Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулейманова Раиса Валиабдуллаевна, Мунгиева Нина Зурабовна, Сулейманова Тамара Рамазановна

Рассмотрен процесс формирования гражданско-патриотических ценностей у учащихся старших классов в современных социокультурных условиях. Его изучение осуществляется на основе анализа текущей социальной, экономической, политической и культурной ситуации. В соответствии с результатами последнего доказывается необходимость модернизации хода развития этих качеств старшеклассников и, в частности, его адаптации к современным условиям. Далее рассматриваются цели и задачи соответствующего процесса. Затем внимание уделяется методике по формированию гражданско-патриотических ценностей учащихся, относящихся к интересующей нас возрастной категории, а также этапам её реализации в образовательной практике. Приводятся критерии и показатели её результативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сулейманова Раиса Валиабдуллаевна, Мунгиева Нина Зурабовна, Сулейманова Тамара Рамазановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CIVIC AND PATRIOTIC VALUES HIGH SCHOOL STUDENTS IN MODERN SOCIO-CULTURAL CONDITIONS

The civic and patriotic values among high school students in modern socio-cultural conditions formation process is considered. Its study is based on the current social, economic, political and cultural situation analysis. In accordance with it’s results, the such qualities development course among high school students modernisation and, in particular, its adaptation to modern conditions necessity is proved. Next, the goals and objectives of the corresponding process are considered. Then attention is paid to the methodology for the formation of students belonging to the interest to us age category civil and patriotic values, as well as the stages of its implementation in educational practice. Its effectiveness criteria and indicators are given.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики Сулейманова Раиса Валиабдуллаевна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования Мунгиева Нина Зурабовна ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); старший преподаватель кафедры иностранных языков и методики их преподавания Сулейманова Тамара Рамазановна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. Рассмотрен процесс формирования гражданско-патриотических ценностей у учащихся старших классов в современных социокультурных условиях. Его изучение осуществляется на основе анализа текущей социальной, экономической, политической и культурной ситуации. В соответствии с результатами последнего доказывается необходимость модернизации хода развития этих качеств старшеклассников и, в частности, его адаптации к современным условиям. Далее рассматриваются цели и задачи соответствующего процесса. Затем внимание уделяется методике по формированию гражданско-патриотических ценностей учащихся, относящихся к интересующей нас возрастной категории, а также этапам её реализации в образовательной практике. Приводятся критерии и показатели её результативности.

Ключевые слова: гражданско-патриотические ценности, развитие системы гражданско-патриотических ценностей учащихся, патриотическое воспитание школьников, патриотическое воспитание старшеклассников, основное общее образование.

Annotation. The civic and patriotic values among high school students in modern socio-cultural conditions formation process is considered. Its study is based on the current social, economic, political and cultural situation analysis. In accordance with it's results, the such qualities development course among high school students modernisation and, in particular, its adaptation to modern conditions necessity is proved. Next, the goals and objectives of the corresponding process are considered. Then attention is paid to the methodology for the formation of students belonging to the interest to us age category civil and patriotic values, as well as the stages of its implementation in educational practice. Its effectiveness criteria and indicators are given.

Key words: civic and patriotic values, development of the system of civic and patriotic values of students, patriotic education of schoolchildren, patriotic education of high school students, basic general education.

Введение. Для современного российского социума характерна существенная интенсификация большинства процессов, происходящих в его экономической, социально-политической и культурной жизни (А. Аринцев, В.А. Беликов, А.Е. Щеглова). Подобные метаморфозы естественным образом сказываются на требованиях общества к выпускникам учреждений системы среднего общего образования (В.И. Андреев, Н.Г. Баженова, Н.М. Борытко, Л.П. Ильченко, А.А. Калекин, Х.А. Сафоев, И.В. Хлудеева).

В новых условия всё большее значение приобретают личностные компетенции выпускников [7, С. 27-28]. Необходимо уделить особое внимание их развитию, дабы лица, успешно освоившие программу школьного образования, смогли преуспеть в обществе ближайшего будущего (Л.А. Казарина, Я.А. Шалюк, И.С. Якиманская).

Ещё одна важная тенденция в развитии человеческого общества на настоящем этапе - глобализация. Последняя влияет практически на все сферы существования России и мира [3, С. 237]. Упоминая же глобализационные процессы, нельзя не сказать и о ряде проблем, требующих оперативного решения [10, С. 120-121]. Применительно к сфере основного общего образования наиболее существенным в этой связи представляется риск утраты учащимися национальной идентичности (Э.М. Андреев, Т.Н. Доронова, С.А. Козлова, А.А. Реан, В.Я. Титаренко, В.С. Торохтий).

Таким образом, интенсификация патриотического воспитания старшеклассников на сегодняшний день является важной проблемой с точки зрения дальнейшего развития соответствующего сегмента отечественной образовательной системы [7, С. 30]. Его адаптация к современным социокультурным условиям позволит оптимизировать процесс развития у них личностных компетенций, необходимых для самоидентификации в качестве граждан своей большой и малой родины [12, С. 45].

Частичному решению соответствующих вопросов посвящена наша статья.

Изложение основного материала статьи. Повышенный интерес современных педагогов-исследователей и практиков к вопросам содержания патриотического воспитания старшеклассников обусловлен следующими обстоятельствами:

- реорганизация и оптимизация образовательного процесса на ступени основного общего образования, происходящая в русле охарактеризованных во Введении тенденций (Л.А. Бурняшева, Л.Х. Газгиреева, В.Я. Лыкова, М.Б. Мерджанова, Е.Ф. Цагараева);

- более высокий, по сравнению с предыдущими ступенями, уровень понимания учащимися общественных процессов;

- ориентация современного образования на реализацию принципов гуманизма [2, С. 25];

- реформирование содержания и структуры ряда учебных предметов, в т.ч. гуманитарного цикла;

- необходимость разработки новых дисциплин и форм организации деятельности учащихся, способствующих формированию гармонично развитой личности, основывающихся на инновационных образовательных технологиях [1, С. 315-316];

- рост доверия участников образовательного процесса к широкому использованию в нём новых технологий;

- дифференциация образовательных программ в зависимости от типа класса и учебного заведения [5, С. 142].

Сегодня в качестве общепризнанного эталона процесса воспитания гражданско-патриотических ценностей у лиц,

осваивающих программы основного общего образования, выступает привитие главных ценностных ориентиров (В.Я. Лыкова, В.В. Розанов, Л.В. Шварева). Последние характеризуются направленностью на:

- взаимное уважение между членами различных этнических, религиозных и культурных общностей внутри многонационального российского народа;

- любовь к малой и большой Родине [5, С. 139-140];

- осознанное стремление к сохранению и преумножению культурного достояния своей страны, города, села, области, республики, края [1, С. 317];

- гордость за достойные свершения своей страны и её многонационального народа.

Для успешного формирования таких ориентиров необходимо развивать у старших школьников знание и понимание общепринятых правил, морально-этических норм, а также основ толерантного отношения в ходе взаимодействия с другими членами общества [12, С. 46-47]. Для этого, в свою очередь, в соответствующем сегменте системы образования должны быть разработаны и взяты на вооружение такие способы формирования знаний, умений и навыков учащихся, которые позволяли бы им:

- раскрыть собственный духовный потенциал;

- найти своё место в обществе;

- в полной мере постигнуть основные принципы демократии и гуманизма [3, С. 238].

В целом процесс формирования гражданственности у современных старшеклассников должен характеризоваться следующими чертами:

- планомерность;

- комплексность [2, С. 26].

В случае соблюдения данных требований он будет способствовать постепенному, личностно ориентированному осознанию учениками собственной гражданской позиции. Кроме того, подобная его организация позволит педагогам и администрации школ определить ключевые целевые установки и принципы, направленные на формирование соответствующих качеств у представителей молодого поколения (Л.Н. Бережнова, Е.А. Бережных, В.И. Богословский, С.Г. Григорьева, А.Д. Обутова, И.И. Поташова, Я.А. Шалюк).

В этой связи будет целесообразна реализация программ развития у них гражданско-патриотических ценностей средствами как урочной, так и внеучебной деятельности [4, С. 64-65]. Это позволит осуществлять комплексное воздействие, с большой вероятностью обеспечивающее успешное завершение процесса развития соответствующих качеств, имевшего место на ступенях начального общего и основного общего образования.

Главной задачей организованного таким образом процесса становится формирование у старшеклассников принципов цивилизованного общества, взаимного уважения и взаимопонимания [10, С. 125]. При этом, конечно, сохраняется необходимость привития представителям молодого поколения уважения к культурным и историческим ценностям как своей этнокультурной общности, так и многонационального российского народа [12, С. 46-47].

Методика развития соответствующих характеристик включает два основных этапа реализации (Табл. 1).

Таблица 1

Этапы реализации методики по формированию гражданско-патриотических ценностей старшеклассников

№ п/п Этап Цель Направления деятельности субъектов образовательных отношений

1 Познавательный Воспитание у старших школьников понимания принципов цивилизованного общества и идей патриотического отношения к своей стране и своему народу. Развитие у учащихся понимания важности патриотического воспитания (Т.Н. Доронова, Л.А. Журавлева, Н.М. Конжиев, Т.И. Кружкова, Х.С. Шагбанова).

Их обогащение опытом формирования патриотического чувства в ходе изучения отдельных предметов, а равно и внеурочной деятельности.

Вооружение старшеклассников навыками самостоятельной познавательной деятельности в соответствующей области [8, С. 237].

Формирование принципов, ценностных установок и целеполаганий. вкуса и нравственных ценностей учащихся.

2 Репродуктивный Организация деятельности старшеклассников, ориентированной на их вовлечение в процесс формирования гражданско-патриотических ценностей за счёт их активного участия в практических занятиях [13, С. 603]. Планирование активной деятельности по формированию патриотизма учащихся средствами урочной, внеурочной и внешкольной деятельности (Л.А. Журавлева, А.Н. Иманбетов, Н.М. Конжиев).

Разработка и реализация планов и сценариев соответствующих мероприятий.

Работа над проектами и творческими работами на гражданско-патриотическую тематику.

Современное состояние разработки соответствующей проблематики позволяет говорить о ряде критериев и показателей, в соответствии с которыми может быть осуществлена объективная оценка полноты сформированности гражданско-патриотических ценностей у учащихся старших классов (Табл. 2).

Таблица 2

Критерии и показатели сформированности системы гражданско-патриотических ценностей современных

старшеклассников

Критерии Показатели Уровни

Знание национальных традиций Любовь к своему Отечеству. Высокий: ученик осознанно и систематически демонстрирует любовь к большой и малой родине во всех ситуациях урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Средний: ученик демонстрирует любовь к большой и малой родине в большинстве ситуаций урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Низкий: ученик не демонстрирует системности и осознанности в любви к большой и малой родине, её проявления спорадичны.

Осознанное стремление помочь окружающим [6, С. 44-45]. Высокий: учащийся старших классов систематически проявляет стремление помочь окружающим.

Средний: учащийся старших классов, как правило проявляет стремление помочь окружающим.

Низкий: учащийся старших классов не проявляет стремления к помощи окружающим, либо проявления эти ситуативны.

Уровень знания традиций и обычаев своей этнокультурной общности и российского народа. Высокий: старшеклассник демонстрирует уверенное знание основных традиций и обычаев своей этнокультурной общности и российского народа.

Средний: старшеклассник демонстрирует в основном сформированные знания, касающиеся основных традиций и обычаев своей этнокультурной общности и российского народа [11, С. 51-52].

Низкий: старшеклассник демонстрирует поверхностные, несистемные знания, касающиеся традиций и обычаев своей этнокультурной общности и российского народа.

Знакомство с культурным наследием Знание охраняемых природных территорий своей страны, края, области, республики [11, С. 50]. Высокий: учащийся демонстрирует систематические знания об охраняемых природных территориях своей страны, края, области, республики.

Средний: учащийся демонстрирует в основном сформированные и упорядоченные знания об охраняемых природных территориях своей страны, края, области, республики.

Низкий: учащийся фрагментарные, бессистемные знания об охраняемых природных территориях своей страны, края, области, республики.

Знакомство с народными промыслами России и своего региона. Высокий: ученик знаком с народными промыслами, получившими наиболее широкое распространение на территории своей страны и региона, способен воспроизводить большинство характерных для них технических приёмов.

Средний: ученик в основном знаком с большинством народных промыслов, получивших наиболее широкое распространение на территории своей страны и региона, способен воспроизводить ряд характерных для них технических приёмов.

Низкий: ученик характеризуется наличием отдельных, бессистемных знаний о народных промыслах, получивших наиболее широкое распространение на территории своей страны и региона, не способен воспроизводить характерные для них технические приёмы, либо может имитировать незначительную их часть [1, С. 316].

Имена и опорные точки биографий выдающихся людей своей малой и большой Родины, их заслуги. Высокий: учащийся демонстрирует знакомство с именами и основами биографий выдающихся соотечественников и земляков на системной основе, уверенно оперирует соответствующими данными.

Средний: учащийся в основном знаком с именами и основами биографий выдающихся соотечественников и земляков, может оперировать соответствующими данными.

Низкий: учащийся демонстрирует фрагментарные знания имён и основ биографий выдающихся соотечественников и земляков, не способен

оперировать соответствующими данными [4, С. 66].

Осознание приоритета духовного над материальным в жизни человека Сформированность умений и навыков, позволяющих осуществлять моральный выбор в конкретных ситуациях [9, С. 182]. Высокий: старшеклассник способен к уверенному моральному выбору в спорных ситуациях учебной и иных видов деятельности.

Средний: старшеклассник способен к моральному выбору в большинстве спорных ситуаций учебной и иных видов деятельности.

Низкий: старшеклассник не способен к моральному выбору в различных ситуациях.

Признание духовно-нравственных ценностей, характерных для современного цивилизованного общества. Высокий: учащийся в полной мере признаёт принятые в современном обществе духовно-нравственные ценности и демонстрирует осознанное стремление следовать им.

Средний: учащийся в основном разделяет принятые в современном обществе духовно-нравственные ценности и в большинстве ситуаций демонстрирует стремление следовать им.

Низкий: учащийся разделяет отдельные ценности, принятые в современном обществе, изредка демонстрирует стремление следовать им.

Знание географии своей малой и большой Родины. Высокий: ученик старших классов демонстрирует сформированную систему знаний по географии своей большой и малой родины [5, С. 145].

Средний: ученик старших классов демонстрирует сформированность основных знаний по географии своей большой и малой родины.

Низкий: ученик старших классов демонстрирует фрагментарные знания по географии своей большой и малой родины.

Для выявления вышеперечисленных уровней сформированности гражданских и патриотических чувств старшеклассников необходимыми представляются организация и проведение различных комплексных исследований (Ф.Ш. Жумаев, М.Н. Исмоилова, Г.Х. Тураева, К.К. Хамраев).

Теперь необходимо подвести итоги нашего исследования.

Выводы. На основе вышеизложенного мы можем заключить, что для настоящего этапа развития отечественной педагогической науки и практики в качестве общепризнанного эталона процесса воспитания гражданско-патриотических ценностей старшеклассников выступает привитие главных ценностных ориентиров. Последние направлены на: взаимное уважение между членами различных этнических, религиозных и культурных общностей внутри многонационального российского народа; любовь к малой и большой Родине; осознанное стремление к сохранению и преумножению культурного достояния своей страны, города, села, области, республики, края; гордость за достойные свершения своей страны и её многонационального народа.

Успешное формирование таких ориентиров подразумевает интенсификацию развития у старших школьников знания и понимания общепринятых правил, морально-этических норм, а также основ толерантного отношения в ходе взаимодействия с другими членами общества. Соответственно, целесообразной представляется реализация программ развития у них гражданско-патриотических ценностей средствами как урочной, так и внеучебной деятельности.

При этом современное состояние разработки соответствующей проблематики позволяет говорить о ряде критериев и показателей, в соответствии с которыми может быть осуществлена объективная оценка полноты развития гражданско-патриотических ценностей у учащихся старших классов. С точки зрения определения уровня их сформированности оптимальными представляются организация и проведение различных комплексных исследований.

Литература:

1. Алиханова, Б.А. Введение старшеклассников в этнотуристическую деятельность как объединяющий атрибут школьных патриотических мероприятий / Б.А. Алиханова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 1(96). -С. 315-317

2. Алиханова, Б.А. Этнотуризм и его потенциал в формировании патриотического сознания на примере Республики Дагестан / Б.А. Алиханова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75. - С. 24-26

3. Ковалева, Н.С. Проблемы воспитания в мире глобализации / Н.С, Ковалева // Воспитание и обучение детей младшего возраста. Материалы VIII Международной конференции. - Москва: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2019. - С. 237-238

4. Коцина, М.Н. Воспитание гражданина и патриота в трудах А.С. Макаренко / М.Н. Коцина // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2021. - № 5. - С. 63-67

5. Крылова, Е.Л. Методы изучения патриотического сознания молодёжи / Е.Л. Крылова // Вестник Тверского государственного университета. Педагогика и психология. - 2019. - № 2(47). - С. 137-147

6. Мамуров, У.И. Формы и методы военно-патриотического воспитания / У.И. Мамуров // Вестник науки и образования. - 2020. - № 22(100). - С. 43-46

7. Мальчукова, Н.Н. Духовно-нравственные ценности как основа воспитания современного молодого поколения / Н.Н. Мальчукова, С.В. Куликова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 5(96). - С. 27-30

8. Мелентьев, А.В. Этапы патриотического воспитания / А.В. Мелентьев // Образование и право. - 2020. - № 7. -С. 237-241

9. Румянцев, А.С. Равнение на подвиг: из опыта патриотического воспитания учащихся и студентов / А.С. Румянцев, Е.С. Уматова // Эко-потенциал. - 2019. - № 1(25). - С. 167-183

10. Синагатуллин, И.М. Цифровая глобализация и её влияние на образование / И.М. Синагатуллин, Т.И. Горная, Э.Н. Яппарова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2021. - № 4(94). - С. 118-127

11. Темиров, У.Х. Принципы военно-патриотического образования / У.Х. Темиров // Вестник науки и образования. -2020. - № 22(100). - С. 49-52

12. Томилин, А.Н. Педагогические условия применения метода стимулирования в воспитательно-патриотической деятельности с учащейся молодёжью / А.Н. Томилин // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 1(98). - С. 44-47

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. To the definition of the notion «Multicultural educational environment» / D. Enygin, N. Fominykh, A. Bubenchikova [etc.] // Astra Salvensis. - 2018. - V. 6. - Iss. 1. - Pp. 601-616

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Сырова Надежда Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); обучающийся Голова Карина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Целью данной работы является теоретическое обоснование применениятакого нетрадиционного метода в системе обучения студентов творческой направленности как комикс для формирования композиционных умений обучающихся, выявление преимуществ данной методики в сравнении с традиционными приемами и способами обучения на практике.В результате проведенного исследования было выявлено, что студенты проявили большой интерес к изучению комиксов, показав хорошие теоретические и практические результаты.В статье использовано сочетание теоретических и практических методов исследования, которое позволило выявить положительный результат в нетрадиционном подходе применения комикса как дополнительного средства формирования композиционных умений студентов.

Ключевые слова: композиция,композиционные умения, комикс, нетрадиционные методы, студенты.

Annotation. The purpose of this work is the theoretical substantiation of the use of such an unconventional method in the system of teaching students of a creative orientation as a comic to form the compositional skills of students, identifying the advantages of this technique in comparison with traditional methods and methods of teaching in practice. As a result of the study, it was revealed that students showed great interest in studying comics, showing good theoretical and practical results. The article uses a combination of theoretical and practical research methods, which made it possible to reveal a positive result in an unconventional approach to the use of comics as an additional means of forming students' compositional skills.

Key words: composition, compositional skills, comics, non-traditional methods, students.

Введение.Мир стремительно меняется, затрагивая все сферы жизни человека. Это касается и системы образования. На сегодняшний день общество нуждается в людях высокообразованных, творческих, инициативных, способных мыслить креативно, умеющих принимать самостоятельные нестандартные решения. Образовательные стандарты требуют от учреждений создания условий для формирования высокого уровня развития обучающихся, который состоит из значимых показателей личностных, метапредметных и предметных результатов. Уровень развития молодежи — это всегда результат их учебно-познавательной и учебно-воспитательной деятельности. Развитие изобразительных и творческих способностей обучающихся осуществимо только при хорошо продуманной системе педагогического руководства. Педагог должен не только сообщать знания, обучать техникам и приемам деятельности, но и организовывать саму деятельность, используя различные способы. Только тогда будут получены положительные результаты в любой области.Одним из необходимых навыков художественной деятельности являются композиционные умения. Именно они часто определяют уровень творческого развития обучающегося. Большинство из существующих приемов и методов обучения применяются многие годы и не отвечают запросам молодого поколения как преподавателей, так и студентов. Необходимость в поиске совершенно новых подходов, отвечающим современным требованиям, обращают внимание педагоги Г.А. Игнатьева, Э.К. Самерханова, и др. [8]. Создание комикса - один из нетрадиционных методов обучения творчеству в вузах, но обладающий определенным обучающим потенциалом в плане композиции. Рассмотрение возможности использования комиксов как дополнительного средства формирования композиционных умений студентов и определило актуальность данного исследования.

Целью исследования является изучение возможностей использования комиксов в качестве нетрадиционного метода формирования композиционных умений обучающихся. Использовались теоретико-методологические методы: анализ психолого-педагогической, методической, специальной литературы; систематизация, обобщение, сравнение и эмпирические: тестирование, обсервационные (прямое и косвенное наблюдение).

Методологической опорой исследования явились работы зарубежных и отечественных исследователей:

- в области изучения композиционных умений Г.А. Гиппиуса, О.Л. Голубевой, В.И. Коваленко, Н.Ю. Останиной, Р.В. Паранюшкина, И.Ю. Руднева, Е.В. Шорохова и других [3; 4; 9; 16; 17; 18; 22];

- в области изучения сущности комиксов У. Айснер, А. Дружинина, В.Ф. Ленте, С. Ли, С. Макклауда и других [1; 5; 10; 11; 13];

- в области изучения возможностей использования комиксов в развитии композиционных умений обучающихся Н.А. Бакулиной, А.В. Жуликова, С. Макклауд, Дж. Эйбел и других [2; 6; 13; 23].

Педагогическое наблюдение, тестирование и опрос в рамках дополнительных занятий по дисциплине «Теория композиции» осуществлялись в Мининском университете (г. Нижний Новгород) на кафедре декоративно-прикладного искусства и дизайна, в котором приняли участие 24 студента первого курса.

Изложение основного материала статьи. В современном мире есть множество технологий и инструментов для изобразительной деятельности. Но, прежде чем обучать этому студентов, необходимо расширить их базовые знания, в том числе и касающиеся понятий «композиция» и «композиционные умения», которые они должны приобрести. В исследовании проведен анализ литературы, касающейся развития композиционных умений, дано определение понятию «композиционные умения», состоящему из двух слагаемых: «умения» и «композиция». Рассмотрим их отдельно.

У понятия «умения» есть несколько трактовок. Наиболее общее понимание дается в словаре Д.Н. Ушакова: умение -способность делать что-нибудь, основанная на знании, опытности, навыке [20, С. 940]. В.И. Загвязинский под умениями понимает компоненты деятельности, включающие как автоматизированные элементы (навыки), так и операции, совершаемые под контролем сознания [7, С. 30]. В.Д. Симоненко трактует умения как освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков [15, С. 360]. Таким образом, умение - это некий комплекс действий, сформированный на основе полученных знаний, навыков и опыта деятельности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.