Методика разработки анимационной программы для летнего экологического лагеря
Наумова Наталья Николаевна,
доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, профессор кафедры коммерции и гостеприимства Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых E-mail: [email protected]
Дроздова Зоя Николаевна,
заместитель директора по научной работе ФГБУ «Национальный парк «Мещера» E-mail: [email protected]
Шварева Ирина Станиславовна,
кандидат химических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, экологии и химии Ковровской государственной технологической академии им. В.А. Дегтярева. E-mail: [email protected].
В статье рассмотрены вопросы разработки и реализации анимационной программы для летнего экологического лагеря «Школа природы». проводимого в национальном парке «Мещера». Предлагается программа детской анимации для летнего лагеря, организуемого общественных движением «Школа природы» в национальном парке «Мещера». Создание программы включает четыре этапа: проведения исследований, разработки содержания, апробации программы и подведения итогов. При разработке программы использовались различные виды анимации: образовательная, спортивная, познавательная и художественная. Анимационная программа соответствует целям и задачам экологического образования, адаптирована к условиям рекреационной площадки, предоставляемой национальным парком, учитываются психо-возрастные особенности школьников шестых-девятых классов.
Ключевые слова: экологическое образование, экологический лагерь, экологическая экспедиция, анимационная программа, анимационное путешествие.
В нашей стране одной из наиболее распространенных форм экологического туризма являются детские и юношеские экологические лагеря и экспедиции. Организаторы этих лагерей -специалисты в области экологии, географии, биологии и других естественных наук разработали стройные программы проведения геоботанических, гидробиологических, орнитологических и других научных исследований, адаптированных к психо-возрастным особенностям школьников. [14,16] Вместе с тем методике организации анимационной деятельности, органически встроенной в жизнедеятельность лагеря, способствующей его интересной и полнокровной жизни, уделяется на наш взгляд недостаточно внимания.
Термин «анимация», произошедший от французского animation - «оживление», «воодушевление» вошел в российскую туристскую практику в начале 90-х годов ХХ века. Под анимацией в туризме понимают деятельность по разработке и осуществлению специальных программ вовлечения туристов в разнообразные досуговые ме-роприятия.[2] Анимации в детском экологическом туризме присущи специфические черты, прежде всего она должна соответствовать целям и задачам экологического просвещения и образования, обеспечивать позитивное мироощущение и мировосприятие всех участников туристской деятельности, содействовать их полноценному от-дыху.[5,8,13] К основным видам анимационной деятельности в экологическом лагере относят праздники, конкурсы, викторины, спортивные соревнования, в целом, любые мероприятия, которые усиливают интерес, оживляют, включают участников в действие, создают комфортную обстановку [13,15].
В 2019 году общественное движение «Школа природы» поручило институту туризма и предпринимательства Владимирского государственного университета разработать анимационную программу и подготовить аниматоров для детского экологического лагеря, который планировалось провести в национальном парке «Мещера». Подобные лагеря в рамках движения «Школы природы» действуют на территории Владимирской области в течение последних пяти лет, при этом каждый раз создается новая анимационная программа, адаптированная к конкретной рекреационной площадке, продолжительности и целям данной смены и особенностям участников.
Поскольку организаторы рассматривают летний полевой лагерь в качестве мощного средства экологического просвещения и образования
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
молодежи, особое внимание при планировании различных видов анимации уделяется их экологическому наполнению. Методисты отмечают, что хорошо структурированная анимационная деятельность совместно с усилиями высокопрофессиональных педагогов и ученых способствует созданию в экологическом лагере фасилита-тивной среды, позволяющей каждому участнику лагерной смены раскрыть свой творческий потенциал, освоить тот минимум знаний об окружающей среде, который ему доступен в настоящий момент [9,11,13].
Экологический лагерь планировалось провести на рекреационной площадке национального парка «Мещера», расположенной на берегу реки Бужи в окрестностях деревни Ягодино. Основная образовательная цель работы лагеря - изучение особенностей экосистем национального парка «Мещера», познание роли человека в сохранении водно-болотных угодий и биосферы в целом. В качестве модельных объектов будут рассматриваться экосистема реки Бужа, болота и одно из озер в пойме. Целевую аудиторию должны были составить школьники шестых- девятых классов из г. Владимира и г. Коврова. К участию в работе лагеря предполагалось пригласить ученых-естественников из университетов Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Коврова, детских психологов, преподавателей живописи и народных ремесел, инструкторов по йоге, цигун, спортивному ориентированию, волейболу. Сопровождать разработанные анимационные программы предстояло студентам института туризма и предпринимательства ВЛГУ.
Создание программы анимационной деятельности для экологического лагеря «Школа природы» включало четыре этапа: проведения исследований, разработки содержания, апробации и подведения итогов. На первом этапе проводились беседы с организаторами лагеря, определялись цели, задачи, место анимационной деятельности в общей программе лагеря, обсуждались виды и формы анимации. В итоге коллективной деятельности составлялся объединенный общим замыслом план проведения познавательных, туристских, физкультурно-оздоровительных и культурно-массовых занятий. При создании программы учитывалось, что в распорядке каждого дня обязательно должны быть представлены разные типы анимационных мероприятий.
На втором этапе осуществлялся подбор разнообразных форм игровой деятельности, заданий, соответствующих целям и задачам экологического образования и воспитания участников. Материалы и идеи для проведения анимационных мероприятий находили в различных сборниках методических материалов [7,9,10,12,15]. 5 Программа была утверждена на общем со-§ брании общественного движения «Школа природы» и успешно прошла апробацию с 1 по 7 июля ° 2019 года во время проведения экологического ав лагеря в национальном парке «Мещера.
Подведение итогов лагерной смены и оценка эффективности анимационной программы составили содержание четвертого этапа. Для этого была разработана анкета и проведен опрос среди участников лагеря
Анализ данной анимационной программы позволяет сделать ряд выводов и рекомендаций, которые должны учитываться при разработке подобных продуктов для экологических лагерей.
Наши исследования показали, что основным видом анимации в лагере-экспедиции, главной целью которого является обучение детей и организация научных исследований в живой природе, становится образовательная анимация, входящая в контекст дневных занятий. [11] За основу образовательной анимации выбрали педагогические мастерские по экологии, разработанные Н.И. Беловой и Н.Н. Наумовой, т.к. любая мастерская сочетает в себе множество игровых методик, ведущих к общей цели - самостоятельного открытия каких-то принципов и законов. [1] Был разработан цикл занятий по общей экологии и экологии человека, рассчитанный на пять дней, в ходе которого школьники изучали законы функционирования и развития экосистем различного уровня, определяли место и роль человека в природе.
Наши наблюдения показали, что сама исследовательская деятельность в условиях лагеря воспринимается школьниками как анимационная, подростки «играют» в исследователей. Серьезно, по-деловому, имитируя манеру взрослых, они начинают относиться к своим изысканиям под нажимом своих педагогов, которые требуют результатов и отчетов. Но в игре важен не сам результат, а процесс игры, в данном случае - получение чувственных впечатлений и удовольствия от познания бесконечно многообразного мира природы, своих собственных возможностей, сотрудничества и сотворчества. Таким образом, научная программа лагеря принимает анимационный характер (и, следовательно, должна быть насыщена игровыми моментами), а сам экологический лагерь относится к типу анимационных программ, которые можно определить как анимационные путешествия [6]. В данном случае это путешествие в мир науки. Лагерь можно рассматривать и как продолжительную ролевую игру, в котором дети последовательно играют несколько ролей. Основными видами анимации в научных программах являются анимация через переживание, анимация через общение, анимация через успокоение и творческая анимация. Именно эти виды способствуют гармонизации отношений личности с миром природы и миром людей, благоприятствуют самопознанию.
Поскольку важнейшей частью жизни экологического лагеря являются утренние и вечерние анимационные программы, они должны быть чрезвычайно разнообразны, целостны, хорошо структурированы. Их основу составляют: спортивная анимация (утренняя зарядка, дыхательные гимнастики типа «цигун», спортивные соревнования, игры следопытов, занятия различными
видами спорта и йогой, походы, туристские эстафеты и т.п.), познавательная анимация, наиболее значимыми событиями, которой являются брейн-ринг, различные викторины, вечер разгаданных и неразгаданных тайн и художественная анимация, включающая концерты, турниры знатоков поэзии, вечерние песни у костра и т.п.
Все анимационные мероприятия должны быть согласованы с учебным процессом и хозяйственной деятельностью, так, чтобы распорядок дня не был перегружен, и дети имели достаточное количество свободного личного времени для общения, самостоятельных наблюдений, размышлений и самообслуживания [3].
Примерный распорядок дня в лагере приведен в табл.1.
Таблица 1. Распорядок дня в экологическом лагере «Школа природы»
Время Вид деятельности
7.15 Подъем дежурных
7.45-8.00 Подъем групп, туалет
8.00-8.30 Зарядка, цигун, йога
8.30-9.00 Завтрак
9.00-9.30 Планирование работы в группах на день
9.30-12.00 Учебные экскурсии, исследовательская и краеведческая работа, образовательная анимация
12.00-13.00 Свободное время, спортивная анимация, купание
13.00-14.00 Обед
14.00-15.00 Свободное время, оздоровительные процедуры
15.00-17.00 Индивидуальная исследовательская и краеведческая работа, познавательная и спортивная анимация.
17.00-17.15 Полдник
17.30-19.00 Художественная анимация, спортивная анимация
19.00-20.00 Ужин
20.00-21.30 Подготовка и проведение творческих дел, игр и конкурсов. Занятия астрономией, наблюдения за жизнью ночных обитателей экосистем Мещеры
21.30-22.00 Разговоры и песни у костра
22.00-22.30 Вечерний чай, подведение итогов дня в группах
22.30-23.00 Подготовка ко сну
23.00 Отбой
Данная программа создавалась для смены, длящейся семь дней, при этом учитывалось, что первый день посвящен обустройству лагеря, знакомству, командообразованию и прочим коммуникативным мероприятиям, а последний свертыванию лагеря, уборке территории и отъезду. Второй и третий дни работы самые насыщенные в экскурсионно-исследовательском плане и анимационные программы должны быть привязаны к исследовательской работе. Школьники проживают две мастерские по экологии «Озеро» и «Аз-
бука потребления». Мастерская способствует «погружению» школьников в сложнейший мир разнообразных водоемов, дети узнают об экологии основных видов растений и животных, циклах жизни озера, смогут моделировать различные озерные системы [1]. В ходе мастерской «Азбука потребления» ребята узнают о том, что выбор стратегии питания оказывается определяющим не только для тех животных, которых они рассматривали на экскурсиях, но и для самого человека. Поэтому к подбору продуктов питания надо относиться ответственно. Кроме того рассматриваются вопросы переработки бытового мусора, т.к. большинство продуктов питания имеет упаковки трудно поддающиеся разложению [1]. В вечернюю программу второго дня лагеря включен Брейн-ринг, выбор этой достаточно продолжительной игры обусловлен тем, что ребята в течение дня много физически трудились и много двигались и на спортивные мероприятия у них просто не хватит сил. В ходе этой игры, в результате представления команд школьники продолжают знакомство друг с другом.
Вечерняя программа третьего дня лагерной смены включает творческий конкурс «Сказка ложь, да в ней намек». Ребятам накануне (обычно утром) предлагается выбрать какую-нибудь хорошо известную русскую сказку и обыграть ее сюжет, решив на основе его контекста какую-то экологическую проблему. Предлагается остановиться на простых и всем хорошо известных сказках: «Три поросенка», «Курочка-Ряба», «Маша и медведь» и т.п. При организации и проведении мероприятия аниматоры и вожатые выполняют функцию фасилитаторов, участвуя только в создании творческой атмосферы и подсказывая ребятам, как решить ту или иную проблему.
Четвертый день связан с волонтерской деятельностью, участники лагеря участвуют в уборке мусора в лесах национального парка, благоустройству рекреационных площадок, ремонту экологических троп. В этот день в программу образовательной анимации включена педагогическая мастерская по экологии «Царь-золотарь», посвященная проблемам экологического менеджмента, роли человека в природных процессах. Спортивная анимация в этот день представлена «Малыми олимпийскими играми в Мещере», крупным мероприятием, к которому организаторы готовятся в течение двух предыдущих дней. Главная цель спортивного праздника продемонстрировать биосферные функции спорта, которые состоят в создании целостной гармоничной личности, в установлении прочных связей как между отдельными людьми, так и целыми странами.
Пятый день работы лагеря посвящен главным образом обработке полученных в ходе исследований материалов и подготовке к конференции. Двигательная активность детей в этот день сравнительно низкая, поэтому в вечернюю программу можно включить познавательно-активное мероприятие «В лесу как дома». Это набор различных
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
конкурсов, посвященных решению тех или иных проблем, с которыми сталкиваются туристы и исследователи в лесу. Вся группа проходит определенные этапы, оценивается скорость и правильность решений. Этапы следующие: преодоление полосы препятствий, ориентация по сторонам света, разжигание костра, чтение следов, распознавание лекарственных и съедобных растений, оказание первой помощи, определение качества воды.
Шестой день работы завершающий и вся его программа подчинена подведению итогов, т.е. завершающей конференции. В связи с этим главная задача аниматоров - оживит это мероприятие, сделать конференцию веселой и запоминающейся. Запланировано чередование серьезных выступлений с шуточными заданиями. Предлагается каждой группе разработать шутливый обобщенный портрет юного исследователя, затем - подготовить сценку, отражающую впечатления от освоения методик «погружения в природу» - «как я ощущал себя бабочкой», «муравьем», «дятлом» и т.п. очень важно продумать церемонию подведения итогов. Можно подготовить призы по самым различным номинациям, в том числе и не связанным напрямую с исследовательской деятельностью: «Самому зоркому», «Самому ловкому», «Лучшему костровому» и т.п.
В ходе конференции необходимо провести анкетирование детей и руководителей групп и выяснить понравилась ли анимационная программа в целом, какие именно мероприятия запомнились больше всего и почему, чем еще дети и их руководители хотели бы заниматься в свободное от научных исследований время. Необходимо запланировать подведение итогов анимационной деятельности сразу после уезда детей, руководители лагеря должны дать свою оценку предложенной анимационной программе. [4] В результате обсуждения осуществляется корректировка анимационной программы и разрабатывается ее вариант, адаптированный к условиям следующей смены.
Кроме приведенной выше обязательной части анимационная программа для экологического лагеря должна включать дополнительные мероприятия, которые будут проводиться, если погодные условия помешают осуществлять исследовательскую деятельность и проводить спортивные и массовые мероприятия. Должна быть продумана серия творческих заданий, которые можно выполнять по группам в палатках, с презентацией результатов во время вечернего общего сбора.
Для реализации разработанной анимационной программы необходимы специально подготовленные аниматоры. Спектр задач, решаемых аниматорами, работающими в лагере, достаточно широк, и круг обязанностей никогда четко 5 не очерчен, хотя бы потому, что таковы условия § лагеря, где все работают на условиях взаимозаменяемости. Тем не менее, можно выделить главные ° функции аниматора - это разработка и адаптация ав готовой анимационной программы к данным ус-
ловиям, работа с детьми как при подготовке мероприятия, так и при его проведении, участие в организации различного рода игровой деятельности в ходе учебного процесса и при проведении конференции, участие в вечерних развлечениях (даже если его фамилия не стоит в графе «ответственный за мероприятие»). Кроме того, опыт работы экологических лагерей свидетельствует, что аниматоров очень часто привлекают к организации творческих кружков, мастер-классов самой разной направленности (в том случае, если не хватает преподавателей), к участию в руководстве хозяйственной деятельностью (приготовление еды, заготовка дров, уборка лагеря и т.п.). Чтобы выполнять эти сложные и многообразные функции аниматор экотуризма должен обладать определенными личностными качествами: коммуникабельностью, терпеливостью, ответственностью, интеллигентностью, а также иметь актерские способности и задатки прирожденного лидера. Для подготовки аниматоров, выбранных из числа студентов института туризма и предпринимательства Владимирского государственного университета, проводили специальные тренинги, во время проведения лагеря в конце каждого дня проводилась рефлексия, и старшие товарищи всегда могли оказать помощь при разрешении сложных проблем.
Анализ отзывов детей и педагогов показал, что анимационная программа, разработанная сотрудниками и студентами Владимирского университета, способствовала созданию в лагере радостной и креативной атмосферы, школьники получили навыки самостоятельной организации различных спортивных и досуговых мероприятий. Данную анимационную программу, можно использовать при проведении аналогичных детских полевых экологических лагерей.
Литература
1. Белова Н.И., Наумова Н.Н. Экология в мастерских: Методическое пособие / Н.И. Белова, Н.Н. Наумова. - СПб.: Паритет, 2004 (ГИПК Ле-низдат). - 221 с.
2. Власова, Т.И. Анимационный менеджмент в туризме / Т.И. Власова. - М.: Academia. 2011. 315 с.
3. Григоренко Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. М.: Педагогическое общество России. 2002.
4. Горбачев А.А. Образовательно-творческий ресурс детей и молодежи в сфере туризма и досуга// Вестник МГУКИ.2008.№ 3 1С.102-106.
5. Горошко Н.В., Емельянова Е.К., Чжао А.Ш. Экологическое воспитание в условиях профильной смены // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. - № 4(7).
6. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
7. Дмитриев В.Н. Игры на открытом воздухе. М.: Издательство Дом МСП. 1998.
8. Дорошко М.Н. Организация летних туристских лагерей как средство гармоничного развития личности// Современная высшая школа.2012. № 1. С.203-206.
9. Калейдоскоп идей клуба друзей. Сборник материалов по организации работы Друзей природы/ под ред. Л.Н. Колотилиной. М.: Принт, 2014.44 с.
10. Корнелл Д. Поделимся с детьми природой. Радость общения с природой. Владивосток. 1995.83 с.
11. Наумова Н.Н. Методика развития экологического мировоззрения школьников в условиях летнего полевого лагеря. Современные образовательные технологи.2019.№ 4. С. 193-196.
12. Туусти А., Лотман К., и др. Сборник экологических игр. - Тарту, 2005. -55 С.
13. Цепочка жизни: Эффективные приемы и методы работы с детьми в экологическом образовании и просвещении / под ред. Т.В Шпотовой [и др.]. М.: ЭкоЦентр «Заповедники». 2005. с. 40.
14. Чикалина Л.Г., Дзятковская Е.Н. Эколого-туристские программы для школьников и будущих инструкторов// Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения.2017. № 1.
15. Школа Друзей природы. Из опыта организации и проведения экологических лагерей и экспедиций для школьников на ООПТ / под ред. И.Ю. Головиной [и др.]. М.: ЭкоЦентр «Заповедники». 2012. с. 44.
16. Экологический лагерь: от А до Я - сборник организационно-методических материалов. -Барнаул: Программа развития оОн, 2009. c.108.
17. Ясвин В.А. Мир природы в мире игр. Опыт формирования отношения к природе. М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 2008. с. 42.
METHODOLOGY FOR DEVELOPING AN ANIMATION PROGRAM FOR A SUMMER ENVIRONMENTAL CAMP
Naumova N.N., Drozdova Z.N., Shvareva I.S.
Vladimir state University named after Alexander and Nikolai Stoletovs, National Park "Meshchera", Kovrov state technological Academy. V.A. Degtyareva
The article deals with the development and implementation of an animation program for the summer environmental camp "school of nature". held in the Meschera national Park. The program of children's animation for the summer camp organized by the public movement "school of nature" in the national Park "Meschera" is offered. Creating a program includes four stages: conducting research, developing content, testing the program, and summarizing the results.
When developing the program, various types of animation were used: educational, sports, educational, and artistic. The animation program meets the goals and objectives of environmental education, is adapted to the conditions of the recreational area provided by the national Park, and takes into account the psycho-age characteristics of sixth-and ninth-grade students.
Keywords: ecological education, ecological camp, ecological expedition, animation program, animation journey, national Park.
References
1. Belova N.I., Naumova N.N. Ecology in the workshops: Methodological manual / N.I. Belova, N.N. Naumova. - SPb.: Parity, 2004 (GIPK Lenizdat). - 221 p.
2. Vlasova, T.I. Animation management in tourism / T.I. Vlasova. -M .: Academia. 2011.315 p.
3. Grigorenko Yu.N. Planning and organization of work in a children's recreation camp. M .: Pedagogical society of Russia. 2002.
4. Gorbachev A.A. Educational and creative resource of children and youth in the field of tourism and leisure // Vestnik MGUKI. 2008. No. 3. - P. 102-106.
5. Goroshko N.V., Emelyanova E.K., Zhao A. Sh. Environmental education in the conditions of profile shift // Electronic scientific and methodological journal of the Omsk State Agrarian University. - 2016. - No. 4 (7).
6. Deryabo S. D., Yasvin V.A. Environmental pedagogy and psychology. Rostov-on-Don: Phoenix, 2010.
7. Dmitriev V.N. Outdoor games. M .: Publishing House House of SMEs. 1998.
8. Doroshko M.N. The organization of summer tourist camps as a means of harmonious personal development // Modern Higher School. 2012. No. 1. P. 203-206.
9. A kaleidoscope of friends club ideas. A collection of materials on the organization of work of the Friends of Nature / ed. L.N. Kolo-tilina. M.: Print, 2014. 44 p.
10. Cornell D. Share nature with the children. The joy of communicating with nature. Vladivostok. 1995. 83 p.
11. Naumova N.N. Methodology for the development of the ecological worldview of schoolchildren in a summer field camp. Modern educational technologists. 2019/9. 4. P. 193-196.
12. Tuusti A., Lotman K., et al. Collection of environmental games. -Tartu, 2005. -55 S.
13. The chain of life: Effective techniques and methods of working with children in environmental education and enlightenment / ed. T.V. Shpotova [et al.]. M .: EcoCenter "Reserves". 2005.P. 40.
14. Chikalina L.G., Dzyatkovskaya E.N. Ecological and tourist programs for schoolchildren and future instructors // Bulletin of the Academy of Children and Youth Tourism and Local Lore. 2017. No. 1.
15. School of the Friends of Nature. From the experience of organizing and conducting environmental camps and expeditions for schoolchildren in protected areas / ed. I. Yu. Golovina [et al.]. M .: EcoCenter "Reserves". 2012. p. 44.
16. Ecological camp: from A to Z - a collection of organizational and methodological materials. - Barnaul: United Nations Development Program, 2009. p.108.
17. Yasvin V.A. The world of nature in the world of games. The experience of forming attitudes towards nature. M .: EcoCenter "Reserves", 2008. p. 42.
C3
о
CO "O
1=1 А
—I
о
C3 t; о m О от
З
ы о со