Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старшеклассники / патриотизм / патриотическое сознание / урочная деятельность / внеурочная деятельность / high school students / patriotism / patriotic consciousness / scheduled activities / extracurricular activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.А. Асваров

Автор настоящей статьи предлагает характеризующуюся, на его взгляд, определённой эффективностью методику определения уровня развития патриотического сознания у современных старших школьников. Непосредственно перед этим анализируется текущее состояние российского общества и, в частности, системы образования. Доказывается необходимость интенсификации формирования указанной выше характеристики и, следовательно, системы оценивания результатов соответствующего процесса. Расшифровывается понятие «патриотическое сознание» и рассматривается его структура. Демонстрируются возможности, существующие на современном этапе развития основного общего образования, для определения уровня сформированности каждого из компонентов патриотического сознания старшего школьника. Определяются некоторые наиболее существенные моменты, связанные с эффективным применением предлагаемой методики в образовательной практике современных школ и коррекцией результатов, которые могут быть получены в ходе её использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS TO DETERMINE THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF PATRIOTIC CONSCIOUSNESS IN HIGH SCHOOL STUDENTS

The author proposes a method that is characterized by a certain effectiveness to determine the level of development of patriotic consciousness in pupils of modern high school. The work analyzes the current Russian society and, in particular, the state of educational system. The researcher proves that there is an intensifying necessity to form patriotic consciousness in schoolchildren. The paper shares a definition of the notion “patriotic consciousness” and its structure. The author reveals some of the ways to determine the level of patriotic consciousness in high school students. The author focuses on some of the most significant points related to the effective methods to fulfill it in modern schools.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

Таблица 1

Организационно-педагогические условия патриотического воспитания старшеклассников Республики Дагестан

Наименование Влияние на ход патриотического воспитания

Глубокое знание педагогом особенностей традиционной системы воспитания, культуры своего народа Позволяет повысить эффективность деятельности по вовлечению учащихся в обозначенные выше формы и методы внеурочной деятельности [9, с. 58]

Проведение работы, направленной на профилактику проявлений национальной замкнутости учеников Расширит возможности для реализации различных видов организованной активности учащихся, удельный вес которых будет различен в зависимости от их индивидуальных проявлений

Демонстрация педагогическими работниками положительного личного примера Будет способствовать установлению дружественных отношений, взаимного доверия и уважения с учащимися, что, в свою очередь, может повысить их заинтересованность участием в интересующих нас мероприятиях

Понимание учителем возрастных, психологических и иных особенностей каждого учащегося, использование игры для раскрытия личностного потенциала Позволит максимально учитывать их интересы, потребности и пожелания при планировании и реализации различных форм внеурочной деятельности [11]

красоты, трудолюбия и жизнелюбия, коллективизма и интернационализма, патриотизма и преданности [9, с. 103].

Обычаи, составляющие костяк праздников, гармонично дополняются и развиваются родовыми, семейными традициями верности дружбе, народу, родине и отечеству [10].

Таким образом, представляются необходимыми привлечение учащихся к организации и проведению подобных мероприятий, а равно - их участие в семинарах, круглых столах и конференциях, посвященных истории и иным аспектам проведения такого рода мероприятий [10].

Анализ специальной литературы вкупе с результатами исследования, проводившегося в нескольких школах г Махачкалы, позволяет с определённой долей уверенности заявить: успех организации и проведения работы по патриотическому

Библиографический список

воспитанию старшеклассников средствами внеурочной деятельности во многом зависит от соблюдения четырёх организационно-педагогических условий (табл. 1).

На основе вышеизложенного мы можем утверждать: интенсификация патриотического воспитания старшеклассников является одним из важнейших шагов на пути дальнейшей модернизации образовательной системы Республики Дагестан. При этом педагоги-исследователи и практики, занимающиеся соответствующими вопросами, должны с необходимостью учитывать культурную специфику данного региона.

В этой связи наиболее перспективным вариантом её развития является расширение использования некоторых форм внеурочной деятельности. Их реализация будет более эффективной в случае соблюдения охарактеризованных в тексте статьи организационно-педагогических условий.

1. Омаров М.М. Условия, формы и методы патриотического воспитания школьников средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020; Т. 14; № 2: 75-81.

2. Ваджибов М.Д. Патриотическое воспитание студенческой молодёжи на занятиях по риторике через книгу РГ. Гамзатова «Мой Дагестан» (К 90-летию со дня рождения поэта). Лингвистический, социальный, историко-культурный, дидактический контексты функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации: сборник материалов Межрегиональной конференции. Волгоград: Издательство ЦДОД «Олимпия», 2014: 713-720.

3. Рабаданов М.Х., Алиева Б.Ш. Педагогические условия формирования социальной активности дагестанской молодёжи на основе проектной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 396-398.

4. Матусевич В.З., Керимов М.М. Пути оптимизации гражданско-патриотического воспитания в современной школе. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 71-3: 71-75.

5. Темиров У.Х. Принципы военно-патриотического образования. Вестник науки и образования. 2020; № 22 (100): 49-52.

6. Артеменко Н.А., Белогуров С.В. О системе формирования ценностных установок студентов вузов при изучении гуманитарных дисциплин. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (103): 8-12.

7. Ри К.К. Патриотическое воспитание молодёжи в рамках факультативной деятельности студентов младших курсов вуза. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 179-181.

8. Тихоновский И.В. Патриотизм как цель воспитания старшеклассников. Гуманитарное пространство. 2020; № 4: 429-437.

9. Абдурахманов А.М. Золотые правила народной педагогики Дагестана. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2010.

10. Керимов М.М. Взаимовлияние культур народов России: роль конфессионального фактора. Научная мысль Кавказа. 2009; № 4.

11. Вовк Е.В., Ваганова О.И. Народные подвижные игры как средство патриотического воспитания младших школьников. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 59-1: 98-101.

References

1. Omarov M.M. Usloviya, formy i metody patrioticheskogo vospitaniya shkol'nikov sredstvami izobrazitel'nogo i dekorativno-prikladnogo iskusstva. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2020; T. 14; № 2: 75-81.

2. Vadzhibov M.D. Patrioticheskoe vospitanie studencheskoj molodezhi na zanyatiyah po ritorike cherez knigu R.G. Gamzatova «Moj Dagestan» (K 90-letiyu so dnya rozhdeniya po'eta). Lingvisticheskij, social'nyj, istoriko-kul'turnyj, didakticheskj konteksty funkcionirovaniya russkogo yazyka kak gosudarstvennogo yazyka Rossijskoj Federacii: sbornik materialov Mezhregional'noj konferencii. Volgograd: Izdatel'stvo CDOD «Olimpiya», 2014: 713-720.

1. Rabadanov M.H., Alieva B.Sh. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya social'noj aktivnosti dagestanskoj molodezhi na osnove proektnoj deyatel'nosti. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 396-398.

2. Matusevich V.Z., Kerimov M.M. Puti optimizacii grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya v sovremennoj shkole. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 71-3: 71-75.

3. Temirov U.H. Principy voenno-patrioticheskogo obrazovaniya. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2020; № 22 (100): 49-52.

4. Artemenko N.A., Belogurov S.V. O sisteme formirovaniya cennostnyh ustanovok studentov vuzov pri izuchenii gumanitarnyh disciplin. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 8-12.

5. Ri K.K. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v ramkah fakul'tativnoj deyatel'nosti studentov mladshih kursov vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 179-181.

6. Tihonovskij I.V. Patriotizm kak cel' vospitaniya starsheklassnikov. Gumanitarnoeprostranstvo. 2020; № 4: 429-437.

7. Abdurahmanov A.M. Zolotye pravila narodnojpedagogikiDagestana. Mahachkala: Dagestanskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2010.

8. Kerimov M.M. Vzaimovliyanie kul'tur narodov Rossii: rol' konfessional'nogo faktora. Nauchnaya mysl'Kavkaza. 2009; № 4.

9. Vovk E.V., Vaganova O.I. Narodnye podvizhnye igry kak sredstvo patrioticheskogo vospitaniya mladshih shkol'nikov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 59-1: 98-101.

Статья поступила в редакцию 17.02.24

УДК 371

Asvarov N.A., Cand. of Sciences (History), Senior Lecturer, Rector of Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

METHODS TO DETERMINE THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF PATRIOTIC CONSCIOUSNESS IN HIGH SCHOOL STUDENTS. The author proposes a method that is characterized by a certain effectiveness to determine the level of development of patriotic consciousness in pupils of modern high school. The work analyzes the current Russian society and, in particular, the state of educational system. The researcher proves that there is an intensifying necessity to form patri-

otic consciousness in schoolchildren. The paper shares a definition of the notion "patriotic consciousness" and its structure. The author reveals some of the ways to determine the level of patriotic consciousness in high school students. The author focuses on some of the most significant points related to the effective methods to fulfill it in modern schools.

Key words: high school students, patriotism, patriotic consciousness, scheduled activities, extracurricular activities

Н.А. Асваров, канд. ист. наук, доц., ректор ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова»,

г. Махачкала, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Автор настоящей статьи предлагает характеризующуюся, на его взгляд, определённой эффективностью методику определения уровня развития патриотического сознания у современных старших школьников. Непосредственно перед этим анализируется текущее состояние российского общества и, в частности, системы образования. Доказывается необходимость интенсификации формирования указанной выше характеристики и, следовательно, системы оценивания результатов соответствующего процесса. Расшифровывается понятие «патриотическое сознание» и рассматривается его структура. Демонстрируются возможности, существующие на современном этапе развития основного общего образования, для определения уровня сформированности каждого из компонентов патриотического сознания старшего школьника. Определяются некоторые наиболее существенные моменты, связанные с эффективным применением предлагаемой методики в образовательной практике современных школ и коррекцией результатов, которые могут быть получены в ходе её использования.

Ключевые слова: старшеклассники, патриотизм, патриотическое сознание, урочная деятельность, внеурочная деятельность

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что сегодня в сфере экономики, политики и культуры мы можем воочию наблюдать частичное стирание границ между государствами (А.Н. Джуринский, Е.П Леонтьева, П. Скотт, А.Ю. Слепухин,

A.Г. Ширин, О.Б. Яровиков). Указанная тенденция имеет несомненные положительные последствия в плане интенсификации соответствующих аспектов жизни человеческого общества, в том числе на территории Российской Федерации [1, с. 95]. К отрицательным же относится возрастание рисков, связанных с утратой представителями молодого поколения гражданской и национальной идентичности. В подобных условиях жизнеспособность нашей страны напрямую зависит от уровня развития основных компонентов патриотического сознания у её граждан [2, с. 5]. Этот факт прекрасно осознаётся российскими педагогами, социологами, общественными деятелями и управленцами на всех уровнях, не исключая федеральный (А.В. Абрамов, М.П. Бузский, А.Н. Вырщиков, А.М. Столяренко,

B.Ю. Троицкий). Недаром на протяжении двух последних десятилетий мы наблюдаем широкую реализацию мер, направленных на формирование у молодого поколения чувства верности своему отечеству и готовности к выполнению гражданского долга (И.М. Агибова, М.А. Арипов, Н.М. Арипова, У.М. Асадулаева, Н.И. Белоцерковец и др.). Естественно, что, занимаясь вопросами формирования системы соответствующих качеств старших школьников, необходимо уделить определённое внимание исследованию уровня их сформированности [3, с. 20]. Некоторые аспекты данной проблемы будут рассмотрены на страницах настоящей статьи.

Цель статьи - предложить эффективную, на взгляд автора, методику определения уровня развития патриотического сознания учащихся старших классов.

С этой целью коррелируют следующие задачи:

- дать определение понятию «патриотическое сознание»;

- охарактеризовать его структуру;

- продемонстрировать возможности, существующие на современном этапе развития основного общего образования, для определения уровня сформиро-ванности каждого из компонентов патриотического сознания старшего школьника;

- определить ключевые потенции эффективного применения предлагаемой методики оценивания степени выраженности этой характеристики в образовательной практике современных школ.

При решении этих задач применялись методы исследования:

- анализ работ педагогов-исследователей и практиков на соответствующую тематику;

- рефлексия собственного педагогического опыта автора.

Научная новизна статьи заключается в том, что на её страницах были изучены возможности, существующие на современном этапе развития основного общего образования, для определения уровня сформированности патриотического сознания современных старшеклассников.

Теоретическая значимость состоит в определении его основных компонентов, могущих быть оценёнными.

Практическая значимость видится в определении ключевых потенций эффективного применения предлагаемой методики в образовательной практике современных организаций, реализующих деятельность в соответствии с программами среднего общего образования.

Первая из составляющих сложного термина «патриотическое сознание», дефиниция «патриотизм», большинством современных авторов трактуется как деятельная любовь к своим стране и народу (А.В. Ильясова, О.А. Зингер, Л.Г Лебедева, Л.В. Орлова). На сегодняшний день он представляет собой одну из важнейших социальных ценностей [4, с. 105]. По своей природе данное свойство является интегративным. Его структура включает следующие элементы:

- патриотические чувства [5, с. 102];

- патриотические знания [6, с. 354];

- патриотические взгляды и убеждения;

- уважительное отношение к историческому прошлому и унаследованным от него традициям (М.П. Бузский, А.Н. Вырщиков, Л.Н. Котруца, М.Б. Кусмар-цев, В.И. Лутовинов, А.И. Мурзин);

- осознанное стремление к тому, чтобы, реализуя различные виды деятельности, способствовать процветанию малой и большой Родины [7].

Таким образом, патриотическое сознание представляет собой отражение субъектом значимости своего Отечества и готовности осуществлять действия, необходимые для защиты его интересов [3, с. 22]. Развитие данной характеристики у представителей современной молодёжи, в частности у старшеклассников, является актуальной проблемой, на результаты решения которой наиболее ощутимо влияют следующие социальные институты: СМИ; социокультурная среда (Е.В. Крикун, А.Н. Хатова, А.В. Шлыков); семья [5, с. 101]; образовательные организации [6, с. 353].

Многие авторы считают, что именно эти, последние, играют важнейшую роль по ходу развития интересующей нас характеристики (Б.А. Айтжанова, В.В. Гладких, В.В. Ковригин, Т.В. Лаврова, С.Н. Шевченко). Причём критически важным является реализация соответствующих форм работы с учащимися от 16 до 17 лет [1, с. 97]. У большинства представителей данной возрастной категории фиксируется интенсификация процесса складывания Я-концепции, а также принятие себя. Они, кроме того, характеризуются устойчивостью познавательных интересов, выработкой устойчивой системы ценностных ориентаций [8, с. 71]. Соответственно при работе со старшеклассниками расширяются возможности для формирования пяти основных компонентов патриотического сознания [4, с. 108], изложенных в табл. 1.

Таблица 1

Компоненты патриотического сознания

Компонент Краткая характеристика

Мотивационный Представляет собой систему патриотических мотивов учащегося, определяющих его отношение к большой и малой Родине [7, с. 49-50]

Поведенческий Осознанное стремление школьников к добровольной общественно полезной деятельности [9, с. 128]

Эмоциональный Совокупность позитивных и негативных эмоций, связанных с понятиями «Родина» и «патриотизм»

Аксиологический Место патриотических ценностей в личной ценностной иерархии каждого ученика

Интеллектуальный Знания старшеклассников по истории своей страны и региона, понимание ими сущности и норм патриотизма [10, с. 200]

Автором была разработана методика определения сформированности каждого из этих компонентов. Последняя учитывает особенности осуществления учебной и внеучебной деятельности в пространстве современных организаций, реализующих программы среднего общего образования [9, с. 130]. В соответствии с ней для определения уровня развития каждой из основных составляющих патриотического сознания могут применяться специальные методы исследования (табл. 2).

Таким образом, процесс определения степени развития компонентов патриотического сознания старшеклассников учитывает результаты как урочной, так и внеурочной деятельности. Соответственно, коррекция полученных таким образом данных связана с интенсификацией процесса педагогического проекти-

рования, предусматривающего интеграцию инновационных и традиционных педагогических методик (Б.А. Алиханова, Ю.Н. Гордиенко, Л.Б. Зубанова, Н.В. Ключникова, ГН. Одишвили, Д.С. Перелыгина, В.А. Ситаров). В свою очередь, их потенциал может быть в полной мере раскрыт при условии расширения использования элементов междисциплинарного подхода [12, с. 417]. Отсюда следует, что предлагаемая методика оценивания развития патриотического сознания старших школьников вкупе с изменениями в учебно-воспитательном процессе, направленными на улучшение соответствующих показателей, с высокой вероятностью позволит повысить субъектность учащихся. В то же время необходимо отметить, что при этом крайне важным является индивидуальный стиль общения педагога, его профессиональная компетентность. Главное правило успешности проводимой воспитательной работы - педагог не должен вызывать у учащихся отторжения и нежелания вовлекаться в воспитательные дела [13; 14]. Таким образом, могут быть достигнуты следующие важные результаты в процессе воспитания школьников: повышение их когнитивной активности; интенсификация процесса выработки активной личностной позиции школьников [8].

На базе ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет им. Р Гамзатова», в целях конкретизации возможностей, существующих для применения предлагаемой методики в образовательной практике современных школ, планируются дальнейшие экспериментальные исследования, которые предполагается проводить в рамках осуществления педагогической практики в республике Дагестан силами студентов под руководством преподавателей.

Таким образом, мы можем заключить, что на сегодняшний день правильное оценивание уровня развития патриотического сознания у старшеклассников является одной из ключевых составляющих процесса его формирования. Автору настоящей статьи представляется, что рассмотренная выше методика обладает в этом смысле определённой эффективностью. Кроме того, она может быть с успехом реализована в пространстве большинства школ Дагестана и России. Результаты применения такой системы оценивания будут обладать высокой степенью наглядности. Следовательно, они могут быть скорректированы без особых затруднений.

Библиографический список

1. Яроцкая Л.В., Фролова К.А. От интернационализации к постинтернационализации образования: диалектика смыслов. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023; Выпуск 2 (847): 94-99.

2. Алиева С.А., Закарьяева С.З., Сулейманова РВ. Условия формирования патриотического сознания старшеклассников во внеурочной деятельности. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023; Т. 17; № 2: 5-11.

3. Заречнев Д.О., Федулов Б.А. Особенности духовно-нравственного воспитания молодёжи на творчестве Э. Асадова. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 20-22.

4. Саматеева М.З. Формирование патриотического сознания студенческой молодёжи. Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023; Т. 29, № 1: 104-108.

5. Хикматов А.И. Факторы стимулирования военно-патриотических чувств у молодёжи. Вестник науки и образования. 2021; № 17 (120): 101-103.

6. Васьбиева Д.Г. Репрезентация концепта «патриотизм» в языковом сознании студентов вуза. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 353-355.

7. Белоногова Л.Н., Соколов А.М., Богатова С.В. Игрофикация как механизм патриотического воспитания подрастающего поколения. Ярославский педагогический вестник. 2020; № 6 (117): 49-55.

8. Матусевич В.З., Керимов М.М. Пути оптимизации гражданско-патриотического воспитания в современной школе. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 71-3: 71-75.

9. Жигунова Т.П. К вопросу о сущности понятия «патриотическое сознание обучающихся»: современные подходы. Педагогическая наука и практика. 2022; № 1: 128-131.

10. Ваджибов М.Д. Применение региональных элементов в патриотическом воспитании студентов на занятиях по риторике в условиях дагестанского. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (103): 199-202.

11. Жданова С.Н., Валеева М.А., Сальцева С.В. и др. Методика и технология социально-педагогической деятельности. Социальный педагог: теоретико-программные основания профессии. Оренбург: ОГПУ 2009: 127-146.

12. Тихновский И.В. Задачи воспитания старшеклассников. Гуманитарное пространство. 2020; № 4: 415-428.

13. Везетиу Е.В. Индивидуальный стиль общения педагога, его влияние на уровень обучения, воспитания и развития личности. Проблемы современного педагогического образования. 2016; № 50-1: 69-76.

14. Сальцева С.В., Жданова С.Н., Пак Л.Г, Кочемасова Л.А. Профессиональная компетентность современного социального работника: модель, технологии, иннова-тика развития: коллективная монография. Оренбург, 2013.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Yarockaya L.V., Frolova K.A. Ot internacionalizacii k postinternacionalizacii obrazovaniya: dialektika smyslov. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie ipedagogicheskie nauki. 2023; Vypusk 2 (847): 94-99.

2. Alieva S.A., Zakar'yaeva S.Z., Sulejmanova R.V. Usloviya formirovaniya patrioticheskogo soznaniya starsheklassnikov vo vneurochnoj deyatel'nosti. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2023; T. 17; № 2: 5-11.

3. Zarechnev D.O., Fedulov B.A. Osobennosti duhovno-nravstvennogo vospitaniya molodezhi na tvorchestve 'E. Asadova. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 20-22.

4. Samateeva M.Z. Formirovanie patrioticheskogo soznaniya studencheskoj molodezhi. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya. 2023; T. 29, № 1: 104-108.

5. Hikmatov A.I. Faktory stimulirovaniya voenno-patrioticheskih chuvstv u molodezhi. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2021; № 17 (120): 101-103.

6. Vas'bieva D.G. Reprezentaciya koncepta "patriotizm" v yazykovom soznanii studentov vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 353-355.

7. Belonogova L.N., Sokolov A.M., Bogatova S.V. Igrofikaciya kak mehanizm patrioticheskogo vospitaniya podrastayuschego pokoleniya. Yaroslavskijpedagogicheskijvestnik. 2020; № 6 (117): 49-55.

8. Matusevich V.Z., Kerimov M.M. Puti optimizacii grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya v sovremennoj shkole. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 71-3: 71-75.

9. Zhigunova T.P. K voprosu o suschnosti ponyatiya «patrioticheskoe soznanie obuchayuschihsya»: sovremennye podhody. Pedagogicheskaya nauka iprakiika. 2022; № 1: 128-131.

10. Vadzhibov M.D. Primenenie regional'nyh 'elementov v patrioticheskom vospitanii studentov na zanyatiyah po ritorike v usloviyah dagestanskogo. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 199-202.

11. Zhdanova S.N., Valeeva M.A., Sal'ceva S.V. i dr. Metodika i tehnologiya social'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti. Social'nyj pedagog: teoretiko-programmnye osnovaniya professii. Orenburg: OGPU, 2009: 127-146.

12. Tihnovskij I.V. Zadachi vospitaniya starsheklassnikov. Gumanitarnoe prostranstvo. 2020; № 4: 415-428.

13. Vezetiu E.V. Individual'nyj stil' obscheniya pedagoga, ego vliyanie na uroven' obucheniya, vospitaniya i razvitiya lichnosti. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2016; № 50-1: 69-76.

14. Sal'ceva S.V., Zhdanova S.N., Pak L.G., Kochemasova L.A. Professional'naya kompetentnost' sovremennogo social'nogo rabotnika: model', tehnologii, innovatika razvitiya: kollektivnaya monografiya. Orenburg, 2013.

Статья поступила в редакцию 17.02.24

Таблица 2

Методы определения степени выраженности компонентов патриотического сознания старшеклассников

Компонент Методы

Мотивационный Для выявления уровня сформированности данного компонента может быть использовано анкетирование. Анкета включает следующие вопросы: «Согласны ли Вы принимать участие в проведении классных часов на патриотическую тематику?»; «Способны ли Вы отказаться от интересного занятия в пользу общественно полезного дела?»; «Обсуждаете ли Вы политические проблемы страны со своей семьёй и/или друзьями?»; «Любите ли Вы Россию, свой регион, свой населённый пункт?»; «Можете ли Вы сделать замечание человеку, ругающему Родину?»; «Могли бы Вы навсегда уехать из своего населённого пункта, региона, страны?»

Поведенческий Беседы классных руководителей с учащимися и их родителями, наблюдение за ними, характеризующиеся направленностью на выявление и изучение фактов патриотических поступков старшеклассников [11, с. 134]

Эмоциональный Анализ позитивных и негативных эмоций старших школьников, связанных с такими понятиями, как «Родина» и «патриотизм» [10, с. 201]

Аксиологический Старшеклассникам может быть предложен список, включающий 10 ценностей, которые учащиеся должны расположить по порядку от 1 до 10 в соответствии с их субъективной значимостью [12, с. 419]

Интеллектуальный Проверка остаточных знаний по истории страны и региона путём проведения опроса на уроках истории [11, с. 135]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.