Научная статья на тему 'Спортивное волонтерское движение в современной России'

Спортивное волонтерское движение в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4987
556
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / СПОРТИВНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО / МОТИВАЦИЯ РЕАЛЬНЫХ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЛОНТЕРОВ / VOLUNTEERING / SPORTS VOLUNTEERING / THE OLYMPIC VOLUNTEER MOTIVATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шиняева Ольга Викторовна

Раскрываются особенности развития спортивного волонтерского движения в России, характеризуется программа волонтеров «Сочи-2014», приводятся результаты исследования мотивации спортивных волонтеров регионах и способов вовлечения в волонтерство студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS VOLUNTEER MOVEMENT IN MODERN RUSSIA

In the article the features of development of sports of the volunteer movement in Russia is characterized by the volunteer program "Sochi-2014", the results of the research of motivation of sport volunteers.

Текст научной работы на тему «Спортивное волонтерское движение в современной России»

УДК 316.354.4

СПОРТИВНОЕ ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

О.В. Шиняева

Раскрываются особенности развития спортивного волонтерского движения в России, характеризуется программа волонтеров «Сочи-2014», приводятся результаты исследования мотивации спортивных волонтеров регионах и способов вовлечения в волонтерство студенческой молодежи.

Ключевые слова: волонтерство, волонтерское движение, спортивное волонтерство, мотивация реальных и потенциальных волонтеров.

Спортивное волонтерское движение в современном российском обществе приобретает особую актуальность, поскольку Россия выступает местом проведения спортивных мероприятий международного уровня, таких как XXVII Всемирная летняя Универсиада в 2013 году в Казани, XXII Олимпийские Зимние Игры и XI Паралимпийские Зимние Игры 2014 года в Сочи, Чемпионат мира по футболу в 2018 году, Зимние Всемирные студенческие игры в Красноярске в 2019 году и другие.

Реализация на территории Российской Федерации всемирных проектов позволяет создать инфраструктуру, которая будет использоваться в дальнейшем для развития региона. Проведение крупных мероприятий дает возможность россиянам присутствовать на соревнованиях, увидеть кумиров и быть причастными к значимому событию. Подобные события находят положительный отклик среди населения. Тем не менее, следует отметить, что олимпийские объекты в Сочи какое-то время были после Олимпиады не востребованы; часть из них потребовала значительных финансовых вложений для переустройства.

Качественное проведение спортивных мероприятий требует не только создания материально-технической базы, но и грамотной организации. Немаловажную роль в организации спортивных мероприятий играют волонтеры. Современная практика привлечения волонтеров к спортивным мероприятиям складывалась в России с 1980 до 1992 гг. С этого периода волонтеры стали обязательными помощниками организаторов мероприятий.

Впервые определение олимпийского волонтера было дано на Олимпийских играх в Барселоне в 1992 г. Согласно международной трактовке, «волонтер - это человек, который в целях организации проведения Олимпийских игр совершенно добровольно выполняет порученные ему / ей задания, не ожидая за это вознаграждения в какой-либо форме» [1]. Волонтеры на спортивных мероприятиях заняты в различных сферах, например, обслуживание спортивных объектов, помощь в организации питания и проживания участников и гостей мероприятия, проведение экскурсий, помощь с переводом, работа в информационных центрах. Спортивное волонтерство способствует не только мобилизации граждан, приобщению их к общественной активности, но и является ката-

лизатором для признания роли волонтерства в обществе и формировании его положительного имиджа.

Олимпийские игры в Сочи потребовали создания инфраструктуры олимпийского волонтерства. В рамках подготовки волонтеров для Олимпиады в 2007 году была создана программа по работе с волонтерами «Сочи - 2014». Реализация данной программы стартовала в 2011 году с создания Центров подготовки волонтеров, результаты их работы были апробированы во время проведения Универсиады 2013 года в Казани [2].

Значимую роль в мобилизации молодежи и приобщении ее к участию в волонтерском движении играют образовательные организации, которые стали центром привлечения, отбора и подготовки волонтеров. В результате конкурсного отбора, проведенного Оргкомитетом «Сочи - 2014», было отобрано 25 высших учебных заведений и 1 среднее специальное учебное заведение, которые стали базой для открытия волонтерских центров. Заявки от желающих стать волонтерами принимались до весны 2013 года; было получено около 200 000 заявок.

Работа данных центров после проведения сочинской Олимпиады продолжилась, появились новые направления деятельности. Несмотря на то, что Центры подготовки волонтеров были открыты на базе вузов, среди волонтеров присутствовали не только студенты. Была открыта специальная программа «Серебряные волонтеры», направленная на подготовку людей пенсионного возраста. Благодаря этому волонтерами зимних Паралимпийских игр в Сочи стали люди разного возраста, социального положения и профессиональной деятельности [3].

Мотивация спортивных волонтеров является объектом исследования зарубежных и отечественных социологов. Исследования мотивации спортивных волонтеров появились сравнительно недавно. Американские исследователи Л. Карднелл и К. Андерек выделили три категории мотивов занятия спортивным волонтерством. Первая группа мотивов - целевая, предполагает пользу для общества: волонтерская деятельность является полезной, она направлена на преобразование действительности и помощь в решении важных проблем. Вторая группа - консолидирующие мотивы, связаны с возможностью взаимодействия с различными социальными группами, знакомства и расширения круга общения. Третий тип стимулов - материальный: возможность получения материальных ценностей волонтерам (одежда, питание, проезд). Первая группа оказывает наибольшее влияние на мотивацию волонтеров; вторая - значима для определенных категорий молодежи - студентов гуманитарных и творческих специальностей; третья - важна для всех, но не является решающей.

Дж. Фаррел, рассматривая мотивацию волонтеров, занятых на соревнованиях по керлингу, выявил следующие направления изучения мотивационной шкалы (SEVMS): целевое назначение, консолидация, внешние традиции (влияние извне, традиции семьи), личная заинтересованность (получение опыта, навыков, общение). Бэгери в своих исследованиях волонтеров спортивных Уни-

версиад приходит к выводу, что материальный фактор занимает первое место в мотивации, в то время как целевой не оказывает значительного влияния [4].

Исследования российского социолога А.В. Шашкова среди волонтеров, которые проходили обучение по программе «Сочи-2014», показали: основными мотивационными факторами для 900 человек в возрасте от 18 до 50 лет стали самореализация и «просоциальная» активность, а не материальные стимулы [5]. Волонтеры «Сочи-2014» выделили следующие мотивы своего участия в мероприятии: возможность находиться на территории Олимпийской деревни, увидеть большие соревнования и известных спортсменов; получить опыт работы в крупном международном проекте для повышения уровня профессионализма и получения новых навыков; внести свой вклад в развитие международного олимпийского движения.

Для Олимпийских игр в Сочи была разработана специальная система мотивации волонтеров, состоящая из трех основных частей: во-первых, привлечение людей в волонтерское движение; во-вторых, удержание аккредитованных волонтеров; в-третьих, повышение эффективности работы волонтеров на Играх. Указанная программа включала в себя материальные и нематериальные стимулы. К первым относятся сувениры, одежда с символикой игр, проживание, передвижение, медицинское страхование; вторая группа стимулов включала в себя посещение соревнований разных мероприятий в рамках Игр. Волонтеров «Сочи-2014» обеспечили следующими ресурсами: уникальной экипировкой, сувенирами и подарками; питанием; бесплатным проездом по городу; местом проживания; мобильной связью; билетами на спортивные соревнования; сертификатами участия и благодарственными письмами [6].

Исследование социолога A.M. Евлегиной, проведенное среди волонтеров XI Паралимпийских зимних играх «Сочи-2014» (выборка составила 1008 человек от 18 до 46 лет) в 2014-2015 гг. позволило расширить результаты. В качестве инструментария использовался опросник функций волонтерства, который содержал 30 возможных причин волонтерства, оценка их проводилась по 7-балльной шкале. Исследователь выявил три основных фактора, влияющих на участие респондентов в спортивном волонтерстве: социальный фактор (85 %), фактор познания (70 %) и фактор достиженческой стратегии (60 %).

В ходе исследования был определен социальный портрет волонтера Па-ралимпийских Игр: преимущественно молодые люди, имеющие разные профессии и социальное положение; для волонтеров характерны активная жизненная позиция, желание заниматься социально-ориентированной деятельностью. Волонтеры, принявшие участие в исследовании, имеют высокий потенциал участия в разных социальных проектах, планируют в дальнейшем продолжать свою работу в качестве волонтера. Следует отметить, что 60 % опрошенных не нуждаются в дополнительных стимулах для участия в волонтерском движении.

Анализ распределения волонтеров по функциям, которые они выполняли на Паралимпийских зимних играх «Сочи-2014», показал, что большинство из них являлись ассистентами национальных Паралимпийских комитетов (63 %). Причем многие не имели опыта по взаимодействию с людьми с инвалидно-

стью (79 %), 21 % - прошли обучение в двух волонтерских центрах, где целенаправленно готовили добровольцев по специальной паралимпийской программе [7].

Качественное исследование «Отношение городского населения к крупным спортивным мероприятиям», проведенное нами среди участников международного спортивного мероприятия «Чемпионат мира по хоккею с мячом 2016» в Ульяновске, показало: среди волонтеров есть активная и пассивная группы. Активная группа волонтеров стремилась с пользой провести свободное время и получить положительные эмоции, для них волонтерство - возможность принять участие в новых формах деятельности, увидеть изнутри крупное мероприятие, завести новые социальные контакты, приобрести опыт работы.

Пассивные волонтеры отмечают только возможность присутствия на мероприятии в данное время, в конкретном месте. Респонденты пассивной группы чаще выполняют задания, которые можно сделать, находясь дома, сидя за компьютером; в обычной жизни они крайне редко посещают культурно-досуговые учреждения. При этом, на эмоциональном уровне абсолютное большинство участников чувствовало гордость и радость за то, что приняли участие в таком крупном событии и добровольно предложили свою помощь в организации.

Анализ полученных результатов показал, что потенциал жителей крупного города (областного центра) в привлечении их к волонтерству был использован только на треть. Потенциал интеграции социальных групп вокруг гражданских инициатив выше: 44 % населения региона готовы объединяться ради коллективных действий, но в реальной практике такая форма поведения встречается в три раза реже [8].

Таким образом, результаты исследований позволяют выделить различные приемы и стимулы повышения уровня участия граждан в спортивном во-лонтерстве. Такими стимулами являются: возможность наблюдать за спортсменами; чувство «причастности» к крупномасштабному событию, любовь к спорту и возможность получения новых знаний о нем; бесплатное посещение соревнований и культурных мероприятий; получение спортивной формы и атрибутов; приобретение новых навыков и умений в работе с людьми; получение признания; принесение общественной пользы.

Для молодежного сегмента волонтеров одной из ведущих потребностей является общественное признание; эффективной мотивацией для студентов выступает возможность удовлетворения потребностей в профессиональном совершенствовании и приобретении новых контактов, увеличении собственного социального капитала.

Должность волонтера на крупном спортивном мероприятии становится более востребованной, значительная часть населения, прежде всего молодежи, потенциально готова стать спортивным волонтером. Но для того, чтобы стать волонтером в сфере спорта, необходимо иметь не только желание, а и проявлять поведенческую активность. Участие в крупных мероприятиях предполагает конкурсный отбор. На зимних Олимпийских играх в Сочи (2014) он состав-

лял 10 человек на место, что само по себе свидетельствует о росте популярности волонтерства в нашей стране. К кандидатам в волонтеры предъявляются требования разного характера: коммуникабельность, стрессоустойчивость, ответственность, высокая степень обучаемости, гибкость, знание иностранного языка, толерантность, опыт волонтерской работы, наличие гражданских позиций.

Студенты вузов являются реальной и потенциальной социальной базой для расширения доли участников в спортивных волонтерских программах. Важность привлечения этой группы молодежи к волонтерскому движению побуждает исследователей выявлять факторы, которые являются наиболее эффективными для данной, достаточно разнородной, группы.

Анализируя черты современных российских студентов высших учебных заведений, мы выделили их в отдельную социальную группу, обладающую следующими качествами: освоение социальной субъектности и переход от свойства быть объектом социализации к свойству быть субъектом новой деятельности; нацеленность на саморазвитие, неравнодушное отношение к перспективам развития общества. К концу первого десятилетия XXI века сформировалось новое поколение российских студентов, которое выросло в условиях смены парадигм экономического, идеологического и политического устройства России. Всплеск политической активности молодых россиян в начале второго десятилетия XXI века связан с протестом против закрепившихся двойных стандартов в «российской демократии» (де-юре и де-факто). Готово ли новое поколение российских студентов высших учебных заведений к более активному участию в легитимных формах общественной деятельности, в том числе в волонтерском движении?

В ходе анкетного опроса в регионах Поволжья нами были выделены типы студентов на основе их отношения к социально-политической деятельности: 1) «активные» (31 %) - студенты, у которых сформировались устойчивая потребность в социальной деятельности, достаточно высокая осведомленность о программах, потребность в выражении гражданских позиций; 2) «сомневающиеся» (53 %) - студенты, которые признают важность гражданского общества, при этом сомневаются в правдивости и адекватности его лидеров; они слабо идентифицируют себя с конкретной социальной организацией, но являются постоянными участниками социальных сетей; 3) «нигилисты» (16 %) - отрицают искренность и рациональность общественной деятельности; слабо заинтересованы в получении информации, не рассматривают волонтерство, как сферу самореализации [9].

Студенческая молодёжь в большей степени склоняется к формам социальной активности, в основе которых лежат гарантия прав и свобод, развитие определенной сферы общества. Две трети студентов не ассоциируют свои гражданские взгляды с конкретными политическими партиями. Они признают важность чёткой программы действий и самой привлекательной для своей социальной деятельности выбирают сферу спорта.

Интеграция России в мировое образовательное пространство вносит вклад в процесс приобщения к волонтерству студенчества. Для развития волонтерского движения в регионах необходимо разрабатывать и реализовывать специализированные программы подготовки и повышения квалификации кадров из сферы туризма и спорта. Развитие волонтерского движения должно являться приоритетным направлением региональной политики в сфере профессионального образования российских вузов.

Таким образом, спортивное волонтерство - это комплексная программа, включающая в себя систему мотивации и стимулирующие меры. Спортивное волонтерство представляет молодым людям возможность получить опыт работы на крупных мероприятиях, познакомиться со спортивной элитой мира, с молодежью других регионов и стран, получить практику общения на иностранном языке. Развитие данного вида волонтерства важно не только для организации спортивных событий, но и для совершенствования программ гражданского участия разных социально-демографических групп населения в решении актуальных проблем общества. Совершенствование мер поддержки волонтеров и разработка грамотной системы мотивирования будут способствовать росту волонтерского движения в сфере спорта, которая включает в себя широкие гуманистические ценности и идеи.

Более активное вовлечение студенческой молодежи в волонтерское движение позволит предотвратить усиление в ее рядах радикально настроенного сегмента. Кому поверит новое поколение грамотной молодежи, от этого зависит решение в ближайшем будущем принципиальных проблем - повышения уровня жизни, трудоустройства молодежи, участие в решении социально-экономических проблем квалифицированных кадров. Можно сказать, что спортивное волонтерство решает не только задачи поддержки крупных мероприятий в сфере спорта, но и более значимые цели - вовлечение студентов в формы гражданского участия и партнерства.

Список литературы

1. Максимов А.А., Паныч Р.Б., Петровский С.С. Спортивное волонтерство как новый тренд для молодежи // Система ценностей современного общества. 2015. №39. С. 141-146.

2. Зуев, В.Н. Юрьев Ю.Н. Региональное олимпийское движение в проекте «Сочи-2014». М.: Физическая культура, 2014. 134 с.

3. Починкин А.В., Димитров И.Л., Зайцев А.О. Спортивное волонтерство с позиции коммерческой выгоды организаторов соревнований // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. 2015. №11 (129). С. 219-223.

4. Кравченко О.А. Мотивация спортивных волонтеров // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2015. №3 (13). С. 72-76.

5. Шашков A.B. Уровень коммуникативной толерантности как фактор мотивации волонтерства // Олимпийский Сочи: Социум. Культура. Личность:

материалы 5-й Всерос. науч.-практ. конф., г. Сочи, 4-6 октября 2012 г. / отв. ред. И.Н. Макарова, Е.В. Поступинская. Сочи: РИЦ СГУ, 2012. 313 с.

6. Сухарькова М.П. Олимпийское волонтерство как инструмент формирования инфраструктуры развития волонтерской деятельности в России // В сборнике: Олимпийское наследие и крупномасштабные мероприятия: влияние на экономику, экологию и социокультурнцую сферу принимающих дестина-ций: материалы VIII международной научно-практической конференции. 2016. С. 133-140.

7. Евлегина A.M. Кризис российского спорта и его влияние на мотивацию спортивного волонтерства // Успехи современной науки. 2016. Т. 4. №7. С. 153-156.

8. Каюмова Л. Х., Шиняева О.В. Диалог власти и населения в контексте формирования гражданского общества // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2014. №1. С. 81 - 90.

9. Шиняева О.В., Гоношилина И.Г. Социально-политические установки российской студенческой молодежи // Социум и власть. 2012. №10. С. 21-25

Шиняева Ольга Викторовна, д-р социол. наук, профессор, olses@rambler.ru, Россия, Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет

SPORTS VOLUNTEER MOVEMENT IN MODERN RUSSIA

O.V. Shinyaeva

In the article the features of development of sports of the volunteer movement in Russia is characterized by the volunteer program "Sochi-2014", the results of the research of motivation of sport volunteers.

Key words: volunteering, volunteering, sports volunteering, the Olympic volunteer motivation.

Shinyaeva Olga Viktorovna, doctor of sociological sciences, professor, olses@rambler.ru, Russian Federation, Ulyanovsk, Ulyanovsk State Technical University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.