Научная статья на тему 'Научноэкспедиционный туризм как средство развития экологического мировоззрения молодежи'

Научноэкспедиционный туризм как средство развития экологического мировоззрения молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ ТУРИЗМ / ДЕТСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / SCIENTIFIC EXPEDITION TOURISM / CHILDREN'S ECOLOGICAL EXPEDITION / ECOLOGICAL OUTLOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дроздова З. Н., Наумова Н. Н., Шварева И. С.

Статья посвящена исследованию роли научной экспедиции туризма в формировании экологического сознания школьников. Наша страна имеет значительный потенциал для развития этого вида туризма. Мы накопили большой опыт в проведении детских образовательных экспедиций. Следующие факторы способствуют формированию экологического сознания и его высшей формы экологического мировоззрения у участников экспедиции: длительное пребывание в гармоничной природной среде, постоянное общение с учеными на местах, хорошо структурированные образовательные программы, независимые наблюдения и исследования, защита окружающей среды и реставрационные работы.The article is devoted to the problems of developing the ecological outlook of young people by means of scientific expedition tourism. Our country has a significant potential for the development of this type of tourism. We have accumulated a lot of experience in conducting children's educational expeditions. The following factors contribute to the formation of the ecological outlook of the expedition participants: long-term stay in harmonious natural environments, constant communication with field scientists, well-structured educational programs, independent observations and research, environmental protection and restoration activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дроздова З. Н., Наумова Н. Н., Шварева И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научноэкспедиционный туризм как средство развития экологического мировоззрения молодежи»

Научно- экспедиционный туризм как средство развития экологического мировоззрения молодежи

Дроздова Зоя Николаевна,

заместитель директора по научной работе, ФГБУ «Национальный парк» Мещера» E-mail: [email protected]

Наумова Наталья Николаевна,

доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, профессор кафедры коммерции и гостеприимства, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых E-mail: [email protected]

Шварева Ирина Станиславовна,

кандидат химических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, экологии и химии, Ковровская государственная технологическая академия им. В.А. Дегтярева E-mail: [email protected].

Статья посвящена исследованию роли научной экспедиции туризма в формировании экологического сознания школьников. Наша страна имеет значительный потенциал для развития этого вида туризма. Мы накопили большой опыт в проведении детских образовательных экспедиций. Следующие факторы способствуют формированию экологического сознания и его высшей формы экологического мировоззрения у участников экспедиции: длительное пребывание в гармоничной природной среде, постоянное общение с учеными на местах, хорошо структурированные образовательные программы, независимые наблюдения и исследования, защита окружающей среды и реставрационные работы.

Ключевые слова: научно-экспедиционный туризм, детская экологическая экспедиция, экологическое сознание, экологическое мировоззрение.

о с

CJ

В последние годы в нашей стране все большую популярность приобретает научно-экспедиционный туризм. Этот вид деятельности предполагает участие туристов в различного рода экспедициях: археологических, геофизических, ботанических, зоологических, экологических, географических, этнографических, космических (полет американского туриста на борту российского космического корабля) и др.[2,8] Выделяют две формы научного туризма - активный научный туризм, когда в экспедициях на коммерческой основе участвуют профессионалы, и пассивный научный туризм, предполагающий участие в полевых исследованиях всех желающих.[3] В первом случае своеобразными туристами становятся ученые, которые хотят участвовать в исследовательской работе экспедиций в других регионах мира или других научно - исследовательских учреждениях.[7] При этом ученые могут либо продолжать свои исследования, например, зоопланктонолог, специалист по водной фауне Сибири и Дальнего Востока, может пополнить свои зоологические коллекции, изучая зоопланктон Североамериканских озер; либо специализироваться совершенно в иной отрасли, тот же зоопланктонолог может с удовольствием изучать высшую водную растительность болот Бразилии. Самое главное, что этот специалист уже имеет опыт научных исследований и его не нужно обучать азам научно-экспедиционной работы. Иное дело пассивный научный туризм, здесь от участника экспедиции не требуется особых знаний или навыков, в ходе научного путешествия он получает необходимую подготовку и выполняет определенные функции. .[3]

Россия, в частности Центральный и СевероЗападный регионы, обладают большими ресурсами для развития этого вида туризма, об этом свидетельствует наличие уникальных научно-исследовательских заведений (научно-исследовательских институтов системы РАН, университетов, различных отраслевых НИИ), прекрасных ученых-полевиков, множества интересных и недостаточно хорошо изученных природных, природно-культурных и культурных объектов исследования. [5,9]

Социологический опрос, проведенный студентами Владимирского университета в 2017 г среди ученых Зоологического и Ботанического институтов РАН, показал, что 57% опрошенных на возражают, если в их экспедиции примут участие туристы в качестве наблюдателей и обслуживающего персонала, а 36% согласны принять участие в обучающих экспедициях (т.е. в экспедициях, в основном детских, основная задача которых обучение

туристов основам той или иной науки). Наибольшее число желающих 71% был среди кандидатов и докторов наук, возраст которых составил 3040 лет. Но были желающие и из старшей возрастной группы 65-75 лет.

Неоднократно отмечалось, что экспедиционный туризм является мощным средством формирования личности молодых людей в нем участвующих, особенно важен данный вид деятельности для развития экологического сознания школьников и студентов.[1,8] Участие в экспедиции любой тематики формирует систему знаний о природе и месте человека в ней, развивает природофиль-ные ценностные ориентации, однако комплексные естественнонаучные, экологические экспедиции и специализированные эколого-образовательные экспедиции обладают наибольшим потенциалом развития экологического сознания экоцентриче-ского плана. [7]

В нашей стране накоплен значительный опыт организации детских образовательных экспедиций. Одной из первых, снискавших всесоюзную популярность, стала детская экспедиция «Живая вода», организованная в середине 80-х годов ХХ века журналом «Костер». Учащиеся 6-10 классов в течение лета под руководством ученых ленинградских (потом Санкт-Петербургских), московских вузов и НИИ исследовали географию, гидрологию и биологию ряда российских водоемов -Байкала, верховьев Волги, озер Карелии, карстовых озер Вепского леса и т.д. Результаты наблюдений обрабатывались или на месте (в хорошо оснащенном палаточном лагере) или в течение года детьми под руководством ученых и публиковались в специальных сборниках, докладывались на всевозможных конференциях.

В начале 90-х годов ХХ века на Северо-Западе России функционировало около десятка ежегодных детских исследовательских экспедиций, главным образом экологических, археологических и этнографических. Наиболее крупными из них (одновременно принимало участие свыше 100 человек) были экологические экспедиции клуба «Чистые воды Невы» (Шведско-Российский проект), эколого-мониторинговые экспедиции клуба аспирантов, студентов и школьников Балтийско-Ладожского региона, геологические, затем эколого-археологические экспедиции клуба «Непоседа». В этих экспедициях принимают участие крупные ученые Санкт-Петербургских университетов и академических институтов, в экспедиции «Непоседы» - ученые Пулковской обсерватории, Эрмитажа, научно- производственных организаций Санкт-Петербурга. Все они, кроме обширных теоретических знаний, имели большой опыт практической экспедиционной работы по своему научному направлению и желательно опыт игровой деятельности с детьми. Разнообразен не только состав научных работников экспедиций, экспедиции собирали школьников из Санкт-Петербурга, Москвы, из Вологодской, Ленинградской, Псковской областей и др.

Аналогичные экспедиции по различным программам широко осуществлялись в Московской, Ярославской, Вологодской, Нижегородской, Пермской, Свердловской, Челябинской и других областях. Бесспорно, опыт этих экспедиций должен быть проанализирован и обобщен, их исследовательские программы тщательно изучены, их методические наработки тиражированы.

Анализ учебно-экспедиционной работы последних тридцати лет показал, что лучшими местами для проведения детских экспедиций являются национальные парки, поскольку сотрудники этих организаций не только обеспечивают высокий профессиональный уровень любой экспедиции, но и гарантируют ее максимальную безопас-ность.[10] Выявлены факторы, необходимые для разработки и реализации детских научных туров в национальных парках. Во-первых, для организации полноценной увлекательной экспедиции необходимы интересные в научном плане объекты, при этом наиболее аттрактивными являются малоизученные и неизученные природные экосистемы и их отдельные элементы.[4] Вторым условием является наличие определенной материально-технической базы у национального парка, это могут быть обустроенные рекреационные площадки вдоль всего маршрута следования; научный стационар, подготовленный как для комфортного проживания туристов, так и для проведения научных исследований, который можно использовать в качестве системообразующего центра для организации радиальных маршрутов. Хорошо оборудованный туристский лагерь позволяет участвовать в составе экспедиции возрастным ученым, обеспечивающим передачи уникального опыта и традиций русской научной школы молодым исследователям. Третьим фактором, необходимым для осуществления полноценных исследовательских программ во время экспедиции является присутствие высококвалифицированных сотрудников национального парка, способных выполнять функции гидов-натуралистов, проводников, обеспечивать безопасность участников научного путешествия. Важной миссией научного персонала парка является помощь в обработке и публикации данных, полученных в ходе экспедиции.

Национальный парк «Мещера» обладает всеми необходимыми ресурсами для проведения детских экологических экспедиций и в течение последних десяти лет общественное движение «Школа природы» использует этот большой рекреационный потенциал парка для организации летних образовательных путешествий. Главная цель экспедиций - развитее экологической культуры и ее компонентов (экологического сознания, мировоззрения, этики) у всех участников. Экспедиции объединяют ученых из университетов Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Коврова, школьных учителей, студентов и школьников 6-11 классов. Основными объектами для исследований являются водно-болотные экосистемы национального парка: реки Поль и Бужа, Святое озеро, раз-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

личные типы болот. Центральной базой экспедиции на 10-14 дней становится палаточный лагерь, расположенный на специально оборудованной площадке на берегу реки Бужи вблизи деревни Ягодино. Лагерь оснащен гидрохимической и гидробиологической лабораториями, помещениями для проведения занятий, театральной сценой, спортивными площадками, костровой, летней столовой и всем необходимым для достаточно комфортной жизни в полевых условиях. Каждый день ребята со своими старшими наставниками совершают путешествия, в ходе которых проводятся гидрологические, гидрохимические, ботанические и зоологические исследования, собираются гербарии, производится отбор проб для дальнейшего исследования в лабораториях. Ребята сами выбирают направление научной деятельности и под руководством ученых-кураторов определяют темы своих исследовательских работ. При выборе тем большое внимание уделяется работам, связанным с продолжительными наблюдениями за различными элементами биогеоценозов, поскольку подобное взаимодействие развивает чувственную сферу личности ребенка, развивает субъектное отношение к миру природы.[6] Особое внимание уделяется изучению методов исследования экосистем. Дети знакомятся с методиками экологического мониторинга водоемов и водотоков, учатся определению растений и животных, анализу численности популяций.

Одним из важнейших условий, способствующих формированию экологического сознания школьников, является хорошо структурированный лекционный курс, адаптированный к психовозрастным особенностям слушателей. Центральной темой курса является учение об экосистеме, рассматриваются различные типы природных и природно-антропогенных экосистем, изучаются основные законы, обсуждаются механизмы, обеспечивающие устойчивость экосистем во времени и пространстве. Особый интерес у слушателей вызывают вопросы, связанные с обсуждением места и роли человека в эволюции Биосферы, сценариями дальнейшего развития живой оболочки нашей планеты.

Обязательным пунктом программы экспедиций является изучение деятельности национального парка «Мещера» как научного учреждения. Специалисты парка проводят занятия в активных формах, в ходе которых школьники узнают о роли парка в сохранении и восстановлении болотных экосистем различного типа, о методах наблюдения за популяциями растений и животных, об особенностях осуществления рекреационной деятельности в этой особо охраняемой природной территории. Организуются экскурсии по экологическим тропам и музеям парка. 5 Один день в любой экспедиции посвящен во-§ лонтерской деятельности, это может быть работа по благоустройству рекреационной площадки, еЗ ремонт экологических троп, сбор мусора вблизи ав туристских стоянок, очистка леса от валежника,

работы по восстановлению болот и т.п. Осознанная природоохранная деятельность является свидетельством достаточно развитого экологического сознания, поскольку отражает реальную готовность личности к выполнению регуляторных и репарационных функций в социоприродных экосистемах.

Итогом каждой экспедиции становится заключительная конференция, в ходе которой каждый участник представляет результаты своей работы, при этом сообщения подготавливают как маститые ученые, так и юные исследователи. Наиболее увлечённые ребята на основе собранного летом материала и полученных знаний продолжают исследования в период учебного года, участвуют в ученических научно-исследовательских конференциях и конкурсах.

За последние десять лет в национальном парке «Мещера» было организовано более сорока детских экспедиции, в них участвовало около тысячи школьников. Наши наблюдения свидетельствуют, что длительное пребывание в ненарушенных гармоничных экосистемах парка, сотворчество с ведущими учеными, участие в разнообразных образовательных программах экспедиции, исследовательской и волонтерской деятельности способствуют формированию у большинства подростков экологического сознания экоцентрического типа, для которого характерно субъектное отношение к природе, осознание ответственности перед природой и обществом за свои дела и поступки.

Литература

1. Артеменко Б.А., Калашников Н.В. Эколого-краеведческая экспедиция как средство организации работы по формированию культурно-экологической компетенции школьников // Вестник ЮУР ГГПУ.2014. № 5.

2. Зорин А.И. Научно-экспедиционный туризм: цели, аспекты и критерии // Вестник РМАт. 2013 .№ 2 (8)

3. Карчевский М.Ф., Петрова Н.А. Научный туризм // Культура и наука Санкт-Петербурга. и Ленинградской области - важнейшие факторы развития туризма на Северо-Западе России, Региональная научно-практическая конференция. - С-Пб., 2003. - С. 167-178.

4. Колбовский Е.Ю. Экологический туризм и экология туризма: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования/ Е.Ю. Колбовский. - 3-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2011-256 с.

5. Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведе-ние. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент». - М.: РМАТ, 1999. - 135 с.

6. Методы экологических исследований для школьников: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Наумова, И.С. Шварева, Г.Н. Лаврова и др.; под ред. Н.Н. Наумовой, И.С. Шваре-вой - Ковров: Маштекс, 2007. -346 с.

7. Павлов, В.П. Научный туризм: накопленный опыт и перспективы развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // intacadem. ru/statji/nauchnyy-turizm-nakoplennyyopyt-i-perspektivy-razvitiya.html /.

8. Трофимов Е.Н. Научно-экспедиционный туризм современное средство изучения и освоения культурного и природного наследия // Вестник РМАТ. 2015. № 1. URL: https: // cyberleninka. ru/article/n/nauchno-ekspeditsionnyy-turizm-sovremennoe-sredstvo-izucheniya-i-osvoeniya-kulturnogo-i-prirodnogo-naslediya (дата обращения: 19.01.2020).

9. Холодилина Ю.Е. Ресурсный потенциал региона как основа развития научного туризма // Вестник ОГУ. 2012. № 8 (144). URL: https: // cyberleninka.ru/article/n/resursnyy-potentsial-regiona-kak-osnova-razvitiya-nauchnogo-turizma (дата обращения: 22.01.2020).

10. Чижова В.П. Развитие туризма в охраняемых природных территориях / В.П. Чижова // Проблемы региональной экологии. - 2000. № 4. С.28-35.

SCIENTIFIC EXPEDITION TOURISM AS A MEANS OF DEVELOPING THE ECOLOGICAL OUTLOOK OF YOUNG PEOPLE

Drozdova Z.N., Naumova N.N., Shvareva I.S.

National Park "Meshchera", Vladimir state University named after Alexander and Nikolai Stoletovs, Kovrov state technological Academy. V.A. Degtyareva

The article is devoted to the problems of developing the ecological outlook of young people by means of scientific expedition tourism. Our country has a significant potential for the development of this type of tourism. We have accumulated a lot of experience in conducting children's educational expeditions. The following factors contribute to the formation of the ecological outlook of the expedition participants: long-term stay in harmonious natural environments, constant communication with field scientists, well-structured educational programs, independent observations and research, environmental protection and restoration activities.

Keywords: scientific expedition tourism, children's ecological expedition, ecological outlook

References

1. Artemenko B.A., Kalashnikov N.V. Ecological and local history expedition as a means of organizing work on the formation of cultural and environmental competence of schoolchildren // Bulletin of the SOUTH Ural state UNIVERSITY, 2014, no. 5.

2. Zorin A.I. Scientific expedition tourism: goals, aspects and criteria // Vestnik Rmat. 2013. № 2 (8)

3. Karchevsky M.F., Petrova N.A. Scientific tourism // Culture and science of Saint Petersburg. and the Leningrad region - the most important factors in the development of tourism in the North-West of Russia, a Regional scientific and practical conference. - S-Pb., 2003. - P. 167-178.

4. Kolbovsky E. Yu. Ecological tourism and ecology of tourism: textbook for students of higher vocational education institutions/ E.Y. Kolbowski. - 3rd ed., - Moscow: publishing center "Academy", 2011-256 p.

5. Kolotova E.V. Recreational resource studies. Textbook for students studying in the specialty "Management". - Moscow: rmat, 1999. - 135 p.

6. Methods of environmental research for school children: Educational and methodological guide / N.N. Naumova, I.S. Shvareva, G.N. Lavrova et al.; edited by N.N. Naumova, I.S. Shvareva-Kovrov: Mashtex, 2007. -346 p.

7. Pavlov, V.P. Scientific tourism: accumulated experience and development prospects [Electronic resource]. - Mode of access: http: // intacadem.ru/statji/nauchnyy-turizm-nakoplennyyopyt-i-perspektivy-razvitiya.html /.

8. Trofimov E.N. Scientific and expedition tourism modern means of studying and mastering cultural and natural heritage // Bulletin of the rmat. 2015. # 1. URL: https: // cyberleninka.ru/arti-cle/n/nauchno-ekspeditsionnyy-turizm-sovremennoe-sredstvo-izucheniya-i-osvoeniya-kulturnogo-i-prirodnogo-naslediya (accessed: 19.01.2020).

9. Kholodilina Yu.E. Resource potential of the region as the basis for the development of scientific tourism // OSU Bulletin. 2012. # 8 (144). URL: https: // cyberleninka.ru/article/n/resursnyy-potentsial-regiona-kak-osnova-razvitiya-nauchnogo-turizma (accessed: 22.01.2020).

10. Chizhova V.P. Development of tourism in protected natural territories / V.P. Chizhova // Problems of regional ecology, 2000, no. 4, Pp. 28-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.