Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
192
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПЕДАГОГИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Терешева Ольга Владимировна, Николаева Мария Валентиновна

Статья посвящена проблеме профессионального выгорания. В тексте статьи представлено исследование, проведенное в педагогических коллективах дошкольного образования Калининградской области. Наряду с проявлениями профессионального выгорания, в исследовании рассматриваются поведенческие и когнитивные компоненты взаимодействия воспитателя в профессиональной среде. Поскольку феномен профессионального выгорания является комплексным, авторы в своем исследовании проверяют возможность его связи с личностными особенностями педагогов дошкольных образовательных организаций, таких как коммуникативная социальная компетентность. Для исследования уровня коммуникативной социальной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций была использована психодиагностическая методика «Опросник коммуникативной социальной компетентности» авторства Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова; для исследования уровня профессионального выгорания была использована психодиагностическая методика "MBI" К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н. Е. Водопьяновой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Терешева Ольга Владимировна, Николаева Мария Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE PROFESSIONAL BURNOUT AMONG PRESCHOOL TEACHERS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF KALININGRAD REGION

The article is devoted to the problem of professional burnout. It presents the research that was carried out in pedagogical communities of preschool education in the Kaliningrad region. The research examines the manifestations of professional burnout, the behavioral and cognitive components of the teacher's interaction in the professional environment. As the phenomenon of professional burnout is complex, the authors in their research analyze the possibility of its connection with the personal characteristics of teachers, such as communicative social competence. The psychodiagnostic methodology "Questionnaire of communicative social competence" by N. P. Fetiskina, V. V. Kozlova, G. M. Manuilov was used to know the level of communicative social competence of preschool teachers. The psychodiagnostic method "MBI" by K. Maslach, S. Jackson in the adapt version of N. E. Vodopyanova was used to analyze the level of professional burnout.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 159.9.072.433

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Терешева О. В., Николаева М. В. Исследование профессионального выгорания у педагогов дошкольных образовательных организаций Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 2 (10) / июль. - С. 4-12. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/05juL2021/kvo201/

Терешева Ольга Владимировна | olgateresheva@mail.ru

Старший методист кафедры педагогики и психологии Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия

Николаева Мария Валентиновна | m.nikolaeva.koiro@gmail.com

Специалист по учебно-методической работе Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия

Исследование профессионального выгорания у педагогов дошкольных образовательных организаций Калининградской области

Аннотация. Статья посвящена проблеме профессионального выгорания. В тексте статьи представлено исследование, проведенное в педагогических коллективах дошкольного образования Калининградской области. Наряду с проявлениями профессионального выгорания, в исследовании рассматриваются поведенческие и когнитивные компоненты взаимодействия воспитателя в профессиональной среде. Поскольку феномен профессионального выгорания является комплексным, авторы в своем исследовании проверяют возможность его связи с личностными особенностями педагогов дошкольных образовательных организаций, таких как коммуникативная социальная компетентность. Для исследования уровня коммуникативной социальной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций была использована психодиагностическая методика «Опросник коммуникативной

социальной компетентности» авторства Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова; для исследования уровня профессионального выгорания была использована психодиагностическая методика "МВ1" К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н. Е. Водопьяновой.

Ключевые слова: дошкольное образование, коммуникативная социальная компетентность, профессиональное выгорание, педагоги дошкольного образования.

Введение. В стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года стоят задачи повышения эффективности воспитательной деятельности, создания вокруг ребенка социокультурной среды, способствующей успешной социализации детей [3]. Для решения данных задач необходимо рассматривать не только профессиональные качества педагога, но и личность

УДК 159.9.072.433

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Терешева О. В., Николаева М. В. Исследование профессионального выгорания у педагогов дошкольных образовательных организаций Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 2 (10) / июль. - С. 4-12. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/05juL2021/kvo201/

воспитателя, его психологическое благополучие и комфорт на рабочем месте. Именно поэтому в данной статье раскрывается проблема профессионального выгорания как комплексного феномена, на который могут влиять такие факторы, как большой объем работы, особенности взаимодействия в коллективе и, конечно, личностные особенности самого педагога. Нам представляется интересным исследовать возможную связь профессионального выгорания с личностными особенностями педагога. В данном исследовании в качестве личностной особенности рассматривалась коммуникативная социальная компетентность, которая, в свою очередь, является одним из феноменов коммуникативной компетентности [4]. Под коммуникативной социальной компетентностью в данном случае (исходя из шкал психодиагностической методики Н. П. Козлова) понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми [Там же. С. 99-107]. Данная способность является одной из важнейших для воспитателя дошкольной образовательной организации. Поэтому авторами было выдвинуто предположение: от того, насколько у педагога детского сада развита способность поддержания и установления контактов с детьми, их родителями, с коллегами, зависят не только результаты педагогических и воспитательных воздействий на детей дошкольного возраста, но и само психологическое самочувствие педагога в профессии. Для диагностики поведенческого и когнитивного компонентов взаимодействия в «профессиональной жизни» педагога

была использована психодиагностическая методика «Опросник коммуникативной социальной компетентности» авторства Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова. Шкалы опросника отражают поведение педагога во взаимодействии на работе и его восприятие сложных педагогических ситуаций. Для диагностики профессионального выгорания у педагогов была использована психодиагностическая методика "МВ1" авторства К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н. Е. Водопьяновой.

Исследование. Результатом анализа теоретической составляющей проблемы стало формирование цели исследования: выявление особенностей проявления коммуникативной социальной компетентности у педагогов дошкольных образовательных организаций и их связи с профессиональным выгоранием.

Исследование проводилось в три этапа.

1. Определение уровня профессионального выгорания у педагогов дошкольных образовательных организаций Калининградской области.

2. Изучение особенности проявления коммуникативной социальной компетентности у педагогов дошкольных образовательных организаций Калининградской области.

3. Изучение связи между особенностями проявления коммуникативной социальной компетентности и уровнем профессионального выгорания у педагогов дошкольных образовательных организаций Калининградской области.

УДК 159.9.072.433

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Терешева О. В., Николаева М. В. Исследование профессионального выгорания у педагогов дошкольных образовательных организаций Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 2 (10) / июль. - С. 4-12. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/05jul2021/kvo201/

Также нами была сформулирована гипотеза: особенности проявления коммуникативной социальной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций связаны с уровнем профессионального выгорания.

Ход и описание исследования. В исследовании приняли участие 100 педагогов дошкольных образовательных организаций Калининградской области. Исследование проводилось анонимно с помощью инструмента Google Forms в период с сентября 2020 года по март 2021 года.

Методы исследования. В качестве психодиагностических инструментов были выбраны две методики: «Опросник коммуникативной социальной компетентности» авторства Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова, включающий в себя шкалы «ложь» (Л), «общительность» (А), «беспечность» (Д), «чувствительность»

(К), «склонность к асоциальному поведению» (П), «независимость» (М), «самоконтроль» (Н), «логическое мышление» (В), «эмоциональная устойчивость (С)» [4, с. 99-107]; опросник "МВ1" авторства К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н. Е. Водопьяновой, шкалы которого способны диагностироватьтакие стадии профессионального и эмоционального выгорания, как эмоциональное истощение (эмоциональное выгорание), деперсонализация (профессиональное выгорание), редукция личных достижений (профессиональное выгорание), эмоциональное выгорание (эмоциональное выгорание) [1, с. 30].

Результаты исследования. В таблице 1 представлены результаты, полученные после обработки ответов по методике «МВ1» авторства К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н. Е. Водопьяновой. Данные представлены в процентном соотношении на 100 респондентов1.

Таблица 1 — Результаты методики "MBI" (К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н. Е. Водопьяновой)

Эмоциональное истощение Деперсонализация Редукция личных достижений Эмоциональное выгорание

Очень низкий 6 (%) 14 (%) 0 (%) 0 (%)

Низкий 41 (%) 38 (%) 7 (%) 13 (%)

Средний 31 (%) 30 (%) 35 (%) 87 (%)

Высокий 19 (%) 7 (%) 58(%) 0 (%)

Очень высокий 3 (%) 11 (%) 0 (%) 0 (%)

1 Отметим, что результаты исследования уровня профессионального выгорания у педагогов дошкольных образовательных организаций уже были опубликованы в номере 1 (9) научно-методического электронного журнала «Калининградский вестник образования» в апреле 2021 года [2], однако они не являлись ключевыми.

УДК 159.9.072.433

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Терешева О. В., Николаева М. В. Исследование профессионального выгорания у педагогов дошкольных образовательных организаций Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 2 (10) / июль. - С. 4-12. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/05juL2021/kvo201/

Согласно концепции профессионального выгорания К. Маслач, на психологическое благополучие в профессиональной деятельности влияют три фактора: эмоциональное истощение, редукция личностных достижений и деперсонализация [1, с. 28]. Под деперсонализацией в данном случае понимается эмоциональное дистанцирование и цинизм. Под редукцией личностных достижений понимается снижение личной результативности, вызванное обретением чувства «беспомощности в работе» (редукция личностных достижений неразрывно связана с самооценкой педагога). Эмоциональное истощение обычно связано с отсутствием сил, чувством одиночества и неспособности выполнять простейшие трудовые задачи.

Согласно данным из таблицы 1, 21 % педагогов по результатам опроса вышли на высокий (19 %) и очень высокий (3 %) уровни по шкале «эмоциональное истощение».

В стадии деперсонализации по данным соответствующей шкалы находятся 18 % педагогов, причем у 11 % из них

наблюдается максимальная выраженность этого признака.

Также высокий уровень выраженности признака по шкале «редукция личностных достижений» наблюдается у 58 % педагогов дошкольных образовательных организаций.

На основании этих данных можно сделать вывод о том, что педагоги в разной мере находятся на разных этапах профессионального выгорания. Особенно подвержены респонденты данной выборки редукции личностных достижений. Несмотря на это, факта эмоционального выгорания выявлено не было. Однако 87 % респондентов, продемонстрировавших средний уровень по данной шкале, могут оказаться близки к этой стадии профессионального выгорания.

В таблице 2 представлены результаты, полученные после обработки ответов по методике «Диагностика коммуникативной социальной компетентности» Н. П. Фе-тискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова. Данные представлены в процентном соотношении на 100 респондентов.

Таблица 2 — Результаты методики «Диагностика коммуникативной социальной компетентности» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов)

I (Л) II (А) III (Д) IV (К) V (П) VI (М) VII (Н) VIII (В) IX (П) X (С)

Очень низкий 31 (%) 0 (%) 5 (%) 0 (%) 19 (%) 3 (%) 1 (%) 4 (%) 10 (%) 0 (%)

Низкий 29 (%) 6 (%) 26 (%) 0 (%) 45 (%) 22 (%) 1 (%) 6 (%) 59 (%) 14 (%)

УДК 159.9.072.433

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Терешева О. В., Николаева М. В. Исследование профессионального выгорания у педагогов дошкольных образовательных организаций Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 2 (10) / июль. - С. 4-12. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/05juL2021/kvo201/

I II III IV V VI VII VIII IX X

(Л) (А) (Д) (К) (П) (М) (Н) (В) (П) (С)

Средний 37 59 66 39 34 60 31 56 29 60

(%) (%) (%) (%) (%) (%) (%) (%) (%) (%)

Преобладающий 3 29 3 34 2 11 55 19 2 19

(%) (%) (%) (%) (%) (%) (%) (%) (%) (%)

Максимальный 0 6 0 27 0 4 12 15 0 7

(%) (%) (%) (%) (%) (%) (%) (%) (%) (%)

По данным из шкалы Л «ложь» мы можем заметить, что большинство респондентов (60 %) набрали количество баллов, находящееся в диапазоне низкого и очень низкого уровней; 37 % респондентов — в диапазоне среднего уровня; у 3 % респондентов присутствует преобладающая выраженность по данной шкале. Следовательно, можно сделать вывод, что ответы преимущественно правдивы. Стоит отметить, что низкий уровень означает правдивость утверждений, а высокий, наоборот, лживость.

Если мы рассмотрим шкалу А «общительность» в таблице 1, то заметим, что баллы, входящие в диапазон среднего уровня выраженности признака, превалируют, следовательно, педагоги более склонны к общению, проявляя открытость и легкость в нем, нежели, угрюмость и скрытность. Более того, можно заметить, что 29 % респондентов набрали количество баллов, соответствующее преобладающей выраженности этого личностного свойства.

Основываясь на данных шкалы Д «беспечность», можно сделать вывод о том, что 66 % респондентов, набравших

среднее количество баллов, не склонны к жизнерадостности, беспечности и веселью, но также не склонны и к молчаливости, серьезности. Беспечность (или серьезность) в таком случае может проявляться в зависимости от конкретной ситуации. Отметим, что 3 % респондентов набрали достаточное количество баллов, соответствующее характеристике «в основном жизнерадостный, беспечный и веселый», однако 31 % педагогов по количеству набранных баллов характеризуются как «молчаливый, трезвый, серьезный», из них 5 % как «абсолютно серьезный».

В столбце IV (К) «чувствительность» можно увидеть, что респонденты, в основном, набрали средний балл, но все же превалирует высокая выраженность по данной шкале, что означает высокую чувствительность, преобладание творческого мышления и тягу к другим людям у педагогов дошкольных образовательных организаций (далее — ДОО).

По шкале «склонность к асоциальному поведению» (П) у педагогов ДОО находится на среднем (для 34 %) или низком уровне (для 45 % — низкий, для 19 %

УДК 159.9.072.433

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Терешева О. В., Николаева М. В. Исследование профессионального выгорания у педагогов дошкольных образовательных организаций Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 2 (10) / июль. - С. 4-12. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/05jul2021/kvo201/

— очень низкий), однако, у 2 % педагогов эта черта преобладает.

Такая личностная особенность, как (М) «независимость» у 60 % респондентов находится на среднем уровне. У 11 % респондентов независимость является преобладающей чертой, что означает «предпочитающий собственные решения, независимый, ориентированный на себя». Однако 22 % респондентов больше привыкли зависеть от группы и следовать за общественным мнением. Особенно к ведомости предрасположены 3 % опрошенных.

Исходя из данных в столбце VII (Н) «самоконтроль», мы можем сделать вывод, что педагоги ДОО преимущественно склонны к самоконтролю и умеют подчинять себя правилам.

Из столбца VIII (В) «логическое мышление» становится ясно, что педагоги ДОО преимущественно имеют средний уровень по данной шкале.

Данные в столбце (С) «устойчивость» означают, что 60 % респондентов набрали баллы в диапазоне среднего уровня. То есть, в зависимости от ситуации, педагоги могут быть эмоционально устойчивыми, зрелыми, спокойными, а могут быть эмоционально неустойчивыми, изменчивыми, поддающимися чувствам. Всего 19 % опрошенных является эмоционально устойчивыми, зрелыми и спокойными, а другие 14 %, наоборот, эмоционально неустойчивыми, изменчивыми, поддающимися чувствам.

На основании этих данных можно заключить, что большинство педагогов ДОО придерживаются жизнерадостной и общительной модели поведения. Многих из опрошенных можно охарактеризовать как устойчивых, легких в общении профессионалов, которые не зависят от чужого мнения и склонны к творческому приспособлению в сложных педагогических ситуациях. Однако у некоторых респондентов были выявлены такие когнитивные и поведенческие компоненты, как угрюмость или серьезность (31 %), эмоциональная неустойчивость (14 % опрошенных), склонность к асоциальному поведению (2 % опрошенных), зависимость от мнения окружающих (3 %). Эти данные представляют подспорье для дальнейших исследований.

Связь коммуникативной социальной компетентности и профессионального выгорания. Для проверки выдвинутой нами гипотезы (особенности проявления коммуникативной социальной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций связаны с уровнем профессионального выгорания) был использован метод математической обработки «Коэффициент корреляции Пирсона». Математический анализ данных позволил получить такой результат:

- существует слабая обратная корреляция между шкалами IV (К) «чувствительность» и «редукция личностных достижений», которая является статистически значимой при р<0,05, гэмп. = -0.21889 (г0.01 = 0.25648, г0.05 = 0.19655).

УДК 159.9.072.433

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Терешева О. В., Николаева М. В. Исследование профессионального выгорания у педагогов дошкольных образовательных организаций Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 2 (10) / июль. - С. 4-12. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/05juL2021/kvo201/

Поскольку корреляция является обратной, можно предположить следующую вероятную связь между шкалами: чем выше показатель по шкале «чувствительность», тем меньше показатель по шкале «редукция личностных достижений». Напомним, что шкала «чувствительность» раскрывает такие проявления коммуникативной социальной компетентности, как повышенная чувствительность (эмоциональная), преобладание творческого мышления, тяга к другим людям. Следовательно, мы можем предположить, что чем больше развит творческий подход к работе (или творческое мышление) и чувствительность у педагога ДОО, тем меньше на него влияют факторы стресса (на работе), пагубно сказывающиеся на его профессиональной компетентности и самооценке2.

Вывод по исследованию. Несмотря на преимущественно положительные особенности проявления педагогами ДОО коммуникативной социальной компетентности, у них были выявлены такие особенности, как угрюмость, эмоциональная неустойчивость и зависимость от мнения окружающих. Из результатов по методике "ИВГ видно, что у большинства педагогов присутствует редукция личностных достижений. Наряду с этим, была выявлена связь между шкалами «чувствительность» и «редукция личностных достижений», что может свидетельствовать о связи профессионального выгорания и особенностей

проявления коммуникативной социальной компетенции у педагогов ДОО. Также хочется отметить, что интерпретация этой связи уже носит превентивный характер, так как проанализировав ответы респондентов, мы заключили, что 42 % опрошенных, находящихся в зоне меньшей выраженности редукции личностных достижений, склоны к высокому уровню выраженности признака по шкале «чувствительность», что подводит нас к выводу о том, что именно эта личностная особенность помогает педагогам поддерживать свое психологическое благополучие. Конечно, это предположение требует подтверждения дальнейшими исследованиями.

Заключение. Выдвинутая гипотеза исследования (особенности проявления коммуникативной социальной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций связаны с уровнем профессионального выгорания) подтвердилась. Была обнаружена связь между шкалами IV (К) «чувствительность» и «редукция личностных достижений». На основании этой связи авторами было выдвинуто предположение о том, что воспитатели, склонные к творческому приспособлению, имеющие творческий тип мышления, менее подвержены влиянию факторов стресса, сказывающихся на их самооценке. Из этого можно сделать вывод о необходимости развития навыкатворческого приспособления в сложных ситуациях на работе во

2 Отметим, что данная интерпретация является одним из возможных вариантов трактовки данной связи.

УДК 159.9.072.433

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Терешева О. В., Николаева М. В. Исследование профессионального выгорания у педагогов дошкольных образовательных организаций Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 2 (10) / июль. - С. 4-12. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/05juL2021/kvo201/

избежание эмоционального и профессионального выгорания.

Также на основании того, что на профессиональное выгорание могут влиять не только личностные особенности педагога, но и другие факторы, авторами было выдвинуто еще одно предположение о природе появления данного феномена у педагогов ДОО: большую роль в возникновении профессионального выгорания в педагогической профессии может играть общее руководство педагогическим коллективом. В таком случае разумное распределение педагогической нагрузки, общественных поручений, выявление возможных увлечений педагога, которые могут пойти на благо образовательной работы детского сада, — это один из путей сохранения благоприятного рабочего психологического состояния коллектива организации. Наряду с этим можно обратить внимание на исполнение контрольных функций руководства, особенно в случае, когда оценка деятельности отдельного педагога не адекватна оценке работы других. Продуманные и утвержденные критерии оценивания для всего педагогического коллектива, применяемые одинаково ко всем, являются залогом нормального функционирования организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старчен-кова. — 2-е изд. — М.: Издательство «Питер», 2008. — 336 с.

2. Николаева, М. В. Исследование эмоционального интеллекта у педагогов дошкольного образования Калининградской области [Электронный ресурс] / М. В. Николаева // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 1 (9) / апрель. — С. 23-32. — URL: https://koiroioumal. ru/realises/q2021/02aprl2021/kvo103/ (дата обращения: 15.05.2021).

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. — URL: https:// rq.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 30.04.2021).

4. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. — М.: Издательство Института Психотерапии, 2009. — 337 с.

УДК 159.9.072.433

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Терешева О. В., Николаева М. В. Исследование профессионального выгорания у педагогов дошкольных образовательных организаций Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 2 (10) / июль. - С. 4-12. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/05jul2021/kvo201/

Olga V. Teresheva

Kaliningrad Regional Institute of the educational development Kaliningrad, Russia

Maria M. Nikolaeva

Kaliningrad Regional Institute of the educational development Kaliningrad, Russia

Research of the professional burnout among preschool teachers of the educational organizations of Kaliningrad region

Abstract. The article is devoted to the problem of professional burnout. It presents the research that was carried out in pedagogical communities of preschool education in the Kaliningrad region. The

research examines the manifestations of professional burnout, the behavioral and cognitive components of the teacher's interaction in the professional environment. As the phenomenon of professional burnout is complex, the authors in their research analyze the possibility of its connection with the personal characteristics of teachers, such as communicative social competence. The psychodiagnostic methodology "Questionnaire of communicative social competence" by N. P. Fetiskina, V. V. Kozlova, G. M. Manuilov was used to know the level of communicative social competence of preschool teachers. The psychodiagnostic method "MBI" by K. Maslach, S. Jackson in the adapt version of N. E. Vodopyanova was used to analyze the level of professional burnout.

Keywords: preschool education, communicative social competence, professional burnout, preschool pedagogues.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.