Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ ВОЛОНТЕРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НЕПРОФИЛЬНОГО ВУЗА'

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ ВОЛОНТЕРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НЕПРОФИЛЬНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / спортивное волонтерство / подготовка спортивных волонтеров / студент / преподаватель / higher education / sports volunteering / training of sports volunteers / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.Н. Уварова, И.Н. Антонова, Т.Д. Башхаджиев

Исследуются наиболее существенные, на взгляд авторов, аспекты теоретической подготовки спортивных волонтеров в образовательном пространстве непрофильных вузов, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации. Для этого в первую очередь рассматриваются некоторые особенности современной российской истории. На основании их изучения доказывается, что вопросы теоретической подготовки будущих добровольцев не являются праздными. Определяется место, которое подготовка спортивных волонтеров занимает в ходе обеспечения успеха их деятельности. Затем демонстрируются требования к эффективному процессу обучения волонтеров из числа студентов непрофильного вуза. Далее приводятся основные темы, которым необходимо уделить внимание в ходе их теоретической подготовки. Кратко раскрывается содержательная сторона каждой из них, а также её роль в формировании компетенций спортивных волонтеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN ASPECTS OF THEORETICAL TRAINING OF SPORTS VOLUNTEERS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF A NON-CORE UNIVERSITY

In the authors’ opinion, the most significant aspects of the sports volunteers theoretical training in the non-core universities engaged in educational activities on the territory of the Russian Federation educational space are investigated. For this purpose, first of all, some modern Russian history features are considered. Based on their study, it is proved that the issues of future volunteers theoretical training are not idle. The place that the training of sports volunteers takes in the course of ensuring their activities success is determined. Then the requirements for an effective training process of volunteers from among the non-core university students are demonstrated. The work gives a list of the main topics that need to be paid attention to during their theoretical preparation. The authors reveal the content of each of the topics briefly, as well as their role in forming competencies of sports volunteers.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ ВОЛОНТЕРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НЕПРОФИЛЬНОГО ВУЗА»

слова - архаизм и историзм. После всех заданий обучающимся было предложено создать натюрморт, ориентируясь на поэтапное объяснение. По окончании занятия была проведена выставка, детьми был озвучен ответ на целевой вопрос и подведены итоги.

Последнее, шестое занятие было на тему «Портрет и пейзаж». Во вступительной беседе мы вспоминали, что изучали до этого, далее детям были предложены ребусы, в которых зашифрована была тема. Сначала был изучен такой жанр, как портрет, его разновидности, а также рассмотрены картины художников-портретистов. Затем школьники ознакомились с картинами художников-пейзажистов. Обучающиеся вели в группах беседу, обсуждая картины, выделяя в них детали, сюжет, особенности.

После давалось изображение картины и текст к ней. Детям необходимо было озаглавить текст, обозначить основную его мысль и тему, а также описать картину, выделяя детали в ней. В конце урока обучающимися традиционно были подведены итоги того, что изучали на занятии и что делали, а также

Библиографический список

общие итоги всей серии занятий. Затем осуществлялось рисование пейзажа по тексту. Результаты проведения повторной диагностической методики показали, что в контрольной группе анализировать факты, видеть проблемы и ставить вопросы, выдвигать гипотезы могут стабильно в различных видах деятельности 4 человека - 25% от общего числа обучающихся. 19%, то есть 3 человека, могут это делать хоть и непостоянно, но в большинстве случаев. Из всех участников 38%, то есть 6 человек, могут выполнять обозначенные умения нестабильно, с равной долей вероятности. 3 человека практически не могут совершать действия, которые обозначены в критерии, что соответствует 1%. Отсутствие неспособности выполнить действия, отраженные в критерии, не наблюдалось.

Таким образом, можно сделать выводы, что полученные результаты свидетельствуют об эффективности реализованных нами внеурочных занятиях по изобразительной деятельности, направленных на формирование исследовательских умений младших школьников.

1. Гладкова А.П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности. Историческая и социально-образовательная мысль. 2012; № 4 (14): 91-94.

2. Кузнецова Ю.Ф. Проблема организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству и ресурсные центры г Москвы. Известия института педагогики и психологии образования. 2021. Available at: http://izvestia-ippo.ru/kuznecova-yu-f-problema-organizacii-vn/

3. Обухов А.С. Исследовательский подход в образовании: от детского сада до вуза: научно-методический сборник: в 2 т. Москва: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2010.

4. Савенков А.И., Осипенко Л.Е. Тренинг исследовательских способностей школьников. Самара: Издательский дом «Федоров», 2019.

5. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. Начальная школа. 2006; № 2: 45-49.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва, 2021. Available at: https://cdnimg.rg.ru/pril/212/71/17/64100.pdf References

1. Gladkova A.P. Process formirovaniya issledovatel'skih umenij mladshih shkol'nikov vo vneurochnoj deyatel'nosti. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2012; № 4 (14): 91-94.

2. Kuznecova Yu.F. Problema organizacii vneurochnoj deyatel'nosti po izobrazitel'nomu iskusstvu i resursnye centry g. Moskvy. Izvestiyainstitutapedagogikiipsihologiiobrazovaniya. 2021. Available at: http://izvestia-ippo.ru/kuznecova-yu-f-problema-organizacii-vn/

3. Obuhov A.S. Issledovatel'skij podhod v obrazovanii: ot detskogo sada do vuza: nauchno-metodicheskij sbornik: v 2 t. Moskva: Obscherossijskoe obschestvennoe dvizhenie tvorcheskih pedagogov «Issledovatel'», 2010.

4. Savenkov A.I., Osipenko L.E. Trening issledovatel'skih sposobnostejshkol'nikov. Samara: Izdatel'skij dom «Fedorov», 2019.

5. Semenova N.A. Issledovatel'skaya deyatel'nost' uchaschihsya. Nachal'naya shkola. 2006; № 2: 45-49.

6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Moskva, 2021. Available at: https://cdnimg.rg.ru/pril/212/71/17/64100.pdf

Статья поступила в редакцию 05.02.23

УДК 378

Uvarova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Physical Education, Plekhanov Russian University of Economics (Moscow, Russia), E-mail: Uvarova.NN@rea.ru

Antonova I.N., senior teacher, Department of Physical Education of the Plekhanov Russian University of Economics (Moscow, Russia), E-mail: Antonova.IN@rea.ru

Bashkhadzhiev T.D., Acting Head of Department of Physical Education, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia), E-mail: Groznymail@chesu.ru

THE MAIN ASPECTS OF THEORETICAL TRAINING OF SPORTS VOLUNTEERS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF A NON-CORE UNIVERSITY. In the

authors' opinion, the most significant aspects of the sports volunteers theoretical training in the non-core universities engaged in educational activities on the territory of the Russian Federation educational space are investigated. For this purpose, first of all, some modern Russian history features are considered. Based on their study, it is proved that the issues of future volunteers theoretical training are not idle. The place that the training of sports volunteers takes in the course of ensuring their activities success is determined. Then the requirements for an effective training process of volunteers from among the non-core university students are demonstrated. The work gives a list of the main topics that need to be paid attention to during their theoretical preparation. The authors reveal the content of each of the topics briefly, as well as their role in forming competencies of sports volunteers.

Key words: higher education, sports volunteering, training of sports volunteers, student, teacher.

Н.Н. Уварова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Москва, E-mail: Uvarova.NN@rea.ru

И.Н. Антонова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Москва, E-mail: Antonova.IN@rea.ru Т.Д. Башхаджиев, и.о. зав. каф. физического воспитания ФГБОУ Во «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: mail@chesu.ru

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ ВОЛОНТЕРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НЕПРОФИЛЬНОГО ВУЗА

Исследуются наиболее существенные, на взгляд авторов, аспекты теоретической подготовки спортивных волонтеров в образовательном пространстве непрофильных вузов, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации. Для этого в первую очередь рассматриваются некоторые особенности современной российской истории. На основании их изучения доказывается, что вопросы теоретической подготовки будущих добровольцев не являются праздными. Определяется место, которое подготовка спортивных волонтеров занимает в ходе обеспечения успеха их деятельности. Затем демонстрируются требования к эффективному процессу обучения волонтеров из числа студентов непрофильного вуза. Далее приводятся основные темы, которым необходимо уделить внимание в ходе их теоретической подготовки. Кратко раскрывается содержательная сторона каждой из них, а также её роль в формировании компетенций спортивных волонтеров.

Ключевые слова: высшее образование, спортивное волонтерство, подготовка спортивных волонтеров, студент, преподаватель.

Актуальность темы, поднимаемой в данной статье, может быть обоснована фактом тесной связи истории нашей страны с подготовкой и проведением ряда крупных спортивных событий на протяжении двух последних десятилетий (Е.С. Айвазова, М.Р Идиатуллина, М.Н. Маленина) [1, с. 18-19]. В свою очередь, важным слагаемым успешности подобных мероприятий является деятельность спортивных волонтеров (А.В. Белов, Е.М. Кадомцева, А.Ю. Осипов, Е.А. Палкина, А.И. Раковецкий, И.Ф. Файзуллин) [2, с. 38].

При этом следует принять во внимание, что в современных реалиях основным источником комплектования их рядов является студенческая молодёжь (С.В. Есина, А.В. Кисиленко, М.Н. Маленина, Е.А. Палкина, А.И. Раковецкий). Существенный сегмент подобного кадрового резерва составляют лица, обучающиеся в непрофильных вузах. Это естественным образом обостряет вопросы, связанные с их подготовкой, в том числе теоретической, к волонтерской активности (С.В. Болотов, М.В. Григорович, С.В. Есина, А.С. Ковтун, В.С. Матвеев, Л.А. Матвеева, О.М. Матвеева) [3, с. 258].

Таким образом, авторы настоящей статьи ставят перед собой цель рассмотреть наиболее значимые аспекты теоретической подготовки спортивных волонтеров в образовательном пространстве непрофильного вуза.

Достижению этой цели будет способствовать решение следующих задач:

- определить, какое место подготовка спортивных волонтеров занимает в ходе обеспечения успеха их деятельности;

- продемонстрировать требования к эффективному процессу обучения волонтеров из числа студентов непрофильного вуза;

- рассказать об основных темах, которым следует уделить внимание в ходе их теоретической подготовки;

- кратко раскрыть содержательную сторону каждой из этих тем и её роль в формировании компетенций спортивных волонтеров.

Методы исследования, использовавшиеся при подготовке статьи, включали рефлексию педагогического опыта авторов, а равно и изучение литературы, затрагивающей проблемы теоретической подготовки студентов непрофильных вузов к эффективной деятельности в качестве спортивных волонтеров.

Её научная новизна заключается в том, что были определены основные требования к теоретической подготовке волонтеров из числа лиц, осваивающих образовательные программы непрофильных вузов РФ.

Теоретическая значимость видится в выявлении места, которое теоретическая подготовка спортивных волонтеров занимает в ходе обеспечения успеха их дальнейшей деятельности.

Практическая значимость состоит в демонстрации основных тем, которым следует уделять внимание по ходу соответствующего процесса.

Согласно современным представлениям о кадровой политике, обучение представляет собой важнейший элемент развития человеческих ресурсов (А.Ф. Козодаева, С.И. Огородник, С.И. Росенко, Т.А. Черепнина) [4, с. 42-43]. В основе данного процесса лежат:

- улучшение наличествующей у индивида системы знаний, умений и навыков;

- освоение им новых компетенций [5, с. 80].

Таким образом, прямая цель обучения состоит в том, чтобы подготовить человека к возможно более эффективному выполнению конкретных задач, в том числе связанных с реализацией функций спортивного волонтера. При этом речь идёт не только о развитии знаний, умений и навыков, имеющих прямое отношение к соответствующей активности. Включая как практическую, так и интересующую нас теоретическую подготовку, оно может способствовать развитию личностных качеств будущих добровольцев (О.Ю. Болотская, В.В. Вдови-на, С.В. Галицын, Л.А. Гольм, Т.М. Дьяконова, А.Ю. Осипов, И.А. Толстопятов) [6, с. 570-571]. Последние в дальнейшем помогут им как выполнять свою роль в ходе спортивных событий, так и добиваться успехов в профессиональной и иных видах деятельности [7, с. 195].

Несмотря на такое большое значение подготовки, в том числе теоретической, для успеха деятельности волонтеров, в большинстве случаев организаторы мероприятий не могут уделять ей должного внимания [2, с. 40]. Указанная тенденция обусловлена двумя причинами:

- ограниченные бюджеты событий;

- их сравнительно небольшая протяжённость во времени [3, с. 259].

Исходя из вышеизложенного, мы можем понять, насколько важной сегодня

является их теоретическая подготовка в пространстве вузов. Данный процесс будет эффективен в случае соблюдения ряда требований (табл. 1).

На взгляд авторов, реализации вышеприведённых требований будет способствовать изучение следующих тем:

- краткая история физкультуры и спорта;

- основы психологии человека;

- основы права;

- спортивный менеджмент;

- организация и проведение спортивных мероприятий;

- основы медицинских знаний.

В этой связи, прежде всего, коснёмся такой темы, как краткая история физкультуры и спорта. В данном случае необходимо отметить, что хотя член современного социума (в особенности, представитель молодёжной среды) и существует в условиях мгновенного доступа к почти любой информации, его

Таблица 1

Требования к процессу теоретической подготовки спортивных волонтеров в образовательном пространстве непрофильного вуза

№ п/п Формулировка

1. Кандидаты в волонтеры должны демонстрировать осознанное стремление к участию в подготовке и проведении спортивных событий

2. Необходимо поддерживать достаточный уровень мотивированности обучающихся к осуществлению соответствующей деятельности [6, с. 571]

3. Основной целью процесса теоретической подготовки должно быть формирование системы компетенций, необходимых для успешной реализации различных форм соответствующей активности (А.О. Лагутин, Р. Лещинер, А.Ю. Осипов, А.А. Прусова, М. Разу, Н.В. Старостин)

знания о тех или иных спортивных событиях часто оказываются недостаточными (Р Лещинер, Т.Н. Мешкова, А.А. Прусова) [7, с. 196]. Соответственно, обучая будущих волонтеров, необходимо, с одной стороны, преодолеть это незнание, вооружив их систематизированными сведениями из соответствующей области, с другой же - научить студентов транслировать такого рода информацию гостям состязаний [1, с. 24].

Так, волонтер, участвующий в подготовке и проведении соревнований по баскетболу, должен быть способен сообщить зрителю:

- историю данного вида спорта;

- имена выдающихся отечественных и зарубежных баскетболистов;

- информацию об участниках текущих соревнований [8, с. 169].

Данные сведения могут вызвать интерес у гостей, причём как в области

истории, так и в смысле мотивации к занятиям этим видом спорта, т. е. в определённой степени поспособствуют его популяризации.

Основы психологии человека должны изучаться будущими волонтерами, так как, осуществляя деятельность в данном качестве, им так или иначе придётся сталкиваться с большим количеством людей, относящихся к совершенно разным категориям населения. Последним могут понадобиться психологическая помощь и поддержка, а также участие третьей стороны в разрешении различных конфликтов [9, с. 120]. Умение предотвращать столкновения между зрителями представляется особенно важным, если добровольцу придётся столкнуться с фанатами. Конструктивное и безопасное взаимодействие с ними предполагает учёт психологических особенностей, характерных для того возраста, к которому относятся большинство фанатов, а также характера поведения толпы.

Важность усвоения потенциальными волонтерами основ права в ходе теоретической подготовки обусловлена, прежде всего, тем, что в основе процесса подготовки и проведения любого сколь-нибудь значимого спортивного события лежит принцип законности (В.В. Вдовина, В.В. Гура, Т.Д. Молодцова, М.П. Целых, С.Ю. Шалова) [10, с. 79]. Нормативно-правовыми актами регулируются: правила посещения мероприятий; правила поведения на них; взаимодействие между частными, государственными структурами, а также отдельными личностями, имеющими отношение к подготовке и проведению событий; права и обязанности самих волонтеров [10, с. 80]. Соответственно, для того, чтобы их работа была по-настоящему эффективной, добровольцы должны иметь представление о нормах права, пронизывающих практически все её аспекты.

Изучение основ спортивного менеджмента подразумевает формирование у студентов непрофильных вузов представлений относительно ключевых черт процесса управления спортивными организациями в условиях рыночной экономики [1, с. 55-56]. В этой связи волонтерам, прежде всего, следует овладеть компетенциями, необходимыми для эффективного использования ресурсов, необходимых с точки зрения организации и проведения состязаний на различных уровнях [5, с. 81]. Данная тема перекликается с основами права. Её успешное освоение предполагает знание нормативно-правовых актов, затрагивающих сферу области физической культуры и спорта. Знакомство учащихся с технологией организации и проведения состязаний на различных уровнях необходимо в большей степени для их общего развития (Л.В. Абдалина, И.В. Герлах, ГК. Овруцкая, М. Разу) [7, с. 197]. Дело в том, что зачастую процесс организации и проведения соревнований лежит на специально обученных людях. С другой стороны, нельзя сбрасывать со счетов вероятность, например, перехода волонтеров из одной группы в другую или их становление профессиональными организаторами [3, с. 260-261]. Но даже при отсутствии подобных метаморфоз вооружение кандидатов в добровольцы систематическими знаниями, относящимися к рассматриваемой области, в дальнейшем поможет им оставаться в курсе всех событий, происходящих вокруг спортивных мероприятий. Это, в свою очередь, будет способствовать поддержанию у соответствующего контингента осознанного интереса к состязаниям, в подготовке и проведении которых предполагается участие волонтеров (И.В. Герлах, Ю.В. Лужков, ГК. Овруцкая, М.В. Певная, Н.А. Рыбачук, И.А. Татаринцева) [6, с. 572].

Основы медицинских знаний студентам-будущим волонтерам, обучающимся в непрофильных вузах, следует осваивать потому, что в большинстве случаев основы безопасности жизнедеятельности преподаются им очень ограниченно

[4, с. 106]. При этом уровень травматизма в ходе проведения спортивных событий является существенным. Соответствующим рискам подвергаются:

- спортсмены;

- болельщики [1, с. 46-47].

Формирование соответствующих компетенций у будущих спортивных волонтеров на сегодняшний день представляется необходимым. Дело в том, что в 80% случаев травматизма именно они первыми оказывают необходимую помощь [2, с. 46-47]. Таким образом, именно от сформированности у этой категории сотрудников знаний, умений и навыков из области здравоохранения зачастую зависит сохранение жизни участников событий.

При этом данная тема несколько выходит за рамки основного предмета рассмотрения настоящей статьи. Её изучение подразумевает обязательную практическую работу студентов с манекенами и другим симуляционным оборудованием.

На основе вышеизложенного мы можем заключить, что процесс исторического развития нашей страны на протяжении двух последних десятилетий оказался тесно связан с подготовкой и проведением крупных спортивных событий. Эти обстоятельства естественным образом способствовали обострению вопросов, связанных с комплектованием соответствующих кадров. Хорошим источником этих, последних, является волонтерское движение. При этом большинство его участников - представители учащейся молодёжи. Среди них, в свою очередь, значительной представляется доля лиц, осваивающих образовательные программы непрофильных вузов. Таким образом, решение проблем, связанных с теоретической подготовкой волонтеров из их числа, будет во многом способствовать оптимизации подготовки и проведения состязаний на различных уровнях.

Цель теоретической подготовки интересующего нас контингента состоит в формировании у его представителей системы знаний, умений и навыков, связанных с возможно более эффективной реализацией функций спортивных волонтеров. При этом речь идёт не только о развитии знаний, умений и навыков, имеющих прямое отношение к соответствующей активности. Также сформиро-ванность у вуза своей команды спортивных волонтёров, которые будут помогать проводить спортивные мероприятия в регионе, - всё это в конечном счёте положительным образом скажется на имидже самого вуза и на его конкурентоспособности [11; 12]. Эффективная подготовка может способствовать развитию личностных качеств будущих добровольцев. Последние в дальнейшем помогут им как выполнять свою роль в ходе спортивных событий, так и добиваться успехов в профессиональной и иных видах деятельности.

Можно выделить следующие требования к процессу теоретической подготовки спортивных волонтеров в образовательном пространстве непрофильного

Библиографический список

вуза: кандидаты в волонтеры должны демонстрировать осознанное стремление к участию в подготовке и проведении спортивных событий; необходимо поддерживать достаточный уровень мотивированности обучающихся к осуществлению соответствующей деятельности; основной целью процесса теоретической подготовки должно быть формирование системы компетенций, необходимых для успешной реализации различных форм соответствующей активности. Реализации этих требований будет способствовать изучение следующих тем: краткая история физкультуры и спорта; основы психологии человека; основы права; спортивный менеджмент; организация и проведение спортивных мероприятий; основы медицинских знаний.

Обучая будущих волонтеров краткой истории физкультуры и спорта, необходимо, с одной стороны, преодолеть это незнание, вооружив их систематизированными сведениями из соответствующей области, с другой же - научить студентов транслировать такого рода информацию гостям состязаний. Основы психологии человека должны изучаться будущими волонтерами, так как, осуществляя деятельность в данном качестве, им так или иначе придётся сталкиваться с большим количеством людей, относящихся к совершенно разным категориям населения. Последним могут понадобиться психологическая помощь и поддержка, а также участие третьей стороны в разрешении различных конфликтов.

Важность усвоения потенциальными волонтерами основ права в ходе теоретической подготовки обусловлена, прежде всего, тем, что в основе процесса подготовки и проведения любого сколь-нибудь значимого спортивного события лежит принцип законности. Таким образом, для того, чтобы их работа была по-настоящему эффективной, добровольцы должны иметь представление о нормах права, пронизывающих практически все её аспекты. Изучение основ спортивного менеджмента подразумевает формирование у студентов непрофильных вузов представлений относительно ключевых черт процесса управления спортивными организациями в условиях рыночной экономики. Знакомство учащихся с технологией организации и проведения состязаний на различных уровнях необходимо в большей степени для их общего развития. С другой стороны, вооружение кандидатов в добровольцы систематическими знаниями, относящимися к рассматриваемой области, в дальнейшем поможет им оставаться в курсе всех событий, происходящих вокруг спортивных мероприятий. Это, в свою очередь, будет способствовать поддержанию у соответствующего контингента осознанного интереса к состязаниям, в подготовке и проведении которых предполагается участие волонтеров. Основы медицинских знаний студентам - будущим волонтерам, обучающимся в непрофильных вузах, следует осваивать потому, что в большинстве случаев основы безопасности жизнедеятельности преподаются им очень ограниченно. При этом уровень травматизма в ходе проведения спортивных событий является существенным.

1. Горлова Н.И. Мир спортивного волонтерства. Москва: ГБУ города Москвы «Мосволонтёр», 2018.

2. Мацко К.С. К вопросу о волонтерской деятельности, как условии становления профессионально-личностной позиции субъектов социальной работы. Педагогика: вчера, сегодня, завтра. 2019; T. 2, № 2: 37-49.

3. Бокова О.А., Мельникова Ю.А. Моделирование волонтёрской деятельности: актуальный тренд современного воспитания. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 257-262.

4. Абдурахманова П.Д., Айсувакова Т.П., Алексеева Е.Н. Организация образовательного процесса в контексте современных социокультурных реалий. Москва: РосНОУ, 2022.

5. Сухарькова М.П. Обучение олимпийских волонтеров в период пандемии. Известия Саратовского университета. 2022; Т. 22, Выпуск 1: 79-84.

6. Фомин С.А., Паршин С.В. Возможность подготовки волонтеров спортивного профиля из числа студентов вузов. Эпоха науки. 2019; № 20: 569-572.

7. Идиатуллина М.Р Диагностика уровней готовности студентов к волонтерской переводческой деятельности. Индустрия перевода. 2018; Т. 1: 194-198.

8. Краснова М.Ю. Теоретические аспекты профессиональной подготовки будущих бакалавров профиля «Спортивный менеджмент» к организации деятельности спортивных волонтёров. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 5 (96): 168-170.

9. Минахметова А.З., Гатауллина РФ., Адигамова Э.Г Модель формирования психологической готовности студенческой молодёжи к волонтерству. Казанский педагогический журнал. 2019; № 4 (135): 119-124.

10. Шалова С.Ю., Меньшикова Т.И., Жилина Л.Я. Волонтерство как форма практической подготовки в психолого-педагогическом образовании. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 2 (93): 78-80.

11. Сорокопуд Ю.В., Орлова Е.А., Шкурко Н.М. Формирование интеллектуального капитала как средство повышения имиджа и конкурентоспособности вуза. Научные исследования и образование. 2015; № 1 (19): 230-232.

12. Алексеева Е.Н., Лапшин В.А., Сорокопуд Ю.В. Современные подходы к формированию личности будущих молодых специалистов в условиях высшего и среднего профессионального образования. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 217-219.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Gorlova N.I. Mirsportivnogo volonterstva. Moskva: GBU goroda Moskvy «Mosvolonter», 2018.

2. Macko K.S. K voprosu o volonterskoj deyatel'nosti, kak uslovii stanovleniya professional'no-lichnostnoj pozicii sub'ektov social'noj raboty. Pedagogika: vchera, segodnya, zavtra. 2019; T. 2, № 2: 37-49.

3. Bokova O.A., Mel'nikova Yu.A. Modelirovanie volonterskoj deyatel'nosti: aktual'nyj trend sovremennogo vospitaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 257-262.

4. Abdurahmanova P.D., Ajsuvakova T.P., Alekseeva E.N. Organizaciya obrazovatel'nogo processa v kontekste sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva: RosNOU, 2022.

5. Suhar'kova M.P. Obuchenie olimpijskih volonterov v period pandemii. Izvestiya Saratovskogo universiteta. 2022; T. 22, Vypusk 1: 79-84.

6. Fomin S.A., Parshin S.V. Vozmozhnost' podgotovki volonterov sportivnogo profilya iz chisla studentov vuzov. 'Epoha nauki. 2019; № 20: 569-572.

7. Idiatullina M.R. Diagnostika urovnej gotovnosti studentov k volonterskoj perevodcheskoj deyatel'nosti. Industriya perevoda. 2018; T. 1: 194-198.

8. Krasnova M.Yu. Teoreticheskie aspekty professional'noj podgotovki buduschih bakalavrov profilya «Sportivnyj menedzhment» k organizacii deyatel'nosti sportivnyh volonterov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 5 (96): 168-170.

9. Minahmetova A.Z., Gataullina R.F., Adigamova 'E.G. Model' formirovaniya psihologicheskoj gotovnosti studencheskoj molodezhi k volonterstvu. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2019; № 4 (135): 119-124.

10. Shalova S.Yu., Men'shikova T.I., Zhilina L.Ya. Volonterstvo kak forma prakticheskoj podgotovki v psihologo-pedagogicheskom obrazovanii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 2 (93): 78-80.

11. Sorokopud Yu.V., Orlova E.A., Shkurko N.M. Formirovanie intellektual'nogo kapitala kak sredstvo povysheniya imidzha i konkurentosposobnosti vuza. Nauchnye issledovaniya i obrazovanie. 2015; № 1 (19): 230-232.

12. Alekseeva E.N., Lapshin V.A., Sorokopud Yu.V. Sovremennye podhody k formirovaniyu lichnosti buduschih molodyh specialistov v usloviyah vysshego i srednego professional'nogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 217-219.

Статья поступила в реакцию 01.02.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.