Научная статья на тему 'О статусе политического образования в национальном исследовательском университете'

О статусе политического образования в национальном исследовательском университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
603
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ПАТРИОТИЗМ / ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / ПОЛИТОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ / ФГОС ВПО / CIVIC CULTURE / INTELLECTUALS / INFORMATION TECHNOLOGIES / GENERAL CULTURAL / PROFESSIONAL COMPETENCES / NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY / PATRIOTISM / POLITICS / POLITICAL BEHAVIOR / POLITICAL EDUCATION AND TRAINING / POLITICAL SCIENCE / SOCIAL AND POLITICAL SCIENCES / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланцова Ирина Викторовна, Корнилова Галина Ивановна

Рассматривается необходимость политического образования в контексте ФГОС ВПО третьего поколения, особый интерес представляет содержание общекультурных и профессиональных компетенций, используемых в процессе обучения и воспитания личности студента национального исследовательского университета. Даются рекомендации по переосмыслению статуса политологии в российском образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ланцова Ирина Викторовна, Корнилова Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON STATUS OF POLITICAL EDUCATION IN NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY

The article considers the need for political education in the context of the Federal State Educational Standards of Higher Professional Education of the third generation. The contents of the general cultural and professional competences that are used in the process of student training and his/her personality formation at a national research university are of specific interest. It is recommended to reconsider the status of political science in the Russian educational process.

Текст научной работы на тему «О статусе политического образования в национальном исследовательском университете»

УДК 324

О СТАТУСЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЦИОНАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

1 9

© И.В. Ланцова1, Г.И. Корнилова2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматривается необходимость политического образования в контексте ФГОС ВПО третьего поколения, особый интерес представляет содержание общекультурных и профессиональных компетенций, используемых в процессе обучения и воспитания личности студента национального исследовательского университета. Даются рекомендации по переосмыслению статуса политологии в российском образовательном процессе. Библиогр. 15 назв.

Ключевые слова: гражданская культура; интеллигенция; информационные технологии; общекультурные, профессиональные компетенции; национальный исследовательский университет; патриотизм; политика; политическое поведение; политическое образование и воспитание; политология; социально -политические науки; ФГОС ВПО.

ON STATUS OF POLITICAL EDUCATION IN NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY I.V. Lantsova, G.I. Kornilova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article considers the need for political education in the context of the Federal State Educational Standards of Higher Professional Education of the third generation. The contents of the general cultural and professional competences that are used in the process of student training and his/her personality formation at a national research university are of specific interest. It is recommended to reconsider the status of political science in the Russian educational process. 15 sources.

Key words: civic culture; intellectuals; information technologies; general cultural, professional competences; national research university; patriotism; politics; political behavior; political education and training; political science; social and political sciences; Federal State Educational Standards of Higher Professional Education.

Национальным достоянием любого государства является гражданский потенциал народа, его высокий уровень образованности, общей культуры, гражданственности и трудолюбия. Сегодня российское общество как никогда нуждается в образованных, талантливых, конкурентоспособных специалистах разного направления, имеющих высокую рейтинговую позицию на рынке труда и способных ответить на вызовы времени, порожденные объективной глобализацией идущих в мире политических процессов. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения главной целью обучения является формирование заданных результатов обучения - компетенций, выявляющих способности применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных профессиональных и жизненных ситуациях [1]. Анализ специальной литературы показывает существование множества различных определений понятия «компетенция» и подходов к их классификации [2-5]. В целом, компетентность представляется как система, включающая «знаниевые» (когнитивные), «деятельностные» (пове-

денческие), «отношенческие» (аффективные) компоненты [6].Требования к компетенциям обсуждаются в нашей стране на научных, практических конференциях и семинарах, симпозиумах [7-10].

В качестве требований к результатам освоения образовательно-профессиональных программ широко применяются общекультурные («универсальные», важные для выпускника любого направления) и профессиональные (предметно-специфические, «специализация в определенных областях деятельности») компетенции [11]. Особый интерес представляет использование этих компетенций при изучении общеобразовательных дисциплин социально-гуманитарного цикла - политологии, истории, философии, культурологии, социологии, правоведения. Как известно, социально-гуманитарные науки на протяжении всей истории нашей страны обеспечивают сохранение и передачу исторических, духовно-нравственных традиций и являются важным фундаментом в развитии модернизации системы высшего образования. Они формируют систему общезначимых ценностей, а именно гуманистических, определяющих отношение к правам человека, уважение к достоинству личности; социокультур-

1Ланцова Ирина Викторовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии, тел.: (3952) 410986, 89500500775, e-mail: irlanz@mail.ru

Lantsova Irina, Candidate of History, Associate Professor of the Department of History and Philosophy, tel.: (3952) 410986, 89500500775, e-mail: irlanz@mail.ru

2Корнилова Галина Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории и философии, тел.: (3952) 411841. Kornilova Galina, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of History and Philosophy, tel.: (3952) 411841.

ных, показывающих отношение к науке, культуре, образованию, этике, морали; социальных, позволяющих адекватно ориентироваться в политической структуре современного общества, развивать правовую и экономическую культуру; экологических, воспитывающих гуманное отношение к природе. Дисциплины социально-гуманитарного цикла помогают организовывать способности к самоуправлению (саморазвитию), творчеству, они активно развивают ответственность, самостоятельность, добросовестность, предприимчивость, уверенность в своих силах и умение доводить дело до конца.

Среди общеобразовательных дисциплин особое место занимает политическое образование, осуществляемое в процессе изучения курса политологии (греч. politika - государственные и общественные дела, logos - слово, понятие, учение). Говоря о политологии, студенты зачастую отождествляют её с политикой как одной из важнейших сфер жизни общества. Древнегреческий философ Аристотель ещё в V столетии до н.э. предпринял попытку разработки науки о политике. Политика - это наука о том, как лучше всего организовать общую жизнь людей в обществе, это умение и искусство государственного управления. По мнению философа, сущность политики раскрывается через её цель - «благо, притом справедливое, т.е. общее благо» [12, с. 106], направленное на то, чтобы придать гражданам хорошее качество и сделать их людьми, поступающими справедливо и по правилам, установленным в государстве. Высшая цель государства, согласно Аристотелю, состоит в достижении добродетельной жизни. Добродетельность отдельных граждан он понимал как их политическую осведомленность, умение жить в государстве, получая при этом блага для себя, и обеспечивая счастье других. Значение и роль политики особенно возрастает в переломные исторические периоды, когда происходит переоценка ценностей и радикальной трансформации подвергаются мировоззренческие установки и сами основы жизнеустройства общества. Вследствие этого политология является главной дисциплиной в создании комплекса общекультурных компетенций, направленных на изучение современных концепций политологии как науки, овладение методологией анализа политической жизни, формирование необходимых интеллектуальных, мировоззренческих критериев оценки текущих политических событий. Теоретическая направленность курса сочетается с анализом реальных политических отношений, которые рассматриваются в единстве и взаимозависимости с экономическими, социальными, культурными, историческими аспектами общественной системы. Поэтому представляется интересным рассмотреть в рамках данной статьи вопрос об особом статусе политологии в процессе обучения и воспитания личности студента национального исследовательского университета, в том числе Иркутского государственного технического университета (НИ ИрГТУ).

В НИ ИрГТУ «Политология» является курсом вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла общеобразовательных дисциплин

ФГОС ВПО. Однако на освоение курса выделяется минимальное количество часов, а в некоторых институтах и на некоторых факультетах эта дисциплина не изучается вообще. В рабочих и учебных программах нарушается пропорция между объемом преподаваемого материала и часами, предоставленными для его аудиторного изучения и сдачи федерального тестирования. Иначе говоря, можно ли изучить процессы глобализации современного мира, сформировать основы гражданственности и патриотизма, не раскрыв студентам основные парадигмы и методы политических исследований, механизмы формирования элит и лидеров, основы политической культуры и поведения? Может ли выпускник вуза сделать осознанный выбор, если он не разбирается в предвыборных программах политических партий? Конечно, современная жизнь стремительно политизирует молодых людей, вне политики находиться нельзя, можно её не понимать, не интересоваться ею, не одобрять решений властвующих элит, но, так или иначе, людей всегда волновала и будет волновать судьба государства, на территории которого они родились, живут и трудятся.

Несмотря на скромное количество часов, отведенных для изучения политологии в НИ ИрГТУ, этот учебный курс вызывает споры среди студентов и администрации вуза. Нужно ли политическое образование выпускнику национального исследовательского университета? Может ли интеллигенция быть вне политики? Слово «интеллигенция» в переводе с латинского означает «разумный, мыслящий, образованный понимающий». По мнению русского писателя, журналиста XIX века П. Боборыкина, «российская интеллигенция - это особый морально-этический феномен, куда относятся представители разных профессиональных групп, политических убеждений, но имеющие общую духовно-нравственную основу» [13]. Она отличается от других социальных групп научной эрудицией, стремлением к постоянному развитию интеллектуальных и профессиональных интересов, поиском конструктивных жизненных решений, умением работать с людьми в коллективе. В контексте Болонского соглашения технической интеллигенции отводится незначительное место с дипломом бакалавра со сроком обучения 4 года. Можно предположить, что в будущем они смогут занять место обслуживающего технического персонала с определенными «функциями рабочих профессий, типа колледжа, лицея». Инженер - это не профессиональный робот, а всесторонне развитая гражданская личность с определенным объемом социально-гуманитарного знания, который составляет, по мнению Президента РФ В.В. Путина, «основу самоидентичности народа, они должны быть гражданами России и гордиться этим...» [14]. Мы считаем, что для студентов инженерно-технических специальностей НИ ИрГТУ изучение политологии имеет большое значение, так как специфика их будущей профессиональной деятельности предполагает наличие знаний и умений ориентироваться в условиях постоянно меняющегося современного мира, а также понимание основных мотивов и механизмов принятия решений органами государственной власти. В рамках изучения данной дис-

циплины анализ взаимосвязей политической, экономической, духовной и других сфер жизнедеятельности общества позволяет осознать будущему специалисту его роль в развитии научно-технического и инновационного прогресса. Чем богаче мировоззренческий и духовно-нравственный мир выпускника национального исследовательского университета, тем значительнее его вклад в общее дело служения отечеству, родине, государству, поэтому политическое образование должно присоединиться к современной инженерии и содействовать пониманию сущности техники как формы научно-гуманитарного прогресса.

Учебный процесс по политологии строится на сочетании индивидуального подхода к обучению с методами групповой работы. Дисциплина включает изучение шести модулей с разными формами обучения: лекции, семинары (дискуссии, «круглые столы», викторины, «учебные игры»), самостоятельная работа студентов (написание эссе, изучение источников и др.), федеральное тестирование. Лекции как способ передачи теоретических знаний формируют устойчивый интерес к общественно-политическим процессам и способствуют пониманию политики государства, реализуемой в разных областях жизни общества (машиностроение, строительство, транспорт и т.д.). Развитию интеллекта студента способствует организация индивидуальной работы при подготовке к семинару и коллективное творчество на аудиторном занятии. Семинар является формой обучения, где закрепляются и проявляются полученные теоретические знания и в полной мере формируются умения, навыки и способности студентов. Особое место в развитии общекультурных компетенций занимает самостоятельная работа, направленная на усвоение основных политологических категорий, концепций, понимание специфики формирования политической системы РФ. В научной деятельности студентов применяются профессиональные компетенции, направленные на овладение навыками научных исследований и методами сбора и первичной обработки политической информации, их анализа и прогнозирования, а также изучение методов анализа и интерпретации представлений о политике и власти. Поэтому в процессе изучения политологии формируются знания как основа общекультурных компетенций, навыки - как средство и методы применения на практике полученных знаний, а также способности - как готовность к реализации профессиональных компетенций. Без научных знаний о политике, политической жизни выпускники вуза не смогут знать свои гражданские права и свободы, осознавать свою ответственность перед государством, видеть возможности использования силы государственной власти для реализации интересов и потребностей народа. Ведь не зря говорится: «Если человек не интересуется политикой, то тогда политика интересуется человеком».

Социальные сети с новыми информационными технологиями стихийно включают молодых людей в политическую жизнь, изменяя их поведение. Можно выделить две противоречивые тенденции взаимоотношений между отдельной личностью и политикой. С

одной стороны, наблюдается повышение интереса молодежи к политике, с другой - падение доверия к представителям власти, слабая приверженность к господствующим в обществе ценностям, психологическая неудовлетворенность сложившейся системой взаимоотношений государства и гражданина, страх за свое будущее. Зимой 2011-2012 годов десятки молодых людей вышли на митинги московских площадей с требованиями пересмотра результатов выборов Государственной Думы РФ, после 20 лет относительного благополучия наша страна вновь оказалась на пороге масштабного общественно-политического кризиса. Опыт работы со студентами НИ ИрГТУ показывает, что в молодежной среде присутствует чувство «политического», но отсутствуют знания по политической науке. По этой причине многие студенты менее защищены от агрессивной, изощренной, а порой циничной политической пропаганды и агитации. Кроме того, они подвергаются риску оказаться в сетях радикальных исламистских течений, представляющих угрозу нации, государству или всему мировому сообществу (здесь достаточно упомянуть теракты в Бостоне в апреле 2013 года). У выпускников университета все больше проявляется такие негативные качества, как цинизм, равнодушие, эгоизм, немотивированная агрессивность к людям других национальностей, неуважительное отношение к родителям, старикам, потеря традиционно российского патриотического сознания. Поэтому на сегодняшний день главной задачей политического образования является подготовка студентов к участию в функционировании политической системы общества в качестве субъектов политики, а именно как гражданина, избирателя, депутата. Важно воспитать у молодежи чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - герба, флага, гимна. Кроме того, необходимо способствовать формированию расовой, национальной, религиозной терпимости в молодежной среде, развивать дружеские отношения со студентами стран ближнего и дальнего зарубежья. Политическое образование и воспитание должны дополнять друг друга, так как у них общая цель - сделать человека образованным, культурным, вооружить его знаниями в понимании окружающей политической реальности, хотя образование больше обращается к разуму, интеллекту, меньше - к чувствам, а воспитание базируется, как правило, на ощущениях, эмоциях. В целом, политическое образование и воспитание должны являться основой общеобразовательных программ национальных исследовательских университетов страны, в том числе НИ ИрГТУ.

В последнее время ведущие мировые державы, особенно властвующая элита США, значительные средства инвестируют в развитие виртуальных интернет-сетей, которые становятся не только средством коммуникаций, но и эффективным политическим инструментом конкурентной борьбы в условиях глобализации мировой экономики и политики. Экономическая, финансовая и военная гегемония США опасна «имперским всевластием сверхдержавы», склонностью к силовому диктату, например, под предлогом установления демократии и гражданского общества на Ближ-

нем Востоке, доминированием абсолютного меньшинства над абсолютным большинством. Не секрет, что информационное оружие сыграло решающую роль в победе США над СССР в «холодной войне». С тех пор концепция информационной войны непрерывно совершенствуется. Сегодня широко используются такие методы секретных служб, как анонимное распространение ложной информации по Интернету, адресная рассылка электронных изданий известным общественным деятелям, фондам и масс-медийным службам и т.д. Россия является одним из основных объектов электронной разведки и специальных операций государств НАТО, анализу подвергаются все электронные сообщения, выходящие за пределы России. Эти и другие примеры показывают, что информационные войны активно ведутся на российской территории, серьезно подрывают национальную безопасность страны. На занятиях по политологии студентам необходимо объяснять, какое влияние оказывает современная информационная война на изменение параметров национальной безопасности России. Однако программа третьего поколения не предоставляет студентам возможности (по причине небольшого количества часов) изучать вопросы, касающиеся особого положения России на мировой арене. Следует отметить, что студенты национальных исследовательских университетов очень информированные и «продвинутые» в интернет-технологиях, имеют мобильные средства связи (часто пользуются ими прямо на аудиторных лекциях и семинарских занятиях), располагают свободой доступа к информации о мировых общественно-политических аспектах, обстоятельствах их решения и о последствиях осуществляемых действий. Вследствие этого в процессе преподавания политологии используются инструментальные компетенции: владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки политического сообщения, навыки работы с компьютером как средством управления информацией; способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и т.д.

Конечно, абсентеизм, индивидуализм молодых людей, отсутствие у них чувства долга, а также разжигание гражданской войны, конфликты между нациями, народностями - все это представляет угрозу национальной безопасности страны. Как политическое образование может устранить эти препятствия и способствовать сохранению единства страны, мира? Разумеется, одних слов преподавателя политологии в вопросах воспитания патриотизма и возрождения национальных традиций недостаточно. Мы согласны с мнением В. Петрова, который считает, что задача политического образования - подготовить «политическую личность» - человека, творящего политику своей активной позицией и участием в публичной политической деятельности [15]. Образованным в политическом отношении человеком трудно манипулировать, он не подвержен экстремизму и национализму. Только такой человек способен выполнить свой гражданский и профессиональный долг и отвергнуть все то, что может привести к хаосу и анархии, разрушению госу-

дарства. Политология - это не политическая агитация и пропаганда, не сфера публичной политической борьбы, политология - это исследование, диагностика и терапия «болезней» государства, власти и политики.

Наряду с определенными достижениями политическое образование имеет немало нерешенных проблем. В течение длительного времени властные структуры рассматривают народ в качестве «легко управляемого объекта, безынициативного, безучастного и от всего отстраненного», не осознающего своих интересов и не имеющего своей гражданской позиции. Исторически сложилось так, что апатия и неучастие индивидов в делах государства и общества, как правило, приветствовались и поощрялись властными структурами. Обратное поведение нередко перерастало в аресты, суды и изоляцию от общества. В последнее время наблюдается «некоторое» вмешательство правящей партии в образовательную политику учебных заведений нашей страны: «Единая Россия» выступает инициатором создания системы политического образования, которая будет «одинаково полезной всем партиям - участникам политического процесса, будет содействовать развитию политической культуры и гражданского общества» [16]. Однако на сегодняшний день политического образования в России фактически нет: осуществляя экономические, социальные реформы, президент и властные структуры полагают, что с созданием управляемой демократии политическая культура и поведение людей изменятся автоматически. Мы считаем, что политическая наука не должна исключаться из стандартов третьего поколения, наоборот, необходимо увеличить количество часов на изучение политологии, учитывая опыт США, Китая и стран Европы.

В заключении, размышляя о том, как противостоять тенденциям исключения политологии из учебных программ ФГОС ВПО третьего поколения, необходимо ответить на вопрос, какая политология нужна России? Такая постановка задачи требует переосмысления статуса политологии в российском образовательном процессе. В пользу того, что политическое образование по-прежнему необходимо обществу, особенно студентам национальных исследовательских университетов, можно высказать некоторые аргументы:

1. Политология, наряду с философией, историей, культурологией, является главной дисциплиной в создании комплекса общекультурных, профессиональных компетенций, направленных на формирование национальных традиций, общечеловеческих ценностей, созданных трудом всех предшествующих поколений, несмотря на имеющиеся между ними идейные, национальные и конфессиональные различия. Изучение политологии важно для устранения радикализма и жестокости, ксенофобии и сепаратизма среди граждан Российской Федерации как полиэтнического государства.

2. Выпускники национальных исследовательских университетов выступают в качестве реципиентов, используя знания политической науки для повышения своего статуса в качестве сознательных и активных субъектов политической жизни. Это позволяет им в

силу собственной потребности и социальной необходимости в полной мере реализовать себя в качестве гражданина мощного, сильного российского государства. Поэтому политология формирует гражданскую культуру, уважение к человеку, власти, государству, приобщает к демократическим ценностям.

3. Политология помогает формировать кадровый резерв властных структур, особенно национально эрудированную элиту муниципального, регионального и федерального уровней, стратегический потенциал любого государства. На основе полученных политических знаний развивается умение принимать самостоятельное и ответственное политическое решение, критически исследовать явления политической реальности, отстаивать и реализовывать свое право на лучшую и достойную жизнь. В целом политология способствует формированию не просто образованного, конкурентоспособного специалиста (строителя, программиста, экономиста), но и личности талантливой, творчески мыслящей, ориентированной на нравственные, гражданские идеалы.

4. Информационные технологии XXI века требует от студентов принципиально нового ответа на вопросы, что такое глобализация, ТНК? Зачем Западу нужна война в Сирии? Для того чтобы ответить на эти и другие вопросы, необходимо научить молодых людей свободно и правильно ориентироваться в вопросах мировой политики и международных отношений, чтобы быть в состоянии вырабатывать адекватные не только научно-теоретические, но и практические выводы. Тем более участие студентов в самостоятельном научном проектировании развивает их исследовательские и творческие способности по созданию проектов будущего политического развития России и мирового сообщества.

5. Только политически активные, грамотные моло-

дые люди способны формировать эффективные структуры гражданского общества, правильно понимать свое место и роль в государстве, уметь решать свои жизненные проблемы в цивилизованном сотрудничестве с другими народами. В целом политическое образование необходимо для нравственного, морального, культурного и социального здоровья нашей страны и всего мирового сообщества.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что общекультурные и профессиональные компетенции ФГОС ВПО находят применение при изучении дисциплин социально-гуманитарного цикла, особенно политологии, и являются важной составляющей профессионального развития личности, творческой самореализации человека во всех сферах жизнедеятельности общества. Задача политического образования объективно становится одной из главных в развитии политико-общественных отношений России на ближайшие годы, так как без её решения невозможна подлинная модернизация страны и системы высшего образования. Пока же слабость российской правящей элиты, политическая неграмотность молодежи и всего народа становятся вызовом и национальной угрозой для России. Сегодня нашему обществу необходимы не новые стандарты Болонского соглашения, а последовательное совершенствование образовательной программы, направленной на образование и воспитание креативной личности, способной к саморазвитию, самостоятельной профессиональной деятельности, способной полноценно реализовать себя на всех этапах своей жизни. Поэтому политологическое образование, по нашему убеждению, является важной составляющей образовательной программы ФГОС ВПО и надежным фундаментом успешной профессиональной и жизненной карьеры выпускников национальных исследовательских университетов.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //moon.gov.ru/pro/fgos/vpo

2. Андреев А.В. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. 2005. № 2. С. 3-11.

3. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. №11, С. 3-13.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (авторская версия). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.

5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3-12.

6. Селевко Г.К. Педагогические компетенции и компетентность // Сельская школа. 2004. № 3. С. 29-32.

7. Болонский процесс: опыт работы по разработке международных подходов в создании единых образовательных стандартов: междунар. конф. (Берлин, 22-26 октября 2007 г.).

8. Компетенции инженера: традиции и инновации: 37-й Междунар. симпозиум по инженерной педагогике IGIP (Москва, 7-10 сентября 2008 г.).

9. Проблемы разработки учебно-методического обеспечения перехода на двухуровневую систему в инженерном образовании: 2-я науч.-методич. конф. (Москва, 12-13 ноября 2008

г.).

10. Инновационные подходы и информационные технологии для внедрения нового поколения государственных стандартов высшего профессионального образования: междунар. конф. (Москва, 10-11 апреля 2009 г.).

11. Государственные и образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.В. Рыжакова. М., 2002. 384 с.

12. Аристотель. Политика // Политология: хрестоматия / под ред. М.А. Василик. М.: Гардарики, 1999.

13. Писатели России XIX века. Боборыкин Петр Дмитриевич. Википедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%F2%E5%EB%EB%E8%E 3%E5%ED%F6%E8%FF

14. Путин В.В. Предвыборная программа Всероссийской политической партии «Единая Россия» (на выборах Президента России 4 марта 2012 года) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://putin2012.ru/program/1

15. Петров В. Политическое образование в России: цели, структура, содержание [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// viperson.ru/wind.php?ID=633360

16. Взгляд. ру: Единороссы решили создать систему политического образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.rsuh.ru/press_centr/press/ 88953/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.