Научная статья на тему 'СПОРТИВНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО КАК СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ'

СПОРТИВНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО КАК СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
волонтёрская деятельность / спортивное волонтёрство / здоровый образ жизни / здоровье / студенческая молодёжь / volunteering / sports volunteering / healthy lifestyle / health / student youth

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.А. Магин, К.Х-Д. Батчаева, П.Р. Соколов

Жизнь современной студенческой молодёжи представляет собой весьма значимый этап на пути становления личности. С другой стороны, этот период жизни несёт в себе стрессовые ситуации, поскольку при поступлении в высшие учебные заведения у студентов появляется больше свободы, что, в свою очередь, сталкивает их с вредными привычками, такими как распитие алкогольных напитков, принятие наркотических веществ, курение, малоподвижность. Подобные негативные факторы несут в себе отрицательную тенденцию, сказывающуюся на их здоровом образе жизни. Во избежание саморазрушения, а также ради сохранения и укрепления здоровья обучающихся в высших учебных заведениях страны необходимо привлечение студенческой молодёжи к занятию волонтёрской деятельностью и посредством этой, последней, ‒ формирование у её представителей представлений о здоровом образе жизни при помощи спортивного волонтёрства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS VOLUNTEERING AS A WAY TO ATTRACT STUDENTS TO A HEALTHY LIFESTYLE

The life of modern student youth is a very significant stage at the personality formation path. On the other hand, this life period carries stressful situations, because when students enter higher education institutions, they have more freedom, which in turn confronts them with bad habits, such as drinking alcoholic beverages, taking narcotic substances, smoking, and lack of mobility. Such negative factors entail a negative trend in the development of the younger generation health, which affects their healthy lifestyle. In order to avoid self-destruction, as well as for the sake of preserving and strengthening the health of students in higher educational institutions, it is necessary to attract students to volunteer activities and through this, the latter, to form their representatives’ ideas about a healthy lifestyle through sports volunteering.

Текст научной работы на тему «СПОРТИВНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО КАК СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ»

5. Шеховская Н.Л., Шумакова И.А., Ефимова А.Г Генезис идеи гражданского воспитания в отечественной педагогике. Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019; Т. 5; № 1: 33-40.

6. Козлов М.А. Основы гражданско патриотического воспитания. Символ науки. 2019; № 4: 113-115.

7. Панин Д.Ю. Воспитание гражданина-патриота: теоретический аспект. Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021; № 4: 49-56.

8. Николаев М.В. Основные факторы гражданского воспитания учащихся. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 3 (94): 88-90.

9. Болдырев И.И., Комаровская Е.П. Модель воспитания гражданских качеств подростков. Казанский педагогический журнал. 2020; № 3: 155-160.

10. Зембатова Л.Т. Проблема формирования национального самосознания младших школьников в условиях региона. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 169-171.

11. Новожилова Т.Н. Формирование ценностных ориентаций студентов вуза культуры в контексте их профессиональной подготовки. Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2021; № 1 (40): 122-132.

12. Скобина Е.А., Севастьянова Е.В. Опыт патриотического воспитания студентов вуза: структурные компоненты и содержательное наполнение. Педагогика и просвещение. 2018; № 4: 131-140.

References

1. Bojko L.L., Lezina V.V. Doktrinal'no-ideologicheskaya sfera rossijskogo obrazovaniya: genezis iperspektivy. Pyatigorsk: PGLU, 2013.

2. Borsch A.A. Osnovnye puti i usloviya povysheniya 'effektivnosti processa formirovaniya cennostnyh orientacij kursantov v voennom institute VNG RF. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 26-28.

3. Lihachev B.T. Nacional'naya ideya i soderzhanie grazhdanskogo vospitaniya. Pedagogika. 2007; № 9: 60-65.

4. Alehin I.A., Belyanskij A.A. Vospitanie nravstvenno-volevoj ustojchivosti u voennosluzhaschih. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 5-7.

5. Shehovskaya N.L., Shumakova I.A., Efimova A.G. Genezis idei grazhdanskogo vospitaniya v otechestvennoj pedagogike. Nauchnyj rezul'tat. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2019; T. 5; № 1: 33-40.

6. Kozlov M.A. Osnovy grazhdansko patrioticheskogo vospitaniya. Simvol nauki. 2019; № 4: 113-115.

7. Panin D.Yu. Vospitanie grazhdanina-patriota: teoreticheskij aspekt. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspekt. 2021; № 4: 49-56.

8. Nikolaev M.V. Osnovnye faktory grazhdanskogo vospitaniya uchaschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 3 (94): 88-90.

9. Boldyrev I.I., Komarovskaya E.P. Model' vospitaniya grazhdanskih kachestv podrostkov. Kazanskijpedagogicheskijzhurnal. 2020; № 3: 155-160.

10. Zembatova L.T. Problema formirovaniya nacional'nogo samosoznaniya mladshih shkol'nikov v usloviyah regiona. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 169-171.

11. Novozhilova T.N. Formirovanie cennostnyh orientacij studentov vuza kul'tury v kontekste ih professional'noj podgotovki. Kultura i obrazovanie: nauchno-informacionnyjzhurnal vuzov kul'tury i iskusstv. 2021; № 1 (40): 122-132.

12. Skobina E.A., Sevast'yanova E.V. Opyt patrioticheskogo vospitaniya studentov vuza: strukturnye komponenty i soderzhatel'noe napolnenie. Pedagogika iprosveschenie. 2018; № 4: 131-140.

Статья поступила в редакцию 10.03.23

УДК 378

Magin V.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Educational Technologies of Physical Culture and Sports,

North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: bkulis03@bk.ru

Batchayeva K.Kh-D, senior teacher, Department of TOFC and Tourism, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliyev (Karachayevsk, Russia),

E-mail: bkulis03@bk.ru

Sokolov P.R., postgraduate, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: bkulis03@bk.ru

SPORTS VOLUNTEERING AS A WAY TO ATTRACT STUDENTS TO A HEALTHY LIFESTYLE. The life of modern student youth is a very significant stage at the personality formation path. On the other hand, this life period carries stressful situations, because when students enter higher education institutions, they have more freedom, which in turn confronts them with bad habits, such as drinking alcoholic beverages, taking narcotic substances, smoking, and lack of mobility. Such negative factors entail a negative trend in the development of the younger generation health, which affects their healthy lifestyle. In order to avoid self-destruction, as well as for the sake of preserving and strengthening the health of students in higher educational institutions, it is necessary to attract students to volunteer activities and through this, the latter, to form their representatives' ideas about a healthy lifestyle through sports volunteering.

Key words: volunteering, sports volunteering, healthy lifestyle, health, student youth

В.А. Магин, д-р пед. наук, проф., зав. каф. образовательных технологий физической культуры и спорта ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский

федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: bkulis03@bk.ru

К.Х-Д. Батчаева, ст. преп., ФГБОУ ВО Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск,

E-mail: bkulis03@bk.ru

П.Р. Соколов, аспирант, НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва, E-mail: bkulis03@bk.ru

СПОРТИВНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО КАК СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Жизнь современной студенческой молодёжи представляет собой весьма значимый этап на пути становления личности. С другой стороны, этот период жизни несёт в себе стрессовые ситуации, поскольку при поступлении в высшие учебные заведения у студентов появляется больше свободы, что, в свою очередь, сталкивает их с вредными привычками, такими как распитие алкогольных напитков, принятие наркотических веществ, курение, малоподвижность. Подобные негативные факторы несут в себе отрицательную тенденцию, сказывающуюся на их здоровом образе жизни. Во избежание саморазрушения, а также ради сохранения и укрепления здоровья обучающихся в высших учебных заведениях страны необходимо привлечение студенческой молодёжи к занятию волонтёрской деятельностью и посредством этой, последней, - формирование у её представителей представлений о здоровом образе жизни при помощи спортивного волонтёрства.

Ключевые слова: волонтёрская деятельность, спортивное волонтёрство, здоровый образ жизни, здоровье, студенческая молодёжь

Актуальность темы, выбранной для рассмотрения в рамках данной статьи, может быть объяснена двумя тенденциями, фиксирующимися в жизни граждан Российской Федерации на протяжении последних десятилетий.

С одной стороны, спортивная жизнь нашей страны в этот период была неразрывно связана с подготовкой и проведением ряда крупных событий, в том числе международных [1, с. 52]. Их ограниченность во времени и зачастую сравнительно небольшие бюджеты делали целесообразным привлечение спортивных волонтёров на всех этапах организации такого рода мероприятий [2, с. 19-20]. Соответственно, возросла значимость исследований, затрагивающих различные аспекты функционирования соответствующего движения (А.В. Губина, А.В. Кис-ленко, Ю.А. Мельникова) [3, с. 255].

В этой связи важно отметить, что основу контингента его участников составляет учащаяся молодёжь [4, с. 186]. Подобное положение дел естественным образом способствовало актуализации проблем, связанных с активностью её представителей в рамках добровольческой деятельности (Э.Г Адигамова, А.В. Бабаян, З.С. Варфоломеева, РФ. Гатауллина, Е.А. Глазкова, А.З. Минахме-това) [5, с 168].

С другой стороны, особенности функционирования человеческого социума на современном этапе его развития связаны с возникновением некоторых угроз для здоровья его членов (А.В. Бабаян, А.В. Кисленко, Ю.А. Мельникова, М.Н. Ми-гунова, ГМ. Сикорская) [6]. Неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, недостаточная физическая активность, характерная для представителей ряда

профессий, загрязнение окружающей среды, часто - ненадлежащее качество продуктов питания способствуют обострению проблем, связанных с сохранением здоровья населения (Н.И. Захарова, Н.А. Иванова, М.Н. Мигунова, С.С. Петров, Т.И. Петрова, ПМ. Сикорская, С.В. Сырова) [7, с. 135]. Сказанное в первую очередь относится к студентам, которым в скором времени предстоит взять на себя всю ответственность за дальнейшую судьбу нашей Родины [1-15]. Таким образом, вопросы, связанные с рассмотрением спортивного волонтёрства как одного из способов их привлечения к здоровому образу жизни, являются перспективным направлением исследований.

Соответственно, цель нашей статьи - предложить эффективный способ привлечения студенческой молодёжи к ведению здорового образа жизни через участие её представителей в спортивном волонтёрстве.

Поставленной цели соответствуют следующие задачи:

- дать сущностную характеристику понятий «здоровый образ жизни» и «спортивное волонтёрство»;

- изложить результаты анкетирования, проведённого среди представителей учащейся молодёжи в целях выявления их отношения к добровольческой деятельности и здоровому образу жизни;

- описать эффективный подход, который позволит привлечь студентов к его ведению посредством участия в волонтёрской деятельности.

При подготовке статьи использовались такие методы исследования, как анкетирование, анализ его результатов, а равно - изучение литературы, затрагивающей интересующую нас проблематику.

Её научная новизна состоит в разработке современного подхода к организации деятельности спортивных волонтёров, способствующего привлечению их к ведению здорового образа жизни.

Теоретическая значимость состоит в определении направления дальнейших исследований в данной области.

Практическая значимость заключается в том, что авторы предложили инструментарий, позволяющий исследовать и в определённой степени поспособствовать изменению отношения студенчества к здоровому образу жизни и различным формам активности в качестве спортивных волонтёров.

Сегодня известно немало толкований термина «здоровый образ жизни» (Т.А. Андреенко, М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Попова, Е.П. Ткачева, О.С. Шней-дер). Это неудивительно, если учесть, что проблема сбережения собственного здоровья волновала людей с древнейших времён.

Вероятно, освоению человеком и его предками различных форм деятельности, предполагавших использование орудий труда, сопутствовало осознание представителями примитивных сообществ того факта, что уровень развития способностей, от которых зависели шансы на выживание, так или иначе связан с физическими характеристиками [8, с. 126]. Именно поэтому даже в самых примитивных человеческих общностях фиксируются традиции физической подготовки. На данной стадии развития она осуществляется преимущественно в формах обучения конкретным приёмам деятельности, предполагающей приложение физических усилий, танцев и подвижных игр [8, с. 145]. И по сей день исследования в области здорового образа жизни сохраняют свою актуальность (А.В. Духавнева, А.В. Попова, О.С. Шнейдер).

Суммируя существующие подходы, можно с определённой долей уверенности утверждать, что здоровый образ жизни представляет собой систему форм и методов повседневной жизнедеятельности индивида, направленной на укрепление и совершенствование физических характеристик его организма и, соответственно, максимально эффективную реализацию человеком профессиональной и иных видов деятельности (А.В. Духавнева, Н.И. Захарова, Н.А. Иванова, Н.К. Смирнов, ПВ. Сучков, Е.П. Ткачева). Его формирование подразумевает минимизацию влияния социально-экономических, культурных, политических и экологических факторов на результаты активности [9, с. 78-79].

В данном контексте первоочередное внимание следует уделять современному студенчеству [10, с. 63]. Это в основном объясняется двумя причинами (табл. 1).

Таблица 1

Причины, обуславливающие необходимость повышенного внимания

к формированию представлений о ЗОЖ у студенческой молодёжи

№ п/п Формулировка

1. Именно в студенческом возрасте фиксируется интенсификация процессов, связанных с формированием системы ценностей, форм поведения, образа жизни, которым человек будет следовать в дальнейшем [11, с. 212-213]

2. В будущем здоровая студенческая молодёжь с большей вероятностью обеспечит прогрессивное развитие всех сторон жизни Российской Федерации

Теперь перейдём к сущностной характеристике термина «волонтёрская деятельность».

В этой связи прежде всего отметим, что волонтёрские или добровольческие организации представляют собой свободные союзы, в которые входят личности, объединённые общим специальным интересом [5, с. 169]. В качестве основных направлений такой деятельности могут выступать:

- развитие физкультуры и спорта;

- благотворительность;

- помощь пострадавшим при ЧС [4, с. 188].

В нашей стране соответствующее движение получило мощный толчок к развитию в последние годы. Это в первую очередь объясняется их насыщенностью крупными событиями в области физкультуры и спорта, упомянутой во вводной части настоящей статьи [1, с. 54]. Определённое значение также имеет рецепция международного опыта. Наглядным примером интенсификации соответствующих процессов является тот факт, что в ходе организации и проведения чемпионата мира по футболу 2018 г Российская Федерация вошла в топ десяти стран мира по общему числу задействованных волонтёров [2, с. 23-24].

Таким образом, спортивное волонтёрство можно рассматривать как действенное средство, обеспечивающее определённую эффективность процесса формирования ценностных ориентаций в среде учащейся молодёжи [6]. В полной мере сказанное касается складывания у студентов представлений о здоровом образе жизни. В этой связи участник волонтёрского движения может быть представлен как важное звено в цепи между взрослым обществом, заинтересованным в притоке здоровых членов, с одной стороны и средой студенческой молодёжи - с другой [12, с. 111].

Для определения отношения современной учащейся молодёжи к перспективе участия в волонтёрском движении нами был проведён опрос около 100 лиц, обучающихся в ряде вузов г Москвы. Показательными выглядят некоторые его результаты (табл. 2).

Таблица 2

Результаты опроса на предмет отношения представителей студенческой молодёжи к деятельности в качестве волонтёров

Процент респондентов Точка зрения

73 Готовы включиться в деятельность спортивных волонтёров, направленную, в том числе, на пропаганду идей здорового образа жизни

36 Проявляют интерес к соответствующей активности лишь при условии получения коммерческой прибыли

Соответственно, необходимо усилить работу по привлечению учащейся молодёжи к осуществлению волонтёрской деятельности. При этом существенное внимание должно уделяться её морально-нравственной стороне.

Также среди студентов проводился опрос на предмет их отношения к здоровому образу жизни. Соответствующая анкета включала три вопроса:

- «Являетесь ли Вы здоровым?»;

- «Если Вы не являетесь здоровым, какое у Вас заболевание?»;

- «Давно ли у Вас это заболевание?».

Результаты опроса выглядели следующим образом:

- 40% респондентов получили то или иное заболевание во время учёбы в среднем образовательном учреждении;

- около 10% имели некоторые проблемы со здоровьем уже при поступлении в школу, но там они усилились.

Как видим, необходимым является развитие активности волонтёров, направленной на формирование представлений о здоровом образе жизни не только среди студентов, но и школьников. Это, в свою очередь, предполагает улучшение информационного и методического обеспечения соответствующих форм активности [13, с. 79-80]. Спортивным волонтёрам, таким образом, следует овладеть необходимыми знаниями в ряде областей (табл. 3).

Таблица 3

Области, в которых необходимо осуществлять подготовку спортивных волонтёров для их эффективного участия в пропаганде здорового образа жизни

Область Цель подготовки

Социальная психология Практическое применение навыков соответствующей пропаганды

Эффективное проведение мероприятий соответствующей направленности

Привлечение новых волонтёров [10, с. 64]

Системный анализ Объективная оценка результатов собственной деятельности

В связи с вышеизложенным можно представить способ организации соответствующего движения, который будет включать направление деятельности «Здоровый образ жизни и спорт - наше всё».

В таком случае целями волонтёрской деятельности выступают:

- пропаганда занятий физкультурой и спортом (С.Ю. Баринов, В.Н. Егоров, А.А. Яшин) [14, с. 285-286];

- физическое совершенствование студенческой молодёжи.

Достижению данных целей будет способствовать решение следующих задач:

- систематизация факторов, способствующих привлечению к спортивному волонтёрству представителей студенческой молодёжи [15, с. 87];

- обучение волонтёров, которые будут проводить тренинги, спортивные состязания и семинары в высших учебных учреждениях;

- привлечение студентов к участию в акциях, направленных на пропаганду здорового образа жизни и противодействие вредным привычкам (С.Ю. Бари-нов, М.Д. Захарова, А.А. Касаткин, Ж.С. Пупышева А.А. Яшин) [14, с. 288].

Методы деятельности, направленной на решение вышеперечисленных задач включают:

- проведение лекций, направленных на формирование устойчивого стремления к здоровому образу жизни;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- работу «телефона доверия», направленную на оказание консультативной помощи и психологической поддержки;

- организацию «круглых столов» с участием гостей: врачей-наркологов, спортсменов и др.;

- подготовку и публикацию статей в институтских газетах и научных журналах;

- проведение спортивных мероприятий, сопровождаемых таблицей рейтингов, которая поможет простимулировать студентов к дальнейшему участию в них (А.А. Касаткин, Н.С. Климохина, А.А. Левшина, К.Б. Сайназаров) [15, с. 89-90].

На основе вышеизложенного мы можем заключить, что существующие подходы к трактовке понятия «здоровый образ жизни» сводятся к его пониманию как системы форм и методов повседневной жизнедеятельности индивида, направ-

Библиографический список

ленной на укрепление и совершенствование физических характеристик его организма и, соответственно, максимально эффективную реализацию человеком профессиональной и иных видов деятельности.

Формирование навыков такого образа жизни подразумевает минимизацию влияния социально-экономических, культурных, политических и экологических факторов на результаты активности.

В этом контексте первоочередное внимание следует уделять современному студенчеству, что в основном объясняется двумя причинами. Во-первых, в студенческом возрасте фиксируется интенсификация процессов, связанных с формированием системы ценностей, форм поведения, образа жизни, которым человек будет следовать в дальнейшем. Во-вторых, в будущем здоровая студенческая молодёжь с большей вероятностью обеспечит прогрессивное развитие всех сторон жизни Российской Федерации.

Волонтёрские или добровольческие организации представляют собой свободные союзы, в которые входят личности, объединённые общим специальным интересом. В качестве основных направлений такой деятельности могут выступать развитие физкультуры и спорта, благотворительность, а также помощь пострадавшим при ЧС.

В нашей стране соответствующее движение получило мощный толчок к развитию в последние годы. Это в первую очередь объясняется их насыщенностью крупными событиями в области физкультуры и спорта. Определённое значение также имеет рецепция международного опыта.

Соответствующую деятельность можно рассматривать как действенное средство, обеспечивающее определённую эффективность процесса формирования ценностных ориентаций в среде учащейся молодёжи. В полной мере сказанное касается складывания у студентов представлений, касающихся здорового образа жизни.

Необходимым при этом является развитие активности волонтёров, направленной на формирование представлений о здоровом образе жизни среди студентов и школьников. Это, в свою очередь, предполагает улучшение информационного и методического обеспечения соответствующих форм активности.

1. Леднев B.A. Bолонтëр - настоящее лицо Игр в Сочи. Качество образования. 2014; № 3: 52-55.

2. Горлова Н.И. Мир спортивного волонтёрства. Москва: Мосволонтёр, 2018.

3. Краснова М.Ю., Петренко ДА, Сорокопуд ЮБ. Реализация волонтёрских программ в отечественной и зарубежной практике. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 254-256.

4. Краснова М.Ю., Ярычев Н.У Опыт привлечения студенческой молодёжи к спортивному волонтёрству. Проблемы современного педагогического образования. 2022; № 77-1: 186-189.

5. Краснова М.Ю. Теоретические аспекты профессиональной подготовки будущих бакалавров профиля «Спортивный менеджмент» к организации деятельности спортивных волонтёров. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 168-170.

6. Бочкарёв A., Лыткина С.Т. Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента. Available at: https://otherreferats.allbest.ru/ sport/00497624_0.html

7. Соколов П.Р, Ярычев Н.У, Емельянова И.Е. Понятие «здоровый образ жизни» и его формирование у студенческой молодёжи средствами физической культуры. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 135-137.

8. Понамарёв Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. Москва: Физкультура и спорт, 1970.

9. Лапшин B.A. Человеческий потенциал молодёжи как источник социокультурных изменений. Диссертация ... кандидата философских наук. Москва, 2013.

10. Егорова У. Г Формирование культуры здорового образа жизни у студентов в период пандемии. Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2021; Т. 27, № 1: 62-67.

11. Басов Н.Ф. Социальная работа с молодёжью: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа». Москва: Дашков и К°, 2007.

12. Дбдурахманова П.Д., Дйсувакова Т.П., Длексеева Е.Н. Организация образовательного процесса в контексте современных социокультурных реалий. Москва: РосНОУ, 2022.

13. Сухарькова М.П. Обучение олимпийских волонтёров в период пандемии. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022; Bыпуск 1: 79-84.

14. Шагбанов Ф.Р Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа вузах: российский и зарубежный опыт. Образование и право. 2020; № 6: 285-291.

15. Герлах ИБ. Педагогическое управление добровольчеством студентов в системе среднего профессионального образования. Учёные записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. 2021; № 1: 86-98.

References

1. Lednev V.A. Volonter - nastoyaschee lico Igr v Sochi. Kachestvo obrazovaniya. 2014; № 3: 52-55.

2. Gorlova N.I. Mirsportivnogo volonterstva. Moskva: Mosvolonter, 2018.

3. Krasnova M.Yu., Petrenko D.A., Sorokopud Yu.V. Realizaciya volonterskih programm v otechestvennoj i zarubezhnoj praktike. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 254-256.

4. Krasnova M.Yu., Yarychev N.U. Opyt privlecheniya studencheskoj molodezhi k sportivnomu volonterstvu. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2022; № 77-1: 186-189.

5. Krasnova M.Yu. Teoreticheskie aspekty professional'noj podgotovki buduschih bakalavrov profilya «Sportivnyj menedzhment» k organizacii deyatel'nosti sportivnyh volonterov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 168-170.

6. Bochkarev A., Lytkina S.T. Rol' fizicheskoj kul'tury isporta v formirovaniizdorovogo obraza zhiznistudenta. Available at: https://otherreferats.allbest.ru/sport/00497624_0.html

7. Sokolov P.R., Yarychev N.U., Emel'yanova I.E. Ponyatie «zdorovyj obraz zhizni» i ego formirovanie u studencheskoj molodezhi sredstvami fizicheskoj kul'tury. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 135-137.

8. Ponamarev N.I. Vozniknovenie ipervonachal'noe razvitie fizicheskogo vospitaniya. Moskva: Fizkul'tura i sport, 1970.

9. Lapshin V.A. Chelovecheskij potencial molodezhi kak istochnik sociokul'turnyh izmenenij. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 2013.

10. Egorova U.G. Formirovanie kul'tury zdorovogo obraza zhizni u studentov v period pandemii. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya. 2021; T. 27, № 1: 62-67.

11. Basov N.F. Social'naya rabota s molodezh'yu: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, obuchayuschihsya po napravleniyu i special'nosti «Social'naya rabota». Moskva: Dashkov i K°, 2007.

12. Abdurahmanova P.D., Ajsuvakova T.P., Alekseeva E.N. Organizaciya obrazovatel'nogoprocessa v kontekste sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva: RosNOU, 2022.

13. Suhar'kova M.P. Obuchenie olimpijskih volonterov v period pandemii. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Sociologiya. Politologiya. 2022; Vypusk 1: 79-84.

14. Shagbanov F.R. Fizkul'turno-ozdorovitel'naya i sportivno-massovaya rabota vuzah: rossijskij i zarubezhnyj opyt. Obrazovanie i pravo. 2020; № 6: 285-291.

15. Gerlah I.V. Pedagogicheskoe upravlenie dobrovol'chestvom studentov v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo Sociologiya. Pedagogika. Psihologiya. 2021; № 1: 86-98.

Статья поступила в редакцию 03.02.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.