№ 2 (10) / 2021
УДК 37.017.4
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Кочкина Т. В. Формирование гражданской идентичности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 2 (10) / июль. - С. 62-71. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/05juL2021/ kvo208/
Кочкина Татьяна Владимировна | [email protected]
Учитель начальных классов МАОУ гимназия № 32 Калининград, Россия
Формирование гражданской идентичности младших школьников
Аннотация. В статье обосновывается актуальность вопросов патриотического воспитания на современном этапе развития российского общества. Представлена модель формирования гражданской идентичности младших школьников, теоретический и практический аспекты патриотического воспитания в начальной школе. Данная модель реализуется на практике с опорой на современные научные представления о процессе и результате патриотического и гражданского воспитания. Обобщен многолетний опыт работы по патриотическому воспитанию младших школьников. Предложена авторская методика диагностики сформированности гражданской идентичности учащихся начальной школы.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, гражданская идентичность, младшие школьники.
На всех исторических этапах развития образования школа была и продолжает оставаться важнейшим ресурсом воспитания подрастающего поколения. Именно в школьные годы ребенок становится личностью, у него формируются
ценности, которые будут определять его отношение к себе и миру, влиять на его поступки и поведение в целом.
Как воспитать человека-созидателя, любящего и заботливого, оберегающего свою семью и свою страну в этом полном противоречий мире? Что сегодня говорит об этом педагогика? Как новые педагогические идеи воплощаются в воспитательной практике современного учителя?
Отвечая на эти и многие другие вопросы, связанные с воспитательным процессом, отметим, что их актуальность подтверждается появлением новых документов, подчеркивающих роль воспитания. Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся», уточняя понятие «воспитание», акцентирует внимание на патриотическом воспитании: «Воспитание — это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся [...],
УДК 37.017.4
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Кочкина Т. В. Формирование гражданской идентичности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 2 (10) / июль. - С. 62-71. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/05juL2021/ kvo208/
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [Цит. по: 6].
Содержательная сущность патриотического воспитания раскрывается и в других документах государственной важности. Согласно концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, патриотизм рассматривается как устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. С другой стороны, патриотизм представляется как важная часть общественного сознания, которая проявляется в отношении к своему народу, его истории и культуре, государству, системе ценностей.
Патриотизм начинается с любви к близким людям, месту, где ты родился и вырос, и развивается до зрелой осознанной любви к своей стране. Именно эта любовь мотивирует человека на конкретные дела и поступки, совершенные во благо Отечества. Любовь к родине — нравственная основа жизнеспособности государства.
Но как воспитать патриотизм у детей, чьи родители взрослели в условиях кризиса советской системы ценностей, духовной
дезориентации? Ответ на этот вопрос рождался в практике воспитательной работы с учениками и их родителями. Вести такую работу следует не навязывая собственные ценности, а создавая условия для формирования у детей чувства патриотизма. От любви к родным людям, уважения к старшему поколению
— защитникам Отечества — до бережного отношения к природе и культурному наследию страны, желания быть причастным к его сохранению и преумножению
— таков не сложный, на первый взгляд, путь воспитания гражданина и патриота. Практика показывает, что пройти его можно только в триаде «учитель — ученики — родители».
Говоря о воспитании, современные ученые Л. В. Байбородова и М. И. Рожков используют термин «педагогическое сопровождение». «Воспитание — педагогическое сопровождение развития человека, реализующего субъектную позицию, основанную на гуманистических, нравственных ценностях» [Цит. по: 1, с. 20]. С точки зрения В. И. Слободчи-кова, субъектная позиция — это устойчивая система отношений человека к миру, другим людям и самому себе, позволяющая ему сознательно, ответственно и свободно совершать жизненные выборы и поступки на основе принятых ценностей [5].
В этих определениях мы находим ответы на поставленные вопросы. В процессе патриотического воспитания младших школьников учитель, применяя технологию педагогического сопровождения,
УДК 37.017.4
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Кочкина Т. В. Формирование гражданской идентичности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 2 (10) / июль. - С. 62-71. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/05juL2021/ kvo208/
создает условия для формирования системы ценностей, которая станет основой их поступков и жизненных выборов, в том числе связанных с отношением к Родине.
Уточняя цель патриотического воспитания школьников, соотнесем ее с личностными результатами освоения основной образовательной программы начального общего образования, описанными в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования как способность к осознанию российской идентичности, уважение и любовь к своей стране, развитость гражданской позиции.
А. Н. Иоффе рассматривает следующие структурные компоненты гражданской идентичности: когнитивный (гражданская информированность и грамотность); ценностный (гражданская позиция); эмоциональный (патриотизм); деятельнос-тный (участие в реальных гражданских делах) [3, с. 3-10]. Мы сочли возможным объединить ценностный и эмоциональный компоненты. Все выделенные компоненты гражданской идентичности формируются в опоре на возрастные особенности детей младшего школьного возраста: их открытость, эмоциональность, желание действовать.
Таким образом, с учетом всего сказанного моделируем процесс патриотического воспитания как создание условий для формирования гражданской идентичности. Модель представлена целевым, содержательным,
организационно-деятельностным и
диагностико-результативным блоками (рисунок 1).
Целевой блок описывает общую цель и вытекающие из нее задачи для всех участников воспитательного процесса: учителя, учащихся, родителей. Задачи учителя: передать знания о природе, истории, культуре России; свое эмоционально-ценностное отношение к передаваемым фактам; организовывать акции, встречи, конкурсы, викторины, праздники с последующей рефлексией и обменом впечатлениями; поощрять инициативу детей в организации акций доброй воли и встреч с представителями старшего поколения (бабушками, дедушками, пережившими военные годы, участниками послевоенного восстановления страны). Задачи учеников: освоить предметные знания о России; осознать с помощью взрослых свое отношение к полученным знаниям; научиться проявлять созидательную инициативу; делать что-то доброе для близких, для школы, для людей, которым нужны помощь и забота; получить опыт нравственного выбора. Задачи родителей: поддерживать инициативы детей, оказывать организационную помощь в получении опыта гражданского поведения и гражданской активности.
Основой работы с родительским коллективом является принцип публичной открытости учебно-воспитательного процесса для родительской общественности. Ежедневные информационные и видеоотчеты родители получают от
Кочкина Т. В. Формирование гражданской идентичности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 2 (10) / июль. - С. 62-71. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/05jul2021/ kvo208/
Задачи учителя: передать знания □ природе, истории, культуре России; свое эмоционально-ценностное отношение к: передаваемым фактам; организовывать акции, встречи, конкурсы, викторины, праздники Задачи учеников: освоить предметные знания о России, осознать с помощью взрослых свое отношение к полученным знаниям, принимать активное участие в ■социальных проектах и акциях, инициировать их Задачи родителей: поддержив ать, оказывать организационную помощь
Гражданская идентичность
Содержательный блок
Когнитивный компонент {знания о Россииг ее природе., историиг культуре, традициях) Эмоционально-ценностный компонент (любовь к близким людямг родной природе, уважение к защитникам Отечества, чувства гордости — «Это моя страна, моя Родина!») Деятельностный компонент (желание и умение ■сделать приятное близким людям, отдать дань памяти защитникам Отечества, принять участие в коллективных проектах по облагораживанию территории школы, класса, оказать посильную помощь нуждающимся в ней)
т
Ор га н иза цио н но - деятел ьн остн ый бл о к
Методы Организационные формы
- Методы формирования сознания (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, диспут, пример из жизни и / или искусства, личный пример); - методы организации деятельности и формирования опыта (метод создания воспитывающих ситуаций, иллюстрации и демонстрации, репродуктивные и проблемно-поисковые методы); — методы стимулирования и мотивации деятельности [соревнование, познавательная игра, поощрение и др.); — методы контроля эффективности педагогического процесса {авторская методика) Урочная и внеурочная деятельность: классные часы, экскурсии, встречи, участие б проектах и акциях, конкурсы, поездки, оформление еыставок, проведение викторинл оформление дневника краеведа, поисково-исследовательская деятельность, волонтерское движение, праздники. (В условиях пандемии — в дистанционном формате)
Диагностико-результативный блок
(авторская методика)
Рисунок 1 — Модель формирования гражданской идентичности (на рисунке — ГИ) младших школьников
№ 2 (10) / 2021
УДК 37.017.4
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
УДК 37.017.4
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Кочкина Т. В. Формирование гражданской идентичности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 2 (10) / июль. - С. 62-71. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2021/05jul2021/ kvo208/
классного руководителя на сайте класса. Дети вместе с родителями участвуют в патриотических конкурсах, акциях. Все воспитательные аспекты обсуждаются еженедельно на родительских конференциях в онлайн-формате.
Рассмотрим компоненты содержательного блока. Это, прежде всего, знания о России, ее природе, истории, культуре; способность осознавать свои чувства и отношение к полученным знаниям; умение проявлять в доступной возрасту форме гражданское поведение. Предметные знания, полученные на уроках окружающего мира, чтения, расширяются и подкрепляются знаниями, полученными во внеурочной деятельности. Наиболее значимые темы для формирования представлений о России связаны с особенностями ее географического положения, символикой, климатом, растительным и животным миром, историей и культурой. Особое место занимают темы, посвященные малой Родине: «Край, в котором мы живем. Географическое положение Калининградской области»; «История края»; «Природные ресурсы, климат, растительный и животный мир Калининградской области»; «Вклад региона в хозяйство страны»; «Известные люди нашей области»; «Калининград во время Великой Отечественной Войны»; «Город, в котором я живу. История и символика города»; «Карта нашего города. Архитектура. Исторические названия улиц и площадей»; «Памятники Калининграда и Калининградской области».
Организационно-деятельностный блок
включает описание методов и организационных форм работы. Среди методов осуществления педагогического процесса назовем следующие: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, беседа, дискуссии, диспуты, работа с книгой, пример); методы организации деятельности и формирования опыта (создание воспитывающих ситуаций, практическая работа, репродуктивный, проблемно-поисковой); методы стимулирования и мотивации деятельности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, поощрение и др.); методы контроля эффективности педагогического процесса [4, с. 405]. Среди организационных форм работы — урочная и внеурочная деятельность: классные часы, тематические экскурсии, встречи с известными людьми Калининградской области, участие в проекте «Вахта памяти», акциях «Бессмертный полк» и «Георгиевская ленточка», конкурс стихов собственного сочинения к Дню победы, экскурсионные поездки по историческим местам, оформление выставок, проведение викторин, оформление дневника краеведа, поисково-исследовательская деятельность, волонтерское движение, праздники.
Традиционным для первоклассников стал семейный праздник «В единстве наша сила», где каждая семья представляет свою «визитную карточку»: рассказ о национальном составе, традициях, ценностях, культуре. В конце праздника дети и взрослые садятся за большой стол
УДК 37.017.4
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Кочкина Т. В. Формирование гражданской идентичности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 2 (10) / июль. - С. 62-71. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/05juL2021/ kvo208/
и угощаются главными блюдами каждой семьи. Так создается атмосфера дружбы и взаимопонимания, уважения и толерантности в многонациональном классном коллективе.
Художественно-творческая деятельность, праздники, встречи с писателями и поэтами родного края позволяют проявиться каждому ребенку. Большим ресурсом в работе является сотрудничество с различными учреждениями дополнительного образования и организациями, в частности, с благотворительным центром «Верю в чудо» и духовно-просветительским центром Калининградской епархии РПЦ.
Тема Великой отечественной войны — одна из наиболее важных в воспитании патриотических чувств младших школьников. С ней связаны совместные проекты детей и родителей, в рамках которых изучаются семейные письма и дневники. Ученики приносят семейные реликвии, награды своих воевавших родственников. Встречи с прабабушками и прадедами позволяют прикоснуться к живой истории. Вместе с ними пересматриваем военные снимки, изучаем героическое прошлое семей.
В условиях пандемии все это было организовано в дистанционном режиме. Младшие гимназисты приняли участие в большом проекте «Дорогами победы», присоединились к Всероссийской акции «Георгиевская ленточка», участвовали в творческом марафоне «Стихи о войне. Читают дети. Читаем дома. 9 мая». Личным
примером учитель может мотивировать учеников, записав, например, стихотворение в своем исполнении. В нашем случае это послужило началом создания видеоролика «Читают дети о войне». 9 мая в руках у многих были портреты дедов и прадедов. В Бессмертном полку мы прошли рядом с нами. Другой видеоролик, созданный совместными усилиями детей и родителей, был посвящен медицинским работникам — «Спасибо скажем докторам!» В своих рисунках и видеообращениях маленькие гимназисты благодарили людей, которые, рискуя собственной жизнью и здоровьем, спасали других.
Таким образом, мероприятия органи-зационно-деятельностного блока охватывают все аспекты патриотического воспитания: историческая память и уважение к защитникам Родины; благотворительность и забота о тех, кто в ней нуждается; экологическая культура и забота о родной природе; причастность к многонациональной культуре России; уважение к людям труда.
Диагностико-результативный блок.
Авторский диагностический комплекс для определения сформированности гражданской идентичности у учащихся 1-го — 4-го классов (приложение 1) был разработан на основе пособия «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» Е. В. Бунеевой, А. А. Вахрушева, С. А. Козловой, О. В. Чиндиловой [2]. Каждая группа заданий направлена на выявление уровня владения
УДК 37.017.4
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Кочкина Т. В. Формирование гражданской идентичности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 2 (10) / июль. - С. 62-71. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/05juL2021/ kvo208/
информацией о России (когнитивный компонент гражданской идентичности), отношения к этой информации (эмоционально-ценностный компонент), потенциального / реального действия (поступка) в предложенной ситуации (деятельностный компонент).
Результаты комплексной диагностики становятся ориентиром для выстраивания последующей работы.
Проводимая диагностика позволила увидеть эффективность предлагаемого подхода к формированию гражданской идентичности младших школьников. Уже к третьему классу учащиеся и их родители становились не только активными участниками, но и инициаторами различных проектов и акций, проявляя гражданскую позицию и патриотизм.
Практика показала еще одно необходимое условие эффективности патриотического воспитания. Начинать работу надо с пониманием, что патриота может воспитать человек, который сам является патриотом. Именно активная жизненная позиция и гражданская ответственность учителя является основополагающим фактором в решении поставленных задач по формированию гражданской идентичности школьников.
Список литературы
1. Байбородова, Л. В. Ценностно-смысловые основы воспитательной деятельности: Учебник для
студентов бакалавриата направлений «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. - 367 с.
2. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования: Проверочные работы. 1 класс / Е. В. Бунеева [и др.]. — М.: Баласс, 2016. — 80 с.
3. Иоффе, А. Н. Идентичность сегодня: понимание, проблемы и пути становления общероссийской гражданской идентичности средствами образования / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. — 2015. — № 2. — С. 3-10.
4. Сластенин, В. А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
5. Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. — Екатеринбург: Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. — 263 с.
6. Федеральный закон от 31.07.2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» [Электронный ресурс]. — URL: https:// rg.ru/2020/08/07/ob-obrazovanii-dok.html (дата обращения: 22.05.2021).
УДК 37.017.4
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Кочкина Т. В. Формирование гражданской идентичности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 2 (10) / июль. - С. 62-71. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/05jul2021/ kvo208/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Авторская методика диагностики уровня сформированности гражданской идентичности младших школьников
Методика используется в конце каждого года обучения, начиная с 1 класса. Предполагает изучение когнитивного, эмоционального и деятельностного компонентов гражданской идентичности обучающихся.
За каждый правильный ответ (когнитивный и эмоционально-ценностный компоненты) дается по 1 баллу, за участие в мероприятиях (деятельностный компонент) — по 1 баллу. Максимальное количество баллов — 10. Уровни определяем следующим образом: 8-10 баллов — высокий уровень; 4-7 баллов — средний уровень; 0-3 балла — низкий уровень.
Задания подбирались с учетом возрастных особенностей младших школьников и содержания школьных программ. Так, в 1 классе чаще использовались задания в виде картинок и иллюстраций.
1 КЛАСС
Когнитивный компонент
1. На рисунке флаги разных стран (каждый из них состоит из трех полос: красной, синей и белой). Отметь изображение Российского флага.
2. Даны изображения деревянных игрушек, среди которых матрешка. Отметь
игрушку, которая считается одним из символов России.
3. На картинке иллюстрации к известным сказкам. Отметь иллюстрацию к русской народной сказке.
Эмоционально-ценностный компонент
1. Даны изображения, связанные с праздниками (8 марта, Новый год, день рождения, День защитника Отечества). Отметь картинку праздника, который отмечают только в России. Какие чувства испытывают люди во время этого праздника: радость, грусть, гордость, уважение, благодарность?
2. Даны иллюстрации с изображением видов деятельности: дети катаются на аттракционах, кладут к памятнику цветы, играют в детском городке. Отметь картинку, на которой изображено то, что бы ты обязательно сделал в праздник 9 мая. Какие чувства испытывают люди во время этого праздника: радость, грусть, гордость, уважение, благодарность?
Деятельностный компонент
Учитель фиксирует участие каждого ученика в мероприятиях различного уровня
(таблица 1).
2 КЛАСС
Когнитивный компонент
1. Даны термины: песня, герб, флаг, гимн, хоровод. Отметь символы России.
УДК 37.017.4
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Кочкина Т. В. Формирование гражданской идентичности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 2 (10) / июль. - С. 62-71. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/05juL2021/ kvo208/
Таблица 1 — Таблица для фиксации участия учеников в мероприятиях различного уровня
№ п/п Фамилия, имя учащегося Благотворительные акции (федеральные, региональные) Мероприятия к Дню Победы Экологический проект «Зеленый край» Проект «Россия —многона-циональ-ная страна Конкурс сочинений «Все профессии важны, выбирай на вкус!» Всего
2. Даны изображения разных деревьев. Отметь дерево, которое является символом нашей Родины.
3. Даны изображения достопримечательностей городов России. Отметь картинку с изображение столицы нашей Родины.
Эмоционально-ценностный компонент
1. Даны изображения, связанные с праздниками (8 марта, Новый год, День матери, День защитника Отечества, День Победы). Напиши название каждого праздника. Какие чувства испытывают люди во время этих праздников: радость, грусть, гордость, уважение, печаль, благодарность, нежность, любовь?
2. Даны сочетания слов: парад на Красной площади, возложение цветов к памятнику, поздравление ветеранов, отдых на природе, игра в
компьютерные игры. Отметь, что ты обязательно сделал бы 9 мая.
Деятельностный компонент
Учитель фиксирует участие каждого ученика в мероприятиях различного уровня (таблица 1).
3 КЛАСС
Когнитивный компонент
1. Даны портреты известных людей России: космонавтов, писателей, композиторов. Подпиши имена известных тебе людей.
2. Даны названия семи различных городов мира. Отметь названия только российских городов.
3. Даны отрывки из русских сказок. Допиши название и автора (если есть).
УДК 37.017.4
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Кочкина Т. В. Формирование гражданской идентичности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 2 (10) / июль. - С. 62-71. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/05juL2021/ kvo208/
Эмоционально-ценностный компонент
1. Даны картинки: загрязнение отходами водоемов, мусор в парке, убитые браконьерами животные, пораненные деревья в лесу. Нарисуй знаки, предотвращающие эти действия.
2. Напиши ответ: Даны два изображения: на одном — дети кладут цветы к памятнику, на втором — рисуют на памятнике. Напиши, что недопустимо и почему.
Деятельностный компонент
Учитель фиксирует участие каждого ученика в мероприятиях различного уровня
(таблица 1).
4 КЛАСС
Когнитивный компонент
1. Каких героев Великой Отечественной войны ты знаешь? Назови их имена.
2. Отметь изображение животных, которые обитают в твоей области.
3. Даны названия семи рек мира. Отметь названия рек, которые протекают в России.
Эмоционально-ценностный компонент
1. Закончи предложение: «Если бы я был волшебником, то для своего города сделал бы ...»
2. Напиши, что для тебя самое главное в жизни.
Деятельностный
Учитель фиксирует участие каждого ученика в мероприятиях различного уровня (таблица 1).
Tatiana V. Kochkina
Gymnasium № 32 Kaliningrad, Russia
Formation of the civic identity of primary school students
Abstract. The article substantiates the relevance of the issues of patriotic education at the present stage of the development of Russian society. The article presents the model of the formation of the civic identity of Primary school students, theoretical and practical aspects of patriotic education in primary school. This model is implemented in practice based on modern scientific ideas about the process and result of patriotic and civic education. The article summarizes many years of experience in patriotic education of primary school children. The author's method of diagnosing for the formation of civic identity of primary school students is proposed.
Keywords: patriotic education, civic identity, Primary school students.