ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2017. № 1
Иван Александрович Чихарев,
кандидат политических наук, заведующий кафедрой политических технологий и международных коммуникаций факультета социальных технологий и управления Московского политехнического университета, доцент кафедры сравнительной политологии факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова (Россия), e-mail: [email protected]
Олег Владимирович Столетов,
кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры сравнительной политологии факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова (Россия), e-mail: [email protected]
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ
В обзоре исследуются проблемы и перспективы развития национальной системы образовательной подготовки профессионалов в сфере политики в условиях трансформации российского рынка политической деятельности. В рамках исследования рассматривается логика основных этапов, факторы эволюции образовательной подготовки профессионалов, действующих в политической сфере, анализируется соответствие содержания образовательных стандартов и программ в области политологии и смежных направлений изменяющимся запросам национального рынка политических профессий. Уделяется внимание рассмотрению значимых отечественных концептуальных разработок, характеризующих ключевые ниши соответствующей трудовой деятельности в процессе инноватизации российского рынка политических профессий, анализу социально-политического контекста трансформации деятельности политических специалистов в стране. Проведенная исследовательская работа позволяет авторам выявить, проблематизировать и системно охарактеризовать тенденцию повышения практико-ориентированности национальной системы политологического образования, ее постепенного приближения к требованиям рынка труда, а также запросам государства и общества на современном турбулентном этапе развития России.
Ключевые слова: политология, национальные образовательные стандарты, политологическое образование, политические профессии.
Ivan Aleksandrovich Chikharev,
Kandidat of Political Science, Head of the Program on Political Technologies and International Communications, Social Technology and Management
Department, Moscow Polytechnic University, and Assistant Professor, Comparative Political Science Program, Political Science Department, Lomonosov Moscow State University (Russia), e-mail: [email protected]
Oleg Vladimirovich Stoletov,
Kandidat of Political Science, Senior Lecturer, Comparative Political Science
Program, Political Science Department, Lomonosov Moscow State University
(Russia), e-mail: [email protected]
POLITICAL PROFESSIONS AND EDUCATIONAL
STANDARDS: THE RUSSIAN EXPERIENCE
This review examines the problems and prospects for the development of the national system of educational training for political professionals in the context of the transformation of the Russian market ofpolitical activity. The study examines the logic of the main stages, the factors of the evolution of educational training for professionals working in the political sphere, then analyzes the conformity of the content of educational standards and programs in the field ofpolitical science and related areas to the changing demands of the national market of political professions. Attention is paid to the consideration of significant domestic conceptual developments that characterize the key niches of relevant labor activity in the innovative process of the Russian market of political professions, and to analysis of the socio-political context of the transformation of the activities of political specialists in the country. The authors identify, problematize and systematically characterize the tendency of increasing the practical orientation of the national system of political science education, its gradual approach to the requirements of the labor market and the demands of the state and society at the current turbulent stage of Russia's development.
Key words: political science, national educational standards, political education, political professions.
В современной России наблюдается тенденция профессионализации национального политологического сообщества, характеризующаяся трансформацией профессионального политического рынка, развитием компетенций его участников, а также усилением взаимодействия различных его сегментов1. Текущая тенденция в значительной мере обусловлена предшествующей историей становления и развития политологического образования в стране. Важнейшей составляющей этого процесса являлось развитие образовательных стандартов по политологии, в которых на протяжении длительного
1 Столетов О.В., Чихарев И.А. К вопросу о профессионализации деятельности в сфере политики: Российская практика // Политическая наука. 2016. Спецвыпуск. С. 59-71.
времени усиливался практический профессиональный компонент. Это происходило в сложных и турбулентных условиях трансформации системы образования в целом — перехода на Болонскую систему подготовки, адаптации к формирующейся национальной рамке квалификаций, а также изменения приоритетов рынка политических профессий. В данном обзоре рассматриваются динамика развития и ключевые особенности существующих поколений образовательных стандартов по политологии, а также иные значимые концептуальные разработки в области определения ниш соответствующей трудовой деятельности в контексте развития профессионального рынка специалистов в сфере политики.
Одной из первых в отечественной практике попыток очертить круг политических профессий стала статья известного российского политического эксперта С.А. Маркова «Политические профессии», увидевшая свет в 1999 г. В ней было выделено 11 профессиональных ниш: политик, администратор (управленец, бюрократ, чиновник), советник, независимый эксперт, идеолог, партийный функционер, общественный деятель, журналист, активист политического движения, политический технолог, лоббист2. Статья отражала реалии сложившегося к концу 1990-х гг. рынка политических профессий. Функциональная дифференциация видов профессиональной политической деятельности достигла достаточно высокого уровня в ходе развития института выборов, избирательной и партийной системы, общественных организаций, средств массовой информации, активного участия корпоративных структур в политике.
В это время в системе высшего образования действовал Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования первого поколения 020200 — «Политология» (принят в 1996 г.), содержавший достаточно абстрактную формулировку объектов профессиональной деятельности специалиста-политолога — «властные отношения, политические отношения, политические процессы и системы в государстве, процессы международной политической жизни, геополитическая обстановка, политический процесс России, а также методы анализа, прогнозирования, оптимизации политических процессов, разработки научно обоснованных политических решений и действий»3.
Согласно требованиям стандарта, политология как специальность высшего образования была в целом направлена не на формирование компетенций продуктивной политической деятельности, а на ее изучение. Сказанное не означает, что стандарт и созданные
2 Марков С.А. Политические профессии // Полития. 1999. № 2. С. 8-19.
3 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 020200 — «Политология» (1996).
в соответствии с ним образовательные программы исключали формирование практических навыков, однако последние были все-таки вторичными по отношению к академической основе программы. Нельзя отрицать и тот факт, что фундаментальная подготовка в сочетании с энтузиазмом и даже подвижничеством ряда ведущих политологов-преподавателей, исключительной мотивацией и трудолюбием множества талантливых студентов дали целую галерею ярких специалистов, которые сегодня определяют «лицо» политических профессий в России.
Продолжая соотносить лист оформившихся к концу 1990-х гг. политических профессий с образовательным стандартом, отметим следующее: целый ряд навыков, необходимых политическим профессионалам, был фактически «уступлен» политологией (или, скорее, чиновниками в сфере образования, готовившими классификаторы и стандарты) другим специальностям и направлениям подготовки. В частности, профессия государственного и муниципального служащего получила самостоятельный статус, а соответствующий блок подготовки фактически выпал из сферы политологического образования: в стандартах и программах остались лишь курсы государственной политики или сравнительного анализа систем государственного управления, построенные также в академическом ключе.
Длительное время вузовская политология оставалась в стороне от профессий «политико-коммуникативного» цикла. Это касается и специализаций, связанных с внутриэлитными коммуникациями (лоббист, политический советник), и публичных коммуникативных ролей (медиаэксперт, общественный деятель, журналист, активист политического движения). Ниша активно замещалась журналистами, бизнесменами, представителями шоу-бизнеса, а иногда и просто случайными людьми или авантюристами.
Оба названных обстоятельства — «непрактический» характер вузовской политологической подготовки и разделение профессиональных политических компетенций между различными специальностями высшего образования — сказались на том, что одна из ключевых политических профессий — политический технолог — оказалась по большей части вне системы подготовки специалистов-политологов. Профиль «политический менеджмент» начал институционально оформляться лишь в 2000-х гг. В это время специалисты по медиапланированию уже готовились по специальности «Реклама», спичрайтерами и специалистами по СМИ становились журналисты, а юристы и психологи обучались на соответствующих факультетах вне привязки к политической проблематике.
В статье С.А. Маркова среди политических профессий не названы виды деятельности, ассоциирующиеся с научно-образовательным
сегментом интеллектуально-политического класса: научная и преподавательская деятельность университетского и академического политолога, эмпирические политические исследования. Здесь заметен разрыв, сформировавшийся во второй половине 1990-х гг.: научно-образовательный и экспертно-технологический сегменты политологического сообщества в этот период достаточно глубоко размежевались.
Образовательный стандарт второго поколения, утвержденный в 2000 г., был гораздо более конкретным в описании сферы профессиональной деятельности политолога: «К объектам профессиональной деятельности специалиста-политолога относятся образовательные и научно-исследовательские институты, органы государственной власти и местного самоуправления, консультационные центры, общественно-политические организации. Специалист-политолог реализует следующие виды профессиональной деятельности: научно-исследовательскую, организационно-политическую, консультационную и преподавательскую (в высшей школе)»4. В список обязательных дисциплин был введен политический менеджмент, вобравший в себя подготовку по целому ряду политических профессий — «принятие и реализация политических решений, политическая социализация и мобилизация, политическое участие, политическая реклама, политическое консультирование, лоббирование, переговоры, технология избирательных кампаний». Однако по структуре политологическая подготовка в вузах оставалась такой же академичной — политический менеджмент был одним из десяти дисциплинарных блоков. На базе стандарта второго поколения появилась возможность разворачивать специализации и образовательные программы — так, в начале 2000-х гг. на философском факультете МГУ появилась образовательная программа «Политический менеджмент и связи с общественностью». Но доля специальных курсов на подобных программах была менее трети. Фактически отсутствовала практическая составляющая — практика в большинстве случаев представляла собой простую формальность, а продолжительность ее была около двух недель.
Тем не менее в конце 1990-х — начале 2000-х гг. наметились и постепенно окрепли тенденции к предметному самоопределению политологии и профессионализации образовательных программ. В 1998 г. были созданы факультет политологии МГИМО (У) МИД РФ и факультет прикладной политологии НИУ ВШЭ, причем на обоих были открыты прикладные образовательные программы — в сфере
4 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 020200 — «Политология» (2000).
публичной политики (ВШЭ) и политического анализа (МГИМО). Как уже отмечалось, программа по политическому менеджменту и связям с общественностью получила развитие на отделении политологии философского факультета МГУ. В 2008 г. был создан факультет политологии МГУ, на котором началась реализация образовательных программ «Политическая коммуникативистика», «Политическая ре-гионалистика», «Избирательная система и избирательный процесс».
В 2009 г. был введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 030200 — «Политология» третьего поколения, который содержал достаточно структурированные и четкие описания области, объектов, видов профессиональной деятельности и соответствующих им задач5. При этом в дидактическом отношении он повторял дисциплинарную структуру стандарта предыдущего поколения.
Два года спустя специалистами факультета политологии МГУ был разработан перечень политических профессий, который уже в течение пяти лет используется в публичном позиционировании факультета и профессиональной ориентации студентов и абитуриентов. Перечень включил в себя следующие специализации: исследователь политики, преподаватель политических наук; политический лидер; сотрудник международной организации, дипломат; политический аналитик, консультант; PR-менеджер в сфере политики; государственный служащий; политический журналист; политтехнолог, менеджер избирательных кампаний; GR-менеджер.
«Первое место» профессии исследователя политики и преподавателя политических наук стало данью вузовской политологии, университетской школе и в целом отражало действительность: основным способом остаться в профессии для выпускников специальности и направления подготовки «Политология» были и остаются занятость в вузе или школе в преподавании общественно-политических наук. По сравнению со «списком Маркова», в «списке ФП МГУ» обнаруживается еще одно важное добавление — сотрудник международной организации, дипломат. В данной политической профессии нашло отражение повышение международного статуса России, а также такие процессы, как развитие публичной дипломатии, активизация интеграционных процессов на евразийском политическом пространстве, возрастание роли международных правительственных, неправительственных и неформальных организаций.
5 Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.12.2009 № 768 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030200 — "Политология" (квалификация (степень) "бакалавр")».
Однако ряд профессий, выделенных в конце 1990-х гг., в «списке ФП МГУ» не обнаруживаются — независимый эксперт, идеолог, партийный функционер, общественный деятель, активист политического движения. Это можно объяснить тем, что образовательные институты опять остались в стороне от политического поля, однако сущностно сокращение списка профессий объясняется «возвращением государства» в сферу регулирования политического рынка.
В отличие от перечня конца 1990-х гг., список рубежа первых десятилетий XXI в. оказывается гораздо менее дифференцированным в части политтехнологических специализаций. Это объяснимо, учитывая значительное сокращение электорального рынка, строгость законодательства о политических партиях, характерные для первой декады 2000-х.
К 2011 г. был опубликован образовательный стандарт по политологии, самостоятельно устанавливаемый МГУ имени М.В. Ломоносова6. Ключевой его особенностью было введение интегрированной подготовки, то есть, по сути, образовательных программ, объединяющих уровни бакалавриата и магистратуры. Это впервые позволило достаточно полно отразить в стандарте и сформулировать в виде компетенций требования к подготовке по основным видам профессиональной деятельности в сфере политики: научно-исследовательскому, политико-управленческому, консультативному, коммуникативному и педагогическому7. Коммуникативный и консультативный виды политической деятельности были принципиально новыми по сравнению с действовавшим федеральным стандартом. В последнем присутствовал организационно-управленческий род деятельности, но формирование компетенций в сфере политико-управленческой деятельности программировалось университетским стандартом впервые. В стандарте вариативная, по сути, профессионализируемая часть впервые превышала обязательную основную, состоящую из теоретических дисциплин. На его основе к середине 2012 г. были подготовлены профили, уровень
6 Образовательный стандарт, самостоятельно устанавливаемый МГУ имени М.В. Ломоносова для реализуемых образовательных программ высшего профессионального образования по направлению подготовки «Политология». М., 2011. иЯЬ: http://standart.msu.ru/sites/default/files/standards/030200_politologiya_0.pdf
7 Соответствующие изменения Совет по политологии УМО по классическому образованию предложил внести и в новую редакцию общего образовательного стандарта. Подробнее см.: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030200 Политология (квалификация (степень) «бакалавр») // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2011. № 2. С. 12-29; Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030200 Политология (квалификация (степень) «магистр») // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2011. № 4. С. 3-20.
проработки и детализации которых до сих пор не имеет аналогов в отечественной системе образования и максимально соответствует достигнутому ко второму десятилетию XXI в. уровню развития рынка политических профессий, по некоторым направлениям даже опережая его.
Обращает на себя внимание движение научно-исследовательских профилей в сторону прикладных профессиональных задач (политический анализ и прогнозирование, политическая текстология). Еще одна особенность — ряд кроссдисциплинарных синтезов и опытов продуктивного пересечения направлений: социология и психология политики, политика и право, экономическая политика, государственное управление и политика. Новая на первый взгляд, но на самом деле давно вынашиваемая политологами МГУ область подготовки — «отраслевые политики», то есть политико-управленческая деятельность на различных направлениях государственной политики: экономическая, энергетическая, экологическая, инновационная, в сфере здравоохранения. Также на магистерском уровне — «прорывные» профили, связанные с международно-политической деятельностью, — международные политические коммуникации и управление политическими конфликтами и кризисами. Наконец, наиболее смелая, амбициозная новация — введение профиля «лидерство в социальной и политической сферах» — первая в стране попытка начать подготовку публичных политиков и общественных лидеров.
В профилях подготовки интегрированных магистров можно заметить слабую дифференцированность видов деятельности, связанных с политическими технологиями. Отчасти это отражает структурные характеристики избирательной системы, сложившиеся к 2012 г.: преобладание пропорциональной системы, отсутствие прямых выборов глав регионов, ужесточение законодательства о политических партиях, негативная оценка роли политических технологов в избирательном процессе. Повышается значимость государственных задач, связанных с организацией выборов, что находит отражение в профилях, готовящих к работе в избирательной системе. Программу «Избирательная система и избирательный процесс», реализуемую в МГУ совместно с ЦИК РФ, необходимо признать одним из успешных опытов профессионального политического образования — в части организации образовательного процесса, а главное, в отношении профильности трудоустройства выпускников.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки «Политология» (уровень бакалавриата) — ФГОС 3+ — содержит достаточно
структурированное и дифференцированное описание отдельных видов профессиональной деятельности, но при этом на практику даже в программе прикладного бакалавриата отводится всего до 10 % трудоемкости8.
Целый ряд позитивных новаций содержит принятый в ноябре 2015 г. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки «Политология» (уровень магистратуры)9. Структура видов профессиональной деятельности заимствована из стандарта интегрированной магистратуры МГУ: научно-исследовательская; экспертно-аналитическая; политико-управленческая; консультативная; коммуникативная; педагогическая.
20 октября 2015 г. был принят Федеральный государственный образовательный стандарт по новому направлению подготовки — «Публичная политика и социальные науки»10. Стандарт на уровне замысла компенсирует генетические недостатки профессиональной политологической подготовки, оформившиеся 20 лет назад: в названии фигурирует политика именно как «продуктивная деятельность», более того, в ее публичном, коммуникативном аспекте. Вторая часть названия сохраняет важнейшую связку с научной составляющей подготовки. В описание видов профессиональной деятельности «возвращается» сфера органов государственной власти и местного самоуправления. Выделяется такой вид деятельности, как информационно-маркетинговая. В качестве объектов деятельности выделяются технологии организации управленческих процессов и эффективных коммуникаций. В перечень профессиональных задач входит владение интерактивными и дистанционными методиками, организация баз целевых аудиторий.
Стандарт представляет собой современную практико-ори-ентированную рамку разработки образовательных программ
8 Приказ Министерства образования и науки России от 07.08.2014 № 939 (ред. от 09.09.2015) «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата)» // КонсультантПлюс. 2015. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_168851/
9 Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.11.2015 № 1294 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 41.04.04 Политология (уровень магистратуры)» // КонсультантПлюс. 2015. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_189757/
10 Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.10.2015 г. № 1174 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 41.03.06 Публичная политика и социальные науки (уровень бакалавриата)» // КонсультантПлюс. 2015. URL: http://www.consultant. ru/document/cons doc LAW 188705/
политической подготовки. Практически единственным пробелом стандарта видится полное игнорирование международно-политической, публично-дипломатической деятельности. Проблема системного свойства — отсутствие стандарта магистерского уровня по данному направлению, что задает «потолок» возможностям трудоустройства выпускников соответствующих образовательных программ.
Анализ соответствия образовательных стандартов и программ высшего образования задачам и требованиям рынка политических профессий показывает, что образовательная система медленно, нелинейно и противоречиво приближается к требованиям рынка, общества и государства. Вплоть до последних лет вузы были ориентированы на «непрофессионализированные» образовательные стандарты, а эффект от введения новых станет ощущаться только через 3-5 лет, и лишь при условии формирования на их основе эффективных образовательных программ. С точки зрения рынка, важнейшей проблемой видится перманентное отсутствие в стандартах и программах деловых компетенций — знаний и навыков в области делового администрирования, ведения бизнеса, венчурного предпринимательства, управления знаниями, кризисного и инновационного менеджмента. При разработке и реализации на базе стандартов основных образовательных программ вузов необходимо учитывать эти требования: привлекать практиков, использовать проектные и практико-ориентированные образовательные технологии. Однако главная проблема — турбулентность и кризисность в развитии самого рынка политических профессий в стране.
ЛИТЕРАТУРА
Марков С.А. Политические профессии // Полития. 1999. № 2. С. 8-19.
Образовательный стандарт, самостоятельно устанавливаемый МГУ имени М.В. Ломоносова для реализуемых образовательных программ высшего профессионального образования по направлению подготовки «Политология». М., 2011. иЯЬ: http://standart.msu.ru/sites/default/files/standards/030200_politologiya_0.pdf
Столетов О.В., Чихарев И.А. К вопросу о профессионализации деятельности в сфере политики: Российская практика // Политическая наука. 2016. Спецвыпуск. С. 59-71.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030200 Политология (квалификация (степень) «бакалавр») // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2011. № 2. С. 12-29.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030200 Политология (квалификация (степень) «магистр») // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2011. № 4. С. 3-20.
REFERENCES
"Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego professional'nogo obrazovaniia po napravleniiu podgotovki 030200 Politologiia (kvalifikatsiia (stepen') 'bakalavr')," Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 12. Politicheskie nauki, No. 2, 2011, pp. 12-29.
"Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego professional'nogo obrazovaniia po napravleniiu podgotovki 030200 Politologiia (kvalifikatsiia (stepen') 'magistr')," Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 12. Politicheskie nauki, No. 4, 2011, pp. 3-20.
Markov, S. A. "Politicheskie professii," Politiia, No. 2, 1999, pp. 8-19.
Obrazovatel'nyi standart, samostoiatel'no ustanavlivaemyi MGUimeni M.V. Lo-monosova dlia realizuemykh obrazovatel'nykh programm vysshego professional'nogo obrazovaniia po napravleniiu podgotovki "Politologiia". Moscow, 2011, URL: http:// standart.msu.ru/sites/default/files/standards/030200_politologiya_0.pdf
Stoletov, O. V., and Chikharev, I. A. "K voprosu o professionalizatsii deiatel'nosti v sfere politiki: Rossiiskaia praktika," Politicheskaia nauka, Special Iss. 2016, pp. 59-71.