Научная статья на тему 'ЗНАЧИМОСТЬ СПОРТИВНОГО ВОЛОНТЕРСТВА В СТУДЕНЧЕСКОМ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

ЗНАЧИМОСТЬ СПОРТИВНОГО ВОЛОНТЕРСТВА В СТУДЕНЧЕСКОМ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ВУЗЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ ВОЛОНТЕРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заблоцкая Ю.В., Мухина Э.В., Грец И.А.

Материал публикации затрагивает актуальную проблему популяризации волонтерского движения в студенческой среде, решение которой направлено на создание необходимых условий для разностороннего развития молодежи, формирования ее неравнодушного отношения к социальной действительности посредством активного включения в общественно полезную занятость. Показывается востребованность волонтерской деятельности в мировой социальной практике. Тенденция популяризации волонтерства рассматривается на примере развития спортивного волонтерства в условиях социально-образовательной среды отраслевого вуза физической культуры и спорта. Значимость спортивного волонтерства обосновывается в контексте гармонизации процессов социализации и профессионального становления студенческой молодежи. Обобщением результатов аналитико-проектной работы является раскрытие содержания основных компонентов авторской экспериментальной программы по обучению спортивных волонтеров, реализуемой в Смоленском государственном университете спорта. Практическая значимость исследования обусловлена необходимостью показать целесообразность формирования в отраслевых вузах конкретных условий для подготовки спортивных волонтеров, заключающихся в разработке специальных программ по обучению спортивных волонтеров, создании экспериментальных платформ по подготовке студентов добровольцев, желающих содействовать проведению спортивных мероприятий различного уровня и масштаба. Полученный опыт, описываемый в статье, рассматривается в качестве основы для последующего проектирования инновационной модели подготовки спортивных волонтеров в условиях специализированного вуза физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заблоцкая Ю.В., Мухина Э.В., Грец И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNIFICANCE OF SPORTS VOLUNTEERING IN THE STUDENT SOCIAL AND EDUCATIONAL SPACE OF UNIVERSITIES OFPHYSICAL CULTURE AND SPORTS

The material of the publication touches upon the actual problem of popularization of the volunteer movement among students, the solution of which is aimed at creating the necessary conditions for the versatile development of young people, the formation of their caring attitude to social reality through active inclusion in socially useful employment. The demand for volunteer activity in the world social practice is shown. The trend of popularization of volunteering is considered on the example of the development of sports volunteering in the conditions of the social and educational environment of the branch university of physical culture and sports. The significance of sports volunteering is substantiated in the context of harmonization of the processes of socialization and professional development of student youth. A generalization of the results of the analytical and project work is the disclosure of the content of the main components of the author's experimental program for training sports volunteers, implemented at the Smolensk State University of Sports. The practical significance of the study is due to the need to show the feasibility of creating specific conditions for the training of sports volunteers in industry universities, which consists in the development of special programs for training sports volunteers, the creation of experimental platforms for the training of student volunteers who want to promote sports events of various levels and scales. The experience gained, described in the article, is considered as the basis for the subsequent design of an innovative model of training sports volunteers in a specialized university of physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧИМОСТЬ СПОРТИВНОГО ВОЛОНТЕРСТВА В СТУДЕНЧЕСКОМ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

13. Сургучев В. А. Исследование спроса на выпускников физкультурных вузов и их ориентация в сфере труда / В.А. Сургучев // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 12. - С. 39-43.

14. Трефилов В.А., Дубровский А.В. Формирование физической готовности выпускников вуза к профессиональной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 7. -С. 49-50.

REFERENCES

1. Boltenkov, N.V. (2011), "Formation of students' readiness for teaching", Pedagogical Education and Science, No 10, pp. 80-82.

2. Bredihina, G.V. (2015), "Career guidance work as an important component in promoting the employment of graduates", Young Scientist, Vol 90, No 10, pp. 1098-1102.

3. Vershlovsky, S.G. and Matyushkina, M.D. (2006), Content analysis in pedagogical research, tutorial - School of Young Researcher, St. Petersburg, available at: http://docplayer.ru/37495020-Kontent-analiz-v-pedagogicheskom-issledovanii-uchebnoe-posobie-shkola-molodogo-issledovatelya.html.

4. Dahina, E.R. (2017), Pedagogical conditions for the formation of university graduates' readiness for employment, dissertation, Voronezh.

5. Zirne, L.O. (2015), "The problem of employment of graduates of professional educational organizations", Young Scientist, Vol 100, No 20, pp. 449452.

6. Karpec V.A. (2005), Employment of university graduates as a social process, dissertation, Saratov.

7. Lomteva, E.V. and Bedareva, L.YU. (2020), "Regional peculiarities of employment of graduates of professional educational organizations", Domestic and foreign pedagogy, Vol. 1, No 5 (71), pp. 125-140

8. Mihajlova, T.A. and Gabrielyan, YA.S. (2020), "Formation of readiness for employment among university students", Pedagogy and education. No. 4, pp. 86-95.

9. Okhotnikov, O.V. and Kazakova, Yu.E. (2019), "Employment of university graduates as a problem of the Russian education system", Economics and education, Vol. 18, No. 3, pp. 431-449.

10. Government of the Russian Federation (2014), "On the approval of the Fundamentals of the State Youth Policy of the Russian Federation for the period up to 2025", Decree of November 29, 2014 N 2403-r, available at: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=243533 (date of access: 03/01/2022).

11. Rosstat (2020), Labor force, employment and unemployment in Russia (based on the results of 13 labor force sample surveys), Statistical compendium, Moscow.

12. Sabitov, R.A. Fundamentals of scientific research: textbook, Chelyabinsk state. Univ ersity, Chelyabinsk.

13. Surguchev, V.A. (2002), "Study of the demand for graduates of sports universities and their orientation in the sphere of labor", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 39-43.

14. Trefilov, V.A. and Dubrovsky, A.V. (2002), "Formation of physical readiness of university graduates for professional activity", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 49-50.

Контактная информация: Botagariev_1959@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.03.2022

УДК 796.074

ЗНАЧИМОСТЬ СПОРТИВНОГО ВОЛОНТЕРСТВА В СТУДЕНЧЕСКОМ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Юлия Владимировна Заблоцкая, магистрант, Эвелина Владимировна Мухина, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Антоновна Грец, доктор педагогических наук, профессор, Смоленский государственный университет спорта, Смоленск

Аннотация

Материал публикации затрагивает актуальную проблему популяризации волонтерского движения в студенческой среде, решение которой направлено на создание необходимых условий

для разностороннего развития молодежи, формирования ее неравнодушного отношения к социальной действительности посредством активного включения в общественно полезную занятость. Показывается востребованность волонтерской деятельности в мировой социальной практике. Тенденция популяризации волонтерства рассматривается на примере развития спортивного волонтерства в условиях социально-образовательной среды отраслевого вуза физической культуры и спорта. Значимость спортивного волонтерства обосновывается в контексте гармонизации процессов социализации и профессионального становления студенческой молодежи. Обобщением результатов анали-тико-проектной работы является раскрытие содержания основных компонентов авторской экспериментальной программы по обучению спортивных волонтеров, реализуемой в Смоленском государственном университете спорта. Практическая значимость исследования обусловлена необходимостью показать целесообразность формирования в отраслевых вузах конкретных условий для подготовки спортивных волонтеров, заключающихся в разработке специальных программ по обучению спортивных волонтеров, создании экспериментальных платформ по подготовке студентов добровольцев, желающих содействовать проведению спортивных мероприятий различного уровня и масштаба. Полученный опыт, описываемый в статье, рассматривается в качестве основы для последующего проектирования инновационной модели подготовки спортивных волонтеров в условиях специализированного вуза физической культуры и спорта.

Ключевые слова: спортивное волонтерство, студенческая молодежь, вузы физической культуры, самореализация, экспериментальная программа подготовки спортивных волонтеров.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p141-146

SIGNIFICANCE OF SPORTS VOLUNTEERING IN THE STUDENT SOCIAL AND EDUCATIONAL SPACE OF UNIVERSITIES OF PHYSICAL CULTURE AND

SPORTS

Yulia Vladimirovna Zablotskaya, the master's student, Evelina Vladimirovna Mukhina, the

candidate of pedagogical sciences, docent, Irina Antonovna Gretz, the doctor of pedagogical sciences, professor, Smolensk State University of Sports

Abstract

The material of the publication touches upon the actual problem of popularization of the volunteer movement among students, the solution of which is aimed at creating the necessary conditions for the versatile development of young people, the formation of their caring attitude to social reality through active inclusion in socially useful employment. The demand for volunteer activity in the world social practice is shown. The trend of popularization of volunteering is considered on the example of the development of sports volunteering in the conditions of the social and educational environment of the branch university of physical culture and sports. The significance of sports volunteering is substantiated in the context of harmonization of the processes of socialization and professional development of student youth. A generalization of the results of the analytical and project work is the disclosure of the content of the main components of the author's experimental program for training sports volunteers, implemented at the Smolensk State University of Sports. The practical significance of the study is due to the need to show the feasibility of creating specific conditions for the training of sports volunteers in industry universities, which consists in the development of special programs for training sports volunteers, the creation of experimental platforms for the training of student volunteers who want to promote sports events of various levels and scales. The experience gained, described in the article, is considered as the basis for the subsequent design of an innovative model of training sports volunteers in a specialized university of physical culture and sports.

Keywords: sports volunteering, student youth, universities of physical culture, self-realization, experimental training program for sports volunteers.

ВВЕДЕНИЕ

Студенческая молодежь является перспективной опорой современного общества. Во всех цивилизованных странах данной категории граждан уделяется особое внимание. К прогрессивным направлениям социального развития студенческой сферы относится спортивное волонтерское движение. Особенно актуально развитие данного направления в

вузах физической культуры. Степень значимости спортивного волонтерства в сфере физической культуры и спорта подчеркнута всесторонней помощью волонтерскому движению, оказываемой со стороны представителей государственных структур и общественных объединений, высококвалифицированных специалистов отрасли. Не менее важной поддержкой можно считать информационную составляющую, реализуемую в форматах разноплановых научно-исследовательских, образовательных, досуговых платформ посредством применения современных информационно-коммуникативных ресурсов.

Цель исследования: рассмотреть опыт развития спортивного волонтерства в студенческой среде вуза физической культуры (на примере Смоленского государственного университета спорта).

Задачи исследования: 1) подчеркнуть актуальность волонтерской деятельности в годы студенчества - периода активной самореализации молодежи; 2) рассмотреть специфику развития волонтерства, ориентированного на сферу физической культуры и спорта; 3) привести пример практической реализации в студенческой среде отраслевого вуза экспериментальной программы по обучению спортивных волонтеров.

Методы исследования: анализ и синтез научно-исследовательской и научно-методической литературы по теме исследования; анкетирование, ориентированное на оценку базового уровня знаний респондентов по истории волонтерского движения и характеристику социально-профессиональной значимости в студенческой среде идей спортивного волонтера; метод социального проектирования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Студенчество - период активной самореализации молодежи. Этой теме посвящены труды отечественных ученых Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, И.А. Зимней и многих других авторов. Л.С. Выготский отмечал, что в возрастном отношении студенчество охватывает юношеский возраст, который «по общему смыслу и по основным закономерностям... составляет, начальное звено в цепи последующих зрелых возрастов» [1]. Часто, именно в студенческие годы, закладываются базовые моральные принципы, которые становятся ориентирами в дальнейшей жизни. А.В. Кирьякова отмечает, что участие студенческой молодежи в деятельности с общественной направленностью создает практику общественного поведения, где юноши и девушки не на словах, а на деле учатся соотносить личные интересы с общественным [2].

Проходя обучение в вузе, студенты получают отличную возможность для раскрытия своего творческого потенциала, проявления социальной активности, расширения круга друзей и единомышленников. Одним из эффективных способов гармоничного прохождения периода социализации в студенческие годы можно считать участие молодежи в волонтерском движении. В зависимости от того, какая социальная роль побуждает человека к добровольческой деятельности, можно рассматривать различные виды волонтер-ства: социально ориентированное профилактическое (пропаганда ЗОЖ); гражданско-патриотическое; природоохранное; спортивное; образовательное; медицинское; рекреационное; проектное; поисковое; инклюзивное; интернет-волонтерство и ряд других направлений.

Мировая и отечественная практики показывают, что с каждым годом различные направления волонтерского движения активно включают в свои ряды новых участников из представителей студенческой молодежи. О.В. Шиняевой установлено, что в результате конкурсного отбора, проведенного Оргкомитетом «Сочи-2014», было отобрано 25 высших учебных заведений и 1 среднее специальное учебное заведение, которые стали базой для открытия волонтерских центров [6].

В последние годы волонтёрство стало рассматриваться в качестве одного из факторов профессионального становления будущих специалистов, как одна из технологий, направленных на формирование профессиональных компетенций [5]. Студенты, прини-

мая участие в разработке и реализации волонтерских проектов, приобретают новые знания и общекультурные компетенции, важные в дальнейшей профессиональной деятельности.

Проблеме раскрытия образовательного потенциала волонтерского движения в процессе профессиональной подготовки студентов вузов физической культуры и спорта сегодня посвящено достаточное количество исследований. Отметим некоторые из них. Т.А. Кравчук разработана и обоснована структурно-функциональную модель деятельности спортивных волонтеров в физкультурном вузе. Эффективность модели проверена в деятельности студенческого штаба XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года, проводившей в Красноярске [4]. Ресурсы волонтерской деятельности в профессиональном образовании студентов вузов физической культуры и спорта раскрываются в работах ученых Кубанского ГУФКСиТ М. В. Коренева, Д. А. Кружкова. Деятельность авторов была направлена на формирование социальной компетентности молодежи Кубани в условиях активизации учебного процесса учреждений высшего и среднего профессионального образования [3, 5].

В соответствии с пониманием значимости развития спортивного волонтерства в студенческой среде, отчетливо проявляет себя актуальность исследований, направленных на развитие данного направления.

В настоящее время на базе Смоленского государственного университета спорта (ранее Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма) разработан и реализуется экспериментальный проект по подготовке спортивных волонтеров и тим-лидеров, оказывающих сопровождение спортивных мероприятий различного уровня.

На начальном этапе работы среди студентов вуза проведен специальный опрос. Вопросы, включенные в анкетные бланки, составляли четыре тематических блока (таблица).

Таблица - Тематические блоки анкеты, включенной в комплекс исследования по развитию спортивного волонтерства в социально-образовательной среде вуза физической культуры __

№ блока Тематика блока Объекты оценивания

1 История становления спортивного волонтерского движения Базовый уровень знаний студентов по истории становления спортивного волонтерского движения

2 Спортивное волонтерство - особый вид социально полезной деятельности Ценностные отношения студенческой молодежи к значимости волонтерских идеалов

3 Мнения о значимости спортивного волонтерства Личная заинтересованность участников опроса в занятиях волонтерской деятельностью

4 Наличие опыта волонтерской деятельности Опыт волонтерской деятельности

В анкетировании приняли студенты 1-4 курса в возрасте от 17 до 21 года. По вопросам, связанным с историей становления спортивного волонтерского движения, установлено, что знания студентов в этой сфере не являются достаточными. 45% респондентов неверно ответили на вопрос, о том, когда впервые волонтеры начали сопровождать международные спортивные мероприятия. Лучше участники опроса оказались осведомлены о спортивных мероприятиях с участием спортивных волонтеров, проводившихся в России. Студентами были названы Олимпийские игры, футбольные матчи, Чемпионаты и Первенства по легкой атлетике. 82% респондентов считают, что спортивным волонтерам необходима специальная подготовка. 37% опрошенных подчеркнули, что увлеченность спортивным волонтерством позволила им расширить круг личностного общения.

На следующем этапе исследования, из числа заинтересованных в волонтерской деятельности студентов, было отобрано 30 человек, которые проходили специальное обучение спортивных волонтеров, в формате проводимого экспериментального проекта. Программа проекта содержала три модуля. Первый модуль был направлен на ознакомление

участников проекта со спецификой деятельности спортивного волонтера. Рассматривались роль, права, обязанности, правила техники безопасности, важные для спортивных волонтеров.

Второй модуль предполагал обучение в "Школе этикета спортивного волонтёра» для приобретения или совершенствования навыков английской разговорной речи, с акцентом на спортивную терминологию.

По замыслу Третьего модуля - «Ассессмент деятельности спортивного волонтера» предусматривалось выполнение участниками проекта креативных заданий и упражнений, участие в ролевых, деловых играх, интервьюировании.

В качестве ожидаемых результатов проектной деятельности обозначены: повышение интереса студенческой аудитории к проблеме популяризации спортивного волонтерского движения; активизация познавательной деятельности студентов; стимулирование профессиональной мотивации и социокультурной интеграции в молодежной среде специализированного вуза.

ВЫВОДЫ

Волонтерская деятельность является одним из значимых и востребованных направлений развития современного социума. В период студенчества волонтерство способствует активному формированию профессионально важных качеств, практических умений и навыков; выполняет функции нравственного воспитания; стимулирует поддержание в молодежной среде фундаментальных жизненных ценностей.

Проведенное исследование, тезисно представленное в публикации, дает основание говорить, что экспериментальный проект по обучению спортивных волонтеров позволяет обеспечивать многозадачность и целостность процесса подготовки волонтеров в условиях современных отраслевых вузов физической культуры и спорта. Субъект-субъектный подход, основанный на интерактивном взаимодействии всех участников проекта, планомерно формирует благоприятные условия для развития и расширения границ социально-образовательного пространства студенческой молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С., Собрание сочинений: Том 4 Детская психология / Л.С. Выготский // -Москва : Книга по Требованию, 2013 - 432 с.

2. Кирьякова А.В. Ориентация личности в мире ценностей / А.В. Кирьякова // Шаг в науку. - 2018. - №1. - С. 5-15.

3. Коренева М.В. Опыт организации волонтерского движения в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма / М.В. Коренева, Д. А. Кружков // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму : материалы XV Международной научной сессии по итогам НИР за 2016 год. Белорусский государственный университет физической культуры. - Минск, 2017 - С. 49-53.

4. Кравчук, Т.А. Структурно-функциональная модель организации волонтерской деятельности в физкультурном вузе / Т.А. Кравчук, А.Ю. Стафеева // Ученые записки университета имена П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10. - С. 192-198.

5. Кружков, Д. А. Олимпийское образование в системе обучения волонтеров XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи / Д. А. Кружков, М. В. Коренева, Н. А. Арзамасцева // Спорт, олимпизм, олимпийский край: навстречу XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в городе Сочи: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, 2013 - С. 162-169.

6. Шиняева О.В. Спортивное волонтерское движение в современной России / О.В. Шиня-ева // Известия Тульского государственного университета. Серия: Социальные науки. - 2017 - № 3. - С. 126-132.

REFERENCES

1. Vygotsky, L.S. (2013), Collected works: Volume 4 Child psychology, Book on Demand, Moscow.

2. Kiryakova, A.V. (2018), "Orientation of personality in the world of values", Step into science, No. 1, pp. 5-15.

3. Koreneva, M.V., Kruzhkov, D.A. (2017), "The experience of organizing the volunteer movement at the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism", Scientific justification of physical education, sports training and training in physical culture, sports and tourism, materials of the XV International Scientific Session on the results of research for 2016. Belarusian State University of Physical Culture, Minsk, pp. 49-53.

4. Kravchuk, T.A., Stafeeva, A.Yu. (2019), "Structural and functional model of organization of volunteer activity in a physical education university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10, pp. 192-198.

5. Kruzhkov, D.A., Koreneva M.V., Arzamastseva N.A. (2013), "Olympic education in the system of training volunteers of the XXII Olympic Winter Games and XI Paralympic Winter Games 2014 in Sochi", Sport, Olympism, Olympic region: towards the XXII Olympic Winter Games and XI Paralympic Winter Games 2014 in Sochi: Materials of the III All-Russian Scientific and Practical Conference, Krasnodar, pp. 162-169.

6. Shinyaeva, O.V. (2017), "Sports volunteer movement in modern Russia", Proceedings of Tula State University. Series: Social Sciences, No. 3, pp. 126-132.

Контактная информация: evelina.muhina.sm@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 22.03.2022

УДК 796.325:378.172

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕРДЦА У СТУДЕНТОВ-

ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

Светлана Юрьевна Завалишина, доктор биологических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Денис Владиславович Медведев, кандидат биологических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград; Антон Сергеевич Болдин, старший преподаватель, Московский государственный технический университет гражданской авиации, Москва; Мария Олеговна Одинцова, старший преподаватель, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань

Аннотация

Регулярные тренировки в волейболе повышают функциональные возможности соматической мускулатуры сердечно-сосудистой системы. Важность этого эффекта диктует необходимость продолжения изучения влияния на организм регулярных занятий волейболом. Цель исследования -оценить динамику функциональных параметров сердца у юношей, приступивших к волейбольным тренировкам. Методика и организация исследования. Работа проведена на 26 здоровых юношах в возрасте 17-21 лет, являющихся студентами университета со стажем волейбольных тренировок не меньше 3 лет. Контрольная группа включала 29 здоровых юношей-студентов университета в возрасте 17-21 лет, прежде никогда не занимавшихся спортивной деятельностью. Всем юношам проводили ультразвуковое исследование морфофункциональных характеристик сердца на приборе SSD-80 «Aloka» (Япония). Статистическая обработка проведена компьютерным способом с расчетом уровня t-критерия Стъюдента. Результаты исследования и их обсуждение. У волейболистов найдены явления гипертрофии в стенке левого желудочка, что отмечалось как утолщение миокар-диального слоя в задней стенки и повышение значения массы миокарда в условиях нормальных геометрических параметров и нормального объема полости левого желудочка. У юношей волейболистов отмечена высокая скорость расслабления сердца по отношению к группе контроля. Выводы. Систематические волейбольные тренировки обеспечивают общее соматическое укрепление. На их фоне отмечается увеличение массы сердечной мышцы левого желудочка, повышаются его рабочие характеристики, и сохраняется нормальная общая гемодинамика во внутренних органах.

Ключевые слова: волейбол, миокард, тренировки, левый желудочек, мышечные нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.