ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2013. № 6
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
МАТЕРИАЛЫ СОВЕЩАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ПОЛИТОЛОГОВ ПО ПРОБЛЕМАМ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
На совещании региональных представителей Российского общества политологов, прошедшем в Сочи 5 апреля 2013 г., обсуждались актуальные вопросы, связанные с развитием политической науки и политологического образования в российских университетах. Участники совещания осветили проблемы, связанные с организацией образовательного процесса, производственной практики, научно-исследовательской работы и трудоустройством выпускников политологических кафедр, а также поделились собственным опытом решения этих проблем. Особое внимание было уделено перспективам развития политологического образования в России и возможной роли Российского общества политологов в этом процессе.
Ключевые слова: Российское общество политологов, политическая наука, политологическое образование, университет.
5 апреля 2013 г. в Сочи состоялось совещание руководителей и делегатов региональных отделений Российского общества политологов (РОП) по вопросам развития политической науки и политологического образования в университетах России1. Осветив актуальные проблемы этой сферы, участники совещания поделились собственным опытом их решения и обозначили возможную роль РОП в развитии политологического образования. Совещание представителей региональных отделений РОП, проходившее одновременно с выездным заседанием Совета по политологии УМО, продемонстрировало единство и сплоченность экспертного политологического сообщества, его обеспокоенность будущим российской политической науки и образования, готовность к консолидации усилий для преодоления существующих трудностей и обеспечения дальнейшего роста авторитета и влияния российской системы высшего образования и подготовки научных кадров в области политологии, а также развития отечественной научной школы политологии.
1 Одновременно проходило заседание Совета по политологии учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию (Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Полит. науки. 2013. № 3. С. 128-130).
Панкратов С.А., доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии Волгоградского государственного университета, руководитель Волгоградского регионального отделения РОП
Морозов С.И., кандидат политических наук, доцент кафедры политологии Волгоградского государственного университета
Политологическое образование в Волгоградском регионе: актуальные проблемы и перспективы развития
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (вступивший в силу 1 сентября 2013 г.) и новые подзаконные нормативно-правовые документы Минобрнауки РФ делают процесс совершенствования системы подготовки кадров высшей квалификации еще более противоречивым и непоследовательным, что вызывает справедливую обеспокоенность научно-педагогического сообщества и представителей широкой общественности (абитуриенты и их родители, выпускники вузов различных профилей подготовки, работодатели и др.). Особенно болезненно воспринимаются «огрехи» модернизации отечественной системы образования в субъектах РФ, не имеющих достаточных ресурсов для обеспечения социально-политической стабильности и безопасности, противодействия проявлениям ксенофобии и экстремистских форм поведения, особенно в молодежной среде.
В этой связи функциональная специфика политологического образования в Волгоградском регионе определяется целым рядом факторов, в том числе:
— относительно поздним по сравнению с пограничными областями (Саратовская, Астраханская, Ростовская области, Краснодарский край) процессом институционализации выпускающих кафедр по направлению подготовки «Политология». В настоящее время из-за отсутствия бюджетных мест прекращен набор на бакалавриат по политологии в Волгоградском филиале РАНХиГС при Президенте РФ. Последовательная подготовка политологов в рамках бакалавриата и магистратуры, а затем аспирантуры по специальностям 23.00.02 (политические институты, процессы и технологии) и 23.00.05 (политическая регионалистика, этнополитика) осуществляется только в Волгоградском государственном университете;
— стабильным спросом органов государственной власти и местного самоуправления, региональных отделений политических партий и общественно-политических организаций, СМИ, вузов, осуществляющих свою деятельность на территории Волгоградской области на выпускников-политологов (об этом свидетельствуют результаты прохождения производственных и педагогических практик на базе данных организаций и трудоустройство большинства выпускников по специальности). Однако при заключении долго-
срочных договоров о сотрудничестве с вузом потенциальные работодатели ведут себя настороженно, нередко проявляют отсутствие «политической воли» и желания действовать;
— высоким качеством подготовки студентов, обусловленным, с одной стороны, их базовым уровнем при поступлении (согласно данным Высшей школы экономики, он сопоставим с базовым уровнем студентов-политологов ведущих вузов страны), с другой — профессионализмом профессорско-преподавательского состава, материально-технической оснащенностью ВолГУ, что в конечном итоге способствует победам наших студентов на различных олимпиадах по политологии, в том числе проводимых МГУ имени М.В. Ломоносова, их участию в научно-исследовательских и образовательных школах, конференциях в России и за рубежом (Германия, США, Украина и пр.). Вместе с тем сокращение количества бюджетных мест, низкий уровень заработной платы в регионе родителей потенциальных абитуриентов, слабая развитость системы образовательного кредитования не позволяют существенно увеличить число поступающих, особенно из малых городов и районов Волгоградской области;
— сложившимся научным направлением «Социально-политическая модернизация современной России», включающим в себя исследования как ведущих преподавателей кафедры, так и молодых ученых. Только за 2009-2013 гг. в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» были реализованы государственные контракты на разработку проблем, представляющих не только научный, но и практический интерес. Повышенное внимание исследователей, управленцев разных уровней, институтов гражданского общества привлекли такие проекты, как «Инновационные модели формирования гражданской идентичности и патриотизма как структурных элементов политической культуры российских граждан различных поколенческих когорт на современном этапе модернизации политической системы РФ»; «Инновационные ресурсы и модели политико-правовой ресоциали-зации представителей молодежных когорт, склонных к проявлению ксенофобии и национализма, экстремистских форм поведения в условиях модернизации современной России»; «Политико-правовая социализация и ресоциализация осужденных молодежного возраста (18-30 лет) в пенитенциарных учреждениях на современном этапе модернизации РФ» и т.д. Тематика большей части курсовых, выпускных, квалификационных и диссертационных работ студентов и аспирантов была напрямую связана с возможностью осуществления кафедрой, научно-образовательным центром «Модернизация многомерного социально-политического пространства современной России» научных исследований по грантам, их апробации в процессе
производственных практик. Вместе с тем отсутствие гарантированного стабильного финансирования научно-исследовательской деятельности не позволяет планировать стратегию развития на длительную перспективу, существенно ограничивая творческий потенциал студентов и преподавателей;
— исторически сложившейся и по-прежнему функционирующей системой политической и гражданской социализации подрастающего поколения, наличием практик воспроизводства «сталинградского патриотизма» и региональной идентичности. Политологическое образование в регионе тесно связано с политическим просвещением и воспитанием, распределением выпускников на работу в федеральный центр «Победа», региональные отделения молодежных общественно-политических организаций. Тем не менее абитуриентов и их родителей, выпускников-политологов тревожат проблемы трудоустройства, профессиональной востребованности, поскольку на рынке труда им приходится конкурировать с представителями смежных специальностей — юристами, управленцами, социологами и др.
Волгоградские политологи активно сотрудничают с представителями политологического сообщества России и зарубежных стран. Участие в различных ассоциациях, в том числе и во вновь создаваемом РОП способствует успешному решению общепрофессиональных и специфических проблем, позволяет корректировать деятельность на образовательном, экспертно-консультативном, политтехнологиче-ском и др. поприщах. Залог не только выживания, но и дальнейшего развития политологического образования в регионах, в том числе в Волгоградской области — в постоянном и взаимном обмене опытом между флагманами вузовского образования и науки МГУ имени М.В. Ломоносова, СПбГУ и региональными вузами, в расширении новых форм методической помощи со стороны Совета по политологии УМО по классическому университетскому образованию выпускающим кафедрам, совместной экспертной деятельности с Минобрнауки РФ по корректировке нормативно-правовой базы, регламентирующей функционирование образовательной деятельности в целом и социально-гуманитарной направленности, в частности.
Ветренко И.А., доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой политологии Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского, руководитель Омского регионального отделения РОП
Проблемы развития политической науки в российских регионах (на примере Омской области)
Процессы оформления профессионального политологического сообщества, которые мы сегодня наблюдаем, являются адекватным
ответом на современный социальный вызов, который имеет место прежде всего в регионах нашей страны. Так, расширение филиальной сети одной из старейших политологических организаций — Российской ассоциации политической науки, новое «дыхание» Российской академии политической науки, и, наконец, формирование Российского общества политологов есть явное свидетельство этого актуального процесса. Каждая из организаций занимает свою нишу и, бесспорно, осуществляет консолидацию и профессионализацию российских политологов.
В сложившейся обстановке в научном политологическом пространстве нет смысла отрицать деление политической науки на ведущую, которая активно развивается в классических университетах Москвы и Санкт-Петербурга, и периферийную, местом концентрации которой являются региональные вузы.
Одна из насущных проблем региональной политологии связана с тем, что классическими вузами, в которых осуществляется подготовка политологов, как правило, руководят представители естественно-научной или технической сфер знания. Они не заинтересованы в повышении престижа пусть и уникальных для региона, но, по их мнению, маловостребованных специалистов-политологов (государственная политика сегодня отдает предпочтение подготовке кадров для технических и инновационных сфер экономики), поэтому и процесс их подготовки финансируется по остаточному принципу.
Другой, не менее значимой проблемой является отсутствие в регионах диссертационных советов для защит кандидатских и докторских диссертаций по политическим наукам. Этому препятствует нехватка докторов политических наук. Так, в Омской области всего три доктора политических наук, а в Новосибирской и Красноярской их нет и вовсе. Невозможность защититься по месту учебы и жительства порождает эмиграцию успешных выпускников для поступления в аспирантуры московских и других центральных вузов без последующего возвращения в регионы. Следует отметить, что по уровню подготовки они не уступают столичным выпускникам, поскольку поступают на бюджетные места в рамках профессионального конкурсного отбора. Возникает замкнутый круг, когда периферийные вузы готовят кадры для столичной политической науки, а сами испытывают острую их нехватку.
В ряде региональных вузов открыты магистерские программы по направлению «Политология», но они не востребованы по причине того, что работодатель не понимает, чем выпускник специалитета, который его устраивал до этого, отличается от магистра. С целью поддержки магистерских программ в переходный для системы образования период необходим государственный заказ на подготовку
магистров-политологов, но на федеральном уровне такого заказа нет, а региональные власти предпочитают получить готового специалиста, не вкладывая в него средства.
Одним из каналов общения ученых являются конференции: они дают возможность обмена мнениями и обсуждения актуальных вопросов политической науки. В региональных вузах провести конференцию по политической проблематике практически невозможно, поскольку ученые из Москвы и Санкт-Петербурга не всегда могут и готовы приехать в регионы, а усилиями местных ученых просто не обойтись. Конечно, все крупные конференции, такие как Конгресс политологов, Симпозиум политологов на Истре, конференции на базе СПбГУ и МГУ привлекают политологов со всей России, но они не дают системного толчка развитию науки на местах, потому что в силу ограниченного финансирования участвовать в мероприятиях такого рода могут немногие.
Несколько исправляет ситуацию деятельность Российской ассоциации политической науки, которая создает единую информационную базу о мероприятиях, исследованиях и новых изданиях в области политологии. Политологи из регионов возлагают большие надежды на помощь РОП, которое уже приступило к реализации своих первых проектов. Этим список проблем политологии в регионах не исчерпывается. Мы упомянули наиболее острые из них, ведущие к стремительному падению в регионах интереса к политике, деятельности политических партий и органов власти, снижению масштабов политического участия граждан в мероприятиях, традиционно считающихся политическими, и прежде всего в выборах различного уровня. К примеру, на внеочередных выборах мэра г. Омска 17 июня 2012 г. явка с трудом достигла 15% (из 906 тыс. избирателей Омска за победителя проголосовали всего 7 700 жителей), что до сих пор порождает много вопросов относительно легитимности избрания главы города.
Проблемы в комплексном развитии политической науки привели к тому, что в стране не создана система политического образования, следовательно, не происходит и кардинальных изменений в характере политической культуры российского общества в целом.
В регионах возникает «хроническая недостаточность» политического образования у граждан, формирующаяся на фоне ослабления традиционного влияния региональных университетов. Ведь исключительное право создавать политически образованную личность вузы на периферии давно потеряли, а политическим образованием и формированием политической культуры и самосознания давно и «успешно» занимаются многочисленные информационные каналы: СМИ, Интернет и т.д., причем их воздействие непрестанно нарастает.
Для поддержки политической науки в регионах следует создать единый реестр всех региональных вузов, готовящих кадры для политической сферы и имеющих заделы для научных школ в области политологии, оценить их количественный и качественный уровень, научную специализацию и особенности. Затем разработать общую программу мероприятий хотя бы на один год, где в качестве баз проведения этих мероприятий (конференции, конгрессы, олимпиады и исследовательские площадки) выступали бы поочередно региональные вузы с учетом их специфики, научного профиля, кадрового состава и практических наработок. Это может стать началом консолидации политологического сообщества в рамках решения проблем политической науки в региональных вузах.
Ярулин И.Ф., доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии, политологии и регионоведения, декан социально-гуманитарного факультета Тихоокеанского государственного университета, руководитель Хабаровского регионального отделения РОП
Новый этап институализации профессионального сообщества политологов
Разговоры о необходимости профессионального сообщества политологов наконец-то завершаются. Созданы региональные организации РОПа, на Дальнем Востоке таковых три. Чем ближе время проведения учредительного съезда нашей организации, тем актуальнее вопросы: кто мы как сообщество? к чему стремимся? чем мы отличаемся от других политологических организаций? что предстоит сделать?
Миссия РОП подразумевает в первую очередь необходимость осознания и защиты общего профессионального интереса:
— мы — это не только вузовские преподаватели политологии, круг которых будет сужаться по мере реформирования высшей школы. Кто такие преподаватели политологии — политологи или торговцы подержанными знаниями, обслуживающие очередной правящий режим?
— мы — это и исследователи политических процессов, которые непосредственно участвуют в организации властных отношений, и технологи, обеспечивающие этот процесс. Это и достаточно широкий круг пишущих на политические темы. Это наш цех, наша корпорация. А всех ли будем принимать в корпорацию? РОП не должен стать закрытой «гильдией» с непреодолимыми барьерами. Но и сообществом с неясными границами и размытыми критериями профессионализма он быть не должен.
Далее следует ответить на вопросы: от кого нас надо защищать? от чиновников, разрешающих нам существовать на придуманных ими условиях, кондициях? или мы сами будем участвовать в выработке условий? Тогда необходимо разрабатывать механизмы нашего представительства в Министерстве образования и науки, в том числе и в Рособрнадзоре, и в ВАКе.
Будем ли мы защищать самих себя от тех, кто сегодня стремится быть с нами, но в своих интересах нами прикрывается? Надо поучиться у юристов, создавших свою Ассоциацию юристов, занимающуюся анализом деятельности вузов, готовящих юристов. И именно заключение общественной организации профессионалов является основным при вынесении вердикта о дальнейшей судьбе вузовской структуры. Кто кроме профессионалов-политологов может дать заключение о работе политологических кафедр и факультетов?
— нам предстоит договариваться об основах корпоративной этики и корпоративных правилах поведения, своеобразном кодексе чести внутри сообщества. Если мы создаем сообщество, то мы отвечаем и за тех, кто в него входит, и за то, что мы производим. Особенно это будет касаться участия в различных политтехноло-гических акциях. Если членами корпорации производится откровенная халтура, то об этом мы должны заявить первыми. И вообще, мы должны гарантировать качество взаимоотношений не только с властями как основным заказчиком нашей продукции, но и со всеми потребителями того, что мы производим. Поэтому принадлежность к РОПу должна означать достаточно высокую ответственность;
— политология — наука главным образом столичная, развивающаяся в крупных городах. А страна у нас большая и разная. В этой связи нам предстоит разработать региональную политику и стратегию работы в регионах, в том числе и в форме рекомендации региональным властям шире привлекать структуры РОПа как для анализа социально-политической ситуации, так и выполнения отдельных заказов. Для повышения профессиональной квалификации политологов РОПу необходимо серьезно заняться созданием новой системы.
Сельцер Д.Г., доктор политических наук, профессор, директор Академии гуманитарного и социального образования Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, руководитель Тамбовского регионального отделения РОП
Хомутинкин С.В., кандидат политических наук, доцент кафедры международных отношений и политологии Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина
Политологическое образование в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина
Рубеж XX-XXI вв. стал важной вехой в развитии политологического образования в Тамбовском государственном университете (ТГУ) имени Г.Р. Державина, а с учетом его статуса регионообра-зующего вуза — и всей области. К тому времени в регионе, это признавали и региональные руководители, и эксперты, сформировалась устойчивая потребность в подготовке специалистов-политологов. Возник очевидный запрос на оказание профессиональных услуг в сферах политического менеджмента и консалтинга, связей с общественностью, государственного и муниципального управления, политического комментирования. Кроме того, был велик дефицит специалистов по управлению и обслуживанию динамично развивающихся внешних связей самой области и расположенных на ее территории хозяйствующих субъектов.
В результате на базе Института истории ТГУ появляются две новые специальности: в 2002 г. был сделан первый набор студентов на специальность «международные отношения», а в 2003 г. — на специальность «Политология». В сентябре 2005 г. создана самостоятельная кафедра международных отношений и политологии как структурное подразделение Академии (ныне — Института) гуманитарного и социального образования ТГУ. Именно она стала центром, объединившим политологическое сообщество региона и наладившим взаимодействие с учреждениями и организациями области. Бессменным руководителем кафедры является доктор исторических наук, профессор В.В. Романов.
Ныне институционализация политологического образования на Тамбовщине завершилась: в 2008 г. открыта аспирантура по обоим направлениям подготовки, в 2011 г. лицензированы программы бакалавриата и магистратуры. Существенный вклад в укрепление позиций кафедры в региональном и общероссийском политологическом пространстве внесли ее устойчивые связи с ведущими центрами подготовки — МГУ имени М.В. Ломоносова и МГИМО(У) МИД РФ. Сформировался профессорско-преподавательский коллектив, обеспечивающий учебный процесс по международным отношениям и политологии.
Кафедра является инициатором и организатором проведения ряда регулярных научных конференций, где активное участие принимали многие авторитетные ученые из различных российских и зарубежных университетов и академических центров. Известность получили, например, Чичеринские чтения по истории международных отношений (2002, 2004, 2007, 2008, 2010, 2011, 2012 гг.), Политологические семинары «PRO NUNC: Современные политические процессы» (2003—2012 гг.). Многие исследовательские проекты пре-
подавателей кафедры поддерживались зарубежными и российскими грантами (Министерство образования России, РГНФ, Фонд «Содействие», Программа малых грантов Всемирного банка, Американский совет научных сообществ, Министерство образования Японии и т.д.). Например, под руководством профессора Д.Г. Сельцера в 20102012 гг. в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» был выполнен проект «Механизмы и факторы принятия решений: прикладное исследование (на материалах городов европейской части России)». Отрадно, что гранты получают и молодые сотрудники кафедры (Д.С. Жуков, С.А. Никоненко и др.). Свои научные изыскания кафедра проводит во взаимосвязи с зарубежными и российскими партнерами (Институт всеобщей истории РАН, Институт социологии РАН, Социологический институт РАН в Санкт-Петербурге, МГУ имени М.В. Ломоносова, МГИМО(У) МИД РФ, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Клемсонский университет и Университет Белвью (США), Университет Хоккайдо (Саппоро, Япония), Университет Упсала (Швеция), Торуньский университет (Польша) и др.). Преподаватели кафедры являются членами РАПН, РОП, Ассоциации историков Первой мировой войны, Российской ассоциации историков-американистов, Американской ассоциации политической науки и ряда других академических сообществ. Позитивное влияние на формирование и развитие научных исследований, оттачивание методики преподавания политологических дисциплин оказали изыскательская деятельность и стажировки тамбовских политологов за рубежом (США, Канада, Великобритания, Польша, Япония, Китай). Кафедра международных отношений и политологии ТГУ имеет и опыт организации образовательных программ совместно с зарубежными партнерами. В 2005-2007 гг. проводились российско-американские летние научные семинары по политологии и международным отношениям, их участниками стали около 100 преподавателей, аспирантов и студентов ТГУ и студенты Клемсонского университета (США) во главе с профессором М.Д. Кросстоном.
К настоящему моменту в регионе сложилось два основных исследовательских направления. В рамках научного направления, развивающегося под руководством профессора Д.Г. Сельцера, проводится кросс-темпоральное системное исследование административно-политических элит России — царской бюрократии, советской номенклатуры и современного «правящего класса». Группа исследует механизмы элитостроения, элитозамещения и сами властные элиты — людей, принимающих политические решения. В рамках другого направления, возглавляемого профессором В.В. Романовым, проводится комплексное исследование исторических традиций и со-
временного состояния внешнеполитической мысли США в контексте эволюции американского глобализма ХХ — начала XXI в. Для работ, выполняемых по данному направлению, характерны историко-политологический подход и акцент на истории политических идей (внешнеполитическое наследие вильсонизма, политический реализм и стратегические доктрины США).
При кафедре международных отношений и политологии созданы три центра (изучения США, мониторинга и анализа политических процессов, фрактального моделирования социально-политических процессов). Они являются важным звеном в организации научной и экспертной работы состоявшихся тамбовских политологов и служат ресурсной и методической базой для вовлечения студентов в процесс производства новых знаний. Результаты научно-исследовательской работы сотрудников кафедры представлены в ряде монографий и серии статей, опубликованных в ведущих зарубежных и российских изданиях. В 2005—2012 гг. преподаватели кафедры защитили две докторские и 11 кандидатских диссертаций.
Научные интересы сотрудников кафедры транслируются в образовательные программы подготовки будущих международников и политологов, чаще всего — в виде предметов регионального компонента. Например, студентам-международникам читаются курсы по истории политической мысли, внешнеполитической мысли стран Западной Европы и Северной Америки, концепциям миропорядка XXI в. Будущие политологи изучают предметы, связанные с политическими процессами в регионах России (региональный парламентаризм, региональная политическая история, политический мониторинг). В логике этих направлений выполняются и студенческие курсовые и дипломные работы, магистерские диссертации, что позволяет поддерживать научные направления и готовить квалифицированные кадры для удовлетворения потребностей региона.
Одной из сложных, но исключительно важных задач является организация производственной практики, напрямую формирующей политолога и закрепляющей его на локальном рынке труда. Тамбовский случай — не исключение. Следует отметить, что за 10 лет, прошедших со времени первых наборов на каждую специальность, региональному политологическому сообществу удалось сформировать спрос на профессию у работодателей. Еще в период организации специальностей были заключены долговременные договоры о предоставлении мест производственных практик будущим международникам и политологам. Партнерами здесь выступили Государственная Дума ФС РФ, Администрация Тамбовской области, Тамбовская областная дума, система избирательных комиссий Тамбовской области, администрации городов и районов, аппараты городских и районных советов (дум), региональные отделения все-
российских политических партий, государственные, коммерческие и некоммерческие организации.
Мониторинг трудоустройства выпускников по специальностям «Международные отношения» и «Политология» позволяет выявить следующие тенденции. Востребованность специалистов-политологов на региональном рынке труда выше и все еще существуют резервы для их трудоустройства в сферы деятельности, прямо связанные с полученным образованием. Именно поэтому переезд бывших студентов в другие регионы не стал устойчивой тенденцией. Выпускники-политологи работают в администрациях разных уровней, органах местного самоуправления, политических партиях, СМИ, пиар- и ивент-агентствах; некоторые выпускники открыли такие агентства. В целом можно констатировать, что профессия политолога по-прежнему остается востребованной на региональном рынке труда и по целому ряду позиций с ней не могут конкурировать выпускники смежных специальностей, например, специальности «Связи с общественностью».
Другое дело — трудоустройство вчерашних студентов-международников. Аграрная специфика экономики региона в значительной степени требует специалиста, ориентированного на внутренний рынок. Поэтому международники в основном трудоустраиваются в государственных и коммерческих предприятиях, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Серьезным конкурентным преимуществом международников является владение двумя иностранными языками с богатой практикой, в чем с ними не могут конкурировать, например, выпускники экономических и юридических специальностей. Часть «международников» трудоустраивается в региональные органы исполнительной власти и ФМС. Вместе с тем региональные особенности и специфика полученной профессии ежегодно «выталкивает» за пределы региона до 20 % «международников». Порой это происходит после нескольких неудачных попыток найти применение своим знаниям в регионе. При этом они успешно устраиваются в те же сферы деятельности, что и их оставшиеся в Тамбовской области однокурсники. Наконец, до 5 % выпускников-международников ежегодно уезжают за рубеж — преимущественно в США, Германию и Испанию — для продолжения учебы или трудоустройства. Таким образом, мобильность тамбовских международников выше, чем у их коллег-политологов из других регионов.
Константинова М.В., кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии и права Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева, руководитель Красноярского регионального отделения РОП
Политологическое образование в Красноярском крае
Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева готовит политологов с 2005 г., на сегодняшний день состоялось три выпуска, диплом с квалификацией «Политолог» получили 47 человек. Кафедра политологии и права находится в составе исторического факультета. С 2011 г. университет открыл бакалавриат по политологии.
На сегодняшний день перед университетом стоит задача открытия магистратуры по политологии. Для этого необходимо определиться с профильной магистерской программой подготовки, востребованной регионом. Подобная задача стоит и перед программой для бакалавриата, поскольку сегодня выпускники больше подготовлены теоретически, чем практически, без необходимых прикладных умений они попадают на рынок труда абсолютно не сориентированными.
По специальности устраивается не более 10% выпускников (в основном в региональные отделения политических партий, помощниками депутатов, в рекламные агентства).
Работодатели в Красноярском крае зачастую не знают о существовании специалистов-политологов. Задача красноярского политологического сообщества — заявить о себе, сформировать имидж профессионалов (экспертов).
Для повышения уровня подготовки политологов необходимы как академическая, так и профессиональная мобильность. Самые перспективные студенты должны иметь возможность стажировки в других вузах. Преподаватели, особенно периферийных вузов, нуждаются в регулярном повышении квалификации. Собственной политологической школы нет — нужно набираться опыта у специалистов. В Красноярском крае нет докторов политических наук, кандидатов политических наук — единицы (на кафедре политологии и права работает три кандидата политических наук).
Гончаров И.А., доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой политологии и международных отношений Сыктывкарского государственного университета, руководитель Регионального отделения РОП в Республике Коми
Политология в регионе (на примере Республики Коми)
Специальность «Политология» была открыта в Сыктывкарском государственном университете в 2001 г. Ежегодно число выпускников колебалось от 15 до 28. Таким образом, за период с 2006 по 2011 г. были выпущены более 100 специалистов-политологов. Одной из основных проблем стала проблема трудоустройства. Как правило, эта проблема отчасти была связана с появлением на региональном
рынке труда «экзотических» для региона профессий, таких, как связи с общественностью, международные отношения, культурология и пр. Многие работодатели, ориентированные на поиск специалистов более привычных профессий, практически не понимали область применения политологов.
Хотя профессионалы-политологи столкнулись с теми же проблемами, что и другие новые для региона специалисты, в их включении в профессиональное пространство региона была своя специфика. К моменту появления на рынке труда специалистов-политологов, региональное политическое пространство в целом было сформировано. Таким образом, трудоустройство выпускников отчасти обеспечивало наличие региональных политических институтов, а именно региональных отделений политических партий.
Однако ресурсы региональных отделений таких партий, как ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия» весьма ограничены. Сотрудничество же с основным потенциальным работодателем — региональным отделением «Единой России» — затрудняется его закрытостью. Об этом свидетельствует сюжет, связанный с выборами в Государственный совет РК 13 марта 2011 г. Региональное отделение «Единой России» отказалось принять студентов-политологов на практику в начале февраля 2011 г., ссылаясь на избирательную кампанию. Мотивы отказа совсем непонятны, поскольку одной из специализаций студентов-политологов являлся политический менеджмент. Можно только догадываться о том, какие избирательные технологии практикуются этой политической партией. Аналогичную позицию по отношению к политологам занимает и руководство региона. Так, например, на встрече со студентами и преподавателями Сыктывкарского государственного университета, первый заместитель главы РК заявил, что региональная власть не заинтересована в выпуске политологов, поскольку это чревато возможностью появления грамотной оппозиции, что не входит в планы региональной власти.
Таким образом, несмотря на то что институциональная структура, позволяющая трудоустраивать специалистов-политологов, отчасти сформировалась, существует стойкое нежелание руководства региона, регионального отделения правящей политической партии сотрудничать с выпускающими кафедрами. Вместе с тем в медийном пространстве региона появились люди, называющие себя политологами, но не имеющие профессионального образования. Региональная система государственной службы продолжает работать по старой схеме, связанной с тем, что резерв в основном формируется из самих же государственных служащих. Состояние
системы административной власти не позволяет ей оптимально реагировать на изменения политического пространства региона. Речь идет об изменении процедуры выборов глав регионов и возрастании роли региональных политических объединений. С другой стороны, власти необходимо позиционировать себя с положительной стороны в связи с напряженностью в сфере ЖКХ, чрезвычайными происшествиями (гибель шахтеров в Воркуте 11 февраля 2013 г.), а также коррупционными скандалами в регионе. Нехватка профессионалов-политологов в органах государственной власти сегодня начинает осознаваться уже на уровне руководства республики. Об этом свидетельствуют проекты в информационной сфере. Так, совместно с государственной организацией Комиинформ кафедра политологии и международных отношений СыктГУ реализует проект «Праксис», связанный с проведением оперативных телефонных опросов. Несколько выпускников привлечены к деятельности государственных и муниципальных структур.
Эти положительные изменения в сфере профессионализации политологов во многом зависят от сложившейся конъюнктуры и настроения региональной элиты. Необходимо, чтобы этот процесс профессионализации носил постоянный и планомерный характер. Институционализация политологов как профессионального сообщества сегодня является важнейшим этапом формирования современной региональной политической практики.
В этой связи представляет интерес опыт сотрудничества факультета политологии МГУ с работодателями. Речь идет о союзе работодателей в сфере политических профессий. Этот опыт может быть распространен и на регионы. Вполне возможно, что РОП и этот институт, определяющий отношения с работодателями, помогут изменить положение в сфере политических профессий.