Научная статья на тему 'Использование возможностей особо охраняемых территорий для экологического образования студентов туристского вуза'

Использование возможностей особо охраняемых территорий для экологического образования студентов туристского вуза Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
88
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / SPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES / ECOLOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Наумова Наталья Николаевна, Дроздова Зоя Николаевна

Одним из условий формирования экологического мировоззрения студентов туристского вуза является осуществление разнообразной учебной, исследовательской и волонтерской деятельности в особо охраняемых природных территориях. Для того чтобы выступать в качестве учебной базы для студентов природная территория должна соответствовать определенным критериям, важнейшими являются транспортная доступность; наличие возможностей для приема студенческих групп; высокое биологическое и общее разнообразие экосистем; необходимая инфраструктура. Рассмотрены конкретные особо охраняемые территории Владимирской области, удовлетворяющие данным критериям и виды учебно-исследовательской деятельности студентов, адаптированные к их возможностям.One of the conditions for the formation of the ecological Outlook of students of a tourist University is the implementation of various educational, research and volunteer activities in specially protected natural areas. In order to serve as a training base for students, the natural area must meet certain criteria, the most important are transport accessibility; availability of opportunities for admission of student groups; high biological and General diversity of ecosystems; and the necessary infrastructure. Specific specially protected territories of the Vladimir region that meet these criteria and types of educational and research activities of students adapted to their capabilities are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Наумова Наталья Николаевна, Дроздова Зоя Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование возможностей особо охраняемых территорий для экологического образования студентов туристского вуза»

Использование возможностей особо охраняемых территорий для экологического образования студентов туристского вуза

Наумова Наталья Николаевна,

доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, профессор кафедры коммерции и гостеприимства, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых E-mail: [email protected]

Дроздова Зоя Николаевна,

заместитель директора по научной работе ФГБУ «Национальный парк «Мещера» E-mail: [email protected]

Одним из условий формирования экологического мировоззрения студентов туристского вуза является осуществление разнообразной учебной, исследовательской и волонтерской деятельности в особо охраняемых природных территориях. Для того чтобы выступать в качестве учебной базы для студентов природная территория должна соответствовать определенным критериям, важнейшими являются транспортная доступность; наличие возможностей для приема студенческих групп; высокое биологическое и общее разнообразие экосистем; необходимая инфраструктура. Рассмотрены конкретные особо охраняемые территории Владимирской области, удовлетворяющие данным критериям и виды учебно-исследовательской деятельности студентов, адаптированные к их возможностям.

Ключевые слова: особо охраняемые природные территории, экологическое образование, экологическое мировоззрение.

Для современного образования характерна смена базовых принципов и философских установок, лежащих в его основании. По мнению специалистов [1,3], это обусловлено в первую очередь осознанием системного кризиса, которое переживает современное постиндустриальное общество, и поиском путей его преодоления. Последнее десятилетие в России характеризуется расцветом технологических разработок в образовании, базирующихся на идеях гуманистической педагогики и холизма. Для этих подходов характерно целостное отношение к миру и человеку, живущему в нем и акцентация внимания на нравственно-ценностных аспектах глобальных проблем. В качестве главной цели образования провозглашается целостное развитие человека, воспитание самостоятельной, свободной и ответственной личности, способной к взаимопониманию и сотрудничеству. При этом очень важным аспектом является содействие самоформированию экоцентристского мировоззрения, когда человек воспринимает себя частью природы, руководствующейся в своей деятельности законами и ограничениями целого -Биосферы.

Подобное мировоззрение невозможно «сформировать» информируя студентов об экологических проблемах, открывая им (за них) законы экологии, и рассказывая о биоразнообразии, устойчивом развитии и прочих нужных и важных вещах, которые загружают память, но не затрагивают душу. Почувствовать себя частью природы, по-настоящему принять экологический императив в качестве своего внутреннего закона, по-нашему убеждению, можно лишь в ходе длительного пребывания на природе, например, при прохождении полевых практик, выполнении исследовательских работ, или при условии использования определенных педагогических методик, например технологии «погружения в природу», педагогических мастерских построения знания и т.п. [10].

Одним из лучших мест для проведения практик по различным дисциплинам естественнонаучного цикла, экскурсоведению, рекреационным ресурсам, туроперейтингу, экологическому туризму и ряду других специальных дисциплин являются особо охраняемые природные территории (ООПТ), прежде всего национальные парки, заказники, в ряде случаев, памятники природы. Эти территории обладают наличием больших площадей, относительно мало затронутых хозяйственной деятельностью; высоким общим и биологическим разнообразием; наличием аттрактивных видов растений и животных; высокой ландшафтной привлекательностью и историко-культурной

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ценностью; в некоторых из них хорошо развита научно-туристская инфраструктура.[2,5]

На основе анализа литературы и собственных исследований были разработаны критерии оценки возможностей особо охраняемой природной территории для организации различной деятельности со студенческими группами и отдельными студен-тами.[6,8] ООПТ, которую предполагают регулярно использовать для проведения студенческих практик и исследовательской деятельности студентов должна быть расположена в пределах транспортной доступности, включать уникальные, аттрактивные и типичные экологические системы, иметь достаточно развитую инфраструктуру (по возможности стационар для приема студентов или хорошо оборудованную рекреационную площадку для размещения палаточного лагеря). Важен также опыт регулярной работы администрации особо охраняемой природной территории с учебным заведением, и заинтересованность в подготовке высококвалифицированных специалистов, которым будут предоставлены места для работы и возможности для карьерного роста.

Владимирская область обладает достаточно развитой системой ООПТ, в состав которой входит национальный парк «Мещера», более 30 заказников, один дендропарк, четыре курортных местности, два историко-ландшафтных комплекса и около двух сотен памятников природы. Исследования, проведенные сотрудниками института туризма и предпринимательства Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых показали, что наибольшим потенциалом в качестве учебно-исследовательской базы для студентов института обладают национальный парк «Мещера», заказники «Клязьминско-Лухский» и «Давыдовский» и историко-ландшафтный комплекс «Боголюбовский луг-храм Покрова на Нер-ли».

Национальный парк «Мещера» образован в 1992 году в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области (в полутора часах езды от г. Владимира) и представляет обширную территорию, на которой сохранились в естественном состоянии практически весь спектр природных комплексов полесского типа от возвышенных моренно-ледниковых равнин до низинных и верховых болот. Особенностью парка являются постоянно идущие на протяжении последних двадцати лет мониторинговые наблюдения за состоянием болотных экосистем и планомерные работы по восстановлению осушенных и выработанных торфяников. Парк обладает развитой туристской инфраструктурой, наличием визит центра, хорошо оборудованными стоянками в наиболее аттрактивных местах, музеями «Мир птиц», «Русское подворье», большой экологической тропой, объединяю-5 щей характерные растительные сообщества, бо-§ лотные комплексы, озеро Святое, разнообразные археологические и исторические памятники. Еже° годно национальный парк «Мещера» принимает ав около двадцати тысяч организованных туристов.

В парке работают опытные экскурсоводы, имеется возможность привлекать к проведению студенческих практик и экологических лагерей специалистов (ботаников, зоологов, геологов и т.п.) из различных вузов города Владимира. Администрация парка работает над созданием плотного календаря событийных мероприятий, наибольшее количество туристов собирают ежегодные «Осенины на Русском подворье» и «Широкая Масленица».

Для осуществления учебной работы со студентами в национальном парке «Мещера» был разработан практикум «Эколого-рекреационные исследования особо охраняемых территорий».[9] Этот практикум использовался при изучении курсов «Рекреационные ресурсы», «Экологический туризм» и «Эколого-рекреационное проектирование». После изучения теоретического блока и обзорных экскурсий по территории парка, студенты приступали к практическим работам. В ходе самостоятельных исследований проводилась оценка ресурсного потенциала парка для развития различных видов и форм туризма, определялись целевые группы потребителей экологического туристского продукта, изучались методы регулирования туристских потоков, оценивалась рекреационная нагрузка на различные экосистемы. Поскольку подобного рода исследования занимают достаточно продолжительное время (2-4 дня) студентов в осеннее-зимнее время размещали на стационаре в поселке Уршельский, а в летнее время организовывался палаточный лагерь на специально оборудованной рекреационной площадке на берегу реки Бужи близ деревни Ягодино. По итогам первого полевого исследовательского цикла устраивалась конференция, в ходе которой студенты делились своими наработками и намечались темы дальнейших изысканий. На втором этапе на основе собранных и структурированных материалов в рамках выполнения курсовых и дипломных проектов осуществлялась разработка туристских и экскурсионных программ, маршрутов, сценариев событийных мероприятий, технологий продвижения туристского продукта парка и т.п. Лучшие из этих работ использовались при организации туристской деятельности администрацией национального парка «Мещера». Значимой частью учебно-воспитательной работы со студентами и необходимым условием развития экологической этики является их участие в разнообразной волонтерской деятельности на территории национального парка. Ежегодно проводятся акции по уборке леса и рекреационных площадок, ремонту оборудования экологических троп, студенты института туризма и предпринимательства Владимирского университета активно привлекаются к участию в деятельности детских экологических лагерей и экспедиций, где в качестве волонтеров они выполняют функции аниматоров и вожатых-кураторов. Волонтерство не только способствует развитию экологического сознания студентов туристского вуза, но и формирует профессиональные компетенции в области туроперейтинга, спо-

собствуя получению опыта планирования и реализации волонтерских туров.[7]

Клязьминско-Лухский заказник расположен в Вязниковский районе Владимирской области, также как и национальный парк «Мещера» в двухчасовой зоне доступности. Заказник обладает уникальными ресурсами - карстовыми и пойменными озерами, живописной рекой Лух, болотами всех типов, разнообразными растительными сообществами (сосняками-беломошниками, ве-рещатниками, долгомошниками, ельниками, широколиственными и мелколиственными лесами, пойменными лугами и т.п.), редкими видами растений и животных (особый интерес представляет зубр, акклиматизированный в конце 80-х годов), интересными археологическими и историческими памятниками. Благодаря высокому общему разнообразию экосистем Клязьминско-Лухский заказник идеально подходит для проведения выездной практики по курсу «Рекреационные ресурсы». Студенты знакомятся с аттрактивными формами рельефа, изучают возможности гидрологической системы заказника для развития различных форм водного туризма (сплавы по рекам Лух и Клязьма, дайвинг на озерах), исследуют объекты познавательных туров, планируют маршруты экологических троп различной тематики и протяженности. По мнению дирекции особо охраняемых территорий Администрации Владимирской области кроме прохождения учебных практик и проведения самостоятельных исследовательских работ студенты могли бы оказать большую помощь в очистке территории карстовых озер от горелого леса, который образовался в результате пожаров конца 90-х годов, а также в лесовосстановительных работах. В настоящее время планируются работы по созданию площадки для организации палаточного лагеря для студентов на берегу карстового озера Кща-ра. Совершенствование туристской инфраструктуры заказника позволит организовывать полевые практики студентов Владимирского университета продолжительностью 7-10 дней.

Для проведения однодневных выездных учебных и исследовательских мероприятий для владимирских студентов, безусловно, наиболее ат-трактивны ООПТ, находящиеся в непосредственной близости от города: заказник «Давыдовский» и историко-ландшафтный комплекс (ИЛК) «Бого-любовский луг - церковь Покрова на Нерли».

Ландшафтный заказник «Давыдовский), расположен в 4 км от села Давыдовское в живописной пойме реки Клязьма, здесь среди разнотипных лугов, дубрав, черноольшанников и зарослей кустарников разбросано большое количество озер, большинство из которых являются памятниками природы. Наряду с памятниками природы заказник «Давыдовский» богат археологическими памятниками, здесь обнаружены: мезолитическая стоянка («Красное-1»), неолитическая стоянка («Соколиная гора»), две стоянки бронзового века («Войхра 1» и «Войхра 2»). Близость заказника к историко-культурным памятникам (в селе Давы-

довском находится музей композитора Бородина, храм века: в окрестностях села расположен курган 12 века - остаток комплекса оборонных сооружений города Владимира и села Боголюбова) позволяет проектировать маршруты экологических троп познавательной направленности. Дирекция ООПТ Владимирской области планирует воспользоваться помощью студентов кафедры туризма и сервиса Владимирского государственного университета для проведения экскурсий на разработанных маршрутах. Во время прохождения учебной практики планируется выполнения ряда исследовательских работ, необходимых для установления предельной рекреационной емкости данной ООПТ и разработки ее рекреационного каркаса, это, прежде всего, оценка современного состояния различных биогеоценозов заказника и определение допустимых рекреационных нагрузок на экосистемы в зонах прохождения туристских маршрутов. Студенты университета участвуют также в создании проектов экологических троп различной тематики: учебных, туристско-приключенческих, анимационных.

Историко-ландшафтный комплекс (ИЛК) «Бо-голюбовский луг - церковь Покрова на Нерли» образованный в окрестностях города Владимира в 1999году представляет уникальный памятник природы и культуры, эталонный образец достигнутого гармонического единства ландшафта и белокаменного храма XII века. Церковь Покрова на Нерли, идеально вписанная в типичный среднерусский пейзаж, является своеобразным брендом Древней Руси и ежегодно привлекает десятки тысяч туристов. Территория иЛк достаточно обширна и позволяет проводить учебные экскурсии, выездные учебные занятия по различным дисциплинам («Экскурсоведение», «Экологический менеджмент в туризме» и т.п.), разнообразные эколого-рекреационные исследования. В частности в рамках курса «Рекреационные ресурсы» студенты обучаются методам функциональной, психологической и экологической оценки отдельных элементов ландшафта и историко-культурного наследия для развития экологического и культурно-познавательного туризма. Дирекция ООПТ Владимирской области определила перечень тем, которые представляют наибольший интерес для устойчивого развития туризма на данной территории. В рамках практикума по рекреационным ресурсам силами студентов можно организовать мониторинг туристских потоков по территории ИЛК, при этом провести анкетирование туристов для выявления их рекреационных предпочтений и ожиданий. Мониторинговые исследования, осуществляемые в рамках курса «Экологический менеджмент в туризме» также будут включать оценку состояния отдельных элементов экосистемы пойменного луга, оценку определение дигрессии биоценоза в целом, анализ туристской инфраструктуры, эти данные необходимы для грамотного управления рекреационным природопользованием историко-ландшафтного комплекса.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

см л

Наши исследования показали, что успешное проведение студенческой практики на базе ООПТ должно включать следующие составляющие: учебные экскурсии, в ходе которых студенты учатся выявлять и оценивать аттрактивные объекты туристского показа; собственные рекреационные исследования, которые в дальнейшем послужат основой курсовых и дипломных проектов; разнообразную волонтерскую деятельность, включающую работы по восстановлению и оптимизации природных и природно-рекреационных экосистем, а также помощь в проведении туристских мероприятий в особо охраняемых природных территориях.

Анализ прохождения учебных практик студентами института туризма и предпринимательства Владимирского университета в различных ООПТ области показал, что достаточно длительное пребывание в природных условиях, осуществление самостоятельных наблюдений и исследований повышает интерес студентов к изучению дисциплин экологического цикла, способствует как формированию профессиональных знаний умений и навыков в области экологического менеджмента и экологического туризма, так и выработке экологического мировоззрения, необходимого каждому человеку для участия в общем деле сохранения биосферы. Подобный эффект при проведении сезонных выездных практик отмечали и другие исследователи. [4,10] Изучение разнообразных особо охраняемых территорий способствует выработке знаний об эталонных природных экосистемах (норме природных экосистем), эти знания необходимы в дальнейшем для оценки аттрактивности аналогичных ландшафтов для развития различных видов туризма, для определения оптимальных режимов природопользования в рамках этих территорий. Именно статус особо охраняемой, подлежащей длительному экологическому мониторингу, территории вынуждает студентов контролировать собственное поведение в природе, быть субъектами-носителями экоцентристского типа экологического сознания.

Литература

1. Алексашина И.Ю. Образование в развивающемся мире: поиск новых подходов / Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы. - СПБ,1995, с. 6-12.

2. Бармин А.А., Глаголев С.Б., Грачев Д.С., Ио-нин М.М. Особо охраняемые природные территории и эколого-туристическая деятельность// Вестник ВолГУ Серия1. Естественные науки, 2017. № 1. С. 25-31.

3. Барнетт Р. Осмысление университета. Образование в современной культуре /БГУ. Под ред М.А. Гусаковского. - Мн.: Техпринт,2001, С.97-125.

4. Воробьева О.В., Ибрагимова С.А. Значение выездных практик в формировании профессиональных и коммуникативных навыков сту-

дентов// Поволжский педагогический вестник. 2016. № 2 (11). С 45-54.

5. Кораблев Н.П. Особо охраняемые природные территории как информационный и учебный ресурс высшего профессионального образования (на примере Центрально-Лесного заповедника) // Псковский регионологический журнал. 2004.№ 5.

6. Косолапов А.Б. теория и практика экологического туризма: учебное пособие/ А.Б. Косолапов. - М.: Кнорус.2005.-240 с.

7. Макарова Т.А. Волонтерское движение как форма экологического туризма// Колпин-ские чтения по краеведению и туризму. 2019.№ 5.С.94-100.

8. Митрошенкова А.Е. Особо охраняемые природные территории как потенциальный объект научно-исследовательской и учебной деятельности студентов // Самарский научный вестник, 2014. № 2 (7).

9. Наумова Н.Н., Лавров Ф.Н. Эколого-рекре-ационные исследования особо охраняемых природных территорий (на примере историко-ландшафтного комплекса «Боголюбовский луг - Церковь Покрова на Нерли»): Практикум и методические указания к проведению самостоятельных исследований для студентов высших учебных заведений и туристских колледжей. - Владимир: ВФ РМАТ, 2005. - 117 с.

10. Тарасенко Н.Г. Проблема формирования экологического мировоззрения личности в современном образовательном процессе // ИСОМ. 2013. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ problema-formirovaniya-ekologicheskogo-mirovozzreniya-lichnosti-v-sovremennom-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 04.04.2019).

11. Третьякова Г.Н., Малиженко М.Н. Формирование профессиональных компетенций специалистов туиндустриив условиях особо охраняемых природных территорий// педагогико-психологические медико-биологические проблемы физической к

USING THE CAPABILITIES OF SPECIALLY PROTECTED AREAS FOR ENVIRONMENTAL EDUCATION OF STUDENTS OF A TOURIST UNIVERSITY

Naumova N.N., Drozdova Z.N.

Vladimir state University named after Alexander and Nikolai Stoletovs, National Park "Meshchera"

One of the conditions for the formation of the ecological Outlook of students of a tourist University is the implementation of various educational, research and volunteer activities in specially protected natural areas. In order to serve as a training base for students, the natural area must meet certain criteria, the most important are transport accessibility; availability of opportunities for admission of student groups; high biological and General diversity of ecosystems; and the necessary infrastructure. Specific specially protected territories of the Vladimir region that meet these criteria and types of educational and research activities of students adapted to their capabilities are considered.

Keywords: specially protected natural territories, ecological education.

References

1. Aleksashina I. Yu. Education in the developing world: the search for new approaches / Global education: ideas, concepts, prospects. - St. Petersburg, 1995, P. 6-12.

2. Barmin A.A., Glagolev S.B., Grachev D.S., lonin M.M. Specially Protected Natural Areas and Ecological and Tourism Activities // Bulletin of VolSU Seriesl. Natural sciences, 2017. No. 1. P. 2531.

3. Barnett R. Understanding the University. Education in modern culture / BSU. Edited by M.A. Gusakovsky. - Mn .: Techprint, 2001. P. 97-125.

4. Vorobyova O. V., Ibragimova S.A. The value of field practices in the formation of professional and communication skills of students // Volga Pedagogical Bulletin. 2016. No. 2 (11). C45-54.

5. Korablev N.P. Specially protected natural territories as an information and educational resource of higher professional education (on the example of the Central Forest Reserve) // Pskov Regional Journal. 2004. No 5.

6. Kosolapov A.B. Theory and Practice of Ecotourism: Textbook / A.B. Kosolapov. - M.: Knorus. 2005. - 240 p.

7. Makarova T.A. Volunteer movement as a form of eco-tourism // Kolpino Readings on Local History and Tourism. 2019. No 5. P. 94-100.

8. Mitroshenkova A.E. Specially protected natural territories as a potential object of students' research and educational activities // Samara Scientific Herald, 2014. No. 2 (7).

9. Naumova NN, Lavrov F.N. Ecological and recreational research of specially protected natural territories (on the example of the historical and landscape complex "Bogolyubovsky Meadow -Church of the Intercession on the Nerl"): Workshop and guidelines for conducting independent research for students of higher educational institutions and tourist colleges. - Vladimir: VF RMAT, 2005. - 117 p.

10. Tarasenko N.G. The problem of the formation of the ecological worldview of the individual in the modern educational process // ISOM. 2013. No3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ problema-formirovaniya-ekologicheskogo-mirovozzreniya-lichnosti-v-sovremennom-obrazovatelnom-protsesse (accessed 04.04.2019).

11. Tretyakova G.N., Malizhenko M.N. The formation of professional competencies of tourism industry specialists in the conditions of specially protected natural territories // pedagogical-psychological medical-biological problems of physical culture and sport. 2015. No. 3 (36). P. 169-177.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.