и композиции (составления) программы.

Декомпозируя технологическую цепочку возможно определить взаимосвязь и взаимодействие системообразующих элементов, обуславливающих функционирование культурно-досуговой программ, при которой аудитория становится основным резервом пополнения новыми участниками учреждения культуры и туризма.

Поскольку необходимо, чтобы вопросы технологии

построения различных моделей культурно-досуговых программ по патриотическому воспитанию молодежи были осмыслены не только специалистами учреждений культуры и туризма, но и их помощников - добровольных активистов, а также техническими работниками: радистами, осветителями, рабочими сцены, участвующими в их подготовке и проведении.

Поэтому важнейшими системообразующими элементами взаимодействия учреждений культуры и туризма является аудитория, которая предвосхищает свое отношение к культурно-досуговой программе состоянием другого системообразующего элемента, каковым является окружающая среда. Значит, воссоздание эстетически организованной культурно-досгуовой среды в учреждениях культуры и туризма, на сцене, в холлах, на улице и т.д. позволяет наиболее эффективное воздействие на молодежь, обеспечить его патриотическое чувства.

В культурно-досуговых программах для туристов специалисты стремятся к насыщению сценария зрелищными элементами, в организации перед зрителями. В поиске приемов и средств интеллектуально-эмоциональной выразительности, которые, во-первых, создавали бы эмоциональное воздействие, а во-вторых, позволяли молодежи общаться в ходе программы прививая патриотические чувства.

Наличие обратной связи с туристической аудиторией и делает возможным непрерывно и немедленно оценивать качества культурно-досуговой программы и определять степень их воздействия.

Проведенный нами эксперимент показывает, что недооценивалось значение активизации аудитории в культурно-досуговых программах. В проведенных нами туристических программах в четырех случаях из пяти не было учета интересов и потребностей, разных социально-демографических групп молодежи при выборе темы, формы. А в 50% отсутствовало единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на поведение и чувства молодых людей. Фрагментность и эпизодичность проведения культурно-досуговых программ не позволяли поиску органической связи предыдущих и последующих тем, раскрытию единой проблемы.

Поэтому, исследуя туристическую деятельность как

фактор патриотического воспитания, автор статьи определяет культурно-досуговую программу как важнейший структурный элемент, который способствует мобилизации личностных ресурсов участников независимо от их самосознания, расширяет их кругозор, укрепляет патриотические позиции.

Наблюдая за личностными изменениями туристов, участников культурно-досуговых программ, удалось установить эволюцию в их волевых качествах как средство преодоления волнения; повышения наблюдательности - как умение ощущать одобрение или неодобрение аудиторией предложенного специалистами содержания.

Отсутствие патриотической нацеленности туристов на культурно-досуговую программу отрицательно сказывается на эффективности эмоционального воздействия, с одной стороны, и рассеивает усилия исполнителей - с другой. Непонимание цели своего участия в программе отрицательным образом отражается на самопознании туристов, их психологическом настроении. И наоборот совместные действия туристов и специалистов культурно-досуговых программ основываются на взаимном понимании и на том, как молодые люди используют в своей творческой деятельности общепринятый художественный язык.

Далее важно выяснить мотивы вступления гоштлй учрзвднний культуры в ту или иную форму культурно-досуговой деятельности. Здесь особенно актуально выяснить ценностные ориентации и мотивацию посещения молодежи.

Анализ показывает, что среди мотивов особое место принадлежит тем, которые связаны с туристической деятельностью.

Поэтому на этот процесс огромное влияние оказывает система взаимосвязей, авторитет, симпатии и антипатии, внутригрупповые позиции специалистов, характер и уровень их сплоченности в процессе труда.

«При выяснении механизма мотивации труда важны формы контроля в моделировании мотивации, а также анализ объективных и субъективных факторов (интенсивность, условия, оплата труда и др.).

Для понимания мотивации труда необходима теория

контроля. Интеграционная модель мотивации труда, предоставленная ниже, показывает концептуальное развитие, интеграцию на двух уровнях. Первый уровень (теория контроля) интегрирует совокупные цели, обратную связь, ожидания и атрибутивные (определительные) теории, такие, как социологию, информатику, теорию потребностей и др. Второй уровень включает работы авторов, применяющих теорию контроля в мотивационном поведении» (Титова, Федосеенко, 1994: 30).

Здесь необходимо заметить, что реализация культурно-досуговых программ активно и непосредственно влияет на развитие личности участника. Эффект его общественного труда повышается существованием долговременной занятости. Это и есть специфика патриотического воспитания в учреждениях культуры.

Поэтому туристическая деятельность в патриотическом воспитании молодежи теоретически рассматривалась как сущность патриотического воспитания в современных условиях.

Понимание патриотического воспитания как системообразующего элемента в жизни общества отражено в Федеральных и региональных нормативно-правовых актах, регулирующих патриотическое воспитание молодежи.

Однако, научного поиска эффективности контактов учреждений туризма, направленных на достижение целей патриотического воспитания молодежи недостаточно. Эффективное взаимодействие данных автономных социальных институтов возможно на качественно новом уровне, который может быть достигнут не просто в результате их формальной интеграции в системе патриотического воспитания молодежи при условии их функционирования как культурно-досуговой системы.

Подробное состояние позволяет руководствоваться не только директивными установками, а посредством обусловленности обоюдных действий законами функционирования систем, использовать внутреннюю механику взаимодействия учреждений туризма, что позволит значительно повысить эффективность патриотического воспитания молодежи.

Взаимодействие учреждений туризма должно быть системно, ибо оба рассматриваемых объекта соответствует совокупности ключевых управленческих понятий, при этом наличие процессов, адекватных целям дает основания их интеграции с учреждениями культуры.

На вопрос туристов в Брянской области «Что такое «патриотическое воспитание», как Вы понимаете это выражение?» были получены следующие ответы:

1. воспитание любви и уважения к Родине - 46%;

2. воспитание детей и молодежи - 26%;

3. служба в армии, защита Отечества - 11%;

4. труд и служение на благо Родины, забота о людях своей страны - 7%;

5. быть патриотом - 2%.

6. негативные суждения - 2%;

7. другое - 1%;

8. затрудняюсь ответить, нет ответа - 23%.

Затем каждому туристу был задан вопрос: «Считаете ли Вы себя патриотом России?», 81,3% из них ответили «Да», 13,3% - «Нет». Половина опрошенных (48,9%) убеждена, что если сейчас Россия ослаблена, то со временем все равно она станет великой мировой державой, 22,9% уверены, что она таковой была и остается сейчас. Вместе с тем больше половины (51,8%) считает, что Россия может оказаться расчлененной на несколько государств. 43,1 % думают, что это абсолютно невозможно или маловероятно.

Показательной оказалась программа тура по Крыму, которая предполагала посещение памятных исторических мест, военных музеев, обзорных экскурсий по местам боевой Славы. Состоится встреча со сверстниками из военных училищ.

«Это место дорого для каждого жителя области, - сказал в своем напутственном слове Александр Богомаз, - здесь начиналось партизанское движение на брянской земле, в далеком 1941 году здесь был открыт, по сути, второй фронт. Наши отцы и деды своим ратным подвигом сделали все, чтобы наш народ одержал победу.

«Их пример очень важен для нас, - сказал он. - Так как дает нам веру в великую, могучую, процветающую и

непобедимую Россию».

И пожелал ребятам доброго пути и новых хороших друзей

ЛИТЕРАТУРА

Жарков А.Д. 2015. Влияние пространства-времени на функционирование социально-культурной деятельности. Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том 4. № 3: 282-287. Жарков А.Д. 2015. Власть культуры, культура власти актуальная планетарная проблема в современном мире. Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том 4. № 3: 288-297. Жарков А.Д. 2015. Социально-культурная деятельность как специализированная область общественной практики. Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том 4. № 3: 298-304 Жарков А.Д. 2015. Воспитание общепланитарного сознания личности в условиях социально-культурной деятельности. Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том 4. № 3: 305-309 Жарков А.Д. 2015. Развитие теории социально-культурной деятельности -важнейшая задача вузов культуры и искусств. Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том 4. № 3: 310-318 Курбатова Н.В., Лазарев М.А. Развитие системы высшего профессионального образования и формирование картины мира у студентов: к проблеме взаимодействия. - Педагогика искусства: электронный научный журнал. - No 4, 2012, http://art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-4-2012/kurbatova_lazarev_17-01-2013.pdf - (0,4 п.л.) [17.01.2013] Лазарев М.А., Курбатова Н.В. 2013. Педагогическая технология творческого

развития студентов. - Инициативы XXI века. № 3: 42-44. Лазарев М.А. 2013. К вопросу о соотношении философского и образного познания мира. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. Т. 2. №. 4: 666-674. Лазарев М.А. 2012. Формирование художественной культуры будущего

учителя. - Инициативы XXI века. № 1: 79-81. Титова Н.Е. , Федосенко Л.В. 1994. Рынок: Интенсивность и мотивация труда. М.: Луч. 45 с.

Получена / Received: 17.09.2015 Принята/Accepted: 25.10.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.