Разработка содержательного компонента образовательных программ летнего экологического лагеря
Наумова Наталья Николаевна
доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, профессор кафедры коммерции и гостеприимства Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, [email protected]
Статья посвящена вопросам отбора содержания при разработке образовательных программ в летнем экологическом лагере. Признается, что содержание является важнейшим компонентом экологического образования в системе дополнительного образования. Разработка содержательного компонента экологического образования школьников в экологическом лагере «Школа природы», организованном на базе национального парка «Мещера», осуществлялась с целью формирования у подростков экологической культуры, экологического сознания и экологической этики. Ядро содержания экологического образования в лагере определяет авторский курс «Экология для юных исследователей». При разработке курса использовался биосферный подход. Изучение курса предполагает использование активных технологий обучения, таких как метод исследовательских проектов, мастерские построения знания, работа в парах и группах сменного состава. Системообразующим понятием курса является понятие «экосистема». Изучение законов строения и функционирования природных экосистем происходит на основе биогеоценозов, окружающих школьников в экологическом лагере - пойменного луга, озера, верхового болота, смешанного леса.
Ключевые слова: экологический лагерь, экологическое образование, содержание экологического образования, понятие «экосистема».
Экологические лагеря и экологические экспедиции являются важнейшей формой экологического образования и просвещения на базе национальных парков России. С 2011 года в национальном парке «Мещера» работает экологический лагерь «Школа природы». Главная идея лагеря - организация исследовательской деятельности детей в живой заповедной природе в сочетании с оздоровительными, волонтерскими, спортивными и анимационными мероприятиями. По согласованию с Администрацией национального парка определен объект исследований. Поскольку в национальном парке «Мещера» ведутся непрерывные мониторинговые наблюдения за состоянием водно-болотных угодий, логично организовать работу с детьми в рамках этого направления. Мониторинг водно-болотных экосистем требует консолидации усилий ряда специалистов, поэтому в лагерь для работы со школьниками приглашаются ученые гидрологи, гидрохимики, гидробиологи, ботаники, орнитологи, энтомологи из университетов Москвы, Санкт-Петербурга. Владимира, Коврова. Продолжительность летней лагерной смены составляет 1014 дней и за этот короткий срок подросток под руководством ученых - педагогов выбирает объект исследований в рамках единой мониторинговой программы, изучает методики, отбирает пробы (либо производит определенные наблюдения), анализирует собранный материал, подготавливает сообщение и выступает на заключительной конференции с итогами проведенной работы. Исследовательская деятельность по желанию ребенка может продолжаться в учебном году, педагоги и координаторы лагеря дистанционно следят за его развитием и помогают подготовить исследовательский проект для участия в конференциях и конкурсах.
Главная проблема в разработке и сопровождении достаточно сложной программы мониторинговых исследований состоит в том, что современные школьники не знают азов экологии, поскольку данный предмет отсутствует в учебных планах большинства школ. Методисты, столкнувшиеся с данной проблемой, отмечают, что разработка содержательного компонента системы экологического образования учреждений дополнительного образования является наименее проработанным вопросом, поскольку отсутствуют пособия, ориентированные на определенные целевые группы подростков. [4,14]
При создании образовательных программ для участников лагеря «Школа природы» ученых и педагогов волновали три главных вопроса - какие главные темы необходимо выбрать из чрезвычайно широкого круга вопросов, обсуждаемых современной экологией, на чем сфокусировать внимание; какой объем времени в структуре образовательных и развивающих программ лагеря должен занимать теоретический блок; какие организационные формы и педагогические технологии следует использовать, чтобы сделать это теоретическое знание интересным и доступным для школьников разных возрастов. В результате апробации предло-
X X
о го А с.
X
го m
о
м о м о
о см о см
о ш т
X
<
т О X X
женных авторских программ была создан теоретический курс «Экология для юных исследователей», рассчитанный на десять-двеннадцать дней работы лагеря (20-24 часов). Данный курс определяет ядро содержания экологического образования в летнем полевом экологическом лагере и рассчитан на школьников 6-10 классов.
При разработке курса организаторы лагеря «Школа природы» ориентировались на лучшие учебники, разработанные для школьников и студентов [1,3,6,7,9,10,11,12], а также на авторские учебные по-собия.[2,8] В основу курса положен кольцевой прием, предполагающий движение от глобальной экологии к син-, дем- и аутэкологии, с возвращением вновь на биосферно-ноосферный уровень. Таков подход соответствует девизу современного экологического образования «Мыслить глобально, действовать локально». Для старших школьников большой интерес так же представляют отдельные разделы экологии человека и социальной экологии, связанные с экологической нишей, адаптациями и ролью человека в эволюции биосферы. [13]При рассмотрении вопросов, связанных с разработкой природосообразных технологий используются материалы инженерной экологии.[10]
Рассмотрение курса начинается с обсуждения роли экологии в решении глобальных экологических проблем, при этом впервые вводятся два центральных, системообразующих понятия курса «экосистема» и «биосфера», рассматриваемая в данном контексте как самая большая, всеобъемлющая экосистема планеты Земля. В этой же теме дается краткая история развития экологии с упором на вклад отечественных ученых от К.Ф. Рулье до Н.Н. Моисеева. Особое внимание уделяется рассмотрению основных принципов экологии: «все связано со всем», «природа знает лучше», «все должно куда-то деваться» и «за все надо платить». Эти постулаты экологии, в предельно доступной форме донесенные до общественности канадским журналистом Б. Коммонером [5], школьники открывают для себя в ходе проживания педагогической мастерской «Четыре закона для кошки», разработанной Н.И. Беловой. В ходе данного занятия школьники учатся самостоятельно работать с достаточно большим объемом теоретического материала, осваивают техники коммуникации в дискуссионных группах сменного состава, обучаются рефлексивным приемам. Полученные навыки позволяют им в дальнейшем успешно взаимодействовать в ходе выполнения групповых исследовательских проектов.
Следующий раздел курса «Экология для юных исследователей» связан с рассмотрением основных законов синэкологии. При разработке содержания отдельных тем сделан акцент на рассмотрение особенностей экосистем, которые школьники изучают в ходе своих мониторинговых исследований. Так подробно анализируются экосистемы пойменного луга, верхового болота, гуминового (болотного) озера, мезотрофного озера, смешанного леса. Основные законы функционирования, развития и эволюции экосистем рассмотрены на примере именно этих зональных экосистем. При изучении данного раздела особый интерес у старших школьников вызывает тема «Развитие экосистемы», в которой закладываются значимые для мониторинговых исследований понятия «сукцессия», «первичная сукцессия», «вторичная сукцессия», «сукцессионные серии», «климакс». Этот теоретический материал активно
используется при выполнении исследовательских проектов, связанных с изучением различных техник восстановления нарушенных болотных комплексов, а так же проектов, касающихся сукцессии пойменных лугов в условиях снижения антропогенной (хозяйственной) нагрузки.
Часть материала, связанного с изучение структуры экосистемы, изучается в рамках педагогической мастерской «Озеро».[2] При проживании данной мастерской приходит очень важное в этическом плане понимание, что каждая экосистема уникальна, что изменение одного элемента биогеоценоза часто приводит к изменению всей системы в целом. Хорошо структурированные материалы мастерской доступны для школьников 6-7 классов и закладывают основу для рассмотрения более сложных тем, связанных с изучением механизмов поддержания устойчивости различных экосистем во времени и пространстве и определения их экологической емкости.
Понятие устойчивости природных экосистем является значимым для школьников, поскольку многих из них волнует вопрос, насколько глубок современный экологический кризис, существует ли реальная опасность для гармоничного взаимодействия человека, общества и биосферы. Ответы на эти и многие другие вопросы подростки получают как в результате творческого осмысления данного курса, так и в ходе бесед с учеными, работающими с ними в лагере. Главное внимание уделяется изучению связи между разнообразием и устойчивостью природных экосистем. В результате проработки данного материала школьники понимают значимость кропотливой и трудоемкой работы по составлению видовых списков грибов, растений и животных для каждой из экосистем национального парка «Мещера», а также необходимость ведения летописи природы.
Достаточно подробно рассмотрены буферные зоны биосферы, т.е. те ключевые экосистемы или элементы экосистем, в которых интенсивно работают механизмы самоочищения, самовосстановления. К числу таких экосистем относятся болота различных типов. На примере водно-болотных угодий национального парка «Мещера» обсуждается роль болот в поддержании баланса биосферы.
После изучения экосистемного уровня рассматриваются организменный и популяционный уровни регуляции устойчивости природных биогеоценозов. Главными понятиями аутэкологии в рамках курса «Экология для юных исследователей» выступают «экологический фактор», «адаптация» и «среды жизни». Предполагается, что материал данной темы будет изучаться в рамках мастерской «Жить или выживать».[2] В ходе работы в мастерской школьники знакомятся с классификациями факторов среды, узнают об удивительных способах приспособления различных организмов к своим средам жизни, понимают, что адаптация одновременно является и результатом и процессом приспособления к совокупности различных факторов, рассматриваются основные законы факториальной экологии - законы Ю. Либиха (закон минимума) и В. Шел-форда (закон оптимума), обсуждается термин «экологическая ниша». Достаточно подробно изучается адаптивный диапазон человеческого организма, адаптации к различным факторам среды и отдельным (экстремальным) экосистемам, способы увеличения адаптивной энергии.
На примере животных и растений национального парка «Мещера» дети знакомятся со стенобионтными и эврибионтными организмами. Эти сведения необходимы им, чтобы понять принципы биондикации, используемые в мониторинговых исследованиях. Старшие школьники на основе данного материала изучают принципы нормирования качества среды и оценки уровней загрязнения природных сред. Практико-ориентированный принцип изложения материала повышает мотивацию детей к его изучению, школьники понимают, что полученные знания необходимы для объяснения явлений, наблюдаемых ими непосредственно в природных биоценозах.
С позиций анализа механизмов поддержания устойчивости природных экосистем, в курсе «Экология для юных исследователей» рассматриваются вопросы популяционной динамики и популяционных стратегий (жизненных стратегий). При этом основные понятия демэкологии «популяционная динамика», «регуляция численности популяции», «емкость среды», «популя-ционные стратегии» и основные законы рассматриваются на примере модельной популяции Daphnia longispina, крупного планктонного ветвистоусого рачка, обитающего в прибрежье рек и в озерах национального парка «Мещера». Школьники имеют возможность выращивать данный вид в лабораторных условиях и наблюдать за особенностями его размножения и роста. Такой подход объединяет теоретическое знание и наблюдения, поученные в лаборатории, что является источником ценного витагенного опыта для молодого исследователя.
Полученные сведения о типах популяционной динамики разнообразных популяций животных и растений национального парка «Мещера» сравниваются с аналогичными у популяций человека. В центре внимания темы - анализ различных аспектов современной демографической проблемы. Проблема рассматривается системно, в локальном, региональном и глобальном проявлениях. Анализируется значимость демографических процессов для эволюции биосферы. При изучении темы активно используется методика работы в парах и группах сменного состава. Школьники получают карточки с хорошо структурированным текстом, посвященным какому-то аспекту современной демографической ситуации. Проработав материал и ответив на предложенные вопросы, дети делятся полученным знанием с другой парой, затем в ходе групповой дискуссии предлагают наиболее оптимальные с их точки зрения варианты решения проблемы.
Курс завершается темой «Биосфера и ноосфера», в которой рассматриваются традиционные вопросы, связанные со структурой биосферы, механизмами поддержания ее устойчивости, ролью живого вещества в развитии планеты. Чрезвычайно важными для формирования мировоззрения подростков является обсуждение идей В.И. Вернадского, Н.В. Тимофеева-Ресовского, Н.Н. Моисеева. В.А. Красилова о биосферных функциях человека. Согласно представлениям этих мыслителей, человек возник в биосфере не случайно, а для выполнения определенных функций (ре-гуляторной, репарационной, антикризисной), повышающих устойчивость биосферы, препятствующих нарастанию энтропийных процессов. С появлением человеческого разума биосфера превращается в ноосферу, которая в рамках данного пособия рассматривается в духе Н.Н. Моисеева как конечная цель и идеал реали-
зации программы устойчивого развития. Устойчивое развитие природы и общества предполагает не только грамотный экологический менеджмент (внедрение «зеленых» технологий, минимизацию использования ресурсов, охрану ключевых экосистем и т.п.), но и изменение менталитета общества и сознания каждого человека, принятие экологического императива в качестве основного нравственного закона. Изучение последней темы курса позволяет школьникам оценить значимость их небольшой исследовательской работы, осуществляемой в рамках глобального мониторинга природных экосистем нашей планеты.
Содержание каждой темы курса «Экология для юных исследователей» включает описание конкретных экологических методик, посвященных комплексной характеристике экосистем национального парка; изучению отдельных элементов биогеоценозов, оценке их состояния и динамики, анализу адаптаций организмов к факторам среды и т.п. Теоретические знания закрепляются и углубляются в ходе мониторинговых исследований водных и наземных экосистем национального парка «Мещера», осуществляемых школьниками под руководством наставников-ученых в течение лагерной смены.
Овладение данным содержанием предполагает создание условий для формирования и самоформирования у участников экологического лагеря ряда ценностных установок, прежде всего осознания самоценности жизни, уникальности природных экосистем, значимости своей жизни, как для себя, так и для биосферы.
Литература
1. Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СПб.: СМИО Пресс, 1997. - 320 с.
2. Белова Н.И., Наумова Н.Н. Экология в мастерских: Методическое пособие / Н.И. Белова, Н.Н. Наумова. - СПб. : Паритет, 2004 (ГИПК Лениздат). - 221 с.
3. Бродский А.К. Краткий курс общей экологии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992. - 164 с.
4. Валуева Н.Н. Моделирование процесса формирования экологической культуры учащихся в системе дополнительного образования//Сибирский педагогический журнал, 2008, № 6.
5. Коммонер Б.Замыкающийся круг. Л.:Гидрометеоиздат, 1974,- 280 с.
6. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология. Базовый уровень. Учебник. 10 класс. М.:ООО «Русское слово», 2016-. 192 с.
7. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология. 10 -11 классы. Базовый уровень.ООО «Издательский центр Вентана-Граф», 2019.-400с.
8. Наумова Н.Н., Шварева И.С., Лаврова Г.Н. и др. Методы экологических исследований для школьников.-Ковров: Маштекс, 2007. 286 с.
9. Одум Ю. Экология : Пер. с англ. : В 2 т. М.: Мир, 1986. Т.1.- 325 с.; Т.2. - 373 с.
10. Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы: Учеб. пособие для вузов. СПб.: Химия, 1997. - 352 с.
11. Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила и гипотезы). М.: Россия молодая, 1994. - 356 с.
12. Риклефс Р. Основы общей экологии. М.: Мир, 1976. - 419 с.
13. Сатиров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 280 с.
X X
о го А с.
X
го m
о
м о м о
14. Софронов Р.П. Теоретические основы и практика дополнительного экологического образования в школе// Известия ВГПУ, 2019.№ 2 (135). С. 54-61.
15. Сысоева Е.В. Моделирование системы управления при взаимодействии субъектов образовательного процесса // Педагогический журнал. 2017. Т. 7. № 1A. С. 57-68
Development of the content component of educational programs of the summer ecological camp Naumova N.N.
Vladimir state University named after Alexander and Nikolai Stoletovs
The article is devoted to the selection of content in the development of educational programs in the summer environmental camp. It is recognized that content is an essential component of environmental education in the system of additional education. The development of a substantial component of environmental education of schoolchildren in ecological camp "School of nature", organized by the national Park "Meshchera", was aimed at the formation of teenagers ' ecological culture, ecological consciousness and ecological ethics. The core content of environmental education in the camp is determined by the author's course "Ecology for young researchers". The course was developed using a biosphere approach. The study of the course involves the use of active learning technologies, such as the method of research projects, workshops for building knowledge, working in pairs and groups of shifts. The system-forming concept of the course is the concept of "ecosystem". The study of the laws of the structure and functioning of natural ecosystems is based on the biogeocenoses surrounding schoolchildren in the ecological camp - floodplain meadows, rivers, lakes, swamps, mixed forests. Keywords: ecological camp, ecological education, content of ecological education, the concept of "ecosystem".
References
1. Alekseev S.V. Ecology: A manual for students of grade 9 of
educational institutions of various types. SPb .: SMIO Press, 1997 .-- 320 p.
2. Belova NI, Naumova NN Ecology in the workshops: Methodological manual / N.I. Belova, N.N. Naumova. - SPb. : Parity, 2004 (GIPK Lenizdat). - 221 p.
3. Brodsky A.K. Short course in general ecology. St. Petersburg:
Publishing House of St. Petersburg State University, 1992 .-164 p.
4. Valueva N.N. Modeling the process of formation of ecological
culture of students in the system of additional education // Siberian Pedagogical Journal, 2008, No. 6.
5. Commoner B. A closed circle. L.: Gidrometeoizdat, 1974, - 280
p.
6. Mamedov N.M., Suravegin I.T. Ecology. A basic level of. Textbook. Grade 10. M.: LLC "Russian word", 2016-. 192 p.
7. Mirkin B.M., Naumova L.G., Sumatohin S.V. Ecology. 10-11
grades. Basic level. LLC Ventana-Graf Publishing Center, 2019.-400s.
8. Naumova NN, Shvareva IS, Lavrova G.N. and other Methods of
environmental research for schoolchildren. - Carpets: Mashteks, 2007. 286 p.
9. Odum Yu. Ecology: Per. from English : In 2 vols. M .: Mir, 1986.
Vol. 1. - 325 pp .; T.2. - 373 p.
10. Petrov K.M. General ecology: the interaction of society and nature: Textbook. manual for universities. St. Petersburg: Chemistry, 1997 .-- 352 p.
11. Reimers N.F. Ecology (theories, laws, rules and hypotheses). M .: Young Russia, 1994 .-- 356 p.
12. Ricklefs R. Fundamentals of General Ecology. M .: Mir, 1976 .-- 419 p.
13. Satirov V.A., Pustovoitov V.V. Social ecology. - M.: Publishing Center "Academy", 2000. - 280 p.
14. Sofronov R.P. Theoretical foundations and practice of additional environmental education at school // Izvestiya VGPU, 2019.№ 2 (135). S. 54-61.
15. Sysoeva E.V. Modeling the control system in the interaction of the subjects of the educational process // Pedagogical journal. 2017.Vol. 7. No. 1A. S. 57-68
о es о es
О Ш
m
X
<
m О X X