3. Вакулева Н.В., Семенова В.В., Фирсова В.М. Дистанционное обучение в системе MOODLE: возможности и перспективы. Информация и образование: границы коммуникации. Горно-Aлтaйcк: Горно-Aлтaйcкий государственный университет. 2011; № Э (11): 95-98.
4. Поздняков ВА Цифровизация образования: некоторые актуальные вопросы. Педагогика, психология и общество: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Саратов, 2021: 24-28.
5. Розин В.М. Цифровизация в образовании (по следам исследования «Трудности и перспективы цифровой трансформации образования»). Мир психологии. 2021; № 1-2 (105): 104-115.
6. Дубынин ВА Мозг и его потребности: От питания до признания. Москва: Aлпинa нон-фикшн. 2021.
У. Вольхин K.A. Влияние цифровых технологий на содержание инженерной графической подготовки студента строительного вуза. Экономические системы: целевые ориентиры в условиях четвертой промышленной революции: материалы международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2021: 14-19.
8. Тен М.Г., Ермошкин Э.В. Оптимизация графической подготовки студентов строительного вуза в условиях цифровизации образования. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 2 (93): 1Э4-1ЭУ.
9. Тен М.Г Решение актуальных проблем модернизации преподавания графических дисциплин. Актуальные проблемы модернизации высшей школы: модернизация отечественного высшего образования в контексте национальных традиций: материалы международной научно-методической конференции. Новосибирск, 2019: 2У5-2У8.
10. Тен М.Г. Формирование профессиональных компетенций студентов технических специальностей в процессе графической подготовки. Геометрия и графика. 2015; Т. Э, № 1: 59-6Э.
11. Петухова A3. Образовательное пространство кафедры графического цикла в условиях глобальной цифровизации образования. Профессиональное образование в современном мире. 2019; Т. 9, № 2: 2У86-2У94.
12. Болбат О.В., Aндрюшинa Т.В. Опыт организации работы студентов-целевиков заочного отделения по графическим дисциплинам. Актуальные проблемы модернизации высшей школы: резервы отечественной высшей школы в совершенствовании профессиональной подготовки специалистов: материалы XXXI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск: Издательство «СГУПС», 2020: 18-22.
13. Зеленовская Н.В., Филимонов Н.С. Практическая реализация творческой мысли студента в процессе графической подготовки. Инновационные технологии в инженерной графике: проблемы и перспективы: сборник трудов Международной научно-практической конференции. Брест: БрГУ, 2016: 58-61.
References
1. Strategicheskoe napravlenie v oblasti cifrovoj transformadi obrazovaniya, otnosyaschejsya k sfere deyatel'nosti Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii: rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 02 dek. 2021 g. № Э42У-г. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112070025
2. Temerbekova A.A., Kudryavcev N.G. Ispol'zovanie social'nyh setej v kachestve interaktivnogo sredstva obucheniya studentov vuza. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya. 2019; № 1 (46): 246-25У.
3. Vakuleva N.V., Semenova V.V., Firsova V.M. Distancionnoe obuchenie v sisteme MOODLE: vozmozhnosti i perspektivy. Informaciya iobrazovanie: granicy kommunikacii. Gorno-Altajsk: Gorno-Altajskij gosudarstvennyj universitet. 2011; № Э (11): 95-98.
4. Pozdnyakov V.A. Cifrovizaciya obrazovaniya: nekotorye aktual'nye voprosy. Pedagogika, psihologiya i obschestvo: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Saratov, 2021: 24-28.
5. Rozin V.M. Cifrovizaciya v obrazovanii (po sledam issledovaniya «Trudnosti i perspektivy cifrovoj transformacii obrazovaniya»). Mirpsihologii. 2021; № 1-2 (105): 104-115.
6. Dubynin V.A. Mozg i ego potrebnosti: Ot pitaniya do priznaniya. Moskva: Alpina non-fikshn. 2021.
У. Vol'hin K.A. Vliyanie cifrovyh tehnologij na soderzhanie inzhenernoj graficheskoj podgotovki studenta stroitel'nogo vuza. 'Ekonomicheskie sistemy: celevye orientiry v usloviyah chetvertoj promyshlennojrevolyucii: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk, 2021: 14-19.
8. Ten M.G., Ermoshkin 'E.V. Optimizaciya graficheskoj podgotovki studentov stroitel'nogo vuza v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 2 (9Э): 1Э4-1ЭУ.
9. Ten M.G. Reshenie aktual'nyh problem modernizacii prepodavaniya graficheskih disciplin. Aktual'nye problemy modernizacii vysshej shkoly: modernizaciya otechestvennogo vysshego obrazovaniya v kontekste nacional'nyh tradicij: materialy mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Novosibirsk, 2019: 275-278.
10. Ten M.G. Formirovanie professional'nyh kompetencij studentov tehnicheskih special'nostej v processe graficheskoj podgotovki. Geometriya igrafika. 2015; T. Э, № 1: 59-6Э.
11. Petuhova A.V. Obrazovatel'noe prostranstvo kafedry graficheskogo cikla v usloviyah global'noj cifrovizacii obrazovaniya. Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2019; T. 9, № 2: 2786-2794.
12. Bolbat O.V., Andryushina T.V. Opyt organizacii raboty studentov-celevikov zaochnogo otdeleniya po graficheskim disciplinam. Aktual'nye problemy modernizacii vysshej shkoly: rezervy otechestvennoj vysshej shkoly v sovershenstvovanii professional'noj podgotovki specialistov: materialy XXXI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Novosibirsk: Izdatel'stvo «SGUPS», 2020: 18-22.
13. Zelenovskaya N.V., Filimonov N.S. Prakticheskaya realizaciya tvorcheskoj mysli studenta v processe graficheskoj podgotovki. Innovacionnye tehnologii v inzhenernoj grafike: problemy i perspektivy: sbornik trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Brest: BrGU, 2016: 58-61.
Статья поступила в редакцию 27.02.23
УДК 378
Fortova L.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), Cand. of Sciences (Law), Professor, Department of Personality Psychology and Special Pedagogy, Vladimir State University n.a. A.G. and N.G. Stoletovs, Honored Worker of Higher School of the Russian Federation (Vladimir, Russia), E-mail: [email protected] Naumov I.P., postgraduate, Department of Personality Psychology and Special Pedagogy, Vladimir State University n.a. A.G. and N.G. Stoletovs (Vladimir, Russia), E-mail: [email protected]
PROBLEMS OF ENVIRONMENTAL EDUCATION OF TEENAGERS IN A SPORTS CAMP. The article presents an analysis of problems of environmental education of young athletes on the basis of the sports camp and the development of their culture of respect for nature. Among the most important problems there are the following: disinterest of coaches and instructors in the development of environmental culture of their students, the lack of necessary methodological tools, poor infrastructure development, also a special emphasis is placed on the lack of necessary material base for theoretical and practical training. On an example of sports camp in the Vladimir area ways of the decision of the revealed problems which are based on consolidation of efforts of the management of camp, trainers, interested parents, public organizations and scientific communities are designated. As the priority measures are designated: development of the Program of profile change, preparation of animation, relaxing actions; introduction of practice of ecological volunteering.
Key words: environmental education, sports and recreation camp, young athletes, health-saving technologies, interactive pedagogical techniques
Л.К. Фортова, д-р пед. наук, канд. юрид. наук, проф., Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых (ВлГУ), г. Владимир, Е-mail: [email protected]
И.П. Наумов, аспирант, Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых (ВлГУ), г. Владимир, Е-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОГО ЛАГЕРЯ
Статья посвящена анализу проблем экологического воспитания юных спортсменов на базе спортивного лагеря и развитию у них культуры бережного отношения к природе. К числу важнейших проблем отнесены следующие: незаинтересованность тренеров и инструкторов в развитии экологической культуры их воспитанников, отсутствие необходимого методического инструментария, слабое развитие инфраструктуры. Также особый акцент сделан на отсутствии необходимой материальной базы для проведения теоретических и практических занятий. На примере работы спортивного лагеря во Владимирской области обозначены пути решения выявленных проблем, которые основываются на консолидации усилий руководства лагеря, тренеров, заинтересованных родите-
лей, общественных организаций и научных сообществ. В качестве приоритетных мер обозначено следующее: разработка Программы профильной смены, подготовка анимационных, расслабляющих мероприятий; введение практики экологического волонтерства.
Ключевые слова: экологическое воспитание, спортивно-оздоровительный лагерь, юные спортсмены, здоровьесберегающие технологии, интерактивные педагогические методики
Современный человек сталкивается с вызовами, механизмы преодоления которых не выработали предыдущие поколения. Это и системный кризис, охвативший все сферы общества, и колоссальные информационные нагрузки, и постоянные стрессы, обусловленные несоответствием анатомо-физиологи-ческих, эмоциональных и духовных характеристик личности показателям антропогенных экосистем, его окружающих. Все это приводит к нарушениям здоровья, хроническим заболеваниям, препятствующим полноценной реализации личностного потенциала на благо социума. Особенно негативно проживание в экологически агрессивных средах влияет на спортсменов-подростков, поскольку, овладевая спортивным мастерством, они зачастую сталкиваются с чрезмерными для их возраста физическими и психоэмоциональными нагрузками. Ученые, анализирующие вызовы эпохи, отмечают, что для юных спортсменов крайне важно овладение основами экологических знаний [1], навыками восстановления и поддержания здоровья с использованием естественных факторов [2], технологиями гармоничного развития личности в соответствии с природными закономерностями [3]. Необходимость экологического воспитания молодых спортсменов подчеркивалась в Повестке 21 олимпийского движения, принятой на сессии МОК в 1999 г В этом документе также отмечалось, что экология выступает краеугольным камнем современного олимпийского движения наряду со спортом и культурой [4]. Изучая вклад спортивных организаций в формирование массовой экологической культуры, ряд авторов утверждает, что спорт обладает значительным потенциалом воздействия, и «позеленение» сознания спортсменов-чемпионов может привести к значительным сдвигам в менталитете миллионов их поклонников и способствовать решению таким образом многих экологических проблем как на локальном уровне местных сообществ, так и в мире в целом [5].
Цель статьи - провести анализ проблем экологического воспитания юных спортсменов на базе спортивного лагеря. Объект исследования - экологическое воспитание юных спортсменов на базе спортивного лагеря.
Задачи исследования: 1) выявить особенности воспитательной работы со спортсменами в спортивном лагере; 2) обозначить проблемы экологического воспитания юных спортсменов; 3) обосновать пути решения выявленных проблем.
Методы исследования: анализ, синтез, абстракция, систематизация, обобщение.
Анализ литературных источников и собственный опыт показали, что важнейшим инструментом экологического воспитания подростков может выступать спортивно-оздоровительный лагерь при условии, что организаторы спортивных сборов осознают необходимость подобного рода воспитательной работы с юными спортсменами и владеют необходимыми знаниями и методиками [6; 7]. Методисты отмечают, в спортивном лагере складываются благоприятные условия для развития экологического сознания и мировоззрения молодого человека, трансформации его системы ценностей, поскольку он находится вне контактов с привычной средой, на него в значительно меньшей степени влияют устоявшиеся стереотипы потребительского поведения и групповые нормы, благотворное влияние оказывают природные ландшафты и продуманный режим дня [7; 8].
Изучение воспитательной работы со спортсменами в спортивно-оздоровительных лагерях и профильных спортивных сменах, а также литературных источников позволили определить главные проблемы, с которыми сталкиваются организаторы при разработке и реализации программ экологического воспитания юных спортсменов. Основной проблемой является низкая мотивация к данному виду педагогической деятельности у тренеров и инструкторов, а именно их роль является определяющей при выборе видов деятельности их воспитанников в лагере и стимулирующей интерес спортсменов к различным аспектам экологии и валеологии [9]. Вторая проблема связана с отсутствием методических пособий, адаптированных для молодых спортсменов, в которых главное внимание уделялось бы самомониторингу, исследованию факторов, влияющих на здоровье и спортивные результаты, реабилитационно-восстановительным технологиям и методикам повышения качества жизни спортсмена. Для проведения ряда мероприятий, прежде всего эколого-психологических тренингов и экологических практикумов, необходимы квалифицированные специалисты, которые могут быть недоступны в силу различных причин [10]. Отмечается также, что не во всех лагерях есть необходимая материальная база для проведения теоретических и практических занятий [11].
Возможные пути решения данных проблем были рассмотрены на примере профильных спортивных смен для юных волейболистов в детском оздоровительном лагере «Лесной городок». Детский оздоровительный лагерь расположен в Ковровском районе Владимирской области в 14 километрах от города Коврова на правом берегу реки Клязьмы. Корпуса лагеря занимают вторую надпойменную террасу в экосистеме смешанного леса с преобладанием сосен. С высокой террасы открывается вид на живописную обширную пойму - идеальное место для занятий оздоровительными процедурами и проведения медитаций. Инфраструктура лагеря включает, кроме жилых корпусов, рассчитанных на 240 детей, столовую, клуб, открытые спортивные площадки, летний павильон для тихих игр.
Лагерь обладает обширной ухоженной территорией с беседками, качелями, скамейками, оборудованной костровой зоной.
Руководство лагеря считает экологическое воспитание приоритетным направлением воспитательной работы, поэтому все виды деятельности с детьми, предусмотренные в программе работы лагеря, насыщены экологическим содержанием. В течение ряда лет (с 2010 по 2018 год) тренеры вместе со старшими детьми участвовали в эколого-краеведческих экспедициях общественного движения «Школа Природы», во время которых приобрели необходимый опыт и «вкус» к проведению занятий, способствующих не только укреплению здоровья спортсменов, но и получению системных экологических знаний. Участие в семинарах и конференциях, проводимых на базе «Школы Природы», привело к осознанию целей и задач экологического воспитания, прежде всего, к необходимости формирования экологической культуры юных воспитанников, нравственных норм и системы ценностей, определяющих экологическую личность. В экспедициях «Школы Природы» в качестве преподавателей принимали участие ученые-экологи из научно-исследовательских институтов системы РАН и ведущих университетов Москвы и Санкт-Петербурга, а также известные педагоги и психологи. Постоянное взаимодействие тренеров с этими высококвалифицированными профессионалами позволило им разработать практикум по экологии человека, адаптированный к потребностям молодых спортсменов, а также овладеть разнообразными личностно ориентированными здоровьесберегающими интерактивными педагогическими технологиями.
Первым шагом по формированию системы экологического воспитания юных спортсменов на базе спортивного лагеря стала разработка Программы профильной смены, которая включала, кроме собственно физкультурно-спортивной подготовки, виды деятельности, прямо или опосредованно связанные с различными разделами экологии. Образовательный раздел программы базируется на двух составляющих: экологическом практикуме и кратком теоретическом курсе, проводимом в активных формах с использованием технологии педагогических мастерских. В течение смены дети проживали три мастерских ценностно-смысловых ориентаций («Четыре закона из жизни кошки», «Адаптация». «Я, жизнь, которая...») по методике, разработанной Н.И. Беловой [12]. Включение педагогических мастерских в контекст образовательных программ спортивного лагеря позволяет юным спортсменам в короткие сроки (и очень активно) познакомиться с основными принципами и законами, лежащими в основе как аутэкологии, так и глобальной экологии. Но, что более важно, эти мастерские создают условия для вживания их участников в экологическую этику (во многом парадоксальную для детей, выросших в обществе потребления) для познания непреложности экологического императива, осознания своих имеющихся установок, их корректировки или даже отказа от них во имя «примерки» и принятия новых. Неотъемлемой составляющей образовательного раздела является также тренинг по здоровому образу жизни, включающий такие значимые для молодого спортсмена аспекты, как рациональное спортивное питание и планирование режима дня.
В программе предусматривалось значительное количество времени (не менее 1,5 -2 часов в день) для проведения коррекционно-восстановительных мероприятий. Среди разнообразных методик, используемых тренерами в процессе спортивной подготовки юных волейболистов, наиболее важное место занимают цигун и медитации в гармоничных ландшафтах. Для занятий цигун (по системе «Шесть иероглифов») была подготовлена специальная площадка, защищенная от ветра и изолированная от лишних шумов. Занятия проводились рано утром и по желанию детей после окончания вечерней тренировки. Спортсмены после недели регулярных занятий отмечали, что быстрее происходит восстановление после высоких физических нагрузок, повышается жизненный тонус, улучшается настроение. Мотивацией освоения комплекса «Шесть иероглифов» для многих детей явилось осознание, что это действенный метод психической саморегуляции в период высоких физических и эмоциональных нагрузок.
Важнейшим разделом программы любого детского оздоровительного лагеря является анимационный, вызывающий у детей наибольшее количество положительных эмоций и максимально способствующий релаксации и восстановлению организма после напряженной тренировочной деятельности. Для проведения анимационных занятий различной направленности в окрестностях лагеря был проложен маршрут 4-километровой прогулочной экологической тропы. Экологическая тропа рассматривается многими специалистами как мощнейшее средство формирования экологического сознания [6; 13]. Разработанная инструкторами лагеря тропа идет вдоль реки Клязьмы, при этом чередуются живописные ландшафты: многоцветная пойма Клязьмы сменяется сосновым бором, затем идет фрагмент смешанного леса, и маршрут заканчивается в старинном селе Любец. На тропе предусмотрено пять станций-остановок, на которых дети задерживаются на 15-20 минут и в зависимости от погодных условий получают различную стимульную информацию, играют, отдыхают, медитируют, занимаются живописью, фото-, киносъемкой. Во время похода по экологической тропе инструкторы используют методику «погружения в природу», описанную в работах Дж. Корнелла [14].
Овладение основами экологической этики, изменение ценностных установок немыслимо без практической деятельности, поэтому составной частью программы является экологическое волонтерство. Юные спортсмены принимают активное участие в поддержании и развитии инфраструктуры лагеря, поддержании порядка на экологической тропе. Запланирован выезд спортсменов в Национальный парк «Мещера» для оказания посильной помощи этому природоохранному объекту.
При разработке Программы экологического воспитания юных спортсменов в спортивном лагере учитывался ряд моментов. Так, в распорядке каждого дня должны быть предусмотрены разные типы экологических занятий; все мероприятия должны быть согласованы с учебно-тренировочным процессом так, чтобы распорядок дня не был перегружен, и дети имели достаточное количество свободного личного времени для общения, самостоятельных наблюдений, размышлений и самообслуживания; программа должна носить целостный характер и достигать заявленных целей.
Библиографический список
Для осуществления данной программы была создана необходимая инфраструктура: в летнем игровом павильоне разместилась экологическая лаборатория, в оборудовании которой приняли участие руководство Ковровской технологической академии и ученые, входящие в объединение «Школа Природы»; в нижней, тихой части лагеря была размещена площадка для занятий йогой и цигун, разработаны переносные аншлаги для маркировки экологической тропы. Деятельное участие в создании новых объектов инфраструктуры лагеря принимали и сами спортсмены, и их родители.
Проведенные исследования в спортивном лагере «Лесной городок» показали, что проблемы, возникающие при реализации различных программ экологического воспитания спортсменов, можно разрешить путем консолидации усилий руководства лагеря, тренеров, заинтересованных родителей, общественных организаций и научных сообществ.
1. Корнев С.В. Воспитание юных спортсменов. E-Scio. 2021; № 5 (56). Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/vospitanie-yunyh-sportsmenov
2. Лучкин И.О., Чернец Е.Р, Кызласов Е.Г Экология физической культуры и спорта. E-Scio. 2021; № 5 (56). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologiya-fizicheskoy-kultury-i-sporta
3. Малах О.Н., Глинка Д.Д., Дударев А.Н. К вопросу о формировании культуры здорового образа жизни у учащихся-спортсменов. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2020; № 1 (26). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-kultury-zdorovogo-obraza-zhizni-u-uchaschihsya-sportsmenov
4. Захарова Л.И. Охрана окружающей среды и здоровья человека в процессе развития спортивной деятельности. Актуальные проблемы российского права. 2014; Ч. 1, № 8. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ohrana-okruzhayuschey-sredy-i-zdorovya-cheloveka-v-protsesse-razvitiya-sportivnoy-deyatelnosti-ch-1
5. Калинкин Л.А., Малашенко Д.К., Бобков ГА., Морозов В.Н. и др. Экоспорт и экоспортивная наука. Вестник спортивной науки. 2013; № 5. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/ekosport-i-ekosportivnaya-nauka
6. Варнавских Е.А., Ляпин В.А., Козырева Ф.У. Формы летнего отдыха и оздоровления детей и подростков (обзор литературы). ОНВ. 2015; № 1 (138). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/formy-letnego-otdyha-i-ozdorovleniya-detey-i-podrostkov-obzor-literatury
7. Курамагомедов К.Ш. Спортивно-оздоровительный лагерь в структуре дополнительного физкультурного образования. Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2012; № 4 (21). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sportivno-ozdorovitelnyy-lager-v-strukture-dopolnitelnogo-fizkulturnogo-obrazovaniya
8. Кениспаев Ж.К., Тобоев А.И. Педагогические принципы формирования экологического сознания человека. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2015; № 1 (39): 132-137.
9. Корнев С.В. Воспитание юных спортсменов. E-Scio. 2021; № 5 (56). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-yunyh-sportsmenov
10. Камнев А.Н., Манукян Е.Л., Белухина Е.В. Детский лагерь - подбор и подготовка кадров. История и современность. Народное образование. 2019; № 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/detskiy-lager-podbor-i-podgotovka-kadrov-istoriya-i-sovremennost
11. Мареева А.С. Дополнительное образование в детском оздоровительном лагере в контексте неформальности и формальности. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-v-detskom-ozdorovitelnom-lagere-v-kontekste-neformalnosti-i-informalnosti
12. Белова Н.И., Наумова Н.Н. Экология в мастерских. Санкт-Петербург: Паритет, 2004.
13. Чижова В.П., Петрова Е.Г, Рыбаков А.В. Экологическое образование (учебные тропы). Общество и природа. Москва: МГУ 1981: 35-46.
14. Корнелл Дж. Радуясь природе: игры и занятия на природе для всех возрастов. Вестник АсЭкО. 2004; № 2-4.
References
1. Kornev S.V. Vospitanie yunyh sportsmenov. E-Scio. 2021; № 5 (56). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-yunyh-sportsmenov
2. Luchkin I.O., Chernec E.R., Kyzlasov E.G. 'Ekologiya fizicheskoj kul'tury i sporta. E-Scio. 2021; № 5 (56). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologiya-fizicheskoy-kultury-i-sporta
3. Malah O.N., Glinka D.D., Dudarev A.N. K voprosu o formirovanii kul'tury zdorovogo obraza zhizni u uchaschihsya-sportsmenov. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. 2020; № 1 (26). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-kultury-zdorovogo-obraza-zhizni-u-uchaschihsya-sportsmenov
4. Zaharova L.I. Ohrana okruzhayuschej sredy i zdorov'ya cheloveka v processe razvitiya sportivnoj deyatel'nosti. Aktual'nyeproblemyrossijskogoprava. 2014; Ch. 1, № 8. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ohrana-okruzhayuschey-sredy-i-zdorovya-cheloveka-v-protsesse-razvitiya-sportivnoy-deyatelnosti-ch-1
5. Kalinkin L.A., Malashenko D.K., Bobkov G.A., Morozov V.N. i dr. 'Ekosport i 'ekosportivnaya nauka. Vestnik sportivnoj nauki. 2013; № 5. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/ekosport-i-ekosportivnaya-nauka
6. Varnavskih E.A., Lyapin V.A., Kozyreva F.U. Formy letnego otdyha i ozdorovleniya detej i podrostkov (obzor literatury). ONV. 2015; № 1 (138). Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/formy-letnego-otdyha-i-ozdorovleniya-detey-i-podrostkov-obzor-literatury
7. Kuramagomedov K.Sh. Sportivno-ozdorovitel'nyj lager' v strukture dopolnitel'nogo fizkul'turnogo obrazovaniya. Izvestiya DGPU. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2012; № 4 (21). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sportivno-ozdorovitelnyy-lager-v-strukture-dopolnitelnogo-fizkulturnogo-obrazovaniya
8. Kenispaev Zh.K., Toboev A.I. Pedagogicheskie principy formirovaniya 'ekologicheskogo soznaniya cheloveka. Vestnik Altajskoj akademii 'ekonomiki i prava. 2015; № 1 (39): 132-137.
9. Kornev S.V. Vospitanie yunyh sportsmenov. E-Scio. 2021; № 5 (56). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-yunyh-sportsmenov
10. Kamnev A.N., Manukyan E.L., Beluhina E.V. Detskij lager' - podbor i podgotovka kadrov. Istoriya i sovremennost'. Narodnoe obrazovanie. 2019; № 2. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/detskiy-lager-podbor-i-podgotovka-kadrov-istoriya-i-sovremennost
11. Mareeva A.S. Dopolnitel'noe obrazovanie v detskom ozdorovitel'nom lagere v kontekste neformal'nosti i formal'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-v-detskom-ozdorovitelnom-lagere-v-kontekste-neformalnosti-i-informalnosti
12. Belova N.I., Naumova N.N. 'Ekologiya vmasterskih. Sankt-Peterburg: Paritet, 2004.
13. Chizhova V.P., Petrova E.G., Rybakov A.V. 'Ekologicheskoe obrazovanie (uchebnye tropy). Obschestvo ipriroda. Moskva: MGU, 1981: 35-46.
14. Kornell Dzh. Raduyas' prirode: igry i zanyatiya na prirode dlya vseh vozrastov. Vestnik As'EkO. 2004; № 2-4.
Статья поступила в редакцию 03.03.23
УДК 378
Dibirov R.M., postgraduate, Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
TOURIST AND LOCAL HISTORY ACTIVITY OF STUDENTS AS AN EFFECTIVE MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION. The study shows how students majoring in tourist and local history can use their activities as an effective means in their patriotic education. The work reveals the necessity of intensifying the patriotism formation among modern students, including by this kind of activity means. The article studies some trends in the modern society development and, in particular, the education system, contributing to the use of tourism and local history activities in the process of students' patriotic education actualization. Further, its potential as a means of patriotic education is demonstrated. The most significant features of the relevant activities' main types are highlighted. The experience of using tourism and local history activities as a means of students' patriotic education in some Russian Federation regions is studied.
Key words: patriotic education of students, extracurricular activities, tourist and local history activities, teacher, student
Р.М. Дибиров, аспирант, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]