Научная статья на тему 'Технологическая концепция процесса воспитания исторической памяти учащейся молодежи в учреждениях культуры'

Технологическая концепция процесса воспитания исторической памяти учащейся молодежи в учреждениях культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / TECHNOLOGICAL CONCEPT / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / HISTORICAL MEMORY / УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖЬ / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / CULTURAL INSTITUTIONS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочкарева Е.Д.

В статье рассматривается технологическая концепция процесса воспитания исторической памяти учащейся молодежи в учреждениях культуры. Технологическая концепция воспитания исторической памяти предполагает изучение многовековой истории отечества, места и роли России в мировом процессе, в развитии и укреплении общества, в его защите от возможной агрессии, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The technological concept of the process of education historical memory of students in cultural institutions

The article discusses the concept of the technological process of education of the historical memory of students in cultural institutions. The technological concept of education historical memory involves the study of the long history of the fatherland, the place and role of Russia in the world process, the development and strengthening of society, in its defense against possible aggression, understanding of the mentality and mores, customs, beliefs and traditions of our people, the heroic past of different generations.

Текст научной работы на тему «Технологическая концепция процесса воспитания исторической памяти учащейся молодежи в учреждениях культуры»

Humanity space International almanac VOL. 5, No 1, 2016: 25-37

Технологическая концепция процесса воспитания исторической памяти учащейся молодежи в учреждениях культуры

Е.Д. Бочкарева

Московский Государственный Университет Культуры 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная д.7 Moscow State University of Culture Library str. 7 , Khimki, Moscow Region 141406 Russia e-mail: mgukidissov@mail.ru

Ключевые слова: технологическая концепция, воспитание, историческая память, учащейся молодежь, учреждения культуры.

Key words: technological concept, education, historical memory, students, cultural institutions.

Резюме: В статье рассматривается технологическая концепция процесса воспитания исторической памяти учащейся молодежи в учреждениях культуры. Технологическая концепция воспитания исторической памяти предполагает изучение многовековой истории отечества, места и роли России в мировом процессе, в развитии и укреплении общества, в его защите от возможной агрессии, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений.

Abstract: The article discusses the concept of the technological process of education of the historical memory of students in cultural institutions. The technological concept of education historical memory involves the study of the long history of the fatherland, the place and role of Russia in the world process, the development and strengthening of society, in its defense against possible aggression, understanding of the mentality and mores, customs, beliefs and traditions of our people, the heroic past of different generations.

[Bochkareva E.D. The technological concept of the process of education historical memory of students in cultural institutions]

Концепция представляет собой понимание и трактовку педагогического сопровождения процесса воспитания исторической памяти как исключительно важного социального явления.

Автор статьи избрала для своего исследования в качестве методологии научную концепцию А.Д. Жаркова о «ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры» (Жарков, 2015, 2013-2012).

Содержание технологической концепции воспитания исторической памяти в современных условиях определяется традициями прошлого и современными реалиями.

В более конкретном смысле технологическая концепция представляет собой совокупность идей и положений, определяющих мировоззренческие основы, реализуемых через цель, содержание, задачи, принципы, формы, методы, средства воспитательной деятельности субъектов - специалистов учреждений культуры.

Поэтому, на наш взгляд, технологическую концепцию процесса воспитания исторической памяти учащейся молодежи в учреждениях культуры необходимо сосредоточить на усилии познания исторических корней и осознании неповторимости нашего отечества и его судьбы, гордости за сопричастность к деяниям предков современного поколения и их исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве.

Технологическая концепция воспитания исторической памяти предполагает изучение многовековой истории отечества, места и роли России в мировом процессе, в развитии и укреплении общества, в его защите от возможной агрессии, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений.

В деятельности учреждений культуры технологическая концепция будет реализована наиболее эффективно, если весь процесс воспитания исторической памяти учащейся молодежи в учреждениях культуры будет обеспечен технологическим сопровождением, обеспечивающего мотивацию у субъектов и объектов деятельности в учреждениях культуры.

Профессор Жаркова Л.С. считает, что «одной из функций учреждений культуры является стабилизация системы общества, поддержание динамического равновесия в обществе, т.е. соединение личности со средой, обеспечение нормального функционирования региональных связей в условиях постоянно изменяющихся внутренних состояний личности и внешней среды. В дни государственных праздников все учреждения культуры средствами социально-культурной деятельности обеспечивают формирование коллективной памяти,

коллективного мышления, коллективного сознания общественного мнения, коллективного решения. Отсюда и мотивационное развитие личности» (Жаркова, 2015: 232).

Технологическая концепция воспитания исторической памяти раскрывается полностью в совершенствовании педагогического сопровождения через проведение исторических культурно-досуговых программ, красочных исторических фестивалей, народных забав, молодецких игрищ и потех, которые служат глубокому исследованию родной истории, воспитанию патриотизма, противодействию фальсификации истории и искажению исторических фактов (Лазарев, 2016, 2012).

Технологическая концепция процесса воспитания исторической памяти учащейся молодежи разработанная на основе научной концепции А.Д. Жаркова предусматривает развитие интереса учащейся молодежи к национальным корням и отечественным традициям.

Сегодня одними из важных достижений в технологическом процессе по историческому воспитанию учащейся молодежи в учреждениях культуры стало появление историко-патриотических клубов, клубных музеев военной истории, массовых театрализованных представлений, исторической реконструкции событий, тематические выставки и экспозиции, приуроченные к дням военной славы России и торжественным праздникам, добровольная ознакомительная и практическая работа учащейся молодежи по истории прошлого нашей родины.

Великая Отечественная война стала главным по значимости событием XIX и XX веков актуальным примером будет для воспитания исторической памяти.

Особая значимость Великой Отечественной войны связана, на наш взгляд, также и с тем, что она выступает одним из немногих исторических событий, активно присутствующих в исторической памяти и имеющих однозначно позитивную оценку.

Проведенное нами исследования показывает, что педагогическое сопровождение воспитания исторической памяти связано с конкретными примерами, героями, образами,

которые для большинства молодых людей дают возможность сформировать у них историческую память, тем самым призвать их к эмоциональной памяти.

Так нами были исследованы возможности использования педагогического сопровождения процесса воспитания исторической памяти у учащейся молодежи в учреждениях культуры.

Деятельность учреждений культуры в воспитании исторической памяти учащейся молодежи на высоких примерах подвигов героев Отечества обеспечении педагогического сопровождения этого процесса способствует повышению его эффективности.

Эта идея должна реализовываться и в рамках Рождественских чтений, литературных гостиных, исторических конференций, конкурсов патриотических песен, тематических выставок, вечеров памяти, фестивалей искусств, встреч с земляками, где молодежь с большим энтузиазмом соприкасаются с историей своей страны и других публичных акций.

Можно также использовать опыт мировой практики, который знает примеры создания тематических мемориальных комплексов, ставших национальным символом и в определенном смысле материальным воплощением национальной идеи (Шуман, 1992: 54).

Полученные результаты показывают, что эффективнее всего эта задача выполняется, если мемориал несет в себе трагические смыслы - не столько парадное воплощение национальных триумфов, сколько память о национальных трагедиях.

Здесь необходимы особые архитектурно-ландшафтные решения, новейшие музейно-медийные технологии, которые не только сообщат посетителю определенный набор исторических фактов, но и предложат ему вступить в индивидуальный диалог с прошлым.

Такие музейно-выставочные центры могут стать своеобразным форумом городского сообщества, площадкой, где ежегодно происходят десятки мероприятий, различных по содержанию и форме, объединенных общими целями

осмысления трагедии прошлого.

При этом мы предлагаем не ограничиваться только традиционными вербальными и квази-вербальными нарративными методами подачи исторической информации, но и не ставим своей целью создание «поэтического музея» в чистом виде (в понимании Дж. Сполдинга), апеллирующего главным образом к чувству, к эмоции (Миронов, 2013: 286). С нашей точки зрения, правильной в данном случае является стратегия, построенная на гибком сочетании «познавательных» и эмоционально-художественных технологий информационного взаимодействия с посетителем.

В ходе разработки технологической концепции мы предлагаем рассматривать весь комплекс выше перечисленных процессов совершенствования педагогического сопровождения процесса воспитания исторической памяти учащейся молодежи.

В состав разработки эффективной технологической концепции при ее реализации можно использовать подробный и развернутый план, куда войдут: обоснование структуры;описание проектируемых объектов; планировка; компьютерная 3D модель/презентация; технологическое задание на разработку проектно-сметной документации; программа создания и поэтапного развития технологической концепции на определенный период.

Технологическая концепция совершенствования педагогического сопровождения процесса создания педагогических условий воспитания исторической памяти учащейся молодежи в учреждениях культуры ориентирована на аудиторию, включающую в себя различные возрастные, социальные и культурные группы, ибо основной задачей воспитательной работы мы видим «передачу исторического наследия и консолидацию исторического понимания путем инициирования «диалога памяти» между поколениями» (Дубин, 2015: 327).

При этом приоритетной целевой группой мы считаем учащуюся молодежь - именно она играет ключевую роль в воспроизводстве исторической памяти нации.

Главное при разработке технологической концепции воспитания исторической памяти молодежи лежит

объединяющий национальной идеи выбор, который должен объясняться интересами эмоционального самоутверждения национального духа россиян.

Следовательно, в учреждениях культуры надо будет предусмотреть несколько учебных аудиторий, а также помещения для лектория и кинозала.

Для проведения массовых публичных культурно-досуговых программ (в случае, если они проходят не под открытым небом) в зданиях учреждений культуры необходимо предусмотреть конференц-зал вместимостью не менее 800 мест для организации вечеров памяти, публичных лекций и других культурно-просветительных мероприятий, а также не менее двух аудиторий для проведения конференций и семинаров.

В экспозициях, выставочных залах и сервисном обслуживании посетителей применяются новейшие музейные технологии и оборудование, обеспечивающие задачи экспозиционного показа, фондового хранения и научно-систематизационной работы, современные средства связи и коммуникации (мультисервисные сети, обеспечивающие технологическую поддержку экспозиции и автоматизированных рабочих мест, беспроводной доступ к сетям связи и др.).

Инженерно-техническую инфраструктуру учреждений культуры необходимо планировать с учетом перспективного расширения технологических возможностей.

Учреждения культуры обеспечивают видео - и интернет-мосты с другими музеями и прочими культурно-просветительными учреждениями аналогичного профиля в России (например, с существующими мемориальными комплексами в Элисте, Нальчике, Магасе, Черкесске) и за рубежом.

Это поможет осуществить «диалог национальных образов прошлого», взаимно обогащающий национальные исторические представления и облегчающий взаимопонимание между народами.

В задачи деятельности сотрудников учреждений культуры войдут:

- разработка и проведение базовых обзорных лекций и экскурсий;

- разработка и проведение лекций и экскурсий, ориентированных на те или иные специфические целевые аудитории: например, для преподавателей средних школ, для сотрудников региональных музеев, для студентов исторических вузов, для школьников и т. д.;

- разработка, организация (совместно с органами народного образования) и проведение лекций и экскурсий для учащихся старших классов школы, включающих внешкольные уроки истории и литературы.

Мы согласны с профессором Жарковой Л.С. в том, что «Возрастает необходимость не только сохранения и возрождения, но и дальнейшего развития традиционной культуры народов на всей территории России. Сегодня большинство людей становятся потребителями традиционной культуры, а не хранителями и создателями национальной культуры. С каждым годом становится все меньше и меньше людей, продолжающих и создающих социально-культурную среду в социуме. Стремительно растет разрыв между той частью людей, которые являются творцами, созидателями культуры, и массами, только потребляющими культуру» (Жаркова, 2015: 238).

Основной формой работы технологического направления может являться исследовательский проект и основы музейной деятельности. Студенты-участники учреждений культуры систематически выступают со своими проектами на школьных и городских исторических и краеведческих конференциях, становясь регулярно победителями или призерами проектной деятельности.

Здесь также важна необходимость сделать процесс взаимодействия экспозиции с посетителем динамичным и интерактивным, что обуславливает широкое использование современных технологий в представлении экспонатов.

Помимо прочно вошедших в употребление стандартных аудиовизуальных средств, таких как акустические гиды, кино- и видеофильмы, необходимо использовать «сценарные» средства показа: это позволяет посетителю в полной мере соприкоснуться со стоящими за экспонатами историческими событиями, острее испытать чувство сопереживания.

Одним из примеров интерактивного взаимодействия с посетителем может стать научная реконструкция различных образов эпохи на основе современных средств визуализации, которые позволяют выстраивать виртуальные макеты трехмерных объектов.

Здесь могут быть совмещены сразу несколько средств аудиовизуального эмоционального воздействия: видео, фото, графика, дикторское сопровождение с возможным стереоскопическим эффектом и стереофоническим звучанием. Эти техники позволят отобразить сложные объекты историко-культурного наследия.

Помимо новейших технических средств, в экспозиции должны широко применяться новые музейные методики; в частности, такой способ представления экспонатов, как «подойди и потрогай» (когда вещи, представленные в экспозициях, не отделены от посетителя). Изначально этот принцип применялся лишь в научно-технических музеях; но в настоящее время он оказался востребованным также и в исторических, этнографических и краеведческих музеях.

Интерактивные методики прочно вошли в практику современных музеев и значительно расширили возможности музейной коммуникации, обеспечивая иной уровень эмоционального восприятия, менее отчужденный, чем в традиционных музеях.

Специальное выставочное оборудование должно быть универсальным и в обязательном порядке дополняться техническими средствами: полиэкранами, оборудованием аудио- и светового дизайна, современными системами сканирования и воспроизведения предметов, в том числе в 3D-формате.

Не стоит забывать о традиционных наглядных средствах музейной практики - это традиционное музейное собрание, состоящее из предметной, документальной, и фотоколлекции. Эти коллекции формируются и пополняются за счет личных вещей, хранящихся в семьях, семейных архивов, а также в ходе партнерского и волонтерского взаимодействия с государственными и ведомственными архивными и музейными учреждениями.

К первой категории коллекции относятся, коллекции «артефактов памяти»: писем, мемуаров, видео - и аудиоматериалов устной истории, печатных изданий - книг и периодики, художественных произведений, связанных с темой террора и т. д.

Вторичное комплектование коллекций материалов устной истории происходит, в частности, в полуинтерактивном режиме: в ходе «бесед о памяти», проводимых сотрудниками учреждений культуры с посетителями. Видеозаписи этих бесед и дискуссий на тему о прошлом, отложатся в музейных фондах и, в свою очередь, станут предметом новых бесед и дискуссий (Лазарев, Подвойский, 2012).

Современная российская молодежь в первую очередь хочет идентифицировать себя как часть сообщества - фанатов, уличной банды, студентов, увлекающихся определенным видом спорта и т.п. Поэтому индустрия учреждений культуры, предлагающая распространение продуктов исторической памяти может здесь сработать в полном объеме примерами подобных сообществ как волонтеры, добровольцы и т.д.

Студенческая молодежь в своих взглядах и действиях наименее консервативна по сравнению с другими возрастными и социальными группами. Она более эмоционально восприимчива к тем политическим и социально-экономическим изменениям, которые происходят сегодня в нашем обществе. Относительно высокий интеллектуальный уровень (это молодые люди с высшим и неоконченным высшим образованием), некоторый жизненный опыт позволяет им более-менее объективно оценить сложившуюся ситуацию с историй нашей страны, высказать свое отношение к ней.

Данное исследование может принести определенную пользу как плацдарм для реализации концепции аксиологического совершенствования процесса создания педагогических условий воспитания исторической памяти у молодежи в учреждениях культуры. Оно задает рамки, в которых можно вести дальнейший поиск, обозначает проблемы и ошибки, которых можно избежать в дальнейшем.

Поэтому воспитание исторической памяти становится все более серьезным измерением кросс-культурной коммуникации.

Так, «бремя белого человека» (Р.Киплинг), в которое входила и «работа с памятью» (своеобразная историческая «промывка мозгов») постепенно минимизируется.

Наличие множества локальных историй на фоне отхода от детерминизма «вестернизации» способствовало повышению ценности исторической памяти на всех «незападных» уровнях (Савельева, Полетаев, 2005: 28).

Подобная ситуация - примитивизация социально-культурного контекста исторической памяти вступает в резонанс с процессом постепенно осознаваемой потери социокультурной идентичности, неотъемлемой составляющей которой выступает историческая память.

Мы согласны с профессором А.Д. Жарковым, что «историческую память можно представить как набор передаваемых из поколения в поколение исторических сообщений, мифов, субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого, особенно социального опыта, непосредственно в отношении народа. Также она является видом коллективной (или социальной) памяти» (Жарков, 2012: 178).

Профессор А.Д. Жарков считает, что «подлинная историческая память не может существовать без личной исторической памяти, без знания того, что связано с личной судьбой конкретного человека, историей его семьи, предшественников, которые функционировали в истории. Это означает, что человек не может в полной мере ощутить себя гражданином страны, если он не только не знает важнейшие события, вехи ее истории, но и родословную своей семьи, историю своего города, села, края, в котором родился или живет. Без памяти нет личности, без личности нет человека.

Тем самым историческая память является выражением процесса организации, сохранения и воспроизводства прошлого опыта народа, страны, государства для возможного его использования в деятельности людей или для возвращения его влияния в сферу общественного сознания» (Жарков, 2012: 179).

В результате обостряется интерес к истории «малой родины», к предельно локальной истории, к которой привязывается как индивидуальная, так и коллективная память

молодых людей.

Именно изложенные возможности технологической концепции совершенствования процесса создания педагогических условий воспитания исторической памяти у молодежи в учреждениях культуры дадут возможность изменить сегодняшнюю ситуацию.

Изучение педагогического сопровождения как процесса совершенствования воспитания исторической памяти учащейся молодежи необходимо в наши дни, ведь именно учащаяся молодежь по своей социальной природе представляет «голографическое» отражение всех противоречий и возможностей социально-исторической и культурной динамики общества в рамках определенного масштаба социальной реальности (своей Родины, страны, определенного социокультурного сообщества).

В этом смысле учащаяся молодежь представляет собой своеобразный фенотипический код эволюции конкретного общества. Именно молодежь выбирает траекторию исторического движения общества.

Отсюда, изучение предметной области

совершенствования педагогического процесса сопровождения воспитания исторической памяти учащейся молодежи в учреждениях культуры должно обеспечить: формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы учащейся молодежи; личностных основ российской гражданской идентичности; социальной ответственности; правового самосознания; поликультурности; толерантности;

приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации.

Тем самым подобное приобретение теоретических знаний и опыта их применения для ценностной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни поможет учащейся молодежи при решении задач в области социальных отношений.

Таким образом, глобальный финансовый кризис вновь поставил общество на грань социально-экономической неопределенности, что в ближайшем будущем отразится на

механизмах и тенденциях воспитания исторической памяти учащейся молодежи.

Постоянные спонтанные изменения социальных условий и реагирования молодежи на эти условия обусловливают актуальность систематического отслеживания процесса воспитания исторической памяти.

Наибольшим потенциалом в реализации целей ценностного образования обладают педагогические условия воспитания исторической памяти у молодежи в учреждениях культуры, поскольку их содержание призвано способствовать присвоению учащейся молодежи ценностного отношения к исторической памяти.

Отсюда, необходимо сделать вывод о том, что социально-исторические ценности, знания, образцы поведения, элементы народного творчества должны быть сохранены и переданы последующим поколениям для обеспечения эффективного развития, для сохранения социального порядка. Сохранение исторической памяти - это общенациональная проблема, решение которой должно выходить на уровень государственной политики.

ЛИТЕРАТУРА

Дубин Б.В. 2007. Жить в России на рубеже столетий: социологические очерки

и разработки. М.: Прогресс-Традиция. 408 с. Жарков А.Д. 2015. Методологические основания развития социально-культурной деятельности в России в современный период. -Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том. 4. № 3: 273-281.

Жарков А.Д. 2015. Власть культуры, культура власти актуальная планетарная проблема в современном мире. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том. 4. № 3: 288-297. Жарков А.Д. 2015. Развитие теории социально-культурной деятельности -важнейшая задача вузов культуры и искусств. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том. 4. № 3: 310-317. Жарков А.Д. 2013. Социально-культурная политика государства - важнейшее условие функционирования социально-культурной деятельности. -Культура и образование. №1(10): 65-73. Жарков А.Д. 2012. Теория, методика и организация социально-культурной

деятельности. М.: МГУКИ. 480 с. Жаркова А.А. 2014. Культурно-досуговая программа как существенный

результат культурно-досуговой деятельности. - Культура и образование. № 2(13): 49-51.

Жаркова А.А. 2010. Развитие личности в условиях социально-культурной деятельности на основе парадигмального подхода: теоретические аспекты: монография. М.: МГУКИ. 177 с.

Жаркова Л.С. 2015. Мотивационное развитие личности в социально-культурном измерении: монография. М. 400 с.

Жаркова Л.С. 2013. Деятельность Учреждений культуры - фактор развития традиционных народных культур. - Культура и образование. №1(10): 79-85.

Лазарев М.А. 2016. Формирование художественной культуры в профессиональном становлении современного педагога: монография. Москва: МАО; Даугавпилс: ДУ. 180 с.

Лазарев М.А. 2012. Аспекты формирования художественной культуры будущего учителя. - Инициативы XXI века. № 1: 79-81.

Лазарев М.А., Подвойский В.П. 2012. Особенности профессионального становления будущего учителя в современном высшем образовании. -Известия Тульского Государственного Университета. Гуманитарные науки. Вып. 1. Ч. 2: 123- 129.

Миронов Б.Н. 2003. Социальная история России периода империи (XVIII-начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства: в 2-х т. 3-е изд. СПб.: Дм. Буланин. T. 1. LX+548 с.; T. 2. 583 с.

Савельева И.М., Полетаев А.В. 2005. История и социальные науки. -«Гуманитарные исследования» (ИГИТИ ГУ-ВШЭ). Вып. 4(18). 32 с.

Шуман Г., Скотт Ж. 1992. Коллективная память поколений. - Социологические исследования. 1992. № 2: 47-60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Получена / Received: 17.02.2016 Принята/Accepted: 24.02.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.