Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2021. №4
ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В . Н . Супруненко
интеграция принципов гражданского воспитания в программе образования младших школьников
(методический отдел школьной программы ООО «Сан Скул»; e-mail: vitaliy. [email protected])
В статье изучается специфика разработки модели гражданского образования для младших школьников. Конкретизированы и описаны блоки в комплексной модели развития гражданской идентичности детей. В рамках целевого блока проведен анализ документальных источников, выявлены нормативно-правовые основы как ориентиры гражданского образования в начальной школе. В содержательном блоке рассмотрена структура гражданской идентичности и показатели её сформированно-сти у младшего школьника. Особое внимание уделено методологическим идеям, лежащим в основе концепций педагогического воздействия и принципов воспитания гражданственности. Описана суть принципов гражданского воспитания и показаны условия их интеграции в целостный образовательный процесс, к основным из которых относят: выбор направлений и технологий воспитательной и учебной работы, ценностной основы образовательного процесса, создание благоприятных психолого-педагогических условий реализации модели развития гражданской идентичности. Статья адресована специалистам в сфере образования и воспитания младших школьников.
Ключевые слова: гражданское образование; интеграция; младший школьник; начальное образование; гражданская идентичность; модель воспитательной деятельности.
Целью гражданского воспитания является развитие гражданской идентичности обучающихся . Данный процесс осуществляется на всех ступенях образовательной системы: начиная с дошкольной, заканчивая профессиональной . Воспитание гражданской идентичности необходимо начинать с раннего школьного возраста, когда психологические особенности наиболее благоприятны . Этот период детства представляет собой важный этап развития личности в онтогенезе, так как происходит смена социальной ситуации развития ребенка, изменение его внутренней позиции, происходит формирование нового уровня самосознания В связи с тем, что начинается активное усвоение норм и правил «человеческого общежития», ребенку нужны прочные основы его представлений в виде
«социальных и духовных требований, предъявляемых к нему, как гражданину своего общества» . Младший школьник имеет ряд психологических характеристик, которые создают благоприятную почву для развития качеств и мировоззренческих установок гражданина своей страны . К ним, прежде всего, относят: зарождение внутренних этических регуляторов поведения, становление опосредованной мотивации, произвольности эмоциональной и поведенческой сферы .
На наш взгляд, лишь обеспечивая комплексный подход в познании и укреплении, как собственной культурной, духовно-нравственной традиции, так и этнокультурных форм взаимодействия, становится возможным становление гражданской идентичности обучающихся . Поэтому образовательная система начальной ступени нуждается в научно обоснованной воспитательной системе, которая может быть представлена в виде модели . Модель - это некий идеальный образ воспитательной деятельности, позволяющий обобщенно и наглядно представить воспитательную систему, её методологические основы, целевые ориентиры, психолого-педагогические условия реализации и планируемые результаты [2, с . 32]. Особенно ценными являются принципы построения воспитательной деятельности, которые ложатся в основу содержательного блока модели, так как определяют концептуальные, мировоззренческие положения и дают ценностно-смысловую основу всем формам образовательной деятельности по становлению гражданской идентичности обучающихся
На основе анализа современных исследований [4, 7, 8], дающих системное представление о процессе воспитания гражданской позиции младших школьников, нами была разработана модель реализации воспитательной деятельности в этом направлении (Рис . 1).
Цел ев с >й блок
Нормативно-правовая база гражданского образования Цель: формирование гражданской идентичности (ГН)
Содержательный блок
Компоненты гражданской идентичности, технологии их развитая Принципы формирования основ гражданской идентичности
Оргашпащюнно-деятельностнып блок
Технология формирования гражданской идентичности Условия формирования гражданской идентичности Результаты: показатели сформированное!!! ГИ.
Рис. 1. Модель реализации воспитательной деятельности по становлению гражданской идентичности
Рассмотрим и охарактеризуем основные блоки данной модели .
Основой построения модели гражданского образования является определенная нормативно-правовая база, которая представляет целевые и содержательные ориентиры для прицельной воспитательной работы с обучающимися . К основным документам, регламентирующим содержание гражданского воспитания младших школьников, мы относим: Конституцию РФ; Федеральный закон «Об образовании в РФ»; ФГОС НОО; Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»; Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009). Именно в этих законодательных актах и программах содержится «социальный заказ», трактующий перечень составляющих - результатов образования подрастающего поколения . Так, в федеральном законе «Об образовании в РФ» постулируется необходимость развития гражданственности и патриотизма школьников, их «правовой культуры и ответственности» [10].
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» формулируется цель гражданского воспитания как необходимость становления национальной идентичности, интегрирующей в себе устойчивые представления «о многонациональном народе России как гражданской нации» [5, с . 8]. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) выдвигает одним из основополагающих принципов воспитания приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства Формирование гражданской идентичности, построенной на усвоении ценностей многонационального российского общества, является одной из задач образования, представленных в ФГОС НОО [9]. Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» [9]. В методологическую основу разработки и реализации ФГОС НОО была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009) Гражданское воспитание обучающихся строится в соответствии с требованиями ФГОС НОО В Таблице 1 приведены примеры результатов, выделяемых в данном документе для организации воспитательной деятельности
Таблица 1. Примеры требований ФГОС к результатам освоения ООП НОО в части гражданского воспитания (по Е.Н. Землянской) [6, с.116]
Группа результатов, её характеристика Примеры результатов освоения ООП
Личностные: - готовность и способность обучающихся к саморазвитию; - сформированность мотивации к обучению; - ценностно-смысловые установки обучающихся; - сформированность основ гражданской идентичности Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
Метапредметные: освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, готовность слушать собеседника и вести диалог Готовность признавать возможность существования разных точек зрения, терпимость к инакомыслию . Способность излагать личные убеждения и аргументировать свою точку зрения и оценку событий . Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Готовность конструктивно разрешать конфликты
Предметные: опыт и новые знания, полученные в ходе освоения предмета познания . Способность его применить, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному развитию . Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести . Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни .
Изучив целевые ориентиры гражданского образования, перейдем к характеристике содержательного блока модели . Для формирования представления о сути формируемой характеристики: гражданской идентичности, рассмотрим ее структуру. Анализ психолого-педагогических исследований позволяет нам выделить в структуре гражданской идентичности когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты . Характеристики данных компонент представлены в Таблице 2 .
Таблица 2. Характеристика компонент в структуре гражданской
идентичности
Название компонента Сущность Показатели сформированности
Когнитивный компонент Совокупность комплекса знаний о своем государстве, правовой основе социума, понимание ценностей гражданского общества Сформированные представления об исторических и правовых основах своего государства. Знания ценностей гражданского общества: «Человек, семья, малая Родина, Родина» [8]
Эмоционально- ценностный компонент Осознание национальной и этнической принадлежности, формирование комплекса ценностей многонационального государства. Положительный эмоциональный настрой на укрепление гражданского взаимодействия в различных ситуациях Способность четко выражать свою гражданскую позицию, аргументированно её доказывать Сформированные чувства гордости за Россию, свой народ, историю и достижения русского народа Понимание и использование комплекса демократических и гуманистических ценностей
Деятельностный компонент Формирование активной гражданской позиции, выраженной в вовлеченности в жизнь коллектива, трудолюбии, самостоятельности Сформированные навыки сотрудничества, участия в общественно значимых мероприятиях, как школьных, так и в акциях волонтерской деятельности
Для описания принципов формирования основ гражданской идентичности, сделаем небольшое отступление Изучая теоретические основы воспитания гражданской идентичности младшего школьника, мы проанализировали также основные методологические идеи, лежащие в
основе концепций педагогического воздействия, представленные в Таблице 3
Таблица 3. Методологические идеи, лежащие в основе концепций педагогического воздействия
Методологическая идея Сущность. Ключевые характеристики
Максимальная социальность гражданского воспитания Суть воспитания связана с задачами и проблемами развития человека, его субъектности, вхождения в мир культурных традиций Дети тщательно изучают культуру родного народа, наряду с познанием общечеловеческих ценностей Формы и методы воспроизводства культуры отдельной личностью
Культуросообразность воспитания Гражданские, патриотические и этнокультурные элементы воспитания связывают воедино культуру со средой и бытом людей, формами отражения мира, выраженными в музыке, фольклоре, поэзии и т . д .) Культурная реализация обучающихся во многом зависит от эстетической и нравственной разборчивости, позволяющей нивелировать негативные внешние факторы
Диверсифицированность гражданского образования и воспитания Идея предполагает использование ресурсов разных образовательных учреждений, обеспечивающее специфические виды знаний о развитии гражданственности, сроки обучения, определенные формы и методы воспитания
Перечисленные методологические идеи ложатся в основу принципов гражданского воспитания младшего школьника Кратко охарактеризуем основные из них и поясним условия их интеграции в образовательный процесс:
1. Принцип персонификации и социальности, в соответствии с которым педагог проектирует значимые маршруты индивидуального опыта «становления гражданственности» обучающегося (например, познаний традиций и укладов родной семьи, усвоение традиций «малой родины», изучение культурных артефактов, персонально значимых для субъекта воспитательной деятельности)
Социальность в структуре данного принципа определяет требование соотнесения воспитательных технологий с принятыми социальными нормами группы как определенного многонационального пространства . В русской культуре это отражение личности в общинности, что означает «включение человека в общую модель развития этнического и территориального сообщества, оценку успешности жизнедеятельности личности этим сообществом» [1, с . 1].
2 . Принцип этнокультуросообразности и поликультурности. Эт-нокультуросообразность напрямую связана с мультикультурностью, представленной пониманием детьми равноправия множества культур и традиций в современном мире, необходимости межкультурного взаимодействия на основе общечеловеческих ценностей
Поликультурность среды обеспечивает расширение для личности пространства жизнестроительства Согласно этому принципу гражданское образование лежит в основе принятия важных этических решений, культурных и правовых выборов подрастающего поколения, что, в свою очередь является важным компонентом успешной социализации в целом . «Адаптируясь в поликультурном обществе, человек должен проявлять знания культурных традиций, а также демонстрировать навыки полилогического взаимодействия» [3, с . 214].
3 . Принцип ориентации, согласования и интеграции. Благодаря данному принципу может быть сделан обоснованный выбор образовательного контента воспитательной системы (по проблемам гражданского воспитания). Основные содержательные компоненты представлены на Рис . 2 .
С этим принципом напрямую связан принцип системно-деятель-ностной организации воспитательного процесса, благодаря которому можно интегрировать и согласовать разные виды образовательной деятельности: урочную, внеурочную, общественно-полезную (в том числе волонтерскую)
Направления воспитательной деятельности
Рис. 2. Направления воспитательной деятельности по формированию гражданской идентичности обучающихся
4 . Аксиологический принцип, согласно которому содержательной основой воспитания должен быть комплекс общечеловеческих, этических, патриотических, гражданских ценностей . Внедрение данного принципа в модель воспитания гражданской идентичности предполагает отбор из множества ценностных ориентаций только тех, которые создают основу «национального воспитательного идеала» [7, с . 61].
5 . Принцип полисубъектности гражданского воспитания, предполагающий многомерный характер воспитательной деятельности . Это значит, что для формирования гражданской позиции обучающихся, их ценностно-смысловой основы и поведенческого проявления, привлекаются различные субъекты образовательной и культурной системы: школа, учреждения дополнительного образования, музеи, библиотеки и т д
Помимо перечисленных выше принципов, следует учитывать и более общие мировоззренческие положения воспитания младших школьников, которые реализуются через:
1) использование «персонифицированных идеалов» как образцов нравственной и гражданской идентичности;
2) приоритет диалогического общения в педагогическом взаимодействии, а также в организации совместного освоения гражданских ценностей;
3) использование неких «духовно-нравственных примеров», образцов героического поведения, выполнения своего гражданского долга, патриотической позиции в отстаивании интересов своего государства и т д
В рамках организационно-деятельностного блока указанные выше принципы являются основой выбора технологий формирования гражданской идентичности, а также критерием требований, выдвигаемых к педагогическим условиям реализации модели .
К основным технологиям мы, вслед за экспертами данной проблемы относим: исследование показателей сформированности гражданской идентичности у обучающихся, планирование векторов воспитательной работы, разработку дидактического сопровождения, мониторинг эффективности проведенной работы Педагогические условия должны быть построены на основе описанных выше методологических идей и принципов воспитательного воздействия, в рамках развивающей, психологически безопасной образовательной среды Педагоги должны демонстрировать пример активной гражданской позиции, активизировать интересы в познании истории и правовых основ российского государства, способствовать участию детей в социальных акциях, волонтерских движениях и других видах добровольческой общественной деятельности (совместно с родителями, учителями) Также важно обеспечить взаимодействие всех субъектов образовательной деятельности,
для максимального использования «этнопедагогического воспитательного потенциала» для развития всех компонентов гражданской идентичности
Воспитание гражданской идентичности - сложный и многогранный процесс, от качества и эффективности которого во многом зависит будущее гражданского общества России . Поэтому так важно использовать модель реализации воспитательной деятельности, построенную на принципах системной организации педагогического воздействия, социальности, поликультурности, этнокультуросообразности
Литература
1. Абдуллова Л.Ю. Актуальные вопросы воспитания этнокультурной толерантности у младших школьников в условиях полиэтнической образовательной среды // Мир науки . 2018 . № 3 . С . 1 .
2. Безрукова В.С. Педагогика . Проективная педагогика . Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 344 c .
3. Бугаева А.П., Слепцова Ю.Е. Этнокультурное воспитание младших школьников // В сборнике: Воспитание и обучение детей народов Севера в контексте индигенного подхода . Сборник материалов Международной научно-практической конференции . Под редакцией Н .Д. Неус-троева 2020 С 214-216
4. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия . // Преподавание истории и обществознания в школе . 2007, №7. С.23-24.
5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России . М . : Просвещение, 2009
6. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для вузов / Е. Н . Землянская. М . : Издательство Юрайт, 2020. 406 с .
7. Караханова Г.А., Оруджалиева Е.Е., Панахова А.А. Моделирование процесса формирования основ российской гражданской идентичности у младших школьников // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2013. №4 (25). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/ modelirovanie-protsessa-formirovaniya-osnov-rossiyskoy-grazhdanskoy-identichnosti-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 01.12.2021).
8. МакароваЛ.И., Филипченко С.Н. Модель формирования основ гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения // Мир науки . Педагогика и психология . 2017. №5 . URL: https://cyberleninka . ru/ article/n/model-formirovaniya-osnov-grazhdanskoy-pozitsii-mladshego-shkolnika-sredstvami-kraevedeniya (дата обращения: 01.12.2021).
9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Российская газета . 2013. 25 ноября .
10. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» / Министерство образования и науки РФ . М . : Просвещение, 2010.
Сведения об авторе
Супруненко Виталий Николаевич - руководитель методического отдела школьной программы ООО «Сан Скул», студент 2-го курса магистратуры «Оценка и мониторинг образовательных результатов в системе общего образования» Московского городского педагогического университета. Email: [email protected]
Integration of the principles of the civil education model into the younger pupils training program
v. n . suprunenko
The article examines the specifics of the development of a model of civic education in the training curriculum for junior schoolchildren. The blocks are specified and described within the framework of a comprehensive model for the development of children's civic identity. Within the framework of the target block, an analysis of documentary sources was carried out, the regulatory framework was identified as guidelines for civic education in primary school. In the content block, the structure of civic identity and indicators of its formation in a junior schoolchild are considered. Particular attention is paid to the methodological ideas underlying the concepts of pedagogical influence and the principles of education for citizenship. The essence of the principles of civic education is described and the conditions for their integration into a holistic educational process are shown, the main ones of which include: the choice of directions and technologies of educational and educational work, the value basis of the educational process, the creation of favorable psychological and pedagogical conditions for the implementation of the model of the development of civic identity.
Keywords: civic education; integration; junior schoolchildren; primary education; civic identity; model of educational activity.
References
1 Abdullova L . Yu . AktuaPny^e voprosy" vospitaniya e^tnokuPturnoj tolerantnosti u mladshix shkoTnikov v usloviyax polie'tnicheskoj obrazovatePnoj sredy"[Topical issues of upbringing ethnocultural tolerance among primary schoolchildren in a multiethnic educational environment]. Mir nauki, 2018, № 3, p 1 . (In Russ . ).
2. Bezrukova V . S . Pedagogika . Proektivnaya pedagogika [Pedagogy. Projective pedagogy], Ekaterinburg: Delovaya kniga, Publ, 1996, 344 p.
3. Bugaeva A. P. , Slepczova Yu. E. Etnokul"turnoe vospitanie mladshih Shkolnikov [Ethnocultural education of primary schoolchildren] Vospitanie i obuchenie detej narodov Severa v kontekste indigennogo podxoda . Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ed. N . D . Neustroev. 2020, pp. 214-216. (In Russ. ).
4. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie detej i molodezhi: problemy" i strategiya. [Civil-patriotic education of children and youth: problems and strategy]. Prepodavaniya istorii i obshhestvoznaniya v shkole, 2007, №7, pp .23-24 (In Russ. ).
5. Danilyuk A . Ya . , Kondakov A. M. , Tishkov V . A. Koncepciya duxovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia] Moskow: Prosveshhenie Publ, 2009, 29 p .
6 . Zemlyanskaya, E. N . Teoriya i metodika vospitaniya mladshix shkol"nikov: uchebnik i praktikum dlya vuzov [Theory and methods of education of primary schoolchildren: textbook and workshop for universities], Moscow: Yurajt Publ . 2020, 406 p.
7. Karaxanova G. A. , Orudzhalieva E . E ., Panaxova A. A. Modelirovanie processa formirovaniya osnov rossijskoj grazhdanskoj identichnosti u mladshix shkol"nikov [Modeling the process of forming the foundations of Russian civic identity among junior schoolchildren]. Izvestiya DGPU . Psixologo-pedagogicheskie nauki . 2013 . №4 (25). URL: https://cyberleninka . ru/ article/n/modelirovanie-protsessa-formirovaniya-osnov-rossiyskoy-grazhdanskoy-identichnosti-u-mladshih-shkolnikov. (In Russ . ).
8. Makarova L. I., Filipchenko S. N. Model" formirovaniya osnov grazhdanskoj pozicii mladshego shkol"nika sredstvami kraevedeniya [Model of the formation of the foundations of the civic position of a junior schoolchild by means of local history]. Mir nauki . Pedagogika i psixologiya . 2017, №5, URL: https:// cyberleninka . ru/article/n/model-formirovaniya-osnov-grazhdanskoy-pozitsii-mladshego-shkolnika-sredstvami-kraevedeniya (In Russ. ).
9 Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 6 oktyabrya 2009 g N 373 «Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal"nogo gosudarstvennogo obrazovatel"nogo standarta nachal"nogo obshhego obrazovaniya», Rossijskaya gazeta . 2013 .
10. Federal"ny"j zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» / Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF . Moscow, Prosveshhenie Pub, 2012
About the Author
Suprunenko Vitaly N. - head of the methodological department of the school program of LLC «Sun School», 2-nd year student of the magistracy «Assessment and monitoring of educational results in the general education system» of the Moscow City Pedagogical University. Moscow, Russia. E-mail: [email protected]