Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СПОРТИВНЫХ ВОЛОНТЕРОВ В НЕПРОФИЛЬНОМ ВУЗЕ'

ПОДГОТОВКА СПОРТИВНЫХ ВОЛОНТЕРОВ В НЕПРОФИЛЬНОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации / спортивное волонтерство / обучение спортивных волонтеров / студент / преподаватель / higher education / development of physical culture and sports in Russia / sports volunteering / training of sports volunteers / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.Н. Уварова, Т.П. Высоцкая

На страницах данной статьи освещаются основные потенции, существующие для эффективной подготовки спортивных волонтеров в образовательном пространстве непрофильного вуза на современной стадии развития системы высшего образования Российской Федерации. Перед началом их рассмотрения даётся краткий анализ современной стадии развития физической культуры и спорта в нашей стране. На его основании доказывается важность проблем, связанных с обучением спортивных волонтеров в пространстве непрофильных вузов. Затем исследуется специфика деятельности волонтеров на современном этапе развития соответствующего движения. Исходя из этого, выделяются основные качества, необходимые к развитию у них по ходу обучения в организации высшего образования. Далее рассматриваются некоторые аспекты теоретической подготовки студентов к соответствующей активности. Изучаются основные черты практической подготовки волонтеров в образовательном пространстве непрофильного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF SPORTS VOLUNTEERS IN A NON-CORE UNIVERSITY

The paper highlights the main potencies that exist in effective training for sports volunteers in a non-core university in Russia. A brief analysis of the current physical culture and sports development in the country is given. The importance of problems associated with training of sports volunteers in non-core universities is proved. Specifics of the volunteers’ activities at the current stage are investigated. The main qualities necessary for their development in the course of training in a higher education organization are highlighted. Some aspects of theoretical training for students in the corresponding activity are considered. The main features of practical training of volunteers in a non-core university are studied.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СПОРТИВНЫХ ВОЛОНТЕРОВ В НЕПРОФИЛЬНОМ ВУЗЕ»

8. Морозова А.Р Преподавание иностранных языков студентам медицинских вузов (на примере английского и китайского языков). Инновации. Наука. Образование. 2020; № 13: 418-428.

9. Яковлева В.Н. Использование игровых технологий в иноязычном обучении будущих специалистов. Роль и место информационных технологий в современной науке: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: АЭТЕРНА, 2018: 168-170.

References

1. Zalitinova S.A., Daudova D.M., Mutalimova A.M. Razvitie soft skills (gibkih navykov) v processe podgotovki buduschih social'nyh pedagogov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 3 (94): 208-211.

2. Nefedova M.A. Razvitie kriticheskogo myshleniya v processe izucheniya inostrannyh yazykov (na neyazykovyh fakul'tetah). Uchenye zapiski. 'Elekironnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019; № 4 (52): 104-112.

3. Alieva A.R. Teoreticheskie podhody k formirovaniyu «gibkih navykov» (soft skills) v processe podgotovki buduschih bakalavrov i magistrov tvorcheskih professij. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 159-161.

4. Digtyar O.Yu. Formirovanie kreativnogo obraza sistemnogo myshleniya studentov neyazykovyh vuzov pri obuchenii anglijskomu yazyku. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 2 (69): 492-494.

5. Koreshnikova Yu.N., Avdeeva E.A. Zainteresovat' nel'zya zastavif. Rol' akademicheskoj motivacii i stilej prepodavaniya v razvitii kriticheskogo myshleniya studentov. Voprosy obrazovaniya. 2022; № 3: 36-66.

6. Koreshnikova Yu.N., Frumin I.D. Professional'nye kompetencii pedagoga kak faktor sformirovannosti kriticheskogo myshleniya. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2020; T. 25, № 6: 88-103.

7. Gajdarenko V. A. Formirovanie principov realizacii mezhkul'turnoj kommunikacii kak chasti metodiki prepodavaniya inostrannyh yazykov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 148-151.

8. Morozova A.R. Prepodavanie inostrannyh yazykov studentam medicinskih vuzov (na primere anglijskogo i kitajskogo yazykov). Innovacii. Nauka. Obrazovanie. 2020; № 13: 418-428.

9. Yakovleva V.N. Ispol'zovanie igrovyh tehnologij v inoyazychnom obuchenii buduschih specialistov. Rol' i mesto informacionnyh tehnologij v sovremennoj nauke: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa: A'ETERNA, 2018: 168-170.

Статья поступила в редакцию 13.01.23

УДК 378

Uvarova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Physical Education, Plekhanov Russian University of Economics (Moscow, Russia),

E-mail: Uvarova.NN@rea.ru

Vysotskaya T.P., senior teacher, Department of Physical Education, Plekhanov Russian University of Economics (Moscow, Russia),

E-mail: Vysotskaya.TP@rea.ru

TRAINING OF SPORTS VOLUNTEERS IN A NON-CORE UNIVERSITY. The paper highlights the main potencies that exist in effective training for sports volunteers in a non-core university in Russia. A brief analysis of the current physical culture and sports development in the country is given. The importance of problems associated with training of sports volunteers in non-core universities is proved. Specifics of the volunteers' activities at the current stage are investigated. The main qualities necessary for their development in the course of training in a higher education organization are highlighted. Some aspects of theoretical training for students in the corresponding activity are considered. The main features of practical training of volunteers in a non-core university are studied.

Key words: higher education, development of physical culture and sports in Russia, sports volunteering, training of sports volunteers, student, teacher.

Н.Н. Уварова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Москва,

E-mail: Uvarova.NN@rea.ru

Т.П. Высоцкая, ст. преп., ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Москва, E-mail: Vysotskaya.TP@rea.ru

ПОДГОТОВКА СПОРТИВНЫХ ВОЛОНТЕРОВ В НЕПРОФИЛЬНОМ ВУЗЕ

На страницах данной статьи освещаются основные потенции, существующие для эффективной подготовки спортивных волонтеров в образовательном пространстве непрофильного вуза на современной стадии развития системы высшего образования Российской Федерации. Перед началом их рассмотрения даётся краткий анализ современной стадии развития физической культуры и спорта в нашей стране. На его основании доказывается важность проблем, связанных с обучением спортивных волонтеров в пространстве непрофильных вузов. Затем исследуется специфика деятельности волонтеров на современном этапе развития соответствующего движения. Исходя из этого, выделяются основные качества, необходимые к развитию у них по ходу обучения в организации высшего образования. Далее рассматриваются некоторые аспекты теоретической подготовки студентов к соответствующей активности. Изучаются основные черты практической подготовки волонтеров в образовательном пространстве непрофильного вуза.

Ключевые слова: высшее образование, развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации, спортивное волонтерство, обучение спортивных волонтеров, студент, преподаватель.

Актуальность выбранной темы может быть обоснована, если принять во внимание факт насыщенности спортивной жизни нашей страны в первой четверти XXI в. крупными событиями, не исключая международных [1, с. 184-185]. Подобные мероприятия отличают небольшая протяжённость во времени и в ряде случаев - ограниченные бюджеты [2, с. 39]. Таким образом, рациональным представляется использование ресурсов, предоставляемых волонтерской деятельностью в целях привлечения квалифицированных кадров, необходимых для их организации и проведения (Л.В. Абдалина, И.В. Герлах, ГК. Овруцкая, Е.А. Паклина, И.А. Татаринцева) [3, с. 55].

Сегодня главным источником пополнения рядов участников волонтерского движения выступает студенческая молодежь (И.В. Быстрова, М.Р Идиатуллина, М.В. Певная) [4, с. 79-80]. Соответственно, встаёт вопрос о возможности подготовки её представителей к соответствующей деятельности средствами учреждений высшего образования (Л.С. Айгубов, С.В. Болотов, И.В. Герлах, Н.В. Грувер, Е.А. Палкина, М.В. Певная, К.И. Хаджиалиев) [5, с. 258]. Его частичному решению посвящена наша статья.

Её цель - освещение основных потенций, существующих для эффективной подготовки спортивных волонтеров в образовательном пространстве непрофильного вуза на современной стадии развития системы высшего образования в РФ.

Достижению этой цели будет способствовать решение следующих задач:

- исследовать специфику деятельности волонтеров на современном этапе развития соответствующего движения;

- выделить основные качества, необходимые к развитию у будущих спортивных волонтеров в ходе обучения в организации ВО;

- рассмотреть некоторые аспекты теоретической подготовки студентов к соответствующей активности;

- изучить основные черты практической подготовки волонтеров в образовательном пространстве непрофильного вуза.

В ходе написания статьи авторами применялись следующие методы исследования:

- изучение специальной литературы, на страницах которой затрагиваются проблемы, связанные с эффективной подготовкой представителей учащейся молодёжи к участию в волонтерском движении;

- анализ педагогического опыта авторов.

Её научная новизна заключается в том, что были исследованы ключевые возможности, существующие для эффективной подготовки спортивных волонтеров в образовательном пространстве непрофильных ОО.

Теоретическая значимость - в определении наиболее значимых качеств, развитие которых у будущих волонтеров в ходе обучения по программам высшего образования сегодня представляется необходимым.

Таблица 1

Направления теоретической подготовки будущих спортивных волонтеров в непрофильном вузе

№ п/п Наименование Краткая характеристика

1. Основы права В корне процессов организации и проведения любых спортивных событий лежит законность. Законами регулируются правила его посещения, поведение гостей и участников, права и обязанности самих волонтеров, осуществляемое в ходе мероприятия взаимодействие между людьми и организациями. Эти обстоятельства обусловливают важность правовой подготовки волонтеров, что подтверждается положительным опытом зарубежных вузов на данном поприще [8, с. 570]

2. История физкультуры и спорта Большинство представителей современного студенчества не располагают информацией об истории и традициях различных видов спорта и спортивных событий. При этом, сообщать их гостям соответствующую информацию - одна из задач волонтеров. Соответственно, необходимо формировать у них систему соответствующих знаний

3. Технология организации и проведения спортивных соревнований Знание общих основ процессов организации и проведения соревнований на различных уровнях помогает волонтеру быть в курсе всех сопутствующих событий, сохраняя интерес к ним [1, с. 186]

4. Первая медицинская помощь В большинстве современных непрофильных вузов курс изучения основ безопасности жизнедеятельности проходит весьма ограниченно. При этом уровень травматизма как среди спортсменов, так и среди болельщиков с каждым годом растет. Соответственно, подготовка будущих волонтеров по данному направлению является необходимой, так как именно они в 80% случаев травматизма оказывают доврачебную помощь [2, с. 40]

5. Основы спортивного менеджмента Менеджмент подразумевает эффективное управление различными структурами в условиях рыночных отношений [9, с. 170]. В контексте деятельности спортивных волонтеров он сводится к грамотному управлению ресурсами, необходимыми с точки зрения оптимизации процессов организации и проведения соревнований (А.Н. Попов, М.С. Скляр, Е.С. Чузова, И.С. Щадилова)

6. Основы психологии В структуру теоретической подготовки, осуществляемой по данному направлению, входят психологическая помощь болельщикам, психологическая поддержка спортсменов, психология защиты в стрессовых ситуациях, психология отношений в коллективе, эмоции и эмоциональность, система мотивации [5, с. 260]

Практическая значимость состоит в изучении наиболее характерных черт теоретической и практической подготовки спортивных волонтеров в пространстве непрофильного вуза.

Деятельность современного спортивного волонтера представляет собой специфический вид благотворительной деятельности (И.В. Воробьева, Е.А. Гончарова, С.В. Есина, ГС. Папазян, Н.А. Рыбачук) [6, с. 73-74]. Осуществляется она, прежде всего, путём участия в организации и проведении спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий на различных уровнях (ГС. Папазян, Н.Н. Соловьева, И.Ф. Файзуллин) [7, с. 55]. В качестве адресатов рассматриваемой формы активности, как правило, выступают:

- представители различных средств массовой информации;

- спортсмены;

- тренеры;

- судьи;

- организаторы спортивных событий;

- болельщики [8, с. 569-570].

Деятельность спортивного волонтера определяется в первую очередь его мировоззрением. Она имеет добровольный характер и, следовательно, в ходе выполнения таковой отсутствует какое-либо прямое или косвенное принуждение [9, с. 169].

На основе вышеизложенного мы можем говорить о трёх основных качествах, необходимых к развитию у будущих спортивных волонтеров в ходе обучения в пространстве непрофильного вуза. В их число входят:

- достаточный уровень мотивации к осуществлению соответствующей деятельности [2, с. 40];

- проявление осознанного интереса к сфере физической культуры и спорта;

- сформированная система профессиональных и личностных компетенций, позволяющая эффективно выполнять возложенные задачи [4, с. 46-47].

Формированию этих качеств, на наш взгляд, во многом будет способствовать теоретическая подготовка потенциальных волонтеров в непрофильных учреждениях системы ВО, осуществляемая по шести направлениям (табл. 1).

В ходе практической подготовки студентов к волонтерской деятельности основное внимание, по мнению авторов настоящей статьи, следует сосредоточить на командообразовании [10, с. 28-29]. Эта составляющая процесса обучения волонтеров является ключевой [6, с. 75]. Дело в том, что его успешное завершение подразумевает не просто раскрытие возможностей каждого из студентов, но и его интеграцию в механизм организации и проведения событий на различных уровнях [11, с. 47-48].

В данном случае действенным средством является игровая деятельность [3, с. 56]. При этом игры можно разделить на четыре категории (табл. 2).

Завершая исследование, в первую очередь следует отметить, что в спортивной жизни Российской Федерации на протяжении двух последних десятилетий имел место целый ряд крупных международных событий. Данный факт, в свою очередь, поставил вопрос об источниках комплектования квалифицированного персонала, который мог бы обеспечить их успешную организацию и проведение. Учитывая небольшую протяжённость во времени и ограниченные бюджеты большинства мероприятий, оптимальным источником таких кадров является волонтерское движение.

На современном этапе его развития большинство участников происходят из среды студенческой молодёжи. Соответственно, организация их подготовки в пространстве вузов, в том числе непрофильных, представляется перспективной.

Активность участника волонтерского движения на современном этапе его развития представляет собой специфический вид благотворительной деятельности. Осуществляется она, прежде всего, путём участия в организации и проведении спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий на различных уровнях. Адресатами такой деятельности выступают представители различных

Таблица 2

Категории игр, применимых при подготовке спортивных волонтеров

№ п/п Категория Роль в процессе подготовки

1. Игры на знакомство Позволяют раскрепостить потенциальных волонтеров, улучшить эмоциональный фон и повысить уровень усвоения учебного материала [12, с. 51]

2. Игры на выявление лидера Важны в смысле эффективного распределения волонтеров для работы в микрогруппах, так как позволяют выделить волонтеров-лидеров, генераторов идей и исполнителей [11, с. 51]

3. Игры на общение и взаимодействие (ролевые) Могут использоваться как в целях определения лидерских позиций в коллективе, подобно относящимся к предыдущей категории, так и для общей «коллективизации» - сплочения и развития умений командной работы у будущих волонтеров [10, с. 28]

4. Игры на логику Главная задача проведения таких игр - настроить индивида либо группу на достижение положительных результатов в работе, а равно повысить эмоциональный фон и организовать мыслительные процессы будущих волонтеров [12, с. 52-53]

средств массовой информации, спортсмены, тренеры, судьи; организаторы спортивных событий; болельщики.

Таким образом, силами организаций ВО у потенциальных волонтеров должны быть развиты следующие качества: достаточный уровень мотивации к осуществлению соответствующей деятельности; проявление осознанного интереса к сфере физической культуры и спорта; сформированная система профессиональных и личностных компетенций, позволяющая эффективно выполнять возложенные задачи.

Их развитию во многом будет способствовать теоретическая подготовка потенциальных волонтеров в непрофильных учреждениях системы ВО. Этот процесс может осуществляться по следующим направлениям: «Основы права», «История физкультуры и спорта», «Технология организации и проведения спор-

Библиографический список

тивных соревнований», «Первая медицинская помощь», «Основы спортивного менеджмента», а также «Основы психологии».

В процессе практической подготовки студентов к волонтерской деятельности основное внимание следует уделить командообразованию. Этот акцент сделает рассматриваемую составляющую процесса обучения волонтеров ключевой, так как его успешное завершение подразумевает не просто раскрытие возможностей каждого учащегося, но и его интеграцию в механизм организации и проведения событий на различных уровнях. При этом, на взгляд авторов, действенным средством является игровая деятельность.

Применимые в ходе обучения спортивных волонтеров игры могут быть разделены на четыре категории. Перечислим их: игры на знакомство, игры на выявление лидера, игры на общение и взаимодействие (ролевые), игры на логику.

1. Айвазова Е.С., Кладько А.И. Волонтерство как один из факторов социализации и коммуникации молодежи. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018; № 3: 184-188.

2. Бабаян А.В., Варфоломеева З.С., Глухов Л.Ю. Спортивное волонтерство как социально-педагогическое явление. Сибирский учитель. 2020; № 3 (130): 37-42.

3. Литвинова Е.С., Бушмина О.Н. К вопросу о студенческом волонтерстве. Балтийский гуманитарный журнал. 2021; Т. 10, № 2 (35): 55-56.

4. Горлова Н.И. Мир спортивного волонтерства. Москва: Мосволонтер, 2018.

5. Бокова О.А., Мельникова Ю.А. Моделирование волонтёрской деятельности: актуальный тренд современного воспитания. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 257-262.

6. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Чумакова Л.А. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи. Карельский научный журнал. 2018; Т. 7, № 1 (22): 73-76.

7. Овсий В.В. Перспективные направления развития молодежного волонтёрства в современной России. Гуманитарий Юга России. 2019; Т. 8, № 3: 52-62.

8. Фомин С.А., Паршин С.В. Возможность подготовки волонтеров спортивного профиля из числа студентов вузов. Эпоха науки. 2019; № 20: 569-572.

9. Краснова М.Ю. Теоретические аспекты профессиональной подготовки будущих бакалавров профиля «Спортивный менеджмент» к организации деятельности спортивных волонтёров. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 168-170.

10. Мелентьев А.Н. Менеджмент эффективного командообразования на примере кафедры физической культуры РЭА им. Г.В. Плеханова. Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Уфа: Башкирский государственный аграрный университет, 2016: 27-33.

11. Бычин В.Б. Управление персоналом организации и процесс поведения. Москва: Издательство Российской экономической академии, 2000.

12. Насырова Э.Ф., Насыров Ри. Игровые технологии как средство развития инновационного мышления студентов. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 2 (93): 51-53.

References

1. Ajvazova E.S., Klad'ko A.I. Volonterstvo kak odin iz faktorov socializacii i kommunikacii molodezhi. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski. 2018; № 3: 184-188.

2. Babayan A.V., Varfolomeeva Z.S., Gluhov L.Yu. Sportivnoe volonterstvo kak social'no-pedagogicheskoe yavlenie. Sibirskij uchitel'. 2020; № 3 (130): 37-42.

3. Litvinova E.S., Bushmina O.N. K voprosu o studencheskom volonterstve. Baltijskij gumanitarnyjzhurnal. 2021; T. 10, № 2 (35): 55-56.

4. Gorlova N.I. Mirsportivnogo volonterstva. Moskva: Mosvolonter, 2018.

5. Bokova O.A., Mel'nikova Yu.A. Modelirovanie volonterskoj deyatel'nosti: aktual'nyj trend sovremennogo vospitaniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 257-262.

6. Bystrova N.V., Cyplakova S.A., Chumakova L.A. Volonterskoe dvizhenie kak faktor razvitiya social'noj aktivnosti molodezhi. Karel'skijnauchnyjzhurnal. 2018; T. 7, № 1 (22): 73-76.

7. Ovsij V.V. Perspektivnye napravleniya razvitiya molodezhnogo volonterstva v sovremennoj Rossii. Gumanitarij Yuga Rossii. 2019; T. 8, № 3: 52-62.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Fomin S.A., Parshin S.V. Vozmozhnost podgotovki volonterov sportivnogo profilya iz chisla studentov vuzov. 'Epoha nauki. 2019; № 20: 569-572.

9. Krasnova M.Yu. Teoreticheskie aspekty professional'noj podgotovki buduschih bakalavrov profilya «Sportivnyj menedzhment» k organizacii deyatel'nosti sportivnyh volonterov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 168-170.

10. Melent'ev A.N. Menedzhment 'effektivnogo komandoobrazovaniya na primere kafedry fizicheskoj kul'tury R'EA im. G.V. Plehanova. Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta v vysshih uchebnyh zavedeniyah Minsel'hoza Rossii: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa: Bashkirskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet, 2016: 27-33.

11. Bychin V.B. Upravlenie personalom organizacii i process povedeniya. Moskva: Izdatel'stvo Rossijskoj 'ekonomicheskoj akademii, 2000.

12. Nasyrova 'E.F., Nasyrov R.I. Igrovye tehnologii kak sredstvo razvitiya innovacionnogo myshleniya studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 2 (93): 51-53.

Статья поступила в редакцию 18.01.23

УДК 37.018.262

Borodina V.N., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, St. Petersburg State University of Railways of Emperor Alexander I (St. Petersburg, Russia),

E-mail: borodina0769@mail.ru

THE ROLE OF PARENT-CHILD RELATIONSHIPS IN CYBERBULLYING. The article is devoted to cyberbullying, which in the modern world is a serious problem that is widespread, having a devastating effect on a child, an adult, a family, educational organizations and society as a whole. The paper explores parent-child relationships and their connection with cyberbullying. It is shown that, on the one hand, disharmonious parent-child relationships lead to a violation of the child's socialization, his inability to effectively interact with peers, which can subsequently lead to participation in cyberbullying both as an aggressor and as a victim. On the other hand, the negative relationships that have developed between parents and children hinder the creation of an environment conducive to open communication, and ultimately lead to the child's vulnerability in real life, including in cyberspace. The conclusion is substantiated that disharmonious parent-child relationships are a risk factor contributing to the emergence of cyberbullying.

Key words: cyberbullying, parent-child relationship, aggression, online bullying, cyberaggressor, victim.

В.Н. Бородина, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I»,

г. Санкт-Петербург, E-mail: borodina0769@mail.ru

РОЛЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ВОЗНИКНОВЕНИИ КИБЕРБУЛЛИНГА

Статья посвящена кибербуллингу, который в современном мире является серьезной проблемой, имеющей широкое распространение, оказывая разрушительное воздействие на ребенка, взрослого, на семью, образовательные организации и общество в целом. В работе исследуются детско-ро-дительские отношения и их связь с кибербуллингом. Показано, что, с одной стороны, дисгармоничные детско-родительские отношения приводят к нарушению социализации ребенка, его неспособности эффективно взаимодействовать со сверстниками, что впоследствии может привести к участию в кибербуллинге как в роли агрессора, так и в роли жертвы. С другой стороны, негативные отношения, сложившиеся между родителями и детьми,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.