Овладение основами экологической этики, изменение ценностных установок немыслимо без практической деятельности, поэтому составной частью программы является экологическое волонтерство. Юные спортсмены принимают активное участие в поддержании и развитии инфраструктуры лагеря, поддержании порядка на экологической тропе. Запланирован выезд спортсменов в Национальный парк «Мещера» для оказания посильной помощи этому природоохранному объекту.
При разработке Программы экологического воспитания юных спортсменов в спортивном лагере учитывался ряд моментов. Так, в распорядке каждого дня должны быть предусмотрены разные типы экологических занятий; все мероприятия должны быть согласованы с учебно-тренировочным процессом так, чтобы распорядок дня не был перегружен, и дети имели достаточное количество свободного личного времени для общения, самостоятельных наблюдений, размышлений и самообслуживания; программа должна носить целостный характер и достигать заявленных целей.
Библиографический список
Для осуществления данной программы была создана необходимая инфраструктура: в летнем игровом павильоне разместилась экологическая лаборатория, в оборудовании которой приняли участие руководство Ковровской технологической академии и ученые, входящие в объединение «Школа Природы»; в нижней, тихой части лагеря была размещена площадка для занятий йогой и цигун, разработаны переносные аншлаги для маркировки экологической тропы. Деятельное участие в создании новых объектов инфраструктуры лагеря принимали и сами спортсмены, и их родители.
Проведенные исследования в спортивном лагере «Лесной городок» показали, что проблемы, возникающие при реализации различных программ экологического воспитания спортсменов, можно разрешить путем консолидации усилий руководства лагеря, тренеров, заинтересованных родителей, общественных организаций и научных сообществ.
1. Корнев С.В. Воспитание юных спортсменов. E-Scio. 2021; № 5 (56). Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/vospitanie-yunyh-sportsmenov
2. Лучкин И.О., Чернец Е.Р, Кызласов Е.Г Экология физической культуры и спорта. E-Scio. 2021; № 5 (56). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologiya-fizicheskoy-kultury-i-sporta
3. Малах О.Н., Глинка Д.Д., Дударев А.Н. К вопросу о формировании культуры здорового образа жизни у учащихся-спортсменов. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2020; № 1 (26). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-kultury-zdorovogo-obraza-zhizni-u-uchaschihsya-sportsmenov
4. Захарова Л.И. Охрана окружающей среды и здоровья человека в процессе развития спортивной деятельности. Актуальные проблемы российского права. 2014; Ч. 1, № 8. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ohrana-okruzhayuschey-sredy-i-zdorovya-cheloveka-v-protsesse-razvitiya-sportivnoy-deyatelnosti-ch-1
5. Калинкин Л.А., Малашенко Д.К., Бобков ГА., Морозов В.Н. и др. Экоспорт и экоспортивная наука. Вестник спортивной науки. 2013; № 5. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/ekosport-i-ekosportivnaya-nauka
6. Варнавских Е.А., Ляпин В.А., Козырева Ф.У. Формы летнего отдыха и оздоровления детей и подростков (обзор литературы). ОНВ. 2015; № 1 (138). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/formy-letnego-otdyha-i-ozdorovleniya-detey-i-podrostkov-obzor-literatury
7. Курамагомедов К.Ш. Спортивно-оздоровительный лагерь в структуре дополнительного физкультурного образования. Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2012; № 4 (21). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sportivno-ozdorovitelnyy-lager-v-strukture-dopolnitelnogo-fizkulturnogo-obrazovaniya
8. Кениспаев Ж.К., Тобоев А.И. Педагогические принципы формирования экологического сознания человека. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2015; № 1 (39): 132-137.
9. Корнев С.В. Воспитание юных спортсменов. E-Scio. 2021; № 5 (56). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-yunyh-sportsmenov
10. Камнев А.Н., Манукян Е.Л., Белухина Е.В. Детский лагерь - подбор и подготовка кадров. История и современность. Народное образование. 2019; № 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/detskiy-lager-podbor-i-podgotovka-kadrov-istoriya-i-sovremennost
11. Мареева А.С. Дополнительное образование в детском оздоровительном лагере в контексте неформальности и формальности. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-v-detskom-ozdorovitelnom-lagere-v-kontekste-neformalnosti-i-informalnosti
12. Белова Н.И., Наумова Н.Н. Экология в мастерских. Санкт-Петербург: Паритет, 2004.
13. Чижова В.П., Петрова Е.Г, Рыбаков А.В. Экологическое образование (учебные тропы). Общество и природа. Москва: МГУ 1981: 35-46.
14. Корнелл Дж. Радуясь природе: игры и занятия на природе для всех возрастов. Вестник АсЭкО. 2004; № 2-4.
References
1. Kornev S.V. Vospitanie yunyh sportsmenov. E-Scio. 2021; № 5 (56). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-yunyh-sportsmenov
2. Luchkin I.O., Chernec E.R., Kyzlasov E.G. 'Ekologiya fizicheskoj kul'tury i sporta. E-Scio. 2021; № 5 (56). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologiya-fizicheskoy-kultury-i-sporta
3. Malah O.N., Glinka D.D., Dudarev A.N. K voprosu o formirovanii kul'tury zdorovogo obraza zhizni u uchaschihsya-sportsmenov. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. 2020; № 1 (26). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-kultury-zdorovogo-obraza-zhizni-u-uchaschihsya-sportsmenov
4. Zaharova L.I. Ohrana okruzhayuschej sredy i zdorov'ya cheloveka v processe razvitiya sportivnoj deyatel'nosti. Aktual'nyeproblemyrossijskogoprava. 2014; Ch. 1, № 8. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ohrana-okruzhayuschey-sredy-i-zdorovya-cheloveka-v-protsesse-razvitiya-sportivnoy-deyatelnosti-ch-1
5. Kalinkin L.A., Malashenko D.K., Bobkov G.A., Morozov V.N. i dr. 'Ekosport i 'ekosportivnaya nauka. Vestnik sportivnoj nauki. 2013; № 5. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/ekosport-i-ekosportivnaya-nauka
6. Varnavskih E.A., Lyapin V.A., Kozyreva F.U. Formy letnego otdyha i ozdorovleniya detej i podrostkov (obzor literatury). ONV. 2015; № 1 (138). Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/formy-letnego-otdyha-i-ozdorovleniya-detey-i-podrostkov-obzor-literatury
7. Kuramagomedov K.Sh. Sportivno-ozdorovitel'nyj lager' v strukture dopolnitel'nogo fizkul'turnogo obrazovaniya. Izvestiya DGPU. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2012; № 4 (21). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sportivno-ozdorovitelnyy-lager-v-strukture-dopolnitelnogo-fizkulturnogo-obrazovaniya
8. Kenispaev Zh.K., Toboev A.I. Pedagogicheskie principy formirovaniya 'ekologicheskogo soznaniya cheloveka. Vestnik Altajskoj akademii 'ekonomiki i prava. 2015; № 1 (39): 132-137.
9. Kornev S.V. Vospitanie yunyh sportsmenov. E-Scio. 2021; № 5 (56). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-yunyh-sportsmenov
10. Kamnev A.N., Manukyan E.L., Beluhina E.V. Detskij lager' - podbor i podgotovka kadrov. Istoriya i sovremennost'. Narodnoe obrazovanie. 2019; № 2. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/detskiy-lager-podbor-i-podgotovka-kadrov-istoriya-i-sovremennost
11. Mareeva A.S. Dopolnitel'noe obrazovanie v detskom ozdorovitel'nom lagere v kontekste neformal'nosti i formal'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-v-detskom-ozdorovitelnom-lagere-v-kontekste-neformalnosti-i-informalnosti
12. Belova N.I., Naumova N.N. 'Ekologiya vmasterskih. Sankt-Peterburg: Paritet, 2004.
13. Chizhova V.P., Petrova E.G., Rybakov A.V. 'Ekologicheskoe obrazovanie (uchebnye tropy). Obschestvo ipriroda. Moskva: MGU, 1981: 35-46.
14. Kornell Dzh. Raduyas' prirode: igry i zanyatiya na prirode dlya vseh vozrastov. Vestnik As'EkO. 2004; № 2-4.
Статья поступила в редакцию 03.03.23
УДК 378
Dibirov R.M., postgraduate, Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
TOURIST AND LOCAL HISTORY ACTIVITY OF STUDENTS AS AN EFFECTIVE MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION. The study shows how students majoring in tourist and local history can use their activities as an effective means in their patriotic education. The work reveals the necessity of intensifying the patriotism formation among modern students, including by this kind of activity means. The article studies some trends in the modern society development and, in particular, the education system, contributing to the use of tourism and local history activities in the process of students' patriotic education actualization. Further, its potential as a means of patriotic education is demonstrated. The most significant features of the relevant activities' main types are highlighted. The experience of using tourism and local history activities as a means of students' patriotic education in some Russian Federation regions is studied.
Key words: patriotic education of students, extracurricular activities, tourist and local history activities, teacher, student
Р.М. Дибиров, аспирант, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ -ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
На страницах статьи представлено исследование некоторых возможностей туристско-краеведческой деятельности обучающихся как эффективного средства их патриотического воспитания. Для этого в первую очередь доказывается необходимость интенсификации формирования патриотизма у современных учащихся, в том числе средствами такого рода деятельности. Изучаются некоторые тенденции развития современного общества и, в частности, системы образования, способствующие актуализации использования туристско-краеведческой деятельности в процессе патриотического воспитания учащихся. Далее демонстрируется её потенциал как средства патриотического воспитания. Освещаются наиболее существенные особенности основных видов соответствующей деятельности. Затем изучается опыт применения туристско-краеведческой деятельности как средства патриотического воспитания учащихся в некоторых регионах Российской Федерации.
Ключевые слова: патриотическое воспитание учащихся, внеурочная деятельность, туристско-краеведческая деятельность, учитель, ученик
Актуальность темы, выбранной для рассмотрения в рамках данной статьи, обосновывается рядом объективных процессов, происходящих во всех сферах жизни человеческого общества. Во-первых, побочным следствием глубокой международной интеграции политики, экономики и культуры являются затруднения национальной самоидентификации подростков и молодёжи (А.А. Быков, ПП. Долженко, А.М. Мусаева) [1, с. 24]. Во-вторых, контроль практически неограниченных информационных потоков, характерных для современного общества, на сегодняшний день представляется весьма затруднительным (А.А. Мирзаев, ПХ Мухамедова, А.А. Семченко, А.В. Тимофеев, А.Н. Томилин) [2, с. 69-70]. Вкупе с первой данная тенденция может способствовать распространению различных экстремистских идеологий в соответствующей социальной среде (О.И. Белоус, Л.Н. Бережнова, М.М. Пупалов, В.Ю. Новожилов, В.Б. Петухов, А.М. Смирнов) [3, с. 258].
Противодействие подобным негативным влияниям возможно, прежде всего, путём интенсификации патриотического воспитания учащихся (РЖ. Аубаки-рова, Р.К. Кадыржанов, К.М. Тайболатов, А.Н. Хван) [4, с. 97]. В свою очередь, одним из его эффективных средств представляется туристско-краеведческая деятельность (ПП. Долженко, А.В. Золотарева, А.Н. Логинова, А.М. Мусаева, В.Б. Петухов, А.М. Смирнов, А.Н. Хван и др.) [1-11]. Статья посвящена её изучению в данном аспекте.
Таким образом, цель статьи - рассмотрение возможностей туристско-крае-ведческой деятельности обучающихся как эффективного средства их патриотического воспитания.
Достижению этой цели будет способствовать решение следующих задач:
- исследовать некоторые тенденции развития современного общества, в частности системы образования, способствующие актуализации использования туристско-краеведческой деятельности в процессе патриотического воспитания учащихся;
- продемонстрировать её потенциал как средства патриотического воспитания;
- осветить особенности основных видов соответствующей деятельности;
- изучить опыт применения туристско-краеведческой деятельности как средства патриотического воспитания учащихся в некоторых регионах Российской Федерации.
При подготовке статьи применялись следующие методы исследования:
- изучение позитивного опыта реализации соответствующей деятельности в регионах РФ;
- анализ литературы, затрагивающей соответствующую проблематику.
Её научная новизна состоит в изучении опыта применения различных видов туристско-краеведческой деятельности для интенсификации патриотического воспитания учащихся в ряде регионов нашей страны.
Теоретическая значимость заключается в освещении особенностей основных видов соответствующей деятельности в ходе патриотического воспитания учащихся.
Практическая значимость видится в демонстрации её потенциала как средства патриотического воспитания.
В советское время большинство общеобразовательных организаций реали-зовывали мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся посредством туристско-краеведческой работы в границах тех регионов, где они осуществляли образовательную деятельность [1, с. 24-25]. Начиная с 1990-х гг., интенсивность её применения существенно снизилась [4, с. 98].
Сегодня же на территории нашей страны фиксируется определённая интенсификация развития внутреннего туризма. Следовательно, возможности, предоставляемые данной отраслью, могут быть использованы в целях оптимизации процесса формирования патриотических чувств у представителей новых поколений россиян. Более широкое вовлечение учащихся в соответствующие формы деятельности способствует их углублённому знакомству с историей и культурой малой родины (Н.П. Герасименко, П.В. Ефремова, Ю.С. Константинов, Т.Р. Лыкова, Е.В. Фролова).
Таким образом, в современной России возможности туризма как средства патриотического воспитания представляются весьма широкими. Конкретно, его потенциал проявляется в:
- постижении учащимися не вполне отражённых в учебной литературе сторон истории своей малой родины;
- получении сведений об основных особенностях развития её культуры;
- улучшении понимания сути ряда традиций и обычаев, знаменующих преемственность поколений [2, с. 70].
Современное состояние разработки соответствующей проблематики позволяет с определённой долей уверенности говорить о двух основных видах турист-ско-краеведческой деятельности обучающихся (табл. 1).
Таблица 1
Виды туристско-краеведческой деятельности обучающихся
Наименование Роль в патриотическом воспитании учащихся
Знакомство с достопримечательностями Зачастую достопримечательности, наличествующие на территории субъектов РФ, связаны с той или иной страницей истории как региона, так и страны в целом. Посещение мест, где произошли знаковые для региональной и/или всероссийской истории события, во многом благоприятствуют формированию у обучающихся чувства гордости за свой родной край, сохранению исторической памяти и преемственности поколений [5, с. 61]
Посещение мест проживания этнических общностей, в той или иной степени сохранивших особенности организации традиционного быта Туристы получают возможность приобщиться на практике к организации и участию в традиционных праздниках, обучиться народным танцам, художественным промыслам и др. Это, в свою очередь, способствует не только накоплению и систематизации их знаний о традиционной культуре, но и позволяет учащимся в полной мере ощутить себя жителями региона, почувствовать сопричастность к его истории [6, с. 66]
Современные направления и перспективы развития туристско-краеведче-ской деятельности хорошо просматриваются на примере Республики Дагестан (А.А. Абасова, А.П Бутузов, Н.И. Газалиева, Э.А. Исмаилова, М.М. Магомедханов, С.А. Ниналалов). На территории указанного региона проложен ряд туристических маршрутов, как широко известных, так и только начинающих развиваться [7, с. 39]. Интеграция учеников в соответствующую деятельность позволяет им познакомиться с реально существующими поселениями, жители которых сохранили доставшиеся от предков особенности культуры и быта [8, с. 17-18].
Объектами ведения туристической деятельности являются, например, заброшенные сёла. На территории многих из них располагаются древнейшие памятники истории, культуры и архитектуры. Кроме того, туристско-краеведче-ская деятельность обучающихся на территории рассматриваемого субъекта РФ связана с реализацией туристских маршрутов в места бытования уникальных и неповторимых в мировой практике народных художественных промыслов. Среди них сёла Поцатль, Ахты, Кубачи, Хив, а также Балхар [1, с. 25].
Посещение таких мест неизменно вызывает познавательный интерес учащихся. Тем самым усиливается образовательное и воспитательное воздействие в ходе ознакомления учеников с историей и культурой региона [8, с. 18-19]. Восприятие разной информации об объектах культурного наследия порождает у учащихся эстетические чувства по отношению к малой и большой Родине [6, с. 69].
Позитивный опыт патриотического воспитания учащихся путём развития соответствующей деятельности фиксируется и в других регионах.
Например, в 2020-2021 годах Смоленский областной Центр детско-юношеского туризма, краеведения и спорта организовал межрегиональную экспедицию школьников «Во имя жизни». Последняя была направлена на реконструкцию партизанской спасательной операции «Дети» 1942 г., осуществлявшуюся на территории Смоленской и Тверской областей [9, с. 258]. В ходе указанной экспедиции было реализовано изучение географических условий проведения соответствующей операции. Затем - выработаны предложения по использованию полученного материала в учебно-воспитательном процессе, разработан туристско-экскур-сионный маршрут. Таким образом были достигнуты популяризация в обществе в целом и молодёжной среде в частности географических и исторических знаний [4, с. 99]; реконструкция важнейшей партизанской операции времён Великой Оте-
чественной войны; расширение возможностей для развития экскурсионно-позна-вательного туризма в России.
Используя топографические карты РККА 1935 и 1941 гг. и Вермахта 1941 г., а также информацию членов поисковых отрядов, участвовавшие в данном мероприятии школьники и педагоги собрали в походах большой фактический материал. Специфическая среда экспедиции позволила создать особое учебно-воспитательное пространство, в котором средствами краеведения успешно решались задачи патриотического воспитания обучающихся, прежде всего через их участие в поисково-исследовательской деятельности [9, с. 259]. Применение различных педагогических технологий позволило участникам экспедиции выбирать между различными формами деятельности, направленными на формирование у них не только патриотизма, но и элементов научного мировоззрения [7, с. 42].
Туристско-краеведческое движение «Бичкн Торскм» является основным направлением развития соответствующей деятельности в Республике Калмыкия [10, с. 189]. Указанное движение имеет своей целью развитие умений и навыков учащихся, связанных с эффективной учебно-исследовательской деятельностью в области истории и культуры региона [11, с. 81]. В рамках «Бичкн Торскм» учебно-исследовательская работа учащихся понимается как особая форма организации учебного процесса, в основе которой лежит самостоятельная поисковая работа, направленная на приобретение новых знаний и умений. Такого рода деятельность с большой вероятностью будет способствовать формированию опыта творческой работы и эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности [10, с. 190].
Учащиеся общеобразовательных организаций Калмыкии каждый год выступают с результатами собственной учебно-исследовательской работы в рамках секций республиканской конференции. Накопленный школьниками и учителями
Библиографический список
опыт учебно-исследовательской деятельности может стать добротной базой для формирования новых подходов к организации образовательного процесса как в границах рассматриваемого региона, так и в целом на территории РФ [11, 82-83].
На основе вышеизложенного мы можем заключить, что сегодня на территории нашей страны фиксируется определённая интенсификация развития внутреннего туризма. Следовательно, возможности, предоставляемые данной отраслью, могут быть использованы в целях оптимизации процесса формирования патриотических чувств у представителей новых поколений россиян. Более широкое вовлечение учащихся в соответствующие формы деятельности способствует их углублённому знакомству с историей и культурой малой родины.
Конкретно потенциал туризма как средства патриотического воспитания проявляется в постижении учащимися не вполне отражённых в учебной литературе сторон истории своей малой родины; получении сведений об основных особенностях развития её культуры; улучшении понимания сути ряда традиций и обычаев, знаменующих преемственность поколений.
Современное состояние разработки соответствующей проблематики позволяет с определённой долей уверенности говорить о двух основных видах тури-стско-краеведческой деятельности обучающихся. К ним относятся следующие: знакомство с достопримечательностями; посещение мест проживания этнических общностей, в той или иной степени сохранивших особенности организации традиционного быта.
Современные направления и перспективы развития туристско-краевед-ческой деятельности, хорошо просматривающиеся на примере как Республики Дагестан, так и некоторых других регионов РФ, позволяют говорить о наличии большого позитивного опыта в данной области. Последний, в свою очередь, означает наличие широких перспектив его дальнейшего внедрения в образовательную практику.
1. Алиханова Б.А. Этнотуризм и его потенциал в формировании патриотического сознания на примере Республики Дагестан. Проблемы современного педагогического образования. 2022; № 75-3: 24-26.
2. Хекерт Н.Е. Концептуальные положения военно-патриотического воспитания учащейся молодёжи на основе российских спортивных традиций. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 69-71.
3. Рябцев Э.В., Поминова О.Л. Вопросы профилактики идеологии экстремизма и терроризма в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 2 (93): 257-260.
4. Аубакирова РЖ., Тайболатов К.М. К проблеме патриотического воспитания. Гуманитарные исследования. 2019; № 4 (25): 97-99.
5. Абдурахманов Ш.Н. Основные направления патриотического воспитания. Проблемы педагогики. 2020; № 6 (51): 60-62.
6. Соболенко В.Е. Этнотуризм в России: современное состояние и ориентиры развития. Актуальные исследования. 2020; № 24 (27): 66-70.
7. Астарханова Н.Р, Рабаданова П.М. Формирование экологической культуры школьников в средней школе. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020; Т. 14, № 1: 38-44.
8. Мирзоев Ш.А., Османова З.Н. Краеведение как фактор патриотического воспитания учащихся. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2010; № 4: 17-23.
9. Авдеева Е.В., Аниськин В.О. Экспедиция как ресурс патриотического воспитания школьников. Исследователь. 2021; № 3-4: 258-261.
10. Надбитов РК. Образовательные практики в учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся в Республике Калмыкия. Исследователь. 2020; № 2: 188-194.
11. Середовских Б.А., Ярош Д.А. Проблемные вопросы преподавания регионального компонента содержания образования в условиях введения обновлённого ФГОС. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 81-83.
References
1. Alihanova B.A. 'Etnoturizm i ego potencial v formirovanii patrioticheskogo soznaniya na primere Respubliki Dagestan. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2022; № 75-3: 24-26.
2. Hekert N.E. Konceptual'nye polozheniya voenno-patrioticheskogo vospitaniya uchaschejsya molodezhi na osnove rossijskih sportivnyh tradicij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 69-71.
3. Ryabcev 'E.V., Pominova O.L. Voprosy profilaktiki ideologii 'ekstremizma i terrorizma v voennyh institutah vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 2 (93): 257-260.
4. Aubakirova R.Zh., Tajbolatov K.M. K probleme patrioticheskogo vospitaniya. Gumanitarnye issledovaniya. 2019; № 4 (25): 97-99.
5. Abdurahmanov Sh.N. Osnovnye napravleniya patrioticheskogo vospitaniya. Problemypedagogiki. 2020; № 6 (51): 60-62.
6. Sobolenko V.E. 'Etnoturizm v Rossii: sovremennoe sostoyanie i orientiry razvitiya. Aktual'nyeissledovaniya. 2020; № 24 (27): 66-70.
7. Astarhanova N.R., Rabadanova P.M. Formirovanie 'ekologicheskoj kul'tury shkol'nikov v srednej shkole. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2020; T. 14, № 1: 38-44.
8. Mirzoev Sh.A., Osmanova Z.N. Kraevedenie kak faktor patrioticheskogo vospitaniya uchaschihsya. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2010; № 4: 17-23.
9. Avdeeva E.V., Anis'kin V.O. 'Ekspediciya kak resurs patrioticheskogo vospitaniya shkol'nikov. Issledovatel'. 2021; № 3-4: 258-261.
10. Nadbitov R.K. Obrazovatel'nye praktiki v uchebno-issledovatel'skoj kraevedcheskoj deyatel'nosti obuchayuschihsya v Respublike Kalmykiya. Issledovatel'. 2020; № 2: 188-194.
11. Seredovskih B.A., Yarosh D.A. Problemnye voprosy prepodavaniya regional'nogo komponenta soderzhaniya obrazovaniya v usloviyah vvedeniya obnovlennogo FGOS. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 81-83.
Статья поступила в реакцию 22.02.23
УДК 378
Makeeva V.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Basketball Theory and Methodology Department, Russian University of Sports (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Gu Dandong, postgraduate, Russian University of Sports (Moscow, Russia), E-mail: [email protected] Ma Kahan, postgraduate, Russian University of Sports (Moscow, Russia), E-mail: [email protected] Yu Jun, postgraduate, Russian University of Sports (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
ANALYSIS OF READINESS OF STUDENTS OF RUSSIAN AND CHINESE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS UNIVERSITIES FOR PROFESSIONAL ACTIVITY. The practical implementation of the integrative approach in the practice of vocational training requires the development of comprehensive assessment tools to determine the level of formation of students' skills, competencies. The paper formulates indicators that reveal the basics and structural characteristics of the infor-