DOI: 10.12731/2218-7405-2018-3-97-110 УДК 37.017
ИСКРЕННОСТЬ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА В ОПРОСАХ
Терновая И.А., Терновая Е.И.
Цель. Статья посвящена применению опросов в исследовании уровня патриотизма курсантов, как наиболее распространенного метода сбора информации. Предметом анализа выступает искренность респондентов, от которой зависят достоверность и качество итоговых данных.
Методология проведения работы. Для выявления уровня патриотизма молодёжи Орловской области (учащихся средних школ, студентов, курсантов военного вуза) в период с 2015 по 2017 годы было проведено исследование, сравнительное по целям, методическое по характеру решаемых задач, проходившее в несколько этапов с применением опросов, интервью, бесед. По результатам этого исследования [12, 13, 14, 15, 16] уровень патриотизма курсантов военного вуза значительно превосходит уровень патриотизма школьников и студентов. Полученное превосходство позволило выдвинуть ряд гипотез, требующих проверки, одна из которых - неискренность курсантов военного вуза, обусловленная тем, что ложь и обман нередко воспринимаются испытуемыми, как естественные явления, и имеют свои причины. Разработанный в статье новый подход к способу применения опросной методики С.Н. Томилиной (в модификации М.Н. Гончарова) «Оценкауровня военно-патриотического воспитания молодежи на боевых традициях» [3,17] позволил использовать её, в первую очередь, не для определения уровня патриотизма респондентов, а для контроля их искренности (в анкете в разной формулировке присутствовали вопросы, имеющие схожий смысл). Отметим, что ранее при определении уровня патриотизма курсантов исследователи не акцентировали своё внимание на выявлении
искренности/неискренности испытуемых, в предшествующих работах по этой теме описание подобных экспериментов отсутствует.
Результаты. При подведении итогов анкетирования процент положительных ответов на вопросы анкеты оказался достаточно высоким, но выявлены расхождения (противоречия) в ответах на схожие по смыслу вопросы, свидетельствующие о том, что не все респонденты оказались искренними; гипотеза неискренности подтверждена. Это позволило авторам поставить под сомнение ранее сделанный вывод [12] о высоком уровне патриотизма курсантов военного вуза.
Область применения результатов. В целях исследования эффективности патриотического воспитания курсантов военного вуза, результаты эксперимента позволяют рекомендовать включить в опросные методики контроль искренности/неискренности респондентов, что поможет получить более достоверные сведения. При проведении мероприятий по патриотическому воспитанию необходимо акцентировать внимание курсантов на том, что честность, искренность, правдивость входят в число неотъемлемых качеств личности патриота.
Ключевые слова: анкетирование; военный вуз; искренность; курсанты; опрос; военно-патриотическое воспитание; патриотические ценности.
SINCERITY OF MILITARY CADETS IN SURVEYS Ternovaya I.A., Ternovaya E.I.
Purpose. The article is devoted to the application of surveys in research of the level of cadet's patriotism, as the most common method of collecting information. The subject of the analysis is the sincerity of the respondents, on which the reliability and quality of the final data depend.
Methodology. The research was conducted during the periodfrom 2015 to 2017 to identify the level ofpatriotism of the youth (pupils ofsecondary schools, students, military cadets) in the Orel region. It was comparative
in terms of goals and methodical in nature of the tasks, which were solved. The research was held in several stages, we used questionnaires, interviews, conversations. According to the results of this research [12,13,14,15,16], the level ofpatriotism of military cadets greatly exceeds the level ofpatriotism ofpupils and students. The received superiority made it possible to putforward a number of hypotheses that require verification, one of which is the insincerity of military cadets, it dues to the fact that lies and deception are often perceived by people as natural phenomena, which have own reasons. A new approach to the method of application of the questionnaire methodology "Assessment of the level of military-patriotic education of youth on combat traditions" by S.NTomilina (in the modification of M.N. Goncharova) [3, 17] was developed in the article. It allowed to use this methodology, first of all, not to determine the level of patriotism of respondents, but to control their sincerity (questions with a similar meaning in a different formulation were in the questionnaire). Note, that earlier in determining the level of patriotism of cadets, the researchers did not focus their attention on revealing the sincerity / insincerity of the respondents, in previous works on this topic there is no description of such experiments.
Results. The percentage of positive answers turned out to be quite high when the results were summared, but discrepancies (contradictions) were revealed in the answers to questions of similar meaning, so we made a conclusion that not all respondents were sincere, the hypothesis of insincerity is confirmed. This allowed the authors to question the earlier conclusion [12] about the high level ofpatriotism of military cadets.
Scope of application of the results. In order to research the effectiveness ofpatriotic education ofmilitary cadets, the results of the experiment make it possible to recommend including the control of the sincerity / insincerity of the respondents to the questionnaire methodologies, it will help to obtain more reliable information. It is necessary to emphasize cadets' attention to the fact that honesty, sincerity, truthfulness are among the inherent qualities of the patriot's personality during carrying out measures for patriotic education.
Keywords: questionnaire survey; military university; sincerity; cadets; questioning; military-patriotic education; patriotic values.
При исследовании патриотических качеств молодежи наиболее распространенным методом сбора информации является опрос [6, 8], и от того, насколько искренними будут ответы респондентов, зависит достоверность результатов. Но даже если ответы респондента на вопросы анкеты типа «Смогли бы вы...?» говорят о высоком уровне патриотизма, мы не можем с полной уверенностью этого утверждать, потому что не знаем, как он в действительности поступит, если в интересующей нас ситуации окажется не в собственном воображении, а реально [3]. Оценка человека окружающими людьми (коллегами, товарищами по службе, преподавателями и т.п.), даже самая положительная, тоже не даст полной уверенности, если она не основана на конкретных действиях и поступках, связанных, прежде всего, с жертвенностью на благо Родины, верностью Отчизне [2], проявлением героизма в бою [17].
В целях повышения объективности современные исследователи комбинируют и модифицируют существующие опросные методики (RSK Шуберта, С.Н. Томилиной [18], В.В. Мельникова и Л.Т. Ям-польского и др.), используют дублирующие методы диагностики.
Для определения уровня сформированности патриотических ценностей курсантов военного вуза было решено применить опросную методику «Оценка уровня военно-патриотического воспитания молодежи на боевых традициях» С.Н. Томилиной (в модификации М.Н. Гончарова). Респондентам было предложено 30 вопросов (среди них в разной формулировке присутствовали вопросы, имеющие схожий смысл), требующих конкретных ответов: либо «да», либо «нет». В эксперименте приняли участие 197 человек, предварительно каких-то специальных подготовительных мероприятий с ними не проводилось, воспитательная работа шла в обычном режиме. Результаты опроса представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты анкетирования курсантов военного вуза
№ п/п Вопросы Ответы
да нет
1. Гордитесь ли Вы своей национальностью и причастностью к народам России? 98,5% 1,5%
№ Вопросы Ответы
п/п да нет
2. Знаете ли Вы слова гимна РФ? 99,5% 0,50%
3. Можете ли Вы доказать любовь к Родине делом? 96% 4%
4. Знаете ли Вы боевые традиции вооруженных сил Российской Федерации? 86% 14%
В период, когда решается судьба Отечества, смогли бы Вы са-
5. моотверженно воевать с внешним врагом и ради достижения общей победы пожертвовать собою в бою? 98% 2%
6. Могли бы Вы раскрыть близким военную и государственную тайну? 3% 97%
7. Считаете ли Вы для себя строго обязательным соблюдение присяги? 94,5% 5,50%
8. Любите ли Вы свою малую Родину? 98,5% 1,5%
9 Стали бы Вы в боевой обстановке спасать Боевое Знамя во- 92% 8%
инской части?
10. Смогли бы Вы последовать боевой традиции «Сам погибай, но товарища выручай»? 96,5% 3,5%
11. У Вас дома хранится государственный флаг РФ? 34,5% 65,5%
12. Защитили бы Вы в бою командира своей грудью? 87% 13%
Если бы от Вас зависело, назначить ли наказание изменнику
13. Родины, или признать его невиновным, назначили бы Вы наказание? 85% 15%
Если бы у Вас была возможность посоветовать Верховному
14. главнокомандующему сократить численность вооруженных сил РФ, сделали бы Вы это? 8% 92%
15. Вы не стыдитесь по отношению к себе самому использовать слово «патриот»? 38% 62%
16. Относились бы Вы гуманно к поверженному врагу или пленному? 76,5% 23,5%
17. Вы готовы защищать с оружием в руках интересы не только русского народа, но и других народов, населяющих Российскую Федерацию? 94% 6%
18. Вы любите историю и многонациональную культуру народов России? 96,5% 3,5%
19. Оказавшись в тылу врага, Вы вступите в партизанский отряд? 93,5% 6,5%
20. Любите ли Вы русские народные песни? 82% 18%
21. Собираетесь ли Вы связать свою дальнейшую жизнь со службой в вооруженных силах Российской Федерации? 97% 3%
22. Если бы у Вас была возможность, Вы бы уехали на новое место 6,5% 93,5%
жительства в другое государство?
23. Посоветуете ли Вы связать свою жизнь со службой в вооруженных силах Российской Федерации своему сыну? 86% 14%
№ п/п Вопросы Ответы
да нет
24. Вы храните в Вашем семейном фотоальбоме фотографии дедушек, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны? 72% 28%
25. Любите ли Вы в свободное время читать русскую классику? 64% 36%
26. Вы готовы строго соблюдать законы Российской Федерации? 95% 5%
27. Будете ли Вы публично петь гимн РФ, если он будет исполняться на спортивных состязаниях и других мероприятиях? 86% 14%
28. Вы интересуетесь историей своего рода? 94,5% 5,5%
29. Считаете ли Вы себя патриотом Российской Федерации? 95,5 4,5%
30. Вы стыдитесь сказать, что беззаветно преданы своей Родине? 4,5% 95,5%
Процент положительных ответов на вопросы, связанные с воинским долгом и честью, достаточно высок: 98% смогли бы самоотверженно воевать с внешним врагом и ради достижения общей победы пожертвовать собою в бою; 97% не раскрыли бы военную тайну даже близким; 94,5% считают для себя строго обязательным соблюдение присяги; 96,5% смогли бы последовать боевой традиции «Сам погибай, но товарища выручай»; 92% в боевой обстановке готовы спасать Боевое Знамя воинской части; 93,5%, оказавшись в тылу врага, вступили бы в партизанский отряд; 95% готовы строго соблюдать законы Российской Федерации; слова гимна РФ знают 99,5% опрошенных.
Собственное отношение к Родине и народам России респонденты оценили тоже высоко: на вопрос «Любите ли Вы свою малую Родину?» положительный ответ дали 98,5% курсантов, 96% могут доказать эту любовь делом; 94% готовы защищать с оружием в руках интересы не только русского народа, но и других народов, населяющих Российскую Федерацию; 98,5% гордятся своей национальностью и причастностью к народам России.
Но, тем не менее, при подведении итогов анкетирования возникли предположения либо о нежелании респондентов отвечать искренне, сокрытии подлинных мыслей [19, 20], мнений, интересов, взглядов, либо о невнимательности и недобросовестности при заполнении анкеты, поскольку испытуемым в разной формулировке задавались вопросы, имеющие схожий смысл [4, 9], и в ответах на них выявлены расхождения, что позволяет оценить, насколько сто-
ит им доверять [1]. 96,5% любят историю и многонациональную культуру народов России, но лишь 64% любят в свободное время читать русскую классику, а 82% любят русские народные песни. 94,5% интересуются историей своего рода, но при этом только 72% хранят в семейном фотоальбоме фотографии дедушек, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Считают себя патриотами и при этом не стыдятся сказать, что беззаветно преданы своей Родине 95,5% курсантов, но при этом 62% стыдятся по отношению к себе самому использовать слово «патриот».
Высокий процент положительных ответов по ключевым вопросам анкеты наряду с имеющимися расхождениями (противоречиями) дает основание предполагать, что некоторые курсанты выдали желаемое за действительное, а, значит, не были искренними, поэтому анкеты нуждаются в частичной отбраковке.
Человеку свойственно не всегда быть правдивым, но неискренние ответы, конечно же, не дают основание считать респондентов лгунами. По утверждению В.В. Знакова, ситуативная (имеющая отношение к конкретной ситуации) ложь не сказывается на общей правдивости индивидуума [7]. На формирование ответов влияют многие факторы [5, 21]. В данном случае на поведение курсантов при заполнении анкеты, возможно, повлияли следующие причины:
- восприятие опроса, как навязанной процедуры [1], затрагивающей психику, вызывало определенный дискомфорт;
- неуверенность в том, что ответы будут сохранены в тайне [10], а также подчиненная роль и зависимое положение побудили стремление казаться лучше, чем есть на самом деле, желание завысить самооценку, представить себя в выигрышном свете, произвести благоприятное впечатление [22];
- опасение открыто выразить свое мнение заставило дать ответ, не отражающий объективную реальность;
- в обстановке коллективной ответственности, когда за ошибки и промахи отвечает весь коллектив, респонденты вынуждены говорить не то, что думают на самом деле, а то, что будет одобрено, что соответствует общепринятым нормам и ценностям.
Кроме того, испытуемые заполняли анкеты, находясь в коллективе, при наличии сомнений могли «ознакомиться» с мнением товарищей и, подчиняясь большинству, выработать или подкорректировать собственный ответ.
Но даже в неискренних ответах есть польза - они помогли выявить существование установок, позволивших курсантам определиться в собственном выборе и на вопросы, которые они посчитали ключевыми, ответить так, чтобы при обработке анкет патриотические качества оказались на высоком уровне. На вопросы, которые респонденты не посчитали ключевыми, были даны более правдивые ответы (например, государственный флаг РФ дома хранят лишь 34,5%; относились бы гуманно к поверженному врагу или пленному 76,5%; и пр.).
В целях диагностики неискренности некоторые исследователи предлагают ответы на вопросы из анкет сравнивать с фактами реального поведения респондентов и считать искренними тех испытуемых, чьи утверждения подтверждаются реальными поступками [4]. По результатам конкретной деятельности человека можно с высокой достоверностью судить об уровне патриотичности личности [8].
Обязательной составляющей понятия «патриотизм» является жертвенность [11], ибо истинный патриотизм - осознанное поведение человека, основанное на любви и бескорыстном стремлении служить Родине, когда общественные и государственные интересы в делах и поступках превалируют над личными, когда человек жертвует собой как в боевых условиях, так и на трудовом поприще, в различных сферах деятельности.
Таким образом, методика оценки патриотизма личности курсанта военного вуза должна учитывать главный критерий настоящего патриотизма - жертвенность; ориентироваться на реальный жизненный опыт респондентов, их поступки; быть всесторонней по наблюдателям (командиры, преподаватели, сослуживцы); включать различные формы исследования (анкетирование, интервью, личная беседа) и обязательный блок контроля искренности/неискренности.
Список литературы
1. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. М.: Высшая школа, 1989. 176 с.
2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном Российском обществе: монография. Волгоград: Авторское перо, 2006. 272 с.
3. Гончаров М.Н. Формирование нравственно-патриотических ценностей курсантов на начальном этапе социального становления в военном вузе: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Кострома, 2016. 238 с.
4. Давыдов А.А., Давыдова Е. В. Измерение искренности респондента. М.: ИС РАН, 1992. 21 с.
5. Давыдов А.А. Респондент как источник информации. М.: ИС РАН, 1993. 27 с.
6. Зайцева М.И. Анкета как инструмент конкретно-социологического исследования // Соц. исследования. Вып. 5. М.: Наука, 1970. С. 266-287.
7. Знаков В.В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 9-16.
8. Лутовинов В.И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию: научно-исследовательская работа под общ. ред. Ю.П. Квятковского. М.: Армпресс, 2006. 68 с.
9. Мягков А.Ю. Влияние метода сбора данных на вербальное поведение респондентов // Социологический журнал. 1999. № 1/2. С. 133-142.
10. Назарова К.Б. Качество опроса: Факторы неответов // Социологические исследования. 1999. № 11. С. 108-114.
11. Терновая И.А. Жертвенность как обязательный атрибут истинного патриотизма // Материалы VIII Международной молодежной научной конференции (21-22 февраля 2018 года) «Молодежь и XXI век - 2018»: В 5 т. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2018. Т. 2. 318 с. С. 214-219.
12. Терновая И.А. О патриотизме курсантов военного вуза // Сборник материалов X Всероссийской межведомственной научной конференции «Актуальные направления развития систем охраны специальной связи и информации для нужд органов государственной власти Российской Федерации». Орёл: Академия ФСО России, 2017. Ч. 11. С. 93-95.
13. Терновая И.А. О патриотизме российской молодёжи на примере Орловской области // Научные труды факультета дополнительного профессионального образования и повышения квалификации. [Под ред. Т.В. Бурковской]. Орёл: ООО «Горизонт», 2016. Выпуск 13. 118 с. С. 38-41.
14. Терновая И.А. Основные направления патриотического воспитания // Сборник научных статей 5-й Международной молодежной научной конференции «Будущее науки - 2017». Курск: ЗАО «Университетская книга», 2017. С. 234-236.
15. Терновая И.А. Патриотическая направленность молодежи на примере Орловской Области // Современные исследования социальных проблем. Красноярск, 2016. № 8(64). С. 182-188.
16. Терновая И.А. Проблемы формирования патриотических качеств у студенческой молодежи Орловской области // Современные исследования социальных проблем. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2017. Т. 8. № 8-2. 254 с. С. 230-236.
17. Томилина С.Н. Педагогическая методика оценки уровня военно-патриотического воспитания молодежи на боевых традициях // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2013. № 1. С. 15-28.
18. Томилина С.Н. Программно-диагностическое сопровождение процесса военно-патриотического воспитания военных моряков: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Великий Новгород, 2013. 254 с.
19. Экман П. Почему дети лгут? [Пер. с англ] Спб.: Питер, 2017. 240 с.
20. Экман П. Психология лжи: [Пер. с англ] СПб.:Питер, 1999. 161 с.
21. Cuttance P.F. Towards a typology of information to aid reliability of response in social surveys // Quality and Quantity. 1986. Vol. 20. № 1, pp. 27-52.
22. O'Neill H. W. Response style influence in public opinion surveys // Public Opinion Quarterly. 1967. Vol. 31. № 1, pp. 95-103.
References
1. Butenko I.A. Anketnyy opros kakobshchenie sotsiologa s respondentami [A questionnaire survey as a dialogue of a sociologist with respondents]. Moscow: Higher School, 1989. 176 p.
2. Vyrshchikov A.N., Kusmartsev M.B. Patrioticheskoe vospitanie mo-lo-dezhi v sovremennom Rossiyskom obshchestve [Patriotic education of youth in modern Russian society]: monograph. Volgograd: Avtorok feather, 2006. 272 p.
3. Goncharov M.N. Formirovanie nravstvenno-patrioticheskikh tsennostey kursantov na nachal 'nom etape sotsial'nogo stanovleniya v voennom vuze [Formation of moral and patriotic values of cadets at the initial stage of social formation in a military high school]: Diss. Cand. ped. Sciences: 13.00.01. Kostroma, 2016. 238 p.
4. Davydov A.A., Davydova E.V. Izmerenie iskrennosti respondent [Measuring the sincerity of the respondent]. Moscow: IS RAS, 1992. 21 p.
5. Davydov A.A. Respondent kak istochnik informatsii [Respondent as a source of information]. Moscow: IS RAS, 1993. 27 pp.
6. Zaytseva M.I. Anketa kak instrument konkretno-sotsiologicheskogo issle-dovaniya [The questionnaire as an instrument of concrete sociological research]. Sotsial'nye issledovaniya [Social studies]. Issue. 5. Moscow: Nauka, 1970, pp. 266-287.
7. Znakov V.V. Nepravda, lozh' i obman kak problemy psikhologii poni-maniya [Invalidity, lie and deception as problems of psychology in the sense of nimania]. Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. 1993. № 2, pp. 9-16.
8. Lutovinov V.I. Kriterii i osnovy metodiki otsenki rezul 'tatov raboty po patrioticheskomu vospitaniyu: nauchno-issledovatel'skaya rabota [Criteria and foundations of the methodology for assessing the results of work on patriotic education]: research work. Ed. Yu.P. Kvyatkovsky. Moscow: Armprress, 2006. 68 pp.
9. Myagkov A.Yu. Vliyanie metoda sbora dannykh na verbal'noe povede-nie respondentov [Influence of the method of data collection on verbal behavior of respondents]. Sotsiologicheskiy zhurnal [Sociological Journal]. 1999. № 1/2, pp. 133-142.
10. Nazarova K.B. Kachestvo oprosa: Faktory neotvetov [Quality of the poll: Factors of non-response]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological research]. 1999. № 11, pp. 108-114.
11. Ternovaya I.A. Zhertvennost' kak obyazatel'nyy atribut istinnogo patri-otizma [Sacrifice as an obligatory attribute of true patriotism]. Materi-
aly VIIIMezhdunarodnoy molodezhnoy nauchnoy kon-ferentsii (21-22 fevralya 2018 goda) «Molodezh 'i XXI vek - 2018» [Proceedings of the VIII International Youth Scientific Conference (February 21-22, 2018) "Youth and the XXI Century - 2018"]. Kursk: ZAO "University Book", 2018. V. 2. 318 p., pp. 214-219.
12. Ternovaya I.A. O patriotizme kursantov voennogo vuza [On the patriotism of military cadets cadets]. Sbornik materialov X Vserossiyskoy mezhvedomstvennoy nauchnoy konferentsii «Ak-tual'nye napravleniya razvitiya sistem okhrany spetsial'noy svyazi i infor-matsii dlya nuzhd or-ganov gosudarstvennoy vlasti Rossiyskoy Federatsii» [Collected materials of the X All-Russian interdepartmental scientific conference "Actual Directions for the Development of Special Communications and Information Security Systems for the Needs of Governmental Authorities of the Russian Federation"]. Eagle: Academy of the FSO of Russia, 2017. Part 11. S. 93-95.
13. Ternovaya I.A. O patriotizme rossiyskoy molodezhi na primere Orlovskoy oblasti [On the patriotism of Russian youth on the example of the Orel region]. Nauchnye trudy fakul'teta dopolnitel'nogo profes-sional'nogo obrazovaniya ipovysheniya kvalifikatsii [Scientific works of the faculty of additional professional education and professional development] / Ed. T.V. Burkovskaya. Eagle: LLC "Horizon", 2016. Issue 13. 118 p., pp. 38-41.
14. Ternovaya I.A. Osnovnye napravleniya patrioticheskogo vospitaniya [The main directions of patriotic education]. Sbornik nauchnykh statey 5-y Mezhdunarodnoy molodezhnoy nauchnoy konfe-rentsii «Budushchee nauki - 2017» [A collection of scientific articles of the 5 th International Youth Scientific Conference "The Future of Science - 2017"]. Kursk: ZAO University Book, 2017, pp. 234-236.
15. Ternovaya I.A. Patrioticheskaya napravlennost' molodezhi na pri-mere Orlovskoy Oblasti [The Patriotic Orientation of Youth on the Ordinance of the Orel Region]. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem [Modern Studies of Social Problems]. Krasnoyarsk, 2016. № 8 (64), pp. 182-188.
16. Ternovaya I.A. Problemy formirovaniya patrioticheskikh kachestv u studencheskoy molodezhi Orlovskoy oblasti [Problems of the formation of patriotic qualities in the students of the Orel region]. Sovremennye
issledovaniya sotsiaTnykhproblem [Modern Studies of Social Problems]. Krasnoyarsk: Scientific and Innovation Center, 2017. T. 8. No. 8-2. 254 p., pp.230-236.
17. Tomilina S.N. Pedagogicheskaya metodika otsenki urovnya voenno-pa-trioticheskogo vospitaniya molodezhi na boevykh traditsiyakh [Pedagogical methods for assessing the level of military-patriotic education of youth on combat traditions]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina [Vestnik of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin]. 2013. № 1, pp. 15-28.
18. Tomilina S.N. Programmno-diagnosticheskoe soprovozhdeniepro-tsessa voenno-patrioticheskogo vospitaniya voennykh moryakov [Program-diagnostic support of the process of military-patriotic education of military seamen]: Diss. Cand. ped. Sciences: 13.00.01. Veliky Novgorod, 2013. 254 p.
19. Ekman P. Pochemu deti Igut? [Why do children lie?] [Trans. from the English]. St. Petersburg: Peter, 2017. 240 p.
20. Ekman P. Psikhologiya Izhi [Psychology of lies] [Trans. from the English] St. Petersburg: Peter, 1999. 161 p.
21. Cuttance P.F. Towards a typology of information to aid reliability of response in social surveys. Quality and Quantity. 1986. Vol. 20. № 1, pp. 27-52.
22. O'Neill H. W. Response style influence in public opinion surveys. Public Opinion Quarterly. 1967. Vol. 31. № 1, pp. 95-103.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Терновая Ирина Анатольевна, сотрудник Академии ФСО России
Академия ФСО России
ул. Приборостроительная, 35, г. Орёл, Орловская область,
302015, Российская Федерация
Терновая Евгения Игоревна, студент 6 курса Медицинского института
Орловский Государственный Университет им. И.С. Тургенева ул. Комсомольская, 95, г. Орёл, Орловская область, 302026,
Российская Федерация [email protected]
DATA ABOuT THE AuTHORS Ternovaya Irina Anatolievna, Research Assistant of the Academy of Federal Security Guard Service of the Russian Federation
Academy of Federal Security Guard Service of the Russian Federation
35, Priborostroitelnaya St., Orel, Orlovskaya oblast, 302015, Russian Federation [email protected]
Ternovaya Evgeniya igorevna, Student of the 6-th Curse of the Medical Institute
Orel State University named by I.S. Turgenev 95, Komsomolskaya St., Orel, Orlovskaya oblast, 302026, Russian Federation [email protected]