УДК 796.8 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-11118
СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА КАК ФАКТОР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЮНЫХ ЕДИНОБОРЦЕВ
С.А. Носов, А.И. Ляпин, Ю.В. Горшков, И.А. Фомичев
Выделены основные направления и формы патриотического воспитания молодежи на основе изучения научно-методической литературы и проведенного анкетирования. Предложено внедрение комплексной программы патриотического воспитания юных единоборцев учебно-тренировочных групп в условиях тренировочных занятий, соревнований и свободного времени.
Ключевые слова: спорт, патриотизм, спортивные соревнования, воспитательный процесс, единоборцы, спортсмены.
SPORTS TRAINING AS A FACTOR OF PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNG MARTIAL ARTISTS
Nosov S.A., teacher, postgraduate student, [email protected], Russia, Voronezh, Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia; Orel, Orel State University named after I.S. Turgenev, Lyapin A.I., candidate of pedagogical sciences, head of department, [email protected], Russia, Voronezh, Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Gorshkov Y.V., candidate of pedagogical sciences, deputy head of the department, [email protected], Russia, Voronezh, Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia,
Fomichev I.A., senior teacher, ms.nastasya [email protected], Russia, Voronezh, Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia
The main directions and forms of patriotic education of youth are highlighted on the basis of the study of scientific and methodological literature and the survey. The introduction of a comprehensive program of patriotic education of young combatants of training groups in the conditions of training sessions, competitions and free time is proposed.
Key words: sport, patriotism, sports competitions, educational process, martial artists, athletes.
Носов Станислав Андреевич, преподаватель, аспирант, [email protected], Россия, Воронеж, Воронежский институт МВД России; Орел, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева,
Ляпин Алексей Иванович, канд. пед. наук, начальник кафедры, lyapin78@mail.т, Воронеж, Россия, Воронежский институт МВД России,
Горшков Юрий Владимирович, канд. пед. наук, зам. начальника кафедры, [email protected], Воронеж, Россия, Воронежский институт МВД России,
Фомичев Илья Алексеевич, старший преподаватель, [email protected], Воронеж, Россия, Воронежский институт МВД России
В настоящее время важнейшим направлением воспитания российской молодежи и, в частности, будущих специалистов в той или иной области является патриотическое воспитание. Идея патриотизма как консолидирующего начала российского общества в ХХ и в начале XXI вв. претерпела значительные изменения. Однако и сегодня патриотизм является тем стержнем, без которого немыслимо сохранение и развитие России.
Патриотизм - очень важная часть жизнедеятельности общества. Он формирует духовную основу социума, обусловливает нравственность, сплачивает его
членов и обеспечивает стабильность, особенно в исторические периоды, когда народу предстоят трудные испытания и важные события [1].
На сегодняшний день перед государством стоит ряд серьезных проблем, связанных с нравственным и духовным воспитанием, особенно в сфере физической культуры и спорта. Основной из задач является построение четкой и слаженной системы культурного воспитания молодого поколения, укрепления и поддержания его здоровья и генофонда нации, как основной силы противодействия деструктивным веяниям настоящего [5].
Спортивно-патриотическое воспитание молодежи - важное направление государственной политики. Официальными органами, занимающимися данными вопросами, постепенно разрабатывается концепция многофакторного всестороннего воспитания детей и молодежи, которая позволит выработать эффективные методы развития спортивной и духовной составляющей рассматриваемой возрастной категории граждан [6].
Вместе с тем на современном этапе развития выработалась реальная необходимость в принятии федерального закона, который бы регламенти -ровал основные аспекты воспитательной деятельности, а также вопросы ее стандартизации и лицензирования. Немаловажным спортивно-патриотическое воспитание становится и для государственной образовательной дея -тельности.
Для осуществления этой сложной работы, систематической ее реализации нужно четко представлять как основные ее направления, так и формы и методы патриотического воспитания и воспитания гражданственности, а также цели и задачи долгосрочного развития системы патриотического воспитания юных единоборцев. Все это, на наш взгляд, и составляет стратегию патриотического воспитания как долгосрочной системы, соответствующей современным условиям и опирающейся на современную педагогику, систему морально-психологической подготовки, историческую науку, национальную культуру и традиции народов России.
Выделяются следующие основные направления патриотического воспитания: духовно-нравственное, культурно-историческое, гражданско-правовое, военно-патриотическое.
Проблема использования традиционной культуры в целях патриотического воспитания молодежи сегодня стоит как никогда остро. Отсутствие единого социокультурного кода, базовой нормативно-ценностной системы, межпоколенческой преемственности естественным образом ведет к активизации крайнего индивидуализма в пику общесоциальным интере -сам и ценностям [3].
Ответом на этот вызов должна явиться эффективная политика использования возможностей традиционной культуры как воспитательного ресурса посредством спортивных соревнований. Такая политика может стать важнейшей составляющей любой возможной серьезной и последовательной стратегии патриотического воспитания.
В юных единоборцах участие в подобных мероприятиях воспитывает интернационализм и толерантность. На наш взгляд, именно спортив -ные соревнования являются естественной средой воспитания подлинного патриотизма. Поэтому как прививающие интерес к традиционным культурам нашей страны и воспитывающие патриотизм, представляют собой уникальную возможность для этого, именно здесь стремление спортсменов совпадает с задачами воспитательного процесса, которые перед нами ставит спорт [8].
Патриотическое воспитание невозможно без четкого представления о том, что такое патриотизм, каковы его исторические корни, его роль в подготовке юных спортсменов. Между тем сегодня существуют проблемы, которые могут мешать процессу воспитания: нарушение или отсутствие преемственности в процессе воспитания патриотизма, фальсификация нашей истории в целом либо отдельных ее периодов и исторических событий, размывание основ традиционной культуры. Эти проблемы должны учитываться всеми занимающимися патриотическим воспитанием [4].
Необходимо использовать такие воспитательные ресурсы, как экскурсии по историческим местам в период проведения сборов, привле -чение к проведению занятий и воспитательных мероприятий ветеранов спорта, выступавших за нашу страну, рассказы о великих спортсменах-единоборцах, которые прославляли за рубежом нашу Родину и др.
Стоит также обратить внимание на реальную картину. Так, В.А. Бобровский с соавторами провели исследование среди юных единоборцев в 2018 г. с целью изучения содержательной составляющей патриотического воспитания в тренировочном процессе. Для этого был проведен опрос, по результатам которого был сделан вывод, что воспитательная работа на тренировочных занятиях не отличается разнообразием используемых форм, к тому же отдельные из них (политинформация, беседы о боевых и трудовых традициях, об истории Родины, о выдающихся людях и т. д.) используются в редких случаях [7].
Вместе с тем указанная работа является крайне важной для спор -тивно-патриотического воспитания. Кроме того, имеется реальная необхо -димость в использовании разнообразных форм и методов при формировании подходов к данной деятельности. Патриотическое воспитание - творческий процесс, требующий комплексного подхода, привлечения внимания и его удержания.
Исследование проводилось посредством заполнения специальных анкет, которые были разработаны для получения объективной информации об используемых формах и средствах патриотического воспитания в тре -нировочном процессе.
В исследовании приняли участие 142 чел., имеющих различие в спортивной квалификации и стаже тренировочной и соревновательной деятельности, они являлись представителями разных регионов России.
В начале исследования спортсмены были поделены на две группы с учетом спортивной квалификации: мастера спорта и кандидаты в мастера спорта (88 чел.) и имеющие массовые спортивные разряды (54 чел.).
В процессе анкетирования получены достаточно противоречивые результаты. Например, 68 % респондентов отметили наличие спортивно-патриотической работы со стороны тренерского состава в процессе тренировок, 72 % - поверхностностное и редкое использование данной работы, 64 % - минимальные показатели воспитательной работы в свободное время.
Формы воспитательных мероприятий, используемых на тренировочных занятиях, включают в себя: беседы об истории борьбы, о моральном облике спортсмена, выдающихся людях нашей страны, боевых и трудовых традициях, спортивную и политическую информацию.
Необходимо отметить, что встречи со знаменитыми спортсменами, героями войны и труда, а также ветеранами играют важную роль в системе патриотического воспитания юных спортсменов, но, к сожалению, такие встречи проводятся крайне редко.
Опрос среди юных спортсменов показал, что воспитание патриотизма является одной из основных задач как на тренировках, так и на соревнованиях.
Для этого наиболее активно используются следующие мероприятия: подведение итогов и анализ результатов соревнований, беседы, коллективные посещения театров, кино и т. д.
К формам патриотического воспитания, используемым в свободное от занятий спортом время, относятся: беседы о знаменитых спортсменах России, изучение жизнедеятельности героев-земляков, обсуждение книг на военную тематику, встречи с ветеранами труда и спорта [4].
Изучение результатов опроса юных спортсменов о проведении воспитательных мероприятий во внетренировочной и соревновательной деятельности дает основание полагать о необходимости их проведения с использованием разнообразных форм.
Подобные мероприятия проводятся достаточно часто в форме беседы или показательных выступлений юных спортсменов, так как именно данные формы получили наибольшее распространение.
С юных лет необходимо прививать спортсменам-патриотам такие качества, как активность в общественной жизни, самоотверженность, преданность коллективу и т. п.
Вышеуказанные формы патриотического воспитания юных спортсменов важно применять в работе с молодыми людьми, которые планируют в дальнейшем связать свою жизнь с профессиональной деятельностью в правоохранительных органах.
Таким образом, можно констатировать, что сформировавшееся у спортсменов отношение к спорту и его ценностям требует усиления вни -мания со стороны тренеров к патриотическому воспитанию юных спорт -сменов в связи с особенностями развития спорта в современных условиях. Также необходимо создание комплексной программы патриотического воспитания юных единоборцев, реализуемой в условиях тренировочных занятий, соревнований и в свободное время, способствующей наилучшим образом воспитанию патриотизма у юных единоборцев.
Список литературы
1. Аграфонов М.Ю., Кузнецов А.А., Смирнов А.Е. Стратегии патриотического воспитания в образовательных организациях МВД России: учеб.-метод. пособие. Иркутск: ВСИ МВД, 2017. 48 с.
2. Богатырев С.А., Логинов В.В. Педагогическое содействие в патриотическом воспитании юных спортсменов средствами физкультурной подготовки // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. № 1 (31). Т. 8. С. 162-165.
3. Булучевская О.А. Спортивно-патриотическое воспитание студентов как необходимое условие духовно-нравственного и гражданского воспитания молодежи // Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса: материалы XII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Арзамас: Интерконтакт, 2016. С. 24-26.
4. Лутовинов В.И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи в системе патриотического воспитания: новые вызовы, требова -ния и направления развития // Идея патриотизма в системе воспитания подрастающего поколения: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Пенза: Изд-во ПГУ, 2019. С. 11-21.
5. Мокеева Л.Н. Формирование патриотизма обучающихся с помощью занятий физической культурой и спортом на территории Большой Ялты // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 173-174.
6. Новаковский С.В., Бобровский В.А., Бобровский А.В. Патриоти -ческое воспитание спортсменов: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. 124 с.
7. Основные формы патриотического воспитания молодежи, занимающейся единоборствами и ориентированной на службу в ОВД / В.А Бобровский [и др.] // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 2 (73). С. 80-82.
8. Чавыкина У.Г., Комлева А.А. Проблема гражданского и патриотического воспитания в центрах патриотического воспитания молодежи // Актуальные вопросы социальной педагогики и психологии: теория и практика: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары: Издат. дом «Среда», 2019. С. 210-213.
References
1. Agrafonov M.Yu., Kuznecov A.A., Smirnov A.E. Strategii patrioticheskogo vospitaniya v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii [Strategies of patriotic education in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]: study guide. allowance. Irkutsk: VSI Ministry of Internal Affairs, 2017. 48 p.
2. Bogatyrev S.A., Loginov V.V. Pedagogicheskoe sodejstvie v patrioticheskom vospitanii yunyh sportsmenov sredstvami fizkul'turnoj podgotovki [Pedagogical assistance in the patriotic education of young athletes by means of physical education] // Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspect [Modern higher school: an innovative aspect]. 2016. No. 1 (31). T. 8. P. 162-165.
3. Buluchevskaya O.A. Sportivno-patrioticheskoe vospitanie studentov kak neobhodimoe uslovie duhovno-nravstvennogo i grazhdanskogo vospitaniya molodezhi [Sports and patriotic education of students as a necessary condition for the spiritual, moral and civic education of young people] // Adaptation of students at all levels of education in the modern educational process: materials of the XII All-Russian. scientific-practical conf. with int. participation. Arzamas: Interkontakt, 2016. P. 24-26.
4. Lutovinov V.I. Voenno-patrioticheskoe vospitanie rossijskoj molodezhi v sisteme patrioticheskogo vospitaniya: novye vyzovy, trebovaniya i napravleniya razvitiya [Military-patriotic education of Russian youth in the system of patriotic education: new challenges, requirements and directions of development] // The idea of patriotism in the education system of the younger generation: collection of articles. materials Vseros. scientific-practical conf. Penza: PSU Publishing House, 2019. P. 11-21.
5. Mokeeva L.N. Formirovanie patriotizma obuchayushchihsya s pomoshch'yu zanyatij fizicheskoj kul'turoj i sportom na territorii Bol'shoj Yalty [Formation of patriotism of students through physical education and sports on the territory of Big Yalta] // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education]. 2018. No. 6 (73). P. 173-174.
6. Novakovskij S.V., Bobrovskij V.A., Bobrovskij A.V. Patrioticheskoe vospitanie sportsmenov [Patriotic education of athletes]: textbook. allowance. Yekaterinburg: Ural Publishing House. un-ta, 2019. 124 p.
7. Osnovnye formy patrioticheskogo vospitaniya molodezhi, zanimayushchejsya edinoborstvami i orientirovannoj na sluzhbu v OVD [The main forms of patriotic education of youth engaged in martial arts and focused on serving in the police department] / V.A Bobrovskij [et al.] // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah [Psychopedagogy in law enforcement agencies]. 2018. No. 2 (73). P. 80-82.
8. Chavykina U.G., Komleva A.A. Problema grazhdanskogo i patrioticheskogo vospitaniya v centrah patrioticheskogo vospitaniya molodezhi [The problem of civil and patriotic education in the centers of patriotic education of youth] // Actual problems of social pedagogy and psychology: theory and practice: collection of articles. materials Vseros. scientific-practical conf. Cheboksary: Publishing house "Wednesday", 2019. P. 210-213.