УДК 378.046.4:37.011
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Вейдт В. П. Реализация принципа вариативности в системе дополнительного профессионального образования: опыт Калининградского областного института развития образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 2 (10) / июль. - С. 20-28. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/05juL2021/ kvo203/
Вейдт Валерия Павловна | [email protected]
Кандидат педагогических наук Проректор по научно-методической работе Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия
Реализация принципа вариативности в системе дополнительного профессионального образования: опыт Калининградского областного института развития образования
Аннотация. В статье рассмотрены такие понятия, как «вариативность», «вариативность образования» и «принцип вариативности». Представлены авторские интерпретации основных походов к реализации принципа вариативности на разных уровнях системы образования. Статья содержит описание опыта Калининградского областного института развития образования по реализации принципа вариативности в практике планового повышения квалификации. Обозначены ключевые противоречия, возникающие перед слушателем в процессе построения собственной траектории дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: принцип вариативности, вариативность образования, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, образовательная программа, педагог, работник системы образования.
Понятие вариативности смело можно считать устоявшимся в образовании. Так, В. З. Юсупов, В. Г. Коротаев отмечают, что в педагогическом контексте термин «вариативность» стал активно использоваться еще в 90-х гг. прошлого столетия [8, с. 21]. Данный факт подтверждает онлайн-сервис Books Ngram Viewer1, с помощью которого легко отслеживается частотность употребления понятия в русскоязычных источниках (рисунок 1).
1 Поисковый онлайн-сервис от компании Google осуществляет массивный поиск заданных слов на различных языках, в том числе на русском, на основе десятков миллионов книг, документов и пр.
УДК 378.046.4:37.011
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Вейдт В. П. Реализация принципа вариативности в системе дополнительного профессионального образования: опыт Калининградского областного института развития образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 2 (10) / июль. - С. 20-28. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/05juL2021/ kvo203/
Рисунок 1 — Частотность употребления понятия «вариативность образования»
в онлайн-сервисе Books Ngram Viewer
Согласно результатам поиска в онлайн-сервисе Books Ngram Viewer, понятие «вариативность образования» впервые было употреблено в 1986 году, а «пик» его использования приходится на 1999-2000 гг., что вполне закономерно: именно в этот период разрабатывается и утверждается Программа модернизации образования [5], которая активно обсуждается, в том числе в научно-педагогической среде. Вопрос вариативности содержания образования, а также подходов к организации учебного процесса начиная с 90-х гг. прошлого столетия становится как никогда актуален.
В контексте реформирования системы образования принцип вариативности становится и остается поныне одним из базовых (наряду с принципами гуманизации, непрерывности, дифференциации и др.). Это подтверждает и Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому (статья 11) вариативность рассматривается с точки зрения возможности формировать образовательные программы с учетом разного уровня сложности, а также на основании способностей и потребностей обучающихся [6].
Похожее значение термин «вариативность» имеет и в научной области. Так, анализируя различные авторские подходы (А. Г. Асмолов, В. Г. Кинелев, В. В. Пикан и др.) к определению понятия «вариативность в образовании», А. В. Золотарева приходит к выводу, что вариативность может реализовываться, с одной стороны, в части содержания образования (что согласуется с законом «Об образовании...»); с другой — в части организации образовательного процесса [2, с. 83].
УДК 378.046.4:37.011
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Вейдт В. П. Реализация принципа вариативности в системе дополнительного профессионального образования: опыт Калининградского областного института развития образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 2 (10) / июль. - С. 20-28. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/05juL2021/ kvo203/
В настоящее время вариативность образования, по мнению А. М. Цирульникова, проявляется на пяти уровнях:
1) уровень образовательного процесса (вариативность форм и методов обучения, образовательных программ, учебных пособий и пр.);
2) уровень образовательной организации (вариативность видов учреждений образования, реализуемых ими программ и курсов, видов деятельности и пр.);
3) уровень организации территориальной, региональной системы образования (вариативность сети образовательных организаций, связей между учреждениями, реализуемых региональных (муниципальных) проектов и пр.);
4) уровень развития образования в регионе (вариативность профессиональных сообществ, общественных институтов и пр.);
5) уровень регионализации образования (вариативность форм и способов организации системы связей образования с другими сферами жизни) [7].
Важно отметить, что в рамках настоящей статьи термин «вариативность» будет преимущественно рассматриваться на уровнях образовательного процесса и образовательной организации.
Говоря о принципе вариативности в образовании невозможно не обратиться к дефиниции «принцип». Автору представляется уместным привести определение рассматриваемого понятия, даваемое А. М. Новиковым через те две
ключевые роли, которые играет принцип: на теоретическом уровне принцип являет собой обобщение какого-либо положения или теории, тогда как на практическом — выступает нормативом, определенным предписанием к действию [4, с. 57-58]. Таким образом, принцип вариативности задает определенные требования, с одной стороны, к содержанию образования; с другой — к условиям его организации.
Что касается системы дополнительного профессионального образования, то вариативность может осуществляться через
1) образовательные программы, их многообразие и разноуровневость, а также разнообразие способов, инструментов и форм реализации этих программ;
2) построение педагогом индивидуальной образовательной траектории (чему учиться, как и где), основанной на оценке собственных педагогических умений, понимании профессиональных интересов и запросов.
При этом ключевым результатом реализации принципа вариативности в системе повышения квалификации, по мнению С. К. Бережной, может стать формирование внутренней мотивации педагога на непрерывное профессиональное образование и самообразование [1, с. 13].
Таким образом, основные преимущества организации учебного процесса, основанного на принципе вариативности, сводятся к реализации разнообразных
№ 2 (10) / 2021
УДК 378.046.4:37.011
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Вейдт В. П. Реализация принципа вариативности в системе дополнительного профессионального образования: опыт Калининградского областного института развития образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 2 (10) / июль. - С. 20-28. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/05juL2021/ kvo203/
подходов [3], а также к обеспечению возможности осуществления обучающимися выбора стратегий и траекторий собственного развития.
Реализуя с 2012 года персонифицированную модель повышения квалификации,
Калининградский областной институт развития образования приобрел опыт внедрения принципа вариативности в практику дополнительного профессионального образования тремя путями / вариантами (рисунок 2). Рассмотрим каждый из них.
Рисунок 2 — Модель реализации принципа вариативности в системе дополнительного профессионального образования: опыт Калининградского областного института развития образования
УДК 378.046.4:37.011
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Вейдт В. П. Реализация принципа вариативности в системе дополнительного профессионального образования: опыт Калининградского областного института развития образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 2 (10) / июль. - С. 20-28. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/05juL2021/ kvo203/
Путь / вариант 1 — выбор образовательной программы. Так, с 2021 года большинство категорий работников системы образования в рамках планового повышения квалификации2 имеют возможность выбрать для обучения образовательную программу из предложенного перечня3. К примеру, выбор программы повышения квалификации доступен руководителям и заместителям руководителей образовательных организаций, учителям начальных классов, педагогам дошкольного образования, учителям-предметникам (русский язык, история и обществознание, биология, химия, информатика и ИКТ, иностранные языки и пр.), педагогам-библиотекарям, специалистам коррекционного профиля.
Выбор образовательной программы, по которой планируется осуществление планового повышения квалификации, осуществляется на основании профессиональных интересов (запросов) педагогических работников, а также в соответствии с рекомендациями профильных кураторов.
Важно отметить, что образовательные программы, разработанные и впервые реализуемые в 2021 году, являются более узконаправленными — в большинстве своем обучение по ним позволяет сформировать какую-либо одну современную (актуальную) для педагогической практики профессиональную компетенцию, тогда как программы 2020 года по своему содержанию являются базовыми, то есть направлены на совершенствование преподавания конкретных учебных предметов / на совершенствование профессиональной деятельности в области развития и воспитания детей.
Путь / вариант 2 — формирование индивидуального образовательного маршрута из числа инвариантных (обязательных для изучения) и вариативных (доступных для выбора) образовательных модулей. Проще всего формирование индивидуального образовательного маршрута продемонстрировать через реализуемую с 2020 года Калининградским областным институтом развития образования модель планового повышения квалификации (рисунок 3).
2 Плановое повышение квалификации осуществляется по профилю профессиональной деятельности работников системы образования не реже одного раза в три года и реализуется за счет средств областного бюджета в рамках исполнения Калининградским областным институтом развития образования государственного задания.
3 Полный перечень дополнительных профессиональных программ планового повышения квалификации, доступных для выбора слушателями, представлен на официальном сайте Калининградского областного института развития образования по ссылке: https://www.koiro. edu.ru/institute/obrazovanie/dopolnitelnye-professionalnye-proqrammy-planovoqo-povysheni-ya-kvalifikatsii/index.php.
УДК 378.046.4:37.011
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Вейдт В. П. Реализация принципа вариативности в системе дополнительного профессионального образования: опыт Калининградского областного института развития образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 2 (10) / июль. - С. 20-28. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/05juL2021/ kvo203/
0 .
г
НПР, '0 ч.
ПМР,
ъ& ч.
Самодиап-эе- /¡ка
/
LUar 1
-j
40 ч. — базовый уровень
«Государствен" ¿ля политика и соере образования»
Иьиариантьый мредмегнь й модуль, в т. ч. ПА
Шаг 2, диет обучение
--- ---! ВРг6ч / i Углубленный предметный
12 ч. : 1 ~4 и . модуль 1, в |.ч. ПА
Углубленный предметный
54 ч. — модуль 1, в т. ч. ПА
ПОСЫШС11НЫ11
предметный Углубленный предметный
уровень модуль L3 1 . ч. ПА
к
i--
■ I ■
Шаг 4, очное обучение
60 ч. -
, продвинутым ! предметный ! уровень
2 ч.
И "Оговад аттестлин
1
Шаг 3, диет обучение
___А____________________________+_____
Шаг 4 (5), диет обучение
Рисунок 3 — Модель планового повышения квалификации работников системы образования Калининградской области, где НПР — нормативно-правой раздел, ПМР — предметно-методический раздел, ВР — вариативный раздел, ПА — промежуточная аттестация
Из представленной схемы видно, что в рамках планового повышения квалификации слушателям назначаются два обязательных к изучению образовательных модуля из нормативно-правового и предметно-методического разделов, в
совокупности составляющих базовый уровень образовательной программы. Образовательные модули вариативного раздела выбираются работниками региональной системы образования исходя из результатов самодиагностики
УДК 378.046.4:37.011
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Вейдт В. П. Реализация принципа вариативности в системе дополнительного профессионального образования: опыт Калининградского областного института развития образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 2 (10) / июль. - С. 20-28. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/05juL2021/ kvo203/
(наличия дефицитов профессиональных компетенций), а также в соответствии с профессиональными интересами и запросами. Важно отметить, что выбор одного из трех уровней программы — базового, повышенного предметного (выбирается один образовательный модуль вариативного раздела) или продвинутого предметного (выбираются два образовательных модуля вариативного раздела) — осуществляется слушателем также самостоятельно.
Основные отличия представленной модели 2020 года от модели планового повышения квалификации 2021 года можно свети к двум положениям:
1) самодиагностика профессиональных компетенций с 2021 года включена в общее количество часов, отводимых на освоение образовательной программы (в учебных планах самодиагностика является частью предметно-методического раздела);
2) с 2021 года отсутствует жесткая фиксация количества часов, отводимых на освоение образовательных модулей предметно-методического и вариативного разделов (объем часов зависит от формируемых / совершенствуемых компетенций работников системы образования, формы реализации образовательной программы и пр.).
Пожалуй, формирование индивидуального образовательного маршрута слушателя как один из вариантов реализации принципа вариативности является самым распространенным и востребованным в
практике дополнительного профессионального образования.
Путь / вариант 3 — отбор содержания обучения и варианта проведения аттестационных испытаний, зависящий от категории работника системы образования, а также от программы, по которой осуществляется обучение.
Приведем два примера реализации принципа вариативности в соответствии с третьим вариантом.
Пример 1. В рамках обучения по образовательному модулю «Государственная политика в сфере образования» слушателям предоставляется возможность изучить дополнительные материалы, связанные с профилем их профессиональной деятельности на более углубленном уровне. Так, дифференциация содержания обязательного для всех слушателей образовательного модуля предусмотрена для учителей общеобразовательных организаций, педагогов дополнительного образования, преподавателей средних профессиональных организаций.
Пример 2. Чуть больше одной трети программ планового повышения квалификации, реализуемых Калининградским областным институтом развития образования в дистанционном формате, имеют учебные материалы для более углубленной проработки темы или раздела образовательного модуля (для учителей русского языка, начальных классов и др.), и каждая пятая программа повышения
УДК 378.046.4:37.011
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Вейдт В. П. Реализация принципа вариативности в системе дополнительного профессионального образования: опыт Калининградского областного института развития образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 2 (10) / июль. - С. 20-28. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2021/05jul2021/ kvo203/
квалификации предусматривает вариативность заданий итоговой аттестации (для педагогов-библиотекарей, воспитателей дошкольных образовательных организаций и др.).
Вернемся к рисунку 2. По нашему мнению, принцип вариативности в системе дополнительного профессионального образования должен реализовываться как последовательность трех осуществляемых слушателем шагов (пунктирная стрелка на схеме): 1) выбор программы обучения; 2) построение индивидуального образовательного маршрута; 3) освоение содержания образовательной программы в соответствии с профессиональным запросом. Такая модель, с одной стороны, позволяет слушателю занимать позицию субъекта образовательной деятельности, то есть полноправного участника образовательного процесса — сознательного, активного и рефлексирующего; а с другой — создает условия для профессионального роста обучающегося.
Тем не менее необходимо обозначить основные противоречия, возникающие перед слушателем в процессе построения собственной траектории дополнительного профессионального образования: 1) между необходимостью осуществления выбора программы повышения квалификации (или образовательных модулей) и неумением определить собственные профессиональные потребности;
2) между обязательностью построения индивидуального образовательного маршрута, основанного на осознании дефицитов профессиональных компетенций, и нежеланием проходить (само)диагностику;
3) между важностью проявления преимущественной самостоятельности в осуществлении выбора (программы, модуля, задания итоговой аттестации) и неспособностью принимать на себя ответственность за него.
Разрешение названных противоречий должно осуществляться в том числе посредством широкого информирования / консультирования слушателей о возможностях дополнительного профессионального образования, осуществляемого на основании реализации принципа вариативности.
Список литературы
1. Бережная, С. К. Вариативный подход к повышению квалификации педагогических работников профессиональной школы: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 / Бережная Светлана Кирилловна. — Ярославль, 2000. — 18 с.
2. Золотарева, А. В. Управление образовательной организацией. Развитие учреждения дополнительного образования детей: Учеб. пособие для СПО / А. В. Золотарева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 286 с.
3. Кулагина, Л. И. Вариативность образования как условие результативного
УДК 378.046.4:37.011
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Вейдт В. П. Реализация принципа вариативности в системе дополнительного профессионального образования: опыт Калининградского областного института развития образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 2 (10) / июль. - С. 20-28. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2021/05jul2021/ kvo203/
обучения младших школьников: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Кулагина Людмила Ивановна. — Ставрополь, 2002. — 22 с.
4. Новиков, А. М. Методология образования / А. М. Новиков. — 2-е изд. — М.: «Эгвес», 2006. — 488 с.
5. Реформа 2000 [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики. Новости. — URL: https://www. hse.ru/news/1163613/20011266.html (дата обращения: 07.05.2021).
6. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ с изменениями 2020 года «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 08.05.2021).
7. Цирульников, А. М. Система образования в этнорегиональном и социокультурном измерениях / А. М. Цирульников. — СПб.: АОС, 2007. — 400 с.
8. Юсупов, В. З. Реализация принципа вариативности в проектировании содержания профессионального образования [Электронный ресурс] / В. З. Юсупов, В. Г. Коротаев // Знание. Понимание. Умение. — 2012. — № 4. — С. 21-25. — URL: http://www. zpu-journal.ru/zpu/contents/2012/4/ Yusupov_Korotaev-Realization-Variation-Principle/ (дата обращения: 07.05.2021).
Valeriya P. Veidt
Kaliningrad Regional Institute of the educational development Kaliningrad, Russia
Implementation of the principle of variability in the system of additional vocational education: experience of Kaliningrad Regional Institute of the educational development
Abstract. Such notions as "variability", "variability in education" and "principle of variability" are considered in this article. The author's interpretations of the main approaches to the implementation of the principle of variability in different levels of the educational system are presented. The article contains the description of the experience of Kaliningrad Regional Institute of the educational development in the realization of the principle of variability in scheduled professional training. The key contradictions happening in the process of building a personal path of the additional vocational education are defined.
Keywords: principle of variability, variability in education, additional vocational education, professional training, educational program, educator, member of the education system.