Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ / УЧЕНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Караханова Галина Алиевна, Дибиров Ризван Муратович

Рассмотрены наиболее существенные, на взгляд авторов, теоретические подходы к организации патриотического воспитания современных учащихся старших классов. При этом учитываются социокультурные условия, характерные для российского и мирового социума на этапе перехода на постиндустриальную ступень развития. В начале статьи доказывается, что эти, последние, требуют от педагогов-исследователей и практиков повышенного внимания к проблемам формирования личностных компетенций старших школьников, в т.ч. чувств гражданственности и патриотизма. Далее изучаются основные направления патриотического воспитания в российской школе. Исследуется воспитательная система, позволяющая эффективно организовывать деятельность участников образовательных отношений, направленную на реализацию этих направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Караханова Галина Алиевна, Дибиров Ризван Муратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN MODERN SOCIO-CULTURAL CONDITIONS

The authors consider the most significant, in their opinion, theoretical approaches to the organization of modern high school students’ patriotic education. At the same time, the socio-cultural conditions characteristic of Russian and world society at the post-industrial development stage are taken into account. At the article’s beginning, it is proved that they require teachers, researchers and practitioners to pay increased attention to the problems of the senior schoolchildren personal competencies, including citizenship and patriotism feelings, formation. Next, the main directions of patriotic education in the Russian school are studied. The educational system that allows to effectively organize the activities of participants in educational relations aimed at the implementation of these directions is being investigated.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ»

3. Демидова, Н.Н. Новый дизайн основных профессиональных образовательных программ в контексте конструирования инновационной научно-образовательной среды вуза / Н.Н. Демидова // Вестник Мининского университета. - 2016. - №4(17). - С. 9.

4. Жевлакович, С.С. К вопросу об оценке результатов освоения основных образовательных программ высшего образования при реализации компетнтностного подхода к организации образовательного процесса / С.С. Жевлакович // Международный журнал педагогики и психологии в служебной деятельности. - 2018. - №4. - С. 20-25

5. Камакина, О.Ю. Возможности изучения эффективности внеурочной деятельности / О.Ю. Камакина, Я.М. Грянко // Психология и педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации. - 2016. - С. 57-60

6. Пожидаева, Т.В. Комплексный экзамен как средство диагностики уровня сформированности компетенций будущих педагогов начального образования / Т.В. Пожидаева // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога. - 2019. - С. 89-93

7. Руденко, Н.В. Повышение качества учебного процесса в вузе на основе совершенствования модульно-рейтинговой системы / Н.В. Руденко, В.В. Ершов // Современное образование: повышение профессиональной компетентности преподавателей вуза - гарантия обеспечения качества образования. - 2018. - С. 249-250

8. Смоляр, А.И. Комплексный итоговый экзамен в педагогическом вузе: подходы и содержание / А.И. Смоляр, С.Г. Зоголь // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - №3 (20). - С. 242-245

9. Федоров, А.А. Проектирование нового дизайна образовательной экосистемы вуза в контексте модернизации отечественного образования / А.А. Федоров, Г.А. Папуткова, Э.К. Самерханова, И.Ф. Фильченкова [и др.] // Психологическая наука и образование. - 2018. - №1. - С. 52-63

10. Шкунова, А.А. Комплексный экзамен готовности студентов к профессиональной деятельности: этапы, содержание / А.А. Шкунова, В.К. Шкунова, М.Д. Мартюхина // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №62-2. - С. 254-258

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Караханова Галина Алиевна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); аспирант кафедры педагогики Дибиров Ризван Муратович

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В

СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. Рассмотрены наиболее существенные, на взгляд авторов, теоретические подходы к организации патриотического воспитания современных учащихся старших классов. При этом учитываются социокультурные условия, характерные для российского и мирового социума на этапе перехода на постиндустриальную ступень развития. В начале статьи доказывается, что эти, последние, требуют от педагогов-исследователей и практиков повышенного внимания к проблемам формирования личностных компетенций старших школьников, в т.ч. чувств гражданственности и патриотизма. Далее изучаются основные направления патриотического воспитания в российской школе. Исследуется воспитательная система, позволяющая эффективно организовывать деятельность участников образовательных отношений, направленную на реализацию этих направлений.

Ключевые слова: среднее общее образование, патриотическое воспитание, урочная деятельность, внеурочная деятельность, учитель, ученик.

Annotation. The authors consider the most significant, in their opinion, theoretical approaches to the organization of modern high school students' patriotic education. At the same time, the socio-cultural conditions characteristic of Russian and world society at the post-industrial development stage are taken into account. At the article's beginning, it is proved that they require teachers, researchers and practitioners to pay increased attention to the problems of the senior schoolchildren personal competencies, including citizenship and patriotism feelings, formation. Next, the main directions of patriotic education in the Russian school are studied. The educational system that allows to effectively organize the activities of participants in educational relations aimed at the implementation of these directions is being investigated.

Key words: secondary general education, patriotic education, scheduled activities, extracurricular activities, teacher, student.

Введение. Особенности современного этапа развития человеческого общества, в т.ч. на территории Российской Федерации, во многом обусловлены его переходом на постиндустриальную ступень (М.В. Виноградова, А.В. Прокопенко, В.А. Смуглеева, Е.В. Чекина, Л.И. Якобюк) [6, С. 28]. В свою очередь, для указанного этапа развития социума характерна существенная интенсификация всех процессов в экономической, социальной, политической и культурной сферах его жизни (А.Л. Багинский, Е.Г. Дедов, В.В. Зотов, А.С. Новиков) [5, С. 31-32]. В таких условиях при сохранении важности формирования предметных компетенций учащихся фиксируется существенная актуализация развития у них компетенций личностных (Д. Голуман, Д.В. Люсин, И.С. Степанов) [3, С. 6].

Далее, сегодня фиксируются также усложнение международной обстановки, тенденция к некоторой эскалации межэтнических конфликтов внутри нашей страны, расширение влияния, часто негативного, западной поп-культуры. Всё это ставит в ряд важнейших личностных компетенций чувства гражданственности и патриотизма (Б.А. Алиханова, Г.Н. Одишвили, В.А. Ситаров, И.В. Тихновский, О.В. Эрлих) [10, С. 42]. Инновационным подходам к их развитию у старших школьников посвящена наша статья.

Изложение основного материала статьи. На современном этапе разработки соответствующей проблематики мы с определённой долей уверенности можем говорить о пяти направлениях патриотического воспитания старшеклассников (Табл. 1).

Таблица 1

Направления патриотического воспитания старшеклассников

№ п/п Наименование

1 Проведение с обучающимися воспитательных бесед, посвящённых историческому прошлому страны и региона, жизни и деятельности выдающихся сограждан.

2 Воспитание у школьников уважительного отношения к культурному наследию различных этнических общностей, населяющих нашу страну.

3 Коллективное посещение экспозиций музеев и выставок, тематика которых связана с историей малой и большой Родины.

4 Различные мероприятия, проводимые в ходе как урочной, так и внеурочной деятельности, направленные на развитие у школьников любви и уважения к товарищам, родителям, родным местам и своей стране.

5 Интеграция учащихся в различные формы общественно-полезного труда [1, С. 86].

Вышеперечисленные направления работы могут быть эффективно реализованы в случае, если используются в рамках целостной системы патриотического воспитания [8, С. 340-341]. Данная система включает четыре компонента. К ним относятся:

- нравственно-патриотический, в который входят любовь к своей стране и народу, уважение к старшим, честность и добросовестность;

- государственно-патриотический, интегрирующий гражданскую зрелось, верность гражданскому и воинскому долгу, а также активную жизненную позицию по вопросам дальнейшего прогрессивного развития государства и общества;

- историко-патриотический, связанный с верностью учащихся героическому прошлому своей малой и большой Родины, неуклонным следованием исторической правде и нулевой толерантностью к фальсификации истории России, а равно и безусловным принятием всех аспектов прошлого своей страны;

- духовно-патриотический, подразумевающий достаточный уровень развития у старшеклассников чувства национального самосознания, а также сохранением и приумножением духовно-нравственного наследия своей страны, края, области [9, С. 518].

Их реализация, в свою очередь, подразумевает широкое воплощение принципа межпредметной интеграции в педагогической практике [10, С. 42-43].

Кроме того, возрастает важность широкого системного использования инновационных педагогических методик вкупе с традиционными для эффективного патриотического воспитания старшеклассников. Её реализация в системе школьного образования сегодня может благоприятно сказаться на достижении социального консенсуса между гетерогенными по своему характеру общественными силами завтра. В число таких сил входят:

- субкультуры, в т.ч. молодёжные;

- органы государственного и муниципального управления;

- различные общественные организации [11, С. 62].

Современное состояние российской школы и общества в целом способствовало формированию ряда факторов, как облегчающих реализацию соответствующей системы, так и негативно влияющих на данный процесс (Табл. 2).

Таблица 2

Факторы, оказывающие позитивное и негативное влияние на реализацию предлагаемой системы патриотического воспитания учащихся старших классов

Позитивные факторы Негативные факторы

Прогрессивные изменения в сфере организации учебно-воспитательного процесса и его материально-техническом обеспечении, способствующие определённому расширению возможностей для глубокого осмысления учащимися исторического пути своего населённого пункта, субъекта федерации, а равно и страны [10, С. 43]. Отсутствие концептуального и терминологического единства по проблемам использования материалов различного характера в деятельности по воспитанию патриотизма у учащихся (В.А. Ситаров, И.В. Тихновский, Н.У. Ярычев).

Развитие информационных технологий, обеспечивающих существенное приращение фактического материала, могущего быть использованным в ходе патриотического воспитания старшеклассников средствами урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Трудность достижения единства по проблемам использования материалов различного характера в деятельности по воспитанию патриотизма у учащихся, обусловленная большим разнообразием используемого в учебно-воспитательной работе материала [5, С. 33].

Описанная ситуация способствует актуализации проблем, связанных с применением конкретных педагогических методик в ходе рассматриваемого процесса. Как уже отмечалось, перспективным в этой связи представляется системное применение инновационных педагогических методик с одной стороны, традиционных - с другой.

Например, с точки зрения эффективного патриотического воспитания старшеклассников, осуществляемого в рамках учебной деятельности по истории России, перспективным представляется широкое использование такого метода, как «мозговой штурм» [8, С. 339]. Последнее предоставляет возможности для:

- уточнения и корректировки существующих образовательных программ;

- закрепления и проверки не только предметных знаний старшеклассников, но и сформированности у них чувств патриотизма и гражданственности;

- выявления пробелов в структуре системы ценностей учащихся и их предметных знаниях;

- выявления наличия ошибочных представлений, касающихся исторического прошлого России, могущих привести к формированию ложных ценностей у старшеклассников;

- поддержания интереса учащихся к изучению событий из прошлого страны, их осмыслению и анализу [4, С. 162].

Далее, процесс формирования патриотизма старшеклассников должен опираться на педагогическое проектирование.

Последнее позволяет в полной мере раскрыть потенциал как традиционных, так и инновационных методик. Кроме того, оно позволяет широко использовать возможности, присущие междисциплинарному подходу [1, С. 87].

В свою очередь, их использование позволит сделать старшеклассников активными участниками образовательного процесса, а значит, активизировать их познавательную деятельность. Это будет способствовать выработке у них активной личностной позиции при решении различных проблем, могущих возникнуть в ходе интеграции в современное общество, характеризующееся полиэтничностью и поликультурностью [2, С. 7].

В основе эффективного патриотического воспитания учащихся лежит система методических принципов. Она отражает общие закономерности целостного учебно-воспитательного процесса, а также его специфику [7, С. 160]. Конкретизация ценностно-патриотических ориентаций и исторических представлений старших школьников в ходе патриотического воспитания представляет для них существенный интерес, а значит, в определённой степени способствует реализации субъект-субъектной модели образовательного процесса [12, С. 202].

Перспективным также является использование патриотического содержания как центральной темы некоторых уроков истории в старших классах [7, С. 165]. Приведём примерный перечень таких занятий:

- «Наш край (республика, автономный округ) в годы Великой Отечественной войны»;

- «Пути коллективизации и индустриализации в СССР на примере ... края (республики, автономного округа)» [12, С. 204];

- «Особенности повседневной жизни сельского населения в конце XIX в. на примере ... края (республики, автономного округа)» [2, С. 6].

Рассмотрев ключевые моменты, связанные с организацией патриотического воспитания учащихся в современных социокультурных условиях, необходимо перейти к подведению итогов проделанной научно-исследовательской работы.

Выводы. На основе вышеизложенного мы можем заключить, что сегодня фиксируется факт перехода российского социума на постиндустриальную ступень развития.

Для данной ступени характерна существенная интенсификация всех процессов, происходящих в экономической, социальной, политической и культурной сферах его существования.

Эффективная подготовка представителей юношества к осуществлению результативной деятельности в таких социально-экономических и культурных условиях во многом способствует актуализации развития у них личностных компетенций.

Так как в последнее время наблюдаются усложнение международной обстановки, тенденция к эскалации межэтнических конфликтов внутри нашей страны, а равно и расширение влияния, часто негативного, западной поп-культуры, важнейшими личностными компетенциями становятся чувства гражданственности и патриотизма.

Направления работы по патриотическому воспитанию учащихся старших классов могут быть эффективно реализованы в случае, если используются в рамках целостной системы патриотического воспитания. Данная система включает четыре компонента: нравственно-патриотический, в который входят любовь к своей стране и народу, уважение к старшим, честность и добросовестность; государственно-патриотический, интегрирующий гражданскую зрелось, верность гражданскому и воинскому долгу, а также активную жизненную позицию по вопросам дальнейшего прогрессивного развития государства и общества; историко-патриотический, связанный с верностью учащихся героическому прошлому своей малой и большой Родины, неуклонным следованием исторической правде и нулевой толерантностью к фальсификации истории России, а равно и безусловным принятием всех аспектов прошлого своей страны; духовно-патриотический, подразумевающий достаточный уровень развития у старшеклассников чувства национального самосознания, а также сохранением и приумножением духовно-нравственного наследия своей страны, края, области.

Реализация вышеперечисленных компонентов, в свою очередь, подразумевает широкое практическое воплощение принципа межпредметной интеграции.

Кроме того, возрастает важность системного использования инновационных педагогических методик вкупе с традиционными для эффективного патриотического воспитания старшеклассников.

Современное состояние российской школы и общества способствовало формированию ряда факторов, как облегчающих реализацию соответствующей системы, так и негативно влияющих на данный процесс.

При этом к первой группе относятся: прогрессивные изменения в сфере организации учебно-воспитательного процесса и его материально-техническом обеспечении, способствующие определённому расширению возможностей для глубокого осмысления учащимися исторического пути своего населённого пункта, субъекта федерации, а равно и страны; развитие информационных технологий, обеспечивающих существенное приращение фактического материала, могущего быть использованным в ходе патриотического воспитания старшеклассников средствами урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Вторая группа включает негативные факторы, а именно: отсутствие концептуального и терминологического единства по проблемам использования материалов различного характера в деятельности по воспитанию патриотизма у учащихся; трудность достижения единства по проблемам использования материалов различного характера в деятельности по воспитанию патриотизма у учащихся, обусловленная большим разнообразием используемого в учебно-воспитательной работе материала.

Такая ситуация способствует актуализации проблем, связанных с применением конкретных педагогических методик в ходе рассматриваемого процесса.

С точки зрения эффективного патриотического воспитания старшеклассников, осуществляемого в рамках учебной деятельности по истории России, перспективным представляется широкое использование такого метода, как «мозговой штурм».

Процесс формирования патриотизма старшеклассников должен опираться на педагогическое проектирование. Последнее позволяет в полной мере раскрыть потенциал как традиционных, так и инновационных методик. Кроме того, педагогическое проектирование процесса реализации предлагаемой модели позволяет широко использовать возможности, присущие междисциплинарному подходу.

В основе эффективного патриотического воспитания учащихся лежит система методических принципов, отражающих общие закономерности целостного учебно-воспитательного процесса, а также его специфику.

Перспективным также является использование патриотического содержания как центральной темы некоторых уроков истории в старших классах.

Литература:

1. Атласкиров, А.Р. Региональные особенности становления гражданского общества в Кабардино-Балкарской Республике / А.Л. Атласкиров // Вестник Института социологии. - 2020. - Т.11. - № 4. - С. 82-98

2. Богданов, В.А. Технология социально-педагогического проектирования как основа деятельности с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, в условиях комплексного центра социального обслуживания населения / В.А. Богданов, И.А. Маврина // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 1(92). - С. 5-8

3. Васьбиева, Д.Г. К вопросу о современных концепциях эмоционального интеллекта и факторах его формирования и развития у студентов вуза / Д.Г. Васьбиева // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 4(95). - С. 5-7

4. Иваненко, В.С. Международный опыт патриотического воспитания подрастающего поколения / В.С. Иваненко // Управленческое консультирование. - 2018. - № 10. - С. 160-168

5. Мальков, А.А. К вопросу о политической компетентности учащейся молодежи и перспективах ее формирования в интегрированной образовательной среде / А.А. Мальков, О.А. Ус // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 5(96). -С. 31-35

6. Мальчукова, Н.Н. Духовно-нравственные ценности как основа воспитания современного молодого поколения / Н.Н. Мальчукова, С.В. Куликова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 5(96). - С. 27-30

7. Мурзина, И.Я. Перспективные направления патриотического воспитания // Образование и наука. - 2019. - Т. 21. -№ 2. - С. 155-175

8. Одишвили, Г.Н. Компоненты системы патриотического воспитания старших школьников на уроках истории / Г.Н. Одишвили // Педагогический журнал. - 2019. - Т 9. - № 3-1. - С. 337-343

9. Одишвили, Г.Н. Формирование патриотизма у старшеклассников на уроках истории в процессе изучения мемориальной литературы / Г.Н. Одишвили // Преемственность в образовании. - 2019. - № 22(06). - С. 511-521

10. Саидов, З.А. Повышение эффективности патриотического воспитания старших школьников на основе педагогического потенциала мемориальной литературы / З.А. Саидов, Н.У. Ярычев, Г.Н. Одишвили // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 4(95). - С. 41-43

11. Ситаров, В.А. Воспитание патриотизма как ценности, несущей конструкции современного российского общества средствами мемориальной литературы на уроках истории в старшей школе / В.А. Ситаров, Г.Н. Одишвили // Национальная ассоциация ученых. - 2020. - № 55. - С. 59-65

12. Тельманова, А.С. Социально-культурные условия реализации междисциплинарных проектов в образовательном процессе организаций высшего образования в сфере культуры / А.С. Тельманова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2019. - Вып. 46. - С. 194-206

Педагогика

УДК 81-139

аспирант 2 курса кафедры филологического образования Кислун Александр Игоревич

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования» (г. Санкт-Петербург)

МЕТОДЫ НАБЛЮДЕНИЯ И ОПРОСА ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена вопросам выбора методов, которые будут применяться при изучении языковой личности учителя в условиях дистанционного обучения. Приводится краткое описание концепции языковой личности. Рассматриваются особенности её проявления и характерные черты, которые предстоит исследовать. Обосновывается необходимость такого исследования. Приводятся аргументы в пользу методической простоты исследования. Рассматриваются особенности наблюдения, анкетирования и интервью. Анализируются их сильные и слабые стороны. Делается вывод о целесообразности применения данных методов в дальнейшем исследовании.

Ключевые слова: метод, языковая личность, наблюдение, опрос, анкетирование, интервью.

Annotation. The article deals with the choice of methods to be used in the study of the linguistic personality of the teacher in a distance learning environment. A brief description of the concept of linguistic personality is given. The peculiarities of its manifestation and characteristics to be researched are considered. The necessity of such research is substantiated. Arguments in favor of methodological simplicity of research are given. The features of observation, questionnaires and interviews are considered. Their strengths and weaknesses are analyzed. The conclusion about the expediency of applying these methods in further research is made.

Key words: method, linguistic personality, observation, survey, questionnaire, interview.

Введение. В современном научном знании феномен языковой личности рассматривается как определённый тип языковой идентичности, который функционирует в рамках специфических способов коммуникации. По мнению О.А. Нестеровой, непосредственно языковую личность наблюдать нельзя, но можно гипотетически предположить, «это область сопряжения мыслительных (когнитивных), психических (личностных) и лингвистических (языковых) сторон человека» [5, С. 123]. Соответственно, проявляется языковая личность в том, как человек распоряжается в речи языковыми средствами. Л.М. Бузинова и Л.Л. Зеленская считают, что непосредственно языковую личность преподавателя актуализирует профессионально-педагогический дискурс, который рассматривается как «конкретное коммуникативное действие, фиксируемое в письменной и устной речи, осуществляемое в определенном когнитивном и типологически обусловленном коммуникативном пространстве» [2, С. 164].

В настоящее время благодаря всё более возрастающему интересу к изучению языковой личности появляются работы, в которых описываются особенности языковой личности различных типологических групп, например, учителей-филологов или русистов. Одной из наиболее важных характеристик языковой личности учителя является запас слов, имеющий соответствующий ранг частотности употребления, поскольку лексикон и манера говорить указывает на принадлежность человека к определенной профессии. Более того, характеристика профессиональной языковой личности прямо зависит от выполняемых этой личностью задач. Например, для учителя наиболее важной деятельностью является постановка учебных задач и создание благоприятных условий для их выполнения. Для этого он использует приёмы инструктажа, распределения функций, предъявления алгоритма и другие [7]. Соответственно, исследователю, который будет анализировать изменения языковой личности учителя в условиях дистанционного обучения, необходимо выявить специфику учительского языка и характерных черт речевого поведения учителя при использовании цифровых технологий. Это позволит разработать методы совершенствования речи учителя, изменить обучение в образовательных учреждениях и решить данную проблему в системе повышения квалификации учителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При выборе из множества методов исследования важно соблюдать требование методической простоты, поскольку «критерий простоты предполагает минимизацию допущений при объяснении явлений» [9, С. 155]. Соглашаясь с мнением В.М. Аллахвердова [1] можно отметить, что при технологически простом организованном исследовании статистические процедуры обработки данных будут проще, а их итоговая интерпретация будет надёжнее и убедительнее. Чем сложнее будет организовано исследование, тем больше факторов повлияют на полученный результат, причём это влияние может быть непредсказуемым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.