Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА В УСЛОВИЯХ ВУЗА'

ПОВЫШЕНИЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА В УСЛОВИЯХ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPORTS VOLUNTEER / PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL ASPECTS / VOLUNTEER TRAINING / NATIONAL AND INTERNATIONAL COMPETITIONS / ELECTIVE ENGLISH LANGUAGE COURSE / СПОРТИВНЫЙ ВОЛОНТЁР / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ПОДГОТОВКА ВОЛОНТЁРОВ / ВСЕРОССИЙСКИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ / ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дрейко Н.Ю., Мельникова Л.В., Селиванова Е.Г.

Цель исследования - повышение волонтерской активности студентов на основе ресурсного центра «Молодежь в движении» в условиях вуза. Результаты исследования и выводы. В статье изложен опыт работы подготовки спортивных волонтёров ЧГИФК. Представлена деятельность волонтерского ресурсного центра «Молодежь в движении», в рамках которого реализуется подготовка волонтеров из числа студентов института, обучающихся и рабочей молодежи Чайковского городского округа и ближайших регионов России. Одним из аспектов при подготовке волонтеров является реализация проекта «Школа волонтера», направленность которого - совершенствование системы волонтерской активности обучающихся и рабочей молодежи. С 2014 г. в институте ежегодно организуется открытый молодёжный образовательный форум «Молодежь в движении - спортивный олимп», масштабный проект, который собирает лидеров молодежных и общественных организаций, лучших обучающихся. Форум направлен на активное вовлечение молодежи в реализацию государственной молодежной политики через формирование проектных инициатив, развитие активной жизненной позиции кадрового резерва в области спорта, а также создание условий для профессиональной самореализации молодёжи. Таким образом, системный и организованный на базе ресурсного центра процесс вовлечения обучающихся в волонтерскую деятельность положительно влияет на систему образования, способствует формированию активной жизненной позиции молодежи и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дрейко Н.Ю., Мельникова Л.В., Селиванова Е.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Volunteer activity increase among students on the basis of univesity resource center

Objective of the study was to increase volunteer activity of students trained at the university Resource Center "Youth on the Move". Results of the study and conclusions. The study overviews practical experience of training of sports volunteers of the Resource Center "Youth on the Move" at Tchaikovsky State Institute of Physical Culture, including the students of the institute, students and working youth of the Tchaikovsky District and the nearest regions of Russia. Among the aspects of volunteer training was the implementation of the project "Volunteer School", which was focused on the improvement of the system of volunteer activity of students and working youth. Since 2014, the Institute has been hosting an annual open youth educational forum "Youth on the Move - Sports Olympus", a large-scale project that brings together the leaders of youth and public organizations and the best students. The forum seeks to actively involve young people in the state youth policy through the formation of project initiatives, development of an active life position of the personnel reserve in the field of sports, as well as creation of conditions for professional self-realization. Therefore, the system process of involvement of students in volunteer activities, organized on the basis of the Resource Center, was found to have a positive effect on the education system, beneficial for the formation of an active life position of youth, etc.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА В УСЛОВИЯХ ВУЗА»

ПОВЫШЕНИЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА В УСЛОВИЯХ ВУЗА

УДК/UDC 796.01:159.9

Поступила в редакцию 12.12.2019 г.

Кандидат психологических наук, доцент Н.Ю. Дрейко1 Кандидат педагогических наук, доцент Л.В. Мельникова1 Е.Г. Селиванова1

1 Чайковский государственный институт физической культуры, г. Чайковский

VOLUNTEER ACTiViTY iNCREASE AMONG STUDENTS ON THE BASiS OF UNiVESiTY RESOURCE CENTER

PhD, Associate Professor N.Yu. Dreiko1 PhD, Associate Professor L.V. Melnikova1 E.G. Selivanova1

1 Tchaikovsky State Institute of Physical Culture, Tchaikovsky

Информация для связи с автором: pro_vsr@chifk.ru

Аннотация

Цель исследования - повышение волонтерской активности студентов на основе ресурсного центра «Молодежь в движении» в условиях вуза. Результаты исследования и выводы. В статье изложен опыт работы подготовки спортивных волонтёров ЧГИФК. Представлена деятельность волонтерского ресурсного центра «Молодежь в движении», в рамках которого реализуется подготовка волонтеров из числа студентов института, обучающихся и рабочей молодежи Чайковского городского округа и ближайших регионов России.

Одним из аспектов при подготовке волонтеров является реализация проекта «Школа волонтера», направленность которого - совершенствование системы волонтерской активности обучающихся и рабочей молодежи. С 2014 г. в институте ежегодно организуется открытый молодёжный образовательный форум «Молодежь в движении - спортивный олимп», масштабный проект, который собирает лидеров молодежных и общественных организаций, лучших обучающихся. Форум направлен на активное вовлечение молодежи в реализацию государственной молодежной политики через формирование проектных инициатив, развитие активной жизненной позиции кадрового резерва в области спорта, а также создание условий для профессиональной самореализации молодёжи.

Таким образом, системный и организованный на базе ресурсного центра процесс вовлечения обучающихся в волонтерскую деятельность положительно влияет на систему образования, способствует формированию активной жизненной позиции молодежи и т.д.

Ключевые слова: спортивный волонтёр, психолого-педагогические аспекты, подготовка волонтёров, всероссийские и международные соревнования, факультативные занятия по английскому языку.

Annotation

Objective of the study was to increase volunteer activity of students trained at the university Resource Center "Youth on the Move".

Results of the study and conclusions. The study overviews practical experience of training of sports volunteers of the Resource Center "Youth on the Move" at Tchaikovsky State Institute of Physical Culture, including the students of the institute, students and working youth of the Tchaikovsky District and the nearest regions of Russia.

Among the aspects of volunteer training was the implementation of the project "Volunteer School", which was focused on the improvement of the system of volunteer activity of students and working youth.

Since 2014, the Institute has been hosting an annual open youth educational forum "Youth on the Move - Sports Olympus", a large-scale project that brings together the leaders of youth and public organizations and the best students. The forum seeks to actively involve young people in the state youth policy through the formation of project initiatives, development of an active life position of the personnel reserve in the field of sports, as well as creation of conditions for professional self-realization.

Therefore, the system process of involvement of students in volunteer activities, organized on the basis of the Resource Center, was found to have a positive effect on the education system, beneficial for the formation of an active life position of youth, etc.

Keywords: sports volunteer, psychological and educational aspects, volunteer training, national and international competitions, elective English language course.

Введение. С каждым годом волонтёрское движение приобретает значительную тенденцию в своем развитии и популярность во всём мире. Волонтёрская деятельность положительно влияет на систему образования, так как системный и организованный процесс вовлечения обучающихся в данный вид деятельности способствует формированию активной жизненной позиции, развивает умения и навыки, повышает знания, поддерживает патриотический дух, способствует изучению иностранных языков [6].

В настоящее время волонтерство как вид деятельности активно изучается в разных научных направлениях с позиции психологии, педагогики, социологии, информационных систем и др [1-4]. Оно предполагает безвозмездное уча-

стие и является одним из главных условий формирования личности. Исследуя различные направления данной проблемы, специалисты подчеркивают актуальность социально-психологического климата волонтерских объединений, вовлечения волонтеров в деятельность организаций, формирование качеств, необходимых для этой деятельности, в том числе и в сфере помогающих профессий.

В процессе изучения условий подготовки спортивных волонтёров частыми аспектами являются мотивация, стимулирование и формирование индивидуально-психологических свойств.

В современных условиях жизни волонтерская деятельность предполагает максимум свободы и творческой само-

№ 3 • 2020 Март | March

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

реализации для ее участников, что, в свою очередь, исключает определенные социальные гарантии, безопасности и комфорта [5, 6].

Цель исследования - повышение волонтерской активности студентов на основе ресурсного центра «Молодежь в движении» в условиях вуза.

Результаты исследования и их обсуждение. С 2012 г. в Чайковском институте физической культуры осуществляет свою деятельность волонтерский центр - «Ресурсный центр "Молодежь в движении" ЧГИФК», в рамках которого реализуется подготовка волонтеров из числа студентов института, обучающихся и рабочей молодежи Чайковского городского округа и ближайших регионов России. Основной задачей спортивных волонтёров является различная помощь в организации и проведении соревновательной деятельности регионального, всероссийского и международного уровней. Ежегодно в волонтёрской деятельности принимают участие порядка 300 человек.

Одним из аспектов при подготовке волонтеров является реализация проекта «Школа волонтера», направленность которого - совершенствование системы волонтерской активности обучающихся и рабочей молодежи.

Основными направлениями «Школы волонтера» следует отметить: информационно-аналитическое, практико-формирующее, мотивационно-психологическое.

Информационно-аналитическое направление реализуется через встречи-беседы со специалистами по разным направлениям волонтерской деятельности (правовое, психологическое, социальное, безопасность, медиакоммуни-кационное и пр.). Для более эффективной работы с волонтёрами в институте создан сайт «Ресурсный центр ЧГИФК», содержание которого направлено на информационно-коммуникационное обеспечение волонтёрской деятельности. Значительный вклад в работе сайта осуществляется профессорско-преподавательским составом и сотрудниками института.

Практико-формирующее направление осуществляется через обучающие занятия для волонтеров; совершенствование знания иностранных языков; проведение и участие в семинарах, форумах, фестивалях; участие в спортивных мероприятиях; мини-тренинги; интерактивные игры; проектная деятельность; профориентация с обучающимися.

С 2014 г в институте ежегодно организуется открытый молодёжный образовательный форум «Молодежь в движении -спортивный олимп», масштабный проект, который собирает лидеров молодежных и общественных организаций, лучших обучающихся. Форум направлен на активное вовлечение молодежи в реализацию государственной молодежной политики через формирование проектных инициатив, развитие активной жизненной позиции кадрового резерва в области спорта, а также создание условий для профессиональной самореализации молодёжи.

В рамках программы форума обучающиеся приобретают знания и умения в области волонтёрства, организации спортивных мероприятий, спортивной журналистики, студенческого самоуправления, лидерских качеств, профориентации, проектной деятельности, взаимодействия с государственными органами, взаимодействия с партнерами и спонсорами. Программа форума включает образовательные и научные площадки, круглые столы, семинары, квесты, конкурсные и другие инновационные формы, встречи с известными людьми, презентации молодёжных программ и проектов. Экспертами и лекторами форума выступают представители разных ведомств и министерств края и России.

Следует отметить, что на спортивных сооружениях Федерального центра подготовки по зимним видам спорта обуча-

ющиеся активно проходят практику, тренируются и работают в качестве спортивных судей, волонтёров.

После организации и проведения первых международных соревнований (2012 г) в институте были организованы специальные курсы по английскому языку для обучающихся, выезжающих на международные соревнования (Олимпийские зимние игры в Сочи, Корее, Универсиады в Казахстане, Красноярске) в качестве спортивных волонтёров. Регулярные занятия по совершенствованию навыков владения английским языком нашли своё место в учебном плане и на протяжении учебного года обучающиеся посещают факультативные занятия «Иностранный язык в сфере физической культуры и спорта».

Мотивационно-психологическое направление предусматривает мониторинг индивидуально-психологических свойств, консультационную работу, участие в семинарах и тренингах, направленных на формирование необходимых качеств волонтёра.

Вывод. Системный и организованный на базе ресурсного центра процесс вовлечения обучающихся в волонтерскую деятельность положительно влияет на систему образования, способствует формированию активной жизненной позиции молодежи, развивает умения и навыки, повышает знания, поддерживает патриотический дух, способствует изучению иностранных языков.

Литература

1. Азарова Е.С. Психологические детерминанты добровольческой деятельности / Е.С. Азарова, М.С. Яницкий // Вестник Томского государственного университета. - 208. - № 306. - С. 120-125.

2. Вандышева Л.В. Формирование готовности будущих специалистов по социальной работе к волонтерской деятельности: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / Л.В. Вандышева. - Самара, 2006.

3. Куникина Н.П. Теоретические и эмпирические аспекты изучения профессионально значимых личностных качеств у волонтеров // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия: «Гуманитарные науки». - 2007. - № 5 // http://www.ncstu.ru.

4. Оленина Г.В. Социокультурные технологии оптимизации добровольческой деятельности студенческой молодежи в сфере досуга: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.В. Оленина. - Барнаул, 2004.

5. Сикорская Л.Е. Организация добровольческой деятельности в городской среде / Л.Е. Сикорская. - М.: Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2008. - 212 с.

6. Файзуллин И.Ф. Формирование общекультурных компетенций у студентов вузов физической культуры и спорта в процессе волонтёрской деятельности на крупных спортивных мероприятиях: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.Ф. Файзуллин. - Омск, 2017. - 24 с.

References

1. Azarova E.S., M.S. Yanitskiy Psihologicheskie determinantyi do-brovolcheskoy deyatelnosti [Psychological determinants of volun-teerism]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 208. no. 306. pp. 120-125.

2. Vandysheva L.V. Formirovanie gotovnosti buduschih spetsialistov po sotsialnoy rabote k volonterskoy deyatelnosti [Future community worker training for volunteer activities]. PhD diss.. abstr. Samara, 2006.

3. Kunikina N.P. Teoreticheskie i empiricheskie aspektyi izucheniya professionalno znachimyih lichnostnyih kachestv u volonterov [Theoretical and empirical aspects of study of professionally significant personal qualities of volunteers]. Sbornik nauchnyih trudov SevKavGTU. Ser.: «Gumanitarnyie nauki». 2007. no. 5 // http://www.ncstu.ru.

4. Olenina G.V. Sotsiokulturnyie tehnologii optimizatsii dobrovolcheskoy deyatelnosti studencheskoy molodezhi v sfere dosuga [Sociocultural technologies for optimizing student volunteer activities in leisure]. PhD diss.. abstr.. Barnaul, 2004.

5. Sikorskaya L.E. Organizatsiya dobrovolcheskoy deyatelnosti v gorod-skoy srede [Organization of volunteering in urban environment]. M.: NBI publ., 2008. 212 p.

6. Fayzullin I.F. Formirovanie obschekulturnyih kompetentsiy u stu-dentov vuzov fizicheskoy kulturyi i sporta v protsesse volontYorskoy deyatelnosti na krupnyih sportivnyih meropriyatiyah [Formation of general cultural competencies in physical education and sports university students during volunteering work at major sporting events]. PhD diss. abstr. Omsk, 2017. 24 p.

42

http://www.teoriya.ru

№3 • 2020 Март | March

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.