Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОТЕНЦИАЛА МЕМОРИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОТЕНЦИАЛА МЕМОРИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ИСТОРИЯ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ / МЕМОРИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / УРОКИ ИСТОРИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одишвили Георгий Нодариевич

Анализируется необходимость обновления содержания патриотического воспитания подрастающего поколения в современных условиях. Рассматривается специфика формирования патриотических ценностей и гражданской идентичности у обучающихся старшей школы на уроках истории. Особое внимание уделено ресурсному потенциалу мемориальной литературы как одному из важнейших воспитательных средств формирования гражданско-патриотической позиции подрастающего поколения. Определяются психолого-педагогические условия патриотического воспитания старших школьников и приводится компонентно-ценностная структура патриотического воспитания на уроках истории с точки зрения системного и деятельностного подходов. Представлен разработанный на основе собственного педагогического опыта алгоритм реализации патриотического воспитания, функционирование которого базируется на ряде систематизированных и обоснованных автором общих и частных методических принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Одишвили Георгий Нодариевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR LNSTILLING PATRIOTISM IN SENIOR SCHOOLCHILDREN IN HISTORY LESSONS USING THE POTENTIAL OF MEMORIAL LITERATURE

The article analyzes the need to update the content of patriotic education of the younger generation in modern conditions. The specifics of the formation of patriotic values and civic identity among high school students in history lessons are considered. Special attention is paid to the resource potential of memorial literature as one of the most important educational means for the formation of the civil-patriotic position of the younger generation. The author interprets the psychological and pedagogical conditions of patriotic education of senior schoolchildren and gives a component-value structure of patriotic education in history lessons from the point of view of systemic and active approaches. An algorithm for the implementation of patriotic education, developed on the basis of its own pedagogical experience, is presented, the functioning of which is based on a number of general and private methodological principles systematized and substantiated by the author.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОТЕНЦИАЛА МЕМОРИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

DOI: 10.25586ZRNU.HET.21.06.R30

УДК 37.017.4

Г.Н. Одишвили,

Школа № 1538, Москва

Психолого-педагогические условия воспитания патриотизма у старших школьников на уроках истории с использованием потенциала мемориальной литературы

Российская Федерация в 90-е годы могла погрузиться в бездну крупномасштабной гражданской войны. И только благодаря исключительному патриотизму, мужеству, редкому терпению и трудолюбию русского народа и других народов России наша страна была отодвинута от этой опасной черты.

Из выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина на пленарном заседании дискуссионного клуба «Валдай» 3 октября 2019 г.

Педагогика - это один из мощных ресурсов и инструментов «мягкой силы», предназначенный как для внутреннего, так и для внешнего воздействия на умы и сознание. Речь идет о педагогике как о корпусе сопряженных наук и гуманитарных технологий формирования человека и социальных групп, обладающих устойчивым мировоззрением, способных отстаивать интересы и ценности родной страны, транслировать и передавать эти ценности другим. Детский период находится под влиянием различных потребностей, взрослый мир - это мир ценностей. По мере взросления человек все больше оказывается подвержен их контролю. Выход к ценностям означает важный рубеж на жизненном пути человека, когда он либо делает шаг в сторону взрослости, либо © Одишвили Г.Н., 2021

«История государства Российского» Н.М. Карамзина - замечательный пример мемориальной литературы, в котором история предстает как живое

свидетельство дел давно минувших

остается в инфантильной зависимой позиции [9]. В образовательной практике формирование патриотизма тесно связано с психологическими и педагогическими аспектами, обеспечивающими в совокупности эффективность воспитательных воздействий [6, с. 13]. Применительно к образовательной плоскости к психолого-педагогическим условиям современные исследователи относят достаточ-

но значительный перечень факторов, а также конкретных способов педагогического взаимодействия. В нашем исследовании мы считаем целесообразным абстрагироваться от широкой трактовки психолого-педагогических условий и представить:

1) качественную характеристику основных факторов, процессов и явлений образовательной среды, отражающую ключевые тре-

ОДИШВИЛИ Г.Н.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА...

ОДИШВИЛИ ГЕОРГИЙ НОДАРИЕВИЧ Российская Федерация, Москва

учитель истории в школе № 1538, Департамент образования города Москвы. Электронная почта: gochodish@gmail.com.

GEORGY N. ODISHVILI Moscow, Russian Federation

teacher of history of the school № 1538 of Moscow Department of Education. E-mail address: gochodish@gmail.com.

Анализируется необходимость обновления содержания патриотического воспитания подрастающего поколения в современных условиях. Рассматривается специфика формирования патриотических ценностей и гражданской идентичности у обучающихся старшей школы на уроках истории. Особое внимание уделено ресурсному потенциалу мемориальной литературы как одному из важнейших воспитательных средств формирования гражданско-патриотической позиции подрастающего поколения. Определяются психолого-педагогические условия патриотического воспитания старших школьников и приводится компонентно-ценностная структура патриотического воспитания на уроках истории с точки зрения системного и деятельностного подходов. Представлен разработанный на основе собственного педагогического опыта алгоритм реализации патриотического воспитания, функционирование которого базируется на ряде систематизированных и обоснованных автором общих и частных методических принципов.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание молодежи, гражданственность, история, патриотические ценности, воспитание патриотизма в старшей школе, мемориальная литература, уроки истории.

The article analyzes the need to update the content of patriotic education of the younger generation in modern conditions. The specifics of the formation of patriotic values and civic identity among high school students in history lessons are considered. Special attention is paid to the resource potential of memorial literature as one of the most important educational means for the formation of the civil-patriotic position of the younger generation. The author interprets the psychological and pedagogical conditions of patriotic education of senior schoolchildren and gives a component-value structure of patriotic education in history lessons from the point of view of systemic and active approaches. An algorithm for the implementation of patriotic education, developed on the basis of its own pedagogical experience, is presented, the functioning of which is based on a number of general and private methodological principles systematized and substantiated by the author.

Keywords: patriotism, patriotic education of youth, civic consciousness, patriotic values, history, fostering patriotism in upper grades of school, memorial literature, lessons of history.

бования к организации педагогической деятельности по воспитанию патриотизма[1, 7] на уроках истории;

2) совокупность методических принципов и их содержания, сопутствующих им характеристик и обстоятельств в виде определенного педагогического алгоритма, раскрывающего и реализующего сущностную природу патриотического воспитания (его основные компоненты и их ценностное содержание, направления педагогической деятельности), место и роль патриотического воспитания в системе других дисциплин и образовательной системе в целом;

3) комплекс факторов, определяющих результативность данного процесса с учетом роли всех субъектов и особой роли педагога-предметника (преподавателя исторических дисциплин).

Рассматривая психолого-педагогические условия воспитания патриотизма у старших школьников на уроках истории средствами

мемориальной литературы, следует также проанализировать обозначенные составляющие психолого-педагогических условий как в общеметодическом плане с точки зрения единых требований к организации современной образовательной среды и педагогического процесса в условиях нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, так и применительно к специфике преподавания исторических дисциплин (отечественной истории). Необходимо конкретизировать определенные аспекты с учетом применения анализируемого средства обучения - мемориальной литературы (принимая во внимание, что это средство, безусловно, используется в интеграции с другими средствами обучения и воспитания на уроках истории, функционируя в аналогичных психолого-педагогических условиях, но с определенной долей специфики, а также предполагает тесную конвергенцию раз-

личных образовательных методов и технологий - как традиционного, так и инновационного характера). Подчеркнем, что психолого-педагогические условия патриотического воспитания не трактуются нами как некое статичное образование, а рассматриваются как открытая к непрерывным изменениям и вариативная система, трансформации которой осуществляются как педагогом, так и образовательным заведением в зависимости от влияния различных факторов внутренней и внешней среды.

Для конкретизации и описания выделенных нами составляющих в структуре психолого-педагогических условий патриотического воспитания старших школьников на уроках истории необходимо остановиться на более детальной интерпретации его комплексной природы. Это подразумевает анализ научных взглядов на содержание определения патриотического воспитания, его трансформации в текущих условиях, определяемой

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ_

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

социальными реалиями и важнейшими программными и концептуальными документами федерального уровня в сфере образования и молодежной политики, требованиями и содержанием Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Исследование широкого спектра теоретико-методологических источников в рамках изучаемой проблемы, в том числе актуальных методических рекомендаций и инновационных авторских разработок, диссертационных исследований и монографий (М.Л. Афанасьева, А.К. Быков, Т.Е. Веже-вич, А.Н. Вырщиков, В.В. Гладких, Н.М. Снопко, И.Н. Глазунова, В.С Горбунов, С.Ю. Иванова, Б.М. Кусмарцев, С.В. Матвеева, В.Е. Мусина, А.В. Новиков, Т.М. Су-ходолова и др.) позволяет рассматривать феномен патриотического воспитания не только с позиции уже упомянутого выше системного, но и процессуального и деятель-ностного подходов.

Патриотическое воспитание школьников на уроках истории выступает как специфический педагогический процесс, подразумевающий, в соответствии с логикой применения процессуального, ком-петентностного и деятельностного подходов, целенаправленное взаимодействие его субъектов и объектов, различные влияния и воздействия на личность обучающегося (в том числе с использованием потенциала мемориальной литературы как образовательного средства) окружающего коллектива (группы людей), образовательной среды, образовательной системы и общества в целом [5]. В то же время патриотическое воспитание старших школьников на уроках истории, на наш взгляд, следует понимать как специализированную педагогическую деятельность (соответствующую по своему содержанию требованиям такого актуального явления современной образовательной среды, как «проектирование»).

Представленная выше обзорная характеристика основных положе-

ний, определяющих научно-методические взгляды на природу патриотического воспитания старших школьников, свидетельствует о том, что реализация патриотического воспитания как сложного, комплексного феномена, независимо от вектора его рассмотрения (как системы, процесса, деятельности) связана с достаточно большим количеством иерархически связанных и непрерывно взаимодействующих, оказывающих друг на друга влияние элементов, от элиминации или изменения одного из которых может зависеть конечный воспитательный результат. Перейдем последовательно к их рассмотрению и уточнению в контексте плоскости исторических дисциплин и анализируемого средства обучения и воспитания, начиная с трактовки патриотического воспитания как системы.

Результаты анализа теоретических и научно-методических источников по проблеме, а также ведущих государственных программных, концептуальных документов, образовательных стандартов, определяющих политику патриотического воспитания молодежи и специфику ее реализации на различных образовательных уровнях, в том числе в старшей школе, свидетельствуют о том, что в настоящий момент не выработана однозначная позиция - как на научном, так и государственном уровне образования и воспитания, - не только по поводу содержания, структуры и сущности патриотического воспитания, но и по поводу его соотношения с другими видами воспитания. Безусловно, такая терминологическая и содержательная неоднозначность, размытость существенно снижает эффективность проектирования и моделирования патриотического воспитания и достижения положительных и высоких конечных результатов - особенно для такой проблемной и предъявляющей значительные требования к вариативности и качеству образовательного и воспитательного

процесса возрастной категории, как старшие школьники. Необходимо учитывать, что они относятся к поколению цифровой эпохи, уже входящему в период юности и взрослых ценностных позиций и решений как на личностном, так и коллективном уровне, осознают себя уже не просто частью семьи, учебного коллектива, школы, социальной группы, но и частью своей страны и народа. В связи с этим в настоящей работе предпринята попытка уточнить обозначенные параметры.

Систематизируя сложившиеся на данный момент научные взгляды в исследуемом направлении, можно выделить три ключевых подхода к проблеме. Ряд исследователей выделяет гражданское и патриотическое воспитание как отдельные или взаимосвязанные, равноправные компоненты системы граждан-ско-патриотического воспитания, другие рассматривают патриотическое воспитание как неотъемлемую составляющую гражданского воспитания и наоборот - целевую подчиненность гражданского воспитания как компонент патриотического воспитания. Трактовать оба компонента как исключительно самостоятельные явления в условиях современного образовательного процесса, по нашему мнению, не только не целесообразно, но и невозможно. Также не следует вести речь об их подчиненности друг другу, тем более в контексте образовательной плоскости исторических дисциплин, по своей природе обладающих интегратив-ными, комплексными свойствами, сохраняющих и транслирующих все богатство историко-патрио-тического, духовно-нравственного наследия народа и страны, что позволяет им выступать объединяющим звеном при предметной интеграции с другими дисциплинами школьного курса. Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание можно рассматривать исключительно как одно из направлений более широкой категории патриотического воспитания.

_ОДИШВИЛИ Г.Н.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА...

Некоторые авторы рассматривают патриотическое воспитание в тесной взаимосвязи с военным. В современных условиях такой подход, на наш взгляд, является, бесспорно, важным, так как именно в данном направлении долго наблюдался существенный методический вакуум, который привел к негативным образовательным результатам у подросшего поколения выпускников, в том числе к снижению авторитета российской армии, стремления служить на благо и в защиту своей Родины, формированию ложного патриотизма, росту националистических тенденций, искажениям исторических реалий, исторической правды в оправдание данных позиций и др. Однако признать его приоритетным, по нашему мнению, также методически неприемлемо, так как в данном случае это может привести к ограничению широкого содержания и значительного воспитательного потенциала патриотического воспитания как в старшей школе, так и в современной системе образования и обществе в целом. К каким результатам приводит применение подобных подходов в отношении отдельных компонентов, мы уже могли неоднократно убедиться в ходе трансформации российской образовательной ступени, в том числе ее школьной ступени, в последние десятилетия. Еще раз подчеркнем, что возрастная категория старших школьников оказывается наиболее чувствительной к подобным изменениям и тенденциям, что затем приводит к перекосам или искажениям в освоении и интериоризации патриотических ценностей и в формировании личностной патриотической позиции (или ее подобия) или более того - к ее отсутствию.

В современной науке и российской политике патриотического воспитания молодежи существует также позиция, согласно которой патриотическое воспитание включается в систему духовно-нравственного воспитания, что, по

мнению В.Е. Мусиной [8], которое мы полностью разделяем, сужает воспитательный потенциал этого явления, как и потенциал его реализации с точки зрения обозначенного нами выше деятельностного подхода на уроках истории. А ведь именно деятельность является дополняющим механизмом, наиболее плодотворно закрепляющим патриотические ценностные ориентации и убеждения, усвоенные из содержания предметного обучения (в том числе исторических дисциплин), на личностном уровне, проявляющим их ошибочность или достоверность, перспективность и значимость для конкретного индивидуума. Кроме того, анализ показывает, что в некоторых исследованиях патриотическое воспитание в соответствии с вектором развития российской государственно-патриотической идеологии определяется как средство формирования культуры толерантности и гармоничных межнациональных взаимоотношений (Н.М. Снопко и др.) [9].

Признавая также определенную справедливость и своевременность данного подхода с учетом существующих в современном обществе негативных тенденций, сохраняющихся на национальном уровне проблем обострения межнациональных, межконфессиональных, межэтнических конфликтов и настроений и их особой распространенности среди молодежи как категории населения, наиболее чувствительной к их восприятию, следует отметить и его ограниченность в интерпретации содержания и деятельностного потенциала исследуемого нами явления. В связи с этим в нашем исследовании мы считаем целесообразным придерживаться комплексного научно-методического подхода, объединяя его составляющие с опорой на методологические обоснования, представленные в исследованиях авторов М.П. Бузского, А.К. Быкова, А.Н. Вырщикова, М.Б. Кусмарце-ва, В.И. Лутовинова, В.Е. Мусиной [2-4, 8], которые определяют па-

триотическое воспитание в качестве системообразующего компонента всей современной системы воспитания в ее широком смысле. При этом аналогичную системообразующую роль, на наш взгляд, следует проецировать на потенциал и возможности исторических дисциплин (в особенности Отечественной истории) в системе школьного образования.

В системе патриотического воспитания нами выделяются четыре равноценных и взаимосвязанных компонента (воспитательных сфер), коррелирующих с перечнем воспитательных ценностей, формируемых в том числе средствами мемориальной литературы в тесной межпредметной интеграции истории с другими образовательными школьными дисциплинами, направлениями деятельности и видами учебной и внеучебной деятельности (рис. 1). Данные структурные компоненты также рассматриваются нами как критерии оценки патриотической воспитанности старших школьников в процессе обучения на уроках истории. В связи с тем, что охватывающие курс обучения исторических и других дисциплин и их содержание ценностные ориентиры широко представлены в новом поколении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, примерных образовательных программах, концептуальных и программных документах на государственном уровне, на данной схеме они даны обзорно, чтобы сформировать представление о содержательном наполнении того или иного компонента в системе патриотического воспитания, их дифференциации и взаимосвязи с другими сферами.

Алгоритм реализации патриотического воспитания в старших классах на уроках истории можно представить в виде цикла определенных последовательных действий (рис. 2), опирающихся на ряд методических принципов.

В соответствии с научной логикой перечислим общеметодиче-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ские принципы, которые прежде всего необходимо учитывать в процессе проектирования уроков истории в ходе патриотического воспитания старших школьников.

1. Принципы целостности и единства всех компонентов учебно-воспитательного процесса.

2. Принципы единства и согласованности требований, целей, воспитательных воздействий и методов, форм и средств патриотического воспитания со стороны школы, социальных институтов и различных образовательных организаций, семьи и общества.

3. Принципы открытости к изменениям и адаптивности всех компонентов воспитательного процесса на уроках истории и системы патриотического воспитания в целом (в рамках предметного цикла, предметной и общешкольной образовательной среды и др.), их содержания.

4. Принципы целеориентиро-ванности, нацеленности на результат, педагогической управляемости всех составляющих педагогического процесса по воспитанию патриотизма у старших школьников.

5. Принципы гуманизма и личностной ориентированности на

потребности обучающихся (психологические, интеллектуальные, возрастные, социальные, коллективные, конфессиональные особенности и ориентации и др.).

6. Принципы личностного примера и авторитета педагога, представителей учебного заведения, родителей и родных, представителей общественности (в реализации которых в ретроспективе «прошлое -настоящее - будущее» значительная роль, как уже подчеркивалось, принадлежит курсу исторических дисциплин, особенно отечественной истории, а также такому сред-

Рис. 1. Компонентно-ценностная структура патриотического воспитания старших школьников на уроках истории с точки зрения системного подхода

ОДИШВИЛИ Г.Н.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА...

Трансляция упорядоченной системы патриотических смыслов и образов на основе потенциала исторических дисциплин

Репрезентация интериоризироввнны* смыслов а общее гее, их взаимное о т рэ ж е н и е, ре п рои зводс I во, наследование, критическое осмысление и обновление и т.д.

Интерпретация патриотических смыслов и образов

Конструирование социокультурных образцов социального действия

Рис. 2. Алгоритм реализации патриотического воспитания старших школьников на уроках истории

ству, как мемориальная литература, отличающемуся высокой документальной точностью отражения событий, минимизацией субъективного фактора, отсутствия вымысла и фантазии в их передаче.

7. Принцип практико-ориентиро-ванности, который подразумевает тесную связь воспитательного и образовательного процесса с жизнью, социокультурной средой, государственными требованиями, вовлечение школьников в общественно-полезную деятельность на основе изученного и осмысленного содержания, при этом в его рамках предусмотрена связь как с настоящим, так и с будущим, в связи с чем нами предполагается дополнить данный принцип принципом исто-рико-ориентированности. Это делает актуальной также связь с историческим прошлым своей страны и народа, что предоставляет особые возможности с позиции преподавания исторических дисциплин, применяемых в их рамках средств и методов обучения и воспитания, в особенности свойств мемориальной литературы.

8. Принцип ориентации на положительное в личности обучающегося как развивающейся личности и его естественного принятия педагогом в единстве всех проявлений, предполагающий рассмотрение личности ребенка, переживающей как позитивные, так и негативные трансформации в процессе воспитания, в том числе патриотического, осмыслении и интериоризации ценностей и формировании личностной позиции, и его стремление быть лучше, поддержку и мотивацию этого стремления (в контексте преподавания исторических дисциплин реализация данного принципа тесно коррелирует с анализом и интерпретацией исторических примеров деятельности - объективности их восприятия, анализа положительных и отрицательных моментов, достижений и трудностей, принятия ошибок наравне с достижениями и др. - ведущих представителей российской общественности в контексте различных исторических событий и ситуаций, имеющих определяющее

значение для нашей страны и ее народа, представленных в мемориальной литературе).

9. Принцип активной позиции и самостоятельности всех субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, администрации, родителей, представителей общественности и др.), участвующих в патриотическом воспитании, при безусловной согласованности поставленных целей и решаемых задач. Это подразумевает, что формирование патриотической и гражданской позиции происходит при приоритете активной самостоятельной деятельности обучающихся, активной позиции педагога истории (консультанта, помощника в репрезентации знаний и опыта, способов деятельности как основы проектирования индивидуальной личностной траектории развития обучающихся, в том числе в патриотическом плане, а не источника их пассивной трансляции) - стимулирующего творческую, исследовательскую и поисковую, аналитическую позицию обучающегося, его инициатив-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ность как учебного, так и деятель-ностного характера, включающего его в различные виды деятельности с использованием различных средств и их возможностей, в том числе мемориальной литературы (обладающей также транслирующей, стимулирующей функцией подобной активной позиции на протяжении исторического развития), для приобретения и присвоения, а затем проявления активной позиции; активного участия в воспитательном процессе, инициативности родителей, общественности, активный многосторонний характер взаимодействия и так далее.

10. Принцип воспитания в коллективе как исторически сложившийся принцип жизнедеятельности нашего народа (нашедший широкое отражение в мемориальной литературе), имеющий, на наш взгляд, важнейшее значение для эффективного патриотического воспитания на уроках истории, предполагающий организацию педагогом воспитательных воздействий на личность через групповые, коллективистские отношения и коллективную деятельность обучающихся (безусловно, при этом мы принимаем во внимание важность и необходимость применения индивидуальных форм обучения и воспитания патриотизма).

Анализ современных теоретических и методических источников по проблеме патриотического воспитания [2-4, 8] в дополнение к обозначенным общеметодическим принципам позволил также систематизировать ряд специфических принципов.

1. Принцип служения Отечеству как интегративный принцип патриотического воспитания, предполагающий конвергенцию всех его компонентов (сфер), их целевой обусловленности и распространяющийся как на сферу воспитания патриотизма в ракурсе идейной, созидательной деятельности, так и физической защиты Отечества (источниковедческий потенциал и свойства, вариативная типология мемориальной литературы и транс-

лируемые ею образцы патриотических смыслов и примеров в полной мере отражают действие данного принципа на уроках истории).

2. Принцип ценностно-смысловой ориентированности патриотического воспитания (предоставляемые мемориальной литературой и историческими дисциплинами возможности и базис для исследования и осмысления, интерпретации генезиса ценностных ори-ентаций народа позволяют сформировать более осмысленную личностную патриотическую позицию обучающихся).

3. Принципы исторической и социальной памяти и наследия и их межпоколенной преемственности (будучи связанными с ключевыми функциями мемориальной культуры в целом и литературы в частности, а также ролью и функциями исторических дисциплин в процессе воспитания патриотизма у старших школьников и в то же время тесно коррелируя с обозначенным нами выше принципом историко-ориентированности).

4. Принципы «социокультурной и национальной идентификации, предполагающие отождествление субъекта с социальным миром, воспринимаемым как мир малой и большой Родины, отчего дома, родства, семьи» [8, с. 39].

5. Принципы гордости и великодушия, непредвзятости в осмыслении и интерпретации исторического прошлого страны и народа, его выдающихся представителей, подразумевающие отношение к ходу отечественной истории, отдельным историческим событиям, персоналиям, трансформации ценностей и смыслов бытия народа и страны, в том числе патриотических, как к данности (чему в немалой степени способствуют документальная функция исторических дисциплин и высокая степень документальной точности мемориальной литературы как источника).

6. Принцип святости символов и смыслов Родины, традиций народа и их личностной доминанты.

7. Принципы гармоничности и соборности в воспитании духовно-нравственных основ патриотизма как одни из исторически ведущих принципов идентификации духовной жизни российского общества (находящие широкое отражение в мемориальной литературе), обладающие свойствами коллективного синтеза и объединения народа. Использование в ходе патриотического воспитания на уроках истории мемориальной литературы как документального исторического источника, в котором повествуется об исторических событиях с высокой степенью достоверности и точности (что, по нашему мнению, позволяет учащимся глубоко пережить событие исторического бытия), играет важнейшую роль для эффективного формирования личностной патриотической позиции обучающегося.

8. Принципы равноправия и толерантности (национальной, культурной, конфессиональной, социальной и др.), сохранения исторически сложившегося дружественного настроя, уважительного отношения российского народа по отношению к другим народам, культурам и нациям, их традициям, историческому наследию (широко представленному в мемориальной литературе), открытости их восприятия, содействия мирному разрешению межэтнических противоречий и конфликтов.

Таким образом, на основании результатов проведенного анализа можно сделать вывод о том, что патриотическое воспитание обучающихся старших классов, реализуемое на уроках истории с использованием мемориальной литературы, является комплексным, многоаспектным и открытым к изменениям процессом, переживающим постоянные трансформации в целях активного воспитательного воздействия на личность школьников. Формирование патриотизма у старших школьников представляет собой противоречивый психолого-педагогический процесс, требующий постоянного обновления

_ОДИШВИЛИ Г.Н.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА...

с точки зрения инновационных методических подходов, взглядов и средств его реализации в обучающем процессе в старшей школе, а также учета исторического опыта отечественной педагогики. Конечным результатом подобного воздействия выступает формирование истинного патриотизма как интегрального комплексного качества личности, проявляемого в устойчи-

вой личностно-деятельной патриотической позиции. Заметим, что использование мемориальных источников как средства воспитания на уроках истории маркирует педагогический процесс еще более высоким уровнем сложности, в то же время обогащая его возможностями по более глубокому, эмоциональному и комплексному воздействию на обучающихся в старшем

школьном возрасте, их «погружению» в историческую действительность - прошлое и настоящее страны. Значительная роль в рамках реализации источниковедческого подхода к преподаванию истории в контексте формирования патриотизма у старших школьников сегодня, на наш взгляд, принадлежит такому средству, как мемориальная литература.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бехтенова Е.Ф. Условия формирования проектной деятельности учащихся (на материале национально-регионального компонента школьного исторического образования): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск, 2006. 24 с.

2. Бузский М.П., Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Феномен патриотизма в жизненном пространстве российского общества. Волгоград: Принт Терра, 2008. 88 с.

3. Быков А.К. Патриотизм в контексте гражданско-нравственного становления школьников // Образование в современной школе. 2012. № 4. С. 12-15.

4. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б., Лутовинов В.И. Военно-патриотическое воспитание поколений XXI века: монография. Волгоград: Авторское перо, 2004. 118 с.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. С. 7-14.

6. Мазыкина Н., Монахов А. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотическому воспитанию детей и подростков // Воспитание школьников. 2003. № 6. С. 13-17.

7. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Прогресс, 2013. 200 с.

8. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учеб.-метод. пособие для педагогов. Белгород: Изд-во Белгородского государственного национального исследовательского университета, 2013. 156 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Ситаров В.А., Одишвили Н.Г. Воспитание патриотизма как ценности, несущей конструкции современного Российского общества средствами мемориальной литературы на уроках истории в старшей школе // Национальная ассоциация ученых (НАУ). 2020. № 55. Ч. 1. С. 59-65. DOI: 10.31618/NAS.2413-5291.2020.1.55

10. Снопко Н.М. Психологические механизмы и педагогические основы патриотического воспитания в системе профессионального образования: автореф. дис. ... докт. пед. наук. М., 2007. 47 с.

REFERENCES

1. Bekhtenova E.F. (2006) Usloviya formirovaniya proektnoj deyatel'nosti uchashchihsya (na materiale nacional'no-regio-nal'nogo komponenta shkol'nogo istoricheskogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk [Conditions for the Formation of Project Activities of Students (Based on the Material of the National-Regional Component of School Historical Education. Extended Abstract of Ph.D. Thesis]. Novosibirsk. 24 p. (in Russian).

2. Buzskij M.P., Vyrshchikov A.N., Kusmartsev M.B. (2008) Fenomen patriotizma v zhiznennom prostranstve rossijskogo obshchestva [The Phenomenon of Patriotism in the Living Space of Russian Society]. Volgograd, Print Terra Publishing. 88 p. (in Russian).

3. Bykov A.K. (2012) Patriotizm v kontekste grazhdansko-nravstvennogo stanovleniya shkol'nikov [Patriotism in the Context of the Civil and Moral Formation of Schoolchildren]. Education in the Modern School, iss. 4, pp. 12-15 (in Russian).

4. Vyrshchikov A.N., Kusmartsev M.B., Lutovinov V.I. (2004) Voenno-patrioticheskoe vospitanie pokolenij XXI veka [Military-Patriotic Education of Generations of the 21st Century]. Volgograd, Avtorskoe pero Publishing. 118 p. (in Russian).

5. Zimnyaya I.A. (2009) Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya [Key Competencies - a New Paradigm of the Result of Education]. Eksperiment i innovatsii v shkole, no. 2, pp. 7-14 (in Russian).

6. Mazykina N., Monakhov A. (2003) Metodicheskie rekomendacii po sovershenstvovaniyu voenno-patrioticheskomu vos-pitaniyu detej i podrostkov [Methodological Recommendations to Improve Military-Patriotic Education of Children and Adolescents]. Education of Schoolchildren, no. 6, pp. 13-17 (in Russian).

7. Markova A.K. (2013) Psihologiya truda uchitelya [Teacher's Work Psychology]. Moscow, Progress Publishing. 200 p. (in Russian).

8. Musina V.E. (2013) Patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov [Patriotic Education of Schoolchildren]. Belgorod, Belgorod State University Publishing. 156 p. (in Russian).

9. Sitarov V.A., Odishvili G.N. (2020) Vospitanie patriotizma kak tsennosti, nesushchej konstruktsii sovremennogo Rossijskogo obshchestva sredstvami memorial'noj literatury na urokakh istorii v starshej shkole [Educating Patriotism as a Value that Carries the Construction of Modern Russian Society by Means of Memorial Literature in the Lessons of History in High School]. Natsional'naya assotsiatsiya uchenykh (NAU), no. 55, part 1, pp. 59-65 (in Russian). DOI: 10.31618/ NAS.2413-5291.2020.1.55

10. Snopko N.M. (2007) Psihologicheskie mekhanizmy i pedagogicheskie osnovy patrioticheskogo vospitaniya v sisteme pro-fessional'nogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk [Psychological Mechanisms and Pedagogical Foundations of Patriotic Education in the System of Vocational Education. Extended Abstract of Ph.D. Thesis. Moscow. 47 p. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.