Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МОДЕРНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ'

К ВОПРОСУ О МОДЕРНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
основное общее образование / среднее общее образование / гражданское воспитание школьников / модернизация образования / модернизация гражданского воспитания / basic general education / secondary general education / civic education of schoolchildren / modernization of education / modernization of civic education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.В. Симонян

На страницах данной статьи производится рассмотрение некоторых, могущих быть реализованными сегодня аспектов модернизации гражданского воспитания как части системы российского общего образования. Перед началом разговора об основном предмете исследуется текущее состояние гражданского воспитания в нашей стране. На основании его результатов делается вывод о необходимости теоретико-методологического обоснования совершенствования этой составляющей системы школьного образования и поиска оптимальных путей его функционирования в современном российском обществе. Далее даётся сущностная характеристика данного феномена. Раскрываются наиболее существенные черты, которыми на сегодняшний день должен характеризоваться соответствующий процесс. Затем демонстрируется система гражданского воспитания, могущая быть реализованной на стадии развития образования, характерной для современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF MODERNIZATION OF CIVIC EDUCATION IN RUSSIAN GENERAL EDUCATION

In the paper, some civic education as part of the Russian general education system modernization aspects that can be implemented today are considered. Before starting a conversation about the main subject, the Russian civic education in current development stage is investigated. Based on its results, it is concluded that there is a need for theoretical and methodological substantiation of this school education system component improvement and the search for optimal ways of its functioning in modern Russian society. This phenomenon’s essential characteristics are given. The most significant features that should characterize the relevant process today are revealed. The system of civic education is demonstrated, which can be implemented at the education development stage characteristic of modern Russia.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МОДЕРНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ»

8. Mirzoeva F.R. Formirovanie umenij v sisteme universal'nyh kompetencij v processe izucheniya inostrannogo yazyka v aspiranture. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 49-51.

9. Danielyan N.V. Racional'nost ispol'zovaniya IKT pri obuchenii inostrannym yazykam. 'Ekonomicheskie i social'no-gumanitarnye issledovaniya. 2022; № 2 (34): 206-213.

10. Klarin M.V. Innovacionnye modeli obucheniya: issledovanie mirovogo opyta. Moskva: Luch, 2016.

11. Fominyh N.Yu. Ob innovacionnyh podhodah k nauchno-pedagogicheskomu issledovaniyu. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2021; № 5: 21-25.

Статья поступила в редакцию 04.03.23

УДК 378

Simonyan A.V., postgraduate, Department of Coordination of Research and Innovation and Project Activities in the specialty, Master's and postgraduate studies,

Pyatigorsk State University (Pyatigorsk, Russia), E-mail: ooo_druzhba@list.ru

ON THE ISSUE OF MODERNIZATION OF CIVIC EDUCATION IN RUSSIAN GENERAL EDUCATION. In the paper, some civic education as part of the Russian general education system modernization aspects that can be implemented today are considered. Before starting a conversation about the main subject, the Russian civic education in current development stage is investigated. Based on its results, it is concluded that there is a need for theoretical and methodological substantiation of this school education system component improvement and the search for optimal ways of its functioning in modern Russian society. This phenomenon's essential characteristics are given. The most significant features that should characterize the relevant process today are revealed. The system of civic education is demonstrated, which can be implemented at the education development stage characteristic of modern Russia.

Key words: basic general education, secondary general education, civic education of schoolchildren, modernization of education, modernization of civic education

А.В. Симонян, аспирант, Департамент координации научно-исследовательской и инновационно-проектной деятельности в специалитете,

магистратуре и аспирантуре ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск, E-mail: ooo_druzhba@list.ru

К ВОПРОСУ О МОДЕРНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

На страницах данной статьи производится рассмотрение некоторых, могущих быть реализованными сегодня аспектов модернизации гражданского воспитания как части системы российского общего образования. Перед началом разговора об основном предмете исследуется текущее состояние гражданского воспитания в нашей стране. На основании его результатов делается вывод о необходимости теоретико-методологического обоснования совершенствования этой составляющей системы школьного образования и поиска оптимальных путей его функционирования в современном российском обществе. Далее даётся сущностная характеристика данного феномена. Раскрываются наиболее существенные черты, которыми на сегодняшний день должен характеризоваться соответствующий процесс. Затем демонстрируется система гражданского воспитания, могущая быть реализованной на стадии развития образования, характерной для современной России.

Ключевые слова: основное общее образование, среднее общее образование, гражданское воспитание школьников, модернизация образования, модернизация гражданского воспитания

Актуальность темы, выбранной для рассмотрения в рамках настоящей статьи, состоит в том, что сегодня в России фиксируются кризисные явления в области гражданского воспитания (В.В. Гаврилюк, А.В. Голев, С.В. Дармодехин, Э.Д. Днепров, Е.А. Краснова). Это, в свою очередь, объясняется последовавшей за распадом Советского Союза фактической ликвидацией воспитательной составляющей отечественного образования [1, с. 78]. Естественным последствием такой образовательной политики первых лет новой России стал дефицит гражданственности [2, с. 26]. Подобная ситуация во многом сохраняется по сей день [3, с. 65]. Критичность положения способствует повышенному вниманию к данной проблематике со стороны педагогов-исследователей и практиков (Д.А. Егоров, С.В. Куликова, А.А. Лаптев, В.И. Лесняк, Б.Т. Лихачев, О.Н. Смолин). Вместе с тем анализ существующих на сегодняшний день публикаций позволяет выделить следующие противоречия:

- между объективной необходимостью дальнейшей теоретической разработки вопросов модернизации гражданского воспитания в нашей стране и пока недостаточной изученностью ряда аспектов соответствующей проблемы в современной педагогике;

- между сохраняющейся актуальностью многих концепций гражданского воспитания, сформировавшихся ещё в недрах советской педагогики, и отсутствием их всестороннего осмысления в контексте современных инновационной и цифровой образовательных парадигм.

Таким образом, необходимым на сегодняшний день представляется теоретико-методологическое обоснование совершенствования гражданского воспитания (А.В. Беляев, Е.Л. Власова, А.С. Гаязов, М.В. Николаев) [4, с. 5-6]. Актуальным остаётся также поиск оптимальных путей его функционирования в инновационном, информационном обществе, характеризующемся интенсификацией большинства процессов социальной, политической, экономической и культурной жизни [5, с. 34].

Вышеописанные тенденции в развитии отечественного образования позволили сформулировать цель статьи - рассмотреть некоторые, могущие быть реализованными сегодня аспекты модернизации гражданского воспитания как части системы российского общего образования.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:

- дать сущностную характеристику феномена гражданского воспитания;

- раскрыть наиболее существенные черты, которыми на сегодняшний день должен характеризоваться соответствующий процесс;

- продемонстрировать систему гражданского воспитания, могущую быть реализованной на стадии развития образования, характерной для современной России.

Решению указанных задач способствовало использование следующих методов:

- анализ специальной литературы, затрагивающей соответствующую проблематику;

- рефлексия педагогического опыта автора.

Научная новизна исследования заключается в демонстрации ряда аспектов гражданского воспитания, могущих быть воплощёнными на практике в настоящее время.

Его теоретическая значимость состоит в раскрытии наиболее существенных черт, которыми на сегодняшний день должен характеризоваться успешный процесс гражданского воспитания.

Практическая значимость статьи состоит в том, что на её страницах продемонстрирована система гражданского воспитания, могущая быть реализованной на стадии развития образования, характерной для современной России.

Интересующий нас феномен представляет собой систематическую деятельность по формированию качеств, необходимых гражданину (М.И. Банников, Ю.П Галанин, Ф.П Кумбс, В.А. Лекторский, Б.И. Пружинин) [6, с. 113-114]. В число таких качеств входят:

- высокий уровень правовой и политической культуры;

- патриотизм;

- уважение к традициям, обычаям и роли в истории России всех населяющих её народов (А.М. Ваулин, А.С. Волков, А.С. Гаязов, Д.А. Егоров, Е.А. Краснова, В.А. Лекторский) [7, с. 50-51].

Как уже говорилось во вводной части настоящей статьи, начиная с последнего десятилетия XX в., в связи с реформированием экономической системы и построением гражданского общества фиксируется кризис системы гражданского воспитания. Его возникновение обусловлено противоречием. С одной стороны, существует потребность в формировании гражданина, конкурентоспособного в современных условиях, с другой - наблюдается фактическая ликвидация сегмента образовательной системы, который мог бы обеспечить достижение соответствующих результатов в части духовно-нравственных качеств [8, с. 88-89].

В новых условиях само понятие гражданственности трактуется иначе, чем на предыдущих этапах развития отечественной образовательной системы. Большинство современных российских педагогов склонны понимать её как ин-

тегральное личностное образование. Последнее включает следующие основные элементы:

- интернациональная, духовно-нравственная и правовая культура;

- доверие и уважение к согражданам;

- внутренняя свобода личности при достаточном уровне её дисциплинированности (А.В. Беляев, А.С. Грязнов, Н.В. Николаев, К.Б. Семёнов, А.С. Семёнова, ГН. Филонов, И.В. Хлызова) [2, с. 27-28].

Система воспитания, направленная на формирование личности, характеризующейся подобными качествами, должна включать совокупность целей -функций [1, с. 79]. Эти, последние, формируются с учётом возрастных возможностей усвоения обучающимися общечеловеческих и общегражданских идей обучающимися.

Рассматриваемая система включает содержание и формы гражданского воспитания учащихся в пространстве школы, а также общественных и внешкольных организаций при активном участии СМИ [4, с. 6-7]. Соответственно, можно с определённой долей уверенности говорить о четырёх направлениях её реализации (табл. 1).

Таблица 1

Направления реализации стратегии гражданского воспитания

Таблица 3

Структура системы гражданского воспитания

Наименование

Общественно-государственное информирование школьников [6, с. 115]

Воспитательная работа, предусматривающая широкое использование торжественной символики, такой как, например, флаг герб, гимн или памятные даты

Государственно воспитывающие меры

Гражданско-ориентированная работа в пространстве ОО, включающая введение гражданской тематики в процесс освоения различных дисциплин, изучение регионального компонента таких предметов, как литература, история или обществознание, целенаправленное формирование гражданских компетенций обучающихся, привлечение школьников к самоуправлению ОО, проведение воспитательных занятий (Ш.А. Амона-швили, А.С. Грязнов, ГН. Филонов) [5, с. 38]

Функции гражданского воспитания

Функция Роль в системе гражданского воспитания

Образовательная Реализация данной функции способствует развитию у обучающихся системы убеждений, ответственности, а также совокупности гражданских и общечеловеческих приоритетов [11, с. 126-127]

Воспитательная Реализуется в ходе общественно-гражданской деятельности, способствует формированию патриотизма и ряда важных морально-политических качеств

Развивающая Способствует развитию политического мышления школьников, значит, системы умений и навыков, связанных с эффективным противостоянием возможному манипулированию со стороны деструктивных сил [12, с. 135]

Данной системе присущи определённые противоречия. Последние связаны с ретроградными проявлениями воспитания гражданственности, которые диссонируют с современными потребностями российского общества (В.П Афанасьев, А.М. Байбаков, Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, И.А. Соловцова) [9, с. 155-156]. Действенными механизмами их разрешения являются:

- разработка системы прогрессивных ценностей и идеалов;

- глубокая модернизация системы гражданского воспитания;

- ревизия его содержательной стороны [10, с. 170].

С вышеперечисленными механизмами связаны функции гражданского воспитания (табл. 2).

Компоненты Правовое воспитание

Гуманистическое воспитание

Поликультурное воспитание

Патриотическое воспитание [11, с. 129]

Подходы Личностно ориентированный

Системный

Механизмы Словесное воздействие

Зрительное воздействие [7, с. 53]

Способы Учебные занятия по истории, обществознанию и граждановедению

Театрализованные представления

Экскурсии во властные и юридические учреждения

Классные часы

Демонстрация положительных образов

Средства Учебники и учебные пособия [8, с. 90]

Агенты по выработке регулятивов Министерство образования РФ

Министерства образования субъектов РФ

Органы местного самоуправления

Федеральное агентство по делам молодёжи

Федеральная служба по надзору в сфере образования

Критерии сформированности гражданского сознания Интеллектуальный

Оценочно-эмоциональный

Мировоззренческий

Поведенческий [12, с. 138]

Результат Достижение гражданской зрелости, определяемое такими показателями, как чувство патриотизма, гражданская воспитанность, гражданская сознательность, общественная активность, политическая грамотность, практическое участие в общественном самоуправлении

Таблица 2

Структура предлагаемой системы гражданского воспитания школьников представлена в табл. 3.

Таким образом, мы можем с определённой долей уверенности констатировать: на сегодняшний день необходимым представляется теоретико-методологи-

Библиографический список

ческое обоснование совершенствования гражданского воспитания. Актуальным остаётся также поиск оптимальных путей его функционирования в инновационном, информационном обществе, характеризующемся интенсификацией большинства процессов его социальной, политической, экономической и культурной жизни. Интересующий нас феномен представляет собой систематическую деятельность по формированию качеств, необходимых гражданину В число таких качеств входят следующие: высокий уровень правовой и политической культуры; патриотизм; уважение к традициям, обычаям и роли в истории России всех населяющих её народов. Система воспитания, направленная на формирование личности, характеризующейся подобными качествами, должна включать совокупность целей - функций. Последние формируются с учётом возрастных возможностей усвоения обучающимися общечеловеческих и общегражданских идей. Рассматриваемая система также включает содержание и формы гражданского воспитания учащихся в пространстве школы, общественных и внешкольных организаций при активном участии СМИ. Соответственно, можно с определённой долей уверенности говорить о четырёх направлениях её реализации: общественно-государственном информировании школьников; воспитательной работе, предусматривающей широкое использование торжественной символики; государственно воспитывающих мерах; гражданско-ориентированной работе в пространстве ОО.

Этой системе присущи определённые противоречия. Последние связаны с ретроградными проявлениями воспитания гражданственности, которые диссонируют с современными потребностями российского общества. Действенными механизмами их разрешения являются следующие: разработка системы прогрессивных ценностей и идеалов; глубокая модернизация системы гражданского воспитания; ревизия его содержательной стороны. С вышеперечисленными механизмами связаны образовательная, воспитательная и развивающая функции гражданского воспитания.

Бойко Л.Л., Лезина В.В. Доктринально-идеологическая сфера российского образования: генезис и перспективы. Пятигорск: ПГЛУ, 2013.

Борщ А.А. Основные пути и условия повышения эффективности процесса формирования ценностных ориентаций курсантов в военном институте ВНГ РФ. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 26-28.

Лихачев Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания. Педагогика. 2007; № 9: 60-65.

Алехин И.А., Белянский А.А. Воспитание нравственно-волевой устойчивости у военнослужащих. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 5-7.

5. Шеховская Н.Л., Шумакова И.А., Ефимова А.П Генезис идеи гражданского воспитания в отечественной педагогике. Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019; Т. 5; № 1: 33-40.

6. Козлов М.А. Основы гражданско патриотического воспитания. Символ науки. 2019; № 4: 113-115.

7. Панин Д.Ю. Воспитание гражданина-патриота: теоретический аспект. Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021; № 4: 49-56.

8. Николаев М.В. Основные факторы гражданского воспитания учащихся. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 3 (94): 88-90.

9. Болдырев И.И., Комаровская Е.П. Модель воспитания гражданских качеств подростков. Казанский педагогический журнал. 2020; № 3: 155-160.

10. Зембатова Л.Т. Проблема формирования национального самосознания младших школьников в условиях региона. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 169-171.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Новожилова Т.Н. Формирование ценностных ориентаций студентов вуза культуры в контексте их профессиональной подготовки. Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2021; № 1 (40): 122-132.

12. Скобина Е.А., Севастьянова Е.В. Опыт патриотического воспитания студентов вуза: структурные компоненты и содержательное наполнение. Педагогика и просвещение. 2018; № 4: 131-140.

References

1. Bojko L.L., Lezina V.V. Doktrinal'no-ideologicheskaya sfera rossijskogo obrazovaniya: genezis iperspektivy. Pyatigorsk: PGLU, 2013.

2. Borsch A.A. Osnovnye puti i usloviya povysheniya 'effektivnosti processa formirovaniya cennostnyh orientacij kursantov v voennom institute VNG RF. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 26-28.

3. Lihachev B.T. Nacional'naya ideya i soderzhanie grazhdanskogo vospitaniya. Pedagogika. 2007; № 9: 60-65.

4. Alehin I.A., Belyanskij A.A. Vospitanie nravstvenno-volevoj ustojchivosti u voennosluzhaschih. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 5-7.

5. Shehovskaya N.L., Shumakova I.A., Efimova A.G. Genezis idei grazhdanskogo vospitaniya v otechestvennoj pedagogike. Nauchnyj rezul'tat. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2019; T. 5; № 1: 33-40.

6. Kozlov M.A. Osnovy grazhdansko patrioticheskogo vospitaniya. Simvol nauki. 2019; № 4: 113-115.

7. Panin D.Yu. Vospitanie grazhdanina-patriota: teoreticheskij aspekt. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspekt. 2021; № 4: 49-56.

8. Nikolaev M.V. Osnovnye faktory grazhdanskogo vospitaniya uchaschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 3 (94): 88-90.

9. Boldyrev I.I., Komarovskaya E.P. Model' vospitaniya grazhdanskih kachestv podrostkov. Kazanskijpedagogicheskijzhurnal. 2020; № 3: 155-160.

10. Zembatova L.T. Problema formirovaniya nacional'nogo samosoznaniya mladshih shkol'nikov v usloviyah regiona. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 169-171.

11. Novozhilova T.N. Formirovanie cennostnyh orientacij studentov vuza kul'tury v kontekste ih professional'noj podgotovki. Kultura i obrazovanie: nauchno-informacionnyjzhurnal vuzov kul'tury i iskusstv. 2021; № 1 (40): 122-132.

12. Skobina E.A., Sevast'yanova E.V. Opyt patrioticheskogo vospitaniya studentov vuza: strukturnye komponenty i soderzhatel'noe napolnenie. Pedagogika iprosveschenie. 2018; № 4: 131-140.

Статья поступила в редакцию 10.03.23

УДК 378

Magin V.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Educational Technologies of Physical Culture and Sports,

North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: bkulis03@bk.ru

Batchayeva K.Kh-D, senior teacher, Department of TOFC and Tourism, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliyev (Karachayevsk, Russia),

E-mail: bkulis03@bk.ru

Sokolov P.R., postgraduate, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: bkulis03@bk.ru

SPORTS VOLUNTEERING AS A WAY TO ATTRACT STUDENTS TO A HEALTHY LIFESTYLE. The life of modern student youth is a very significant stage at the personality formation path. On the other hand, this life period carries stressful situations, because when students enter higher education institutions, they have more freedom, which in turn confronts them with bad habits, such as drinking alcoholic beverages, taking narcotic substances, smoking, and lack of mobility. Such negative factors entail a negative trend in the development of the younger generation health, which affects their healthy lifestyle. In order to avoid self-destruction, as well as for the sake of preserving and strengthening the health of students in higher educational institutions, it is necessary to attract students to volunteer activities and through this, the latter, to form their representatives' ideas about a healthy lifestyle through sports volunteering.

Key words: volunteering, sports volunteering, healthy lifestyle, health, student youth

В.А. Магин, д-р пед. наук, проф., зав. каф. образовательных технологий физической культуры и спорта ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский

федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: bkulis03@bk.ru

К.Х-Д. Батчаева, ст. преп., ФГБОУ ВО Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск,

E-mail: bkulis03@bk.ru

П.Р. Соколов, аспирант, НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва, E-mail: bkulis03@bk.ru

СПОРТИВНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО КАК СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Жизнь современной студенческой молодёжи представляет собой весьма значимый этап на пути становления личности. С другой стороны, этот период жизни несёт в себе стрессовые ситуации, поскольку при поступлении в высшие учебные заведения у студентов появляется больше свободы, что, в свою очередь, сталкивает их с вредными привычками, такими как распитие алкогольных напитков, принятие наркотических веществ, курение, малоподвижность. Подобные негативные факторы несут в себе отрицательную тенденцию, сказывающуюся на их здоровом образе жизни. Во избежание саморазрушения, а также ради сохранения и укрепления здоровья обучающихся в высших учебных заведениях страны необходимо привлечение студенческой молодёжи к занятию волонтёрской деятельностью и посредством этой, последней, - формирование у её представителей представлений о здоровом образе жизни при помощи спортивного волонтёрства.

Ключевые слова: волонтёрская деятельность, спортивное волонтёрство, здоровый образ жизни, здоровье, студенческая молодёжь

Актуальность темы, выбранной для рассмотрения в рамках данной статьи, может быть объяснена двумя тенденциями, фиксирующимися в жизни граждан Российской Федерации на протяжении последних десятилетий.

С одной стороны, спортивная жизнь нашей страны в этот период была неразрывно связана с подготовкой и проведением ряда крупных событий, в том числе международных [1, с. 52]. Их ограниченность во времени и зачастую сравнительно небольшие бюджеты делали целесообразным привлечение спортивных волонтёров на всех этапах организации такого рода мероприятий [2, с. 19-20]. Соответственно, возросла значимость исследований, затрагивающих различные аспекты функционирования соответствующего движения (А.В. Губина, А.В. Кис-ленко, Ю.А. Мельникова) [3, с. 255].

В этой связи важно отметить, что основу контингента его участников составляет учащаяся молодёжь [4, с. 186]. Подобное положение дел естественным образом способствовало актуализации проблем, связанных с активностью её представителей в рамках добровольческой деятельности (Э.Г Адигамова, А.В. Бабаян, З.С. Варфоломеева, РФ. Гатауллина, Е.А. Глазкова, А.З. Минахме-това) [5, с 168].

С другой стороны, особенности функционирования человеческого социума на современном этапе его развития связаны с возникновением некоторых угроз для здоровья его членов (А.В. Бабаян, А.В. Кисленко, Ю.А. Мельникова, М.Н. Ми-гунова, ГМ. Сикорская) [6]. Неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, недостаточная физическая активность, характерная для представителей ряда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.