Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ'

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
среднее общее образование / патриотическое воспитание / гражданское воспитание / национальная идентичность / старшеклассники / secondary general education / patriotic education / civic education / national identity / high school students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.А. Асваров

Основываясь на анализе широкого круга литературы, затрагивающей соответствующую проблематику, а равно и рефлексии собственного педагогического опыта автор настоящей статьи выявляет наиболее характерные черты процесса развития системы гражданско-патриотических ценностей учащихся старших классов. При этом учитывается специфика функционирования образовательного пространства современных российских школ. В первую очередь внимание уделяется особенностям развития соответствующего сегмента российской системы образования на протяжении трёх последних десятилетий. На основании результатов их изучения доказывается необходимость интенсификации процесса воспитания гражданско-патриотических ценностей у современного старшего школьника. Даётся его сущностная характеристика. Далее рассматриваются наиболее существенные организационно-педагогические условия формирования соответствующих компетенций. Затем демонстрируется адекватная им методика формирования системы таких ценностей. В конце исследования изучаются основные критерии и показатели, в соответствии с которыми может быть осуществлена объективная оценка уровня их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF CIVIC AND PATRIOTIC VALUES OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE MODERN SCHOOL SPACE

Based on the analysis of research works and the reflection of the author’s own pedagogical experience, the paper identifies the most characteristic features of development of the system of civil and patriotic values in high school students. At the same time, the modern Russian schools educational space functioning specifics are taken into account. First of all, attention is paid to the ways of the development of the corresponding segment in Russian education system over the past three decades. On the basis of their research results, the work proves the necessity to intensify educating civic and patriotic values in a modern high school student. Its essential characteristic is given. The most significant organizational and pedagogical conditions for the formation of appropriate competencies are considered. An adequate method of forming such values system is demonstrated. The researcher studies the main criteria and indicators, according to which an objective assessment of their development level can be carried out.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»

торого собираются понять, более того, суметь понять автора лучше, чем он сам себя понимал, «чтобы соответствующую речь понять также хорошо, а затем лучше, чем ее инициатор».

Что делает возможным лучшее понимание текста? Лучшее понимание возможно благодаря соответствующему анализу понятий, используемых автором, внесению в них четкости, ясности.

При этом И. Кант исходил из некоторого превосходства интерпретатора (читателя) над автором, а Шлегель определял принцип лучшего понимания исходя из методологического требования разделения автора (его замыслов) и произведения (реализации этих замыслов).

Только тот, кто стремится проникнуть в содержание произведения, не имеющее границ и в этом смысле бесконечное, в состоянии его понять лучше, чем сам автор. Именно потому, что произведение превосходит замыслы автора, оно может быть лучше понято, чем его понимал автор.

Лучшее понимание возникает потому, что истолкователь, не обладая «непосредственным знанием» замыслов и намерений инициатора речи», вынужден стремиться к осознанию многого оставшегося для него неясным.

Понимание, по Фридриху Шлейермахеру, может быть достигнуто реконструированием текста, речи. Для этого он формулирует принцип «герменевтического круга»: понимание целого исходя из части и части - исходя из целого [6, с. 68].

Например, определение значения слова осуществляется в рамках «герменевтического круга»: исходя из данного употребления, определить значение и, исходя из значения, найти употребление, заданное в качестве неизвестного.

Разрешение герменевтического круга Фридрих Шлейермахер видит в методе «дивинации» (что буквально означает «интуитивная догадка»).

Библиографический список

С помощью «дивинации» читатель может в самом общем виде угадывать «исходный пункт» грамматического истолкования и «общую сферу» значения слова.

При этом интуитивно чувствуя (ощущая) её, читатель методом аналогии и сравнения отдельных случаев употребления слова, в конце концов, приходит к точной логической фиксации того, что в начале «привиделось» ему лишь в самом неопределённом виде.

В результате можно сказать, что общий процесс понимания совершается по кругу:

- от «дивинации» (интуитивного акта) к сравнительной процедуре,

- от аналогии и сравнения - снова к «дивинации».

При этом оба этих метода - интуитивный и сравнительный - в равной степени необходимы для успешного достижения понимания смысла слова и предложения.

Завершая исследование, отметим, что понять текст, значит, «вступить в игру с ним». Тем самым человек, понимающий «текст», понимает на самом деле «свой текст», посредством своего языка вступает в игру с бытием [7].

Понимание текста возникает тогда, когда язык текста и язык понимающего сливаются в одном общем горизонте.

Истолкование философского текста может, конечно, значительно расширять тот смысл, который в него вкладывал автор, а порой и вступать в противоречие с авторской позицией и взглядами.

При этом основная цель философского истолкования - выявить последовательную логическую зависимость между философскими проблемами эпохи и содержащимися в тексте неявными ответами на них, а также сформулировать порождаемые текстом новые философские вопросы.

1. Васильев С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста. Киев, 1988.

2. Павиленис РИ. Проблема смысла: современный логико-философский анализ языка. Москва, 1983.

3. Арутюнян О.А. Приемы анализа философского текста. Актуальные вопросы филологических исследований: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Н.М. Шанского. Краснодар. 2021: 56-59.

4. Арутюнян О.А. Понимание философского текста как смыслотворчество. Диссертация кандидата философских наук. Краснодар, 2007.

5. Арутюнян О.А., Богатырева Ж.В. Структурный анализ текста. Мир науки, культуры, образования. 2015; № 5 (54): 458-459.

6. Габитова РМ. «Универсальная» герменевтика Фридриха Шлейермахера. Герменевтика: история и современность. Москва, 1985: 68.

7. Арутюнян О.А., Богатырева Ж.В. Понимание философского текста как творчество. Вестник университета (Государственный университет управления). 2013; 10: 191-195.

References

1. Vasil'ev S.A. Sintez smysla pri sozdanii i ponimanii teksta. Kiev, 1988.

2. Pavilenis R.I. Problema smysla: sovremennyjlogiko-filosofskijanaliz yazyka. Moskva, 1983.

3. Arutyunyan O.A. Priemy analiza filosofskogo teksta. Aktual'nye voprosy filologicheskih issledovanij: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 100-letiyu so dnya rozhdeniya N.M. Shanskogo. Krasnodar. 2021: 56-59.

4. Arutyunyan O.A. Ponimanie filosofskogo teksta kak smyslotvorchestvo. Dissertaciya kandidata filosofskih nauk. Krasnodar, 2007.

5. Arutyunyan O.A., Bogatyreva Zh.V. Strukturnyj analiz teksta. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; № 5 (54): 458-459.

6. Gabitova R.M. «Universal'naya» germenevtika Fridriha Shlejermahera. Germenevtika: istoriya isovremennost'. Moskva, 1985: 68.

7. Arutyunyan O.A., Bogatyreva Zh.V. Ponimanie filosofskogo teksta kak tvorchestvo. Vestnik universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya). 2013; 10: 191-195.

Статья поступила в редакцию 11.02.24

УДК 378

Asvarov N.A., Cand. of Sciences (History), Senior Lecturer, Rector, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia),

E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF CIVIC AND PATRIOTIC VALUES OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE MODERN SCHOOL SPACE. Based on the analysis of research works and the reflection of the author's own pedagogical experience, the paper identifies the most characteristic features of development of the system of civil and patriotic values in high school students. At the same time, the modern Russian schools educational space functioning specifics are taken into account. First of all, attention is paid to the ways of the development of the corresponding segment in Russian education system over the past three decades. On the basis of their research results, the work proves the necessity to intensify educating civic and patriotic values in a modern high school student. Its essential characteristic is given. The most significant organizational and pedagogical conditions for the formation of appropriate competencies are considered. An adequate method of forming such values system is demonstrated. The researcher studies the main criteria and indicators, according to which an objective assessment of their development level can be carried out.

Key words: secondary general education, patriotic education, civic education, national identity, high school students

Н.А. Асваров, канд. ист. наук, доц., ректор ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова»,

г. Махачкала, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Основываясь на анализе широкого круга литературы, затрагивающей соответствующую проблематику, а равно и рефлексии собственного педагогического опыта автор настоящей статьи выявляет наиболее характерные черты процесса развития системы гражданско-патриотических ценностей учащихся старших классов. При этом учитывается специфика функционирования образовательного пространства современных российских школ. В первую очередь внимание уделяется особенностям развития соответствующего сегмента российской системы образования на протяжении трёх последних десятилетий. На основании результатов их изучения доказывается необходимость интенсификации процесса воспитания гражданско-патриотических ценностей у современного старшего школьника. Даётся его сущностная характеристика. Далее рассматриваются наиболее существенные организаци-

онно-педагогические условия формирования соответствующих компетенций. Затем демонстрируется адекватная им методика формирования системы таких ценностей. В конце исследования изучаются основные критерии и показатели, в соответствии с которыми может быть осуществлена объективная оценка уровня их развития.

Ключевые слова: среднее общее образование, патриотическое воспитание, гражданское воспитание, национальная идентичность, старшеклассники

Актуальность темы исследования обосновывается возрастанием важности гражданского и патриотического воспитания в структуре обучения современного школьника (С.В. Абрамова, Н.К. Беспятова, Е.И. Корнакова, В.И. Лутовинов, Ю.Н. Побелянская, Д.Е. Яковлев). Действительно, современное общество характеризуется чрезвычайно высоким уровнем международной интеграции (Т.И. Горная, С.В. Куликова, Н.Н. Мальчукова, И.М. Синагатуллин, Э.Н. Яппаро-ва). Данную тенденцию ещё предстоит всесторонне изучить будущим поколениям исследователей. Однако на сегодняшний день представляется очевидным наличие у неё некоторых существенных последствий для дальнейшего развития России и мира (В.Н. Блохин, З.И. Иванова, В.Н. Никитенко).

К положительным следствиям глобализации относятся, например, совершенствование методов и средств коммуникации [1, с. 120]. С ним напрямую связано существенное облегчение разработки и воплощения крупных международных проектов, требующих активизации вычислительных мощностей, материальных и людских ресурсов, сосредоточенных на территориях разных государств [2, с. 17]. Одним из наиболее существенных отрицательных следствий является повышение риска утраты представителями учащейся молодёжи национальной и гражданской идентичности [3, с. 241].

Его минимизации с определённой вероятностью будет способствовать внесение некоторых изменений в процесс формирования гражданско-патриотиче-ских ценностей старшеклассников [4, с. 50]. Эти, последние, вполне могут быть реализованы на настоящем этапе развития отечественной образовательной системы [5, с. 45]. Возможностям, существующим сегодня для их реализации, посвящена данная статья.

Таким образом, её целью является выявление основных черт процесса развития системы гражданско-патриотических ценностей учащихся старших классов в образовательном пространстве современных российских школ.

Задачи, решение которых представляется автору необходимым для её достижения, формулируются следующим образом:

- дать сущностную характеристику процесса воспитания гражданско-па-триотических ценностей современного старшего школьника;

- рассмотреть наиболее существенные организационно-педагогические условия его реализации;

- продемонстрировать соответствующую им методику формирования системы таких ценностей;

- изучить основные критерии и показатели, в соответствии с которыми может быть осуществлена объективная оценка уровня их развития.

По ходу решения этих задач автором применялись следующие методы исследования:

- анализ литературы, затрагивающей соответствующую проблематику;

- рефлексия собственного педагогического опыта.

Научная новизна исследования заключается в даче сущностной характеристики процессу воспитания гражданско-патриотических ценностей у современных старших школьников.

Теоретическая значимость - в изучении наиболее существенных организационно-педагогических условий его реализации.

Практическая значимость - в демонстрации адекватной им методики формирования системы рассматриваемых ценностей.

Современные педагоги под термином «формирование гражданско-па-триотических ценностей», в том числе у старшеклассников, склонны понимать процесс привития им системы ведущих ценностных ориентиров (Е.А. Зайцева, Л.А. Кузнецова, В.Я. Лыкова, А.В. Нуждин, Л.С. Пастухова, Э.В. Хомякова, Л.В. Шварева). В число этих, последних, как правило, включают:

- стремление к сохранению и преумножению культурного наследия своей страны, области, республики, края города, села, школы, семьи;

- любовь к малой и большой Родине;

- взаимное уважение между членами различных этнокультурных общностей, входящих в состав многонационального народа РФ [6, с. 247];

- гордость за достойные свершения своей страны и её граждан [1, с. 122].

Успешное завершение процесса формирования таких ориентиров подразумевает соблюдение двух организационно-педагогических условий.

Таблица 1

Критерии и показатели степени развития системы гражданско-патриотических ценностей старшеклассников

Критерии Показатели Уровни

Осознанное принятие факта верховенства духовного над материальным в жизни личности Признание важности духовно-нравственных ценностей, свойственных человеческому обществу на современном этапе его развития Высокий: учащийся в полной мере признаёт и принимает систему соответствующих ценностей, систематически демонстрирует готовность следовать таковым [11, с. 13]

Средний: старший школьник в основном признаёт и принимает такие ценности, демонстрирует стремление следовать им в большинстве ситуаций, возникающих в ходе учебной и иной деятельности

Низкий: учащийся разделяет отдельные ценности, свойственные современному обществу, эпизодически демонстрирует стремление следовать им [12, с. 63]

Наличие сформированной системы умений и навыков, позволяющих осуществлять моральный выбор в конкретных ситуациях учебной и иной деятельности Высокий: старшеклассник способен к уверенному моральному выбору в спорных ситуациях

Средний: учащийся способен к моральному выбору в большинстве спорных ситуаций

Низкий: старший школьник не способен к моральному выбору в спорных ситуациях [11, с. 23]

Знание национальных традиций Степень знакомства с основными традициями и обычаями своей этнокультурной общности и российского народа Высокий: старшеклассник демонстрирует уверенное знание основных традиций и обычаев своей этнокультурной общности и многонационального российского народа

Средний: учащийся демонстрирует в основном сформированные знания, касающиеся основных традиций и обычаев своей этнокультурной общности и многонационального российского народа

Низкий: старший школьник демонстрирует поверхностные, несистемные знания, касающиеся традиций и обычаев своей этнокультурной общности и российского народа [12, с. 64]

Знакомство с культурным наследием страны и своего региона Знание имён и опорных точек биографий выдающихся жителей своей малой и большой Родины, их главных заслуг Высокий: школьник уверенно демонстрирует знакомство с именами и основами биографий выдающихся соотечественников и земляков

Средний: учащийся в основном знаком с именами и основами биографий выдающихся соотечественников и земляков

Низкий: старшеклассник демонстрирует фрагментарные знания имён и основ биографий выдающихся соотечественников и земляков (И.Ю. Алалыкина, И.Я. Богуславская, Е.В. Дедюшина, И.В. Дубровина, Л.В. Ивойлова, Н.Н. Ярошенко)

Знакомство с народными промыслами, наиболее характерными для России и своего региона Высокий: ученик знаком с народными промыслами, получившими наиболее широкое распространение на территории страны и региона

Средний: в основном знаком с большинством народных промыслов, получивших наиболее широкое распространение на территории страны и региона

Низкий: характеризуется наличием отдельных, бессистемных знаний о народных промыслах, получивших наиболее широкое распространение на территории страны и региона [11, с. 60]

Первое условие - разработка и широкое применение в системе среднего общего образования определённых приёмов и методов [4, с. 53]. Подбор этих, последних, должен быть организован таким образом, чтобы предоставить старшеклассникам следующие возможности:

- постижение ведущих принципов демократии и гуманизма [3, с. 242];

- реализация активных поисков собственных роли и места в текущей социокультурной действительности [5, с. 46];

- наиболее полное раскрытие собственного духовного потенциала [2, с. 18].

Следующее организационно-педагогическое условие заключается в том,

что процесс формирования интересующих нас ценностей у современных учащихся старшей школы должен характеризоваться двумя специфическими чертами. К ним относятся:

- комплексность;

- планомерность [6, с. 250].

Приведённые выше организационно-педагогические условия могут быть реализованы средствами как урочной деятельности, так и внеурочной [7, с. 9-10]. Их сочетание позволит комплексно воздействовать на ход процесса развития соответствующих качеств [8, с. 180]. Последний включает два основных этапа.

На первом из них, познавательном, осуществляется развитие у старших школьников понимания принципов цивилизованного общества [9, с. 141]. Формируется также осознанное принятие идей патриотического отношения к своей стране и её народу [7, с. 11]. Целесообразной при этом представляется организация деятельности субъектов педагогического процесса по следующим направлениям:

- складывание у старшеклассников системы умений и навыков, связанных с реализацией самостоятельной когнитивной активности в данной области (А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова, А.Н. Томилин);

- формирование у них понимания важности достижения приемлемых результатов процесса патриотического воспитания [10, с. 44];

Библиографический список

- развитие у обучающихся системы принципов и ценностных установок, вкуса и нравственных ценностей [9, с. 13].

Второй этап, репродуктивный, связан с организацией такой деятельности старшеклассников, которую можно охарактеризовать наличием направленности на вовлечение данной категории учащихся в процесс формирования гражданско-патриотических ценностей [8, с. 181]. Соответствующие образовательные результаты могут быть достигнуты, прежде всего, за счёт активности обучающихся в рамках практических занятий [2, с. 19]. При этом могут быть реализованы следующие направления деятельности субъектов образовательных отношений:

- планирование активности, направленной на формирование у учащихся патриотизма с использованием средств урочной и внеурочной деятельности [10, с. 46];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработка и реализация соответствующих сценариев и планов.

Критерии и показатели, в соответствии с которыми может быть оценён уровень развития системы гражданско-патриотических ценностей у учащихся старших классов современных российских школ, представлены в табл. 1.

Таким образом, на современной стадии развития среднего общего образования и социума в целом чрезвычайно важной представляется интенсификация процесса развития системы гражданско-патриотических ценностей старшеклассников. Последняя может быть осуществлена путём внесения прогрессивных изменений в организацию как учебной, так и внеучебной деятельности лиц, осваивающих соответствующие образовательные программы.

Внедрение форм работы, реализация которых может положительно сказаться на формировании у обучающихся таких ценностей, представляется вполне возможным в большинстве российских школ. Для этого потребуется лишь некоторая модернизация практикуемых сегодня форм образовательной деятельности. То же можно сказать и о системе оценивания достигнутых образовательных результатов.

1. Землянская А.П. Историческое развитие педагогического управления. Управление образованием: теория и практика. 2021; № 3: 120-127.

2. Олесов Н.П. Проблема воспитания на основе этнокультурных ценностей в контексте глобализационных процессов. Современное педагогическое образование. 2020; № 3: 17-19.

3. Урусова Л.Х., Шигалугова М.Х. О проблеме современного образования в условиях глобализации. Образование и право. 2022; № 4: 240-244.

4. Панин Д.Ю. Воспитание гражданина-патриота: теоретический аспект. Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021; Т. 13, № 4: 49-56.

5. Кукубаева А.Х., Ерниязова Д.Т. Самоактуализация личности в поликультурной образовательной среде. Достижения науки и образования. 2022; № 1(81): 44-47.

6. Буранок С.О., Левин Я.А. Педагогические условия формирования гражданской идентичности. Самарский научный вестник. 2021; № 4: 247-251.

7. Артеменко Н.А., Белогуров С.В. О системе формирования ценностных установок студентов вузов при изучении гуманитарных дисциплин. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (103): 8-12.

8. Ри К.К. Патриотическое воспитание молодёжи в рамках факультативной деятельности студентов младших курсов вуза. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 179-181.

9. Калекин А.А. Патриотическое воспитание курсантов военного вуза на основе культурологического подхода. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Майкоп, 2019.

10. Томилин А.Н. Педагогические условия применения метода стимулирования в воспитательно-патриотической деятельности с учащейся молодёжью. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 44-47.

11. Титова С.А. Духовно-нравственное воспитание. Минск: Красико-Принт, 2015.

12. Николаева Е.И., Петрусевич А.А. Формирование ценностей и ценностных ориентаций школьников во внеурочной деятельности. Педагогическое образование в России. 2021; № 5: 61-66.

References

1. Zemlyanskaya A.P. Istoricheskoe razvitie pedagogicheskogo upravleniya. Upravlenie obrazovaniem: teoriya iprakíika. 2021; № 3: 120-127.

2. Olesov N.P. Problema vospitaniya na osnove 'etnokul'turnyh cennostej v kontekste globalizacionnyh processov. Sovremennoepedagogicheskoeobrazovanie. 2020; № 3: 17-19.

3. Urusova L.H., Shigalugova M.H. O probleme sovremennogo obrazovaniya v usloviyah globalizacii. Obrazovanie i pravo. 2022; № 4: 240-244.

4. Panin D.Yu. Vospitanie grazhdanina-patriota: teoreticheskij aspekt. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspekt. 2021; T. 13, № 4: 49-56.

5. Kukubaeva A.H., Erniyazova D.T. Samoaktualizaciya lichnosti v polikul'turnoj obrazovatel'noj srede. Dostizheniya nauki i obrazovaniya. 2022; № 1(81): 44-47.

6. Buranok S.O., Levin Ya.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya grazhdanskoj identichnosti. Samarskijnauchnyj vestnik. 2021; № 4: 247-251.

7. Artemenko N.A., Belogurov S.V. O sisteme formirovaniya cennostnyh ustanovok studentov vuzov pri izuchenii gumanitarnyh disciplin. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 8-12.

8. Ri K.K. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v ramkah fakul'tativnoj deyatel'nosti studentov mladshih kursov vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 179-181.

9. Kalekin A.A. Patrioticheskoe vospitanie kursantov voennogo vuza na osnove kul'turologicheskogo podhoda. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Majkop, 2019.

10. Tomilin A.N. Pedagogicheskie usloviya primeneniya metoda stimulirovaniya v vospitatel'no-patrioticheskoj deyatel'nosti s uchaschejsya molodezh'yu. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 44-47.

11. Titova S.A. Duhovno-nravstvennoe vospitanie. Minsk: Krasiko-Print, 2015.

12. Nikolaeva E.I., Petrusevich A.A. Formirovanie cennostej i cennostnyh orientacij shkol'nikov vo vneurochnoj deyatel'nosti. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2021; № 5: 61-66.

Статья поступила в редакцию 12.02.24

УДК 378

Asvarov N.A., Cand. of Sciences (History), Senior Lecturer, Rector, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia),

E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

FORMATION OF PATRIOTIC CONSCIOUSNESS IN HIGH SCHOOL STUDENTS BY MEANS OF ETHNOCULTURAL TOURISM WITH REGARD TO THE REPUBLIC OF DAGESTAN. Based on the author's pedagogical experience reflection and the analysis of special literature, the work studies the key features of the process of forming patriotic consciousness in high school students with the help of ethnocultural tourism. As an example such a multiethnic and multicultural region as the Republic Dagestan is taken. The author proves the need to modernize activities aimed at patriotic education among senior schoolchildren in modern realities. The research demonstrates what role ethno-cultural tourism can play in this process. The main types of the latter are characterized. The most significant features of such activities organization in Dagestan are described. The author observes pedagogical conditions, which are necessary for the optimal organization of work with high school students aimed at their comprehensive study of the different ethnical and cultural commonalities, living in Dagestan historical and ethnographic heritage with ethnocultural tourism extensive use.

Key words: secondary general education, patriotic education, traditional education, ethnocultural tourism, high school student

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.