Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Философия. Политология. Культурология. Том 1 (67). 2015. № 4. С. 105-112.
УДК: 164.07
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПОЛИТОЛОГА И ПРОТИВОРЕЧИЯ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВУЗА
Раскосова А. В.
Данная статья посвящена профессиональной культуре политолога и противоречиям формирования ее в вузе. Политология является сравнительно молодой наукой, поэтому многие области в ней мало изучены. В течение многих веков накопился большой опыт ведения как государственных, так и мировых дел, сложилась история. Поэтому для исследования политических обстановок, для изучения происходящих в мире событий, составлений анализов и прогнозов политических событий появилась такая профессия как политолог. Конечно же, политологи были намного ранее, но называли их иначе: философами, мыслителями и т. п. Сегодня это квалифицированные аналитики, эксперты, политические консультанты, технологи, журналисты и т. д. Изучение специфики профессии «политолог» и его профессиональной культуры является актуальным на сегодняшний день направлением. Существует необходимость исследования мира политики в целом, и ее многообразных проявлений в частности. Профессия «политолог» становится все более востребованной нашим обществом и государством. Но нередко мы сталкиваемся с непрофессионалами, которые от понятия профессиональной этики и культуры довольно далеки, а ведь от профессионализма политолога, можно сказать, зависит будущее развитие государства и всех его составляющих. Ключевые слова: политология, политическое образование, политическая культура, профессиональная культура политолога, профессиональные стандарты, противоречия.
Целью данной статьи является рассмотрение содержательных компонентов профессиональной культуры политолога, выявление некоторых противоречий процесса подготовки студентов по специальности «Политология» в вузе.
Новизна работы заключается в выявлении противоречий формирования профессиональной культуры политолога в условиях вуза.
Профессия политолога, профессиональная культура выпускников вуза данного направления является малоизученным социальным феноменом. В то же время, начение деятельности политолога возрастает. Это обусловливается, прежде всего, общественной потребностью повысить качество политико-управленческих
105
решений, принимаемых властными институтами Крыма. Подготовка таких решений - это результат деятельности не только политиков, а и квалифицированных аналитиков, экспертов, консультантов и т.д., среди которых есть и политологи. Вхождение Крыма в состав России поставило многие задачи в экономической, социальной, духовной и других сферах, которые ранее фактически не решались.
Еще один фактор, актуализирующий рассматриваемую проблему - это потребность формирования и развития гражданской культуры крымского общества, в том числе молодежи. Изучение данной проблемы приводит к убеждению, что необходимы дополнительные целенаправленные усилия образовательных учреждений, а также сообщества политологов, чтобы молодежь становилась сознательным участником политической жизни.
Основными методами изучения рассматриваемой проблемы были: осмысление и систематизация взглядов исследователей по теме профессиональной культуры; контент-анализ прессы, освещающей деятельность политико-управленческих структур Республики Крым; наблюдение и анализ учебно-воспитательного процесса на философском факультете КФУ им. В. И. Вернадского.
Тема политической культуры в целом, как показывает изучение ряда работ, исследуется российскими, украинскими, белорусскими учеными [1]. Но тема профессиональной культуры политолога исследуется недостаточно, обнаружены лишь отдельные публикации, посвященные данной теме [4].
Основываясь на положениях ученых, можно определить, что профессиональная культура политолога - это системное качество, характеризующее уровень профессионального и социально-нравственного развития специалиста, меру и способ реализации его сущностных сил в процессе профессиональной деятельности и ее результатах.
В профессиональной культуре можно выделить две составляющих: духовную и деятельностно-поведенческую.
Две составляющих политической культуры можно проследить и в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «Политология», где по окончании бакалавриата выпускник должен обладать общекультурными компетенциями, такими как: стремление к постоянному саморазвитию, повышение своей квалификации и мастерства; понимание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности и т. д. А также и профессиональными компетенциями, а именно в области научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой и проектной деятельностях. Например, владением навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами анализа и интерпретации данных о политике, государстве и власти; владением навыками участия в исследовательском процессе, представлением о методологии и методах современной политической науки, их применении в политологических исследованиях; способностью и умением использовать полученные знания и навыки в области общей политологии и современных политических теориях и в других дисциплинах; навыками участия в организации управленческих процессов в органах
106
власти, в аппаратах политических партий и общественных объединений, органах местного самоуправления; владением методиками социологического, политологического и политико-психологического анализа, подготовки справочной информации для аналитических материалов; способностью рационально организовать и планировать свою деятельность, применять полученные знания для формирования собственной жизненной стратегии; способностью использовать знания о политической диагностике в работе по группировке и систематизации политических фактов, прогнозированию и моделированию политических процессов и событий; навыками составления технических заданий, программирования научно-теоретических и прикладных исследований политических процессов [5].
Политологии в России как самостоятельному направлению университетского знания чуть меньше тридцати лет (актом ее официальной институционализации можно считать постановление ГКНТ СССР от 4 ноября 1988 г. № 386 «О номенклатуре специальностей научных работников», в которое были внесены специальности по политическим наукам) [2].
Нормативные документы России ориентируют будущих политологов на выполнение следующих функций:
- изучение и исследование политической сферы жизни общества, актуальных политологических проблем;
- экспертно-аналитическое и прогностическое обоснование политических решений и участие в их реализации;
- разработка технологий политических процессов, кампаний, акций (выборы, референдумы, митинги, политические переговоры и т.д.);
- маркетинговый анализ конъюнктуры политического рынка, формирование имиджа политического «товара»;
- паблик рилейшнз - разработка современных коммуникационных технологий, специальных механизмов для общения, обмена мнения и взаимопонимания, обеспечение связей правительственных и иных организаций с общественностью [3].
Анализ работ по данной проблематике позволяет говорить о том, что профессиональная культура представляет собой одну из подсистем культуры. Её появление явилось результатом становления самостоятельных видов профессиональной деятельности, формирования новых профессий и специальностей. Формирование профессиональной культуры личности означает освоение общепризнанных стандартов лучших образцов профессиональной деятельности.
Исследователи выделяют следующие свойства профессиональной культуры:
- связь профессиональной культуры с деятельностью профессиональной группы. С одной стороны, это проявление внутренних, личностных качеств человека в процессе профессиональной деятельности. С другой - это результат влияния самой этой деятельности на формирование внутреннего мира человека;
- профессиональная культура - это определенный фрагмент сознания людей: их интерес к определенной деятельности, ориентация на предмет интереса или, наоборот, безразличие, отсутствие его. Как элемент сознания профессиональная культура включает предпочтения, ожидания, мотивы поведения людей;
107
- тесная связь профессиональной культуры с нравственной, правовой, гражданской, эстетической и т.д.
Профессиональная культура, как показывает изучение проблемы, выполняет следующие функции: продуцирует ценности и нормы, необходимые для поддержания и развития профессиональной деятельности; регулирует социальные отношения людей в процессе их профессиональной деятельности; передает профессиональный опыт от поколения к поколению.
Полагаясь лишь на документ, в котором обозначен стандарт образования, мы не можем говорить о том, что студенты усваивают и могут реализовать на практике свои умения. Не все выпускники могут считаться профессионалами в своей области, это зависит в первую очередь от самого студента, его желания приобрести эти навыки, его стремление к самосовершенствованию, и с другой стороны от вуза и качеством подготовки. Отсюда вытекают несколько противоречий процесса обучения.
Во-первых, это противоречие между требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Политология» выпускнику-политологу и степенью их реализации. В образовательном стандарте говорится об общекультурной компетенции (ОК) и профессиональной компетенции (ПК), которыми выпускник должен обладать. Если из этого судить, то можно с уверенностью говорить о профессионализме выпускника, о том, что он обладает профессиональной культурой. Но на опыте мы видим, что малая доля студентов может этим обладать. Так в чем же заключается проблема? Полагаем, что зачастую - в нежелании студентов изучить и обладать данными компетенциями или же в неспособности вузов предоставить возможности для реализации их получения. Чтобы избежать данной проблемы, необходимо поставить студентов в условия, заставляющие их работать или отчислять тех, кто не проявляет желания и интерес к учебной деятельности.
Во-вторых, противоречие между целями и задачами образовательного процесса и уровнем его учебно-методического обеспечения. В структуре ООП бакалавриата прописан перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий. Но за все время обучения студентам не могут предоставить учебные пособия по всем дисциплинам, что существенно снижает возможность качественного изучения материала. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в Интернете или локальной сети образовательного учреждения. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. К сожалению, не все вузы могут предоставить полный перечень литературы в печатном варианте, и к еще большему сожалению на сегодняшний день всё меньше студентов изъявляют желание читать
108
необходимую литературу по дисциплинам, работать с источниками, посещать библиотеки. Для прогрессирующего общества, возможно, это становится нормой, так как более удобным и доступным местом работы является электронная библиотека. Возможно, вузам следует больше внимания уделить созданию возможностей пользоваться доступной электронной библиотекой, где студенты смогут найти необходимую им литературу. Тем не менее вопрос о нехватке литературы во многих университетских библиотеках стоит остро, что значительно снижает качество подготовки студентов.
Также, говоря о современных технологиях, нужно отметить, что в положении говорится о «минимально необходимой для реализации ООП бакалавриата материально-технического обеспечения: наличие компьютерного класса; наличие доступного для студента выхода в Интернет; наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных презентаций». Всё это, конечно, не основательно, но всё же улучшит работоспособность студента и освоение материала [6].
В-третьих, противоречие между потенциальной и реальной ролью практик, предусмотренных учебным планом в процессе обучения студентов. Учебная и производственная практика, которая является обязательной, представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. В результате прохождения профильной учебной практики студент должен овладеть способностью преподавания обществознания и политологии в средней школе, современными методиками обучения, навыками организации самостоятельной (внеаудиторной) работы. В результате прохождения производственной практики студент должен овладеть навыками научно-исследовательской, экспертной, консультационной работы в сфере политологии, навыками управленческой и организационной работы по принятию и реализации политических решений в органах власти и управления, в аппаратах политических партий и общественных объединений, в органах местного самоуправления, в структурах международных организаций и других участников политического процесса, а также в политологическом обеспечении процесса социальной и межкультурной коммуникации. Но, к сожалению, прохождение практики студентами не всегда дает должных результатов. В основном многие организации, учреждения и т. п. со студентами не имеют желания работать, объяснять, поручать важные задания, поэтому для многих пройденная практика никак не влияет на развитие профессиональных знаний и умений. Однако практика по любой специальности имеет большое значение, студент должен понять, как и где он может применить свои умения, как работает управленческий механизм изнутри т. д. И многие, пройдя практику, разочаровываются в бесполезности наработанных знаний и навыков, потому что в большинстве случаев те же работники не имеют достаточно квалификации, не соответствуют заданным стандартам образования, чтобы быть профессионалом. На мой взгляд, руководителям практик от университета необходимо подбирать места, где студенты могут применить все свои знания, приобретенные в период обучения, где организации смогут помочь практикантам приобрести навыки и умения, применить теорию на практике.
109
В-четвертых, противоречие между целями и задачами учебно-воспитательного процесса и уровнем познавательной активности студента. Образовательный стандарт включает в себя подготовку в разных видах деятельности: научно-исследовательской (участие в работе семинаров, научно-теоретических и научно-практических конференциях, в подготовке публикаций, обзоров и аннотаций); педагогической; организационно-управленческой (участие в организации управленческих процессов в органах власти и управления, в аппаратах политических партий, общественных объединений, СМИ и т. д., участие в проведении политических кампаний, организации избирательного процесса, консалтинговой деятельности, обработка данных прикладных исследований для последующего анализа, прогнозирования и моделирования политических процессов); проектной (подготовка документации к разработке научно-исследовательских программ и проектов, участие в проектировании научно-теоретических исследований и прикладных исследований политических процессов). Большинство вышеперечисленных видов деятельности требуют не только высокого уровня разработки учебных программ, но и активности студента, его способности к самообразованию. Чтобы приобщить студента к данным видам деятельности, необходимо стимулировать, поощрять его стремление и труд, способствовать его желанию работать, организовывать необходимые мероприятия и конференции.
В-пятых, противоречие между учебной программой, задачами образовательного процесса и качеством учебных занятий. Не все преподаватели имеют навыки преподавательской деятельности. Преподаватель и ученый - это два разных понятия. К сожалению, в учебном процессе преподавание и научно-исследовательская деятельность не разделены и функционируют совместно. Но не все ученые могут быть блестящими преподавателями, и наоборот, что мешает в полной степени студенту усвоить предмет.
Следует упомянуть систему оценивания в российских вузах. Сегодня многие ученые говорят о пользе и вреде перехода к Болонскому процессу. Конечно, в целом можно вынести много полезного из данной системы, но так как она введена относительно недавно, то мы не можем в совершенстве её внедрить и использовать
[7].
В вышесказанном затрагиваются противоречия лишь в образовательном стандарте бакалавриата, но не затрагиваются они в приобретении степени магистра, хотя также имеются.
В стандарте подчеркивается, что дипломированный политолог должен уметь: использовать знание иностранного языка в профессиональной деятельности, профессиональной коммуникации и межличностном общении; создавать базы данных и использовать ресурсы Интернета; применять навыки и умения в этой области для решения профессиональных задач; использовать методы современной политической науки и политического анализа; понимать, излагать и критически анализировать базовую общеполитологическую информацию. Все эти навыки необходимы для решения профессиональных задач в сферах трудовой деятельности политолога.
110
Несмотря на все недостатки в учебном процессе, в целом о политической науке можно сказать, что она продвинулась вперед, проделала большой путь в России. В стране насчитывается более ста лицензированных вузов, осуществляющих специализированную подготовку по политологии, и до двухсот кафедр, где политология преподается как общегуманитарная дисциплина. Можно говорить о том, что в России сложился целый ряд самостоятельных научных школ, причем не только в классических университетах, но также и в специализированных вузах. На данный момент в России сложилась инфраструктура, необходимая для становления и развития современной политической науки, а также соответствующей системы образования. Однако в ней встречаются противоречия, рассмотрение и решение которых следует учесть.
Список литературы
1. Нинюк I. Професшна культура як едтсть професюнатзму i культури в дiяльностi людини // Вюник УАДУ. - 2003. - №1. - С.91-94; Панарин Л. Российская политическая культура: прогнозы на XXI век // Власть. - 1997. - №11. - С.44-49; Соколова Г. Н. Социология труда: Учебник / Г. Н. Соколова. - М.: Высшая школа, 2002. - 316 с.; Соловьев А. Культура власти российской элиты: искушение конституционализмом? // Политическая мысль. - 1999. - №1-2. - С.28-52; Тихомиров В. Б. Профессионализм политолога: анализ, принятие решения, управление событиями // Социально-политический журнал. - 1993. - №3. - С.123-128; Щербинин А. И. Политическое образование: Учебное пособие / А. И. Щербинин. - П.: Весь Мир, 2005. - 288 с.
2. Коваленко В. И. Политическая наука и политологическое образование в России и в Московском университете // Вестник московского ун-та / Серия ^.Политические науки. - 2009. - №1. - С.4-9.
3. Шестопал Е. Б. Российская политология в европейском контексте // Вестник московского университета / Серия 12. Политические науки. - 2008. - №6. - С. 71-74.
4. Иваненко К. С., Кузьмин П. В. Профессия-политолог. - Симферополь, 1999. - С.70.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030200 политология (квалификация (степень) «бакалавр») // Вестник московского университета / Серия 12. Полит.науки. - 2011. - №2.
Raskosova A.V. Professional Culture of Political Scientist and Contradictions of its Formation at the
University // Scientific Notes of Crimea Federal V. I. Vernadsky University. Philosophy. Political science.
Culturology. - 2015. - Vol. 1 (67). - № 4. - P. 105-112.
This article is devoted to the professional culture of the political scientist and contradictions of its formation at the university. Political science is a comparatively young science, so it has many fields which have not studied yet. A large experience has accumulated in both public and international affairs for many centuries and history has developed, so such profession as a political scientist has appeared for research of political situations, for explore of world events and for the preparation of analyzes and forecasts of political developments. Of course, politicians have been much earlier, but called them anyway: philosophers, thinkers, etc.Today they are a qualified analysts, experts and political consultants, technologists, journalists, etc.Profession of political scientist and the study of its professional culture are actual today. There is a need to study the policy in general and its various manifestations in particular. Profession of political scientist is becoming more and more popular in our society and the state. But often we are faced with non-professionals, who are far from professional ethics and culture, but the future development of the state and all of its components depends on the professionalism of the political scientist. Key words: political science, political education, political culture, professional culture of political scientist, professional standards, contradictions.
111
References
1. Ninyuk I. Professional Culture as the Unity of Professionalism and Culture of Human Activity // Herald of the UAGP. - 2003. - №1. - P.91-94; Panarin L. Russian Political Culture: Forecasts for the XXI Century // Power. - 1997. - №11. - P.44-49; Sokolova G.N. Labour Sociology: Textbook / G.N. Sokolova. - High School. - 2002. - P. 316; Soloviev A. Culture of the Russian elite: the Temptation of Constitutionalism // Political Thought. - 1999. - №1-2. - P.28-52; Tikhomirov V.B. Professionalism of Political Scientist: Analysis, Decision-Making, Event Management // Socio-Political Magazine. - 1993. - №3. - P.123-128;Shcherbinin A.I. Political Education: Textbook / A.I. Scherbinin. - P .: All the World. - 2005. - P. 288.
2. Kovalenko V.I.Political Science and Political Education in Russia and the Moscow University // Moscow University Herald / Series 12. - Political Science. - 2009. -№1. - P. 4-9.
3. Shestopal E.B. Russian Political Scientists in the European Context // Herald of the Moscow University, Series 12. Political Science. - 2008. - №6. - P. 71-74.
4. Ivanenko E.S., Kuzmin P.V.Political Scientist Profession. - Simferopol, 1999. - P.70.
5. Federal State Educational Standard of Higher Education in the Direction of Preparation 030200 Political Science (Qualification (Degree) "Bachelor") // Herald of MoscowUniversity / Series 12. Political. Sciences. - 2011. - №2.
112