Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА-ПОЛИТОЛОГА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА-ПОЛИТОЛОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ-ПОЛИТОЛОГ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медовщиков Захар Николаевич

В данной статье определены основные компетенции, которыми должен обладать студент-политолог. Путем экспертного опроса проведено исследование на кафедре политологии и социологии Воронежского государственного университета и выявлен ряд проблем, с которыми сталкиваются преподаватели в процессе подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медовщиков Захар Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE OF A POLITICAL SCIENCE STUDENT

This article defines the main competencies that a political scientist should have. An expert survey was made on department of political science and sociology and problems which teachers faced is defined

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА-ПОЛИТОЛОГА»

развития. 2018. Т. 16. N0 2. С. 21—28. doi: 10.17759/autdd.2018160203

2. Загуменная О.В., Васильева А.В., Кистень В.В., Петрова О.М. Организация среды при обучении детей с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2018. Том 16. № 1. С. 13-17. doi:10.17759/autdd.2018160102

3. Линн. И. МакКланнахан., Патрисия Крантц. Расписания для детей с аутизмом. Обучение самостоятельному поведению / Пер. с англ. О Чикурова, С. Морозовой. М.: Изд-во «СигналЪ». -2003. - 129 с.

4. Мелешкевич О., Эрц Ю. Введение в прикладной анализ поведения (ABA): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития. Самара: Изд. дом «Барах-М». - 2015. - 208 с.

5. Шарова Ю.А. Подготовка и использование расписаний в обучении детей младшего школьного возраста, // Аутизм и нарушения развития. 2015. Том 13. № 3. С. 11-20. doi:10.17759/autdd.2015130302

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА-ПОЛИТОЛОГА

Медовщиков Захар Николаевич

Аспирант каф., политологии и социологии Воронежский государственный университет

Г. Воронеж

FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE OF A POLITICAL SCIENCE STUDENT

Z.N. Medovshikov

Graduate student Voronezh State University Voronezh

Аннотация

В данной статье определены основные компетенции, которыми должен обладать студент-политолог. Путем экспертного опроса проведено исследование на кафедре политологии и социологии Воронежского государственного университета и выявлен ряд проблем, с которыми сталкиваются преподаватели в процессе подготовки.

Abstract

This article defines the main competencies that a political scientist should have. An expert survey was made on department of political science and sociology and problems which teachers faced is defined

Ключевые слова: студент-политолог, общекультурные компетенции, профессиональные компетенции, образовательный процесс

Key words: political scientist, general cultural competencies, professional competencies, educational process

Профессия политолога на сегодняшний день является плохо исследованным, но актуальным социальным феноменом. Это обусловлено, прежде всего, потребностью общества повысить качество политико-управленческих решений, принимаемых властными институтами РФ. Подготовка таких решений - это результат деятельности не только политиков, а и квалифицированных аналитиков, экспертов, консультантов и т.д.,

Еще один фактор, актуализирующий рассматриваемую проблему - это потребность формирования и развития гражданской культуры российского общества, в том числе молодежи. Изучение данной проблемы приводит к убеждению, что необходимы дополнительные целенаправленные усилия образовательных учреждений, а также сообщества политологов, чтобы молодежь становилась сознательным участником политической жизни.

На сегодняшний момент в России более 100 университетов готовят студентов по направлению "Политология". Требования, предъявляемые к подготовке студента - политолога прописаны в Федеральном государственном стандарте "Политология" 41.03.04, их можно разделить на 2 большие группы - общекультурные и

общепрофессиональные е компетенции. К общекультурным относятся: способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции; способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности; способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности; способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические,

конфессиональные и культурные различия; способностью к самоорганизации и самообразованию;

К общепрофессиональным: владение базовыми и специальными знаниями и навыками теоретического и прикладного характера в области политических наук; владение общенаучной и политологической терминологией, умением работать с оригинальными научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями; способность к высокой мотивации по выполнению профессиональной деятельности, стремлением к повышению своей квалификации; способность к критическому анализу, обобщению и систематизации

информации, к постановке целей

профессиональной деятельности и выбору оптимальных путей и методов их достижения; способность применять знания в области политических наук в научно-информационной, педагогической, информационно-справочной,

организационно-управленческой и проектной деятельности [1]

Как можно заметить, список этих требований достаточно комплексный, но овладение всеми этими навыками в рамках учебной программы не представляется возможным. Почему так происходит? А.В. Раскосова выделяет следующий ряд противоречий:

Во - первых, это расхождение между требованиями ФГОС и степенью их реализации. Выпускник, обладающий всеми

вышеперечисленными компетенциями может по праву считаться профессионалом в этой области. Однако, крайне малый процент выпускников овладевает этими навыками, и тут можно выделить два фактора почему так происходит. Первый -нежелание студентов изучить и обладать данными компетенциями. Второе - ограниченные возможности вуза. Чтобы избежать данных проблемы необходимо создавать условия, заставляющие работать студентов и отчислять тех, кто не проявляет интереса к учебе.

Во - вторых, противоречие между целями и задачами образовательного процесса и уровнем его учебно-методического обеспечения. Не все вузы могут предоставить актуальную литературу в печатном виде, да и большинство современных студентов все меньше работает с печатным источником. Возможно решением данной проблемы могло бы стать создание электронных библиотек в университетах и выстраивание свободного доступа к ним.

В-третьих, противоречие между

потенциальной и реальной ролью практик, предусмотренных учебным планом в процессе обучения студентов. В процессе производственной практики студент должен применить полученные знания и навыки в органах государственной власти, политических партиях и др. Однако, далеко не всегда организациям требуются студенты, зачастую их просто не чем занять и их используют как дешевую рабочую силу. Как итог всего этого, разрушенная мотивация и разочарование в специальности. Чтобы исправить эту ситуацию, руководителям практик от университета необходимо подбирать места, где студенты могут применить все свои знания, приобретенные в период обучения, где организации смогут помочь практикантам приобрести навыки и умения, применить теорию на практике.

В-четвертых, противоречие между целями и задачами учебно-воспитательного процесса и уровнем познавательной активности студента. Образовательный стандарт включает в себя подготовку в разных видах деятельности: научно-исследовательской, педагогической;

организационно-управленческой; проектной. Эти вышеперечисленные виды деятельности требуют не только высокого уровня разработки учебных

программ, но и активности студента, его способности к самообразованию. Чтобы приобщить студента к данным видам деятельности, необходимо стимулировать, поощрять его стремление и труд, способствовать его желанию работать, организовывать необходимые мероприятия и конференции.

В-пятых, противоречие между учебной программой, задачами образовательного процесса и качеством учебных занятий. Не все преподаватели имеют навыки преподавательской деятельности. Преподаватель и ученый - это два разных понятия. К сожалению, в учебном процессе преподавание и научно-исследовательская деятельность не разделены и функционируют совместно. Но не все ученые могут быть блестящими преподавателями, и наоборот, что мешает в полной степени студенту усвоить предмет. [2]

К вышеперечисленным проблемам В.Э. Вейсова и П.В. Кузьмин относят еще издержки социализации молодежи, поступающей на специальность "Политология". А именно: незавершенность ценностного самоопределения личности; преобладание идеалистических представлений о профессии политолога и низкая потребность в активной деятельности для профессионального становления. Помимо этого, авторы провели исследование в Крымском инженерно-педагогическом университете путем анкетирования студентов и выявили ряд своих противоречий: противоречие между заявленным интересом к специальности и реальной деятельностью по ее освоению; низкая культура труда обучаемых и как следствие низкое качество знаний; невысокая оценка студентов роли некоторых учебных дисциплин в их профессиональном становлении; противоречие между ориентацией студентов на творческий характер деятельности политолога и низким уровнем их вовлеченности в научно-исследовательскую работу. Решить эти проблемы авторы предлагают через рациональный отбор абитуриентов, способных и желающих обучаться.

[3]

Воронежский государственный университет является одним из региональных центров подготовки политологов в России. Кафедра социологии и политологии была основана в 1990 году на базе кафедры научного коммунизма, которая вела социологические и политологические исследования [4]. На данный момент в рейтинге Вузов РФ по подготовке кафедра занимает неплохое 32 место из сотни университетов России, ведущих подготовку по данной специальности [5]. Автором данной статьи было проведено исследование методом глубинного интервью с преподавателями для того, чтобы выявить ряд проблем, существующих в подготовке студентов по данной специальности в ВГУ.

Характеристика экспертов следующая:

1. Александра Викторовна Глухова -заведующая кафедры, доктор политических наук, профессор. Педагогический стаж с 1984 года. Читаемые курсы: политическая конфликтология,

теория политики, сравнительная политология, история и теория демократии.

2. Черникова Виктория Владимировна -доцент, кандидат политических наук. Педагогический стаж с 1998 года. Читаемые курсы: мировая политика, регионоведение, политическая журналистика, этнополитология.

3. Сиденко Ольга Анатольевна - доцент, кандидат политических наук. Педагогический стаж с 1994 года. Читаемые курсы: политические институты, политическая экономика, сетевые организации в политике

4. Сосунов Денис Владимирович - кандидат политических наук, доцент. Педагогический стаж с 2008 года. Читаемые курсы: политический менеджмент, история политических учений, политическая процедура.

Экспертам был задан следующий ряд вопросов:

- Как они оценивают подготовку студентов пришедших на данную специальность

- Должен ли преподаватель обосновывать важность специальности или той или иной дисциплины

- Каким видится выпускник бакалавр и магистр и целесообразна ли Болонская система

- Что стоит поменять в учебной программе для лучшего усвоения материала и выработки профессиональных навыков студентов

- Каковы возможности кафедры по организации производственной практики и трудоустройства выпускников.

По результатам проведенной работы можно выделить следующие выводы по

вышеперечисленным вопросам:

1. Все эксперты сошлись во мнении что от года к году подготовка сильно разнится. Большинство студентов приходит недостаточным пониманием специфики данной специальности и, как следствие мотивация и успеваемость оставляют желать лучшего. Один из экспертов выделил следующие проблемы подготовки современных студентов, которые приходят в университет: клиповое мышление, слабая концентрация, отсутствие системности в знаниях. Это обозначено как данность, с которой приходится работать и подстраивать под это учебные программы. Другим не менее важным фактором является наличие или отсутствие бюджетных мест, ибо это позволяет экономить студенту и его семье значительные финансовые средства, а это в свою очередь является огромной мотивацией к учебе по наблюдению экспертов. Кафедре не каждый год выделяются бюджетные места на бакалавриат, поэтому и уровень подготовки разных курсов эксперты оценили по-разному.

2. Мотивация у всех студентов разная и очень часто они приходят на специальность с завышенными ожиданиями, и когда они сталкиваются с реальной практикой, у многих наступает разочарование в специальности. Преподаватель конечно должен подкреплять мотивацию студента в изучении какой-либо дисциплины и формировать комплексное видение специальности. Однако, преподаватель не может

дать гарантий в трудоустройстве. Некоторые преподаватели кафедры сами являются сотрудниками региональных органов

государственной власти и своим примером доказывают студентам что можно пробиться на работу по специальности проявив себя на производственных практиках и.т.п

3. Внедрение "Болонской системы" происходит не очень успешно. Эксперты солидарны в том, что за 4 года невозможно освоить весь список компетенций, представленных в ФГОС "Политология". Система специалитета в 5 лет для российского рынка более актуальна. Тем не менее, у системы разделения обучения на два этапа есть свои преимущества, к ним относятся академическая мобильность и гибкость в смене специальности если студент все же ошибся с выбором. Что же касается навыков, то стоит выделить сперва два направления политологии как научной дисциплины - теоретическое и прикладное. Для теоретической политологии важны прежде всего глубокие фундаментальные знания теории науки, помимо этого важно уметь анализировать и излагать аналитику в письменном виде. Для прикладного направления важны работа в команде, умение выстраивать коммуникацию с разными типами людей, навыки презентации и работы с проектами и.т.п. При всем этом, важно соблюсти баланс подготовки между теорией и практикой.

4. Бюрократизация образовательного процесса была выделена как один из ключевых факторов мешающих качественной подготовке студента. Преподаватель, вместо того чтобы больше времени уделять студенту или научному исследованию, очень много времени тратит на составление отчетов и другого рода процедур попросту мешающих основной работе. Было также подчеркнуто, что лекция как классический вариант работы в университете устарела. Студенту стоит больше сосредоточиться на самостоятельной работе и выполнений разного рода практических заданий для лучшего усвоения материала. Эксперты подчеркнули важность курсов, связанных с региональной спецификой, для формирования комплексного видения проблем региона. Образовательный процесс стоит также дополнить более комфортными условиями для работы, например, все аудитории стоит оборудовать проекторами, ибо требования в визуализации материала у современного поколения студентов гораздо выше. Для развития своих soft skills студентам также стоит развиваться вне основной учебной активности, к этому можно отнести разного рода конференции, клубы дебатов, языковые курсы, волонтерские проекты. Чем больше навыков разовьет в себе студент, тем успешнее он сможет устроится на рабочем месте в будущем.

5. Востребованность студентов на региональном и городском уровне государственной имеет место быть. Многих студентов замечают на производственной практике, и они остаются работать в органах государственной власти, таких как правительство Воронежской области и разного

рода аналитические департаменты. Проблема заключается в том, что региональные власти не могут зачастую сформировать своего запроса на специалистов, которые им нужны, поэтому у некоторых студентов практика получается не очень продуктивной и она идут работать в другие смежные области. Кафедра пытается наладить долгосрочные договоры на практику, но это сильно зависит от конкретных людей в органах государственной власти. Также, хорошей возможностью для студентов политологов является стажировка в молодежном правительстве и парламенте, однако популярностью у студентов они не пользуются.

Таким образом, в данной статье обозначены ключевые проблемы формирования

профессиональной культуры студента-политолога. Очень важно решить ключевые задачи, как в организации учебного процесса, так и в создании условий для последующей реализации профессиональных навыков студентов. В проведенном исследовании мы выяснили, что в Воронежском государственном университете есть возможности для реализации данной специальности, однако есть ряд проблем, которые важно исправить для более качественной подготовки студентов.

Список использованных источников и литературы:

1. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. ФГОС ВО по направлению подготовки 41.03.04 Политология. URL: http://fgosvo.ru/news/9/455

2. А.В. Раскосова., Профессиональная культура политолога и противоречия ее формирования в условиях Вуза. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/professionalnaya-kultea-politologa-i-protivorechiya-ee-formirovaniya-v-usloviyah-vuza

3. В. Э.,Вейсова. П. В.Кузьмин . Противоречия и трудности становления профессиональной культуры политолога и ее формирование в условиях Вуза. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protivorechiya-i-trudnosti-stanovleniya-professionalnoy-kultury-politologa-v-usloviyah-vuza-tsennostnyy-aspekt

4. Кафедра социологии и политологии Воронежского государственного университета. URL: http://www.hist.vsu.ru/politics/department.htm

5. Вузотека.ру. Рейтинг Вузов России на 2020 год. URL: http://vuzoteka.ru/%D0%B2%D1%83%D0%B7%D1% 8B?page=3

«ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА КАК ЦЕННОСТИ, НЕСУЩЕЙ КОНСТРУКЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА СРЕДСТВАМИ МЕМОРИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ»

Ситаров В.А., Одишвили Г.Н.

« EDUCATING PATRIOTISM AS A VALUE THAT CARRIES THE CONSTRUCTION OF MODERN RUSSIAN SOCIETY BY MEANS OF MEMORIAL LITERATURE IN THE LESSONS OF HISTORY

IN HIGH SCHOOL»

V.A. Sitarov, G.N. Odishvili

DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.1.55.212

Аннотация

В статье представлена алгоритмизация педагогического процесса при изучении исторических персонажей, анализируются особенности его реализации с использованием активных методов, технологий и форм обучения и воспитания. Выявлены корреляции при изучении исторической личности посредством применения рассмотренных методов и алгоритмов, форм работы при исследовании мемориальной литературы с решением ряда важных задач патриотического воспитания молодежи как ценности, несущей конструкции современного Российского общества.

Abstract

The article presents the algorithmization of the pedagogical process when studying historical characters, analyzes the features of its implementation using active methods, technologies and forms of education and education. Correlations in the study of historical personality through the application of considered methods and algorithms, forms of work in the study of memorial literature with the solution of a number of important tasks of patriotic education of young people as a value bearing the construction of modern Russian society have been revealed.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание молодежи, гражданственность, патриотические ценности, патриотическое сознание, урок истории, мемориальная литература, исторические персоналии, воспитание патриотизма в старшей школе, ценности современного общества.

Keywords: patriotism, patriotic education of youth, civic consciousness, patriotic values, patriotic consciousness, history lesson, memorial literature, historical personnel, fostering patriotism in high school, values of modern society.

В поиске ценностных ориентиров для к таким пластам социокультурного опыта, в молодежи нам представляется важным обращаться которых исторически сосредоточены ведущие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.