Научная статья на тему 'Понятие патриотического воспитания старших школьников: трансформация содержания и особенности формирования'

Понятие патриотического воспитания старших школьников: трансформация содержания и особенности формирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
515
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ / ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ / PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH / ПОНЯТИЕ ПАТРИОТИЗМА / CONCEPT OF PATRIOTISM / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / CIVIC CONSCIOUSNESS / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / PATRIOTIC VALUES / FOSTERING PATRIOTISM IN UPPER GRADES OF SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одишвили Георгий Нодариевич

В статье анализируется необходимость обновления содержания понятия патриотического воспитания подрастающего поколения в современных условиях. Рассматривается специфика формирования патриотических ценностей и гражданской идентичности у обучающихся старшей школы с учетом особенностей возрастного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of patriotic education of the senior school students: transformation of contents and features of formation

In the article there is analyzed the need of updating of maintenance of a concept of patriotic education of younger generation in modern conditions. The author considers the specifics of formation of patriotic values and civil identity of students of upper school taking into account features of the age period.

Текст научной работы на тему «Понятие патриотического воспитания старших школьников: трансформация содержания и особенности формирования»

Педагогика

УДК 37.017.4

аспирант Одишвили Георгий Нодариевич

Московский гуманитарный университет (г. Москва)

ПОНЯТИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ТРАНСФОРМАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

Аннотация. В статье анализируется необходимость обновления содержания понятия патриотического воспитания подрастающего поколения в современных условиях. Рассматривается специфика формирования патриотических ценностей и гражданской идентичности у обучающихся старшей школы с учетом особенностей возрастного периода.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание молодежи, понятие патриотизма, гражданственность, патриотические ценности, воспитание патриотизма в старшей школе.

Annotation. In the article there is analyzed the need of updating of maintenance of a concept of patriotic education of younger generation in modern conditions. The author considers the specifics of formation of patriotic values and civil identity of students of upper school taking into account features of the age period.

Keywords: patriotism, patriotic education of youth, concept of patriotism, civic consciousness, patriotic values, fostering patriotism in upper grades of school.

Введение. Современная реальность характеризуется объективными тенденциями и нарастающими противоречиями, формирующимися в условиях непрерывного политического, социального, культурного развития российского демократического общества, активной интеграции России в международное пространство, активизации диалога культур с различными народами, нациями и государствами, определения национальных приоритетов и обновления стратегии образования подрастающего поколения. В реализуемых в настоящее время Федеральных государственных образовательных стандартах [1] закреплены такие важнейшие принципы, как: воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважение к истории и традициям нашего Отечества, к правам и свободам человека и гражданина, демократическим ценностям современного общества, выступающие ориентирами для образовательной подготовки подрастающего поколения, развития личностных, предметных и метапредметных компетенций обучающихся. Актуальность, проблемность их теоретической разработки и выявления возможностей методической реализации в актуальных условиях обусловлена одновременным функционированием в российском обществе таких негативных явлений, как изменение, а во многих случаях отсутствие духовных, интеллектуальных интересов и ориентиров, гражданской позиции у населения, снижение патриотических настроений у взрослых и молодежи, значительное социальное расслоение общества и социальная незащищенность отдельных его категорий, криминализация обстановки, рост межнационального напряжения, проявления национализма, фальсификаций, обесценивания исторических фактов и событий, осквернение исторических памятников, пропаганда и культ насилия, силовых методов решения проблем среди молодежи, манипулирование сознанием подрастающего поколения и возрождение социальных движений антигуманной направленности. Так, данные опроса Левада-Центра [2], проведенного в апреле 2015 г. среди населения РФ с целью обсуждения нового проекта программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» показали, что большая часть россиян (80%) затрудняются определить понятие патриотизма и считают, что сегодня «каждый должен сам для себя определять, что значит быть патриотом». Очевидно, что в подобных условиях, когда происходит «размывание» границ такого важнейшего явления, как «внутренний патриотизм», современная молодежь находится в состоянии не просто смещения, а зачастую полной дезориентации и потери гражданской позиции, патриотических ценностей и ориентиров. Ведь исторически сложившиеся ориентиры в данном направлении утратили свою значимость для сегодняшнего общества, а накопление и интериоризация новых ориентиров находится только на первоначальной ступени развития, сопровождаясь, как уже было отмечено выше, многочисленными проблемами и противоречиями.

Следует отметить, что содержание феномена патриотизма как личностной характеристики, трансформация идеалов гражданственности и патриотизма уже многие столетия являются предметом внимания представителей различных научных направлений - культурологического, философского, педагогического, исторического, психологического. В их числе следует выделить работы В.Г.Белинского, О.С.Богданова, Н.И.Болдырева, А.А.Вагина, А.И.Герцена, И.А.Ильина, В.А.Караковского, Н.М.Карамзина,

B.О.Ключевского, И.Я.Лернера, М.В.Ломоносова, А.В.Луначарского, А.С.Макаренко, Н.И.Монахова, А.Н.Радищева, В.И.Петрова, А.Н.Радищева, С.М.Соловьева, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского,

C.Т.Шацкого.

Вопросы совершенствования патриотического воспитания подрастающего поколения нашей страны, отражающие данную проблему по состоянию на конец XX - начало XXI столетия, как в общетеоретическом, так и методологическом плане разработаны в многочисленных исследованиях таких авторов, как Ю.К.Бабанский, М.Н.Берулава, Г.В.Бондаревская, Г.Г.Вяземский, А.А.Данилов, С.В.Дармодехин, Г.М.Донской, И.А.Зимняя, В.В. Караковский, И.П.Липский, Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров, Л.И.Новикова, А.И.Ракитов, Л.Г.Савенкова, Н.Л.Селиванова, М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин, Н.Г. Щуркова, Г.Н.Филонов, в которых определяется изменяющееся содержание патриотического воспитания; выделены психолого-педагогические условия оптимизации образовательного процесса в данном направлении с учетом различных, в том числе школьной, ступеней образования и видов учебной деятельности, изучены вопросы разработки и внедрения различного рода методических подходов и технологий реализации учебно-воспитательного процесса. В числе современных исследований проблемы формирования патриотизма у подрастающего поколения средствами отдельных предметов и дисциплин, а также их интеграции на различных уровнях образовательной системы, включая общеобразовательную школу, необходимо отметить работы Г.В.Агаповой, С.А.Алиевой, Э.М.Андреева, М.Л.Афанасьевой, В.С.Балакина, С.О.Бачуриной, Н.К.Беспятовой, А.И.Бикмуллина, О.С.Богдановой, Л.Н.Боголюбова, С.Э.Брестовской, М.В.Богуславского, М.П.Бузинского, А.К.Быкова, Г.А.Власовой, Г.А.Вороновой, Г.Г.Вяземского, Г.Я.Гревцевой, Т.П.Гусаровой, М.А.Давыдовой, М.В.Грмоленко, О.Н.Журавлевой, В.А.Заставенко, С.А.Гаязова, И.Н.Глазуновой,

А.Г.Голева, М.А. Горбовой, В.А.Датского, В.В.Дьяченко, Е.А.Есиной, В.А.Заставенко, Н.В.Ипполитовой,

A.Г.Колоскова, А.В.Комарова, Г.А.Коновалова, Н.М.Конжиева, И.В.Кострулевой, Т.Г.Левкиной,

B.П.Лукьяновой, Н.А.Мельниковой, Р.С.Михайловой, Н.П.Овчинниковой, Ю.Е.Окуневой, М.А.Осипенко, Р.М.Роговой, Р.А.Рождественской, Д.Г.Ряхова, Н.И.Смахтиной, Ю.Б.Соколовской, Е.Л. Суздальцева, М.В.Талдиной, Г.А.Тихомирова, В.Н.Устякина, Г.Н.Филонова, О.Н.Шитиковой, М.А.Шкробовой и др., в которых осуществляется поиск результативных моделей, методических инструментов и средств воспитания патриотизма у современной молодежи.

Несмотря на безусловную значимость идейных воззрений и теоретико-методологических, практических разработок вышеназванных авторов, следует отметить, что в их содержании при рассмотрении проблемы патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях старшему школьному возрасту уделяется еще недостаточно внимания. Кроме того, в условиях меняющихся идейных мировоззрений, политических и социальных трансформаций, охватывающих современное общество и молодежь, модернизации и обновления содержания, методических основ современного образования в нашей стране, появления новых требований к выпускникам средних общеобразовательных заведений в контексте введения нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов, данная тема требует непрерывной актуализации.

Изложение основного материала статьи. Патриотическое воспитание школьников приобретает важное значение в период обучения в старших классах, когда происходит более глубокое и вдумчивое осмысление обучающимися исторического опыта народа, формируется ценностное отношение к отечественной культуре на фоне уже в определенной степени сформировавшихся и оформившихся личностных ценностей и мировоззрения, идейных ориентиров, обуславливающих их гражданскую позицию, выбор направлений и способов самореализации в социальной практике. В то же время данный возрастной период одновременно затрудняет формирование патриотизма у обучающихся. Такая ситуация обусловлена тем фактом, что именно в старшем школьном возрасте у будущих выпускников происходит формирование и принятие новой социальной роли в соответствии с требованиями социума, гражданское социальное и профессиональное самоопределение, развитие социальных представлений о гражданстве, патриотизме, законопослушном, толерантном гражданине, проживающим в многонациональном социуме в условиях постоянного контакта с его различными представителями. В этот период старший школьник вступает в новые отношения с обществом, с различными социальными институтами, новыми социальными группами и объединениями. Социальная ситуация развития старшеклассников подразумевает признание за ними дополнительных гражданских прав и обязанностей, а также наступление определенных мер ответственности за противоправные деяния, в числе которых проявления нетолерантного, нетерпимого отношения к представителям других народов и культур, игнорирование истории собственной стороны, формирование явление лжепатриотизма, национализма и сопутствующих деструктивных явлений, приобретают особое распространение, что связано с диффузностью, несформированностью и неадекватностью понимания обучающихся в данном возрасте своей новой социальной роли [3, с. 3].

Патриотизм - это явление, которое не заложено в генах, это не природное, а социальное качество, и потому «оно не наследуется, а формируется» [4, с. 37]. Безусловно, его важнейшей характеристикой при этом остается преемственность. Многие века о российском народе говорят, что «патриотизм» - это национальная черта нашего характера, что объяснялось комплексной системой патриотического воспитания населения, которая хоть и трансформировалась под влиянием различных идеологических ценностей в различные века и при определенных политических реалиях, но тем не менее, сохраняла качества устойчивости и массовости, в условиях которых неизменным был внутренний патриотизм граждан. Подрастающему поколению, живущему в начале XXI века, многие страницы отечественной истории и даже недалекого прошлого известны только из книг. Даже испытывая к их содержанию и их участникам долю уважения, школьники при этом во многом далеки от их реального осмысления и понимания. Сегодня старшую школу заканчивает поколение, которое не имеет ни малейшего понятия о советской, а тем более досоветской системе идеологического воспитания (зная ее лишь понаслышке), а потому в большей мере разделяет патриотические представления и чувства, отличные от чувств, разделяемых их мамами - папами - бабушками - дедушками. Аналогичное касается и глубины подобных чувств и установок. Изменение патриотических ценностей не успевает за трансформацией общественных настроений. Если в сознании русского, советского народа был прочно сформирован образ защитника Отечества, понятие Родины, образ добра, справедливости (как собирательный, так и реальный); образ мудрости государственного деятеля, образ воли и мужества полководца, образ героя и героического акта, подвига на благо народа и во спасение страны как образцы патриотизма, нравственности, духовности, толерантности, самоотверженности, мужества, воли к победе и т.д., выступающие в многообразных формах ценностных ориентации человека, то сегодня эти образы утеряны. Современная молодежь затрудняется охарактеризовать понятие героя или назвать реальных героев страны, с позиции гражданско-патриотической ценности. Отсутствие идеалов приводит к их хаотичному присвоению из любых попавшихся источников. Слово «Родина» также понимается старшими школьниками достаточно узко - это дом, семья, друзья, место рождения, страна. Многие старшеклассники сегодня путают государственную символику, не знают герба, слов и авторов гимна страны, последовательность цветов флага.

Кроме того, нужно отметить, что особенности психики современных школьников в старшем школьном возрастном периоде, как свидетельствуют актуальные исследования специалистов, характеризуется тем, что они не могут сосредоточиться на какой-то отдельной деятельности, им «необходимо охватить все процессы». [5] Осмысление и интериоризацию каких-либо ценностей осложняет и растущий «информационный шум», наличие огромных объемов информации, с анализом и синтезом которых молодежь не справляется самостоятельно. Опросы показывают, что в числе важнейших терминальных ценностей сегодняшние старшеклассники выделяют такие, как «наличие хороших и верных друзей», «развлечения», «любовь» и «здоровье». [6] При этом ценности патриотического характера в данном списке отсутствуют. Наши наблюдения показывают, что моральное состояние многих старшеклассников сегодня можно описать понятием фрустрации по отношению к явлению патриотизма. Как только личность отрывается от целого (социальная среда, нация, Родина), она неизбежно попадает в ловушку ценностей, лишенных общественного, патриотического, гражданского содержания, тяготея к ценностям индивидуализма и эгоизма личности [5]. Сегодняшние подростки очень хорошо ощущают возрастающую жестокость и конкуренцию в современном мире, в связи с чем у них формируется установка на получение выгоды, денег, славы, признания, при чем

получения этого любым путем, что свидетельствует о недостаточной эффективности сегодняшних воспитательных концепций и моделей, применяемых в общеобразовательных заведениях.

В результате именно в старший школьный период обучающиеся наиболее остро подвержены тенденциям дискуссионное™, неоднозначности, противоречивости оценок окружающего мира, важнейших политических, социокультурных, исторических событий; влиянию тенденций переосмысления прошлого страны в контексте открывшихся в 1990-е годы исторических фактов, совпавших по времени с кризисными явлениями в социально-экономическом развитии страны, тенденциями снижения воспитательного потенциала школьного образования для сегодняшних подростков [7, с. 5]. Статистические данные свидетельствуют, что достаточно большое число молодых людей (более 60%), начиная со старшего школьного возраста, в ходе социологических опросов отмечают, что они готовы уехать за границу по тому или иному поводу (учеба, работа, долгосрочное или постоянное проживание) [6, с. 7]. Эти тенденции заимствуются подрастающим поколением как ввиду их особой распространенности в современном обществе и СМИ, сети Интернет, так и ввиду более активного проникновения в последние десятилетия в содержание ряда учебных пособий, художественной литературы. Хотя в то же время значительная часть российской молодежи (более 50%) уверены, что Россия - это особая страна, в которой «никогда не привьется западный образ жизни», несмотря на то, что он и оказывает на нее значительное влияние [6, с. 8]. Однако эти тенденции следует назвать, скорее, проявлениями реактивного патриотизма, а не истинного, так как они развиваются в большей степени как эмоциональная, защитная реакция на фоне пропагандируемых тезисов о том, что у России нет дальнейшего пути вперед без Запада, что наша страна не способна к самостоятельному развитию и отстала от другого мира на столетия, что в ней разворованы и утрачены все ценности, все национальное богатство и достоинство населения.

На наш взгляд, в настоящее время представляется необходимым произвести приемлемую для современного российского общества актуализацию, восстановление и развитие общественной и личностной значимости, ценности исторически традиционных для российского общества понятий о патриотическом долге перед своей страной и ответственности за ее будущее. Необходимо выразить традиционные категории патриотизма в современных формах, понятных представителям разных социальных групп, прежде всего молодежи в различные возрастные периоды, и положительно принимаемых ими.

Патриотизм не должен оставаться для сегодняшних старшеклассников неким эфемерным понятием из учебника и словаря, представляющим собой преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Эти категории должны иметь соответствующее содержательное теоретическое наполнение и практическое подтверждение в ходе осмысления исторических источников и развития у молодежи патриотических инициатив. Патриотизм должен выступать важнейшим нравственным принципом, социальным чувством подрастающего поколения, содержанием которого является любовь, уважение к отечеству, к своей малой Родине, гордость за их прошлое и настоящее, их признание и тщательное осмысление с целью предотвращения копирования ошибок, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.

Тема патриотического воспитания старших школьников не только в теоретическом, но и практическом ключе имеет особую важность для воспроизводства общества в целом. Сегодняшний выпускник школы должен освоить необходимые социальные роли, одобряемые данным обществом ценности, социальные нормы, стереотипы поведения. В связи с этим, опираясь на исследования специалистов [8, 9], структуру современных патриотических ценностей подрастающего поколения можно систематизировать следующим образом:

- ценности, направленные на поддержание социального порядка в современном российском обществе. В основном, эти ценности проявляются в готовности защищать свою Родину в случае наличия внешней угрозы, в самопожертвовании во имя Родины и своего народа, в готовности служить в армии, в знании государственных и национальных символов (герб, гимн, флаг), законов государства, в их соблюдении и в уважении к ним, в переживании чувства гордости за свою страну;

- ценности, формирующие духовную составляющую патриотизма. Эти ценности, как правило, "отвечают" за соблюдение традиций, за уважение к родному языку, умение грамотно говорить и писать, веру в будущее страны и переживание чувства гордости за прошлые и текущие, а также будущие достижения в науке, культуре, спорте;

- ценности, побуждающие к проявлению положительной социальной активности. Эти ценности способствуют формированию социальной солидарности, сплоченности в обществе, выражаются в поддержке политики правительства, в любви к "малой Родине", в помощи ветеранам, пенсионерам, в бережном отношении к природе, в стремлении учиться и работать как можно лучше.

Выводы. Решение рассмотренных в настоящей статье проблем в области воспитания подрастающего поколения остается сегодня одной из важнейших целей модернизации системы российского образования. Поиск путей их преодоления должен осуществляться в разнообразных направлениях, при объединении усилий специалистов различных научных направлений. Важно подчеркнуть тот факт, что у российского общества и системы отечественного образования существует значительный исторический опыт в сфере патриотического воспитания молодежи, который не должен игнорироваться, но в то же время он не может и слепо копироваться в текущих условиях, как существующий зарубежный опыт в данном направлении. Необходимо переосмыслить и придать подобному опыту соответствующее времени содержание. Кроме того, как свидетельствует проведенный нами анализ, сегодня в российский условиях школьного обучения накоплен значительный современный опыт патриотического воспитания, применения инновационных методов и средств в данном направлении, а также эффективного использования традиционных средств обучения, который пока еще носит разрозненный характер. Данный опыт нуждается в непрерывной систематизации и обобщении с целью массовой адаптации в условиях деятельности различных учебных заведений, в контексте интеграции потенциала различных предметов, урочной и внеурочной деятельности, что позволит, по мнению специалистов [10, 11], создать устойчивые предпосылки для дальнейшего патриотического воспитания граждан России в более взрослом возрасте, повышения уровня консолидации общества, его различных поколений, в первую очередь, подрастающего, для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития страны, укрепления чувства сопричастности населения к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию. Таким образом,

речь идет о необходимости объединения усилий специалистов различных научных направлений, педагогов различных предметов, потенциала деятельностного, системного, личностно-ориентированного подходов, принципов возрастосообразности, межпредметной интеграции, взаимодействия учебной и внеурочной активности, которые в своей совокупности будут обеспечивать не просто теоретическое ознакомление, а комплексное освоение школьниками обновленных патриотических ценностей современного гражданина нашей страны и реализацию их в социально значимой деятельности, непрерывность и преемственность данных процессов.

Литература:

1. Федеральные государственные образовательные стандарты // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. 2018. URL: Ы{р8://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 15.04.2018)

2. Патриотизм и государство: Исследование Левада-Центра (апрель 2015 г.) [Электронный ресурс] // Левада-Центр. URL: http: //www.levada.ru/2015/04/29/patriotizm-i-gosudarstvo/ (дата обращения: 16.04.2018)

3. Митрюк Л.В. Формирование у старшеклассников социальной установки правового поведения: Дисс... канд. пед. Наук. М., 2009. 177 с.

4. Силкова К.А., Плешкова И.А. Патриотизм и патриотическое воспитание в системе ценностей современной российской молодежи // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2013. № 2 (12). С. 36-47.

5. Камидуллина Т.Ю. Проблема патриотизма современной молодежи в России [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования NSPortal.Ru. 2018. URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2015/10/08/problema-patriotizma-sovremennoy (дата обращения: 13.04.2018)

6. Дулина Н. В., Петрунева Р. М., Ануфриева Е. В. «Культурное пограничье» как норма социокультурного пространства Юга России // Известия Волгоградского государственного технического университета: межвуз. сб. науч. ст. 2014. № 13 (140). Волгоград: ВолгГТУ, 2014. С. 6-10.

7. Левкина Т.В. Патриотическое воспитание подростков в процессе изучения отечественной истории в общеобразовательной школе: Дисс...канд.пед.наук. М., 2009. 220 с.

8. Смирнов В. А. Молодежная политика: опыт системного описания // Социологические исследования. 2014 . № 3. С. 72-80.

9. Цветкова И. В. Поколенческие различия в динамике патриотических ценностей (на примере г. Тольятти) // Социологические исследования. 2014. № 3. С. 45-51.

10. Смахтина Н.И. Воспитание патриотизма на уроках истории и обществознания // Научный вестник Крыма. 2016. № 5. С. 16

11. Берестовская С.Э. К вопросу о воспитании патриотизма: анализ уроков конкурса педагогических достижений // Воспитание школьников. 2012 № 3. С. 35-41.

Педагогика

УДК: 372.851

кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики и методики преподавания математики Панишева Ольга Викторовна

ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко» (г. Луганск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики, теории и методики обучения математике Овчинникова Марина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ МАТЕМАТИКИ И ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация. В статье описывается один из кратковременных проектов, использованных в период профессиональной подготовки обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование. Начальное образование» при изучении математики. Проект направлен на установление межпредметных связей между математикой и литературой с помощью поиска среди математических терминов омонимов, омографов, паронимов и других средств выразительности речи, традиционно изучаемых в курсе языка и литературы.

Ключевые слова: метод проектов, обучение математике, методическая компетентность, межпредметные связи, средства выразительности речи.

Annotation. The article provides and describes the example of one of the short-term projects , which was used within the professional training of primary school Mathematics teachers. (Major: Pedagogical training and education. Primary Education.). The project was aimed at defining the interdisciplinary connections between Mathematics and Literature by searching of homonyms, homographs, homophones, paronymsand other ways of discourse expression within Mathematical terms, which is traditionally learned within the course of Language and Literature learning.

Keywords: project based learning, Mathematics training, methodological competence, interdisciplinary connections, ways of discourse expression.

Введение. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся признаётся сегодня одним из важнейших направлений совершенствования образовательного процесса в современной школе. Она представляет собой важную составляющую учебного процесса, необходимое средство повышения мотивации обучающихся к обучению в вузе, а также средство качественной профессиональной подготовки [3, с. 4451.

Не смотря на то, что метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике и применялся в образовании ещё в начале XX века, на современном этапе он представляет собой одну из наиболее распространенных педагогических технологий, позволяющих формировать ключевые компетенции обучающихся.

Особенности использования метода проектов рассмотрены в работах Т. Солоповой, Л. Казанцевой, Ю. Коваленко, С. Новоселова, Т. Зверевой, Н. Фроловой и др. Исследователи рассмотрели структуру данной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.