DOI: 10.17805/trudy.2018.4.12
ПОТЕНЦИАЛ СОДЕРЖАНИЯ КУРСОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
Г. Н. Одишвили Московский гуманитарный университет
Аннотация: В статье рассмотрены возможности и проблемы реализации патриотического воспитания в старших классах средней школы средствами исторических предметов. Даны рекомендации по применению различных методов, форм организации урочной и внеурочной деятельности с учетом возрастного фактора.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание; гражданственность, патриотические ценности,урок истории, воспитание
POTENTIAL OF THE CONTENTS OF COURSES IN NATIONAL HISTORY IN THE PATRIOTIC EDUCATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS
G. N. Odishvili Moscow University for the Humanities
Abstract: The article considers the possibilities and issues of the implementation of patriotic education in high school by means of historical disciplines. The author gives recommendations about application of various methods, forms of organization of classroom and extracurricular activities taking into account the age factor.
Keywords: patriotism; patriotic education; civic consciousness; patriotic values; history lesson; education
В условиях непрерывно изменяющейся и в то же время обостряющейся международной ситуации, осложнения геополитических отношений, сохранения на территории нашей страны очагов межнациональных конфликтов и столкновений патриотическое воспитание подрастающего поколения выступает основой укрепления российской государственности, основой, которая призвана способствовать консолидации российского общества, укреплению национальной безопасности и формирования российской гражданской идентичности. Однако в контексте разрушения сложившихся на протяжении многих десятилетий патриотических ценностей и идей сегодня патриотизм в России с трудом можно обозначить как «объединяющую основу общества» и ключевой компонент «общенациональной идеи»,
несмотря на его непрерывно возрастающее значение. Уровень патриотического сознания россиян (в особенности это касается российской молодежи), можно оценить как крайне низкий, что объясняется девальвацией ведущих общественных, культурных, политических ценностей, трансформацией мировоззрения, оценки содержания и ценности исторических событий, снижения результативности воспитательных воздействий в семье и образовательной системе, попытками необъективной трактовки событий отечественной истории, возрастающим безразличием подрастающего поколения к прошлому своей страны. Отрицательное влияние на современную молодежь оказывают и такие явления, как деградация преемственности поколений, снижение общекультурного уровня граждан страны, их усиливающиеся социальные незащищенность, расслоение, насаждение чуждых российскому человеку идей и традиций, негативного восприятия исторических событий и сегодняшних реалий в СМИ и сети Интернет.
Острота существующих противоречий и значимость разработки теоретико-методологических основ формирования патриотизма у подрастающего поколения находит отражение в развитии системной государственной политики в области воспитания молодежи, напрямую затрагивающей систему образования как важнейший механизм реализации данного направления и происходящие в образовательной сфере трансформации в области содержания и методики обучения. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 г. закреплены такие основные принципы государственной политики, как «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма». В связи с этим, в соответствии с общим направлением модернизации отечественной системы образования в сегодняшних условиях на первый план выходит обеспечение личностного развития обучающихся в школе как полноценных граждан страны, формирования у них активной, творческой, адекватно преобразующей реальность личностной позиции, социальной активности и ответственности. Однако в то же время экспертами РАО и РАН в ходе исследований установлен «недостаточный уровень методического обеспечения реализации данных принципов в сегодняшних учебных заведениях России» (Левкина, 2009: 4). Помимо этого среди основных проблем исследователями выделяется «отсутствие единой системы научно-методического обеспечения работы по патриотическому воспитанию граждан в школах страны», отсутствие механизмов контроля и оценки эффективности процесса реализации патриотического воспитания (Патриотическое воспитание ... , 2015: 173, Электр. ресурс), что требует дальнейшей научной разработки данных вопросов. Ведь
115
именно сфера культуры и образования, по мнению исследователей, которое мы полностью разделяем, «в целом является важнейшим источником формирования здорового национального самосознания общества и патриотизма» (Использование объектов ... , 2015; Юдин, 2014: 214-218; Коновченко, 2015: 84). Значимость разработки отмеченных вопросов подчеркивается в содержании Федеральной государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы», отмечающей приоритет патриотического воспитания детей и молодежи и нацеленной на «внедрение инновационного подхода в совершенствование системы патриотического воспитания, приведение ее в соответствие с новыми историческими реалиями развития российского общества». Одной из ключевых мер в рамках отмеченной программы является «активизация интереса к изучению истории страны и формирование чувства уважения к прошлому России, ее героическим страницам, в т. ч. сохранение памяти о подвигах защитников Отечества», что подчеркивает особое значение, которое всегда имел и продолжает сохранять курс исторических дисциплин в школьном образовании как важнейшей ступени обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки будущих выпускников школы к дальнейшей профессиональной и социальной деятельности в условиях демократического общества.
Вопросы совершенствования патриотического воспитания подрастающего поколения нашей страны на уроках истории, отражающие данную проблему по состоянию на конец ХХ - начало XXI столетия, как в общетеоретическом, так и методологическом плане разработаны в многочисленных исследованиях. Следует особо отметить в их ряду актуальные работы авторов, посвященных реализации патриотического воспитания подрастающего поколения средствами исторических предметов, в числе которых исследования И. А. Агаповой, С. В. Бегловой, С. О. Бачуриной, Л. Н. Боголюбова, С. Э. Брестовской, М. В. Богуславского, А. К. Быкова, Е. А. Власовой, Е. А. Вороновой, Е. Е. Вяземского, Г. Я. Гревцевой, Т. П. Гусаровой, М. А. Давыдовой, М. В. Ермоленко, О. Н. Журавлевой, А. Г. Колоскова, А. В. Комарова, Т. В. Лев-киной, В. В. Матюховой, Н. П. Овчинниковой, А. П. Петрянкиной, В. В. Пионт-ковского, М. В. Сафоновой, Н. И. Смахтиной, О. Ю. Стреловой, В. В. Чернова и др. Однако анализ теоретических источников показывает, что в их содержании уделяется еще недостаточное внимание старшему школьному возрасту. Кроме того, в условиях продолжающихся политических и социальных трансформаций, модернизации теоретических и методических основ образовательной системы в нашей стране, появления новых требований Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения к выпускникам школы, усиливающихся требований рынка труда и социума к будущим специалистам и представителям российского социума, данная
116
тема требует постоянной актуализации. Кроме того, еще недостаточно изучен воспитательный потенциал содержания курсов по отечественной истории в контексте инновационных методов его реализации в образовательном процессе, во взаимосвязи с другими предметами, в интеграции учебной и внеурочной деятельности старших школьников. Помимо этого следует отметить достаточно незначительное число исследований, в которых детально рассматриваются отдельные средства формирования патриотизма у современных школьников (преимущественно такие исследования носят общетеоретический или общеметодический характер).
Таким образом, можно констатировать, что в текущих условиях складывается необходимость разрешения противоречий между:
- ростом значимости патриотического воспитания подрастающего поколения — будущих выпускников средних общеобразовательных заведений страны и девальвацией патриотических ценностей у современной молодежи в условиях нарастающих деструктивных явлений в обществе;
- значительным воспитательным потенциалом содержания курсов отечественной истории в школе как средства формировании гражданственности и патриотизма у старших школьников и в то же время отсутствием разработанности необходимых теоретико-методологических основ для эффективной реализации образовательного процесса в указанном направлении.
Вышеуказанные противоречия определяют актуальность дальнейшей теоретико-методологической разработки проблемы патриотического воспитания обучающихся в старшей школе средствами исторических предметов. Следует подчеркнуть тот факт, что патриотическое воспитание школьников средствами истории приобретает особое значение в период обучения в старших классах. В старшем школьном возрасте открываются новые возможности для формирования и развития патриотических качеств личности школьников ввиду активного развития теоретического логического мышления, памяти, воображения, открытия новой области представлений, переживаний. В этом возрасте осуществляется переход от эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира, исторических событий и реальности к приоритету их рационально-практической оценки, что существенно обогащает возможности формирования компетенций обучающихся, осваиваемые в интеграции содержания учебной и внеучеб-ной деятельности, различных предметов и курсов. В старший школьный период обучающиеся более вдумчиво и глубоко анализируют исторический опыт народа, сравнивая его с личностным опытом, у них происходит формирование ценностного отношения к отечественной культуре на фоне уже в определенной степени оформившихся личностных ценностей и мировоззрения. На этапе старшей школы обучающимся свойственна как повы-
шенная инициативность (хотя в силу психофизиологических трансформаций в данном возрасте это может быть и, наоборот, состояние безразличия к учебе, к практической деятельности, к новой информации и знаниям, полностью замещаемые ценностью общения с друзьями и приоратом ценностей коллективного характера, которые, к сожалению, не всегда отличаются адекватностью), необходимость в социально значимой деятельности, ценностном самоопределении и утверждении себя как общественно полезной личности за счет идентификации с событиями национальной истории, культуры, историческими персоналиями и современниками.
В то же время нельзя отрицать, что в данном возрасте патриотическое воспитание школьников на уроках истории может одновременно сопровождаться и многочисленными трудностями. Именно в этот период школьники наиболее чувствительны к тенденциям неоднозначности, противоречивости оценок важнейших событий прошлого нашей страны, как распространенных в современном обществе и СМИ, сети Интернет, так и проникающих в последние десятилетия в содержание учебных пособий, влиянию тенденций переосмысления исторических событий и современных реалий в свете обнародованных новых фактов, рассекреченного содержания архивных материалов, кризисных событий в общественном, культурном развитии страны, ее экономике и политике, «тенденциям снижения воспитательного потенциала отечественной истории, ее изучения и его значимости для современного человека» (Левкина, 2009: 5), что негативно в целом сказывается на духовном развитии и воспитании молодежи.
В связи с этим формирование патриотизма в условиях образовательного процесса, реализуемого на уроках истории в старшей школе в современных условиях должно опираться на специально организуемую, тщательно планируемую, продуманную педагогическую деятельность (что в совокупности соответствует содержанию термина «проектирование» как способу творческого преобразования образовательной среды и реальности), направленную на освоение адаптированных в соответствии с возрастной спецификой усвоения знаний, умений и навыков, образцов опыта по отечественной истории и другим дисциплинам гуманитарного направления, наиболее полно концентрирующим и представляющим важнейшие патриотические идеи и ценности нашего народа. Содержание патриотического воспитания старших школьников на уроках истории должно формироваться с учетом образного представления учебного материала; его возрастной доступности, эмоциональной насыщенности и наглядности; актуальности; создания условий для осмысления ярких примеров проявления патриотической позиции, их интериоризации путем проявления патриотических инициатив в рамках собственного опыта. Позитивным фактором является
как можно более тесная межпредметная интеграция содержания патриотического воспитания старших школьников (с использованием потенциала отечественной истории, литературы, обществознания, искусства, культурологии, музейной педагогики), урочной и внеурочной активности, обеспечивающих реализацию системного подхода к формированию и развитию патриотизма у молодежи путем взаимодополнения политико-правового, духовно-нравственного и историко-героического компонентов; непрерывности, преемственности в освоении старшими школьниками патриотических ценностей; последовательного отражения, апробации патриотических чувств, идей и инициатив в социальной практике и личностном опыте.
С целью более эффективной реализации деятельности по формированию патриотизма у старших школьников в процессе изучения исторических предметов целесообразно применений технологий и средств обучения активного характера (эмоциональное повествование, обсуждение положительных примеров, исследовательская и проектная деятельность с использованием первоисточников, архивов, автобиографий, применение проблемного метода, тематических классных часов, «круглых столов», коллективных творческих дел, интерактивных игровых событий, памятных мероприятий и акций и т. д., адекватных по содержанию и уровню организации возрастным особенностям обучающихся).
В старшем школьном возрасте у обучающихся происходит более глубокое осмысление ценности человеческой жизни, уважения достоинства, способности к состраданию; формируется принятие того факта, что настоящий гражданин принимает свою Родину, вне зависимости от тяжести ее исторического прошлого (к которому он проявляет при этом безусловное уважение), демонстрирует истинную (а не показную) толерантность и уважение к другим народам и культурам, сохраняя и умножая историко-культурное наследие; происходит осознание необходимости понимания смысла своего существования на Земле, смысла принадлежности к определенному народу, нации, гражданству. В связи с этим в это время особое значение имеет изучение подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны, героического восстановления разрушенной войной страны, ее экономики, достижений культуры, научно-технического прогресса, преодоления социальных лишений.
На одно из ведущих мест в старшем школьном возрасте выходит эмоциональное восприятие действительности. Для проведения уроков истории и формировании патриотизма школьников в этом заключается существенный плюс. Эмоции оказывают мотивирующее влияние на результативность образовательной, социальной, практической деятельности. Именно эмоции помогают проявить чувство гордости и благодарности за великие до-
стижения и ратные подвиги русского народа, народа, спасшего европейские страны от нашествия наполеоновской армии и фашистской угрозы, государственных деятелей страны, полководцев, исследователей, путешественников, спортсменов; и одновременно осмыслить невыносимую тяжесть огромнейших людских жертв в результате военных действий на протяжении многих столетий истории, кровопролитных мировых войн, репрессий в XX столетии, продолжающихся в тех или иных формах и в сегодняшние дни, беспокойство за экономическое и социальное развитие нашей страны и собственное место в данных процессах, но главное — осознать чувство собственной причастности к формированию настоящего и будущего России и ее граждан, собственной ответственности в данной сфере, в развитии которых и заключается результативность формирования патриотизма у молодежи. Эмоциональное, глубоко осмысленное изучение истории в старшем школьном возрасте путем интериоризации в социальной деятельности, проявления патриотических инициатив позволяет привести обучающихся к пониманию значимости исторических традиций народа, их наследованию и сохранению (Берестовская, 2012: 36-37). Исторические традиции, как живой сгусток нашего прошлого, который мы получаем в наследство от наших предков и передаем нашим потомкам, позволяют сохранить наиболее рациональные формы поведения и действия, национальное достоинство, уберечь народ своей страны от разрушительных ошибок в будущем.
Необходимо поддерживать талантливую и патриотично настроенную молодежь, которая стремится проявить свой творческий потенциал на уроках истории и внеурочной деятельности в патриотических инициативах и проектах. И крайне важно, чтобы в подобную деятельность активно включались родители обучающихся. Ведь тесная связь с родителями, с корнями, историей своей семьи, своим прошлым является важнейшим условием эффективного патриотического воспитания на уроках истории, которое начинается с малого. Однако в то же время ошибочно полагать, что воспитание любви и уважение к своей семье, ее прошлому, автоматически развивает любовь к своей Родине. Старший школьный возраст является крайне сложным периодом. И преданность своей семье, своему дому и близким, как показывает практика, вполне может уживаться у сегодняшних школьников с полным безразличием к судьбе своей страны, ее народа, ее прошлого и будущего. Поэтому два данных направления должны осуществляться в тесной взаимосвязи, и не носить разрозненный, разнонаправленный характер. Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование патриотизма у подрастающего поколения еще долгие годы будет оставаться достаточно проблемным аспектом, требующим постоянного обновления методических подходов, методов, технологий, средств их реализации в обучающем про-
цессе в старшей школе. И обмен методическими разработками, передовым педагогическим опытом между учителями-предметниками, классными руководителями, работниками дополнительного образования, музейными и другого рода специалистами в данном случае выступает одним из важнейших резервов в преодолении уже существующих проблем в этом направлении, а также предупреждения развития новых трудностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Берестовская, С. Э. (2012) К вопросу о воспитании патриотизма: анализ уроков конкурса педагогических достижений // Воспитание школьников. № 3. С. 35-41.
Левкина, Т. В. (2009) Патриотическое воспитание подростков в процессе изучения отечественной истории в общеобразовательной школе: дисс. . канд. пед. наук. М. 220 с.
Патриотическое воспитание молодежи в Российской Федерации: состояние, актуальные проблемы и направления развития (2015) : сборник материалов «круглого стола» на тему «Опыт субъектов Российской Федерации по военно-патриотическому воспитанию молодежи» [Электронный ресурс] // Совет Федерации ФС РФ. URL: http://council.gov.ru/media/files/AP buAgAbqlyaSRfFABb92ElAWED4RHPz.pdf (дата обращения: 10.08.2018).
Использование объектов культурного и природного наследия народов России в целях патриотического и нравственного воспитания молодежи (2015) / кол. авт.: С. Ю. Житенев, В. С. Новиков, Ю. С. Путрик и др. М. : ИПСИ. 214 с.
Юдин, П. Е. (2014) Политический капитал и культурное наследие // Вестник Академии права и управления. № 36. С. 214-218.
Коновченко, С. (2015) Государственная политика в сфере культуры и нравственных ценностей российского народа // Обозреватель. № 5. С. 77-88.
Дата поступления: 15.08.2018 г.
Одишвили Георгий Нодариевич — аспирант факультета педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5 Тел.: +7 (499) 374-74-59 Эл. адрес: gochodish@gmail.com. Научный руководитель — д-р пед. н., проф. В. А. Ситаров.
OdishviliGeorgyNodarievich, Postraduate Student, Department of Pedagogy and Psychology of Higher School, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 37474-59. E-mail: gochodish@gmail.com. Scientific Advisor - V. A. Sitarov, Doctor of Pedagogy, Professor.
Для цитирования:
Одишвили Г. Н. Потенциал содержания курсов отечественной истории в патриотическом воспитании обучающихся старшей школы [Электронный ресурс] // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. № 4. URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/816 (дата обращения: дд.мм.гг.). DOI: 10.17805/trudy.2018.4.12