УдК 37.037.1 ББК Ч421.354
Юлия Фёдоровна Николенко,
Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: [email protected]
Профессионально ориентированное физическое воспитание на основе военного пятиборья в классах оборонно-спортивного профиля
В настоящем исследовании предпринята попытка моделирования учебновоспитательного процесса по физической культуре учащихся профильных классов г. Читы. Результаты проведённого теоретического исследования свидетельствуют о недостатках в организации процесса физического воспитания в профильных оборонноспортивных классах. В данной ситуации разработка, экспериментальная апробация и внедрение программ по физической культуре военно-прикладной направленности в профильных оборонно-спортивных классах является актуальной.
Целью работы явилось моделирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре учащихся оборонно-спортивных классов общеобразовательных школ с использованием средств военного пятиборья. Одна из задач разработанной программы
- обеспечение преемственности процесса физического воспитания средней и высшей школ. Предложенная программа направлена на повышение уровня общей и специальной физической подготовленности, физического развития и функциональной подготовленности юношей, приобретение мотивации получения профессии военного. За счёт включения упражнений из военного пятиборья экспериментальная программа обеспечивает более качественную подготовку учащихся к поступлению в профессиональные образовательные учреждения силового профиля, где требуется достаточно высокий уровень физической подготовленности.
Ключевые слова: профильное обучение, физическое воспитание, профессиональноприкладная физическая культура, военное пятиборье, физическое развитие, физическая подготовленность, функциональное состояние.
Yulia Fedorovna Nikolenko,
Zabaikalsky State University (Chita, Russia), e-mail: [email protected]
Professionally Focused Physical Training Based on the Military Pentathlon in Military-Sports Grades
In the present study the researcher made an attempt to model physical training classes given to pupils in Chita. The results of the research testify to disadvantages in organization of physical education in cadet schools. Under these circumstances the role of development, experimental approval and introduction of physical culture programs provided for pentathlon military applied training in military-sports grades is of great importance.
The purpose of the present research was modeling of educational-training process on physical culture of pupils of military-sports classes at secondary comprehensive schools by means of military pentathlon. One of the purposes of the quoted program is to provide the physical education development at secondary and high schools. In the author’s opinion, the new model can increase the level of general physical and special readiness, physical development and functional condition of young males as well as their strong motivation to serve as a military man. The author’s program in physical culture where the focus is made upon pentathlon training provides pupils with a more qualified training necessary to prepare students for military vocational competitive activity.
Keywords: specilaized education, physical education, vocationally applied physical culture, military pentathlon, physical development, fitness level, functional condition.
© Ю. Ф. николенко, 2012
зз
Актуальность. В связи с введением профильного обучения на старшей ступени школьного образования увеличивается количество классов с профильным изучением предмета «Физическая культура». Большую часть из них составляют спортивно-педагогические классы, ориентирующие учащихся на педагогические специальности в области физической культуры и спорта. Однако в последнее время, по данным исследователей [18; 21], растёт численность контингента учащихся оборонно-спортивных классов в общеобразовательных школах. Основной задачей данных классов является подготовка юношей к поступлению в военные учебные заведения, профессиональные образовательные учреждения систем МВД и МЧС.
Вместе с тем, содержание профильного предмета «Физическая культура», средства и методы, которые должны использоваться в процессе изучения данной дисциплины в оборонно-спортивных классах, является объектом дискуссий.
Анализ имеющихся научных изысканий в области моделирования образовательной среды по физической культуре на профильном уровне указывает на более основательную теоретикометодологическую разработанность спортивнопедагогического направления. Проблеме ориентации школьников на педагогические специальности в сфере физической культуры и спорта посвящены исследования многих авторов [5; 6; 7; 11 и др.]. Работ по оборонно-спортивному направлению профильного обучения физической культуре в общеобразовательной школе значительно меньше [16; 18], при этом они отражают лишь отдельные аспекты этой проблемы.
Результаты научных исследований показывают, что профильная подготовка учащихся не интегрирована в систему общего среднего образования в области физической культуры [11 и др.]. У большинства выпускников оборонноспортивных классов не сформированы военноприкладные умения и навыки. Нередко юноши в армии впервые видят боевое оружие, более
80,2 % ни разу не были в воинской части или военно-учебном заведении; всего 15,6 % умеют стрелять, каждый десятый не умеет плавать; каждый второй считает себя не готовым в морально-политическом и психологическом отношении [4; 13].
Отмечая тенденцию к снижению уровня физического развития, физической подготовленности и функционального состояния юношей призывного возраста, ряд исследователей показывают высокую эффективность урочных форм занятий физической культурой, основанных на использовании средств военно-прикладных многоборий [10; 20 и др.]. Военно-прикладные 34
многоборья открывают реальные перспективы эффективного физического совершенствования учащихся в согласии с целью и задачами профильного оборонно-спортивного обучения. Кроме того, немаловажным является то обстоятельство, что согласно пункту 3 статьи 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «граждане, которым в установленном порядке присвоен первый спортивный разряд, пользуется преимущественным правом при зачислении в военные образовательные учреждения...» [17, с. 57].
Необходимость развития военно-прикладных видов спорта и внедрения их в практику физического воспитания подрастающего поколения отмечена на государственном уровне. Как указано в Концепции федеральной системы подготовки граждан к военной службе на период до 2020 г., утверждённой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 134-р, привлечение молодёжи к занятиям военно-прикладными и служебно-прикладными видами спорта является одним из приоритетных направлений повышения уровня физической подготовленности населения [8].
Однако на сегодняшний момент внедрение военно-прикладных многоборий в физкультурноспортивную подготовку школьников 10-11-х профильных оборонно-спортивных классов находится на начальной стадии.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в настоящее время состояние школьной физической культуры в профильных оборонно-спортивных классах характеризуется наличием ряда противоречий между:
- возложенными на профильное обучение задачами и фрагментарным характером разработанности оборонно-спортивного направления профильного обучения физической культуре;
- целями профильного оборонноспортивного обучения и средствами физического воспитания, традиционно применяемыми в данных классах, не позволяющими сформировать необходимый уровень общей и военноприкладной физической подготовленности;
- объёмом накопленного теоретического знания в сфере военно-прикладных многобо-рий и крайне низким уровнем их практического использования в профильных оборонноспортивных классах общеобразовательных школ;
- необходимостью повышения эффективности процесса физического воспитания юношей оборонно-спортивных классов и отсутствием методических разработок по применению военного пятиборья в классах данного профиля.
Совокупность выявленных противоречий определила проблему нашего исследования,
которая заключается в поиске путей повышения эффективности учебно-воспитательного процесса по физической культуре учащихся оборонно-спортивных классов общеобразовательных учреждений.
Целью исследования явилась разработка, теоретическое и экспериментальное обоснование программы профессионально ориентированного физического воспитания на основе военного пятиборья для учащихся 10-11-х оборонно-спортивных классов.
Для достижения цели исследования решались следующие задачи:
- изучить и теоретически обосновать необходимость и возможность использования военного пятиборья в процессе уроков физической культуры у юношей профильных оборонноспортивных классов;
- разработать экспериментальную программу профессионально ориентированного физического воспитания на основе военного пятиборья и внедрить её в учебно-воспитательный процесс по физической культуре юношей оборонноспортивных классов;
- обосновать эффективность разработанной экспериментальной программы профессионально ориентированного физического воспитания на основе военного пятиборья и её воздействие на показатели физического развития, физической и функциональной подготовленности юношей 10-11-х профильных оборонно-спортивных классов.
В процессе исследования использовались следующие методы: анализ и обобщение данных научно-методической литературы; педагогическое тестирование; медико-биологические исследования; педагогический эксперимент; математико-статистические методы обработки данных.
Гипотеза исследования. Нами предполагалось, что процесс физического воспитания учащихся 10-11-х оборонно-спортивных классов будет эффективным, если: 1) применять профессионально ориентированную модель физического воспитания; 2) осуществлять обучение по экспериментальной программе на основе военного пятиборья.
Результаты исследования. Проведённый нами анализ научной и методической литературы позволил установить, что, несмотря на внедрение в практику физической культуры новых подходов и средств обучения, уровень здоровья, физического развития и физической подготовленности школьников продолжает снижаться, общеобразовательные школы не способствуют подготовке молодёжи к дальнейшей жизнедеятельности [15].
Специалисты сходятся во мнении, что для обеспечения целенаправленного и систематического использования средств физической культуры в последующие периоды жизнедеятельности процесс по физическому воспитанию на старшей ступени школьного образования должен носить ярко выраженный прикладно ориентированный характер [12; 22 и др.]. В классах с профильным изучением предмета «Физическая культура» в основу образовательного процесса должна быть положена идея профессионально ориентированного физического воспитания учащихся [11].
Рассмотрев работы по проблеме организации профильного обучения физической культуре в общеобразовательных учреждениях, мы выяснили, что разработка содержания процесса физического воспитания старшеклассников, обучающихся по оборонно-спортивному направлению, до сих пор остаётся актуальной задачей педагогической науки и практики. Анализ имеющихся работ по оборонно-спортивному обучению выявил большие резервы в повышении качества и эффективности процесса физического воспитания юношей данных профильных классов, призванных готовить учащихся к поступлению в военные учебные заведения профессионального образования, вузы МВД, ФСБ, МЧС. При всей многогранности подходов к профильному обучению физической культуре в общеобразовательных учреждениях в исследуемых трудах [3; 5; 6; 7; 9; 11 и др.] нами отмечается превалирование образовательной направленности и использование в целях спортивного совершенствования учащихся ограниченного круга средств физического воспитания - преимущественно базовых видов двигательной деятельности. По нашему мнению, это не вполне соответствует целям профильных оборонно-спортивных классов, т. к.не обеспечивает необходимый военно-прикладной характер процессу физического воспитания.
В этой связи особый интерес, как считают исследователи [4; 10; 19 и др.], представляет применение военно-спортивных многоборий, позволяющих успешно формировать военноприкладные умения и навыки у учащихся оборонно-спортивных классов, комплексно воздействовать на развитие физических качеств, функциональную подготовленность и свойства личности юношей. Однако научно-обоснованного подхода к применению военно-прикладных мно-гоборий в практике физического воспитания юношей 10-11-х оборонно-спортивных классов нет. Следовательно, потенциал многоборной военно-прикладной подготовки в практике профильного обучения физической культуре реализуется недостаточно. Очевидна необходимость разработки содержания и научного обоснова-
ния применения средств военно-прикладных многоборий в учебно-воспитательном процессе по физической культуре в классах оборонноспортивного профиля с целью повышения уровня физического развития, физической и функциональной подготовленности обучающихся.
Теоретическое изучение проблемы профильного обучения физической культуре в общеобразовательных учреждениях дало нам основание полагать, что применение военного пятиборья в процессе физического воспитания учащихся оборонно-спортивных классов является перспективным направлением совершенствования системы их профильной подготовки.
Совокупность выявленных фактов позволила осуществить моделирование образовательной среды по физической культуре в классах оборонно-спортивного профиля. Разработка экспериментальной учебной программы по физической культуре для юношей оборонноспортивных классов осуществлялась на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004) и примерной программы среднего (полного) общего образования по физической культуре (профильный уровень) (2006). Отличительной особенностью предложенной программы явилось применение в содержательной линии «Спортивная деятельность с элементами прикладной физической подготовки» в качестве средства физического совершенствования военного пятиборья. В контрольной группе раздел «Ффизическое совершенствование данной» содержательной линии был представлен базовыми физкультурноспортивными видами.
Для проверки эффективности предложенной экспериментальной программы в течение двух лет (2008/2009 - 2009/2010 уч. гг.) был проведён формирующий педагогический эксперимент. Под наблюдением находилось 40 юношей 15-17 лет, отнесённых по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Экспериментальную группу (n = 20) составили ученики профильного оборонно-спортивного класса Кадетской школы-интерната Забайкальского края. Контрольная группа (n = 20) была представлена учащимися оборонно-спортивного класса средней общеобразовательной школы № 1 г. Читы.
Занятия по физическому воспитанию в контрольной группе проводились на основе программы по физической культуре (профильный уровень), разработанной А. П. Матвеевым (2008) [14]. У юношей экспериментальной группы процесс по физической культуре строился в соответствии с экспериментальной программой профессионально ориентированного физического воспитания на основе военного пятиборья. Годичный объём занятий по физическому воспи-
танию в обеих группах составлял 136 ч в год, из расчёта 4 ч в неделю.
Эффективность применения разработанной программы определялась по динамике исследуемых показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности юношей контрольной и экспериментальной групп на протяжении двухгодичного педагогического эксперимента.
При исследовании физического развития учащихся оборонно-спортивных классов было установлено, что в течение эксперимента произошли существенные изменения соматометри-ческих и физиометрических показателей. Темпы прироста показателей окружность грудной клетки в экспериментальной группе составили 5,91 %, в контрольной - 2,99 %. Прирост в показателях жизненной ёмкости лёгких в экспериментальной группе составил 14,02 %, в контрольной группе -3,85 %. Значительно улучшился в течение эксперимента показатель экскурсии грудной клетки у юношей экспериментальной группы. Темпы прироста экскурсии грудной клетки в экспериментальной группе (32,13 %) более чем в 3,5 раза превзошёл аналогичный показатель контрольной группы (8,93 %).
Применение экспериментальной программы оказало положительное влияние на показатели функциональной подготовленности организма старшеклассников. Юноши экспериментальной группы в конце эксперимента достоверно (р < 0,05 - 0,01) превзошли своих сверстников из контрольной группы в показателях пробы Ген-ча и пробы Штанге.
Для оценки адаптационного состояния организма исследуемых нами был применён метод анализа вариабельности сердечного ритма. Комплексная оценка вариабельности сердечного ритма производилась по показателю активности регуляторных систем (ПАРС). Динамика изменений ПАРС в течение педагогического эксперимента указывает на положительное воздействие предложенной экспериментальной программы на приспособительные реакции организма старшеклассников. Значения ПАРС в течение исследуемого периода в экспериментальной группе снизились на 1,80 усл. ед. с 4,75 ± 0,35 до 2,95 ± 0,37 усл. ед. (46,75 %), в контрольной группе на 0,45 усл. ед. с 4,80 ± 0,39 до 4,35 ± 0,36 усл. ед. (9,84 %) (р < 0,05).
Результаты педагогического тестирования позволяют заключить, что предложенная программа способствовала повышению уровня общей и прикладной физической подготовленности юношей экспериментальной группы. Значительно повысился уровень плавательной подготовленности юношей экспериментальной группы, что обусловлено особым вниманием, уделяе-
мым этому компоненту подготовки в разработанной программе. За период обучения в 11-м классе результат в тесте «Плавание 100 м вольным стилем» в экспериментальной группе в среднем улучшился на 22,46 с со 136,05 ± 3,63 с до 113,59 ± 2,77 с (темп прироста 17,99 %), в контрольной группе на 6,50 с со 144,76 ± 3,90 с до 138,26±3,33 (темп прироста 4,59 %). Статистически значимые межгрупповые различия в пользу экспериментальной группы также были выявлены в следующих контрольных упражнениях: в беге на 3000 м (р < 0,01), в подтягивании (р < 0,01), в прыжке в длину с места (р < 0,05), метании гранаты (р < 0,05), в преодолении общевойсковой полосы препятствий (р < 0,001), в стрельбе из малокалиберной винтовки (р < 0,001).
Выводы
Анализ и обобщение литературных источников по проблеме совершенствования системы среднего (полного) общего образования в области физической культуры на профильном уровне показали, что целесообразным и перспективным является профессионально ориентированное направление в организации учебновоспитательного процесса по физической культуре в 10-11-х классах оборонно-спортивного профиля, основанное на применении средств военного пятиборья.
Разработанная экспериментальная программа профессионально ориентированного физического воспитания на основе военного пятиборья для учащихся 10-11-х оборонно-спортивных классов нацеливает образовательный процесс по физической культуре на более полную и качественную подготовку старшеклассников к поступлению в военные учебные заведения, профессиональные образовательные учреждения систем МВД и МЧС. За счёт включения упражнений военно-прикладной направленности (во-
енного пятиборья) разработанная программа предусматривает реализацию принципа при-кладности процесса по физическому воспитанию, находящего своё отражение в более полном учёте индивидуальных интересов и потребностей учащихся классов оборонно-спортивного профиля в сфере физической культуры.
Экспериментальная программа профессионально ориентированного физического воспитания на основе военного пятиборья оказывает благоприятное воздействие на организм учащихся 10-11-х оборонно-спортивных классов, что способствует положительному изменению (р < 0,05-0,001) изучаемых показателей за время педагогического эксперимента:
а) достоверно улучшились такие показатели физического развития юношей экспериментальной группы, как окружность грудной клетки - в среднем на 5,91 %, жизненная ёмкость лёгких -
14,02 % (р < 0,05);
б) значительно улучшились показатели функциональной подготовленности и адаптационные возможности учащихся экспериментальной группы - показатели пробы Штанге возросли на 20,38 % (р < 0,05), показатели пробы Генча - на 39,62 % (р < 0,01), показатель активности регуляторных систем снизился на 46,75 % (р < 0,05);
в) статистически значимые межгрупповые различия в пользу экспериментальной группы были выявлены в большинстве контрольных упражнений: в беге на 3000 м (р < 0,01), в подтягивании на высокой перекладине (р < 0,01), в прыжке в длину с места (р < 0,05), метании гранаты (р < 0,05); в преодолении общевойсковой полосы препятствий (р < 0,001); в стрельбе из малокалиберной винтовки (р < 0,001) и плавании на 100 м вольным стилем (р < 0,001).
Список литературы
1. Арзуманов С. Г. Физическое воспитание в школе учащихся 10-11 классов: учеб.-метод. пособие для учителя. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 413 с.
2. Бедретдинов Ш. Х. Совершенствование физического состояния юношей учащихся 10 и 11 классов общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук. Малаховка, 2006. 171 с.
3. Бликов Е. В. Педагогические условия организации допрофессиональной физической подготовки оборонно-спортивного профиля в общеобразовательной школе: дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2007. 320 с.
4. Волненко Ю. В. Технология физической подготовки курсантов военного вуза, направленная на повышение готовности к профессиональной деятельности: дис. . канд. пед. наук. Хабаровск, 2008. 196 с.
5. Глущенко И. А. Система профильной подготовки старшеклассников к деятельности в области физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2007. 25 с.
6. Жукова Т. А. Довузовская профильная подготовка учащихся спортивнопедагогических классов: дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2005. 167 с.
7. Кисапов Н. Н. Педагогические условия формирования интереса школьников к физической культуре и спорту: дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2007. 132 с.
8. Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года. URL: http://legion.wplus.net/others/doctrina7.shtml (дата обращения: 14.04.2011).
9. Копаев В. П., Брыль Д. А. Профильное обучение в области физической культуры в системе «школа-вуз» // Теория и практика физической культуры. 2010. № 6. С. 24-28.
10. Лаврентьев В. А. Военно-спортивное многоборье как средство повышения физической и спортивной подготовленности обучающихся в суворовских военных училищах: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2005. 19 с.
11. Латыпов И. К. Педагогическая система профильной подготовки школьников в области физической культуры: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2011. 48 с.
12. Лукьяненко В. П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры: монография. М.: Советский спорт, 2005. 256 с.
13. Манюков С. В. Допризывная подготовка в школе - веление времени // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2009. № 6. С. 17-23.
14. Матвеев А. П. Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни: учеб. издание. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 2008. 144 с.
15. Мирошниченко Л. И., Астраханцев Е. А. Инновационная программа физического воспитания школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. № 4. С. 60-61.
16. Осипов В. А. Ориентация учащихся на военные профессии в условиях обучения в кадетских классах: дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2003. 197 с.
17. Основы безопасности жизнедеятельности. Патриотическое воспитание и военнопрофессиональная ориентация учащихся. 10-11 кл.: метод. пособие / А. А. Волокитин [и др.]. 3-е изд., стер. М.: Дрофа, 2009. 254 с.
18. Погудин С. М. Профессиональная ориентация и отбор молодёжи в системе непрерывного военно-физкультурного образования. Чайковский: Изд-во Чайковского гос. ин-та физ. культуры, 2008. 140 с.
19. Погудин С. М. Концепция непрерывного профессионально направленного физкультурного образования учащихся общеобразовательных учебных заведений силового профиля // Учёные записки. 2010. № 11 (69). С. 69-75.
20. Швецов В. Г. Совершенствование процесса физического воспитания старшеклассников сельских школ с использованием средств военно-прикладной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2006. 170 с.
21. Шевцов В. В. Физкультурное образование учащихся кадетских классов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. № 2. С. 55-58.
22. Янсон Ю. А. Физическая культура в школе: научно-педагогический аспект: книга для педагога. Изд. 2-е, доп. и перераб. Ростов н/Д : Феникс, 2009. 635 с.
Spisok literatury
1. Arzumanov S. G. Fizicheskoe vospitanie v shkole uchawihsja 10-11 klas-sov: ucheb.-metod. posobie dlja uchitelja. Rostov n/D: Feniks, 2010. 413 s.
2. Bedretdinov Sh. H. Sovershenstvovanie fizicheskogo sostojanija junoshej uchawihsja 10 i 11 klassov obweobrazovatel’noj shkoly: dis. ... kand. ped. nauk. Malahovka, 2006. 171 s.
3. Blikov E. V. Pedagogicheskie uslovija organizacii doprofessional’noj fizicheskoj podgo-tovki oboronno-sportivnogo profilja v obweobrazovatel’noj shkole: dis. ... kand. ped. nauk. Ul’janovsk, 2007. 320 s.
4. Volnenko Ju. V. Tehnologija fizicheskoj podgotovki kursantov voennogo vuza, naprav-lennaja na povyshenie gotovnosti k professional’noj dejatel’no-sti: dis. ... kand. ped. nauk. Habarovsk, 2008. 196 s.
5. Gluwenko I. A. Sistema profil’noj podgotovki starsheklassnikov k dejatel’nosti v oblasti fizicheskoj kul’tury: avtoref. dis. .kand. ped. nauk. Majkop, 2007. 25 s.
6. Zhukova T. A. Dovuzovskaja profil’naja podgotovka uchawihsja sportivno-pedagog-icheskih klassov: dis. ... kand. ped. nauk. Ulan-Udje, 2005. 167 s.
7. Kisapov N. N. Pedagogicheskie uslovija formirovanija interesa shkol’-nikov k fizicheskoj kul’ture i sportu: dis. ... kand. ped. nauk. Joshkar-Ola, 2007. 132 s.
8. Koncepcija federal’noj sistemy podgotovki grazhdan Rossijskoj Fe-deracii k voennoj sluzhbe na period do 2020 goda. URL: http://legion.wplus.net/others/doctrina7.shtml (data obrashchenija: 14.04.2011).
за
9. Kopaev V. P., Bryl’ D. A. Profil’noe obuchenie v oblasti fizicheskoj kul’tury v sisteme «shkola-vuz» // Teorija i praktika fizicheskoj kul’tury. 2010. № 6. S. 24-28.
10. Lavrent’ev V. A. Voenno-sportivnoe mnogobor’e kak sredstvo povyshe-nija fizicheskoj i sportivnoj podgotovlennosti obuchajuwihsja v suvorovskih voennyh uchiliwah: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2005. 19 s.
11. Latypov I. K. Pedagogicheskaja sistema profil’noj podgotovki shkol’-nikov v oblasti fizicheskoj kul’tury: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2011. 48 s.
12. Luk’janenko V. P. Sovremennoe sostojanie i koncepcija reformirovanija sistemy obwego obrazovanija v oblasti fizicheskoj kul’tury: monografija. M.: Sovetskij sport, 2005. 256 s.
13. Manjukov S. V. Doprizyvnaja podgotovka v shkole - velenie vremeni // OBZh. Osnovy bezopasnosti zhizni. 2009. № 6. S. 17-2З.
14. Matveev A. P. Programmy obweobrazovatel’nyh uchrezhdenij. Fiziche-skaja kul'tura. Osnovnaja shkola. Srednjaja (polnaja) shkola: bazovyj i profil'-nyj urovni: ucheb. izdanie. Izd.
2-e. M.: Prosvewenie, 2008. 144 s.
15. Miroshnichenko L. I., Astrahancev E. A. Innovacionnaja programma fi-zicheskogo vospitanija shkol'nikov // Fizicheskaja kul'tura: vospitanie, obrazo-vanie, trenirovka. 2005.
№ 4. S. 60 - 61.
16. Osipov V. A. Orientacija uchawihsja na voennye professii v uslovijah obuchenija v kadetskih klassah: dis. ... kand. ped. nauk. Tjumen', 200З. 197 c.
17. Osnovy bezopasnosti zhiznedejatel'nosti. Patrioticheskoe vospitanie i voenno-professional'naja orientacija uchawihsja. 10-11 kl.: metod. posobie / A. A. Volokitin [i dr.]. З-e izd., ster. M.: Drofa, 2009. 254 s.
18. Pogudin S. M. Professional'naja orientacija i otbor molodjozhi v sis-teme nepreryvno-go voenno-fizkul'turnogo obrazovanija. Chajkovskij: Izd-vo Chajkovskogo gos. in-ta fiz. kul'tury,
2008. 140 s.
19. Pogudin S. M. Koncepcija nepreryvnogo professional'no napravlen-nogo fizkul'turnogo obrazovanija uchawihsja obweobrazovatel'nyh uchebnyh za-vedenij silovogo profilja // Uch-jonye zapiski. 2010. № 11 (69). S. 69-75.
20. Shvecov V. G. Sovershenstvovanie processa fizicheskogo vospitanija starsheklass-nikov sel'skih shkol s ispol'zovaniem sredstv voenno-prikladnoj podgotovki: dis. ... kand. ped. nauk. Habarovsk, 2006. 170 s.
21. Shevcov V. V. Fizkul'turnoe obrazovanie uchawihsja kadetskih klassov // Fizicheskaja kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2005. № 2. S. 55-58.
22. Janson Ju. A. Fizicheskaja kul'tura v shkole: nauchno-pedagogicheskij as-pekt: kniga dlja pedagoga. Izd. 2-e, dop. i pererab. Rostov n/D : Feniks, 2009. 6З5 s.
Статья поступила в редакцию 25.03.2012 г.
з9