Туристско-краеведческая деятельность
как средство экологического воспитания молодежи
Наумова Наталья Николаевна
кандидат биологических наук, доктор педагогических наук, профессор кафедры коммерции и гостеприимства, Институт туризма и предпринимательства Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. [email protected]
Статья посвящена изучению влияния туристско-краеведческой деятельности на формирование экологической культуры современной молодежи. Участие в эколого-краеведческой экспедиции является мощным средством воздействия на личность подростка, способствует изменению системы ценностей, развитию экологического мировоззрения и экологической этики. Рассмотрен опыт эколого-краеведческой деятельности исследовательских экспедиций, организуемых общественным движением «Школа Природы».
Ключевые слова: туристско-краеведческая деятельность, экологический туризм, экологический лагерь, экологическая экспедиция
Одним из важнейших дидактических принципов образования выступает единство обучения и воспитания, в условиях современного цивилизацион-ного кризиса именно воспитание «граждан биосферы», становится важнейшей стратегической задачей человечества. Если в предыдущие исторические эпохи воспитание рассматривалось как средство передачи веками существующего опыта, традиций, системы ценностей от прошлого к будущему поколению, то сегодня перед воспитателями стоит невероятно сложная задача - формировать в сознании воспитанников новую парадигму взаимоотношений человека и природы, основанную на понимании регуляторной, репарационной, антикризисной функции человека, вырабатывать у миллионов обычных людей нравственные качества, позволяющие преодолеть современный экологический кризис, и создать более счастливое устойчивое общество. Формирование новой парадигмы означает переход от жесткого антропоцентризма к экоцентризму - системе представлений о мире, для которой характерны: ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставления человека и природы; восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию; баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.
Как отмечает большинство ученых, исследующих проблемы экологического образования и воспитания, в рамках традиционной школы возможна закладка лишь знаниевой составляющей экологического сознания. Развитие ценностно-нормативного, деятельностного, чувственно-волевого и морально-нравственного компонентов экологической личности (т.е. собственно процесс экологического воспитания) наиболее оптимально протекает при условии длительного пребывания детей и подростков в природных экосистемах в специально организованной обучающей среде. Такой возможностью изменения, «экологизации» сознания детей и подростков обладает туристско-краеведческая деятельность [4,9,13]
Изучение трудов различных современных специалистов в области дополнительного образования показало, что туристско-краеведческая деятельность как часть системы общего образования обладает следующей спецификой: практико-деятельностной основой образовательного процесса; единством обучения, образования и воспитания при усилении воспитательной функции; упором на формирование
о о и и т
г
т
О т э т й А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
0
сч *
01 г
целостной (холистской) картины мира; гармоническим развитием всех сфер личности участников (эмоционально-перцептивной, когнитивной, дея-тельностно-волевой, ценностно-нормативной, рефлексивной); добровольностью (в отличие от обязательного образования в школе, колледже или вузе, учащийся может участвовать в исследовательской краеведческой деятельности, а может избрать другое направление своей активности - участвовать в хозяйственной, художественной и других видах деятельности во время экспедиций, походов и т.п.); свободным выбором сфер и видов деятельности; ориентацией на личностные интересы, потребности и способности (как педагогов, так и учащихся); свободным самоопределением и самореализацией всех участников педагогического взаимодей-
ствия.[1,2,3,6,10]
Были выявлены эффективные формы воздействия данного вида деятельности на формирующуюся личность - экскурсии, однодневные и многодневные походы, краеведческие исследовательские экспедиции и детско-юношеские полевые экологические лагеря. [9,11,12,13] При этом наши исследования показали, что наиболее значимыми для изменения системы ценностей подростков, формирования норм экологической этики, экологического мировоззрения являются эколого-краеведческие экспедиции, организуемые на территориях с минимальным антропогенным воздействием.
С 2010 года на территории национального парка «Мещера» организуются экспедиции общественного движения «Школа Природы» (г.г. Владимир и Ковров). Национальный парк «Мещера» обладает уникальной по сохранности системой водно-болотных угодий, сохранились традиционные сельские ландшафты, народные промыслы и многие элементы народного быта, что делает данную территорию аттрактивной для проведения детских эколого-краеведческих экспедиций.
Участниками экспедиции являются преподаватели владимирских вузов, ученые из гг. Москва, Санкт-Петербург, Владимир, Ковров, туринструк-торы, сотрудники национального парка «Мещера», студенты и школьники 6-10 классов. Цель экспедиции - развитие экологической культуры участников, проведение эколого-краеведческих исследований, оказание волонтерской помощи национальному парку. [8]
Для проведения экспедиции на берегу реки Бужа в окрестностях старинной деревни Ягодино оборудована рекреационная площадка. На площадке размещены три домика, кухонный блок с печью, беседка-столовая, две веранды для занятий, летний клуб, жилая зона под палатки, костровое место. В шаговой доступности проложена малая учебно-познавательная тропа «Путешествие в мир болот Мещеры». Продолжительность эколого-краеведческой экспедиции составляет 12-14 дней, в ней принимает участие 35-45 детей и около 20 взрослых.
Программа экспедиции включает исследовательскую деятельность по ряду направлений: этнографические исследования, изучение гидрологии,
гидрохимии и гидробиологии рек и озер национального парка; комплексное изучение лесных экосистем парка. Для сбора материала и проведения наблюдений юные исследователи совершают довольно продолжительные (иногда 24-26 км.) походы. Перед началом таких походов они проходят туристскую подготовку под руководством опытных инструкторов.
Программа исследований формируется совместно с сотрудниками национального парка «Мещера» и полученные материалы используются при составлении ежегодных научных отчетов парка и при ведении «Летописи природы парка».
Кроме исследовательской деятельности подростков большое значение отводится спортивно-реабилитационным мероприятиям. Опытные психологи проводят эколого-психологические тренинги, направленные на формирование коммуникативных умений, развитие адаптивных способностей личности (адекватно реагировать на возрастающие опасности усложняющегося мира); освоение технологий выявления и преодоления внутренних пределов развития, ненасильственного разрешения конфликтов. Совместно с подростками разрабатываются программы поддержания здоровья, способствующего творчеству, активному долголетию, нацеленные на саморазвитие и самоактуализацию личности. По мнению И.А. Колесниковой, подобный антропологический элемент содержания образования в Школе Природы является очень важным, поскольку предполагает «формирование интегративного знания о человеке и освоение приемов работы с собой как человеческой сущностью; накопление опыта самопознания, самосовершенствования, самовоспитания».[5]
Форма организации эколого-краеведческой экспедиции «Школы Природы» включают как коллективную деятельность всех участников (туристские походы, анимационные мероприятия, спортивные праздники), так и работу в малых группах (7-9 человек) и деятельность в паре преподаватель-молодой исследователь (студент, школьник).
Организаторы Школы природы стремиться создать все условия для самообразования и самовоспитания личности: ребята учатся проводить самостоятельные наблюдения в природе, формулировать собственные исследовательские цели, разрабатывать алгоритм творческой работы, оформлять и презентировать ее результаты. При этом поддерживаются любые творческие начинания и приветствуются нестандартные решения в любой области. Все участники экспедиции выступают с результатами своих открытий на общей заключительной конференции, и практически каждый переживает успех. По мнению А. Маслоу пережитые людьми «пиковые состояния», когда они в результате творчества поднимаются с уровня буднично-повседневного «Я» на уровень высшего «Я» теряют характеристику временности и могут превращаться в постоянные свойства личности [7]. У школьников и студентов закрепляется переживание творчества, работы в интересном коллективе, ощущение своих собственных возможностей.
Запланированы сезонные выезды (4-5 выездов в год) с одним и тем же составом участников в течение нескольких лет. Регулярно приезжая в Школу природы, и проходя последовательно все этапы обучения, ребенок, подросток получает возможность подниматься со ступени на ступень в своем познании Природы. Программа предусматривает прохождение нескольких этапов - ступеней:
Школа первой ступени (статус неофит) позволяет познакомиться с различными методами изучения природы и сформировать целостное представление об окружающем мире. На этом этапе основной формой обучения выступает участие в коллективных походах и экскурсиях, обучение в семинарах и практикумах под руководством ученых-исследователей и старшеклассников-инструкторов.
Занимаясь в Школе второй ступени (статус адепт) учащийся самостоятельно планирует и осуществляет собственные эколого-краеведческие исследования, разрабатывает различные проекты. Третья ступень (мастер) предполагает участие подростка в работе эколого-туристских экспедициях Школы Природы в качестве инструктора, обучающего новичков тем методикам, которые он освоил в совершенстве.
Одним из факторов успешности экологического воспитания в условиях летних экспедиций, проводимых Школой Природы в национальном парке «Мещера» является то, что дети, подростки достаточно длительное время пребывают вне привычной, антропогенной среды, в изоляции от мощного информационного воздействия современной цивилизации.
В условиях оторванности от привычной городской среды создаются уникальные возможности для ломки поведенческих и оценочных стереотипов. Подросток участвует в непривычной и разнообразной хозяйственной деятельности, обучается навыкам выживания в экстремальных средах, выполняет исследовательскую работу, при этом он примеряет на себя различные социальные роли, учится взаимодействовать с различными людьми, познает самого себя в различных экстремальных для него ситуациях, приобретает витагенный опыт. Каждый день, активно прожитый в природе, приносит подросткам множество новых впечатлений, новых открытий, все это ведет к пересмотру существующей системы ценностей и отношений. В процессе сложной совместной творческой деятельности по-иному начинают восприниматься старшие, их слова и суждения становятся более значимыми. Абстрактные понятия, такие как «любовь к родному краю», «охрана природы», наполняются реальным смыслом, просыпается чувство гордости за свою родину, чувство ответственности за свое будущее и будущее мира. В условиях, меняющейся системы актуальных потребностей, первоочередное значение приобретают акмеологические, вечные ценности - восхождение по нескончаемой лестнице совершенствования тела, души и духа.
Наблюдения за подростками, прошедшими через многолетнюю и многоступенчатую школу экс-
педиций общественного движения «Школа Природы», показывает, что далеко не все из них поступают на биологические и географические факультеты, однако в большинстве своем эти молодые люди принимают экологический императив в качестве руководства к действию, разделяют основные положения экологической этики и считают «полевые» формы обучения важнейшими в становлении экологической личности, необходимой для развития их будущих детей.
Литература
1. Гучетль А.А. Краеведение и туризм-школа воспитания личности // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2017. №4. URL: https://cyberlenmka.m/article/n/kraevedeme-i-turizm-shkola-vospitaniya-lichnosti (дата обращения: 30.04.2019).
2. Иванова Ю.Р., Скок Н.В. Туристско-краеведческая деятельность как средство патриотического воспитания обучающихся // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/turistsko-kraevedcheskaya-deyatelnost-kak-sredstvo-patrioticheskogo-vospitaniya-obuchayuschihsya (дата обращения: 30.04.2019).
3.Ивлева Н. В. Модель формирования нравственной личности школьников средствами ту-ристско-краеведческой деятельности // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/model- formirovaniya-nravstvennoy- lichnosti-shkolnikov- sredstva mi-turistsko-kraevedcheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 30.04.2019)
4. Ковалёва Е. В. Формирование экологической культуры средствами эколого-краеведческой деятельности // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 91-93. — URL https://moluch.ru/archive/149/41627/ (дата обращения: 30.04.2019).
5 Колесникова И.А. К проблеме формирования содержания непрерывного образования //Образование как интегративный фактор цивили-зационного развитии, ч.4-Казань:Издательство «Таглимат» Институт экономики, управления и права,2005-284с.
6. Константинов Ю.С. Организационно-педагогические условия туристско-краеведческой деятельности в образовательных учреждениях.М: логос, 2011. 191 с.
7. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
8. Наумова Н.Н., Белова Н.И., Шварева И.С., Дроздова З.Н., Панина Е.Е., Лавров И.А. «Школа Природы в национальном парке «Мещера»: теория и практика //Особо охраняемые природные территории: Современное состояние и перспективы развития - Владимир: Калейдоскоп, 2018. -С.305-309.
9. Остапец А.А. Педагогика и психология ту-ристско-краеведческой деятельности учащихся.-М.: ЦДЮТК МО РФ, 2001,87 с.
о о и и m 5 m
О m э m й А
X £ m О
х О m
О DI и А ы о и А X X m
10. Остапец-Свешников А. А Наука в развитии туристско-краеведческой деятельности подрастающего поколения (к 80-летию детско-юношеских туристских организаций в России) // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2013. №1. URL: httpsY/cyberleninka.ru/article/n/nauka-v-razvitii-turistsko-kraevedcheskoy-deyatelnosti-podrastayuschego-pokoleniya-k-80-letiyu-detsko-yunosheskih-turistskih (дата обращения: 30.04.2019).
11. Остапец-Свешников А.А. Универсальное средство экологического воспитания. - М.: ИРЛ РАО, 1995.-18 с.
12. Сковородкин В. А. Воспитание экологической культуры личности в устойчивом общественном развитии // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-ekologicheskoy-kultury-lichnosti-v-ustoychivom-obschestvennom-razvitii (дата обращения: 30.04.2019).
13. Фомин В.П. Туристско-краеведческие экспедиции как форма экологического воспитания старшеклассников:
Дис...канд.пед.наук:13.00.06.:Москва, 1997.-178 с.
Tourist and local history activity as a means of ecological education of youth Naumova N.N.
Institute of tourism and entrepreneurship of Vladimir state University. A. G. and N. G. Stoletovs The article is devoted to the study of the influence of tourism and local history on the formation of ecological culture of modern youth. Participation in the ecological and local lore expedition is a powerful means of influencing the personality of a teenager, contributes to changing the system of values, the development of ecological Outlook and environmental ethics. The experience of ecological and local history activity of research expeditions organized by the public movement "School of Nature"is considered.
Key words: tourist and local lore activity, ecological tourism, ecological camp, ecological expedition
References
I. Guchetl A.A. Regional studies and tourism-school education of
personality // Bulletin of the Academy of youth tourism and local history. 2017. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kraevedenie-i-turizm-shkola-vospitaniya-lichnosti (appeal date: 04/30/2019).
2.Ivanova Yu.R., Skok N.V. Tourism and local history activities as a means of patriotic education of students // Bulletin of the Academy of children and youth tourism and local history. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/turistsko-kraevedcheskaya-deyatelnost-kak-sredstvo-patrioticheskogo-vospitaniya-obuchayuschihsya (appeal date: 04/30/2019).
3.Ivleva N.V. Model of the formation of the moral personality of schoolchildren by means of tourist and local history activities // Bulletin of the Academy of youth tourism and local history. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-formirovaniya-nravstvennoy-lichnosti-shkolnikov-sredstvami-turistsko-kraevedcheskoy-deyatelnosti (appeal date: 04/30/2019)
4. Kovaleva Ye. V. Formation of ecological culture by means of ecological and local lore activities // Young Scientist. - 2017. -№15.2. - p. 91-93.
- URL https://moluch.ru/archive/149/41627/ (access date: 04/30/2019).
5 Kolesnikova I.A. To the problem of forming the content of continuing education // Education as an integrative factor of civilizational development, part 4-Kazan: Taglimat Publishing House Institute of Economics, Management and Law, 2005-284p.
6. Konstantinov Yu.S. Organizational and pedagogical conditions of
tourist and local history activities in educational institutions. M: logos, 2011. 191 p.
7. Maslow A. Motivation and personality. SPb .: Eurasia, 1999. 478 p.
8. Naumova N.N., Belova N.I., Shvareva I.S., Drozdova Z.N., Panina E.E., Lavrov I.A. "School of Nature in the National Park" Meschera ": Theory and Practice // Specially Protected Natural Territories: Current State and Development Prospects -Vladimir: Kaleidoscope, 2018. -C.305-309.
9. Ostapets A.A. Pedagogy and psychology of tourist and local history
activities of students. - M .: TsDYUTK MO RF, 2001.87 p.
10. Ostapets-Sveshnikov, A. A. Science in the development of tourist and local history activities of the younger generation (on the 80th anniversary of children's and youth tourism organizations in Russia). Bulletin of the Academy of Children and Youth Tourism and Local History. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauka-v-razvitii-turistsko-kraevedcheskoy-deyatelnosti-podrastayuschego-pokoleniya-k-80-letiyu-detsko-yunosheskih-turistskih (access date: 04/30/2019).
II. Ostapets-Sveshnikov A.A. Universal means of environmental education. - M .: IRL RAO, 1995.-18 p.
12. Skovorodkin V. A. Education of the ecological culture of the individual in sustainable social development // Life-long education: continuous education in the interests of sustainable development. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-ekologicheskoy-kultury-lichnosti-v-ustoychivom-obschestvennom-razvitii (appeal date: 04/30/2019).
13. Fomin V.P. Tourist-expedition expeditions as a form of environmental education of high school students: Dis ... Candidate of Pedagogical Science: 13.00.06.: Moscow, 1997.-178 p.
о
СЧ *
SI
Z