Научная статья на тему 'РОЛЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ВОЗНИКНОВЕНИИ КИБЕРБУЛЛИНГА'

РОЛЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ВОЗНИКНОВЕНИИ КИБЕРБУЛЛИНГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кибербуллинг / детско-родительские отношения / агрессия / травля в сети / киберагрессор / жертва / cyberbullying / parent-child relationship / aggression / online bullying / cyberaggressor / victim

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.Н. Бородина

Статья посвящена кибербуллингу, который в современном мире является серьезной проблемой, имеющей широкое распространение, оказывая разрушительное воздействие на ребенка, взрослого, на семью, образовательные организации и общество в целом. В работе исследуются детско-родительские отношения и их связь с кибербуллингом. Показано, что, с одной стороны, дисгармоничные детско-родительские отношения приводят к нарушению социализации ребенка, его неспособности эффективно взаимодействовать со сверстниками, что впоследствии может привести к участию в кибербуллинге как в роли агрессора, так и в роли жертвы. С другой стороны, негативные отношения, сложившиеся между родителями и детьми, препятствуют созданию среды, способствующей открытой коммуникации, и в конечном счете приводят к уязвимости ребенка в реальной жизни, в том числе и в киберпространстве. Обоснован вывод о том, что дисгармоничные детско-родительские отношения являются фактором риска, способствующим возникновению кибербуллинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PARENT-CHILD RELATIONSHIPS IN CYBERBULLYING

The article is devoted to cyberbullying, which in the modern world is a serious problem that is widespread, having a devastating effect on a child, an adult, a family, educational organizations and society as a whole. The paper explores parent-child relationships and their connection with cyberbullying. It is shown that, on the one hand, disharmonious parent-child relationships lead to a violation of the child’s socialization, his inability to effectively interact with peers, which can subsequently lead to participation in cyberbullying both as an aggressor and as a victim. On the other hand, the negative relationships that have developed between parents and children hinder the creation of an environment conducive to open communication, and ultimately lead to the child’s vulnerability in real life, including in cyberspace. The conclusion is substantiated that disharmonious parent-child relationships are a risk factor contributing to the emergence of cyberbullying.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ВОЗНИКНОВЕНИИ КИБЕРБУЛЛИНГА»

средств массовой информации, спортсмены, тренеры, судьи; организаторы спортивных событий; болельщики.

Таким образом, силами организаций ВО у потенциальных волонтеров должны быть развиты следующие качества: достаточный уровень мотивации к осуществлению соответствующей деятельности; проявление осознанного интереса к сфере физической культуры и спорта; сформированная система профессиональных и личностных компетенций, позволяющая эффективно выполнять возложенные задачи.

Их развитию во многом будет способствовать теоретическая подготовка потенциальных волонтеров в непрофильных учреждениях системы ВО. Этот процесс может осуществляться по следующим направлениям: «Основы права», «История физкультуры и спорта», «Технология организации и проведения спор-

Библиографический список

тивных соревнований», «Первая медицинская помощь», «Основы спортивного менеджмента», а также «Основы психологии».

В процессе практической подготовки студентов к волонтерской деятельности основное внимание следует уделить командообразованию. Этот акцент сделает рассматриваемую составляющую процесса обучения волонтеров ключевой, так как его успешное завершение подразумевает не просто раскрытие возможностей каждого учащегося, но и его интеграцию в механизм организации и проведения событий на различных уровнях. При этом, на взгляд авторов, действенным средством является игровая деятельность.

Применимые в ходе обучения спортивных волонтеров игры могут быть разделены на четыре категории. Перечислим их: игры на знакомство, игры на выявление лидера, игры на общение и взаимодействие (ролевые), игры на логику

1. Айвазова Е.С., Кладько А.И. Волонтерство как один из факторов социализации и коммуникации молодежи. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018; № 3: 184-188.

2. Бабаян А.В., Варфоломеева З.С., Глухов Л.Ю. Спортивное волонтерство как социально-педагогическое явление. Сибирский учитель. 2020; № 3 (130): 37-42.

3. Литвинова Е.С., Бушмина О.Н. К вопросу о студенческом волонтерстве. Балтийский гуманитарный журнал. 2021; Т. 10, № 2 (35): 55-56.

4. Горлова Н.И. Мир спортивного волонтерства. Москва: Мосволонтер, 2018.

5. Бокова О.А., Мельникова Ю.А. Моделирование волонтёрской деятельности: актуальный тренд современного воспитания. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 257-262.

6. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Чумакова Л.А. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи. Карельский научный журнал. 2018; Т. 7, № 1 (22): 73-76.

7. Овсий В.В. Перспективные направления развития молодежного волонтёрства в современной России. Гуманитарий Юга России. 2019; Т. 8, № 3: 52-62.

8. Фомин С.А., Паршин С.В. Возможность подготовки волонтеров спортивного профиля из числа студентов вузов. Эпоха науки. 2019; № 20: 569-572.

9. Краснова М.Ю. Теоретические аспекты профессиональной подготовки будущих бакалавров профиля «Спортивный менеджмент» к организации деятельности спортивных волонтёров. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 168-170.

10. Мелентьев А.Н. Менеджмент эффективного командообразования на примере кафедры физической культуры РЭА им. Г.В. Плеханова. Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Уфа: Башкирский государственный аграрный университет, 2016: 27-33.

11. Бычин В.Б. Управление персоналом организации и процесс поведения. Москва: Издательство Российской экономической академии, 2000.

12. Насырова Э.Ф., Насыров Ри. Игровые технологии как средство развития инновационного мышления студентов. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 2 (93): 51-53.

References

1. Ajvazova E.S., Klad'ko A.I. Volonterstvo kak odin iz faktorov socializacii i kommunikacii molodezhi. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski. 2018; № 3: 184-188.

2. Babayan A.V., Varfolomeeva Z.S., Gluhov L.Yu. Sportivnoe volonterstvo kak social'no-pedagogicheskoe yavlenie. Sibirskij uchitel'. 2020; № 3 (130): 37-42.

3. Litvinova E.S., Bushmina O.N. K voprosu o studencheskom volonterstve. Baltijskij gumanitarnyjzhurnal. 2021; T. 10, № 2 (35): 55-56.

4. Gorlova N.I. Mirsportivnogo volonterstva. Moskva: Mosvolonter, 2018.

5. Bokova O.A., Mel'nikova Yu.A. Modelirovanie volonterskoj deyatel'nosti: aktual'nyj trend sovremennogo vospitaniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 257-262.

6. Bystrova N.V., Cyplakova S.A., Chumakova L.A. Volonterskoe dvizhenie kak faktor razvitiya social'noj aktivnosti molodezhi. Karel'skijnauchnyjzhurnal. 2018; T. 7, № 1 (22): 73-76.

7. Ovsij V.V. Perspektivnye napravleniya razvitiya molodezhnogo volonterstva v sovremennoj Rossii. Gumanitarij Yuga Rossii. 2019; T. 8, № 3: 52-62.

8. Fomin S.A., Parshin S.V. Vozmozhnost podgotovki volonterov sportivnogo profilya iz chisla studentov vuzov. 'Epoha nauki. 2019; № 20: 569-572.

9. Krasnova M.Yu. Teoreticheskie aspekty professional'noj podgotovki buduschih bakalavrov profilya «Sportivnyj menedzhment» k organizacii deyatel'nosti sportivnyh volonterov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 168-170.

10. Melent'ev A.N. Menedzhment 'effektivnogo komandoobrazovaniya na primere kafedry fizicheskoj kul'tury R'EA im. G.V. Plehanova. Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta v vysshih uchebnyh zavedeniyah Minsel'hoza Rossii: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa: Bashkirskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet, 2016: 27-33.

11. Bychin V.B. Upravlenie personalom organizacii i process povedeniya. Moskva: Izdatel'stvo Rossijskoj 'ekonomicheskoj akademii, 2000.

12. Nasyrova 'E.F., Nasyrov R.I. Igrovye tehnologii kak sredstvo razvitiya innovacionnogo myshleniya studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 2 (93): 51-53.

Статья поступила в редакцию 18.01.23

УДК 37.018.262

Borodina V.N., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, St. Petersburg State University of Railways of Emperor Alexander I (St. Petersburg, Russia),

E-mail: borodina0769@mail.ru

THE ROLE OF PARENT-CHILD RELATIONSHIPS IN CYBERBULLYING. The article is devoted to cyberbullying, which in the modern world is a serious problem that is widespread, having a devastating effect on a child, an adult, a family, educational organizations and society as a whole. The paper explores parent-child relationships and their connection with cyberbullying. It is shown that, on the one hand, disharmonious parent-child relationships lead to a violation of the child's socialization, his inability to effectively interact with peers, which can subsequently lead to participation in cyberbullying both as an aggressor and as a victim. On the other hand, the negative relationships that have developed between parents and children hinder the creation of an environment conducive to open communication, and ultimately lead to the child's vulnerability in real life, including in cyberspace. The conclusion is substantiated that disharmonious parent-child relationships are a risk factor contributing to the emergence of cyberbullying.

Key words: cyberbullying, parent-child relationship, aggression, online bullying, cyberaggressor, victim.

В.Н. Бородина, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I»,

г. Санкт-Петербург, E-mail: borodina0769@mail.ru

РОЛЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ВОЗНИКНОВЕНИИ КИБЕРБУЛЛИНГА

Статья посвящена кибербуллингу, который в современном мире является серьезной проблемой, имеющей широкое распространение, оказывая разрушительное воздействие на ребенка, взрослого, на семью, образовательные организации и общество в целом. В работе исследуются детско-ро-дительские отношения и их связь с кибербуллингом. Показано, что, с одной стороны, дисгармоничные детско-родительские отношения приводят к нарушению социализации ребенка, его неспособности эффективно взаимодействовать со сверстниками, что впоследствии может привести к участию в кибербуллинге как в роли агрессора, так и в роли жертвы. С другой стороны, негативные отношения, сложившиеся между родителями и детьми,

препятствуют созданию среды, способствующей открытой коммуникации, и в конечном счете приводят к уязвимости ребенка в реальной жизни, в том числе и в киберпространстве. Обоснован вывод о том, что дисгармоничные детско-родительские отношения являются фактором риска, способствующим возникновению кибербуллинга.

Ключевые слова: кибербуллинг, детско-родительские отношения, агрессия, травля в сети, киберагрессор, жертва.

Доступ в Интернет открывает огромные возможности для пользователей, поскольку обеспечивает удовлетворение образовательных, исследовательских и социальных потребностей. К сожалению, данные преимущества уравновешиваются потенциально опасными последствиями, позволяя людям скрывать себя за маской анонимности, что способствует появлению рисков не только для детей, но и для взрослых. В этой связи в настоящее время в современном обществе все больше заявляет о себе проблема кибербуллинга.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в результате проведенного в 2021 году опроса 1 600 российских интернет-пользователей в возрасте от 18 лет 42% заявили, что за последние пять лет в социальных сетях стало больше оскорбительных комментариев. Причем опрошенные сталкивались с различными проявлениями кибербуллинга: грубый комментарий в свой адрес (10%), злые насмешки (7%), оскорбления из-за половозрастных особенностей, убеждений (6%), угрозы насилия (3%) и т. д. Следует отметить, что сами респонденты (до 49% среди опрошенных) были свидетелями подобного отношения к другим людям [1]. Другое исследование, проведенное исследовательским центром Пью (Pew Research Center) в 2022 году, показало, что около 46% американских подростков в возрастном диапазоне от 13 до 17 лет сталкивались с домогательствами в Интернете [2]. Статистика кибербуллинга доказывает, что данная проблема не исчезнет в ближайшее время. С ней сталкиваются не только отдельные интернет-пользователи, но и образовательные организации и семьи. Интернет создает угрозу не только для подростков, которые могут стать жертвами интернет-травли, но и для самих детей, совершающих кибербуллинг За последние пятнадцать лет исследования среди подростков показали, что не только жертвы, но и те, кто выступает в роли агрессора, имеют психологические, поведенческие проблемы, испытывают трудности в учебе [3]. Необходимо отметить то обстоятельство, что, несмотря на большой процент детей, пострадавших от кибербуллинга, их родители, а также лица, их заменяющие, не всегда знают о происходящем. Данный факт не вызывает сомнений в актуальности темы исследования.

Цель данного исследования состоит в выявлении роли детско-родитель-ских отношений в возникновении кибербуллинга.

Исходя из указанной цели, обозначены следующие задачи: дать теоретический анализ проблеме кибербуллинга, раскрыть связь между дисгармоничными детско-родительскими отношениями и вовлечением детей в онлайн-травлю.

Проблему кибербуллинга исследуют как зарубежные ученые (S. Hinduja, R.M. Kowalski, D. Olweus, J.W. Patchin и др.), так и отечественные (А.А. Бочавер, Е.Н. Волкова, К.Д. Хломов и др.). Немало исследований (Л.И. Божович, В.И. Гар-бузов, А.И. Захаров, ГТ. Хоментаускас и др.) проведено по изучению влияния детско-родительских отношений на становление личности, на возникновение психологических проблем у человека. Так, подробно исследованы такие проблемы, как феномен родительства (РВ. Овчарова и др.), родительское отношение (А.Я. Варга, А.С. Спиваковская и др.), родительская позиция (А.А. Бодалев, В.В. Столин, А.С. Спиваковская и др.), родительские установки (В.В. Бойко и др.), типы семейного воспитания (А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А.Я. Варга, А.И. Захаров и др.), влияние различных типов семейного воспитания на формирование личности ребенка (А.И. Захаров, А.Е Личко, Э.Г Эйдемиллер и др.), психологические типы матерей, приводящие к нарушению личностного развития детей (А.И. Захаров и др.). Научная новизна исследования состоит в установлении связи кибербуллинга и детско-родительских отношений.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении дисгармоничности детско-родительских отношений как одного из наиболее значимых факторов, способствующих участию ребенка в кибербуллинге.

Практическая значимость работы определяется тем, что результаты данного исследования могут быть использованы педагогами с целью привлечения родителей к сотрудничеству для противодействия кибербуллингу. Они обращают внимание родителей на необходимость создания позитивных детско-родитель-ских отношений, что будет способствовать формированию у ребенка совлада-ющего поведения, направленного на преодоление трудной жизненной ситуации, связанной с онлайн-травлей.

Методы исследования, используемые в данной работе: теоретический анализ научной литературы по проблеме кибербуллинга и детско-родительских отношений, изучение педагогического опыта.

Кибербуллинг - это явление, при котором человек подвергается травле через Интернет с использованием электронных устройств (S. Hinduja, J.W. Patchin и др.). Данный феномен представляет собой агрессивное поведение, характеризующееся систематичностью (неоднократностью), намерением причинить вред жертве (M. Garaigordobil, V. Martínez и др.), приводящее к дисбалансу власти между агрессором и жертвой (M.E. Monelos, P. Mendiri и др.), создающее у жертвы чувство уязвимости, беспомощности из-за анонимности агрессора (B. Lucas, A. Perez и др.) и неспособности повлиять на ситуацию. Вследствие быстрого распространения информации среди большого количества людей (R.W. Stewart и др.) оказывается разрушительное воздействие на жертву. Кибербуллинг приобре-

тает различные формы и проявляется в виде оскорблений, клеветы, преследования, домогательств, фишинга, исключения из сообществ, нарушения неприкосновенности частной жизни и т. д. (R. Kowalski, G.K Giumetti и др.), осуществляется через компьютер, мобильный телефон, онлайн-игры с использованием Интернета и информационно-коммуникационных технологий.

Кибербуллинг представляет собой сложное явление, обусловленное и взаимосвязанное с различными факторами, в том числе индивидуально-психологическими и личностными особенностями участников и сложившимися детско-родительскими отношениями.

Детско-родительские отношения определяются особенностями эмоциональной связи между родителем и ребенком, стилем общения и взаимодействия с ребенком, степенью социального контроля, удовлетворения потребностей ребенка, мотивами воспитания и родительства и т. д. и выступают в качестве важнейшего фактора, влияющего на психическое развитие и социализацию ребенка.

Исследование, проведенное W Xu, S. Zheng в Китае среди 835 студентов университета в возрасте 18-25 лет, выявило связь между психологическим насилием в детстве со стороны родителей и кибербуллингом среди студентов университетов. Результаты показали, что психологическое насилие и проблемное использование социальных сетей положительно коррелировали с онлайн-травлей [4]. Это означает, что дети, страдающие от перенесенных психических травм в детстве, стремятся справиться с неблагоприятными переживаниями с помощью активного взаимодействия в социальных сетях, что увеличивает вероятность их вовлечения в кибербуллинг.

Известно, что психологическое насилие над детьми в семье является формой жестокого обращения и проявляется в виде терроризирования (унижение, запугивание, высмеивание), игнорирования (отстраненность, безразличие к проблемам ребенка), изоляции (ограничение контактов ребенка с другими), отвержения (неудовлетворение потребностей ребенка) и развращения (вовлечение ребенка в различные формы девиантного поведения). Периодическое, постоянное негативное психологическое воздействие родителей на ребенка может привести к формированию у ребенка ненадежного (дезорганизованного) типа привязанности, которому свойственны непредсказуемые эмоции и реакции, отсутствие эмпатии, т. е. неспособность чувствовать/понимать эмоциональное состояние другого человека. Последствиями данной формы жестокого обращения с детьми являются появление у них нейротизма (C.H. Shi, X. Lin), импульсивности (G. Jin, Y. Wang), тревоги, депрессии, враждебности (WL. Liu, L. Chen и др.), низкой самооценки (A.N. Saiphoo, L.D. Halevi и др.). У детей, подвергающихся психологическому насилию в семье, отмечается нарушение социализации, отсутствие умения устанавливать эмоционально-теплые отношения, основанные на взаимном доверии с другими людьми и в первую очередь со сверстниками, что способствует проявлению враждебности и агрессивного поведения в межличностном взаимодействии.

Таким образом, дети, страдающие от жестокого обращения в семье, эгоцентричны в межличностном общении, уделяя больше внимания своим собственным чувствам и потребностям, чем чувствам и мнениям других. Психологическое насилие в детстве может выступать в качестве фактора риска, способствующего возникновению агрессивного поведения подростков и реализации такой модели поведения, при которой нарушаются права других, не соблюдаются моральные/ правовые нормы, для которой характерно насилие и склонность к агрессии. Молодые люди, подвергшиеся в детстве психологическому насилию в семье, страдают от нанесенных психических травм и неудовлетворенных потребностей, накапливая негативные эмоции и усваивая негативную оценку о себе. Чтобы преодолеть полученные травмы, получить эмоциональное удовлетворение, они начинают активно использовать социальные сети, что увеличивает шансы быть вовлеченным в кибербуллинг как в роли агрессора, так и в роли жертвы.

Например, в исследовании, проведенном X. Sun, L. Chen, Y. Wang, Y. Li в Китае среди 626 студентов колледжа, было изучено отношение студентов колледжа к готовности включиться в ситуацию кибербуллинга. Респонденты, подвергшиеся в детстве в семье психологическому насилию, указывали: «Дразнить или высмеивать других вредными комментариями в Интернете для меня забавно», «Отправка злых электронных сообщений другим менее вредна, чем общение лицом к лицу». Данные утверждения отражают реакцию студентов на межличностные конфликты. Результаты указанного выше исследования подтвердили, что существует значительная прямая корреляция между психологическим насилием в детстве и положительным отношением к кибербуллингу [5]. Учитывая то обстоятельство, что онлайн-травля отличается анонимностью, что снижает, а порой и снимает ответственность агрессора, предоставляя ему неограниченные возможности реализации различных действий, чего бы в реальной жизни «лицом к лицу» при традиционном буллинге он не совершил бы. Кибе-рагрессоры не осознают последствий своих действий, вызывающих страдания другого человека, потому что эффекты не видны. Это приводит к минимальному сопереживанию или эмоциональному дистанцированию от жертвы. При кибер-буллинге совсем необязательно обладать физической силой, имеющей значение

при офлайн-травле. Первостепенную роль при кибертравле играет овладение компьютерными технологиями, дающими возможность оказывать воздействие на другого. Участники интернет-травли могут выступать в различных ролях - и как жертвы, и как агрессоры. Переходы между ролями являются результатом нарушения эмоциональной регуляции (C. Quintana-Orts, L. Rey), мести, чтобы отреагировать в такой же (или даже в большей) степени на причиненную обиду (K. Varjas и др.). Вероятность быть вовлеченным в совершение онлайн-травли в несколько раз больше среди жертв кибербуллинга, чем среди непострадавших (M. Walrave, W Heirman).

Таким образом, жертвы, подвергшиеся психологическому насилию в детстве в семье, будут демонстрировать готовность к ответным мерам, к реализации детской стратегии поведения, чтобы выразить свой гнев, негодование, освободиться от накопившихся негативных эмоций в межличностных конфликтах. Не владея важнейшими навыками эффективного общения со сверстниками и способами конструктивного разрешения конфликта, они становятся участниками кибербуллинга.

Результаты исследования, проведенного в Испании M. Garaigordobil, среди 3 026 подростков от 12 до 18 лет, показали, что участники онлайн-травли - как агрессоры, так и жертвы - проявляли меньше сочувствия, доброты, ответственности, имели низкую самооценку а также более высокий уровень нейротизма, антиобщественное поведение и школьные проблемы. Кроме того, их отцы и матери демонстрировали низкий уровень принятия/привязанности к своим детям и участия в их жизни. Кроме того, автор отмечает, что киберагрессоры имели более низкую способность к эмоциональной регуляции, а также психопатологические, психосоматические расстройства и более низкую социальную адаптацию. Родители у таких подростков использовали авторитарный тип воспитания с высоким уровнем принуждения, жесткой дисциплиной, гиперконтролем, отсутствием родительской любви, ласки, сочувствия, заботы. Чем больше дети демонстрировали агрессивные действия в онлайн-пространстве по отношению к жертве, тем меньше проявляли к ней сочувствия и доброты [3].

Другое исследование, проведенное E. Vargas Jiménez, R. Castro Castañeda, C.G. Huerta Zúñiga и др. среди 662 молодых людей колледжа в Мексике в возрастном диапазоне от 18 до 25 лет, показало, что 23% молодых людей никогда не были жертвами Интернета, 64% были случайными жертвами и около 13% постоянно подвергались онлайн-травле. Результаты исследования выявили, что молодые люди, не страдающие от киберагрессии, положительно воспринимают родителей и семью в целом [6]. Это означает, что удовлетворенность детско-ро-дительскими отношениями со стороны молодого человека определяется установленным в семье характером сотрудничества и реализацией принципа равенства сторон. Родители его принимают, уважают его мнение, что подразумевает открытость коммуникации, интенсивное обсуждение проблемных ситуаций, равноправие в принятии решения, удовлетворение потребностей, эмоциональную поддержку, заботу. Декларирование в семье ценности уважения, эмоционального принятия, эмпатии по отношению к партнеру уменьшает вероятность участия в онлайн-травле.

Важнейшую роль в предупреждении кибербуллинга играет родительский мониторинг, представляющий собой степень осведомленности родителей об участии детей в различных жизненных сферах (учеба в школе, круг общения, проведение досуга, увлечения и т. д.). Исследования, проведенные A.C. Baldry, А.И. Sorrentino и др., показали, что почти половина из опрошенных подростков заявили, что их родители не имеют никакой информации или доступа к их он-лайн-активности. Отмечается, что жертвы кибербуллинга сообщают о слабом родительском контроле за их онлайн-активностью в отличие от детей, которые не подвергались интернет-травле [7]. Полученные данные свидетельствуют о том, что родительский контроль или мониторинг онлайн-поведения может выступать в роли защитного фактора. Действительно, те люди, кто больше времени проводил в социальных сетях, имели наибольшую вероятность участия в киберагрессии и наоборот [8]. Однако не только низкий родительский надзор, но, по мнению некоторых исследователей, и чрезмерный контроль, который подростки воспринимают как тотальный или навязчивый, является существенным фактором риска вовлечения в ситуацию кибербуллинга [7].

Большое значение имеет не только то, что родители знают о поведении своего ребенка, а то, как они черпают необходимую информацию, поскольку све-

Библиографический список

дения могут быть получены из разных источников: от самого ребенка, в результате целенаправленного поиска (от его друзей, знакомых, учителей и т. д.). Причем существенную роль будет играть тот факт, что ребенок готов сам рассказать о себе, а не давать информацию в результате постоянных расспросов родителей. Следует согласиться с тем, что родительский мониторинг осуществлять необходимо, однако для родителей еще более важно создать среду и отношения со своими детьми, которые способствуют самораскрытию ребенка.

Не только родительские отношения, представляющие собой совокупность эмоционального принятия, особенности восприятия и понимания ребенка, а также способов взаимодействия с ним, но и отношения детей со своими родителями влияют на то, будут ли дети склонны к виктимному, агрессивному или девиант-ному поведению в целом. Так, исследование, проведенное D. Law, J.D. Shapka и B.F. Olson в Канаде среди 733 подростка от 10 до 18 лет, показало, что чем чаще подростки рассказывают своим родителям о своей онлайн-активности, тем меньше агрессивных сообщений они отправляют онлайн [9]. Данные результаты еще раз подтверждают, что гармоничные детско-родительские отношения, характеризующиеся взаимным эмоциональным принятием, взаимным уважением, заботой, открытой коммуникацией между родителями и детьми, обеспечивают лучшую защиту и адаптацию детей и подростков. Дисгармоничные детско-ро-дительские отношения могут быть фактором риска, способствующим тому, что подросток становится легкой мишенью для кибербуллинга, поскольку негативный психологический климат, сложившийся в семье, может привести не только к большей уязвимости к виктимизации, но и к увеличению продолжительности травли в сети из-за отсутствия поддержки родителей, чтобы справиться с данной проблемной ситуацией. Вместе с тем семья играет важную роль в сведении к минимуму возможных рисков в интернет-пространстве, создавая гармоничные детско-родительские отношения, которые выступают в качестве фактора, защищающего ребенка от насилия в интернет-среде, обеспечивая ему безопасность. Поддержка со стороны семьи является тем ресурсом, который способствует социальной адаптации подростка и развитию дружеских доброжелательных отношений со сверстниками, позволяющим избежать ситуации кибербуллинга.

Таким образом, следует отметить, что педагоги образовательных организаций должны привлекать родителей к совместной реализации программ по профилактике и противодействию кибербуллингу, а также программ психолого-педагогического сопровождения подростков, ставших жертвами онлайн-травли. Кроме того, необходимо посредством просвещения повысить осведомленность родителей о важности установления позитивных отношений с детьми, что будет способствовать формированию у ребенка совладающего поведения, направленного на преодоление стресса в трудных жизненных ситуациях, связанных с киберагрессией.

Подводя итог вышесказанному, были сделаны следующие выводы:

1. Развитие информационно-коммуникационных технологий привело к превращению онлайн-среды в площадку для предоставления интернет-пользователям новых возможностей для проявления агрессии. Кибербуллинг является серьезной проблемой, имеющей широкое распространение в современном мире, оказывая разрушительное воздействие на ребенка, взрослого, на семью, образовательные организации и общество в целом.

2. С одной стороны, дисгармоничные детско-родительские отношения приводят к нарушению социализации ребенка, его неспособности эффективно взаимодействовать со сверстниками, что впоследствии может привести к участию в кибербуллинге как в роли агрессора, так и в роли жертвы. С другой стороны, негативные отношения, сложившиеся между родителями и детьми, препятствуют в создании среды, способствующей открытой коммуникации, и в конечном счете приводят к уязвимости ребенка в реальной жизни, в том числе и в киберпро-странстве.

3. Гармоничные детско-родительские отношения способствуют социальной адаптации подростка и развитию дружеских доброжелательных отношений со сверстниками, позволяющих избежать кибербуллинг, и выступают в качестве фактора, который защищает ребенка от насилия в интернет-среде.

При дальнейшем изучении данной проблемы представляет интерес получение эмпирических знаний, позволяющих выявить особенности взаимосвязи между детско-родительскими отношениями у юношей и девушек и ситуацией кибербуллинга.

1. Кибербуллинг: масштаб проблемы в России. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). 2021. Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/kiberbulling-masshtab-problemy-v-rossii

2. Teens and Cyberbullying 2022. Pew Research Center. Available at: https:// www.pewresearch.org/internet/2022/12/15/teens-and-cyberbullying-2022/

3. Garaigordobil M. Prevención del cyberbullying: variables personales y familiares predictoras de ciberagresión. Revista de Psicología Clínica con Niños y Adolescentes. 2019; № 6 (3): 9-17. Available at https://doi: 10.21134/rpcna.2019.06.2.1

4. Xu W., Zheng S. Childhood emotional abuse and cyberbullying perpetration among Chinese university students: The chain mediating effects of self-esteem and problematic social media use. Front Psychol. 2022; № 13. Available at: https://doi: 10.3389/fpsyg.2022.1036128

5. Sun X., Chen L., Wang Y., Li Y. The link between childhood psychological maltreatment and cyberbullying perpetration attitudes among undergraduates: Testing the risk and protective factors. PLoS ONE. 2020; № 15 (9). Available at: https:// doi.org/10.1371/journal.pone.0236792

6. Vargas Jiménez E., Castro Castañeda R., Huerta Zúñiga C.G., Domínguez Mora R., Medina Centeno R. Variables individuales y escolares en estudiantes universitarios víctimas de ciberacoso. RIDE Revista Iberoamericana Para La Investigación Y El Desarrollo Educativo. 2019; № 10 (19). Available at https:// doi.org/10.23913/ride. v10i19.607

7. Baldry A.C., Sorrentino A., Farrington D.P. Cyberbullying and cybervictimization versus parental supervision, monitoring and control of adolescents' online activities. Children and Youth Services Review. 2019; № 96 (3): 302-307. Available at https:// doi:10.1016/j.childyouth.2018.11.058

8. Den Hamer A.H., Konijn E.A., Keijer M.G. Cyberbullying behavior and adolescents' use of media with antisocial content: A cyclic process model. Cyberpsychol. Behav. Soc. Netw. 2014; № 17 (2): 74-81. Available at https://doi: 10.1089/cyber.2012.0307

9. Law D., Shapka J., Olson B. To control or not to control? Parenting behaviors and adolescent online aggression. Computers in Human Behavior. 2010; № 26: 1651-1656. Available at https://doi: 10.1016/j.chb.2010.06.013

References

1. Kiberbulling: masshtab problemy v Rossii. Vserossijskij centrizucheniya obschestvennogo mneniya (VCIOM). 2021. Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/kiberbulling-masshtab-problemy-v-rossii

2. Teens and Cyberbullying 2022. Pew Research Center. Available at: https:// www.pewresearch.org/internet/2022/12/15/teens-and-cyberbullying-2022/

3. Garaigordobil M. Prevención del cyberbullying: variables personales y familiares predictoras de ciberagresión. Revista de Psicología Clínica con Niños y Adolescentes. 2019; № 6 (3): 9-17. Available at https://doi: 10.21134/rpcna.2019.06.2.1

4. Xu W., Zheng S. Childhood emotional abuse and cyberbullying perpetration among Chinese university students: The chain mediating effects of self-esteem and problematic social media use. Front Psychol. 2022; № 13. Available at: https://doi: 10.3389/fpsyg.2022.1036128

5. Sun X., Chen L., Wang Y., Li Y. The link between childhood psychological maltreatment and cyberbullying perpetration attitudes among undergraduates: Testing the risk and protective factors. PLoS ONE. 2020; № 15 (9). Available at: https:// doi.org/10.1371/journal.pone.0236792

6. Vargas Jiménez E., Castro Castañeda R., Huerta Zúñiga C.G., Domínguez Mora R., Medina Centeno R. Variables individuales y escolares en estudiantes universitarios víctimas de ciberacoso. RIDE Revista Iberoamericana Para La Investigación Y El Desarrollo Educativo. 2019; № 10 (19). Available at https:// doi.org/10.23913/ride.v10i19.607

7. Baldry A.C., Sorrentino A., Farrington D.P. Cyberbullying and cybervictimization versus parental supervision, monitoring and control of adolescents' online activities. Children and Youth Services Review. 2019; № 96 (3): 302-307. Available at https:// doi:10.1016/j.childyouth.2018.11.058

8. Den Hamer A.H., Konijn E.A., Keijer M.G. Cyberbullying behavior and adolescents' use of media with antisocial content: A cyclic process model. Cyberpsychol. Behav. Soc. Netw. 2014; № 17 (2): 74-81. Available at https://doi: 10.1089/cyber.2012.0307

9. Law D., Shapka J., Olson B. To control or not to control? Parenting behaviors and adolescent online aggression. Computers in Human Behavior. 2010; № 26: 1651-1656. Available at https://doi: 10.1016/j.chb.2010.06.013

Статья поступила в редакцию 23.01.23

УДК 37.01

Kibakin S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General Education, Russian State University of Justice (Moscow, Russia),

E-mail: kibakin61@mail.ru

FORMING PATRIOTIC CONSCIOUSNESS OF COLLEGE STUDENTS THROUGH THE PRISM OF THE 80-TH ANNIVERSARY OF THE BATTLE OF STALINGRAD. The paper analyzes a problem of forming patriotic consciousness of first-year students of the Faculty of Continuing Education of the Russian State University of Justice through the prism of the 80th anniversary of the Battle of Stalingrad. The scientific literature is considered and the content of the activity of history teachers in the formation of the worldview, axiological and behavioral components of the patriotic consciousness of students is revealed. Particular emphasis is placed on the peculiarities of organizing the work of the student historical circle at the preparatory, practical and analytical stages of the development of patriotic consciousness of students on the anniversary of the 80th anniversary of the Battle of Stalingrad. The work shows what the place of history teachers should be in the general system of educational activities of the RSUE on the formation and development of patriotic consciousness and violations of consciousness among students. The article addresses teachers and specialists who seek to increase the effectiveness of educational work with students in the formation of their patriotic consciousness.

Key words: education, research activities of students, patriotic consciousness, Battle of Stalingrad, student scientific historical circle.

С.В. Кибакин, канд. пед. наук, доц., Российский государственный университет правосудия, г. Москва, E-mail: kibakin61@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА СКВОЗЬ ПРИЗМУ 80-ЛЕТИЯ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ

В данной работе анализируется проблема формирования патриотического сознания студентов первого курса факультета непрерывного образования Российского государственного университета правосудия на материале Сталинградской битвы. Рассматривается научная литература и раскрывается содержание деятельности преподавателей истории по формированию мировоззренческого, аксиологического и поведенческого компонентов патриотического сознания студентов. Особый акцент делается на особенностях организации работы студенческого исторического кружка на подготовительном, практическом и аналитическом этапах формирования патриотического сознания студентов на материале Сталинградской битвы. Показана необходимость интеграции педагогической работы преподавателей истории в общую систему воспитательной деятельности РГУП по формированию и развитию у студентов патриотического сознания и исторической памяти. Статья адресована преподавателям и специалистам, стремящимся повысить эффективность воспитательной работы со студентами по формированию их патриотического сознания.

Ключевые слова: воспитание, исследовательская деятельность студентов, патриотическое сознание, Сталинградская битва, студенческий научный исторический кружок.

Сталинградская битва является поворотной точкой в Великой Отечественной войне, после которой победа СССР над фашистской Германией стала неизбежной. Учитывая выдающееся историческое значение этой славной победы, Президент РФ 15 июля 2022 года издал Указ № 457 «О праздновании 80-летия разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве» [1], в соответствии с которым мемориальные и воспитательные мероприятия, посвященные этому событию, имеют нормативный характер и приобретают общегосударственное значение, в том числе и на уроне образовательных организаций. Актуальность статьи связана с необходимостью исследования проблемы повышения уровня патриотического сознания студентов колледжа сквозь призму Сталинградской битвы. Решение данной задачи приобретает особую актуальность в условиях проведения Россией специальной военной операции на Украине, когда попытки исказить и оклеветать победу советского народа в Великой Отечественной войне стали еще более наглыми и изощренными и приобрели системный, сформированный на государственном уровне в странах Запада враждебный и подрывной характер.

В связи с этим в качестве цели работы определено выявление актуальных и эффективных форм педагогической работы по исследованию различных аспектов Сталинградской битвы для формирования патриотического со-

знания студентов первого курса факультета непрерывного образования РГУП (далее ФНО РГУП). Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть сущность патриотического сознания обучающихся и современные взгляды на процесс формирования мировоззренческого, ценностного, мотивационно-эмоционального и поведенческого компонентов.

2. Определить возможности и проблемы повышения воспитательного потенциала Сталинградской битвы по формированию патриотического сознания студентов.

3. Выявить методические и организационные аспекты деятельности студенческого исторического кружка по формированию патриотического сознания студентов сквозь призму такого важного исторического события, как Сталинградская битва.

Новизна работы заключается в изучении возможностей студенческого исторического кружка в год 80-летия Сталинградской битвы (и не только!) в качестве эффективной формы повышения уровня патриотического сознания студентов. Практическая значимость работы заключается в определении методики изучения уровня сформированности патриотического сознания студентов и отражена в предложениях, обращенных к преподавателям истории, воспитателям и специ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.