Научная статья на тему 'Содержание технологии подготовки спортивных волонтеров'

Содержание технологии подготовки спортивных волонтеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ВОЛОНТЕР / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОРЕВНОВАНИЙ / СПОРТИВНАЯ КОМАНДА / НАСТАВНИЧЕСТВО / ПРАКТИКА ВОЛОНТЕРА / ОБРАЗОВАНИЕ / SPORTS VOLUNTEER / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF COMPETITIONS / SPORTS TEAM / MENTORING / VOLUNTEER PRACTICE / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заболоцкий В.А., Мухаметзянова Ф.Г.

Актуальность статьи обусловлена тем, что сегодня в теории педагогике и практике спортивной деятельности уделяется особое внимание педагогическим аспектам волонтерской деятельности. Это обусловлено тем, что спортивная деятельность и деятельность спортивных волонтеров, особенно для современных детей, подростков, студенческой молодежи, становится одной из распространенных видов культурно-досуговой деятельности. Однако еще недостаточно педагогических исследований, в которых изучаются и обобщаются педагогические основы технологии подготовки спортивных волонтеров. Цель статьи заключается в раскрытии педагогических аспектов содержания и сущности технологии подготовки спортивных волонтеров. Авторами сформулировано представление о волонтерской спортивной деятельности как механизме повышения социальной активности детей, подростков, студенческой молодежи в культурно досуговой деятельности. Раскрыта сущность педагогической технологии подготовки спортивных волонтеров, ориентированной на повышение социальной активности волонтеров как субъектов культурно-досуговой деятельности Автором классифицированы виды волонтерской деятельности как разновидности культурно досуговой деятельности как её субъекта. Предложена авторская педагогическая технология подготовки спортивных волонтеров по программам факультативной подготовки в спортивных колледжах. Показана, что апробация данной программы привела к повышению у субъектов спортивной волонтерской деятельности уровня творческой социальной активности в культурно-досуговой деятельности. Статья предназначена для творческого использования в практике подготовки спортивных волонтеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заболоцкий В.А., Мухаметзянова Ф.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENTS OF TRAINING TECHNOLOGY FOR SPORTS VOLUNTEERS

The relevance of the article is due to the fact that nowadays in the theory of pedagogy and the practice of sports activities, special attention is paid to the pedagogical aspects of volunteering. This is due to the fact that sports activities and the activities of sports volunteers, especially for modern children, adolescents, students are becoming one of the most common types of cultural and leisure activities. However, there is still not enough pedagogical research that studies and summarizes the pedagogical foundations of the technology for training sports volunteers. The purpose of the article is to reveal the pedagogical aspects of the content and essence of the technology of training sports volunteers. The authors formulated the idea of volunteer sports activities as a mechanism to increase the social activity of children, adolescents, students in cultural and leisure activities. The essence of pedagogical technology for training sports volunteers, which is aimed at increasing the social activity of volunteers as subjects of cultural and leisure activities, is revealed. The author classifies the types of volunteer activities as a variety of cultural and leisure activities as its subject. The author's pedagogical technology of training sports volunteers according to the optional training programs is proposed in sports colleges. It is shown that testing this program has led to an increase in the level of creative social activity in cultural and leisure activities among subjects of sports volunteering. The article is purposed for creative use in the practice of training sports volunteers.

Текст научной работы на тему «Содержание технологии подготовки спортивных волонтеров»

УДК 379.8

СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ ВОЛОНТЕРОВ В.А. Заболоцкий, Ф.Г. Мухаметзянова

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что сегодня в теории педагогике и практике спортивной деятельности уделяется особое внимание педагогическим аспектам волонтерской деятельности. Это обусловлено тем, что спортивная деятельность и деятельность спортивных волонтеров, особенно для современных детей, подростков, студенческой молодежи, становится одной из распространенных видов культурно-досуговой деятельности. Однако еще недостаточно педагогических исследований, в которых изучаются и обобщаются педагогические основы технологии подготовки спортивных волонтеров. Цель статьи заключается в раскрытии педагогических аспектов содержания и сущности технологии подготовки спортивных волонтеров. Авторами сформулировано представление о волонтерской спортивной деятельности как механизме повышения социальной активности детей, подростков, студенческой молодежи в культурно - досуговой деятельности. Раскрыта сущность педагогической технологии подготовки спортивных волонтеров, ориентированной на повышение социальной активности волонтеров как субъектов культурно-досуговой деятельности Автором классифицированы виды волонтерской деятельности как разновидности культурно -досуговой деятельности как её субъекта. Предложена авторская педагогическая технология подготовки спортивных волонтеров по программам факультативной подготовки в спортивных колледжах. Показана, что апробация данной программы привела к повышению у субъектов спортивной волонтерской деятельности уровня творческой социальной активности в культурно-досуговой деятельности. Статья предназначена для творческого использования в практике подготовки спортивных волонтеров.

Ключевые слова: спортивный волонтер, педагогическая технология соревнований, спортивная команда, наставничество, практика волонтера, образование.

CONTENTS OF TRAINING TECHNOLOGY FOR SPORTS VOLUNTEERS

V. Zabolotsky, F. Mukhametzyanova

Abstract. The relevance of the article is due to the fact that nowadays in the theory of pedagogy and the practice of sports activities, special attention is paid to the pedagogical aspects of volunteering. This is due to the fact that sports activities and the activities of sports volunteers, especially for modern children, adolescents, students are becoming one of the most common types of cultural and leisure activities. However, there is still not enough pedagogical research that studies and summarizes the pedagogical foundations of the technology for training sports volunteers. The purpose of the article is to reveal the pedagogical aspects of the content and essence of the technology of training sports volunteers. The authors formulated the idea of volunteer sports activities as a mechanism to increase the social activity of children, adolescents, students in cultural and leisure activities. The essence of pedagogical technology for training sports volunteers, which is aimed at increasing the social activity of volunteers as subjects of cultural and leisure activities, is revealed. The author classifies the types of volunteer activities as a variety of cultural and leisure activities as its subject. The author's pedagogical technology of training sports volunteers according to the optional training programs is proposed in sports colleges. It is shown that testing this program has led to an increase in the level of creative social activity in cultural and leisure activities among subjects of sports volunteering. The article is purposed for creative use in the practice of training sports volunteers.

Keywords: sports volunteer, pedagogical technology of competitions, sports team, mentoring, volunteer practice, education.

Тема волонтерской деятельности изучалась разными авторами и с разных ракурсов. В изученных нами публикациях встречается акцент на социальной активности личности, прежде всего школьного возраста [1-4]. Не менее часто встречается исследование мотивации и социальной активности личности детей и студенческой молодежи средствами культурно -досуговой деятельности [5;6]. Социальное обучение в добровольческом движении активно изучали А.З. Минахметова, Р.Ф. Гатауллина, Э.Б. Адигамова, Т.М. Михайлекно, которые

разработали модель формирования

психологической готовности студенческой молодежи к волонтерству [7;8]. Волонтерскую деятельность, направленную на профилактику аддиктивного поведения изучали С.С. Филиппов, Ж.К. Холоднов, ВС. Кузнецов [9;10]. Ряд проблем спортивного волонтерства представлены в зарубежных работах [11; 12]. Тема спортивного волонтерства в существующих источниках раскрыта довольно слабо.

В современной спортивной педагогике уделено особое внимание деятельности

волонтеров, однако в теории и истории педагогики и образования эти вопросы освещены в недостаточной мере и требуют педагогического осмысления. В связи с чем и было проведено исследование по изучению педагогических основ технологии волонтерской деятельности как социально-педагогического механизма

повышения социальной активности субъекта спортивной волонтерской деятельности как компонента культурно-досуговой деятельности.

Добровольчество в России имеет довольно длительную историю, не столь масштабную, как, например, в странах Запада. История же спортивного волонтерства в нашей стране впервые масштабно описана лишь в конце ХХ века. На проходивших в Москве Олимпийских играх 1980 года был применен собственный опыт добровольчества вкупе с опытом зарубежных стран, что в эпоху «железного занавеса» было, по сути, чем-то очень необычным. Безусловно, процесс подготовки к Олимпиаде - 80 не был широко раскрыт и описан, ввиду цензуры, но нам удалось отыскать ряд источников, где говорилось о деятельности добровольцев: функции, обязанности, коммуникация, локация [4]. При подготовке нашей программы мы учли этот опыт и положили его в основу будущей деятельности спортивных волонтеров.

Известно, что спорт - это вид деятельности, направленный на достижение максимального результата [10]. Но любое спортивное событие в современном мире это нечто большее, чем просто процесс проведения соревнования. Сам процесс организации и проведения соревнований можно условно разделить на 3 больших этапа:

1) подготовительный этап;

2) основной этап;

3) этап «наследия».

Безусловно, подготовка занимает первое место в этом кластере. Процесс тренировки спортсменов, отбор, внутренние соревнования -это все скрыто от глаз любителей спорта. Но, еще задолго до проведения основных соревнований мы видим и слышим об этом: афиши, буклеты, новости, реклама - все это работа средств массовой информации, и тут впервые упоминаются волонтеры. Когда мы приходим на стадион, нас встречают «стюарды»: помогают найти свое место, предлагают воду, рассказывают о данных спортивных событиях, ориентируют нас в спортивном пространстве и времени. Если во время соревнований нам стало плохо - первым на помощь придет волонтер, если что-то случилось со спортсменом - вместе с бригадой профессионалов будет волонтер. Именно благодаря волонтерам мы получаем тот

визуальный эффект и зрелищность от соревнований. Волонтеры являются связующим звеном между зрителем и спортсменом. И даже после соревнований, когда стадионы пусты, труд волонтера продолжается: уборка, косметические процедуры, работа с забытыми вещами, сопровождение команд и тренеров, коммуникация всех служб - на профессиональном спортивном языке это называется «спортивное наследие» и главная задача волонтера сделать так, чтобы все спортивные объекты были пригодны для дальнейшего использования.

В процессе подготовки спортивных волонтеров мы опирались на следующие аспекты:

1) волонтер должен быть мотивирован к деятельности;

2) волонтер должен быть ориентирован на спорт;

3) волонтер должен обладать профессиональными компетенциями.

Исходя из данных аспектов, нами была составлена программа подготовки спортивных волонтеров, которая в дальнейшем была апробирована и с течением времени незначительно корректировалась. Программа была включена в факультативную подготовку студентов в структуре учебного плана спортивного колледжа в объеме 72 часов. При ее незначительной модернизации данная программа может быть использована и как программа дополнительного образования в системе повышения квалификации спортивных волонтеров. В основу содержания программы в равной степени были включены вопросы теоретической и практико-ориентированной подготовки спортивных волонтеров.

Рассмотрим некоторые аспекты

теоретической подготовки, в которые были включены вопросы:

1) история физической культуры и спорта.

Современному человеку, зачастую не хватает

информации о том или ином спортивном событии, для этого на помощь призван волонтер. Например, на спортивном соревновании по футболу волонтер расскажет: историю футбола, назовет имена великих отечественных и зарубежных футболистов, имена спортсменов, участвующих в данном соревновании, подарит информационный буклет и автограф - кейс. Для ребенка и даже для взрослого эта информация будет полезна как с точки зрения истории, так и сточки зрения мотивации к занятию этим видом деятельности.

2) Юридические основы или основы права.

В основе любого спортивного соревнования лежит законность. Правила посещения соревнований регулируются законами, правила поведения - законами, права и обязанности волонтера - законами, взаимодействие между органами, организациями, людьми также регулируются в правовой плоскости [2]. Эта одна из немногих тем, которая очень глубоко рассматривается при обучении волонтеров за границей. Мы решили перенять данный опыт у коллег из других стран и ввели в нашу программу подготовки.

3) Психология (возрастная).

Важность данного курса обусловлена тем, что волонтерам зачастую приходится сталкиваться с так называемыми фанатами. Учитывая возраст фаната, характер поведения и эффект толпы -нужно знать и понимать, как регулировать, например, возникающие конфликты или как нивелировать спорные моменты. Психологии посвящен большой курс лекций, в этом мы тоже исходим из своей практики и встречающихся часто негативных моментов, связанных с поведением людей как на спортивных объектах, так и за их пределами.

4) Общие основы психологии человека.

Это один из самых больших курсов, так как

сюда входят: психологическая помощь болельщика, психологическая поддержка спортсмена, психология защиты в стрессовых ситуациях, психология отношений в коллективе, эмоции и эмоциональность, система мотивации. Зарубежные авторы считают, что психологическая поддержка любого волонтера должна занимать одно из первых мест при подготовке [11;12]. Мы согласны с зарубежными авторами и уделяем этому блоку достаточное количество часов, учитывая тот факт, что при переходе на практику волонтер продолжает освоение курса психологии вплоть до окончания обучения в школе волонтеров.

5) Технология организации и проведения спортивных соревнований.

Данный блок лекций был введен скорее для общего развития волонтера, так как непосредственно сам процесс организации и проведения соревнований лежит на специально обученных людях, но бывает и так, что наши волонтеры с течением времени переходят из одной группы в другую или полностью меняют сферу деятельности и становятся профессиональными организаторами

соревнований. Тем не менее, знание общих основ по организации соревнований помогает самому волонтеру построить логическую цепочку и быть в курсе всех событий, которые обрамляют

непосредственно спортивное соревнование, сохраняя высокий внутренний интерес к данным событиям.

6) Спортивный менеджмент.

Эффективное управление спортивными

организациями в условиях рыночных отношений - это и есть основы спортивного менеджмента [9]. В нашем контексте это, в первую очередь, эффективное и грамотное управление всеми ресурсами, необходимыми для блестящей организации и проведения спортивных соревнований. Основы спортивного менеджмента проходят, в том числе, и в блоке юридических основ спорта, это касается локальных актов и законов в сфере регулирования отношений в области физкультуры и спорта [1]. Но углубленный блок спортивного менеджмента мы решили вынести отдельными темами, так как это очень полезная информация для студента.

7) Первая медицинская помощь.

Как правило, курс изучения основ безопасности жизнедеятельности в вузе проходит очень ограниченно, а уровень травматизма как среди участников спортивных событий, так и среди болельщиков с каждым годом растет, поэтому нами было принято решение провести данный курс для будущих спортивных волонтеров. Как показывает практика, в 80% случаев получения травм именно волонтер первым оказывает доврачебную помощь и именно от его профессиональных компетенций в области здравоохранения зависит эффективность оказанной помощи, что, зачастую, сохранят жизнь участникам спортивных событий. Курс первой доврачебной помощи включает в себя такие разделы, как помощь при травмах, при ушибах, растяжениях, вывихах, порезах, переломах, поражении током, отравлениях, остановке дыхания. Каждый отдельный блок в обязательном порядке подлежит практической работе на манекенах и другом симуляционном оборудовании.

Практическая подготовка включала командообразование. Много и часто мы говорим о том, что команда волонтеров это, практически, та же спортивная команда, где есть свой капитан или капитаны, где есть свои генераторы идей, где есть исполнители высокого класса, где каждый работает на благо общего механизма. Этот блок является ключевым в системе подготовки спортивных волонтеров, так как необходимо не просто раскрыть сущность каждого волонтера, но и грамотно «встроить» человека в «механизм» и сделать так, чтобы все «механизмы» большой машины под названием «спортивные волонтеры» работали четко и слаженно. В основе работы над

командообразованием лежит разработанная автором методика «игротерапии», которая успешно применялась при подготовке коллективов вожатых во Всероссийском Детском Центре «Орлёнок», а также во время работы со временными детско - подростковыми объединениями на территории Челябинской и Кировской областей. Игра - это «феномен» процесса обучения и воспитания [3]. Именно через игру, через игровые технологии мы и пытаемся провести всю цепочку последовательных действий, необходимых для подготовки волонтера к действию, к работе.

Вся игровая деятельность, применяемая нами, делится на следующие категории:

а) игры на знакомство.

Сюда входят как известные всем игры, например, «снежный ком», «расскажи мне обо мне», так и авторские игры, например, «семь я» или «имя и спорт». В процессе игровой деятельности студенты раскрепощаются, эмоциональный фон повышается, уровень усвоения материала значительно повышается. Игры на знакомство проводятся с первого дня обучения в школе волонтеров и занимают как отдельное временное пространство, так и временные рамки между лекциями, до или после общих занятий.

б) Игры на выявления лидера.

Являются важными с точки зрения распределения волонтеров для работы в микрогруппах. В своих исследованиях мы уже описывали, что с точки зрения роли и дальнейшего функционала, нам необходимо разделить будущих студентов - волонтеров на 3 группы: волонтеры - лидеры, генераторы идей и исполнители. С этой точки зрения игры на выявление лидера и позиций волонтеров являются очень кстати: появляется возможность через выполнение различных игровых заданий определить, к какой функции больше склонен волонтер. Для примера приведем одну из авторских игр «буквы». Команде дается задание изобразить букву из всех членов команды; для выполнения задания отводится ровно 1 минута. Как только звучит команда «марш» - проводящий игру видит активность каждого человека в группе: кто-то стоит и слушает, анализирует, кто-то активно выражает свои идеи как это сделать, вступает в дискуссии, а кто-то поддерживает одну из идей и начинает ее развивать, дополняя слова того, кто придумал, как правильно или эффективно реализовать задание. Для удобства мы вводим жетоны разного цвета, например, белые, зеленые и синие. Каждый цвет говорит о том, к какой группе активности относится

будущий волонтер, соответственно после проведения всего комплекса игр, а их должно быть не менее 8 - 10, будет ясно, к какой из 3 групп относится будущий спортивный волонтер.

в) Игры на общение и взаимодействие (ролевые игры).

Очень популярны в студенческой среде игры на общение. В последнее время можно часто увидеть группы людей, играющих в холлах стен вузов, столовых, общежитиях или, так называемых, квартирниках. Особенность этих игр состоит в том, что каждый участник примеряет на себя «роль», и обязан выполнять эту роль до окончания игры. В своей практике мы используем эти игры как для определения лидерских позиций в коллективе, так и для общей «коллективизации», то есть для сплочения и умения плотной работы внутри коллектива. Как правило, все наши игры являются авторскими. Например, игра «спортивная команда» ярко показывает процесс подготовки команды к участию в условных соревнованиях. Здесь есть следующий роли: функционер, менеджер, тренер, спортсмен, врач и даже водитель. Сюжет данной игры задает ведущий тренер и задача команды импровизированно выразить всю схему подготовки и проведения соревнований, как бы это было в реальности. Примечательной особенностью этой игры является то, что среди участников процесса есть опытные волонтеры или тренеры, которые все время изменяют ход заданий: создают непредвиденные ситуации, проблемы, спорные моменты, которые способна лишить только вся команда, используя взаимодействие и коммуникативные навыки всех ее членов.

г) Игры на логику.

Данные игры в основном используются тогда, когда уже сформированы микро-группы и коллектив работает по определенным направлениям. Основная задача этих игр -настроить человека или группу людей на положительную работу, повысить

эмоциональный фон, организовать процессы мышления. Продолжительность таких игр от 1 до 5 минут. Применяются игры как в перерывах между лекционной работой, так и в начале практических занятий.

ж) Веревочный курс.

Пожалуй, отдельно стоит рассмотреть ряд игр, включающий в себя игры на общение, взаимодействие, логические и анти-логические игры, а также игры на доверие. Обобщенное название этих игр - «веревочный курс». Особенность этих игр состоит в том, что они занимают достаточно продолжительный

временной отрезок (могут проходить по 2 - 3 часа), имеют логическую последовательность (подчинены педагогическому принципу «от простого к сложному»), мобилизируют всю команду (за счет повышенного эмоционального фона), раскрывают физические и психоэмоциональные способности человека (за счет экстремальных заданий), формируют команду (за счет прохождения испытаний, эмоций, мышления, взаимодействий).

В нашей работе мы акцентируем внимание на «веревочном курсе», так как стандартные наборы игр и игровых заданий не всегда учитывают специфику волонтерской работы и не охватывают весь спектр эмоционально - волевых качеств человека. Именно «веревочный курс» является квинтэссенцией содержания волонтерской деятельности, моделируют эту деятельность. Однако обращение к этому курсу не снижает достоинства и возможности других игр и занятий.

Весь процесс обучения студентов в школе спортивного волонтера проходит в течение одного года. Период обучения условно делится на три этапа:

1) подготовительный (курс лекций);

1) основной (практическое обучение и наставничество);

2) заключительный (участие в спортивных мероприятиях в качестве волонтера с ограниченным набором функций).

За основу обучения студентов в нашей школе взята классическая методика, состоящая из теории и практики. Мы считаем, что необходимо осуществлять постепенный переход от теории курса на практике, используя кейс-ситуации из волонтерской деятельности как компонент интеграции теории и практики спортивной волонтёрской деятельности.

Конечным результатом обучения в школе спортивных волонтеров является сдача «экзаменов» по теоретическим дисциплинам и успешное прохождение практики на соревнованиях не ниже уровня Чемпионата

Федерального округа. Набор в школу осуществляется при достижении студентами вузов возраста 18 лет, и по окончании школы делается запись в книжку волонтера о прохождении курса «спортивный волонтер». Учитывая заинтересованность вузов в волонтерских движениях, существует практика поощрения студентов за участие в спортивном волонтерстве в виде именных стипендий.

Итак, в педагогическом аспекте представляет интерес поиск автором нового педагогического механизма повышения социальной активности современных детей, подростков и студенческой молодежи. Мы считаем, что разработанная и апробированная нами программа подготовки спортивных волонтеров может быть творчески трансформирована и как педагогическая технология подготовки волонтеров для участия спортивных соревнованиях, и как технология повышения социальной активности современных детей и молодежи. Данная технология представляет интерес для вузов, колледжей, в которых осуществляется подготовка спортивных волонтеров как программа факультативных занятий. Мы считаем, что программа подготовки спортивных волонтеров может быть апробирована, как в практике подготовки их в спортивных колледжах, так и в системе дополнительного образования с внесением в содержание программы вопросов для расширенной самостоятельной работы. Не снижает достоинства и назначение программы как механизма повышения социальной активности подростков, студенческой молодежи в качестве волонтеров и субъектов спортивной деятельности и культурно-досуговой

деятельности. При творческом использовании и адекватной апробации в аспектах цифровизации программа может быть использована в учебных планах спортивных вузов как программа подготовки современных спортивных волонтеров.

Литература:

1. Алексеев С.В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий [Электронный ресурс]: учебник / С.В. Алексеев; под ред. П.В. Крашенинникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014. - 687 с.

2. Алексеев С.В. Спортивное право России [Электронный ресурс]: учебник / С.В. Алексеев; под ред. П.В. Крашенинникова. - 4-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. - 695 с.

3. Газман О.С. Неклассическое воспитание. От Авторитарной педагогики к педагогике свободы / О.С. Газман. - М.: МИРОС, 2002. - С. 209-233.

4. Заболоцкий В.А. История добровольчества в СССР на примере Летних Олимпийских игр 1980 года / В.А. Заболоцкий // Казанская наука. - 2015. - № 6. - С. 199-201.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. -СПб.: Питер, 2002 - 512 с.

6. Кибальник А.В., Федосова И.В. Модель организации волонтерской деятельности младших подростков, направленной на профилактику аддиктивного поведения / А.В. Кибальник, И.В. Федосова // Казанский педагогический журнал. - 2019.

- № 3(134). - С. 72-75.

7. Минахметова А.З., Гатауллина Р.Ф., Адигамова Э.Г. Модель формирования психологической готовности студенческой молодежи к волонтерству / А.З. Минахметова, Р.Ф. Гатауллина, Э.Г. Адигамова // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 4(135).

- С. 119-124.

8. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации / Материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). - Т.1. - Челябинск: Два Комсомольца, 2011.

9. Филиппов С.С. Менеджмент физической культуры и спорта: учебник для академического бакалавриата / С.С. Филиппов. - 3-е изд., испр. и дополн. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - С. 25-62.

10. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - С. 312-315.

11. Randle M. Attracting Volunteers in Highly Multicultural Societies: A Marketing Challenge / M. Randle, S. Dolnicar // Journal of Nonprofit and Public Sector Marketing. - V.24 (4). - 2012. - pp. 351-369.

12. Randle M. Psychological profile of potential youth mentor volunteers / M. Randle, L. Miller, J. Ciarrochi, S.A Dolnicar // Journal of Community Psychology - V.42 (3). -2014. - pp. 338-351.

Сведения об авторах:

Заболоцкий Вадим Александрович (г. Киров, Россия), руководитель физического воспитания КОГПОБУ Вятский колледж профессиональных технологий, управления и сервиса, e-mail: vadika_net@mail. ru

Мухаметзянова Флера Габдульбаровна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник археографической лаборатории института международных отношений, Казанского (Приволжского) федерального университета, e-mail: florans955@mail.ru

Data about the authors:

V. Zabolotsky (Kirov, Russia), head of physical education KOGOBU Vyatka College of professional technologies, management and service, e-mail: vadika_net@mail.ru

F. Mukhametzyanova (Kazan, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Leading Researcher at the Archaeographic Laboratory of the Institute of International Relations, Kazan (Volga Region) Federal University, e-mail: florans955@mail.ru

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

DOI: 10.34772/KPJ.2019.137.6.006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.