Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ШКОЛ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН В ХОДЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ШКОЛ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН В ХОДЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционная педагогика / патриотическое воспитание / среднее общее образование / старшеклассники / внеурочная деятельность / traditional pedagogy / patriotic education / general secondary education / high school students / extracurricular activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.А. Асваров

В данной статье освещаются наиболее характерные особенности процесса воспитания патриотизма у учащихся старших классов школ, действующих на территории Республики Дагестан. Основное внимание автором уделяется внеурочной деятельности. Для этого в начале статьи даются сущностная и структурная характеристики процесса патриотического воспитания старшеклассников на современном этапе развития системы среднего общего образования в регионе. Далее демонстрируются его приоритетные направления. Выясняется, какую роль традиционная культура различных этнокультурных общностей, населяющих Дагестан, может играть в оптимизации результатов патриотического воспитания старшеклассников. Предлагаются некоторые формы организации внеурочной деятельности, предусматривающие реализацию различных элементов традиционной культуры. Выявляются основные организационно-педагогические условия, соблюдение которых с определённой вероятностью будет способствовать оптимизации результатов такой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION OF HIGH SCHOOLS STUDENTS IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN BY MEANS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article highlights the most characteristic features of fostering patriotism in high school students in the Republic of Dagestan. The author focuses his attention mostly on extracurricular activities. The paper describes essential and structural characteristics of teaching patriotism through the educational process and presents the most relevant ones for the Dagestan secondary general education system. Priority directions are demonstrated. It turns out what role the traditional culture of various ethnocultural communities in Dagestan can play in optimizing the results of patriotic education. Some forms of organization of extracurricular activities are proposed, providing for the implementation of various elements of traditional culture. The main organizational and pedagogical conditions are identified, the observance of which with a certain probability will contribute to optimization of the results.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ШКОЛ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН В ХОДЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Библиографический список

1. Aлeкceeнко Н.В. Музыкально-практическая деятельность как среда личностно-эстетического развития младших школьников. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 222-224.

2. Aкимeнко A.E. Эстетическое воспитание как процесс формирования личности ребенка. Социальная безопасность в евразийском пространстве: материалы II Международной научной конференции. Москва: Aвтономная некоммерческая организация высшего образования «Институт деловой карьеры», 2023: 2Э4-2Э8.

3. Симонова Е.С. К вопросу о целеполагании в эстетическом воспитании в современном педагогическом пространстве. Художественное образование в мире: вчера, сегодня, завтра: материалы XVI Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2023: 239-244.

4. Паршина Н.Ю. Проблема эстетического воспитания младших школьников в современных условиях. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023; Т. 12, № 3 (87): 83-87.

5. Винокур Н.Н. К проблеме развития художественно-эстетических способностей младших школьников: региональный компонент. Вестник магистратуры. 2022; № 3-2 (126): 139-141.

6. Байханов И.Б. Самообразование как детерминат социально-профессионального развития личности. Миссия конфессий. 2020; Т. 9, Ч. 1, № 8 (49): 860-865.

7. Жданова С.Н. Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей. Aвторeфeрат диссертации ... доктора педагогических наук. Оренбург, 2007.

8. Гасанова AM. Особенности развития художественно-творческих способностей младших школьников наглядными средствами обучения. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3: 75-77.

9. Николаева Е.И., Петрусевич A.A. Формирование ценностей и ценностных ориентаций школьников во внеурочной деятельности. Педагогическое образование в России. 2021; № 5: 61-66.

10. Соколова С.Г, Бубнова A.C Обобщение опыта реализации моделей внеурочной деятельности по формированию эстетической культуры у учащихся начальных классов средствами народного искусства. Актуальные проблемы организации образовательного процесса в начальной школе: сборник научных статей. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет, 2020: 254-261.

11. Самойленко Д.С. Проектные формы в эстетическом воспитании молодёжи. Цифровая наука. 2020; № 6: 140-147.

12. Комарова Т.С., Москвина A.C Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в новых социокультурных условиях. Проблемы современного образования. 2020; № 2: 127-134.

13. Рамазанова ЭА, Кандаева НА Средства народного творчества в эстетическом воспитании учащихся. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020; № 2: 82-85.

14. Кобазова Ю.В., Погребняк В.В. Эстетическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства. Современное педагогическое образование. 2023; № 11: 66-70.

15. Русакова Т. Г Педагогическая поддержка становления духовного мира дошкольника и младшего школьника. Вестник Оренбургского государственного университета. Приложение: Гуманитарные науки. 2005; № 4.1: 141-146.

References

1. Alekseenko N.V. Muzykal'no-prakticheskaya deyatel'nosti kak sreda lichnostno-'esteticheskogo razvitiya mladshih shkol'nikov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 222-224.

2. Akimenko A.E. 'Esteticheskoe vospitanie kak process formirovaniya lichnosti rebenka. Social'naya bezopasnost' v evrazijskom prostranstve: materialy II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva: Avtonomnaya nekommercheskaya organizaciya vysshego obrazovaniya «Institut delovoj kar'ery», 2023: 234-238.

3. Simonova E.S. K voprosu o celepolaganii v 'esteticheskom vospitanii v sovremennom pedagogicheskom prostranstve. Hudozhestvennoe obrazovanie v mire: vchera, segodnya, zavtra: materialy XVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: Novosibirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2023: 239-244.

4. Parshina N.Yu. Problema 'esteticheskogo vospitaniya mladshih shkol'nikov v sovremennyh usloviyah. Mezhdunarodnyjzhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2023; T. 12, № 3 (87): 83-87.

5. Vinokur N.N. K probleme razvitiya hudozhestvenno-'esteticheskih sposobnostej mladshih shkol'nikov: regional'nyj komponent. Vestnikmagistratury. 2022; № 3-2 (126): 139-141.

6. Bajhanov I.B. Samoobrazovanie kak determinat social'no-professional'nogo razvitiya lichnosti. Missiya konfessij. 2020; T. 9, Ch. 1, № 8 (49): 860-865.

7. Zhdanova S.N. Social'no-pedagogicheskaya teoriya 'esteticheskogo osvoeniya mira uchaschimisya v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2007.

8. Gasanova A.M. Osobennosti razvitiya hudozhestvenno-tvorcheskih sposobnostej mladshih shkol'nikov naglyadnymi sredstvami obucheniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 3: 75-77.

9. Nikolaeva E.I., Petrusevich A.A. Formirovanie cennostej i cennostnyh orientacij shkol'nikov vo vneurochnoj deyatel'nosti. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2021; № 5: 61-66.

10. Sokolova S.G., Bubnova A.S. Obobschenie opyta realizacii modelej vneurochnoj deyatel'nosti po formirovaniyu 'esteticheskoj kul'tury u uchaschihsya nachal'nyh klassov sredstvami narodnogo iskusstva. Aktual'nye problemy organizacii obrazovatel'nogo processa v nachal'noj shkole: sbornik nauchnyh statej. Cheboksary: Chuvashskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2020: 254-261.

11. Samojlenko D.S. Proektnye formy v 'esteticheskom vospitanii molodezhi. Cifrovaya nauka. 2020; № 6: 140-147.

12. Komarova T.S., Moskvina A.S. 'Esteticheskoe vospitanie detej doshkol'nogo vozrasta v novyh sociokul'turnyh usloviyah. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2020; № 2: 127-134.

13. Ramazanova 'E.A., Kandaeva N.A. Sredstva narodnogo tvorchestva v 'esteticheskom vospitanii uchaschihsya. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2020; № 2: 82-85.

14. Kobazova Yu.V., Pogrebnyak V.V. 'Esteticheskoe vospitanie mladshih shkol'nikov na urokah izobrazitel'nogo iskusstva. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2023; № 11: 66-70.

15. Rusakova T.G. Pedagogicheskaya podderzhka stanovleniya duhovnogo mira doshkol'nika i mladshego shkol'nika. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Prilozhenie: Gumanitarnye nauki. 2005; № 4.1: 141-146.

Статья поступила в редакцию 17.03.24

УДК 378

Asvarov N.A., Cand. of Sciences (History), Senior Lecturer, Rector of Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia),

E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

PATRIOTIC EDUCATION OF HIGH SCHOOLS STUDENTS IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN BY MEANS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES. The article highlights the most characteristic features of fostering patriotism in high school students in the Republic of Dagestan. The author focuses his attention mostly on extracurricular activities. The paper describes essential and structural characteristics of teaching patriotism through the educational process and presents the most relevant ones for the Dagestan secondary general education system. Priority directions are demonstrated. It turns out what role the traditional culture of various ethnocultural communities in Dagestan can play in optimizing the results of patriotic education. Some forms of organization of extracurricular activities are proposed, providing for the implementation of various elements of traditional culture. The main organizational and pedagogical conditions are identified, the observance of which with a certain probability will contribute to optimization of the results.

Key words: traditional pedagogy, patriotic education, general secondary education, high school students, extracurricular activities

Н.А. Асваров, канд. ист. наук, доц., ректор ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова»,

г. Махачкала, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ШКОЛ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН В ХОДЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье освещаются наиболее характерные особенности процесса воспитания патриотизма у учащихся старших классов школ, действующих на территории Республики Дагестан. Основное внимание автором уделяется внеурочной деятельности. Для этого в начале статьи даются сущностная и структурная характеристики процесса патриотического воспитания старшеклассников на современном этапе развития системы среднего общего образования в регионе. Далее демонстрируются его приоритетные направления. Выясняется, какую роль традиционная культура различных этнокультурных общностей, населяющих Дагестан, может играть в оптимизации результатов патриотического воспитания старшеклассников. Предлагаются некоторые формы организации внеурочной деятельности, предусматривающие реализацию различных элементов традиционной культуры. Выявляются основные организационно-педагогические условия, соблюдение которых с определённой вероятностью будет способствовать оптимизации результатов такой работы.

Ключевые слова: традиционная педагогика, патриотическое воспитание, среднее общее образование, старшеклассники, внеурочная деятельность

Актуальность темы, поднимаемой на страницах настоящей статьи, объясняется спецификой современного этапа развития обозначенного в заглавии региона. Действительно, сегодня Дагестан представляет собой динамично развивающуюся, характеризующуюся наличием мощного экономического и интеллектуального потенциала республику (Р.П Абдулатипов, А.К. Алиев, З.Т. Гасанов, Н.И. Губанова, Т.В. Евгеньева, Т.А. Семенова, В.В. Титов). Важное условие их практического воплощения - обеспечение межнационального и гражданского мира, межконфессионального согласия (М.П. Бузский, А.Н. Вырщиков, Н.В. Горбунова, В.Ю. Троицкий).

Значимость реализации данного условия станет понятной, если мы примем во внимание тот факт, что Республика Дагестан является поликультурным регионом [1, с. 80]. На её территории проживают представители более ста этнических общностей. Это обстоятельство в ещё большей степени актуализирует проблему формирования межнационального диалога, осознания дагестанцами, в особенности молодыми, себя как граждан, ответственных за судьбы региона и страны [2, с. 714].

Важная роль в достижении указанных результатов принадлежит системе основного общего образования [3, с. 396]. На данном этапе правильно организованная деятельность по патриотическому воспитанию учащихся позволит представителям разных национальностей научиться продуктивному сотрудничеству как между собой, так и с жителями соседних регионов, а равно - зарубежных стран. При этом важно, чтобы в период освоения соответствующих образовательных программ молодые люди получили ясное представление о многообразии традиционных культур региона и России, об их взаимовлиянии и взаимопроникновении [1, с. 76].

Формирование у школьников такого рода представлений достижимо путём широкого использования средств внеурочной деятельности [4, с. 7]. Возможностям их применения в данном качестве посвящена статья.

Её цель - освещение основных особенностей процесса воспитания патриотизма у учащихся старших классов школ, действующих на территории Республики Дагестан, по ходу реализации внеурочной деятельности.

Поставленной цели соответствуют следующие задачи:

- дать сущностную и структурную характеристику процессу патриотического воспитания старшеклассников;

- продемонстрировать его приоритетные направления;

- выяснить, какую роль традиционная культура народов Дагестана может играть в указанном процессе;

- предложить некоторые формы внеурочной деятельности, предусматривающие реализацию её элементов;

- выявить основные организационно-педагогические условия, соблюдение которых повысит вероятность достижения успеха такой работы.

При этом использовались следующие методы исследования: анализ текущей образовательной практики ряда дагестанских школ; рефлексия собственного педагогического опыта автора; изучение литературы, так или иначе затрагивающей соответствующую проблематику.

Научная новизна настоящей статьи заключается в том, что на её страницах было определено, какую роль традиционная культура народов Дагестана может играть по ходу реализации патриотического воспитания старшеклассников средствами внеурочной деятельности.

Теоретическая значимость состоит в выявлении наиболее перспективных на сегодняшний день направлений внеурочной деятельности, ориентированной на формирование патриотизма учащихся.

Практическая значимость - в рассмотрении ключевых организационно-педагогических условий, соблюдение которых может обеспечить успех такой работы.

На современном этапе изучения интересующего нас вопроса большинство педагогов сходятся на том, что патриотическое воспитание представляет собой систему, которая предусматривает развитие гражданственности, патриотизма и интернационализма по ходу реализации образовательных программ на различных уровнях, не исключая среднего общего образования (Б.Ш. Алиева, Л.Х. Ав-шалумова, М.Х. Рабаданов, Е.В. Шеломова, РО. Яковлев).

Его содержательная сторона включает шесть ведущих компонентов (рис. 1).

Психолого-педагогический

Социально-политический

Физический

Компоненты

Духовно-нравственный

Культурно-исторический

Военно-технический

Рис. 1. Компоненты содержания патриотического воспитания

Вчислоего лриоритетныхналравленийвходят возрождениеумолодого поколения - граждан России - традиционного чувства национальной гордости, воспитание патриотизма, интернационализма, веротерпимости, уважения к другим народам, а также формирование готовности к труду на благо малой и большодРодихр|, к её защите. тсвяин сопитидной вдыв спееификых Ре-внублидв Дагерслиы отучаях, кмгда ресн идём ишкооах, ваОетающихниэтой территории, при организации интересующего нас процесса нельзя упускать из чндонидможноститрадициодиоХ крнидуеР1еДноуодех [О.т.едоееоимотвнмхи подробнее.

Ор удициихнoнподйтpенртхe данноготогивна этыиченкая кулере нлджила средством формирования у его юных жителей системы важнейших эстетических, хравствднно-этчпвсдих, о ндски рннeвтaциoчелинд-пдвхнoчихееэаxцвинocтрХ о оыум [х, о. 9].На протяжнинв м поган нектв та кая систем а яысмохсодн им дз главных оегдлыноров повхедневнoланонедтния, oуeспоннваиййиeдaнидcтнйд-охсх, родтнх н оиечесмсур, с.180хПсо этом ч насоодщемд моментоможнекдн-статировать разрушение экономической основы, некогда напрямую влиявшей на формитоваинёхмевиционных пчудстахойдой (CAЫыоаoххoва, П.Е. Суслонов, Н.Н. Фокина). Но и сегодня сохраняется их регламентирующая сила [2, с. 716]. Мыслиигюстин.гиднoгимыегecёУPтопп о-нрeжнeмyoриeдoу яютoяохчжнвижэны-ми представлениями о долге и чести, благородстве и справедливости, добре и тые,пет0иoтнйоe[3|B.0Д0].

Mррюдюcдомтжд сто пон плмнирохыoиииор1aниoецмн падхидтачесдспохоо-нптопхoрнaюиxохтвдсшнх l<увмcoврлeдyoуoДхoщaоoнpиуоымнидeхчвмснимoo традици0нныеёе-влят0pы поиеденвя хх земоуcло. Втекхщнх oбcвтутелнcгждx необходимой представляется теоретическая обработка и практическая поддерж-ги теоёлеменхеч ырадицноннен куыхруры, нах непдотивореймгпрoнсоглашae-мым сегодня социальным установкам и служат факторами стабилизации соци-тохо, и. 10].

Так, на протяжении столетий народами Дагестана накапливались, пере-дситирп пoпcеoхщщпм cемленoхмнeoí^тcор^^ыeу^м^[^(^гые и умддицзо10вийхксоуп1итовами пpeдcтахтоoив о гуманности и oовмoннcтвe, чести и совести, долге и справедливости, исторических путях этнокультурных [У.вl оЧСдотйетстнохио.в иоетувесдебн°2 рабо™ нeoбтетимд мрич общение школьников к достижениям традиционных ремёсел. Этого можно до-Рхтиур ихвредствём мледвющих фыумopraooзтгanнеймыттеыихocто

учащихся:

- ооёзуысип в пoмыуехкт, вехраникоми тдадхционныеформы органииа-ции прочзеыдства(Унцукуло Кубанй, БомишоП

- ерюнедеихыфомулооетимой и масте^кдеурдд, ндпреы<eнныxиддсвеу-нндтнoщомэпуTдзсвоlxиуйTмдв станинных ремёиео О,ы. ту];

- посещение музеев и выставок, экспозиции которых затрагивают соответствующую тематику [5, с. 51].

Внимания, кроме того, заслуживают традиционные праздники [8, с. 429]. В основе многих из них лежат идеи свободы и справедливости, мира и дружбы,

Таблица 1

Организационно-педагогические условия патриотического воспитания старшеклассников Республики Дагестан

Наименование Влияние на ход патриотического воспитания

Глубокое знание педагогом особенностей традиционной системы воспитания, культуры своего народа Позволяет повысить эффективность деятельности по вовлечению учащихся в обозначенные выше формы и методы внеурочной деятельности [9, с. 58]

Проведение работы, направленной на профилактику проявлений национальной замкнутости учеников Расширит возможности для реализации различных видов организованной активности учащихся, удельный вес которых будет различен в зависимости от их индивидуальных проявлений

Демонстрация педагогическими работниками положительного личного примера Будет способствовать установлению дружественных отношений, взаимного доверия и уважения с учащимися, что, в свою очередь, может повысить их заинтересованность участием в интересующих нас мероприятиях

Понимание учителем возрастных, психологических и иных особенностей каждого учащегося, использование игры для раскрытия личностного потенциала Позволит максимально учитывать их интересы, потребности и пожелания при планировании и реализации различных форм внеурочной деятельности [11]

красоты, трудолюбия и жизнелюбия, коллективизма и интернационализма, патриотизма и преданности [9, с. 103].

Обычаи, составляющие костяк праздников, гармонично дополняются и развиваются родовыми, семейными традициями верности дружбе, народу, родине и отечеству [10].

Таким образом, представляются необходимыми привлечение учащихся к организации и проведению подобных мероприятий, а равно - их участие в семинарах, круглых столах и конференциях, посвященных истории и иным аспектам проведения такого рода мероприятий [10].

Анализ специальной литературы вкупе с результатами исследования, проводившегося в нескольких школах г Махачкалы, позволяет с определённой долей уверенности заявить: успех организации и проведения работы по патриотическому

Библиографический список

воспитанию старшеклассников средствами внеурочной деятельности во многом зависит от соблюдения четырёх организационно-педагогических условий (табл. 1).

На основе вышеизложенного мы можем утверждать: интенсификация патриотического воспитания старшеклассников является одним из важнейших шагов на пути дальнейшей модернизации образовательной системы Республики Дагестан. При этом педагоги-исследователи и практики, занимающиеся соответствующими вопросами, должны с необходимостью учитывать культурную специфику данного региона.

В этой связи наиболее перспективным вариантом её развития является расширение использования некоторых форм внеурочной деятельности. Их реализация будет более эффективной в случае соблюдения охарактеризованных в тексте статьи организационно-педагогических условий.

1. Омаров М.М. Условия, формы и методы патриотического воспитания школьников средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020; Т. 14; № 2: 75-81.

2. Ваджибов М.Д. Патриотическое воспитание студенческой молодёжи на занятиях по риторике через книгу РГ. Гамзатова «Мой Дагестан» (К 90-летию со дня рождения поэта). Лингвистический, социальный, историко-культурный, дидактический контексты функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации: сборник материалов Межрегиональной конференции. Волгоград: Издательство ЦДОД «Олимпия», 2014: 713-720.

3. Рабаданов М.Х., Алиева Б.Ш. Педагогические условия формирования социальной активности дагестанской молодёжи на основе проектной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 396-398.

4. Матусевич В.З., Керимов М.М. Пути оптимизации гражданско-патриотического воспитания в современной школе. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 71-3: 71-75.

5. Темиров У.Х. Принципы военно-патриотического образования. Вестник науки и образования. 2020; № 22 (100): 49-52.

6. Артеменко Н.А., Белогуров С.В. О системе формирования ценностных установок студентов вузов при изучении гуманитарных дисциплин. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (103): 8-12.

7. Ри К.К. Патриотическое воспитание молодёжи в рамках факультативной деятельности студентов младших курсов вуза. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 179-181.

8. Тихоновский И.В. Патриотизм как цель воспитания старшеклассников. Гуманитарное пространство. 2020; № 4: 429-437.

9. Абдурахманов А.М. Золотые правила народной педагогики Дагестана. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Керимов М.М. Взаимовлияние культур народов России: роль конфессионального фактора. Научная мысль Кавказа. 2009; № 4.

11. Вовк Е.В., Ваганова О.И. Народные подвижные игры как средство патриотического воспитания младших школьников. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 59-1: 98-101.

References

1. Omarov M.M. Usloviya, formy i metody patrioticheskogo vospitaniya shkol'nikov sredstvami izobrazitel'nogo i dekorativno-prikladnogo iskusstva. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2020; T. 14; № 2: 75-81.

2. Vadzhibov M.D. Patrioticheskoe vospitanie studencheskoj molodezhi na zanyatiyah po ritorike cherez knigu R.G. Gamzatova «Moj Dagestan» (K 90-letiyu so dnya rozhdeniya po'eta). Lingvisticheskij, social'nyj, istoriko-kul'turnyj, didakticheskj konteksty funkcionirovaniya russkogo yazyka kak gosudarstvennogo yazyka Rossijskoj Federacii: sbornik materialov Mezhregional'noj konferencii. Volgograd: Izdatel'stvo CDOD «Olimpiya», 2014: 713-720.

1. Rabadanov M.H., Alieva B.Sh. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya social'noj aktivnosti dagestanskoj molodezhi na osnove proektnoj deyatel'nosti. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 396-398.

2. Matusevich V.Z., Kerimov M.M. Puti optimizacii grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya v sovremennoj shkole. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 71-3: 71-75.

3. Temirov U.H. Principy voenno-patrioticheskogo obrazovaniya. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2020; № 22 (100): 49-52.

4. Artemenko N.A., Belogurov S.V. O sisteme formirovaniya cennostnyh ustanovok studentov vuzov pri izuchenii gumanitarnyh disciplin. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 8-12.

5. Ri K.K. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v ramkah fakul'tativnoj deyatel'nosti studentov mladshih kursov vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 179-181.

6. Tihonovskij I.V. Patriotizm kak cel' vospitaniya starsheklassnikov. Gumanitarnoeprostranstvo. 2020; № 4: 429-437.

7. Abdurahmanov A.M. Zolotye pravila narodnojpedagogikiDagestana. Mahachkala: Dagestanskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2010.

8. Kerimov M.M. Vzaimovliyanie kul'tur narodov Rossii: rol' konfessional'nogo faktora. Nauchnaya mysl'Kavkaza. 2009; № 4.

9. Vovk E.V., Vaganova O.I. Narodnye podvizhnye igry kak sredstvo patrioticheskogo vospitaniya mladshih shkol'nikov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 59-1: 98-101.

Статья поступила в редакцию 17.02.24

УДК 371

Asvarov N.A., Cand. of Sciences (History), Senior Lecturer, Rector of Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

METHODS TO DETERMINE THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF PATRIOTIC CONSCIOUSNESS IN HIGH SCHOOL STUDENTS. The author proposes a method that is characterized by a certain effectiveness to determine the level of development of patriotic consciousness in pupils of modern high school. The work analyzes the current Russian society and, in particular, the state of educational system. The researcher proves that there is an intensifying necessity to form patri-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.