Научная статья на тему 'МЕМОРИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

МЕМОРИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЕМОРИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ / ТРАДИЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ / УЧАЩИЕСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саидов Заурбек Асланбекович, Ярычев Насруди Увайсович, Одишвили Георгий Нодариевич

В настоящей статье мемориальная литература рассматривается в качестве эффективного средства патриотического воспитания старшеклассников. Непосредственно перед изучением возможностей её применения в данном аспекте учебно-воспитательного процесса современных российских школ исследуется сложившаяся в нашей стране к настоящему моменту ситуация с патриотическим воспитанием молодёжи. На основе анализа социокультурных процессов, происходящих в современном обществе и, в частности, в системе образования, доказывается необходимость его модернизации. Далее демонстрируется система патриотического воспитания учащихся старших классов и место в ней занятий, предусматривающих широкое использование мемориальной литературы. Предлагаются конкретные педагогические методики, повышающие эффективность её изучения, а также темы занятий, которые могут быть построены на исследовании мемориальной литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саидов Заурбек Асланбекович, Ярычев Насруди Увайсович, Одишвили Георгий Нодариевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEMORIAL LITERATURE AS AN EFFECTIVE MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION OF SENIOR SCHOOLCHILDREN

In this article, memorial literature is considered as an effective means of high school students’ patriotic education. Immediately before studying the possibilities of its application in this educational process of modern Russian schools’ aspect, the current situation with patriotic education of young people in our country is being investigated. Based on the analysis of socio-cultural processes taking place in modern society and, in particular, in the education system, the necessity of its modernization is proved. Next, the patriotic education of high school students’ system and the place of classes in it, providing for the widespread use of memorial literature, is demonstrated. Specific pedagogical methods are proposed that increase the effectiveness of its study, as well as topics of classes that can be built on the memorial literature study.

Текст научной работы на тему «МЕМОРИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

4. Суворова Е.П. Речевое развитие школьников и студентов как междисциплинарная проблема общего и педагогического образования [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberienmka.m/artide/n/rechevoe-razvitie-shkolnikov-i-studentov-kak-mezhdistsiplinarnaya-problema-obschego-i-pedagogicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 18.03.2022).

Педагогика

УДК 378.147

доктор юридических наук, профессор, ректор Саидов Заурбек Асланбекович

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный);

доктор педагогических наук, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теории

и технологии социальной работы, проректор по учебной работе Ярычев Насруди Увайсович

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); учитель истории Одишвили Георгий Нодариевич

ГБОУ «Школа № 1538» (г. Москва)

МЕМОРИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В настоящей статье мемориальная литература рассматривается в качестве эффективного средства патриотического воспитания старшеклассников. Непосредственно перед изучением возможностей её применения в данном аспекте учебно-воспитательного процесса современных российских школ исследуется сложившаяся в нашей стране к настоящему моменту ситуация с патриотическим воспитанием молодёжи. На основе анализа социокультурных процессов, происходящих в современном обществе и, в частности, в системе образования, доказывается необходимость его модернизации. Далее демонстрируется система патриотического воспитания учащихся старших классов и место в ней занятий, предусматривающих широкое использование мемориальной литературы. Предлагаются конкретные педагогические методики, повышающие эффективность её изучения, а также темы занятий, которые могут быть построены на исследовании мемориальной литературы.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, мемориальная литература, инновационные образовательные методики, традиционные образовательные методики, учащиеся старших классов.

Annotation. In this article, memorial literature is considered as an effective means of high school students' patriotic education. Immediately before studying the possibilities of its application in this educational process of modern Russian schools' aspect, the current situation with patriotic education of young people in our country is being investigated. Based on the analysis of socio-cultural processes taking place in modern society and, in particular, in the education system, the necessity of its modernization is proved. Next, the patriotic education of high school students' system and the place of classes in it, providing for the widespread use of memorial literature, is demonstrated. Specific pedagogical methods are proposed that increase the effectiveness of its study, as well as topics of classes that can be built on the memorial literature study.

Key words: patriotic education, memorial literature, innovative educational methods, traditional educational methods, high school students.

Введение. Одной из наиболее существенных проблем воспитания подрастающего поколения в условиях современного общества является тот факт, что патриотизм не получил нового теоретического наполнения в условиях российской государственности за три последних десятилетия. Следовательно, к настоящему моменту нельзя говорить о сколь-нибудь полном складывании единых концептуальных взглядов на его содержание, структуру, методику воспитания [6; 9-12; 15].

В то же время на протяжении трёх десятилетий истории новой России необходимость регенерации патриотизма как «национальной идеи» или одного из наиболее значимых её компонентов активно использовалась отдельными группами в целях распространения радикальных идеологий национализма и шовинизма среди подростков и юношества [5; 10-11].

В связи с вышеизложенным в числе важнейших задач современного общества, и особенно, системы школьного образования на современном этапе её существования, стоит воспитание патриотизма у школьников, в т.ч. учащихся старших классов.

В образовательном пространстве современных российских школ достижение соответствующих результатов представляется возможным в том числе посредством использования мемориальной литературы. Её использованию в этом качестве будет посвящена настоящая статья.

Изложение основного материала статьи. Если мы не будем брать в расчёт элементы идейно-политического содержания патриотического воспитания, присущие ему в разные периоды развития отечественной школы, то, основываясь на трудах педагогов-исследователей и практиков, сможем выделить следующие основные направления и формы патриотического воспитания:

- интеграция учащихся старшей и средней школы в различные виды общественно-полезного труда;

- проведение воспитательных бесед, посвящённых историческому прошлому большой и малой родины, а равно и выдающимся согражданам;

- коллективное, школьное и семейное, посещение выставок и экспозиций музеев, посвящённых славным страницам истории Отечества;

- различные мероприятия, проводимые в рамках урочной деятельности, основное направление которых - воспитание у лиц среднего и старшего школьного возраста любви и уважения к родным местам, родителям, товарищам, могущее служить основой для формирования любви к Родине;

- воспитание у школьников уважения к народам, населяющим нашу страну [1; 8; 12-13].

Эти направления и формы могут быть эффективно реализованы в случае, если используются в рамках целостной системы патриотического воспитания старшеклассников, осуществляемого в том числе с использованием мемориальной литературы [9, с. 513.]. В этой системе выделяются четыре равноценных взаимосвязанных между собой компонента, коррелирующие с перечнем воспитательных ценностей, формируемых посредством изучения мемориальной литературы и других форм урочной и внеурочной деятельности [8-10]. Реализация данных компонентов подразумевает межпредметную интеграцию. Рассмотрим предлагаемую систему (Табл. 1).

Таблица 1

Система патриотического воспитания старшеклассников

Компоненты Составляющие

Духовно-патриотический Принятие, сохранение и приумножение духовно-нравственного наследия своей Страны, края, области

Гордость и достоинство

Развитое чувство национального самосознания

Нравственно-патриотический Любовь к Отечеству

Любовь к народу

Добросовестность, честность, уважение к старшим

Историко-патриотический Верность героическому прошлому своей страны

Безусловное принятие прошлого своей страны со всеми его страницами, как положительными, так и отрицательными

Следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории России

Государственно-патриотический Приоритет национальных ценностей и интересов Российской Федерации, её суверенитета, независимости и целостности

Гражданская зрелость

Верность гражданскому и воинскому долгу

Активная жизненная позиция по участию в решении проблем общества и государства [3-4]

Вышеописанная система предусматривает широкое использование как традиционных, так и инновационных методик в ходе патриотического воспитания старшеклассников с использованием мемориальной литературы.

Изучение последней в настоящее время представляется достаточно перспективным в смысле воспитания патриотизма у учащихся старших классов, так как мемориальная культура вообще и литература в частности играют важную роль в функционировании любого общества. Благодаря заложенному в ней интеграционному потенциалу мемориальная литература с высокой вероятностью может обеспечить социальный консенсус между общественными силами. К числу последних относятся:

- общественные организации;

- различные субкультуры;

- государство [2; 15].

Неслучайно в последнее время фиксируется существенный рост внимания со стороны педагогов-исследователей и практиков к различным вопросам, связанным с использованием мемориальной литературы в учебно-воспитательном процессе [5-6; 11-12; 15].

В свою очередь, подобное возрастание интереса к мемориальной тематике имеет как положительные, так и отрицательные последствия.

К первым можно отнести:

- факт существенного расширения возможностей, позволяющих участникам образовательного процесса в старших классах более глубоко погрузиться в осмысление исторического пути своей страны, края, города;

- приращение фактического материала, могущего быть использованным в ходе патриотического воспитания, благодаря включению в него новых процессов и явлений, информация о которых содержится в мемориальной литературе.

Перечислим также негативные аспекты. К ним относятся:

- отсутствие концептуального и терминологического консенсуса в вопросах использования мемориальной литературы в учебно-воспитательной работе;

- трудность достижения такого консенсуса в силу большого разнообразия материала [15, С. 26].

Подобная ситуация способствует обострению вопроса о конкретных педагогических методиках, применимых в ходе работы с мемориальной литературой. Выше уже говорилось, что перспективным в этом плане является интеграция традиционных и инновационных методик. Рассмотрим их более подробно.

При изучении мемориальной литературы в рамках учебной деятельности по истории России перспективным представляется применение метода «мозгового штурма» [7, С. 207-208]. Его использование позволяет:

- выявить существующие в предметных знаниях по истории и системе ценностей старшеклассников пробелы;

- уточнить и скорректировать существующую программу обучения;

- поддержать интерес учащихся к изучению событий из прошлого страны, их осмыслению и анализу;

- выявить наличие у старшеклассников ошибочных представлений, касающихся исторического прошлого России, которые могут привести к формированию ложных ценностей;

- произвести закрепление и проверку предметных знаний старшеклассников и сформированность у них патриотических устоев в ходе осуществления образовательной деятельности на основе субъект-субъектных отношений [7; 10].

Формирование патриотизма у современных старшеклассников путём изучения мемориальной литературы должно опираться на процесс педагогического проектирования, предусматривающего интеграцию инновационных и традиционных педагогических методик. В свою очередь, их потенциал может быть в полной мере раскрыт при условии широкого использования междисциплинарного подхода [14, С. 39]. Это с высокой вероятностью позволит сделать старшеклассников активными участниками образовательного процесса, а значит, активизировать их познавательную деятельность, что, в свою очередь, будет способствовать выработке у них активной личностной позиции при решении различных проблем, могущих возникнуть в ходе осуществления учебной, а в дальнейшем - и профессиональной деятельности.

Эффективное патриотическое воспитание старшеклассников средствами мемориальной литературы имеет в своей основе систему методических принципов. Последние отражают общие закономерности целостного учебно-воспитательного процесса, а также его специфику [11; 13-15]. Опыт работы авторов позволяет утверждать, что конкретизация ценностно-патриотических ориентаций учащихся и их исторических представлений, достигаемые посредством использования мемориальной литературы, представляет для них существенный интерес.

Перспективным может стать использование мемориальных материалов как основы построения уроков истории в старших классах. Приведём примерный перечень тем таких занятий:

- «Повседневная жизнь городского населения в начале ХХ в. на примере ... области (края, республики, автономного округа)»;

- «Пути коллективизации и индустриализации в СССР на примере ... области (края, республики, автономного округа)»;

- «Наш край (область, республика, автономный округ) в годы войны».

Выводы. На основе вышеизложенного мы можем с определённой долей уверенности утверждать, что на сегодняшний день патриотизм не получил нового теоретического наполнения в условиях новой российской государственности.

Указанный факт представляет собой одну из наиболее существенных проблем воспитания подрастающего поколения, в частности, учащихся старших классов, в условиях современного общества.

По этой причине необходимо совершенствование системы патриотического воспитания старшеклассников.

В образовательном пространстве российских школ на настоящем этапе развития соответствующего сегмента образовательной системы достижение соответствующих результатов представляется возможным в том числе посредством широкого использования мемориальной литературы.

Её является достаточно перспективным в этом смысле, так как мемориальная культура вообще и литература в частности играют важную роль в функционировании общества, в т.ч. российского.

Заложенный в мемориальной литературе интеграционный потенциал с высокой вероятностью может обеспечить социальный консенсус между общественными силами.

Вышеописанная ситуация, в свою очередь, способствует возрастанию среди педагогов-исследователей и практиков интереса к использованию мемориальной литературы в целях патриотического воспитания молодёжи.

При этом, однако, приходится констатировать, что на сегодняшний день не существует единой методологической базы, позволяющей действительно эффективно её использовать.

С точки зрения авторов настоящей статьи, перспективной в этом плане является интеграция инновационных (например, метод «мозгового штурма») и традиционных образовательных методик в рамках учебно-воспитательного процесса.

При этом перспективным может стать использование мемориальных материалов в качестве основы для построения уроков истории в старших классах по таким темам, как: «Повседневная жизнь городского населения в начале ХХ в. на примере . области (края, республики, автономного округа)»; «Пути коллективизации и индустриализации в СССР на примере . области (края, республики, автономного округа)»; «Наш край (область, республика, автономный округ) в годы войны».

Литература:

1. Алиханова, Б.А. Диагностика уровня сформированности патриотического сознания у старшеклассников (на примере МБОУ «КСОШ № 1» - Кубачинская средняя общеобразовательная школа) / Б.А. Алиханова // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 6(85). - С. 361-362.

2. Ассман, А. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика / А. Ассман. - М.: Новое литературное обозрение, 2018. - 328 с.

3. Атласкиров, А.Р. Региональные особенности становления гражданского общества в Кабардино-Балкарской Республике / А.Л. Атласкиров // Вестник Института социологии. - 2020. - Т.11. - № 4. - C. 82-98.

4. Гордиенко, Ю.Н. Национальная идентичность в системе региональной безопасности / Ю.Н. Гордиенко // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т.7. - № 4(25). - С. 352-355.

5. Зубанова, Л.Б. Актуальные тренды памяти: проблемное поле журнала Memory Studies / Л.Б. Зубанова, Н.Л. Зыховская, М.Л. Шуб // Социологические исследования. - 2021. - № 2. - С. 140-145.

6. Ключникова, Н.В. К вопросу об использовании интерактивных методов обучения на уроках истории в школе в рамках новых Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования / Н.В. Ключникова, Д.С. Перелыгина // Учёные записки. Курского государственного университета. - 2022. - № 1(61). -С. 206-213.

7. Мурюкина, Е.В. Рекомендации педагогам по использованию медиа в процессе патриотического воспитания молодежи / Е.В. Мурюкина, А.А. Сорокина // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2018. - № 1. -С. 51-55.

8. Одишвили, Г.Н. Формирование патриотизма у старшеклассников на уроках истории в процессе изучения мемориальной литературы / Г.Н. Одишвили // Преемственность в образовании. - 2019. - № 22(06). - С. 511-521.

9. Одишвили, Г.Н. Компоненты системы патриотического воспитания старших школьников на уроках истории / Г.Н. Одишвили // Педагогический журнал. - 2019. - Т 9. - № 3-1. - С. 337-343.

10. Ситаров, В.А. Воспитание патриотизма как ценности, несущей конструкции современного российского общества средствами мемориальной литературы на уроках истории в старшей школе / В.А. Ситаров, Г.Н. Одишвили // Национальная ассоциация ученых. - 2020. - № 55. - С. 59-65.

11. Ситаров, В.А. Ценностные ориентиры в воспитании современной молодежи / В.А. Ситаров // Культура и общество.

- 2018. - №1. - С. 47-55.

12. Тихновский, И.В. Задачи воспитания старшеклассников / И.В, Тихоновский // Гуманитарное пространство. - 2020.

- № 4. - С. 415-428.

13. Чапаев, Н.К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология / Н.К. Чапаев. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. - 372 с.

14. Ярычев, Н.У. Актуальные мемориальные исследования: ключевые тренды и перспективы развития / Н.У. Ярычев // Вестник КемГУКИ. - 2021. - № 57. - С. 23-29.

15. Ярычев Н.У. Мемориальный туризм как направление мемориальной культуры: сущность, типы, причины востребованности // Челябинский гуманитарий. - 2021. - № 3 (56). - С. 12-17.

Педагогика

УДК 378.147

доктор юридических наук, профессор, ректор Саидов Заурбек Асланбекович

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный);

доктор педагогических наук, профессор, и.о. заведующего кафедрой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

психологии и педагогики Жданова Светлана Николаевна

ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» (п. Электроизолятор);

магистрант Пигарева Екатерина Николаевна

ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» (п. Электроизолятор)

ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКИХ НАВЫКОВ (SOFT SKILLS) У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК

АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИКИ

Аннотация. Современные реалии таковы, что требуют от человека необходимости владения различными компетенциями, как в профессиональной деятельности, так и в личностном развитии для эффективного взаимодействия в обществе. Современные дети с пеленок растут в цифровой среде. Сейчас перед нами дети, сильно отличающиеся от детей, охарактеризованных в трудах таких учёных-педагогов, как И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский или В.А. Сухомлинский. Социальные преобразования общества привели к изменениям личности людей, в том числе и в психологическом плане. Это диктует прямую необходимость пересмотра подхода обучения, в частности в разделе формирования компетенций, называемых «гибкими» или «мягкими навыками» (англ. - soft skills). В настоящей статье обоснована необходимость их формирования у учащихся начальных классов на основе анализа текущей образовательной ситуации.

Ключевые слова: начальное общее образование, «гибкие навыки», урочная деятельность, внеурочная деятельность, учитель, ученик.

Annotation. Modern realities are such that they require a person to possess various competencies, both in professional activity and in personal development for effective interaction in society. Modern children grow up in a digital environment from the cradle. Now days we have children who are very different from the children described in the works of such scientists in pedagogy as I.G. Pestalozzi, Y.A. Komensky or V.A. Sukhomlinsky. Social transformations of society have led to changes in the personality of people, including in psychological terms. This dictates the direct need to revise the training approach, in particular in the section of the formation of competencies called soft skills. This article substantiates the need for their formation in primary school students based on the analysis of the current educational situation.

Key words: primary general education, soft skills, scheduled activities, extracurricular activities, teacher, student.

Введение. Опыт предыдущих нескольких десятилетий показал острую необходимость в выработке у учащихся способностей к быстрой смене навыков в целях эффективной адаптации к меняющемуся миру, чтобы оставаться успешным, продуктивным человеком, а равно и востребованным специалистом [3; 6-7; 9; 13].

Так политические и экономические кризисы 1991-1992 гг., экономические - 1998 г., 2008 г. и 2014 г., а также особенности развития соответствующих сторон жизни нашей страны в современный период открыто показали, что многие люди оказались не готовы к изменениям и не способны или же весьма затрудняются менять жизненные устои и профессиональную деятельность, ведь многие в этот период времени оказались без работы и привычного уклада жизни. Это, в свою очередь снизило качество жизни. Существенно интенсифицировавшийся научно-технический прогресс также связан с масштабными изменениями во всех основных отраслях жизни общества, обуславливающими, в свою очередь, рост значимости надпрофессиональных компетенций у потенциальных сотрудников. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость развития у учащихся т.н. «мягких» или «гибких» навыков (англ. - soft skills), начиная со ступени начальной школы [1; 4; 13; 15-16].

Вопросам их развития на данном этапе будет посвящена настоящая статья.

Изложение основного материала статьи. Непосредственно перед раскрытием основной тематики настоящей статьи следует ответить на вопрос, чем же, по сути, являются «гибкие навыки». Анализ специальной литературы позволяет выделить в качестве основной их отличительной черты связь не с конкретными объектами и/или областями деятельности, но, прежде всего, с личностными особенностями, такими, как, например, находчивость, порядочность, активность, энтузиазм или креативность. Связаны soft skills также с ценностными установками: свободой, нравственностью, благополучием, честью, творчеством и др. При этом навыки, которые можно отнести к данной категории не сводимы ни к системе ценностей, ни к личностным особенностям [8-9; 11]. Существенным в этом плане признаком рассматриваемой группы навыков является «тренируемость» - в отличие от ценностных ориентаций или черт характера «мягкие навыки» могут быть развиты путём систематического упражнения. Следовательно, и степень прогресса в их развитии может быть оценена и измерена.

Применительно к младшим школьникам процесс формирования soft skills с необходимостью должен быть направлен как на собственно учебную деятельность, так и на иные виды активности в профессиональной, общественной и других сферах жизни личности.

«Гибкие навыки» универсальны, они не зависят от сферы и предмета деятельности, профессии, рабочего или учебного места. Они динамичны, т.е. могут и должны совершенствоваться на протяжении всей жизни [11-13]. В различных жизненных ситуациях soft skills выступают не в качестве готовых инструкций, но как определённые паттерны поведения, наполняющиеся актуальными смыслами и задающими непрерывный поиск таких смыслов [17, С. 157-158]. В этом смысле «мягкие навыки» приближаются к т.н. «новым грамотностям», финансовой, гражданской или, например экологической, однако отличаются от них скорее персональным, чем социальным характером. В свовременном мире «мягкие навыки» выступают своего рода основой для быстрой адаптации к динамично меняющимся социальным условиям.

В виду вышеизложенного не должен вызывать удивления тот факт, что в настоящее время нет единого определения термину soft skills [4; 12; 15-16]. Авторами данной статьи было сформулировано следующее определение данной дефиниции: soft skills - это личностные навыки, которые закладываются в детстве и помогают решать различные жизненные задачи, быстро адаптироваться в меняющихся условиях и способствуют эффективному взаимодействию людей.

По мнению ряда исследователей, наиболее востребованными навыками XXI в. будут:

- саморазвитие;

- организованность;

- коммуникация;

- управленческие и межличностные навыки;

- адаптивность;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.