Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЕННО-СПОРТИВНЫХ МНОГОБОРИЙ В ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ К СЛУЖБЕ В АРМИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЕННО-СПОРТИВНЫХ МНОГОБОРИЙ В ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ К СЛУЖБЕ В АРМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-СПОРТИВНЫЕ МНОГОБОРЬЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / ВОЕННО-СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / СЛУЖБА В РЯДАХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошкин Станислав Иванович

Введение. В статье раскрыты педагогические аспекты использования военно-спортивных многоборий в системе физического воспитания в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, подготовке молодежи к службе в армии. Цель данной статьи: обобщение теоретических исследований и опыта практической работы по внедрению спортивных многоборий в практику патриотического воспитания и физической подготовки юношей к службе в рядах вооруженных сил Рос-сийской Федерации. Материалы и методы. Ведущим методом исследования заявленной темы является метод анализа и моделирования, позволяющие рассмотреть данную проблему как целенаправленный и организованный процесс по совершенствованию методики подготовки современной молодежи к служ-бе в армии, развитию физических и моральных качеств. Результатом исследования стал анализ педаго-гических аспектов методики использования военно-спортивных многоборий в системе подготовки обу-чающихся допризывного возраста к службе в армии. Обсуждение подтвердило значимость: практикоориентированных исследований, систематизации работы по внедрению инновационных педагогических подходов использования военно-спортивных многоборий в практике физического воспитания, способствующей эффективной подготовке юношей к службе в армии. Заключение. Обобщен практический опыт использования военно-спортивных многоборий в системе физической подготовки и патриотического воспитания юношей, формирования мотивированной готовности к службе в армии. Данная статья полезна для педагогов по физической культуре, заместителей руководителей по воспитательной работе, сотрудников военных комиссариатов, занимающихся вопросами физического развития, патриотического воспитания и мотивированной готовности молодежи к службе в рядах вооруженных сил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кошкин Станислав Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE USE OF MILITARY SPORTS ALL-AROUND IN THE PREPARATION OF MODERN YOUTH FOR MILITARY SERVICE

Introduction. The article discloses pedagogical aspects of the use of military sports all-around in the system of physical education in general and professional educational organizations, the preparation of young people for military service. The purpose of this article is to summarize theoretical studies and practical experience on the introduction of sports all-around in the practice of patriotic education and physical training of young men for service in the armed forces of the Russian Federation. Materials and methods. The leading research method of the stated topic is the method of analysis and modeling, which allows us to consider this problem as a focused and organized process to improve the methodology for preparing modern youth for military service, the development of physical and moral qualities. The result of the study was the analysis of the pedagogical aspects of the methodology for using military sports all-around in the system of training students of preconscription age for military service. The discussion confirmed the importance of practice-oriented research, systematization of work on the introduction of innovative pedagogical approaches to the use of military sports all-around in the practice of physical education, which contributes to the effective preparation of young men for military service. Conclusion. The practical experience of using military sports all-around in the system of physical training and patriotic education of young men, formation of motivated readiness for service in the army is summarized. This article is useful for teachers of physical education, deputy leaders for educational work, employees of military commissariats dealing with issues of physical development, patriotic education and motivated readiness of young people to serve in the armed forces.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЕННО-СПОРТИВНЫХ МНОГОБОРИЙ В ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ К СЛУЖБЕ В АРМИИ»

Вестник Марийского государственного университета. Т. 15. № 4. 2021 Vestnik of the Mari State University. Vol. 15, no. 4. 2021

Педагогические науки

Pedagogics

УДК 796.0-93.61/62 + 355.233.11

DOI 10.30914/2072-6783-2021 -15-4-405-410

Педагогические аспекты использования военно-спортивных многоборий

в подготовке современной молодежи к службе в армии

С. И. Кошкин

Шуйский филиал Ивановского государственного университета, г. Шуя, Российская Федерация

Аннотация. Введение. В статье раскрыты педагогические аспекты использования военно-спортивных многоборий в системе физического воспитания в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, подготовке молодежи к службе в армии. Цель данной статьи: обобщение теоретических исследований и опыта практической работы по внедрению спортивных многоборий в практику патриотического воспитания и физической подготовки юношей к службе в рядах вооруженных сил Российской Федерации. Материалы и методы. Ведущим методом исследования заявленной темы является метод анализа и моделирования, позволяющие рассмотреть данную проблему как целенаправленный и организованный процесс по совершенствованию методики подготовки современной молодежи к службе в армии, развитию физических и моральных качеств. Результатом исследования стал анализ педагогических аспектов методики использования военно-спортивных многоборий в системе подготовки обучающихся допризывного возраста к службе в армии. Обсуждение подтвердило значимость: практикоориентированных исследований, систематизации работы по внедрению инновационных педагогических подходов использования военно-спортивных многоборий в практике физического воспитания, способствующей эффективной подготовке юношей к службе в армии. Заключение. Обобщен практический опыт использования военно-спортивных многоборий в системе физической подготовки и патриотического воспитания юношей, формирования мотивированной готовности к службе в армии. Данная статья полезна для педагогов по физической культуре, заместителей руководителей по воспитательной работе, сотрудников военных комиссариатов, занимающихся вопросами физического развития, патриотического воспитания и мотивированной готовности молодежи к службе в рядах вооруженных сил.

Ключевые слова: военно-спортивные многоборья, физическое воспитание, патриотическое воспитание, военно-профессиональные знания, военно-спортивные мероприятия, служба в рядах вооруженных сил Российской Федерации

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Кошкин С. И. Педагогические аспекты использования военно-спортивных многоборий в подготовке современной молодежи к службе в армии // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15. № 4. С. 405-410. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-4-405-410

Pedagogical aspects of the use of military sports all-around

in the preparation of modern youth for military service

s. I. Koshkin

Shuya Branch of Ivanovo State University, Shuya, Russian Federation

Annotation. Introduction. The article discloses pedagogical aspects of the use of military sports all-around in the system of physical education in general and professional educational organizations, the preparation of young people for military service. The purpose of this article is to summarize theoretical studies and practical experience

on the introduction of sports all-around in the practice of patriotic education and physical training of young men for service in the armed forces of the Russian Federation. Materials and methods. The leading research method of the stated topic is the method of analysis and modeling, which allows us to consider this problem as a focused and organized process to improve the methodology for preparing modern youth for military service, the development of physical and moral qualities. The result of the study was the analysis of the pedagogical aspects of the methodology for using military sports all-around in the system of training students of preconscription age for military service. The discussion confirmed the importance of practice-oriented research, systematization of work on the introduction of innovative pedagogical approaches to the use of military sports all-around in the practice of physical education, which contributes to the effective preparation of young men for military service. Conclusion. The practical experience of using military sports all-around in the system of physical training and patriotic education of young men, formation of motivated readiness for service in the army is summarized. This article is useful for teachers of physical education, deputy leaders for educational work, employees of military commissariats dealing with issues of physical development, patriotic education and motivated readiness of young people to serve in the armed forces.

Keywords: military sports all-around, physical education, patriotic education, military-professional knowledge, military sports events, service in the armed forces of the Russian Federation

The author declares no conflict of interests.

For citation: Koshkin S. I. Pedagogical aspects of the use of military sports all-around in the preparation of modern youth for military service. Vestnik of the Mari State University. 2021, vol. 15, no. 4, pp. 405-410. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-4-405-410

Введение

Социально-политические процессы, происходящие в мировом сообществе, приводят к выводам о том, что современной России необходима сильная армия, способная отразить любой удар. Вооруженные силы Российской Федерации в ходе реформирования в период 2008-2020 гг. повысили боеготовность: на вооружении стоит новая техника, требующая высокой квалификации офицерского состава, военно-политической и общевойсковой подготовки рядовых. В Конституции Российской Федерации в статье 59 записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» [2]. Следовательно, каждый гражданин мужского пола обязан пройти срочную службу или службу по контракту. Министр обороны России С. К. Шойгу в интервью газете «Московский комсомолец» сказал следующее: «Срочная служба, или служба по призыву, - одна из эффективных форм военной подготовки граждан, освоения ими военной специальности прямо в войсках» [9].

В настоящее время актуальными являются вопросы подготовки молодежи к службе в армии, которые рассматриваются на всех уровнях: от Министерства обороны Российской Федерации до общеобразовательной организации. Сегодня остро встает вопрос о повышении качества подготовки допризывной молодежи к срочной службе в вооруженных силах Российской Федерации с учетом

требований к уровню готовности будущего призывника. Это предполагает, что призывник должен иметь необходимый уровень физической, мотива-ционной, нравственно-патриотической, психологической готовности, эффективт выполнять служебные обязанности, преодолевать возникающие труд-шсти и препятствия. Все эти навыки современный призывник получает в ходе обучения в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, которые должны своевременно внедрять эффективные инновационные методики и технологии физической и патриотической подготовки молодежи к службе в армии.

Новизна исследования заключается в том, что впервые проводился педагогический эксперимент использования военно-спортивных много-борий в учебном процессе и одновременно во внеучебной работе в общеобразовательных и средних профессиональных образовательных организациях как средство патриотического воспитания и повышения физической подготовленности молодых людей к службе в вооруженных силах Российской Федерации.

Обзор литературы

В отечественной педагогике большое внимание уделяется вопросам патриотического воспитания молодежи на примерах подвигов героев России, их физической и духовной готовности. В работах Г. Н. Караева описывается богатый исторический

опыт генералиссимуса А. В. Суворова, который своим примером побуждал солдат русской армии к подвигу во имя Отечества [6]. А. В. Суворовым была разработана система обучения и воспитания войск, важное место в которой занимала систематическая физическая подготовка. В трудах другого известного российского общественного деятеля, врача и педагога П. Ф. Лесгафта большое внимание уделяется физическому совершенствованию, оздоровлению и воспитанию активного гражданина-патриота, начиная со школьной скамьи [5].

В истории Советского Союза следует обратить внимание на развитие с 1931 года системы ГТО («Готов к труду и обороне»), благодаря которой к обязательным занятиям физической культурой и сдачей нормативов привлекались все учащиеся школ, профессионально-технических и высших учебных заведений. В 2014 году Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал указ о возрождении системы ГТО [3]. В обновленной системе ГТО предусматривается сдача спортивных нормативов с шести лет и до зрелого возраста по одиннадцати возрастным группам. Школе отводится особая роль в физической подготовке обучающихся, развитию у них потребности в физическом и духовном совершенствовании, здоровом образе жизни.

В работах отечественных исследователей М. М. Бака, С. Н. Зуева, П. Д. Лукашова освещаются актуальные методики физического воспитания допризывной молодежи. И. Я. Аксеновой, В. Г. Ждановым, Н. Я. Мироновым, Н. И. Хромовым описаны дидактические подходы к реализации задач начальной военной подготовки и педагогические аспекты использования технологий военно-спортивного воспитания.

К опыту возрождения военно-спортивных многоборий в системе допризывной подготовки обучающейся молодежи обращаются такие иссле-

дователи, как Н. Ю. Книтель, Н. И. Кутепов, Л. Г. Чернышова, В. Г. Швецов, С. Б. Элипханов и другие. Физическая подготовка в допризывном возрасте должна обладать широтой и прикладно-стью по своей направленности, в связи с чем в этом возрасте необходимо развивать специальные физические качества и формировать жизненно важные двигательные навыки до уровня, соответствующего нормативным требованиям по физической подготовке, установленным для военнослужащих первого года службы [10].

Исследования П. Г. Виноградова, Е. В. Воробьевой, Н. Н. Гарипова, В. И. Жолдак, А. В. Кур-шева, И. А. Зенукова, Ю. В. Сысоева и др. свидетельствуют, что повышение эффективности допризывной подготовки учащихся старших классов в ходе физического воспитания в школе будет способствовать целенаправленному формированию готовности к службе в армии юношей допризывного возраста [8]. Однако целостная модель формирования готовности к службе в армии в процессе физического воспитания находится в стадии разработки и концептуальные положения рассматриваются разными педагогическими школами без конкретизации общей концепции.

Обсуждение результатов

Опираясь на теоретические исследования, мы определили основные педагогические аспекты внедрения спортивных многоборий в систему физического воспитания в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, подготовку молодежи к службе в армии.

На начальном этапе внедрения технологии использования военно-спортивных многоборий в практику физического воспитания мы изучили мнение 300 молодых людей в возрасте 16-18 лет о значении видов физической подготовки к успешному прохождению службы в армии.

Виды подготовки к воинской службе в армии

43% Специализированна

57% я подготовка

Фитнес-тренировки

Рис. Значение видов физической подготовки к успешному прохождению службы в армии / Fig. The importance of types of physical training for successful military service

По результатам исследования выяснилось, что 57 % респондентов считают специализированную физическую подготовку необходимым элементом системы физического воспитания; 43 % высказались за преимущества фитнес-трени-ровок. Анализируя анкетный опрос, мы пришли к выводу, что средства физической подготовки обладают широчайшими возможностями воспитательного воздействия на формирование положительного отношения к службе в рядах вооруженных сил Российской Федерации. Необходимо формировать у современной молодежи компетенции по использованию средств физической подготовки, поскольку они выступают в виде потребностей, которые стимулируют все направления военно-патриотического воспитания.

Не отрицая значимости мнений, мы склонны утверждать, что фитнес-направление - это долг современной моде.

При организации экспериментальной работы мы определили опору на следующие педагогические аспекты подготовки молодежи:

1. Патриотическое воспитание, предполагающее развитие моральных качеств, готовности к преодолению тягот военной службы, жизни по уставу, идейной убежденности и преданности идеалам России;

2. Общую физическую подготовку, способствующую развитию силы, выносливости, ловкости, быстроты, координации, доведению до автоматизма действий, которые являются составной частью различных видов упражнений военно-спортивных многоборий:

3. Освоение элементов военно-спортивных многоборий, формирующих умения в преодолении препятствий, упражнения с элементами риска, способствующие преодолению страха, развитию самообладания, желанию стать сильнее, мужественнее.

С целью формирования объективного подхода к дальнейшим представлениям о физической подготовке, мы провели цикл бесед о значимости физической готовности для решения боевых задач современного солдата, о роли военно-спортивных многоборий как прикладных видов спорта в развитии физических навыков допризывников; организовали «вечерний кинозал», в котором демонстрировались фильмы патриотического содержания («Сталинград», «В бой идут одни старики», «Крым», «Два бойца», эпопея «Освобождение», «Легенда № 17», «Брестская

крепость») с последующим обсуждением просмотренного.

Развивая интерес молодых людей к спортивным многоборьям, включили элементы троеборья и пятиборья (метание гранаты, преодоление полосы препятствий, стрельба, плавание, кросс, гимнастика) в систему занятий физической культурой. Значимым условием являлось использование специальных комплексов физических упражнений для отработки навыков, необходимых в преодолении полосы препятствий, метании гранаты, гимнастики.

Для желающих проводить самостоятельные физические тренировки определили во второй половине дня (во внеучебное время) возможность пользования спортивными и тренажерными залами. Были разработаны индивидуальные системы тренировок в зависимости от физических возможностей и показателей здоровья молодых людей. Учитывая возросший интерес юношей, активизировали работу по проведению соревнований по военно-прикладным видам спорта, создавая ситуации для демонстрации решительности, смелости, готовности преодолевать препятствия, проявления морально-волевых качеств. Лучшие спортсмены награждались дипломами, почетными грамотами, кубками и медалями, их фотографии размещались на спортивных стендах образовательных организаций, что повышало интерес к военно-спортивным многобо-рьям и системе патриотического воспитания.

Использование инновационных педагогических технологий в военно-патриотическом воспитании позволило обновить систему физической подготовки в экспериментальных группах, развивать физические качества, военно-прикладные навыки, социальную активность и ответственность перед Отечеством за готовность к воинской службе.

По окончанию первого года внедрения инновационной модели физической подготовки стали отслеживать результаты юношей, занимающихся по нашей методике. Как показала практика, в экспериментальных группах результаты физической готовности превышали средние показатели контрольных групп (занимающихся по стандартным методикам физической культуры) на 27 процентов.

При сдаче норм ГТО экспериментальные группы продемонстрировали следующие результаты: из 75 юношей 42 получили золотые и серебряные

значки в возрастной группе V ступени (16-17 лет); из 57 юношей возрастной группы VI ступени (18-29 лет) по результатам испытаний 34 человекам были вручены золотые и серебряные значки ГТО.

В ходе реализации предложенной нами модели физической подготовки с использованием военно-спортивных многоборий у юношей экспериментальных групп общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций было сформировано чувство патриотизма, осознание значения физической подготовки в военно-профессиональном становлении защитника России; качественно улучшились показатели физического развития, что было продемонстрировано при сдаче норм ГТО, развились такие личностные качества, как воля к победе, уверен-

ность в своих силах, самоуважение, уважение воинских и спортивных традиций, готовность к воинской службе в рядах вооруженных сил Российской армии.

Заключение

Проведенное исследование успешно демонстрирует, что систематизированная работа по внедрению инновационных педагогических подходов использования военно-спортивных много-борий в практике физического воспитания способствует подготовке современной молодежи к службе в армии. Следует отметить у обучающихся экспериментальных групп развитие патриотизма, военно-профессиональных знаний, личностных качеств, необходимых для дальнейшего прохождения срочной воинской службы.

1. Братановский С.Н. Концептуальные подходы к разработке федеральных программ развития физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 2021. № 7. С. 107-109. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46340312 (дата обращения: 07.11.2021).

2. Гильмутдинов Т. С., Уваров В. А., Гильмутдинов Р. Т. Разработка структуры и содержания спортивной части - основной фактор реализации внедрения ВФСК ГТО и развития массового спорта среди студенческой молодежи в Российской Федерации // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 3 (23). С. 5-14. URL: http://vestnik.marsu.ru/ view/journal/article.html?id=1219 (дата обращения: 09.11.2021).

3. Иванова Д. В., Константинова В. В. Организационно-педагогические условия гражданско-патриотического воспитания студентов вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 3. С. 344-351. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2019-13-3-344-351

4. Коробейникова Е. И., Демьяненко С. Ю. Физическое воспитание учашдхся // Наука-2020. 2019. № 6 (31). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/fizicheskoe-vospitanie-uchaschihsya (дата обращения: 10.11.2021).

5. Лесгафт П. Ф. Педагогика. Избранные труды. М. : Юрайт, 2019. 374 с.

6. Матвеев В. С., Лучинина И. Г., Романов Д.А. Эффективность физического воспитания студентов // Ученые записки университета Лесгафта. 2015. № 11 (129). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/efFektivnost-fizicheskogo-vospitaniya-studentov (дата обращения: 10.11.2021).

7. Райзих А. А., Петров П. К. Моделирование физического воспитания юношей допризывного возраста в условиях внедрения всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО»// Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2016. Т. 26. № 4. С. 134-139. URL: https://journals.udsu.ru/philosophy-psychology-pedagogy/article/view/2706/2660 (дата обращения: 13.11.2021).

8. Рябиков А. А. Методы в физическом воспитании // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. № 22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-v-fizicheskom-vospitanii (дата обращения: 10.11.2021).

9. Урокова С. Б. Взаимосвязь физического воспитания с нравственным воспитанием // Проблемы педагогики. 2021. № 1 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-Fizicheskogo-vospitaniya-s-nravstvennym-vospitaniem (дата обращения: 10.11.2021).

10. Яковлева В. Н. Физическое воспитание и физическая подготовленность студенческой молодежи // Science Time. 2014. № 9 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/Fizicheskoe-vospitanie-i-Fizicheskaya-podgotovlennost-studencheskoy-molodezhi (дата обращения: 10.11.2021).

Статья поступила в редакцию 15.11.2021 г.; одобрена после рецензирования 06.12.2021 г.; принята к публикации 10.12.2021 г.

Об авторе

Кошкин Станислав Иванович

аспирант, Шуйский филиал Ивановского государственного университета (155908, Российская Федерация, г. Шуя, Кооперативная ул., д. 24), [email protected]

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

1. Bratanovsky S. N. Kontseptual'nye podkhody k razrabotke federal'nykh programm razvitiya fizicheskoi kul'tury i sporta [Federal physical education and sports development programs: conceptual basics]. Teoriya i Praktika Fizicheskoi Kultury = Theory and Practice of Physical Culture, 2021, no. 7, pp. 107-109. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46340312 (accessed 07.11.2021). (In Russ.).

2. Gilmutdinov T. S., Uvarov V. A., Gilmutdinov R. T. Razrabotka struktury i soderzhaniya sportivnoi chasti - osnovnoi faktor realizatsii vnedreniya VFSK GTO i razvitiya massovogo sporta sredi studencheskoi molodezhi v Rossiiskoi Federatsii [Elaboration of structure and content of sport exercises as a major factor for realization of the all-Russian Sport Complex "Ready for Labour and Defence" (GTO Complex) and the development of mass sports among students in Russia]. VestnikMariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University. 2016, no. 3 (23), pp. 5-14. Available at: http://vestnik.marsu.ru/view/journal/article.html?id=1219 (accessed 09.11.2021). (In Russ.).

3. Ivanova D. V., Konstantinova V. V. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya stu-dentov vuza [Organizational and pedagogical conditions of civil and patriotic education of university students]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2019, vol. 13, no. 3, pp. 344-351. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2019-13-3-344-351

4. Korobeinikova E. I., Demyanenko S. Y. Fizicheskoe vospitanie uchashchikhsya [Physical education of students]. Nauka-2020 = Science-2020, 2019, no. 6 (31). Available at: https://cyberleninka.ru/article/nfizicheskoe-vospitanie-uchaschihsya (accessed 10.11.2021). (In Russ.).

5. Lesgaft P. F. Pedagogika. Izbrannye trudy [Pedagogy. Selected Works]. M., Yurayt Publ., 2019. 374 p. (In Russ.).

6. Matveev V. S., Luchinina I. G., Romanov D. A. Effektivnost' fizicheskogo vospitaniya studentov [Students' physical education efficiency]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta = Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2015, no. 11 (129). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-fizicheskogo-vospitaniya-studentov (accessed 10.11.2021). (In Russ.).

7. Rayzikh A. A., Petrov P. K. Modelirovanie fizicheskogo vospitaniya yunoshei doprizyvnogo vozrasta v usloviyakh vnedreniya vserossiiskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa "GTO" [Modeling of physical education of youths of preconscription age under conditions of implementation of the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense (GTO)"]. Vestnik Udmurtskogo Universiteta, seriya Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika = Bulletin of Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2016, vol. 26, no. 4, pp. 134-139. Available at: https://journals.udsu.ru/philosophy-psychology-pedagogy/article/view/2706/2660 (accessed 13.11.2021). (In Russ.).

8. Ryabikov A. A. Metody v fizicheskom vospitanii [Methods in physical education]. Obuchenie i vospitanie: metodiki ipraktika = Teaching and Education: Methods and Practice, 2015, no. 22. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-v-fizicheskom-vospitanii (accessed 10.11.2021). (In Russ.).

9. Urokova S. B. Vzaimosvyaz' fizicheskogo vospitaniya s nravstvennym vospitaniem [The relationship of physical education with moral education]. Problemy pedagogiki = Problems of Pedagogy, 2021, no. 1 (52). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-fizicheskogo-vospitaniya-s-nravstvennym-vospitaniem (accessed 10.11.2021). (In Russ.).

10. Yakovleva V. N. Fizicheskoe vospitanie i fizicheskaya podgotovlennost' studencheskoi molodezhi [Physical education and physical fitness of student youth]. Science Time, 2014, no. 9 (9). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskoe-vospitanie-i-fizicheskaya-podgotovlennost-studencheskoy-molodezhi (accessed 10.11.2021). (In Russ.).

The article was submitted 15.11.2021; approved after reviewing 06.12.2021; accepted for publication 10.12.2021.

About the author Stanislav I. Koshkin

Postgraduate student, Shuya Branch of Ivanovo State University (24 Cooperative St., Shuya 155908, Russian Federation), [email protected]

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.