Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школьное образование / среднее общее образование / гражданско-патриотическое воспитание учащихся / воспитательная работа со старшеклассниками / учитель / ученик / school education / general secondary education / civil and patriotic education of students / educational work with high school students / teacher / student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р.В. Сулейманова, Т.Р. Сулейманова

Определены эффективные современные подходы к процессу организации гражданско-патриотического воспитания старшеклассников, могущие быть реализованными на современной стадии развития российской школы. Для этого авторы в первую очередь проводят анализ текущего состояния российского социума. На основании его результатов даётся сущностная характеристика процесса гражданско-патриотического воспитания, наиболее применимая к процессу формирования соответствующих компетенций у учащихся старших классов. Затем определяются наиболее актуальные пути решения его задач. Выделяются ключевые направления гражданско-патриотического воспитания. Затем даётся характеристика каждого из них. Описываются основные формы реализации направлений, каковые могут быть с успехом использованы на текущей стадии развития среднего общего образования в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Р.В. Сулейманова, Т.Р. Сулейманова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO ORGANIZATION OF CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS

Effective modern approaches to the high school students civil and patriotic education organizing process, which can be implemented at the Russian school current development stage, are identified by the authors. The work primarily analyzes the current Russian society state. Based on its results, an essential characteristic of the civil-patriotic education process is given, which is most applicable to the process of forming appropriate competencies in high school students. Then the most relevant solving its problems ways are determined. The key civic and patriotic education directions are highlighted. A characteristic of each of them is given. These directions key implementation forms, which can be successfully used at the current secondary general education in the Russian Federation development stage are described.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

УДК 378

Suleymanova R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: valiraya_9@mail.ru

Suleymanova T.R., senior teacher, Department of Foreign Languages and Methods of Their Teaching, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: valiraya_9@mail.ru

MODERN APPROACHES TO ORGANIZATION OF CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS. Effective modern approaches to the high school students civil and patriotic education organizing process, which can be implemented at the Russian school current development stage, are identified by the authors. The work primarily analyzes the current Russian society state. Based on its results, an essential characteristic of the civil-patriotic education process is given, which is most applicable to the process of forming appropriate competencies in high school students. Then the most relevant solving its problems ways are determined. The key civic and patriotic education directions are highlighted. A characteristic of each of them is given. These directions key implementation forms, which can be successfully used at the current secondary general education in the Russian Federation development stage are described.

Key words: school education, general secondary education, civil and patriotic education of students, educational work with high school students, teacher, student

Р.В. Сулейманова, канд. пед. наук, доцент, зав. каф. педагогики ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»,

г. Махачкала, E-mail: valiraya_9@mail.ru

Т.Р. Сулейманова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: valiraya_9@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Определены эффективные современные подходы к процессу организации гражданско-патриотического воспитания старшеклассников, могущие быть реализованными на современной стадии развития российской школы. Для этого авторы в первую очередь проводят анализ текущего состояния российского социума. На основании его результатов даётся сущностная характеристика процесса гражданско-патриотического воспитания, наиболее применимая к процессу формирования соответствующих компетенций у учащихся старших классов. Затем определяются наиболее актуальные пути решения его задач. Выделяются ключевые направления гражданско-патриотического воспитания. Затем даётся характеристика каждого из них. Описываются основные формы реализации направлений, каковые могут быть с успехом использованы на текущей стадии развития среднего общего образования в Российской Федерации.

Ключевые слова: школьное образование, среднее общее образование, гражданско-патриотическое воспитание учащихся, воспитательная работа со старшеклассниками, учитель, ученик

Актуальность темы, выбранной для рассмотрения на страницах данной статьи, обусловлена интенсификацией гпобализационных процессов, фиксирующейся на протяжении последних десятилетий (А.Л. Атласкиров, Д.П Васьбиева, В.С. Иваненко, А.А. Мальков, ПН. Одишвили, О.А. Ус). Помимо положительных последствий, интеграция в области производства, науки и культуры сопряжена с рядом вызовов, ответы на которые наши государство и общество должны найти уже сегодня [1, с. 195].

В ряду важнейших вызовов стоят риск утраты современными школьниками национальной идентичности и попадания под влияние деструктивных идеологий (З.А. Саидов, Н.У. Ярычев, ПН. Одишвили). Особенно важными соответствующие проблемы представляются на этапе старшей школы - во время завершения формирования внутреннего «Я» и поисков школьниками своего пути в жизни [2, с. 42-43]. Таким образом, решение проблем, связанных с оптимизацией патриотического воспитания учащихся, осваивающих соответствующие образовательные программы, является важным слагаемым дальнейшего прогресса в области отечественного школьного образования и общества в целом.

Исходя из вышеизложенного, цель статьи мы можем определить как поиск современных подходов к организации гражданско-патриотического воспитания старшеклассников, могущих быть реализованными на современной стадии развития российской системы среднего общего образования [3, с. 209].

Поставленной цели соответствуют следующие задачи:

- дать сущностную характеристику процесса гражданско-патриотического воспитания учащихся старших классов на современном этапе развития соответствующего сегмента образовательной системы РФ;

- определить наиболее актуальные пути решения его задач;

- выделить ключевые направления гражданско-патриотического воспитания;

- дать краткую характеристику каждому из них, описав основные формы реализации, применимые на текущей стадии развития среднего общего образования в Российской Федерации.

По ходу решения вышеперечисленных задач использовались такие методы исследования, как рефлексия педагогического опыта авторов и анализ литературы, так или иначе затрагивающей соответствующую проблематику.

Научная новизна статьи заключается в выявлении наиболее актуальных подходов к организации гражданско-патриотического воспитания учащихся старших классов современных российских школ.

Теоретическая значимость состоит в определении наиболее существенных его особенностей на текущем этапе развития соответствующего сегмента образовательной системы РФ.

Практическая значимость заключается в характеристике направлений гражданско-патриотического воспитания и форм их реализации, применимых на текущей стадии развития системы среднего общего образования.

Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой процесс формирования гармонично развитой личности на основе традиционных ценностей многонационального народа Российской Федерации (М.Д. Бабаев, А.Д. Бабаева, В.Н. Гуров, Е.В. Гурова, РР Исламов).

Его задачи могут решаться как в ходе урочной, так и внеурочной деятельности со старшими школьниками. В число наиболее эффективных на сегодняшний день путей их реализации входят:

- привлечение старших школьников к участию в различных формах деятельности, направленной на профилактику проявлений экстремизма и асоциального поведения [4, с. 57];

- поисково-исследовательская деятельность учащихся, позволяющая им более объективно оценивать, как бесспорные исторические достижения, так и противоречивые периоды в истории российского государства и общества [5, с. 215];

- проведение внеклассных мероприятий гражданско-патриотического содержания;

- реализация силами старших школьников социально значимых проектов;

- участие старшеклассников в мероприятиях, направленных на гармонизацию межнациональных отношений (В.М. Латыйпова, А.В. Леонтович, Е.А. Ма-цефук, Е.Ю. Насонова, П.В. Разбегаев, Н.А. Рачковская, Т.В. Юркова);

- деятельность в составе кружков, секций и клубов патриотической направленности [6, с. 110-111];

- участие старшеклассников в работе музея, функционирующего при ОО.

Ключевыми направлениями гражданско-патриотического воспитания,

могущими быть реализованными на современной стадии развития российской школы, являются: гражданско-правовое воспитание, национально-патриотическое и интернациональное воспитание, а также военно-патриотическое воспитание [7, с. 50-51].

Например, главная цель гражданско-правового воспитания - подготовка учащихся к жизни и продуктивной деятельности в условиях демократического государства и гражданского общества [8, с. 101]. Такой гражданин должен характеризоваться достаточным уровнем развития системы определённых знаний, умений и навыков, наличием сформированной системы демократических ценностей, а также быть готовым к активному участию в общественно-политической жизни страны [9, с. 62].

Формирование соответствующих компетенций может осуществляться в ходе следующих форм работы:

- освоение учебного материала на занятиях по истории и обществозна-нию [10, с. 70-71];

- участие в работе органов ученического самоуправления;

- работа в составе волонтёрских отрядов [5, с. 216].

Национально-патриотическое и интернациональное воспитание предполагает познание собственных корней, осознание неповторимости малой и большой Родины, её судьбы [4, с. 59]. Соответственно, данный процесс включает изучение многовековой истории России, её места и роли в мировом историческом процессе, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций народов, населяющих Россию. Таким образом, в рамках данного направления первостепенное внимание должно уделяться изучению различных аспектов культуры и истории многонационального российского народа [1, с. 203]. Это, в свою очередь, представляется возможным через реализацию следующих форм деятельности:

- изучение соответствующих разделов истории России;

- реализация регионального компонента вышеуказанной дисциплины;

- проведение тематических классных часов, затрагивающих соответствующие проблемы [9, с. 75-76];

- организация и проведение встреч с представителями традиционных конфессий, национальных диаспор [6, с. 112];

- участие старшеклассников в тематических внеклассных мероприятиях, уроках мужества, тематических викторинах (В.В. Горлачев, Е.А. Игумнова, А.В. Комаров, О.В. Корсун);

- проведение экскурсий по историческим местам [10, с. 69-70].

Военно-патриотическое воспитание направлено на формирование у старших школьников системы компетенций, необходимых в различных сферах жизни общества, а особенно - в процессе военной и/или иной государственной службы [11, с. 156]. Необходимые для этого формы работы включают:

- проведение уроков мужества, экскурсий по местам боевой славы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны [11, с. 160];

- привлечение учащихся к деятельности, связанной с подготовкой и проведением мероприятий по увековечиванию памяти бойцов, павших в борьбе за независимость нашей Родины (О.С. Афиногенов, О.В. Корсун, Е.А. Кравец, А.В. Леонтович, Я.Ю. Филонова М.М. Шевцова);

- активное участие в соревнованиях по военно-прикладным и техническим видам спорта [12, с. 18-19];

- сотрудничество с военными комиссариатами города [8, с. 102];

- изучение основ военной службы, правил обращения с оружием, основ строевой, тактической, медицинской подготовки [3, с. 208-209];

- участие старшеклассников в военно-полевых сборах [12, с. 20].

Таким образом, мы можем заключить, что сегодня велик риск утраты школьниками национальной идентичности и их попадания под влияние деструктивных идеологий. Особенно важными соответствующие проблемы представляются на этапе старшей школы - во время завершения формирования внутреннего «Я» и

Библиографический список

поисков своего жизненного пути. Отсюда следует, что решение проблем, связанных с оптимизацией гражданско-патриотического воспитания учащихся, осваивающих соответствующие образовательные программы, является важным слагаемым дальнейшего прогресса в области отечественного школьного образования и общества в целом.

Термин «гражданско-патриотическое воспитание» можно трактовать как процесс формирования гармонично развитой личности на основе традиционных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

В образовательном пространстве современной школы данный процесс может с успехом осуществляться как в ходе урочной, так и внеурочной деятельности со старшими школьниками. В число наиболее эффективных на сегодняшний день путей его реализации входят привлечение старших школьников к участию в различных формах деятельности, направленной на профилактику проявлений экстремизма и асоциального поведения; поисково-исследовательская деятельность учащихся, позволяющая им более объективно оценивать как бесспорные исторические достижения, так и противоречивые периоды в истории российского государства и общества; проведение внеклассных мероприятий гражданско-па-триотического содержания; реализация силами старших школьников социально значимых проектов; участие старшеклассников в мероприятиях, направленных на гармонизацию межнациональных отношений; деятельность в составе кружков, секций и клубов патриотической направленности; участие старшеклассников в работе музея, функционирующего при ОО.

Ключевыми направлениями гражданско-патриотического воспитания, могущими быть реализованными на современной стадии развития российской школы, являются следующие: гражданско-правовое воспитание, национально-патристиче-ское и интернациональное воспитание, а также военно-патриотическое воспитание.

Цель гражданско-правового воспитания - подготовка учащихся к жизни и продуктивной деятельности в условиях демократического государства и гражданского общества.

Следующее направление - национально-патриотическое и интернациональное - предполагает познание собственных корней, осознание неповторимости малой и большой Родины, её судьбы. Соответствующий процесс включает изучение многовековой истории России, её места и роли в мировом историческом процессе, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций населяющих её народов России.

Третье направление, которое мы можем обозначить как военно-патриотическое, направлено на формирование у старших школьников системы компетенций, необходимых в различных сферах жизни общества, а особенно - в процессе военной и/или иной государственной службы.

1. Тельманова А.С. Социально-культурные условия реализации междисциплинарных проектов в образовательном процессе организаций высшего образования в сфере культуры. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019; Выпуск 46: 194-206.

2. Войтко А.Д. Из опыта патриотического воспитания в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Сергеевская средняя общеобразовательная школа Пограничного муниципального района» (на примере работы с советом старшеклассников). Форум молодых учёных. 2020; № 11 (51): 42-46.

3. Гревцева Гя., Баштанар ИМ, Панин Д.Ю. Формирование профессионального патриотизма как фактора социализации личности. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 2 (93): 207-209.

4. Волкова О.П. Система гражданско-патриотического воспитания в техникуме. Образование. карьера. общество. 2020; № 2 (65): 57-61.

5. Кузнецов А.С., Mаврина И.А. Сущность и природа патриотизма как педагогическая категория. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 214-216.

6. Фокина H.H. Компетентностный подход к развитию профессиональной идентификации организатора работы с молодёжью. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 110-112.

7. Быков А.К. Интегративная природа патриотического воспитания в образовательных организациях как основание классификации его основных направлений. Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2018; Выпуск 4 (808): 47-60.

8. Mельникова Л.А., Суслонов П.Е. Профессиональный патриотизм как основа патриотического воспитания курсантов образовательных учреждений MBД России. Перспективы науки и образования. 2013; № 5: 101-103.

9. Гергилев Д.Н., Тарасов MX. Гражданско-патриотическое воспитание. Красноярск: СФУ, 2022.

10. Хеккерт Н.Е. Концептуальные положения военно-патриотического воспитания учащейся молодёжи на основе российских спортивных традиций. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 69-71.

11. Mурзина И.Я., Казакова С.В. Перспективные направления патриотического воспитания. Образование и наука. 2019; Т. 21, № 2: 155-175.

12. Григорьева А.В., Черняк Е.Ф., Белов В.Ф. Mетод проектов в патриотическом воспитании обучающихся организаций профессионального образования. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 18-20.

References

1. Tel'manova A.S. Social'no-kul'turnye usloviya realizacii mezhdisciplinarnyh proektov v obrazovatel'nom processe organizacij vysshego obrazovaniya v sfere kul'tury. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2019; Vypusk 46: 194-206.

2. Vojtko A.D. Iz opyta patrioticheskogo vospitaniya v municipal'nom byudzhetnom obscheobrazovatel'nom uchrezhdenii «Sergeevskaya srednyaya obscheobrazovatel'naya shkola Pogranichnogo municipal'nogo rajona» (na primere raboty s sovetom starsheklassnikov). Forum molodyh uchenyh. 2020; № 11 (51): 42-46.

3. Grevceva G.Ya., Bashtanar I.M., Panin D.Yu. Formirovanie professional'nogo patriotizma kak faktora socializacii lichnosti. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 2 (93): 207-209.

4. Volkova O.P. Sistema grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya v tehnikume. Obrazovanie. kar'era. obschestvo. 2020; № 2 (65): 57-61.

5. Kuznecov A.S., Mavrina I.A. Suschnost' i priroda patriotizma kak pedagogicheskaya kategoriya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 214-216.

6. Fokina N.N. Kompetentnostnyj podhod k razvitiyu professional'noj identifikacii organizatora raboty s molodezh'yu. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 110-112.

7. Bykov A.K. Integrativnaya priroda patrioticheskogo vospitaniya v obrazovatel'nyh organizaciyah kak osnovanie klassifikacii ego osnovnyh napravlenij. Vestnik MGLU. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2018; Vypusk 4 (808): 47-60.

8. Mel'nikova L.A., Suslonov P.E. Professional'nyj patriotizm kak osnova patrioticheskogo vospitaniya kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2013; № 5: 101-103.

9. Gergilev D.N., Tarasov M.G. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie. Krasnoyarsk: SFU, 2022.

10. Hekkert N.E. Konceptual'nye polozheniya voenno-patrioticheskogo vospitaniya uchaschejsya molodezhi na osnove rossijskih sportivnyh tradicij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 69-71.

11. Murzina I.Ya., Kazakova S.V. Perspektivnye napravleniya patrioticheskogo vospitaniya. Obrazovanie inauka. 2019; T. 21, № 2: 155-175.

12. Grigor'eva A.V., Chernyak E.F., Belov V.F. Metod proektov v patrioticheskom vospitanii obuchayuschihsya organizacij professional'nogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 18-20.

Статья поступила в редакцию 08.05.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.