Румянцева О. А., Ларина А. Б. К вопросу формирования здоровьесохраняющей компетентности родителей школьников с нарушениями зрения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 2 (10) / июль. — С. 72-81. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2021/05jul2021/kvo209/
Румянцева Ольга Александровна | [email protected]
Магистрант Института образования
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Учитель начальных классов
ГБУ КО «Школа-интернат»
Калининград, Россия
Ларина Александра Борисовна | [email protected]
Кандидат педагогических наук
Доцент Института образования
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Учитель-логопед
МАОУ «Гимназия "Вектор" г. Зеленоградска» Калининград, Россия
К вопросу формирования здоровьесохраняющей компетентности родителей школьников с нарушениями зрения
Аннотация. В статье рассматривается необходимость формирования здоровьесохраняющей компетентности родителей школьников с нарушениями зрения, приводятся примеры исследований в данной области; предпринимаются попытки поиска определения понятий «родительская компетентность», «здоровьесохра-няющая родительская компетентность»; обосновывается необходимость формирования способности родителей развивать здоровье обучающихся с нарушением зрительных функций, разработки специальной программы педагогического сопровождения, которая включает разные компоненты и предусматривает комплексную работу с семьей в части
№ 2 (10) / 2021
УДК 376.352
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
развития, сохранения и укрепления здоровья (физического, психического, социального).
Ключевые слова: здоровье, школьники с нарушениями зрения, родительская компетентность, сопровождение родителей.
События, связанные с быстрым распространением новой инфекции во всем мире, в этом году изменили жизнь многих людей, заставили еще раз задуматься о состоянии здоровья детей и взрослых. Охрана здоровья детей — одна из приоритетных задач государства, особые функции при реализации этой задачи выполняют семья и система образования.
УДК 376.352
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Румянцева О. А., Ларина А. Б. К вопросу формирования здоровьесохраняющей компетентности родителей школьников с нарушениями зрения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 2 (10) / июль. — С. 72-81. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2021/05jul2021/kvo209/
Данные задачи закреплены на законодательном уровне [25], в государственных стандартах [24], в Национальной стратегии развития воспитания [16], в других постоянно обновляющихся документах [20]. Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» в рамках государственной программы «Развитие образования» направлен на обеспечение условий повышения компетентности родителей [21]. «Запрос общества и государства» на воспитание человека, владеющего навыками здоровьеразви-вающего поведения, указывает на необходимость активизации сотрудничества семьи и школы для сохранения здоровья детей.
Остается актуальной проблема поиска эффективных способов укрепления здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), превенции различных заболеваний, физических и психических нарушений в развитии детей. Вопрос повышения результативности образования обучающихся с ОВЗ, в том числе и слабовидящих, сопряжен с реализацией идеи создания равных условий получения общего и профессионального образования. Данные условия предусматривают помощь с ориентацией на перспективу, что в дальнейшем будет способствовать благополучной социализации школьников, становлению их как самостоятельных и успешных членов современного общества.
Предоставление помощи по сохранению и укреплению здоровья слабовидящих школьников осуществляется не
только медицинскими и образовательными учреждениями, но и членами их семей. Следует отметить, что в рамках образовательного учреждения работа в области сохранения здоровья слабовидящих школьников осуществляется компетентными педагогами с необходимыми личностными и профессиональными характеристиками. Родители не являются профессиональными специалистами, в связи с чем возникает вопрос о необходимости оказания им поддержки в укреплении здоровья их слабовидящих детей. На это указывают исследования Е. А. Ольхиной, Т. В. Слюсарской, Ю. В. Федоренко. В статье Е. А. Ольхиной делается вывод о недостаточно высокой педагогической культуре родителей, отмечается отсутствие у родителей базовых знаний в области специальной психологии и педагогики, что приводит к невозможности или затруднениям при создании в домашних условиях коррек-ционно-развивающей среды, итогом чего становится недостаточное развитие детей с нарушениями зрения [7, с. 35]. Результаты исследования, проведенного Ю. В. Федоренко и Т. В. Слюсарской, также показали, что современная семья, где растет ребенок с нарушениями зрения, не справляется с задачей обеспечения условий, которые могли бы быть признаны благоприятными для успешного развития и воспитания рассматриваемой категории детей [19, с. 417].
С учетом вышесказанного, можно сделать вывод, что необходимо определить содержание и составляющие здоровье-сохраняющей компетентности родителей,
УДК 376.352
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Румянцева О. А., Ларина А. Б. К вопросу формирования здоровьесохраняющей компетентности родителей школьников с нарушениями зрения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 2 (10) / июль. — С. 72-81. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2021/05jul2021/kvo209/
эффективные способы повышения компетентности родителей слабовидящих школьников в этой области, разработать систему педагогических мероприятий, благодаря которым можно в условиях образовательного учреждения начать повышать уровень компетентности родителей в области сохранения здоровья их детей.
Для начала нужно уточнить, что же такое «родительская компетентность». Анализ психолого-педагогических источников показывает возможность выбора дефиниции «компетентность» [4, 10, 26]. Рассмотрим несколько примеров, раскрывающих понятие «компетентность». Наиболее широко известными являются представления о компетентности как о способности, которая нужна для выполнения конкретных задач (Дж. Равен [10,
с. 22-75]), и как о свойстве личности, характеризующим профессионализм (Н. В. Кузьмина [4, с. 22-45]). Синтезируя выделенные авторами основные составляющие, можно перечислить знания, навыки, коммуникацию, мотивы.
Конкретизируя представления указанных выше авторов, можно отметить, что понятие «компетентность» объединяет в себе теоретические знания и практические действия личности, предполагает их гармоничное сочетание, постепенное приобретение в ходе целенаправленного воздействия извне.
В работах А. А. Мининой [5], С. С. Пиюко-вой [17], Г. И. Репринцевой [1], В. В. Селиной [12] были сделаны попытки раскрыть понятие «родительская компетентность» (таблица 1).
№ п/п Инициалы имени-отчества, фамилия автора Определение и составляющие компетентности
1. С. С. Пиюкова «Системное образование, совокупность определенных характеристик личности родителя и его педагогической деятельности, обусловливающих возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье» [Цит. по: 17, с. 75]
2. В. В. Селина «Совокупность характеристик личности родителя (эмоционально-волевых, мотивационно-ценностных, когнитивных, коммуникативных, деятельностных)» [Цит. по: 12, с. 10]
3. Г. И. Репринцева «Адекватная оценка индивидуальных возможностей ребенка; ориентация на развитие семейного потенциала; заинтересованность в сотрудничестве с различными социальными институтами; наличие у родителей знаний, умений, навыков грамотного педагогического взаимодействия с ребенком» [Цит. по: 1, с. 40]
4. А. А. Минина «Блок ЗУН, позволяющих осуществлять воспитательные функции и создавать благоприятную атмосферу для развития ребенка» [Цит. по: 5, с. 72]
Таблица 1 — Содержательное наполнение понятия «компетентность родителей»
УДК 376.352
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Румянцева О. А., Ларина А. Б. К вопросу формирования здоровьесохраняющей компетентности родителей школьников с нарушениями зрения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 2 (10) / июль. — С. 72-81. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2021/05jul2021/kvo209/
Как видно из приведенных определений, в трех из четырех случаев делается акцент на знаниях и образовании родителей, в двух определениях идет речь о свойствах личности родителей. Также ключевыми являются понятия «опыт» и «сотрудничество». Исходя из этого, считаем возможным понимать под родительской компетентностью способность определять цели, прогнозировать результаты психологического и педагогического воздействия на основе знаний с использованием личного опыта в тесном сотрудничестве с профессиональными участниками педагогического воздействия на ребенка.
Отметим, что понятие «компетенция» определяет нужные умения, а «компетентность» выражается в способности (готовности) человека к практической деятельности, к решению жизненных проблем на основе приобретенного жизненного опыта, ценностей, склонностей и способностей, то есть компетентность развивается в том числе на основе определенных знаний, умений [6, с. 80].
Конкретизируем определение понятия «здоровьесохраняющая родительская компетентность», перечислим составляющие данной компетентности.
Вслед за В. В. Тевкун [27, с. 341-343], которая описала «здоровьесохраняющую компетенцию», под сохраняющей здоровье родительской компетентностью будем понимать способность родителей сознательно, системно сохранять, укреплять и развивать здоровье своего ребенка.
Рассматривая здоровьесохраняющую родительскую компетентность применительно к формированию свойств личности слабовидящего школьника, ориентируемся на планируемые результаты, представленные в соответствующих адаптированных программах. Сформированные свойства позволят школьнику принимать более эффективные меры в области сохранения здоровья при условии стремления родителей сознательно, системно сохранять, укреплять и развивать здоровье своего ребенка.
Говоря о сохранении здоровья детей, следует отметить, что данная проблема рассматривалась в разнообразных ракурсах в разные исторические периоды: от времени древнегреческих деятелей, доказавших необходимость здорового образа жизни, закаливания, физических упражнений, к мыслям Платона [13, с. 26], приро-досообразности воспитания Аристотеля [18], к созданию валетудинариев (Древний Рим, I век до н. э.), к идеям о свободной, здоровой личности, которые высказывали Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо [1, с. 22], и необходимости воспитательного воздействия, создания условий для развития (К. Д. Ушин-ский [23], Л. С. Выготский [2]).
Постепенно стал делаться акцент на разработке понятия «здоровье», которое в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, М. Фуко, П. Бурдье представлено в социальном аспекте в связи с понятиями нормы и патологии личности [8, с. 53-57]. В понятие «здоровье», данное ВОЗ [22], входит три компонента здоровья: физический, социальный и психологический.
УДК 376.352
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Румянцева О. А., Ларина А. Б. К вопросу формирования здоровьесохраняющей компетентности родителей школьников с нарушениями зрения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 2 (10) / июль. — С. 72-81. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2021/05jul2021/kvo209/
Изучение научных источников показывает, что к настоящему времени накоплен богатый опыт исследований по данной теме. Приведем примеры работ, отражающих важные, с нашей точки зрения, направления:
- изучение истории вопроса, уточнение дефиниций понятий «здоровье», «компетентность» (А. В. Степанова [14], Л. А. Степанова [15]);
- изучение факторов мотивации здоровья, влияния семьи (Р. Е. Рыжков [11]);
- определение принципов, моделей, технологий (П. А. Петряков, М. Е. Шувалова [9]).
Теперь вернемся к вопросу обоснования необходимости формирования родительской компетентности в семьях обучающихся с нарушением зрительных функций. В работах специалистов (В. П. Ермакова, Г. А. Якунина [3]) описывается, что у слабовидящих детей имеются отклонения в физическом и психическом развитии, в связи с определенными трудностями происходят ситуации нарушения процессов социализации слабовидящих школьников, что подтверждает нужность комплексного подхода к формированию и укреплению их здоровья. При этом проблема взаимодействия образовательного учреждения и семьи в направлении комплексного подхода к сохранению, развитию здоровья (физического, психического, социального) школьников с нарушением зрения мало представлена теоретическими исследованиями. Используемые концепты «здоровьесбе-регающие», «здоровьеразвивающие», «здоровьеформирующие» технологии
обучения школьников с нарушением зрения требуют уточнения и дальнейшей разработки.
Кроме того, требуется разработка программы педагогического сопровождения родителей, благодаря которой в условиях образовательной организации может быть сформирована здоровьесох-раняющая родительская компетентность. На наш взгляд, при разработке обсуждаемой темы методологическую основу исследования должны составлять положения системно-деятельност-ного подхода, что обосновано в работе А. М. Алиевой [1, с. 163-182], поэтому можно выделить три компонента родительской компетентности: информационный, деятельностный, мотивационный. Информационный компонент — это знания, умения и навыки в вопросах здорового образа жизни, профилактики заболеваний, форм и методов сохранения и укрепления здоровья. Деятельностный компонент представляет собой совокупность умений и навыков, необходимых для понимания и оценивания своего здоровья и здоровья ребенка, воспитания у ребенка основ здоровьесбере-жения, бережного отношения к себе и своему здоровью. Мотивационный компонент включает усвоение ценностей и понятий, способствующих формированию отношения ребенка к здоровью как ценности, мотивации здорового образа жизни семьи, сохранения и укрепления здоровья ребенка [Там же. С. 72].
В исследовании А. М. Алиевой выделены принципы реализации процесса
УДК 376.352
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Румянцева О. А., Ларина А. Б. К вопросу формирования здоровьесохраняющей компетентности родителей школьников с нарушениями зрения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 2 (10) / июль. — С. 72-81. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2021/05jul2021/kvo209/
формирования компетентности родителей в области здоровьесбережения школьников: субъективности, индивидуализации, опоры на опыт обучающегося, психологической комфортности, актуализации результатов обучения [Там же. С. 82-83].
Программа, как представляется в целом, должна включать цели, задачи, содержание работы, примерный перечень мероприятий с описанием форм, методов, приемов работы с родителями, базироваться на разных вариантах трансляции условий сохранения, укрепления, развития здоровья. Кроме того, программа должна быть составлена с учетом сочетания педагогических и андрагогичес-ких принципов работы, что, возможно, потребует разработки раздела «Самостоятельная работа».
Конечно, программа педагогического сопровождения родителей детей, имеющих нарушения зрения, имеет определенную специфику. Основная цель программы — помочь родителям педагогическими средствами осознать, чем развитие, деятельность таких детей отличаются от деятельности видящих нормально, предложить способы преодоления кризисных ситуаций и повседневных трудностей, которые возникают вследствие имеющихся отклонений здоровья, показать пути и условия адаптации ребенка в среде хорошо видящих людей.
Данные условия подразумевают создание здоровьесохраняющих предпосылок,
которые включают специальную среду, представления о которой основаны на требованиях к деятельности слабовидящих школьников, предполагают накопление и использование знаний о здоровом образе жизни, осознание ценностей здорового образа жизни, воспитание здоровьеразвивающих привычек. Такого рода условия нуждаются в конкретизации, могут быть разработаны относительно содержания работы со всеми родителями, дети которых имеют ограниченные возможности здоровья. Эти условия должны реализовываться при активном взаимодействии всех субъектов педагогического процесса (педагог-ученик-родитель), что поможет в приобретении теоретических и практических знаний родителей в вопросе сохранения здоровья.
Работа по сопровождению родителей проводится обязательно во взаимодействии с наблюдающим ребенка врачом-офтальмологом или на основе его рекомендаций. Важное условие достижения положительных результатов — обязательное следование всем указаниям специалистов. Прежде всего, это касается зрительной нагрузки и развития зрительного восприятия, мелкой моторики, осязания, ориентирования в пространстве. Важно сформировать у детей и родителей такие качества, как терпение, настойчивость, уверенность в успехе, в результативности проведения их совместных занятий.
У семьи своя исключительная роль в вопросах сохранения, укрепления и
УДК 376.352
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Румянцева О. А., Ларина А. Б. К вопросу формирования здоровьесохраняющей компетентности родителей школьников с нарушениями зрения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 2 (10) / июль. — С. 72-81. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2021/05jul2021/kvo209/
развития здоровья, которая позволяет учитывать динамику физиологических характеристик слабовидящего школьника и его индивидуальные особенности. Использование программы взаимодействия, распространение идей и технологий сохранения, укрепления, развития здоровья повысит уровневые показатели реализации программ воспитания, позволит родителями и детям позитивно изменить жизненно важные показатели здоровья.
Необходимым представляется, чтобы педагоги и специалисты (врач-офтальмолог, учитель-логопед, учитель-де-фектолог, педагог-психолог, тифлопедагог) донесли до сознания родителей, что при воспитании ребенка, имеющего нарушения зрения, важно четко представлять возможное течение болезни в дальнейшем и особенности имеющихся нарушений.
Условия, создаваемые родителями семье, позволяют обеспечить оптимальное развитие детей. Эти условия будут специальной коррекционно-развивающей средой, и эта среда должна быть наполнена и правильно организованна. Для этого требуется повышение компетенции родителей и в вопросах психолого-медико-педагогических особенностей их ребенка с нарушением зрения.
Повышение компетентности родителей детей с нарушениями зрения должно осуществляться в следующих направлениях:
- психологическое (педагог-психолог);
- медицинское (врач-офтальмолог);
- педагогическое (учитель, тифлопедагог).
Таким образом, повышение компетентности родителей в области сохранения здоровья их ребенка с нарушениями зрения является актуальным и очень важным вопросом. Семья — особый микросоциум, где ребенок не просто живет, но где происходит формирование его важнейших личностных качеств морально-нравственного свойства. Родители смогут осознать степень своей значимости в лечении, воспитании и обучении ребенка, если им будут предельно ясны имеющиеся проблемы и пути их преодоления. Это становится реальным в том случае, если родители понимают, что видит и чего не видит их ребенок, какие проблемы вызывают нарушения зрения.
Список литературы
1. Алиева, М. П. Формирование компетентности родителей в области здо-ровьесбережения младших школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Алиева Марина Павловна. — Калининград, 2017. — 216 с.
2. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 281 с.
3. Ермаков, В. П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учебное пособие / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. — М.: Владос, 2000. — 240 с.
4. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера
УДК 376.352
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Румянцева О. А., Ларина А. Б. К вопросу формирования здоровьесохраняющей компетентности родителей школьников с нарушениями зрения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 2 (10) / июль. — С. 72-81. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2021/05jul2021/kvo209/
производственного обучения / Н. В. Кузьмина. — М.: Высшая школа, 1990. — 119 с.
5. Минина, А. А. Проблема родительской компетентности в отечественной психолого-педагогической литературе / А. А. Минина // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Психолого-педагогические науки». — № 6. — 2017. — С. 67-76.
6. Новиков, А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий / А. М. Новиков. — М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. — 268 с.
7. Ольхина, Е. А. Особенности детско-ро-дительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения / Е. А. Ольхина // Специальное образование. — 2006. — № 7. — С. 34-39.
8. Палий, С. Г. Организационно-педагогические условия валеологизации педагогического процесса в общеобразовательной школе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Палий Светлана Георгиевна. — Калининград, 1999. — 240 с.
9. Петряков, П. А. Здоровьесберегаю-щие технологии в начальной школе: Учебное пособие / П. А. Петряков, М. Е. Шувалова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 197 с.
10. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен; пер. с англ. В. И. Белопольского. — М.: Издательство Когито-Центр, 2002. — 396 с.
11. Рыжков, Р. Е. К вопросу мотивации здоровья и здорового образа жизни детей сквозь призму современных
здоровьесберегающих факторов / Р. Е. Рыжков // Здравоохранение, образование и безопасность. — 2016.
— № 2 (6). — С. 68-71.
12. Селина, В. В. Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Селина Виктория Владимировна. — Великий Новгород, 2009. — 188 с.
13. Симкина, П. Л. Педагогическая валео-логия. Книга I. Формирование культуры и здоровья школьника / П. Л. Симкина, Л. В. Титаровский. — М.: Издательство Амрита-Русь, 2017.
— 272 с.
14. Степанова, А. В. Дефиниция «здоровье»: проблемы нормативного определения / А. В. Степанова // Молодой ученый. — 2017. — № 3. — С. 473-475.
15. Степанова, Л. А. История идеи здо-ровьесбережения в образовании / Л. А. Степанова // Здоровьесбере-гающие технологии работников АПК
— залог продовольственной безопасности России: сб. матер. III межрег. науч.-практ. конф. (г. Кемерово, 27 января 2017 г.). — Кемерово: Кемеровский ГСХИ, 2017. — С. 266-276.
16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. — URL: https://rg.ru/2015/06/08/ vospitanie-dok.html (дата обращения 19.12.2020).
УДК 376.352
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Румянцева О. А., Ларина А. Б. К вопросу формирования здоровьесохраняющей компетентности родителей школьников с нарушениями зрения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 2 (10) / июль. — С. 72-81. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2021/05jul2021/kvo209/
17. Пиюкова, С. С. Формирование педагогической компетентности родителей приемных детей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Пиюкова Светлана Станиславовна. - М., 2002. - 200 с.
18. Руднева, Е. Г. Антропологические и педагогические идеи Аристотеля [Электронный ресурс] / Е. Г. Руднева // Гуманитарные науки: теория и методология. — 2007. — № 3. — С. 105-108. — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/antropoloqicheskie-i-pedaqoqicheskie-idei-aristotelya (дата обращения: 19.12.2020).
19. Федоренко, Ю. В. Исследование внутрисемейных отношений и воспитательских позиций родителей, имеющих детей с нарушением зрения / Ю. В. Федоренко, Т. В. Слюсарская // Мир науки, культуры, образования. — 2017. — № 6. — С. 413-417.
20. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»» [Электронный ресурс]. — URL: https://rq.ru/2020/12/22/ rospotrebnadzor-post28-site-dok.html (дата обращения: 11.12.2020).
21. Постановление Правительства российской Федерации от 26.12.2017 года № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"»
[Электронный ресурс]. — URL: https:// base.garant.ru/71848426/ (дата обращения: 11.12.2020).
22. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения от 22.07.1946 года [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/ document/901977493 (дата обращения: 19.03.2021).
23. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания [Электронный ресурс] / К. Д. Ушинский. — URL: http://dugward.ru/library/pedagog/ ushinskiy_chelovek1.html (дата обращения: 11.12.2020).
24. Федеральные государственные образовательные стандарты [Сайт]. — URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 11.12.2020).
25. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-Ф3 с изменениями 2020 года «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 11.12.2020).
26. Hymes, D. On Communicative Competence. Sociolinguistics / D. Hymes. — Harmondsworth: Penguin, 1972. — Pp. 269-293.
27. Тевкун, В. В. Здоров'язбережувальн компетенци — основа професм-но'Г пщготовки майбутых вчителiв /
B. В. Тевкун // Вкник ЧернНвсь-кого нацюнального педагопчного уыверситету. — 2014. — Вип. 115. —
C. 341-343.
УДК 376.352
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Румянцева О. А., Ларина А. Б. К вопросу формирования здоровьесохраняющей компетентности родителей школьников с нарушениями зрения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 2 (10) / июль. — С. 72-81. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2021/05jul2021/kvo209/
Оlga А. Rumyantseva
Immanuel Kant Baltic Federal University GBU KO "Boarding school" Kaliningrad, Russia
Аlexandra В. Larina
Immanuel Kant Baltic Federal University Gymnasium "Vector" Kaliningrad, Russia
Formation of health-preserving parents' competence of schoolchildren with visual impairments
Abstract. The article presents the need for the formation of health-preserving
parents' competence of schoolchildren with visual impairments. Examples of the research in this area are provided. Attempts to find definitions of the notions "parental competence", "health-preserving parental competence" are made. The need to form the ability of parents to develop the health of students with visual impairment is substantiated. A special program of pedagogical support, including various components is created. It is aimed at the complex work with the family in terms of the development, preservation and strengthening the health (physical, mental, social).
Keywords: health, pupils with visual impairments, parental competence, parental support.