Научная статья на тему 'ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ В КОНТЕКСТЕ НЕФОРМАЛЬНОСТИ И ИНФОРМАЛЬНОСТИ'

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ В КОНТЕКСТЕ НЕФОРМАЛЬНОСТИ И ИНФОРМАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное образование детей / неформальное образование / информальное образование / детский оздоровительный лагерь. / supplementary education / non-formal education / informal education / children’s health camp.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. С. Мареева

В статье раскрываются вариативные возможности пространства детского оздоровительного лагеря (ДОЛ), рассматриваемые в контексте характеристик неформальности и информальности. Наличие данных характеристик пространства ДОЛ позволяют максимально использовать потенциал дополнительного образования в процессе организации досуга и оздоровления детей. В работе проанализированы существующие практики организации дополнительного образования в пространстве детского оздоровительного лагеря в процессе спортивно-оздоровительных, интеллектуальных, технических, творческих и социально-адаптирующих смен, в том числе ориентированных на реализацию вариативных программ информальной направленности. В статье сформулированы особенности детского оздоровительного лагеря в контексте его рассмотрения как пространства неформального и информального образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPLEMENTARY EDUCATION IN CHILDREN’S HEALTH CAMP IN THE CONTEXT OF NON-FORMALITY AND INFORMALITY

In the article variable possibilities of children’s health camp space, being considered in the context of non-formality and informality features, are revealed. The availability of these features of children’s health camp space allowed to maximize the potential of supplementary education in the process of organizing leisure and health improvement activities for children. In the article the author analyzes existing practices of organizing supplementary education in children’s health camp space in the process of sports and recreational, intellectual, technical, creative and socially adapting shifts including those targeted at implementation of variable programmes of informal focus. The peculiarities of children’s health camp in the context of considering it as the space of informal and non-formal education are set out.

Текст научной работы на тему «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ В КОНТЕКСТЕ НЕФОРМАЛЬНОСТИ И ИНФОРМАЛЬНОСТИ»

висимо от их уровня знаний и навыков. Поддержание активности и вовлеченности всех участников на протяжении всего курса само по себе является сложной задачей во время любого курса, но во время языкового курса это становится ещё более трудным делом. Однако трудности и проблемы, связанные с преподавани-

Библиографический список

ем иностранного языка в многоуровневой аудитории, можно преодолеть с помощью пересмотра способов организации процесса обучения, а также реализации оценочных методов для корректировки деятельности как преподавателей, так и администрации неязыковых вузов.

1. Карпова Т.А. Совершенствование методов оценки как один из основных факторов повышения мотивации к обучению иностранного языка в неязыковом вузе. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2017; № 5: 53 - 55.

2. Bell J.S. Teaching multilevel classes in ESL (2nd ed.). Don Mills, Ontario, Canada: Pippin, 2004.

3. Wrigley H.S. & Guth G. J.A. Bringing literacy to life: Issues and options in adult ESL literacy. San Mateo, CA: Aguirre International (ERIC No. ED348896), 1992.

4. Corley M.A. Differentiated instruction: Adjusting to the needs of all learners. Connecting Research and Practice. Focus on Basics. 2005; № 7 (C). Available at: http://www.ncsall. net/index.html@id=736.html

5. Alexander D. The ESL classroom as community: How self-assessment can work. Adventures in Assessment: Learner Centered Approaches to Assessment and Evaluation in Adult Literacy. 1993; № 4, 34 - 37.

6. Renaud S., Tannebaum E. & Standal P. Student-centered teaching in large classes with limited resources. English Teaching Forum. 2001; № 45 (3), 12 - 18.

7. Wrigley H.S. (2006). Learner Assessment in ESL Instruction, 2006.

8. Keefe J.W. Learning style: An overview. NASSP's Student learning styles: Diagnosing and proscribing programs. National Association of Secondary School Principles., 1979: 1 - 17.

9. Stewart K.L., Felicetti L.A. Learning styles of marketing majors. Educational Research Quarterly. 1992; № 15 (2), 15 - 23.

10. Kolb D.A.. Learning styles and disciplinary differences. The Modern American College (pp.). San Francisco, LA: Jossey-Bass, 1981: 232 - 255.

11. McCarthy B. About Teaching: 4MAT® in the Classroom. Wauconda, IL: About Learning, Inc, 2000.

12. Krashen S.D. Second Language Acquisition and Second Language Learning. Prentice-Hall Internationa, 1988.

13. Emmenecker K. Customized ESL program development for correctional education. Journal of Correctional Education. 2003; № 54 (2), 79 - 83.

14. Восковская А.С., Карпова Т.А. Организация самостоятельной работы студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе. Самоуправление. 2019;

Т. 2, № 3 (116): 83 - 86.

15. Willis J., Willis D. DoingTask-BasedTeaching. Oxford: Oxford University Press, 2007.

16. Ellis R. Task-Based Language Teaching and Learning. Oxford: Oxford University Press, 2003.

17. Восковская А.С., Карпова Т.А. Сопоставительный анализ использования TBL (Task-Based Learning) и PPP (Presentation, Practice, Production) подходов к обучению иностранному языку в неязыковом вузе Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Гуманитарные науки. Научно-практический журнал. 2018; № 3: 57 - 59.

References

1. Karpova T.A. Sovershenstvovanie metodov ocenki kak odin iz osnovnyh faktorov povysheniya motivacii k obucheniyu inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii ipraktiki. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2017; № 5: 53 - 55.

2. Bell J.S. Teaching multilevel classes in ESL (2nd ed.). Don Mills, Ontario, Canada: Pippin, 2004.

3. Wrigley H.S. & Guth G. J.A. Bringing literacy to life: Issues and options in adult ESL literacy. San Mateo, CA: Aguirre International (ERIC No. ED348896), 1992.

4. Corley M.A. Differentiated instruction: Adjusting to the needs of all learners. Connecting Research and Practice. Focus on Basics. 2005; № 7 (C). Available at: http://www.ncsall. net/index.html@id=736.html

5. Alexander D. The ESL classroom as community: How self-assessment can work. Adventures in Assessment: Learner Centered Approaches to Assessment and Evaluation in Adult Literacy. 1993; № 4, 34 - 37.

6. Renaud S., Tannebaum E. & Standal P. Student-centered teaching in large classes with limited resources. English Teaching Forum. 2001; № 45 (3), 12 - 18.

7. Wrigley H.S. (2006). Learner Assessment in ESL Instruction, 2006.

8. Keefe J.W. Learning style: An overview. NASSP's Student learning styles: Diagnosing and proscribing programs. National Association of Secondary School Principles., 1979: 1 - 17.

9. Stewart K.L., Felicetti L.A. Learning styles of marketing majors. Educational Research Quarterly. 1992; № 15 (2), 15 - 23.

10. Kolb D.A.. Learning styles and disciplinary differences. The Modern American College (pp.). San Francisco, LA: Jossey-Bass, 1981: 232 - 255.

11. McCarthy B. About Teaching: 4MAT® in the Classroom. Wauconda, IL: About Learning, Inc, 2000.

12. Krashen S.D. Second Language Acquisition and Second Language Learning. Prentice-Hall Internationa, 1988.

13. Emmenecker K. Customized ESL program development for correctional education. Journal of Correctional Education. 2003; № 54 (2), 79 - 83.

14. Voskovskaya A.S., Karpova T.A. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov v processe izucheniya inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze. Samoupravlenie. 2019; T. 2, № 3 (116): 83 - 86.

15. Willis J., Willis D. DoingTask-BasedTeaching. Oxford: Oxford University Press, 2007.

16. Ellis R. Task-Based Language Teaching and Learning. Oxford: Oxford University Press, 2003.

17. Voskovskaya A.S., Karpova T.A. Sopostavitel'nyj analiz ispol'zovaniya TBL (Task-Based Learning) i PPP (Presentation, Practice, Production) podhodov k obucheniyu inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Gumanitarnye nauki. Nauchno-prakticheskij zhurnal. 2018; № 3: 57 - 59.

Статья поступила в редакцию 28.11.19

УДК 379.8 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10120

Mareeva A.S., teacher, Academy of Psychology and Pedagogy of Sothern Federal University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: demina.nastia2008@yandex.ru

SUPPLEMENTARY EDUCATION IN CHILDREN'S HEALTH CAMP IN THE CONTEXT OF NON-FORMALITY AND INFORMALITY. In the article variable possibilities of children's health camp space, being considered in the context of non-formality and informality features, are revealed. The availability of these features of children's health camp space allowed to maximize the potential of supplementary education in the process of organizing leisure and health improvement activities for children. In the article the author analyzes existing practices of organizing supplementary education in children's health camp space in the process of sports and recreational, intellectual, technical, creative and socially adapting shifts including those targeted at implementation of variable programmes of informal focus. The peculiarities of children's health camp in the context of considering it as the space of informal and non-formal education are set out.

Key words: supplementary education, non-formal education, informal education, children's health camp.

А.С. Мареева, преп., Академия психологии и педагогики Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону,

E-mail: demina.nastia2008@yandex.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ В КОНТЕКСТЕ НЕФОРМАЛЬНОСТИ И ИНФОРМАЛЬНОСТИ

В статье раскрываются вариативные возможности пространства детского оздоровительного лагеря (ДОЛ), рассматриваемые в контексте характеристик неформальности и информальности. Наличие данных характеристик пространства ДОЛ позволяют максимально использовать потенциал дополнительного образования в процессе организации досуга и оздоровления детей. В работе проанализированы существующие практики организации дополнительного образования в пространстве детского оздоровительного лагеря в процессе спортивно-оздоровительных, интеллектуальных, технических, творческих и

социально-адаптирующих смен, в том числе ориентированных на реализацию вариативных программ информальной направленности. В статье сформулированы особенности детского оздоровительного лагеря в контексте его рассмотрения как пространства неформального и информального образования детей.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, неформальное образование, информальное образование, детский оздоровительный лагерь.

В современных условиях осмысление возможностей дополнительного образования детей, в том числе в пространстве организаций отдыха и оздоровления, является одной из актуальных проблем педагогической науки и практики. Дополнительное образование, необязательное по своей сути, обладает рядом специфических черт и характеристик и в условиях детского оздоровительного лагеря органично сочетает признаки неформальности и информальности.

Основной целью нашего исследования является рассмотрение вариативных возможностей пространства детского оздоровительного лагеря в процессе организации дополнительного образования детей с учетом характеристик неформальности и информальности.

Согласно официальной терминологии ЮНЕСКО, в Европе дополнительное образование определяется как неформальное, организованное вне привычного официального образовательного пространства школы, не подкрепляемое выдачей официального документа об освоении образовательной программы. В нашей стране различные клубы, секции, кружки, общественные организации и т.п., оказывающие услуги дополнительного образования, действительно, не сопровождают окончание образовательного процесса выдачей соответствующего документа. Добровольность и ориентированность на личные интересы и потребности детей определяют содержание деятельности вышеназванных организаций, позволяя им создавать условиях для реализации индивидуальных траекторий развития. Тем не менее стоит отметить, что в системе дополнительного образования РФ основным звеном являются организации, которые реализуют дополнительные образовательные программы, сопровождая данный процесс по окончании обучения выдачей официальных документов об их освоении. Таким образом, пространство дополнительного (неформального) образования обретает ярко выраженные черты формальности.

В России особенным типом организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, являются детские оздоровительные лагеря, в которых формальный контекст и обязательность нивелируются самими условиями пребывания в уникальном пространстве, ориентированном в первую очередь на организацию отдыха и оздоровления детей с возможной ориентацией на косвенное удовлетворение их образовательных интересов и потребностей. В пространстве детского оздоровительного лагеря дополнительное образование демонстрирует истинные черты неформальности, в то же время сочетая их с ин-формальным контекстом. Как отмечает А.В. Окерешко, информальное образование в понятийном поле имеет достаточно размытые границы, определяемые его спонтанностью, самостоятельностью, неочевидностью и т.п. Единственное, что достоверно можно утверждать в отношении информального образования, - это его «направленность на личностный рост в процессе свободного выбора путей самосовершенствования» [1, с. 81].

Отметим, что в детском оздоровительном лагере образовательная деятельность в большинстве случаев реализуется за счет самостоятельности и активности детей, таким образом, максимально используется самоорганизующий потенциал детского социума. В этом случае мы рассматриваем дополнительное образование, организованное в пространстве детского оздоровительного лагеря, с точки зрения проявления его информальных характеристик. В данном контексте информальное образование может трактоваться как результат повседневной досуговой деятельности детей в пространстве ДОЛ. В то же время ориентированность дополнительных образовательных программ, реализуемых в ДОЛ, на интересы и увлечения детей, стремление «расширить культурный кругозор или приобрести знания и умения, необходимые в быту и сфере личностного общения» [2, с. 45], придают дополнительному образованию в пространстве детского оздоровительного лагеря черты неформальности.

А.В. Окерешко полагает, что «эффективность информального образования определяется степенью создания предпосылок, мотивации к формальному и неформальному образованию» [3, с. 77]. Следовательно, определяя образование информальным, важно осознавать степень его взаимосвязи с другими видами образования. Мнение данного автора во многом отвечает логике наших рассуждений в отношении дополнительного образования, которое, по нашему мнению, в пространстве детского оздоровительного лагеря должно рассматриваться как информальное. Особенно важным мы считаем организовать дополнительное образование таким образом, чтобы пространство детского досуга в условиях ДОЛ было наполнено событиями, отвечающими индивидуальным интересам и потребностям воспитанников, направлено на формирование положительной мотивации к учебной деятельности и развитие творческих способностей каждого ребенка. При этом мотивация к учебной деятельности не является основной целью, она есть косвенный результат специально организованных мероприятий, направленных в первую очередь на организацию полноценного и качественного отдыха ребенка от условий формального образования.

Отметим, что согласно мнению некоторых авторов, неформальное и ин-формальное образование могут быть классифицированы как особые виды обра-

зования непрерывного, выступая его «следствием и одновременно катализатором непрерывного образования» [4, с. 315]. Данное обстоятельство, как считает О.В. Павлова, может быть идентифицировано как один из характерных социокультурных феноменов современности. Т.П. Родькина, отмечая высокую гибкость и мобильность информального и неформального, говорит об их способности «быстро адаптироваться к новым образовательным условиям, складывающимся под влиянием происходящих глобальных изменений в области образования» [5, с. 12]. Потенциал информального образования активно используется и успешно раскрывается при организации профориентационной работы, профессионального самоопределения школьников, в работе с одаренными детьми и детьми, имеющими функциональные нарушения развития [6 - 8].

Мы согласны с мнением А.В. Окерешко относительно ценности и эффективности информального образования только в тандеме с образованием неформальным и формальным. Информальное образование выполняет в жизни человека смыслосозидающую функцию, определяя осознанное стремление каждой личности к реализации принципа «образование в течение всей жизни» и успешности в различных видах деятельности [9, с. 12].

В контексте задач нашего исследования проанализируем существующие практики организации дополнительного образования в пространстве детского оздоровительного лагеря.

Так, В.Н. Белов полагает, что эффективная организация работы детского оздоровительного лагеря возможна в том случае, если все воспитанники вовлечены в продуктивную деятельность, основой которой является индивидуальная активность каждого члена детского коллектива. В процессе совместной деятельности, ориентированной на успех и объединенной общими устремлениями детского коллектива, развиваются качества личности каждого воспитанника. В условиях детского оздоровительного лагеря ребенок осваивает опыт продуктивной совместной деятельности и отношений со сверстниками, получает позитивный социальный опыт, укрепляет здоровье, проявляет самостоятельность и активность. В детском оздоровительном лагере создаются условия для самореализации ребенка посредством «стимулирования самопознания, определения собственной позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях, самоанализа и проектирования собственного поведения в сложных жизненных ситуациях» [10, с. 63]. Основной для продуктивной деятельности и социальной активности является грамотное включение образовательной составляющей в контекст мероприятий детского оздоровительного лагеря, в том числе с использованием различных педагогических технологий.

По мнению С.В. Лобынцевой, «ведущей технологией, позволяющей получить каждому воспитаннику максимально возможный конкретный результат, является проектная деятельность» [11, с. 16 - 18]. В пространстве детского оздоровительного лагеря каждый ребенок является активным субъектом, проявляет инициативу, строит отношения с наставниками и сверстниками на основе стратегии партнерства и самореализуется в разнообразных видах деятельности. Проектный подход, используемый при организации лагерной смены, позволяет сделать ее неповторимой и уникальной. В то же время нельзя не отметить, что проектная деятельность в условиях детского оздоровительного лагеря сопровождается рядом трудностей, к которым можно отнести неумение детей и подростков управлять своим свободным временем, наличие стереотипных установок в отношении организации лагерной жизни, неготовность взрослых занимать по отношению к детям позицию сопровождающего, а не ведущего субъекта образовательных отношений. Нельзя не отметить, что в пространстве детского оздоровительного лагеря использование технологии проектной деятельности может быть сопряжено с рядом трудностей, связанных с необходимостью преодоления различных барьеров как со стороны детей, которые не готовы принять «относительную» свободу действий, так и со стороны вожатых и воспитателей, не в полной мере доверяющих ребенку. Мы полагаем, что именно существование подобных барьеров не дает возможности на сегодняшний день в полной мере реализовать информальный потенциал дополнительного образования в условиях детского оздоровительного лагеря.

В аспекте более привычных характеристик неформальности пространство детского оздоровительного лагеря используется более активно и успешно при реализации общих образовательно-воспитательных программ. Например, успешный опыт работы описывает Л.Б. Доржиева, раскрывая в своем исследовании возможности реализации разнообразных медиапрограмм в пространстве ДОЛ. Воспитанники получили возможность погрузиться в освоение основ журналистики, проявить себя в процессе подготовки минирепортажей, газетных статей и разработке новостных сайтов. На время реализации такой лагерной смены все пространство ДОЛ становится единым детским информационным объединением во главе с пресс-центром лагеря. «Его деятельность определяет процесс социализации личности, реализовывает все общественно важные функции с точки зрения целостности влияния информационного пространства на процесс

формирования личности ребенка» [12, с. 24]. Причастность к проектированию и созданию информационного пространства, пусть даже в таком ограниченном варианте, позволяет ребенку максимально актуализировать свой творческий потенциал и реализовать собственные информационные проекты, раскрывающие внутренний мир личности. Подобная форма организации дополнительного образования детей в детском оздоровительном лагере является успешным примером сочетания образовательной, воспитательной и развивающей составляющих в процессе активного отдыха и оздоровления.

Информальное образование является, по мнению Н.В. Сафина, основой для социализации детей и подростков и формирования их гражданской идентичности в условиях детского оздоровительного лагеря. Оно, по сути, есть познавательная деятельность, которая характеризуется целеустремленностью и личностной активностью ребенка, в процессе которой происходит поиск собственной идентичности и самоопределения [13, с. 51].

В целом в практике работы детских оздоровительных лагерей можно выделить два основных направления: ориентацию на тематические и профильные смены и реализацию вариативных программ информальной направленности. При этом последнее направление ориентировано на максимально возможный охват потребностей и интересов всех категорий воспитанников. Относительно программ первого направления стоит отметить их разнообразие, соотносимое с основными видами деятельности детей в период лагерной смены. В рамках данного направления выделяют спортивно-оздоровительные, интеллектуальные, технические, творческие и социально-адаптирующие смены.

Спортивно-оздоровительные смены организуются в детских оздоровительных лагерях, которые реализуют программы, направленные на удовлетворение интересов воспитанников ДЮСШ и детей, занимающихся спортом на профессиональном уровне. Данные программы направлены на «формирование здорового образа жизни; организацию активного отдыха детей и подростков; продолжение круглогодичного цикла учебно-тренировочного процесса; обогащение жизненного опыта детей; развитие одарённости детей, повышение спортивного мастерства; корректировку методик работы ведущих тренеров и обмене опытом между педагогами» [14 - 15; 16, с. 14].

Реализации программ для одаренных детей является основной целью лагерных смен интеллектуальной направленности. Н.Н. Матросова, Л.И. Неплю-ева, О.П. Панова, Л.П. Фомина и другие исследователи обобщают и раскрывают опыт организации профильных смен интеллектуального направления. Самым известным в России примером организации подобных смен является опыт работы образовательного центра «Сириус», который нельзя в полном смысле назвать детским оздоровительным лагерем. Тем не менее стоит подчеркнуть, что в основе его функционирования лежат принципы работы с кратковременным детским коллективом, что во многом объединяет его с деятельностью детского оздоровительного лагеря [17, с. 31].

Деятельность летних детских лагерей, реализующих смены технической направленности, ориентирована на выполнение профориентационной и здоровьесберегающей функций. По мнению С.К. Никулина и К.В. Хомутовой, в детском лагере технической направленности в процессе подготовки совместных проектов и коллективных дел развивается активность и самостоятельность воспитанников, подростки приобретают навыки самоуправления и получают возможность самореализации [18, с. 235]. Летние детские лагеря технической направленности обладают развитой технологической средой, что дает воспитанникам возможность получать новые знания из разных источников и в удобной форме. Дети знакомятся и осваивают современные технологии, готовят совместные проекты технической и естественнонаучной направленности, что позволяет им применить на практике имеющиеся знания и закрепить новые навыки.

Реализация дополнительных программ творческого направления в пространстве детского оздоровительного лагеря ориентирована преимущественно на художественно-эстетическое развитие воспитанников. Программы данной направленности так же, как и спортивно-оздоровительные, ориентированы на удовлетворение потребностей конкретной категории воспитанников. Отметим, что для данного направления традиционно сильно влияние национально-культурного компонента, что особенно касается регионов Северного Кавказа, юга России, а также субъектов Российской Федерации, где проживают малые этносы. Данный факт обусловлен, на наш взгляд, традиционным интересом представителей научного сообщества многонациональных регионов к этническим и культурным особенностям и традициям как средствам воспитания и развития личностных качеств детей разного возраста (Алиханова Р.А., Арсалиев Ш.М.-Х., Мусханова И.В., Панькин А.Б., Редькина Л.И. и др.). Проблемы развития творческого потенциала подростков в условиях ДОЛ, организации творческих лагерных смен, формирования творческой активности воспитанников раскрывают в своих исследованиях Л.В. Алиева, В.В. Косова, Е.М. Наянзина, Н.А. Нефедова, А.Ю. Титова и другие исследователи.

Особый интерес представляют собой программы социально-адаптирующей направленности, реализуемые в детских оздоровительных лагерях для детей, имеющих особые потребности, в частности с ограниченными возможностями здоровья.

К.А. Новожилова, Н.Ю. Халилова и А.В. Уханова описывают опыт организации творческих загородных лагерных смен для детей с ограниченными возможностями здоровья, их сверстников и родителей. Данные смены направлены на «преодоление «социальной исключенности» и барьеров в общении детей с ОВЗ и здоровых детей, на поддержку общечеловеческих ценностей и формирование у всех детей созидательного отношения к миру» [19, с. 23].

Интересен опыт работ интегрированного лагеря для детей разных нозологических групп. Так, В.Н. Клинков, А.П. Курочкина и Л.С. Шепитько раскрывают опыт работы такого лагеря и проведения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, и детьми с психоречевыми нарушениями. Отметим, что данный опыт, действительно, является позитивным и полезен как для детей с особенностями, так и для их родителей, постоянно погруженных в негативное поле собственных проблем. Смена обстановки и видов деятельности оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние воспитанников и их родителей.

Инклюзивный лагерь, без сомнения, может быть отличным средством со-циально-коррекционной работы и социально-педагогической реабилитации. По мнению М.Э. Ахметовой, такой инклюзивный лагерь является необходимой составляющей непрерывной коррекционно-педагогической работы. Основная цель лагерных смен инклюзивного лагеря состоит в создании «специфической обучающей и воспитывающей среды» [20, с. 17], направленной на реализацию особых образовательных потребностей и раскрытие личностных возможностей каждого особенного ребенка.

0.Я. Бойко в качестве эффективного инструмента социальной реабилитации умственно отсталых школьников рассматривает возможности адаптивных рекреационных программ, опыт успешной реализации которых существует в Свердловской области. В лагерные смены в процессе реализации данных программ включены как воспитанники с ограниченными возможностями здоровья, так и их нормотипичные сверстники. Совместная рекреационная и спортивная деятельность, разнообразные формы деятельного общения создают в пространстве детского оздоровительного лагеря условия для объединения детей различных категорий, возрастов и социальных групп, основанные на дружбе и взаимопомощи. Дети стремятся достичь общих целей, показать наилучшие результаты деятельности, удовлетворить собственные интересы. Для детей с особенностями развития подобные социальные практики позволяют приобрести неоценимый опыт интеграции в социум. «Они приобретают необходимые навыки общения, правильного поведения в различных жизненных ситуациях, здоровые нравственные критерии» [21, с. 35].

Систематизируя вариативные возможности социально-адаптирующего направления, мы с уверенностью можем назвать его инклюзивным, так как основной задачей реализуемых в его рамках программ является удовлетворение средствами дополнительного образования и организованного досуга особых образовательных потребностей детей различных нозологических групп.

Таким образом, на основании вышесказанного мы можем выделить несколько особенностей детского оздоровительного лагеря в контексте его рассмотрения как пространства неформального и информального образования детей.

1. Обеспечение организованного досуга воспитанников является одним из ведущих ориентиров деятельности детского оздоровительного лагеря, в котором различные виды деятельности, не связанные напрямую с обучением, становятся средством формирования умений и навыков, необходимых для жизни. Таким образом, пространство детского оздоровительного лагеря априори является пространством информального образования.

2. Неформальная составляющая является неотъемлемой частью деятельности субъектов детского оздоровительного лагеря. Она органично дополняет содержание основного образования детей, позволяя воспитателям и вожатым работать с ними в зоне ближайшего развития. Каждая лагерная смена имеет заранее запланированную тематическую направленность, решает ряд конкретных образовательно-воспитательных задач и ориентирована на интересы и потребности воспитанников. Организованные виды деятельности, используемые в пространстве ДОЛ, обобщены единой целевой установкой. При этом в деятельности воспитанников доминирует мотивационная составляющая, что является основой результативного формирования дополнительных умений и навыков.

3. Вариативность пространства детского оздоровительного лагеря является следствием органичного и оптимального сочетания информальности и неформальности как его ключевых характеристик. Многообразие форм деятельности отвечает индивидуальным возможностям, личным интересам и особым потребностям воспитанников, которые самостоятельно выбирают те, что больше им подходят.

4. В условиях детского оздоровительного лагеря, сочетающего элементы информального и неформального образования, воспитанники имеют возможность получить опыт непрерывного образования, который еще не осознается ими таковым, но является основой для формирования у детей навыка «извлечения позитивного опыта» в процессе реализации любого вида деятельности. Время развлечений и досуга в пространстве ДОЛ становится, таким образом, составляющей личной образовательной траектории ребенка.

Библиографический список

1. Окерешко А.В. Формальное, неформальное и информальное образование: анализ отечественного и зарубежного опыта. Непрерывное образование. 2017; № 2: 80 - 84.

2. Брусенцова Н.В., Нежельская Е.А. Неформальное и информальное образование. Философия образования, психология и педагогика: теоретические и практические аспекты современных исследований: сборник статей XIX Международной научно-практической конференции аспирантов, .Москва: АПКиППРО, 2016: 39 - 54.

3. Окерешко А.В. Информальное образование: опыт определения понятия. Академия профессионального образования. 2016; № 1(55): 74 - 79.

4. Павлова О.В. Информальное образование как социокультурный феномен современности. Вестник ТОГИРРО. 2013; № 1: 313 - 316.

5. Родькина Т.П. Перспективы развития неформального и информального образования в России. Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2016; № 5: 9 - 15.

6. Бурая Л.В. Профориентация как информальное образование потенциальных абитуриентов. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011; № 19: 160 - 163.

7. Фетисова Т.Ю., Панченко Е.Г, Кузнецова Л.В. От информального образования педагога к информальному образованию школьника. Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015; № 2: 166 - 171.

8. Павлова О.В. Воспитание в системе информального образования в современных условиях. Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2017; № 2: 78 - 82.

9. Окерешко А.В. Акцентуация смыслов информального образования: отечественный опыт Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени: материалы VII международной научно-практической конференции Национальная ассоциация ученых (НАУ). 2015; № 2 (7): 10 - 13.

10. Белов В.Н. Продуктивная деятельность и ее роль в структуре организации полноценного детского летнего отдыха. Проблемы современной науки. 2013; № 9: 57 - 63.

11. Лобынцева С.В. Проектная деятельность в работе со старшими подростками в детском лагере. Образование в современной школе. 2012; № 9: 16 - 18.

12. Доржиева Л.Б. Развитие информационной активности детей в условиях летнего оздоровительного лагеря. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 4: 24.

13. Сафин Н.В. Педагогическое ценностно-смысловое взаимодействие в информальном образовании детского оздоровительного лагеря. Педагогическое образование в России. 2017; № 5: 48 - 52.

14. Курамагомедов К.Ш. Спортивно-оздоровительный лагерь в структуре дополнительного физкультурного образования. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2012; № 4 (21): 72 - 76.

15. Агаркова А.В., Гончарук С.В. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми в летнем лагере. Молодежный научный форум: гуманитарные науки. 2016; № 7 (35): 71 - 76.

16. Головкина А.А., Денисова Л.Б. Организация физкультурно-оздоровительной работы с юными спортсменами в летнем оздоровительном лагере. Новая наука: теоретический и практический взгляд. 2015; 3: 14-16.

17. Абакумова И.В., Бакаева И.А Психолого-педагогические основы проектной и исследовательской деятельности школьников (на основе опыта Образовательного центра «Сириус»): методическое пособие. Москва: КРЕДО, 2016.

18. Никулин С.К., Хомутова К.В. Летний детский лагерь технической направленности. Народное образование. 2012; № 3: 234 - 236.

19. Инклюзивное образование: практики дополнительного образования детей: методические рекомендации. Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Ахметова М.Э. Инклюзивный лагерь как средство социально-коррекционной работы с детьми. Образование и детский отдых: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Екатеринбург: Издательский дом Дубровских, 2015: 17 - 19.

21. Бойко О.Я. Адаптивные рекреационные программы как эффективный инструмент социальной реабилитации умственно-отсталых школьников в Свердловской области. Образование и детский отдых: материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Екатеринбург: Издательский дом Дубровских, 2015: 32 - 36.

References

1. Okereshko A.V. Formal'noe, neformal'noe i informal'noe obrazovanie: analiz otechestvennogo i zarubezhnogo opyta. Nepreryvnoe obrazovanie. 2017; № 2: 80 - 84.

2. Brusencova N.V., Nezhel'skaya E.A. Neformal'noe i informal'noe obrazovanie. Filosofiya obrazovaniya, psihologiya i pedagogika: teoreticheskie i prakticheskie aspekty sovremennyh issledovanij: sbornik statej XIX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii aspirantov, .Moskva: APKiPPRO, 2016: 39 - 54.

3. Okereshko A.V. Informal'noe obrazovanie: opyt opredeleniya ponyatiya. Akademiya professional'nogoobrazovaniya. 2016; № 1(55): 74 - 79.

4. Pavlova O.V. Informal'noe obrazovanie kak sociokul'turnyj fenomen sovremennosti. Vestnik TOGIRRO. 2013; № 1: 313 - 316.

5. Rod'kina T.P. Perspektivy razvitiya neformal'nogo i informal'nogo obrazovaniya v Rossii. Sovremennoe dopolnitel'noe professional'noe pedagogicheskoe obrazovanie. 2016; № 5: 9 - 15.

6. Buraya L.V. Proforientaciya kak informal'noe obrazovanie potencial'nyh abiturientov. SbornikikonferencijNIC Sociosfera. 2011; № 19: 160 - 163.

7. Fetisova T.Yu., Panchenko E.G., Kuznecova L.V. Ot informal'nogo obrazovaniya pedagoga k informal'nomu obrazovaniyu shkol'nika. Konferencium ASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij. 2015; № 2: 166 - 171.

8. Pavlova O.V. Vospitanie v sisteme informal'nogo obrazovaniya v sovremennyh usloviyah. Obrazovanie: resursyrazvitiya. VestnikLOIRO. 2017; № 2: 78 - 82.

9. Okereshko A.V. Akcentuaciya smyslov informal'nogo obrazovaniya: otechestvennyj opyt. Otechestvennaya nauka v 'epohu izmenenij: postulaty proshlogo i teoriinovogo vremeni: materialy VII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Nacional'naya associaciya uchenyh (NAU). 2015; № 2 (7): 10 - 13.

10. Belov V.N. Produktivnaya deyatel'nost' i ee rol' v strukture organizacii polnocennogo detskogo letnego otdyha. Problemy sovremennoj nauki. 2013; № 9: 57 - 63.

11. Lobynceva S.V. Proektnaya deyatel'nost' v rabote so starshimi podrostkami v detskom lagere. Obrazovanie v sovremennoj shkole. 2012; № 9: 16 - 18.

12. Dorzhieva L.B. Razvitie informacionnoj aktivnosti detej v usloviyah letnego ozdorovitel'nogo lagerya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; № 4: 24.

13. Safin N.V. Pedagogicheskoe cennostno-smyslovoe vzaimodejstvie v informal'nom obrazovanii detskogo ozdorovitel'nogo lagerya. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2017; № 5: 48 - 52.

14. Kuramagomedov K.Sh. Sportivno-ozdorovitel'nyj lager' v strukture dopolnitel'nogo fizkul'turnogo obrazovaniya. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2012; № 4 (21): 72 - 76.

15. Agarkova A.V., Goncharuk S.V. Organizaciya fizkul'turno-ozdorovitel'noj raboty s det'mi v letnem lagere. Molodezhnyj nauchnyj forum: gumanitarnye nauki. 2016; № 7 (35): 71 - 76.

16. Golovkina A.A., Denisova L.B. Organizaciya fizkul'turno-ozdorovitel'noj raboty s yunymi sportsmenami v letnem ozdorovitel'nom lagere. Novaya nauka: teoreticheskijiprakticheskij vzglyad. 2015; 3: 14-16.

17. Abakumova I.V., Bakaeva I.A Psihologo-pedagogicheskie osnovy proektnoj i issledovatel'skoj deyatel'nosti shkol'nikov (na osnove opyta Obrazovatel'nogo centra «Sirius»): metodicheskoe posobie. Moskva: KREDO, 2016.

18. Nikulin S.K., Homutova K.V. Letnij detskij lager' tehnicheskoj napravlennosti. Narodnoe obrazovanie. 2012; № 3: 234 - 236.

19. Inklyuzivnoe obrazovanie: praktiki dopolnitel'nogo obrazovaniya detej: metodicheskie rekomendacii. Yaroslavl': GAU DPO YaO IRO, 2016.

20. Ahmetova M.'E. Inklyuzivnyj lager' kak sredstvo social'no-korrekcionnoj raboty s det'mi. Obrazovanie i detskij otdyh: materialy mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg: Izdatel'skij dom Dubrovskih, 2015: 17 - 19.

21. Bojko O.Ya. Adaptivnye rekreacionnye programmy kak 'effektivnyj instrument social'noj reabilitacii umstvenno-otstalyh shkol'nikov v Sverdlovskoj oblasti. Obrazovanie i detskij otdyh: materialy Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg: Izdatel'skij dom Dubrovskih, 2015: 32 - 36.

Статья поступила в редакцию 28.11.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10121

Bedrin V.S., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation (Volgograd, Russia),

E-mail: bedrinvs@rambler.ru

ORGANIZATION OF AUTONOMOUS WORK OF STUDENTS IN THE PROCESS OF STUDYING THE DISCIPLINE "INFORMATICS AND INFORMATION TECHNOLOGY IN PROFESSIONAL ACTIVITIES". The article discusses the tasks, objectives and forms of independent work of students in the discipline "Informatics and information technologies in professional activity". Recommendations on separate forms of independent work are given. The scientific circle has great opportunities in organizing the independent work of students. Teachers and members of the circle, as well as invited specialists in the field of information technology, speak at the meetings of the circle. At the meetings of the scientific circle, videos and video clips on any planned topic are reviewed and discussed, literature and periodicals are reviewed, reports are made about technical innovations in the field of computer science and information technology in professional activities. In this way, the organization of independent work in the process of research contributes to the formation of the scientific outlook of young people.

Key words: independent work, teacher, student, lecture, practical lesson, automated survey, consultation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.