Научная статья на тему 'Политология в регионе: проблемы становления профессиональной подготовки'

Политология в регионе: проблемы становления профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРЕПОДАВАНИЕ ПОЛИТОЛОГИИ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ / POLITICAL SCIENCE / PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL POLITICAL EDUCATION IN REGIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Песцов Сергей Константинович

Рассматривается история становления российской политологии как научной дисциплины и направления профессиональной подготовки. Автор анализирует проблемы профессиональной подготовки политологов на региональном уровне и основные направления ее совершенствования, развивающиеся в Тихоокеанском институте политики и права ДВГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL SCIENCE IN THE REGION: PROBLEMS OF PROFESSIONAL EDUCATION

The article covers the short history of the emergence and development of political science as a branch of scientific knowledge and professional education in modern Russia. The author analyzes the problems of political education on the regional level and describes the main strategies of its improvement in the FENTU Pacific Institute of Policy and Law

Текст научной работы на тему «Политология в регионе: проблемы становления профессиональной подготовки»

Электронное периодическое издание «Вестник Дальневосточного государственного технического университета» 2009 год № 1 (1)

23.00.00 Политические науки

УДК 378.2

С.К.Песцов

Песцов Сергей Константинович - д-р полит. наук, доцент, зав.кафедрой политических процессов ДВГТУ. E-mail: skpfox@mail.ru

ПОЛИТОЛОГИЯ В РЕГИОНЕ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Рассматривается история становления российской политологии как научной дисциплины и направления профессиональной подготовки. Автор анализирует проблемы профессиональной подготовки политологов на региональном уровне и основные направления ее совершенствования, развивающиеся в Тихоокеанском институте политики и права ДВГТУ.

Ключевые слова: политология, профессиональная подготовка, преподавание политологии в региональных высших учебных заведениях.

Sergey K. Pestsov

POLITICAL SCIENCE IN THE REGION: PROBLEMS OF PROFESSIONAL

EDUCATION

The article covers the short history of the emergence and development of political science as a branch of scientific knowledge and professional education in modern Russia. The author analyzes the problems of political education on the regional level and describes the main strategies of its improvement in the FENTU Pacific Institute of Policy and Law.

Key words: political science, professional education, professional political education in regions.

Со времени официального признания в России политологии как науки и

направления профессиональной деятельности не прошло еще и двадцать лет. За

это короткое время отечественная политология успела пережить краткий пери-

101

од своего расцвета и вступить в полосу серьезных испытаний, связанных с кризисом общественного признания и собственной содержательной самоидентификацией.

Процесс становления российской политологии происходил в довольно специфических условиях и отличался рядом особенностей. Ее появление в образовательных программах российских вузов изначально обусловливалось вовсе не назревшими потребностями реальной общественно-политической жизни. В период радикальных общественных трансформаций конца 80-х - начала 90-х гг. ХХ в. политология приходит на смену целой группе традиционных советских пропагандистско-воспитательных дисциплинам: «научному коммунизму», «истории КПСС», «политэкономии». Одна из важных ее задач заключалась в том, чтобы занять массу вузовских «обществоведов», обеспечив их лояльность переменам, а также воспроизвести в новых формах систему гражданского воспитания, базирующуюся на демократических ценностях. Содержательное наполнение политологии как общеобразовательной дисциплины осуществлялось путем прямого заимствования теоретически обобщенного западного опыта политической практики, а стихийная «переподготовка» обществоведов, особенно в регионах, происходила с помощью случайным образом найденных американских или европейских учебников.

Однако вскоре, вслед за появлением в высшей школе «общеобразовательной» политологии, расширяющаяся российская практика демократических выборов привела к образованию рыночной ниши, где оказались востребованными специалисты, обладающие определенными (хотя и достаточно узкими) профессиональными знаниями и умениями политологического профиля. Примерно с середины 1990-х гг. наступает краткий миг торжества политических технологов как значимых субъектов избирательных кампаний разного уровня. И хотя необходимые для этой деятельности знания также первоначально черпались из зарубежных источников, необходимость их практического применения в конкретных условиях отечественной практики вела к ускоренной «русификации» заимствованных методик, накоплению эмпирического опыта и его теоре-

тическому осмыслению. Практическая востребованность политических технологов, а также аура таинственности и значимости, которую они же вокруг себя и создавали, привели к повышению в общественном сознании престижа политологии как отрасли специальных знаний и выгодной (статусной, высокооплачиваемой, интересной и т.д.) профессии. Именно в это время в центре и регионах стали открываться образовательные программы подготовки специалистов-политологов. Спрос на них оказался столь высок, что даже в условиях растущей конкуренции вузы без труда набирали достаточное число абитуриентов не только на бюджетные, но и на коммерческие места.

В течение первых пятнадцати лет в стране появляется более 40 политологических факультетов, отделений и выпускающих кафедр. Общее число кафедр политологического профиля в российских вузах к середине 2005-2006 гг. приблизилось к 300 с 2000 работающих на них преподавателях. Ежегодный прием абитуриентов на политологические специальности составлял по стране около 1500 человек. Стремительно увеличивался объем издаваемых учебников, учебных пособий и монографий. Возникали специализированные периодические научные издания. В диссертационных советах множилось количество защищаемых кандидатских и докторских диссертаций по политическим наукам. К 2002 г. число аспирантов-политологов выросло до 1341 человека, докторантов -до 73. В 2004 г. ежегодный прием в политологические аспирантуры увеличился почти в 4 раза (с 134 до 510 человек) по сравнению с 1995 г. [1, с. 303-306].

Однако стихийно возникшая ниша рыночных потребностей в специали-стах-политологах с самого начала была не очень широкой, ограничиваясь в основном сферой организации и проведения избирательных кампаний. И потому обозначившаяся вскоре устойчивая тенденция сужения конкурентного электорального пространства (отмена ряда выборов, их хронологическая унификация и т.п.) не могла не обернуться нарастающим ограничением спроса на специали-стов-политологов. Не успев еще внутренне дифференцироваться и в полной мере оформиться, профессия стала терять свой практический смысл. Ситуация

усугублялась еще и тем, что за эти годы в сфере российской политики так и не

103

сформировалась новая культура профессиональной деятельности, которая требовала бы включения в процессы выработки политических решений, управления политическими процессами и общественными отношениями людей, обладающих профессиональными знаниями. Отсутствие такой культуры, которая, кстати, и стала питательной почвой политической науки на Западе, не позволяла рассчитывать на расширении сферы возможного приложения сил и специальных знаний, которыми пытаются вооружать своих выпускников многочисленные отделения и факультеты политологии российских вузов.

На региональном уровне все трудности своего становления молодая российская политическая наука переживала в гипертрофированных масштабах. Изначально более слабый общий уровень профессиональной подготовки спе-циалистов-обществоведов был усугублен падением престижа преподавательской работы и значительным сокращением притока молодых кадров в трудные 1990-е гг. Большая часть профессорско-преподавательского состава политологических кафедр региональных вузов, сумев освоить теоретические азы новой для них науки, в то же время оказалась не способной включиться в далекую от академических правил первоначальную российскую практику избирательных сражений. Политология на кафедрах почти не соприкасалась с региональной политической практикой, куда устремились люди молодые, амбициозные и, чаще всего, не обремененные фундаментальными знаниями. В этой ситуации и академическая политология в регионах, ограниченная в профессиональной коммуникации, зарубежных контактах и доступе к литературе, развивалась замедленными темпами и «практическая» региональная политология, где преобладали не имеющие серьезной подготовки специалисты, вынуждена была сдавать позиции под натиском профессиональных консультантов из центра. А объективная ограниченность сферы приложения сил обостряла конкуренцию (за абитуриентов и кандидатов-клиентов) среди региональных политологов, препятствуя формированию действительно профессиональных сообществ.

Не удивительно, что дискуссии о содержании, целях, задачах и перспективах отечественной политологии и политологического образования начали

104

разворачиваться уже с начала 2000 г., когда российской политологии находилась еще на взлете [3]. Голоса оптимистов в этой дискуссии с самого начала звучали слабее голосов скептиков, а в последние годы стали и вовсе редкостью. Даже представители той немногочисленной группы профессиональных политологов, которые сумели найти свою нишу в институтах (или среди них) российской власти, рассуждают о перспективах отечественной политологии чрезвычайно осторожно. Преобладание пессимистических настроений среди отечественных политологов вполне объяснимо. Для этого достаточно обратить внимание на устойчивую тенденцию сокращения доли студентов политологических факультетов российских вузов, наметившуюся еще в 2002 г., в то время как общая численность студентов гуманитарно-социальных специальностей продолжала увеличиваться [2]. Сегодня, когда углубляющийся финансовоэкономический кризис проявляет себя в разных сферах общественной жизни, включая и систему высшего профессионального образования, такие настроения только усиливаются. Кроме очевидных и прямых негативных последствий (замораживание или даже сокращение уровня бюджетных расходов на образование), кризис с неизбежностью обострит ряд наметившихся для образовательной системы неблагоприятных тенденций («демографический провал»). Все эти факторы, по мнению большинства специалистов, самым серьезным образом могут сказаться в первую очередь на «молодых» гуманитарных специальностях (профессиях), которые еще не успели утвердиться в качестве значимых в общественном сознании, в представлениях государственных чиновников и большинства рыночных субъектов.

В настоящее время в Приморском крае действуют три основных центра, осуществляющих профессиональную подготовку специалистов-политологов. Первым набор на эту специальность начал Дальневосточный государственный университет, обладавший на тот момент наиболее прочными традициями гуманитарного образования и кадрами. В 1991 г. здесь создается факультет политологии, преобразованный позднее в факультет политических наук и социального

управления в структуре Владивостокского института международных отноше-

105

ний (ВИМО) ДВГУ. Через четыре года в ДВГУ начинает работу специализированный диссертационный совет политологического профиля. В 1996 г. подготовка политологов была открыта в Тихоокеанском институте политики и права (ТИПП) Дальневосточного государственного технического университета. С 2001 г. набор абитуриентов на эту специальность начинает и Институт международных отношений (ныне Институт международных отношений и социальных технологий - ИМОСТ) Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. Первоначально все эти учебные заведения опирались на сходные стратегии, акцентирующие внимание на общетеоретической образовательной подготовке и нормативной стороне политической науки, а также на установление и расширение контактов с профильными зарубежными университетами с целью заимствования профессиональных знаний и опыта организации образовательного процесса.

Не случайно в качестве основной и единственной специализации в рамках подготовки специалистов-политологов в Тихоокеанском институте политики и права ДВГТУ была избрана специализация «политолог-юрист». Этот выбор отвечал духу времени. С одной стороны, приставка «юрист», несмотря на некоторую сомнительность данного симбиоза, была призвана облегчить адаптацию новой профессии в общественном мнении, увеличить ее привлекательность и создать видимость страховки для будущего трудоустройства выпускников. С другой, этот ход соответствовал достаточно распространенным в среде вузовских специалистов-политологов представлениям о доминирующей значимости нормативно-юридической стороны политических процессов и явлений. Нельзя сказать, что такая стратегия являлась совершенно неправильной или никак не способствовала развитию политической науки на региональном уровне. За годы, прошедшие с момента начала подготовки политологов в ТИПП ДВГТУ, была проделана серьезная работа по теоретическому и методическому обеспечению учебного процесса, накоплен полезный практический опыт организации специализированной образовательной деятельности. Все это обеспечило необходимый фундамент для сегодняшнего перехода к новой стратегии под-

106

готовки профессиональных политологов, соответствующей современным возможностям, условиям и вызовам.

Стратегия модернизации профессиональной подготовки специалистов-политологов предполагает превращение ТИПП ДВГТУ в современное образовательное учреждение, опирающееся в своей деятельности на инновационные образовательные технологии, способное гибко и оперативно реагировать на перемены общественной конъюнктуры и потребности рынка труда, вооружающее своих выпускников уникальными знаниями и умениями. Она опирается на результаты масштабного исследования «Региональный рынок образовательных услуг: современные траектории профессионального роста», инициированного Центром прикладных политических исследований (ЦППИ) - основным исследовательским подразделением факультета политических наук ТИПП ДВГТУ. Определяя ключевые параметры качества образования, позволяющие выпускникам вуза эффективно конкурировать на региональном рынке труда, это исследование позволило четко сформулировать приоритеты современного подхода к организации профессиональной образовательной подготовки. Для факультета политических наук (ФПН) ТИПП таковыми сегодня являются региональная специализация, углубление прикладного (инструментального) характера профессиональной подготовки и индивидуализация образовательного процесса.

Исходя из возможностей и перспектив социально-экономического развития российского Дальнего Востока, учитывая меняющиеся геополитические реалии и возрастающий интерес федерального центра к расширению сотрудничества и интеграции в быстро развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион, факультет политических наук ТИПП ДВГТУ перестраивает свою образовательную деятельность таким образом, чтобы профессиональная подготовка его выпускников соответствовала динамично меняющимся региональным потребностям. Соответствующая языковая и юридическая подготовка, знание экономической, политической и культурной специфики, способность ориентироваться в региональной конъюнктуре призваны помочь его выпускникам не только найти

свое место на региональном рынке труда, но и успешно адаптироваться к происходящим на нем переменам.

Другим, не менее важным, приоритетом сегодняшней деятельности ТИПП становится переориентация с преимущественно теоретического образования на укрепление прикладного характера профессиональной подготовки. Это означает, во-первых, подведение под образовательный процесс прочного фундамента практической научно-исследовательской работы, соответствующей общественным потребностям и имеющей реальный социально-экономический эффект. Интенсификация такой работы способствует качественному росту преподавательских кадров и укреплению содержательного качества образования. А вовлечение в такую работу на самых ранних стадиях студентов ФПН ТИПП позволяет вооружать их необходимыми для профессионального роста навыками и умениями. В настоящее время координационным центром научной деятельности института является Центр прикладных политических исследований (ЦППИ) ТИПП. Им реализуется целый ряд разных по масштабам научных программ, включая мониторинг региональных рынков, анализ социальной напряженности и конфликтных ситуаций, исследование региональной политической динамики и информационного пространства. Разрабатываются проекты инициативных международных исследований по проблемам региональной безопасности и интеграционного сотрудничества в АТР. Студенты разных курсов не только являются активными и полноправными участниками всех этих проектов, но и имеют возможность, опираясь на материальную и информационную базу ЦППИ, реализовывать собственные научные разработки.

Значимым элементом стратегии укрепления прикладного характера образовательной подготовки в ТИПП является увеличение в учебных программах большинства специальностей доли практических и тренинговых методик обучения. В меняющихся учебных планах подготовки политологов большая часть дисциплин и учебных курсов интегрируется в кластеры, призванные в конечном итоге вооружить студентов конкретными практическими навыками и умениями аналитической работы, организационного строительства, прогнозирова-

108

ния социально-политических процессов и управления конфликтными ситуациями. Процесс обучения на факультете строится так, чтобы одновременно с получением специальных знаний студенты имели возможность развивать и совершенствовать способности социальных коммуникаций, публичной риторики, подготовки документов, позволяющие им добиваться успеха не только в одной узкой сфере деятельности, но и адаптироваться к меняющимся условиям региональной профессиональной конъюнктуры. Эта же задача решается и посредством расширяющегося включения в образовательный процесс специалистов-практиков из числа ведущих региональных политиков, представителей органов государственной и муниципальной власти, руководителей бизнеса и некоммерческих структур. Благодаря этому студенты получают возможность уже во время учебы включаться в решение практических профессиональных задач, более четко определять свои будущие профессиональные ориентации и круг необходимых для этого знаний, умений и навыков.

Еще одним достаточно важным приоритетом современной стратегии развития ФПН ТИПП является индивидуализация образовательной подготовки, смыслом которой является выявление и развитие способностей каждого студента, создание условий для реализации ими наиболее эффективных траекторий профессионального роста.

Безусловно, все перечисленное выше далеко не исчерпывает круг тех возможностей, которые могут и должны использоваться сегодня для укрепления общественной востребованности и престижа политологии как профессии. Не все здесь зависит исключительно от специалистов-политологов, работающих в вузах. Однако один важный факт вполне очевиден. Профессия политолога в нашей стране уже не является чем-то неведомым и экзотическим. Сотни выпускников политологических кафедр и факультетов нашли практическое применение полученным знаниям. Понимание важности профессионализации российской политики пусть медленно, но происходит. И если вузовские системы профессиональной политологической научатся гибко и оперативно реагировать на меняющиеся общественные потребности, то политологическое образо-

109

вание, в том числе и на региональном уровне, будет только укреплять свои позиции.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Образование в России. Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 2003. 414 с.

2. Образование в Российской Федерации. М.: Минобразования России, ГУ-Высшая школа экономики, Центр исследований и статистики, 2003. 255 с.

3. Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России. Аналитический доклад / под ред. Л.Г.Ионина. М.: Логос, 2001. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.